Сегодня гульбарий от «слободского» корреспондента Дмитрия Захарьина.
— Речь пойдёт о городе Узловая, который своим названием благодарен местной железнодорожной станции.
Узловая — мой город, такой он один! И вами, и мною он очень любим! Памятных мест у нас в городе много, Скорей отправляйтесь со мною в дорогу!
Ранним весенним утром корреспонденты Myslo отправились на восток Тульской области, чтобы исследовать красоты городка с населением 53 тыс.человек, ехать до которого оказалось чуть меньше часа.
Признаюсь честно, что первые мои свидания с Узловой датированы ещё прошлым десятилетием, но тогда цель у визита была скорее точечная, чем исторически-справочная.
Поэтому все 47 минут пути до пункта назначения я посвятил составлению того маршрута, который в конце дня дал бы мне представление о городе, где уже на протяжении более 100 лет не уставая грохочут поезда.
Общие данные и исторические факты
- В 1873 году начинается строительство Сызранско-Вяземской железной дороги. Появляется станция Хрущёвская.
- В 1877 году станцию переименовывают в Узловую.
- В 1924 году Узлвая становится районным центром Богородицкого уезда Тульской губернии.
- В 1926 году небольшой населённый пункт про станции получает статус рабочего посёлка.
- В 1938 Узловая получает статус города.
- В конце июня 1941 года в Узловой создаются два истребительных батальона. Жители города работают над строительством оборонных сооружений.
- 16 октября 1941 года немецкая армия вышла к городу Тула.
- 12 октября 1941 года начинается эвакуация Узловой.
- 14 декабря 1941 года первый гвардейский кавалерийский корпус освобождает Узловую. Спустя 10 дней начинается восстановление города.
- С 1942 по 1957 Узловая является районным центром Московской области.
- В 2006 году образуется муниципальное поселение “город Узловая”.
Узловая и ее известные жители
Железнодорожный узел
Город Узловая – крупный промышленный центр, расположенный в самом сердце Среднерусской возвышенности в 47 километрах от Тулы. А в средние века нынешняя территория города Узловая относилась к так называемому Дикому полю, поэтому из-за угрозы набегов из степи постоянных поселений тогда там не было.
Территория Узловского района была практически безлюдной до последней четверти XVIII века, когда на его территории возникли владения графов Бобринских. В тот же период русским естествоиспытателем А.Т. Болотовым на территории района обнаружены запасы бурого угля.
Появление Узловой как населенного пункта связано с проведением в этих местах Ряжско-Вяземской железной дороги. Одна из станций – Хрущевская – проектировалась как узел трёх направлений – на Ряжск, Елец и Тулу, поэтому в обиходе между железнодорожниками её звали «Узловая». Это народное название официально было закреплено в 1877 году.
Одним из инициаторов строительства Ряжского-Вяземской железной дороги был князь Дмитрий Дмитриевич Оболенский – общественный деятель, профессор, друг писателя Л.Н. Толстого, послуживший ему прототипом Стивы Облонского в романе «Анна Каренина».
Рядом со станцией Узловой быстро образовался поселок того же названия, который начал расти по мере увеличения грузооборота на Сызрано-Вяземской железной дороге и повышения её военно-стратегического назначения в связи с русско-японской, а затем и Первой мировой войной.
Новым толчком к дальнейшему развитию поселка и станции стало открытие в окрестностях угольных шахт и строительство Бобриковского (Сталиногорского) химкомбината.
Сегодня на узловской земле расположены семнадцать крупных и средних предприятий различных обрабатывающих производств, выпускающих около 50 наименований важнейших видов продукции (горно-шахтное оборудование, синтетические смолы и пластмассы, полимерная пленка, линолеум, швейные изделия, обувь и т.д.). А недавно образовано новое совместное российско-китайское предприятие — автомобильный завод, еще более укрепивший авторитет Узловой в мире бизнеса.
Известные узловчане
Земля Узловского района связана со многими замечательными людьми, крепившими Отечество трудом, прославлявшими его в литературе и искусстве, защитившими на полях сражений.
Болдырева Лидия Сысоевна (27.10.1934, ст. Узловая-10.09.1991)— волейболистка, заслуженный мастер спорта СССР, двукратная чемпионка мира, чемпионка Европы, трёхкратная чемпионка СССР.
Воскресенская Зоя Ивановна (28.04.1907, ст.Узловая-8.01.1992, пос. Переделкино Московской обл.) — писательница, разведчица, лауреат Государственной премии СССР (7.11.1968). В 1928-1953 годах – на службе во внешней разведке. Полковник в отставке. Автор книг для детей и юношества.
Герасимов Михаил Николаевич (25.11.1927 – 19.11.2002, Узловая) – Герой Социалистического Труда (3.01.1974). Токарь Узловского машиностроительного завода.
Завенягин Авраамий Павлович (14.04.1901, Узловая – 31.12.1956, Москва) — российский государственный деятель, дважды Герой Социалистического Труда (1949, 1954), генерал-лейтенант НКВД — МГБ, заместитель наркома внутренних дел (1941—1951), заместитель Председателя Совета Министров СССР, руководитель строительства Магнитогорского металлургического комбината и Норильского никеля, один из основателей советского атомного проекта. Из семьи машиниста паровоза. Один из командиров первых пятилеток в СССР. С февраля 1943 г. руководил группой специалистов по созданию атомной бомбы. Похоронен в Москве в Кремлевской стене. Бюст А.П. Завенягина установлен в сквере его имени в центре Узловой.
Залотуха Валерий Александрович (3.07.1954,п.Шахты Узловского р-на-9.02.2015, Москва)— писатель, кинодраматург, автор сценариев к фильмам «Макаров» и «Мусульманин».
Квасников Леонид Романович (2.06.1905, Узловая-15.10.1993, Москва) — ученый, разведчик, Герой России (15.06.1996). Ученый в области химии, впоследствии – ядерной физики. С 1938 года работал во внешней разведке, начальник ее научно-технического отдела, один из инициаторов начала работы внешней разведки по атомной тематике.
Кузьмичёв Анатолий Петрович (20.05.1923, Узловая-12.06.2011, Минск)— советский писатель, участник Великой Отечественной войны. Юным жителям Узловой, десятиклассникам-выпускникам, пережившим ужасы гитлеровской оккупации города и вступившим в борьбу с врагом, посвящён его роман «Дети становятся взрослыми».
Максимов Владимир Емельянович (наст.- Михеев Лев Алексеевич) (27.11.1930, Москва-26.03.1995, Париж, Франция) — писатель, общественный деятель, главный редактор парижского журнала «Континент». Подолгу жил в Узловой у деда С.А. Михеева. Впоследствии использовал воспоминания о жизни у деда в своем творчестве. В 1973 году как соратник А.Д. Сахарова был изгнан из страны.
Медведев Дмитрий Александрович (21.08.1918, Узловая-26.11.1992, Ленинград) — Герой Советского Союза (15.05.1946), генерал-лейтенант авиации. Командовал полком истребительной авиации. Совершил 298 боевых вылетов, лично сбил 14 и в составе группы — 15 самолетов противника. Его имя носит узловская школа.
Орехов Лев Алексеевич (17.09.1932, Тула-18.02.1995, Узловая) — советский и российский хозяйственный деятель, заслуженный химик РФ (1993), директор Узловского химического завода в 1965—1995 годах, почётный гражданин города Узловая (3.10.2006). Создал из маленького химического завода крупное, уникальное предприятие (АО «Пластик»). Внес огромный вклад в развитие социальной, жилищной, экологической сфер жизни г. Узловая.
Подшибякин Василий Тихонович (1.01.1928,с. Никитское Тул. губ.-20.05.1997, Тюмень) — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, один из первооткрывателей крупнейшего в мире газового Уренгойского месторождения.
С 1943 по 1945 год он учился на машиниста в ремесленном училище № 8 г. Узловая Тульской области. После окончания училища работал помощником машиниста на железной дороге.
Сапронов Владимир Сергеевич (15.02.1939, д. Акимо-Ильинка Узловского р-на-23.09.2019)— поэт, член Союза писателей СССР с 1976 года. Лауреат литературных премий им. Л.Н. Толстого и им. Ярослава Смелякова. Родная деревня Акимо-Ильинка стала для него источником его поэзии, во многом определив самобытность творчества.
Севрюгин Николай Васильевич (16.02.1939-26.03.2002, Тула) – первый тульский губернатор-глава областной администрации в новой России (1991-1996 гг.), заслуженный работник сельского хозяйства РФ, почетный член Международной академии наук, член Президентского совета РФ.
Окончил Узловскую школу №15 (1956), Рязанский сельскохозяйственный институт (1962). С 1962 года трудовая деятельность Н.В. Севрюгина связана с Тульской областью.
Трегубов Николай Михайлович (6.12.1919, пос. Узловая-19.07.1950, г.Узловая)— майор, военный летчик, Герой Советского Союза (13.04.1944). Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир эскадрильи истребительного авиационного полка. Совершил 461 боевой вылет, в воздушных боях лично сбил 13 и в группе – два самолета противника.
После войны — летчик-испытатель, заместитель командира отряда космонавтов первого формирования.
Погиб в 1950 году при летных испытаниях самолета МиГ-17, похоронен в братской могиле в мемориальном комплексе «Вечный огонь» в Узловой, где вместе с ним покоятся останки 364 военнослужащих 239 стрелковой дивизии и 1-го гвардейского конного корпуса генерала Белова, оборонявших и освобождавших Узловую в ноябре-декабре 1941 года.
Именем Трегубова названа одна из центральных улиц города Узловая.
Федунец Иван Иванович (15.03.1914 – 31.05.1972, г.Узловая) – государственный и хозяйственный деятель. Герой Социалистического Труда (9.07.1966). Почетный гражданин г. Узловая (3.10.2006). С 1950 по 1972 год – директор Узловского машиностроительного , организовал и обеспечил на нем создание нового производства подъемно-транспортного оборудования и высокопроизводительной горной техники. Его имя присвоено заводу (20.07.1972). На здании управления завода (1972) и доме, где он жил, открыты мемориальные доски. Его памяти посвящен турнир по футболу.
Литература:
1. Край наш тульский. Путеводитель. – Тула, 2007.
2. Атлас Тульской области. Ист.-эконом.обзор. – Тула, 1996.
3. Официальный сайт г. Узловая Тульской области.
Узловая на карте России: география, природа и климат
Карта Узловой со спутника демонстрирует её расположение на Среднерусской возвышенности. Относится к Центральному федеральному округу. Город находится в 235 км от Москвы и в 45 км от Тулы. По восточной границе города протекает река Дон.
В окрестностях Узловой много лиственных лесов — встречается преимущественно дуб, осина, берёза. Леса Тульской области входят в государственный лесной фонд страны и выполняют санитарно-оздоровительные функции.
Климат в Узловой умеренно континентальный. Зимы здесь умеренно холодные с частыми оттепелями. Средняя температура — 10 °C. Лето тёплое, но дождливое. Средняя температура июля +23 °C. В городе работает метеорологическая станция.
Новое в блогах
История Сталиногорска далеко не так известна как история Сталино в Донбассе или Сталинграда на Волге, но и этот город как и два первых встал на пути у вермахта.
История Новомосковска берёт своё начало с посёлка Бобрики (1765—1930), который в начале 1930-х годов всего за несколько лет стал крупным промышленным городом, столицей территориального региона Мосбасс в составе Московской области. Это стало возможным благодаря строительству химического комбината по производству азотных удобрений вместе с сопутствующими производствами и инфраструктурой.
27 декабря 1933 года на карте СССР появился город Сталиногорск, а химический комбинат стал носить название Сталиногорский химический комбинат.
Съехавшиеся со многих регионов СССР строители, инженеры, рабочие разных специальностей с большим энтузиазмом возводили «Новую Москву», «Вторую Москву», как всерьез говорили о рождении нового города.
На торжественном митинге с участием народного комиссара тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе было озвучено обращение первостроителей к руководителям Партии и Правительства с просьбой переименовать Бобрики в Сталиногорск (в честь секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина).
Через несколько дней просьба была исполнена, и 27 декабря город был переименован в Сталиногорск, а комбинат стал носить название Сталиногорский химический комбинат. Индустриальный город стал носит название Сталиногорск-2.
Положение сторон
В ноябре 1941 года Сталиногорск стал одной из приоритетных целей 2 танковой армии Гудериана. На город наступали части 53-го армейского корпуса, непосредственно 112-я , 167-я пехотные дивизии,10, 29 моторизированная и 3, 4, 18 танковые. Первоначально на Узловую наступали 3 дивизии, но потом к ним присоединилась 167-я.
Герман Хосс, начальник связи 5-й танковой бригады 4 танковой дивизии 2 ТА пишет:
«Была середина ноября 1941 года, и штаб 5-й танковой бригады вернули 4-й танковой дивизии. В пригородах Тулы началась позиционная война.
Мы с нашей частью, приданной в помощь LIII армейскому корпусу, также вернулись в район города Ефремова. В тот момент планировалось окружение обходом с востока через Дедилово и в Венёв и взятие блокировавшей общее наступление Тулы.
Мы стояли в Горячкино (юго-восточнее Щёкино) на дороге в Дедилово. Построенный недавно поселок предназначался для шахтеров и состоял из двухэтажных домов. Планы наши были хороши, но мало чем подкреплялись. На картах, датированных 1918 годом, новые железные дороги и новые города обозначались фиолетовым цветом. Согласно обозначениям, планируемое наступление должно было пройти по совершенно новым районам.
Обилие новых железных дорог, в том числе на главном участке из Донецкого бассейна до Москвы. Фиолетовым цветом были окрашены новые промышленные города: Донской, Узловая и Сталиногорск .»
Для защиты Сталиногорска, Ставка ВГК выделила свежую 239-ю стрелковую дивизию, командира Г. О. Мартиросяна, прибывшую из Сибири. 17 октября 1941 года дивизия получила приказ на переброску на запад.
После пятидневной подготовки с 22 октября личный состав и техника дивизии отправились по железной дороге. В начале ноября 1941 года дивизия разгрузилась в городе Куйбышеве (ныне Самара), где 7 ноября приняла участие в параде в честь 24-й годовщины Великой октябрьской социалистической революции.
239-я стрелковая дивизия принимала участие во время парада в Куйбышеве 7 ноября 1941 г.
После этого войска принимавшие в параде отправлялись на фронт
15.11.1941 года еще не завершив разгрузку на станции Узловая, сибирская 239-я стрелковая дивизия повстречалась с врагом, а к концу дня 17 ноября вся дивизия уже вступила в ожесточенную схватку с 112-й и 167-й пехотными дивизиями противника в районе Ильинки, Черемховки, Федоровки, станции Полунино, Марьино, Егорьевское. Сложность ситуации также заключалась в том, что перебрасываемые на фронт части часто не успевали полностью сосредоточиться и были вынуждены сходу вступать в бой.
Гайк Оганесович Мартиросян, комдив 239-й вспоминал:
«Перед нами стояла задача: защищая границу подмосковного угольного бассейна, не дать врагу прорваться в направлении Москва-Кашира и Рязань, плотно закрыть стык двух фронтов (Западного и Юго-Западного), обеспечить формирование, сосредоточение и развертывание частей 10-й армии в Рязанской области.»
Карта выгрузки 239-й сд под Узловой
Выгрузка была завершена утром 18 ноября, когда начались ее бои против 112-й пд
По воспоминаниям командующего немецкой 2-й танковой армией Г. Гудериана, он знал об подходе новой дивизии:
«17 ноября мы получили сведения о выгрузке сибиряков на станции Узловая, а также о выгрузке других частей на участке Рязань-Коломна»
Гейнц Гудериан писал о дивизии высадившейся на Узловой и атаковавшей 112-ю пд, речь как раз шла о 239-сд
По планам Ставки была разработана операция, которая должна была упредить удар 2 ТА на тульском направлении
Схема не состоявшейся совместной операции 3-й и 50-й армии ЗФ, в ней должны были принять участие 239,299, 269 и 283 сд, а также 121 тбр
Это был план по уничтожению Богородицкой группировки противника силами 3-й армии Юго-Западного фронта, должен был проходить частью сил 50-й армии Западного фронта и 13-й армии в период 18-23 ноября 1941 года.
В районе Богородицка обозначены части немецкой 112-й пехотной дивизии, а в районе Волово — 167-й пехотной дивизии, по состоянию на 15-17 ноября 1941 года.
Дом в деревне Бибиково, в 3 км к югу от Узловой, где располагался штаб 239-й сд
По плану: с севера удар наносят 239-я с приданным 125-й отдельным танковым батальоном и 299-я стрелковые дивизии из района Дедилово, Узловая. С юга брешь на стыке Западного и Юго-Западного фронтов затыкают 269-я стрелковая дивизия при поддержке 121-й танковой бригады (им также приданы два стрелковых полка 283-й стрелковой дивизии, 9 орудий, два бронепоезда).
Однако, этим планам не суждено было сбыться, так как 18 ноября 1941 года немецкая 2-я танковая армия сама перешла в крупномасштабное наступление (второй этап операции «Тайфун») на окружение Москвы.
Части 11-й пд 53 ак в наступлении на сталиногорско-веневском направлении
239-сд 18 ноября вошла в соприкосновение с 112-й пд 53 ак вермахта возле станции Узловая. Для обеих сторон это было неприятной неожиданностью, так как срывало планы немцев по оперативному прорыву в сторону Сталиногорска и срывало планы советской дивизии по скорому наступлению на противника.
Главным местом ожесточенное борьбы стала станция Узловая, находящаяся в 52 км от Тулы и в 10 км от Сталиногорска. Станция возникла в 1873 году одновременно с поселением и именовалась как «Хрущевская». В 1924 году станция становится районным центром Узловского района Богородицкого уезда Тульской губернии (с 1937 года — в Тульской области).
В 1926 году посёлок при станции Узловая отнесён к категории рабочих посёлков. 11 сентября 1938 года рабочему посёлку Узловая присвоен статус города. Сама станция была стратегическим объектом.
Она соединяла железнодорожной линией Сталиногорск, Урванку, Тулу, Алексин, Ожерелье, Ефремов, Ряжск, Белёв и другие населённые пункты
12 октября 1941 года началась эвакуация из Узловой. В этот же день была первая бомбёжка. Бомбили ж/д мост и путепровод через реку Любовка.
Бассейн реки Любовка, место которое начали бомбить 12 октября 1941 г.
Объекты не пострадали. Второй эшелон отправили 14 октября. С ним выехали семьи машинистов, кондукторов, работников отделений, учителей ж/д школ. Узловские эшелоны отправлялись на станцию Урбах Саратовской области. Конечными пунктами были различные станции на землях Казахской ССР.
Эвакуация предприятий ж/д узла и железнодорожников, связанных с движением поездов, происходила позже. Её разрешили только после окончания вывоза оборудования тульских промышленных предприятий эшелонами, которые отправлялись в глубокий тыл через Узловую. После полученного приказа об эвакуации предприятий железнодорожники разобрали главные станционные пути, вывезли в тыл паровозы, вагоны, стрелочные переводы.
Жестокая бомбёжка Узловой была 25 октября 1941 года. Бомбили железнодорожные составы, больницу, бомбы были сброшены на Советскую площадь и на примыкающие улицы. Бомбёжками 5 и 6 ноября был разбит и подожжён городской элеватор.
Фронт непрерывно приближался к Узловой. Наиболее трудно приходилось паровозным бригадам, водившим поезда на участке Узловая — Ожерелье. Требовалась выдержка и мастерство, чтобы уехать от бомб и пулемётных очередей. Так, погибли машинист Ф. Скорик и его помощник. Был расстрелян из танка паровоз машиниста Михоты.
Начало боя за Узловую
Начало боя комдив 239-й Г. Мартиросян описывает так:
» С утра 18 ноября 1941 года противник предпринял серьезную атаку силами двух пехотных дивизий (112-й и 167-й) со стороны Богородицка, поставив задачу пробить нашу оборону с юго-запада в сторону Узловой и Новомосковска. Удары наносились по левому флангу и центру.
На рассвете 18 ноября 1941 года боевые порядки немцев уже выстроились на передовой линии обороны нашей дивизии, в частности, 817-го стрелкового полка. Враг при помощи артиллерии, танков и авиации стремился захватить важные опорные пункты.
Однако очевидное численное превосходство немцев не смогло поколебать волю наших бойцов. Система заградительного огня (артиллерийского и минометного) и шквальный огонь из всех видов стрелкового оружия помогали нашим бойцам уничтожать живую силу противника. Более ста вражеских танков, участвующих в атаке, не смогли пробить нашу оборону, увязли и остались на заминированных полях, в противотанковых траншеях, после чего были уничтожены.»
Немецкая карта от 18 ноября, 239-я сд на ней еще не отмечена
По воспоминаниям Г. Гудериана, дело было так:
«112-я пехотная дивизия натолкнулась на свежие сибирские части.
Ввиду того, что одновременно дивизия была атакована русскими танками из направления Дедилово, её ослабленные части не были в состоянии выдержать этот натиск…
Дело дошло до паники, охватившей участок фронта до Богородицка. Эта паника, возникшая впервые со времени начала русской кампании, явилась серьёзным предостережением, указывающим на то, что наша пехота исчерпала свою боеспособность и на крупные усилия уже более неспособна.
Положение на фронте 112-й пехотной дивизии было исправлено собственными усилиями 53-го армейского корпуса, который повернул 167-ю пехотную дивизию на Узловую.»
Немецкие танкисты покидают Шаховское во время наступления
В сводке 112-й пд это дело описывалось так:
« В течение дня противник значительно укрепил свои силы, особенно в районе железнодорожной линии.
Общее положение дел:
Общая численность войск противника составляет до одной дивизии, по меньшей мере 5-6 батальонов (предположительно одна дивизия), которые в значительной степени оснащены станковыми пулеметами, минометами, и легкими орудиями (сибирские войска);
Несмотря на все предыдущие столкновения с огнем нашей артиллерии, противник не изменил своих намерений [дословно: «не был впечатлен»]; противник очень хорошо ведет огонь.
Из показаний военнопленных и собственных наблюдений планируется дальнейшая разгрузка [войск] в Узловой и, с недавних пор, в Донском.
Артиллерия противника усилила свою активность — в частности, тяжелая артиллерия в районе Ламки — и пытается даже вести контрбатарейный огонь против нашей артиллерии.
В районе севернее и восточнее Егорьевского предположительно еще находятся части красной 41-й кавалерийской дивизии.
У дивизии, противостоящей упорному, боеспособному и хорошо оснащенному противнику, у самой — слабые батальоны, выдвинувшиеся далеко вперед с открытыми глубокими флангами; правый фланг прикрыт только 120-м разведывательным батальоном, на левом крыле и фланге и одновременно для обороны коммуникаций выделен один полк, который в случае собственного наступлении тут же оставит позиции. Все 3 полка дивизии были атакованы [противником], частично при поддержке танков.
Дивизия понесла значительные потери, личный состав в основном без зимней одежды должен был лежать на морозе под открытым небом, что отрицательно повлияло на боеспособность. Из-за слабой боевой готовности наступлению не хватало необходимого натиска.
Как позже было установлено из показаний военнопленных, например, наступление 110-го пехотного полка 18 ноября было остановлено русскими [только] силами разведывательных отрядов [в тексте подчеркнуто]. Приданные штурмовые орудия (по началу только два) из-за отсутствия шипов для обледеневшего грунта не были достаточно готовы для передвижения по местности.
Около 15:00 в телефонном разговоре с начальником штаба [53-го армейского] корпуса командир дивизии запросил разрешение отвести силы дивизии обратно за реку Люторичь, т. к. из-за изменения сил противника далее невозможно продолжать собственное наступление, а достигнутые рубежи недостаточно приспособлены для обороны в случае дальнейшего ожидаемого наступления противника.
Начальник штаба [53-го армейского] корпуса, как и командир корпуса, отклонил этот запрос, дивизия должна оставаться на занятых позициях во что бы то ни стало!»
Командующий 112-й пд генерал-майор Фридрих Мит
Его дивизия проиграла сражение 239-й сд и вынуждена была просить помощи
В самом деле Гудериану, чтобы выправить положение пришлось направить под Узловую 167-ю пд. В журнале 167-й пд сказано так:
» …17 ноября в районе около 15 км к северу — северо-востоку от Богородицка 112-я пехотная дивизия наткнулась на новые силы противника и командование корпуса сильно рассчитывает на то, что быстрым маршем 167-я пехотная дивизия прикроет ее правый фланг.»
Командование 53-го ак торопило 167-ю пд, так как положение 112-й пд становилось все более тяжелым, части 239-й сд теснили немцев. В журнале 167-й сд сказано:
» В течение вечера давление противника на 112-ю пехотную дивизию усилилось. Ситуация выглядит настолько критически, что 167-я пехотная дивизия, несмотря на то, что сегодня уже совершила большой марш, и проведенные бои в Никитском, после 3-х — 4-х часовой передышки снова должна выступать на марш».
18 ноября 4-я танковая дивизия — дивизия силами боевой группы Гролига после тяжелых боев за каждый дом взяла станцию Дедилово. Танковые соединения 4 тд получили приказ выступить в район Сталиногорска, на поддержку наступавшим там частям.
Георгий Жуков запишет так об этом:
» На тульско-московском оперативном направлении противник перешел в наступление 18 ноября. На веневском направлении, где оборонялись 413-я и 299-я стрелковые дивизии 50-й армии, ласту-пали 3, 4-я и 17-я танковые дивизии противника. Прорвав оборону, эта группа захватила район Болохово — Дедилово. Для противодействия в район Узловой нами были спешно брошены 239-я стрелковая и 41-я кавалерийская дивизии.»
На вечер 18.11.1941 г. 239 сд находилась в составе 3-й армии удерживая рубеж — Ильинку, Гудаловку, Фёдоровку и проводя контрнаступление в направлении Дедилово, Киреевка, Луневка.
Командир 239-сд Гайк Оганесович Мартиросян (конец 40-х) командовал дивизией, которой предстояло сражаться против 6-и дивизий противника
Помощи ждать в тот момент им были почти неоткуда
Гудериан продолжал накачивать новыми пополнениями атакующие части. Так 315-й пехотный полк, который первым пришел в район боевых действий, был придан для усиления 112-й пехотной дивизии и 19 ноября 1941 года отправлен маршем в Притоны, примерно в 7 км севернее Богородицка.
При этом впервые за поход в Россию полк движется в обратном направлении — на запад, хотя и также не впервые на 20 км.
В ночь с 18 на 19 ноября наступило затишье. Так 19 ноября перед фронтом 112-й пехотной дивизии все было неожиданно тихо, так что силы 167-й пехотной дивизии более не требовалось сразу же сходу вводить в бой, как ранее предполагалось.
В журнале 167-й пд сказано так:
» Противник на фронте против 112-й пехотной дивизии ведет себя спокойно настолько, что в течение дня дивизии не пришлось вступать в бой, как ожидалось. Совершенно независимо от этого до позднего вечера части дивизии подтягиваются в назначенный район.»
2-й и 3-й батальоны 315-го пехотного полка заняли позиции в Притонах по обоим сторонам от железнодорожной линии, ведущей на Узловую.
20 ноября 1941 года 53-й армейский корпус запланировал продолжать наступление на север силами 167-й пехотной дивизии, чтобы уничтожить противника во взаимодействии с 4-й танковой дивизией, которая продвигается на Узловую с запада.
Схема боевых действий под Узловой, 15-21 ноября
В то же время 112-я пехотная дивизия должна удерживать свой ранее достигнутый рубеж. Для атаки 315-й пехотный полк снова возвращается в 167-ю пехотную дивизию, кроме 2-го батальона, который все еще остается у 112-й пехотной дивизии.
Комдив 239-й сд Гарик Мартиросян пишет так об этом:
» С утра 20 ноября 1941 года части 3-й танковой и 167-й пехотной дивизий противника, перегруппировавшись, внезапно ударили по правому флангу, в направлении Ильинка-Дедилово-Новомосковск. Они преследовали цель пробить оборону 813-го стрелкового полка и взять Узловую и Новомосковск.»
Весь день 813-й стрелковый полк вел тяжелые и кровопролитные бои против превосходящих сил противника. Несколько раз получалось отбросить врага за передовую линию. В конце концов, немцам удалось оттеснить первый батальон 813-го стрелкового полка и, обойдя правый фланг с соседнего участка, они начали угрожать Узловой (городу и станции) и нашему правому флангу.»
В журнале 112-й пд сказано так:
» Согласно приказу генерального командования отдача приказов по дивизии на 20 ноября осуществляется по телефону в виде частных боевых приказов.
Дивизия обороняет занятые рубежи и готова своим левым крылом поддержать наступление 167-й пехотной дивизии.
Полки [дивизии] отражают атаки как и ранее со следующими изменениями:
112-й саперный батальон (подчиненный 256-му пехотному полку) и 120-й разведывательный батальон защищают восточный фланг.
3-й батальон 110-го пехотного полка должен вернуться под командование 110-го пехотного полка, т.к. более нет причин для его подчинения 256-му пехотному полку.
2-й батальон 315-го пехотного полка возвращается под командование 315-го пехотного полка с тем, чтобы количество полков, ведущих наступление на север, оставалось неизменным.
258-й пехотный полк ведет наступление совместно с 315-м пехотным полком, как только будет достигнута будка путевого сторожа в 2 км северо-западнее Сергеевского.»
Таким образом немецкие силы приближались к Узловой. Недалеко от станции оборонялись части 239 стрелковой дивизии. Её командир Г.О. Мартиросян пишет
«С утра 19 ноября 1941 года части 3-й танковой и остатки 167-й пехотной дивизий противника, перегруппировавшись, внезапно ударили по правому флангу, в направлении Ильинка-Дедилово-Новомосковск. Они преследовали цель пробить оборону 813-го стрелкового полка и взять Узловую и Новомосковск. Весь день 813-й стрелковый полк вел тяжелые и кровопролитные бои против превосходящих сил противника. Несколько раз получалось отбросить врага за передовую линию.
В конце концов, противнику удалось оттеснить первый батальон 813-го стрелкового полка и, обойдя правый фланг с соседнего участка, они начали угрожать Узловой (городу и станции) и нашему правому флангу.
………………………………
Сложилась паническая ситуация, были выделены последние резервные силы и заградительные средства. 239-я стрелковая дивизия, ведя упорные изнуряющие бои, будучи отрезанной от наших войск, в условия полуокружения приняла на себя атаки более 4-х вражеских дивизий.»
Днем комдив 239-й принял решение контр-атаковать немецкие позиции, чтобы восстановить прежнее положение. Для этого он собрал все боеспособные части которые смог найти — 3 эскадрона 41-й кавалерийской дивизии, батальон войск НКВД, один стрелковый батальон и один танковый.
Немецкая оперативная карта 19 ноября
Вместе они бросились на немецкие позиции. Завязалась ожесточенная схватка. Мартиросян пишет:
«19 ноября 1941 года вечером контратакующая группа в указанном составе и при поддержке двух дивизионов гаубичного полка в направлении Ильинка-Дедилово уничтожила два батальона 29-й мотодивизии и один батальон 167-й пехотной дивизии и, отбросив вражеские подразделения за передовую линию, восстановила прежнее положение.»
Утром 20 ноября 1941 года танковая группа Эбербаха-Гудериана при поддержке авиации и артиллерии прошла через образовавшуюся справа оперативную брешь и в направлении Дедилово-Александровка-Узловая-Сталиногорск (Новомосковск) устремилась на Венев и Каширу, намереваясь обойти Москву с востока. Одновременно с этим, обойдя правый фланг частями 3-й танковой дивизии, немцы в ночь с 20 на 21 ноября взяли все таки Узловую.
Командующий 2 танковой армией вермахта Гудериан так запишет об взятии станции Узловая
«21 ноября 53-й армейский корпус занял Узловую»
Г. Мартиросян пишет:
«На левом фланге нашей дивизии мобильная группировка противника, 10-я и 29-я мотодивизии и 18-я танковая, также проникли через образовавшуюся слева оперативную брешь в общем направлении Епифань-Михайлов-Рязань и к концу дня взяла Михайлов.»
Это все означало лишь одно — скорое окружение 239-й сд, которая сражалась практически одна.
В этих исключительно тяжелых условиях, когда танки и мотопехота немецкого противника висели на флангах советских частей и грозили полным окружением, командиры и комиссары полков, полковник Г. А. Гоголицин и майор И. Сивак, полковник Г. Соловьев, подполковник А. Мельников и майор Виктор Куренков не колебались: они проявили мужество и своими смелыми и решительными действиями остановили продвижение немецких войск, оказав в условиях полу-окружения достойное сопротивление.
Части 239-й постоянно атаковали так, что в полосе 112-й пд вермахта результаты боев 20 ноября оценили как поражение:
» Поражение 20 ноября можно объяснить следующим: в несколько раз превосходящие свежие силы противника атаковали выступающий передний край обороны в Егорьевском, и у личного состава, не привыкших отступать, при отступлении сдали нервы, и они вышли из-под контроля у своих командиров. К тому же, за день до этого выбыл из строя командир 2-го батальона 256-го пехотного полка, а 20 ноября — еще больше командиров рот.
Поражения возможно можно было бы избежать, если бы передовые рубежи обороны своевременно были отведены назад к югу от Егорьевского и полки дивизии были бы размещены ближе к ней. Можно было бы точно избежать поражения, если согласно предложению [штаба] дивизии от 18 ноября передовая линия обороны была перемещена в ущелье реки Люторичи.
20 ноября 256-й пехотный полк понес новые тяжелые потери, также к раннему утру 21 ноября большая часть солдат снова нашлась.
Была потеряна следующая тяжелая техника: одно тяжелое пехотное орудие, одно легкое пехотное орудие, 4 37-мм противотанковых пушки, 4 станковых пулемета, полевая кухня, 6 минометов, большую часть из которых позже удалось эвакуировать.
Дальнейшего прорыва противника удалось не допустить, тем не менее прежде всего из-за того, что противник до вечера не предпринимал более никаких значительных действий. Возможно, причиной тому могла послужить оценка наступления 167-й пехотной дивизии или наступление [24-го] танкового корпуса на Узловую.»
Другие части 24 тк также вели изнурительные бои с 239-й. 4-я танковая дивизия вела тяжелые бои с непрерывно контратакующей 239-й сд к востоку, юго-востоку от Узловой. Позиции немцев не выдержали, произошел прорыв «сибиряков» в Петровское, произошли танковые бои у станции Дедилово.
Досталось от 239-й и 167-я пехотной дивизии, хотя действовала более успешно. Так в ходе многочасового штурма и последующих жестоких уличных боев 339-й пехотный полк выбил части 239-й стрелковой дивизии из Крутое (ныне поселок Крутой Верх Узловского района).
Ими (частями 167-й) была отражена советская отражена контратака из Фёдоровки, но 315-й пехотный полк понеся значительные потери не смог развить наступление дальше на север к Узловой.
Г. Мартиросян пишет:
«Утром 21 ноября произошел любопытный инцидент: два вражеских батальона вместе с танками в третий раз атаковали Бибиково, где и располагался наш штаб. Складывалась чрезвычайно напряженная ситуация: весь офицерский состав штаба и политотдела, который и без того был изнурен предыдущими сражениями, уже приготовился отражать нападение противника огнем и контратакой.
В столь тяжелую для нас минуту неожиданно для противника 3-й батальон нашего 817-го стрелкового полка вместе со 125-м танковым и разведывательным батальонами перешел в контратаку и, разбив врага, отшвырнул его в северном направлении.
Эту неожиданную атаку предпринял и организовал капитан С. Г. Манукян, который, увидев со своего наблюдательного пункта надвигающуюся на нас беду, подоспел со своими резервными силами и нанес большие потери противнику.
Капитан Манукян был убит в этом неравном бою. Принеся в жертву собственную жизнь, он спас командование, штаб и политотдел, тем самым обеспечив бесперебойное руководство.»
25 ноября 1941 года газета «Правда» написала о сражениях, развернувшихся в районе станции Узловая:
«Вот уже седьмой день к юго-востоку от Тулы ведутся тяжелые, кровопролитные бои. Враг потерял более 70 танков и 20 тяжелых орудий, большое количество раненых и убитых.
Их потери продолжают расти. Несмотря на это, фашисты продолжают нападать, не обращая внимания на огромные потери своей техники и живой силы.
Основные усилия противника направлены на взятие одного из шоссе, ведущего из Тулы в Новомосковск.
Войска товарища Мартиросяна при поддержке танков наносят смертельные удары по флангам одной из группировок врага и ведут бои в районе станции Узловая…»
Но это все было 25 числа, а пока шли отчаянные бои возле станции Узловая, немецкие части вырвавшиеся вперед стремительно шли к городу Венев. Туда прорвалась 17 тд и 3 тд, их уход немного облегчил положение 239-й.
Далее следовало противостояние за Сталиногорск.
Достопримечательности города Узловая
В городе работает несколько интересных культурных учреждений:
- Узловский железнодорожный музей хранит артефакты, рассказывающие о развитие отрасли в регионе.
- Узловский художественно-краеведческий музей хранит богатую коллекцию художников 50-90х годов прошлого столетия. Является базой местной художественной школы.
- Молодёжный любительский театр. Труппа объединяет профессионалов и молодых артисов-любителей.
В городе сохранились церкви конца XVIII — начала XIX века — Храм во имя Архангела Михаила, Троицкая церковь, Свято-Никольская церковь и Покровская церковь. В некоторых из них по праздникам проводят службы.
Узловая. Природоведческий аспект
Главная / Читателям / Узловая. Природоведческий аспект Узловский район расположен на востоке Тульской области, в 40 километрах от Тулы и в 180-ти – от Москвы, на Среднерусской возвышенности. Общая площадь района 631,25 кв. км, что составляет 2,5 процента территории Тульской области. Протяженность территории с севера на юг – 33-35 км, с запада на восток – 30 км.
Территория района является частью Среднерусской возвышенности, рельеф её представляет собой волнистую равнину, высота которой колеблется от 220 до 230 метров над уровнем моря. Высшая точка находится у деревни Прилесье- 225 км. Узловая является столицей Узловского района и частью Тульско-Новомосковской агломерации. Через район проходят автодорога республиканского значения «Москва—Воронеж», железные дороги «Москва—Воронеж» и «Калуга—Ряжск», а также автомобильные и железные дороги местного значения, связывающие Узловую с другими районными центрами области (Новомосковск, Богородицк, Донской, Кимовск, Тула).
Климат района умеренно континентальный с четко выраженными сезонами года. Характеризуется теплым, но неустойчивым летом, умеренно холодной с устойчивым снежным покровом зимой и хорошо выраженными, но менее длительными переходными периодами – весной и осенью. Средняя температура января –10 градусов, средняя температура июля +19 градусов; количество осадков – около 500 мм в год. Основные климатические характеристики и их изменение определяются влиянием общих и местных факторов: солнечной радиации, циркуляции атмосферы и подстилающей поверхности. Территория района находится под воздействием воздушных масс Атлантики, Арктического бассейна, а также масс, сформировавшихся над территорией Европы. В конце лета – начале осени, нередко во второй половине зимы и весной, преобладает западный тип атмосферной циркуляции, сопровождающийся активной циклонической деятельностью, значительными осадками, положительными аномалиями температуры воздуха зимой и отрицательным летом. Ветровой режим характеризуется преобладанием в течение года потоков западного и юго-западного направления.
На территории района протекают реки; самая крупная из них -Дон, ее притоки: Люторичь, Сукромка, а также реки Окского бассейна — Шиворонь, Рассошка, Любовка и др. Водой занято 774 га. В реках водятся промысловые рыбы: карп, карась, окунь, плотва и другие. Водные ресурсы располагают прудами: Трестовский, Свиридовский и карьерами, образовавшимися на выработанной территории открытых угольных месторождений. Все реки района по величине и среднегодовым расходам относятся к малым. Основным источником питания является снежный покров. Особенностью режима является высокое весеннее половодье, сменяющееся летне-весенней меженью, за которой наступает период устойчивых зимних уровней. Частично территория района, расположенная в пойме реки Дон и его притоков, подвержена подтоплению. На подтопляемой территории наблюдается целый ряд участков, заболоченных полностью или частично. Причинами заболачивания являются застой поверхностных вод в локальных понижениях, а также неглубокое залегание уровня грунтовых вод. Заболоченности встречаются и на отдельных участках днищ ряда балок. Большинство водоемов и рек используются местным населением для рекреационных целей. Пруды используются для орошения и рыборазведения.
Водоснабжение района базируется исключительно на использовании подземных вод. Территория Узловского района расположена в пределах Московского артезианского бассейна. Ресурсы пресных подземных вод, пригодных для хозяйственно- питьевого потребления ограничены.Анализ современного состояния и перспектив использования подземных вод показал наличие ряда проблем геологического, техногенного и экологического содержания. Качество подземных вод в целом удовлетворительное: концентрация тяжелых металлов в водах каменноугольных и девонских отложений находятся в допустимых пределах, в частности: бор, цинк, свинец, молибден, никель, медь, хром, ртуть, марганец. Вместе с тем, по данным химанализов воды из ряда скважин отмечены отклонения от нормативов СанПиНа в виде превышений ПДК по железу и стронцию.
На территории Узловского района наблюдается широкое разнообразие природных ландшафтов с высокой эстетической контрастностью. Обилие и разнохарактерность элементов пейзажей местностей создают высокую визуальную эстетичность окружающей природы. Обилие ландшафтов и их элементов, широта обзора, глубина и разнообразие перспектив, многоплановость, красочность, выразительность рельефа, пространственное разнообразие растительности и прочее — все это для созерцающего создает психофизиологический комфорт. В городе Узловая имеется комплексный памятник природы регионального значения – «Парк культуры и отдыха», созданный в 1977 году, площадь парка составляет 4 га. Территория парка прекрасно благоустроена, оборудована для отдыха и прогулок.
По характеру растительности территория района относится к лесостепной зоне, для которой характерны мелкие изреженные леса и лесополосы. Общая площадь земель, занятых лесами на территории района — 1176 га, что составляет 2,2% от общей площади земель района.В лесах района преобладают лиственные породы (березы, липа, клен, тополь, осина, дуб). Леса оказывают огромное влияние на экологическое состояние природных комплексов, выполняя такие биоэкологические функции, как регулирование и фильтрация водного стока, предотвращение эрозии почв, сохранение биологического разнообразия, обогащение атмосферы кислородом и поглощение углерода, влияние на формирование климата и предотвращение загрязнения воздушного бассейна. Район расположен в безлесной части области. На территории района преобладают почвы, содержащие пять – семь процентов перегноя, имеющие хорошую структуру. Встречаются и серые лесные почвы, являющие признаком того, что здесь когда – то были леса. Большая часть территории распахана, значительная часть занята лугами.
Узловский район обладает развитой минерально-сырьевой базой, что позволяет поддерживать промышленный потенциал самого города и его окрестностей, развивать производство строительных материалов для местных нужд. На территории района выявлено: 1 месторождение строительных песков, 1 месторождение тугоплавкой и огнеупорной глины, 4 месторождения кирпичных глин и суглинков, ряд месторождений бурого угля. Буроугольные месторождения сконцентрированы преимущественно на северо-востоке района. В настоящее время угольные ресурсы не используются. В связи с низким использованием резервных шахтных полей с 1985г. были прекращены все виды разведочных работ, а с 1990г. – и поисковые работы на уголь. В 2000 году закрылась последняя угольная шахта «Дубовская» (ранее называлась «3-я Бибиковская»). Вместе с тем, расширение использования местных угольных ресурсов по-прежнему актуально, так как Тульская является дефицитной область по производству электроэнергии. Проведенные в последние годы исследования показали возможность практически безотходного использования бурого угля с получением тепла, электроэнергии, ценных редких металлов (галлия, иттрия, лития, ванадия и др.), глиноземного концентрата для производства алюминия и высококачественного цемента. Комплексное использование бурых углей позволит значительно улучшить экономические показатели и сделает привлекательным их применение в качестве основного энергетического сырья для производства электроэнергии.По геоботаническому районированию Узловский район относится к подзоне широколиственных (дубово-кленово-липовых) лесов.Лесостепной ландшафт Узловского района определяет большое разнообразие животного мира. Здесь обитают лисы, хорьки, куницы, кабаны, барсуки. Повсеместно распространены грызуны: белки, заяц – русак, хомяки тушканчики, полевые мыши. Из пернатых: серая куропатка, перепел, вальдшнеп, бекас. Утки: кряква, серая, гоголь, красноголовый нырок, чирок-свистунок, чирок — трескунок, лысуха. Все эти птицы остаются у нас зимовать.
В 1986 году территория города и района, как и ряд других территорий Тульской области подверглась серьёзному радиоактивному заражению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, что повлекло значительное переоблучение населения. С тех пор минуло 30 лет. До сих пор в некоторых районах города наблюдается повышенный уровень радиационного гамма-фона. За последние годы у детей, проживающих на территории Узловского района, регистрируется повышенная утомляемость, снижена работоспособность, головные боли и боли в суставах, отклонения давления от возрастных норм в сторону повышения или понижения.
Основные улицы Узловой
Карта Узловой с улицами наглядно показывает расположение главных магистралей города:
- ул. Беклемишева — главная улица города на которой находится Центральная районная больница и Узловское медицинское училище.
- ул. Первомайская начинается у микрорайона Паспортного и заканчивается на пересечении с ул. Воейковской.
- ул. Гагарина находится в центральной части города. На ней стоят: Узловский городской суд Тульской области, гостиница “Русь”, тепловая компания “Каскад”.
- ул. Привокзальная — старейшая улица города, находящаяся у Парка Железнодорожников. Недалеко находится автостанция Узловая и здание железнодорожного вокзала.
Узловая
(Тульская область)
Код ОКАТО:
70244501
Основан:
1873
Поселок городского типа с:
1926
Город с:
1938 Город районного подчинения (Узловский р-н Тульской области)
Центр:
Узловский р-н
Город прежде назывался:
Хрущёвская | 1873 | 1877 |
Телефонный код (справочный телефон) | |
48731***** | 60-909 |
Отклонение от московского времени, часы:
0
Географическая широта:
53°59′
Географическая долгота:
38°10′
Высота над уровнем моря, метров:
220 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Узловая
Экономика и промышленность Узловой
Выгодное географическое положение и проходящие через город транспортные пути способствуют экономическому развитию города. В Узловой успешно функционируют предприятия текстильной, химической и пищевой промышленности. Работает производство мебели и строительных материалов.
Крупнейшие предприятия Узловой:
- Машиностроительный им. И. И. Федунца занимается производством кранов электрических, конвейеров и комплексов для горных шахт.
- Химический производит композиты и пластмассы.
- Узловский молочный комбинат выпускает молочную продукцию торговой марки “Лукоморье”.
- НПО “Промет” производит офисную и медицинскую мебель, противопожарные двери и сейфы.
- «Промет — Специальные технологии» — оборонное предприятие.
В Узловой открыто 4 медицинских учреждения. Работает региональная газета “Знамя” и телевизионный кабельный канал “Каскад”.
Карта
Узловая: карты |
Узловая: фото из космоса (Google Maps)Узловая: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Узловая. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Дубовка | 7 () | ЮЗ |
2 | Донской | 9 (10) | В |
3 | Новомосковск | 9 (8) | В |
4 | Киреевск | 16 (25) | З |
5 | Грицовский | 17 (19) | С |
6 | Бородинский | 22 (41) | З |
7 | Кимовск | 24 (25) | В |
8 | Богородицк | 24 (29) | Ю |
9 | Болохово | 25 (29) | СЗ |
10 | Липки | 30 (46) | З |
11 | Товарковский | 33 (41) | Ю |
12 | Советск | 35 (53) | З |
13 | Венёв | 41 (50) | С |
14 | Первомайский | 42 () | З |
15 | Щёкино | 42 (56) | З |
16 | Тула | 43 (44) | СЗ |
17 | Плеханово | 48 () | СЗ |
18 | Волово | 48 (65) | Ю |
19 | Октябрьский (Рязанская область) | 55 () | СВ |
20 | Тёплое | 55 (66) | ЮЗ |
21 | Ленинский | 56 (59) | СЗ |
22 | Михайлов | 62 (75) | СВ |
23 | Ясногорск | 63 (81) | СЗ |
24 | Серебряные Пруды (Московская область) | 64 (80) | СВ |
25 | Плавск | 65 (86) | ЮЗ |
26 | Куркино | 69 (87) | ЮВ |
27 | Дубна | 81 (91) | З |
28 | Захарово (Рязанская область) | 84 (100) | СВ |
29 | Архангельское | 85 () | Ю |
30 | Алексин | 91 (100) | СЗ |
Краткая характеристика
Город расположен в 54 км к юго-востоку от Тулы. Ж.д. узел.
Территория (кв. км): 33
Информация о городе Узловая на русском сайте Википедии
Исторический очерк
Основан в 1873 г. как узловая ж.д. станция Хрущёвская. В 1877 г. переименована в Узловую. Название отражает положению станции в узле железных дорог. В 1916 г. от Узловой начато строительство ж.д. линии на Венёв — Москву.
Районный центр с 1924 г. Рабочий посёлок Узловая с 22.02.1926 г. В 1932-35 гг. Узловая — один из центров строительства железной дороги Москва — Донбасс.
В 1938 г. в Узловой была заложена первая шахта, в 1942 г. — вторая.
Город с 1938 г. До 1957 г. в составе Московской области.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 город был оккупирован немецко-фашистскими войсками 21 ноября 1941 г. Освобождён 14 декабря 1941 г. войсками Западного фронта в ходе Тульской операции.
В 1942-58 гг. в Узловой было построено 15 шахт, возникло 5 шахтёрских посёлков.
Экономика
ПО «Кран» (основан в 1946 г.; производство механизированных комплексов для добычи угля, мостовых и контейнерных кранов), «Пластик» (с 1959 г.), дрожжевой завод, швейная, обувная фабрики, предприятия пищевой промышленности.
Добыча бурого угля (с 1938).
Основные предприятия
ДОБЫЧА УГЛЯ
Шахта «Дубовская» ОАО «Тулауголь»
301650, Тульская область, Узловский р-н, г. Узловая,
Предлагает:
уголь
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ОАО «Пластик»
301650, Тульская область, Узловский р-н, г. Узловая, ул. Тульская, 1
Предлагает:
стирол, АБС пластик, полистирол, фенопласты, обои, ТНП из пластмассы
МАШИНОСТРОЕНИЕ
ОАО «Узловский машиностроительный завод им. И.И. Федунца ‘Кран'»
301650, Тульская область, Узловский р-н, г. Узловая, ул. Заводская, 1
Предлагает:
краны электрические козловые и мостовые, комплексы и механизированные крепи, конвейеры
РАДИОПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ОАО «Аппаратура дальней связи»
301650, Тульская область, Узловский р-н, г. Узловая, ул. Дубовская, 2
Предлагает:
аппаратура связи
Культура, наука, образование
Художественная галерея.
Музеи, галереи, выставочные залы
Узловский художественно-краеведческий музей 301600, Тульская область, Узловский р-н, г. Узловая, ул. Беклемищева, д. 48 Телефон(ы): (48731) 6-34-04
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1926 | 3 | 1979 | 64.8 | 2003 | 59.8 | 2014 | 53.3 |
1931 | 5.9 | 1982 | 64 | 2005 | 58.1 | 2015 | 52.8 |
1939 | 17.9 | 1986 | 64 | 2006 | 57.4 | 2016 | 52.4 |
1959 | 53.9 | 1989 | 64.9 | 2007 | 56.9 | 2017 | 51.9 |
1962 | 53 | 1992 | 63.6 | 2008 | 56.4 | 2018 | 51.4 |
1967 | 52 | 1996 | 62.2 | 2010 | 55.6 | 2019 | 50.5 |
1970 | 61.9 | 1998 | 61.0 | 2011 | 55.3 | 2020 | 49.7 |
1973 | 64 | 2000 | 59.8 | 2012 | 54.5 | 2021 | 49.2 |
1976 | 64 | 2001 | 59.0 | 2013 | 53.9 |