город областного подчинения с административной территорией[1] / городской округ[2] | |
город Люберцы городской округ Люберцы | |
Флаг | Герб |
- (4,1 %)
Эта статья — о муниципальном образовании. О городе см. Люберцы.
Городской округ Люберцы
— муниципальное образование на территории Московской области Российской Федерации.
Административный центр — город Люберцы.
На уровне административно-территориального устройства — город областного подчинения Люберцы с административной территорией.
История
9 января 2022 года законом № 206/2016-ОЗ муниципальное образование Люберецкий муниципальный район было преобразовано в муниципальное образование городской округ Люберцы с упразднением всех ранее входивших в него 5 городских поселений[5].
29 марта 2022 года дачный посёлок Красково, рабочие посёлки Малаховка, Октябрьский и Томилино отнесены в административное подчинение Люберцам[6].
23 апреля 2022 года административно-территориальная единица Люберецкий район была преобразована в город областного подчинения с административной территорией[7][8].
См. также: Люберецкий район
Герб
Герб Люберец представлен в виде французского щита. На нем изображено узкое вогнутое красное острие в лазоревом поле. Оно наклонено вправо от зрителя и внизу расширяется до краев щита. Имеет тонкую, сужающуюся кверху кайму. Вершина острия накрыта золотой звездой с пятью лучами. Они удлиняются от низа к верху. Герб символизирует космическую отрасль, вертолетостроение, науку, образование.
Художественная композиция внесена в Государственный геральдический регистр РФ под № 3474. Утверждена решением Совета депутатов городского поселения Люберцы №119/4 от 29 июня 2007 года.
Населённые пункты
В состав городского округа входят 22 населённых пункта, в том числе: 1 город, 3 рабочих посёлка, 1 дачный посёлок, 6 посёлков и 11 деревень:
№ | Населённый пункт | Тип | Население (чел.) |
1 | Балластный Карьер | посёлок | ↘26[12] |
2 | Егорово | посёлок | ↗438[12] |
3 | Жилино-1 | посёлок | ↗364[12] |
4 | Жилино-2 | посёлок | ↗299[12] |
5 | Кирилловка | деревня | ↗399[12] |
6 | Красково | дачный посёлок | ↘23 910[11] |
7 | Лукьяновка | деревня | ↗21[12] |
8 | Люберцы | город | ↗208 397[4] |
9 | Малаховка | рабочий посёлок | ↘24 781[11] |
10 | Марусино | деревня | ↘490[12] |
11 | Машково | деревня | ↘84[12] |
12 | Мирный | посёлок | ↘99[12] |
13 | Мотяково | деревня | ↘134[12] |
14 | Октябрьский | рабочий посёлок | ↗20 073[11] |
15 | Пехорка | деревня | ↗313[13] |
16 | Сосновка | деревня | ↘0[12] |
17 | Токарево | деревня | ↘381[12] |
18 | Томилино | рабочий посёлок | ↘29 839[11] |
19 | Торбеево | деревня | ↘27[12] |
20 | Хлыстово | деревня | ↘3[12] |
21 | Часовня | деревня | ↘197[12] |
22 | Чкалово | посёлок | ↘278[12] |
См. также: Список населённых пунктов городского округа Люберцы
ДРАНСИ – ФРАНЦУЗСКИЙ ПОБРАТИМ ГОРОДА ЛЮБЕРЦЫ
Улица Побратимов – многие из наших читателей наверняка слышали о ней или бывали в этом микрорайоне многоэтажек, что на севере Люберец. Однако, далеко не каждый из люберчан знает о том, почему эта улица получила такое свое «имя».
А началась эта история полвека тому назад: именно тогда была заложена основа для дальнейших контактов, обмена делегациями и сотрудничества между городами-побратимами Люберцы (СССР) и Дранси (Франция).
ЖИТЕЛИ КОВЕНТРИ – ЗАЩИТНИКАМ СТАЛИНГРАДА
Официально точкой отсчета движения породненных городов (побратимов) считается 1944 год. Но идея эта зародилась еще раньше: в британском городе Ковентри, после страшной ночи 14 ноября 1940 года, когда в результате 12-ти часов немецких бомбардировок погибли 554 человека и были разрушены три четверти домов в центре города. Спустя два года гигантским разрушениям был подвергнут фашистами и город Сталинград.
Именно тогда в Ковентри и возникло движение левых сил, призывавшее Британию к активизации помощи Советскому Союзу. И сам город предпринял немало для отправки помощи «русским, на фронт», и это стало трогательным событием. 830 женщин Ковентри внесли каждая по шесть пенсов за право вышить свою подпись на скатерти. А всего население Ковентри собрало тогда немалую сумму в 4 516 фунтов на покупку рентгеновских аппаратов для Красной Армии; в сборе денег участвовали и дети. Скатерть из Ковентри вместе с посланием «Маленькая помощь лучше большого сочувствия» и с собранными пожертвованиями была передана через посольство СССР в Лондоне в Сталинград. В ответ от сотен оставшихся в живых женщин Сталинграда был отправлен в Ковентри альбом с их подписями. В 1944 году узы дружбы между двумя этими городами были закреплены официально; а ковентрийская скатерть и ныне хранится в музее Сталинградской битвы в Волгограде как бесценная реликвия.
В 1957 году представители городов-побратимов создали Всемирную Федерацию породненных городов (ВФПГ), решением которой в 1963 году последнее воскресенье апреля было объявлено Всемирным днем породненных городов. В 1964 году породненные города СССР объединились в Ассоциацию по связям советских и зарубежных городов, которая вошла в состав ВФПГ. Позже в эту Ассоциацию были включены и города-побратимы – Люберцы и Дранси.
ГОРОД В ПРЕДМЕСТЬЕ ПАРИЖА
Отрадно сознавать, не правда ли, что всего в 11 километрах от центра Парижа есть город Дранси, который для нас, люберчан, уже полвека как не совсем «чужой», а породненный официально с нашими Люберцами. 66,5 тысяч жителей Дранси встают каждое утро с надеждой на удачный день, строят планы, спешат на работу, учебу или на свидания с любимыми, и каждый из них, как и мы, наверняка мечтает о счастье и мире.
Город Дранси (Drancy) расположен в регионе Иль-де-Франс (в переводе с франц. — Остров Франции), что в центральной части Парижского бассейна, между реками Сена, Марна и Уаза. Территорию Иль-де-Франс (с центром в Париже) нередко величают ядром французского государства. В состав региона Иль-де-Франс входят 8 департаментов, к одному из которых, Сен-Сен-Дени, относится и город Дранси. Небольшой по площади, департамент Сен-Сен-Дени занимает второе место во Франции по плотности населения.
История Дранси известна с галло-римской эпохи (III века н.э.). В Средние века этот регион существовал за счет сельского хозяйства: на равнинах здесь выращивались злаки и виноград, на лугах пасли скот. В XVI-XVII веках Дранси принадлежал семье Сегье, которая выстроила на этой земле замок. В XIX веке бароном де Ладусет в Дранси был устроен большой парк. Не одну сотню лет род баронов де Ладусет держал винодельню ради своего удовольствия и престижа. Ныне гражданин Франции и потомок знаменитого рода , барон Патрик де Ладусет, широко известен не только в своем Отечестве, но и по всему миру. Первым из поколений своей аристократической семьи, Патрик де Ладусет выбрал главным своим занятием виноделие. В 1975 году он выпустил свое вино «Baron de L», которое обеспечило ему признание на долгие годы. Сегодня барон де Ладусет – один из самых успешных создателей дорогостоящих вин мира: ему принадлежит 8 марок вин и шампанского. Большинство его вин производится из винограда Совиньон Блан, выращенного в долине реки Луары, где находится и роскошный замок барона…
Положительно влияла на развитие Дранси и ежегодная летняя ярмарка Ленди, проходившая на равнине между городом Сен-Дени и Парижем, на которую со всей Европы стекались продавцы и покупатели. С созданием железных дорог в регионе начался активный экономический рост, способствовавший его демографическому развитию. Во время войны Франции с Пруссией, в 1870 году Дранси был почти полностью разрушен. В следующем веке, в условиях жилищного кризиса, усугублявшегося военными разрушениями Первой мировой войны, государство было вынуждено пойти на субсидирование дешевого жилищного строительства. Одним прогрессивных примеров этого стал жилой комплекс Ла Мюетт в Дранси, возведенный в 1930—1934 гг. по проекту архитекторов Эжена Бодуэна и Марселя Лодса . Он был плотно застроен поставленными в ряд 15-этажными односекционными «башенными» домами, к каждому из которых примыкают два 3-4-этажных секционных корпуса. В строительстве впервые была применена поточная организация работ, использовался металлический и железобетонный каркас с заполнением из легких сборных бетонных плит.
ЛАГЕРЬ ОКНАМИ В ВЕЧНОСТЬ
В 1940 году комплекс Ла Мюетт был конфискован немецкими оккупантами: использовался как полицейские казармы, затем как первичный центр содержания под стражей в Парижском регионе для изоляции евреев, цыган и всех, кого планировалось депортировать из Франции. Этот пересыльный концлагерь в Дранси и транзитный пункт для отправки людей в лагеря смерти стал одной из самых позорных и страшных страниц в списке злодеяний фашистов. 70 тыс. евреев прошло в годы Второй мировой через лагерь Дранси, 61 тысяча из них были депортированы в концлагеря Освенцим и Собибор. В концлагере Дранси погиб и известный французский поэт и художник Макс Жакоб; через него прошло немало представителей русской эмиграции во Франции, погибших потом в нацистских концлагерях смерти. Узникам концлагеря лагеря Дранси активно помогала мать Мария –монахиня Мария, а в миру – эмигрантка из России Елизавета Скобцева, по первому мужу Кузьмина-Караваева, героиня движения Сопротивления, погибшая в концлагере Равенсбрюк в марте 1945 года – за неделю до освобождения его узников Красной Армией. 17 августа 1944 года Союзные войска вошли в лагерь Дранси, где живыми застали лишь 2 тысячи человек.
После войны комплекс Ла Мюетт снова стал жилым кварталом, в котором в 1976 году и был поставлен памятник жертвам нацизма, а в 1988 г. установлен памятный железнодорожный вагон – один из тех, в которых французских департантов увозили в Освенцим. 21 сентября 2012 года в Дранси состоялась церемония открытия Президентом Франции Франсуа Олландом мемориала жертвам Холокоста, на которой глава государства назвал пересылочный лагерь в Дранси в годы войны «преддверием ада». Президент Олланд подчеркнул необходимость передачи памяти о страшных преступлениях нацизма будущим поколениям, назвав изучение прошлого «способом помешать этому повториться».
МОРИС НИЛЬ – ГЕРОЙ СОПРОТИВЛЕНИЯ И МЭР ДРАНСИ
Тому, что Люберцы и Дранси стали городами-побратимами, во многом способствовали, безусловно, героическое прошлое и гражданская позиция Мориса Ниля — мэра города Дранси с 1959 года, который 7 раз (!) с этого по 1997 годы избирался на данный пост; его позитивное отношение к нашей стране, так много сделавшей для Победы над фашизмом.
Будущий государственный и политический деятель, член Французской Коммунистической партии Морис Ниль появился на свет в Париже 12 августа 1919 года в семье рабочих. В юности и он трудился фрезеровщиком на одном из парижских предприятий. В 1939 г.был мобилизован во Французскую армию, а в начале войны с Германией попал в плен, бежал из лагеря для военнопленных. Морис Ниль присоединился к движению Сопротивления оккупантам с самого начала его возникновения. Возможно, уже тогда он обратил свое внимание и на русских, сражавшихся против фашизма плечом к плечу с французами: в движении Сопротивления участвовали и 3 тысячи оказавшихся во Франции советских граждан, немало проживавших там эмигрантов из России. В 1941 году Морис Ниль вновь был схвачен нацистами, опять бежал и вступил в отряд партизан – «маки». Благодаря личной храбрости вскоре он стал командиром партизанского отряда, во главе которого участвовал в освобождении от оккупантов города Бордо.
После окончания войны Морис Ниль вернулся в Париж. В 1986 году он стал депутатом Национального собрания Франции от департамента Сен-Сен-Дени по спискам Французской Коммунистической Партии. Офицер ордена Почетного Легиона, а также ордена «За заслуги», Морис Ниль был награжден также Военным крестом, медалью Сопротивления (Франция), крестом Добровольцев Сопротивления и медалью «Ветеранский Крест». Ушел из жизни он 5 декабря 2001 года в городе Бобиньи департамента Сен-Сен-Дени близ Парижа. Но память об этом достойнейшем человеке жива не только во Франции, но и на земле люберецкой.
С декабря 2001 года и по сей день главой города Дранси является Жан-Кристоф Лагард (1967 года рождения), член Национального собрания Французской республики.
Наш рассказ о пребывании делегаций из французского города Дранси на люберецкой земле – в одном из ближайших номеров газеты.
Татьяна САВИНА
Воспроизведение данного текста или фрагментов из него в печатных изданиях и в электронном виде – только с письменного согласия автора.
Редакция «Люберецкой газеты» будет благодарна очевидцам событий 1960-х – 1970-х годов, предоставившим для копирования фотографии и сообщившим дополнительные сведения по теме «Дранси и Люберцы – города-побратимы». Телефон для связи: 8-915-101-67-07
Экономика
Промышленность
Предприятия:
- ОАО «Камов», Люберцы
- ОАО «Московский вертолётный завод им. Миля», Томилино
- ОАО «НПП Звезда», Томилино
- ЗАО «Весоизмерительная компания „Тензо-М“», Красково
- ООО «АВС-МК», Красково
- ОАО «Люберецкий завод мостостроительного оборудования»,
- ОАО «Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента», Томилино
- ЗАО «Завод энергооборудования»
- ОАО «Люберецкий завод Монтажавтоматика», Люберцы
- ОАО «Люберецкий электромеханический завод», Люберцы
- ООО «Научно-производственное предприятие „Томилинский электронный завод“», Томилино
- ОАО «Научно-производственное предприятие «ЭлТом», Томилино
- ООО «Профессиональное кухонное оборудование „АТЕСИ“»
- ОАО «ДОК — 13»
- ЗАО «Хоббит»
- ООО «КОА — Газ»
- ООО «Кондитерская фабрика „Волшебница“»
- ОАО , Люберцы
- ОАО «Каффа индастрис», Томилино
- ОАО «Люберецкий Хлебокомбинат», Люберцы
- Люберецкое городское потребительское общество «ПРОДРЕСУРСЫ», Люберцы
- ООО «ФЭС»,
- ООО «Альфа-Т», Люберцы
- ОАО «Люберецкий молочный завод», Люберцы
- ЗАО «Компания „Продукт-сервис“»
- ЗАО «Гидросила». Производство гидроцилиндров, Люберцы
- ЗАО «Форема-Кухни», Октябрьский
- ООО «Пехорский текстиль», Томилино
Сельское хозяйство
Агропромышленный комплекс представлен:
- 2 сельскохозяйственными предприятиями-производителями сельхозпродукции,
- 1 плодопитомником,
- 6 перерабатывающими предприятиями, из них 1 молочный завод,
- 1 завод кондитерских изделий и рыбопродукции,
- 1 завод слабоалкогольных и безалкогольных напитков,
- 1 предприятие по переработке мясной продукции,
- 1 предприятие по переработке покупного яйца для производства яичного порошка, меланжа, сухого и жидкого желтка и белка,
Фермерских хозяйств на территории района не зарегистрировано.
Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1699 га.
Строительство
76 строительных компаний.
Транспорт
Железнодорожный транспорт
Хорошо развито транспортное сообщение. В городе Люберцы — на станции Люберцы-1 — происходит разветвление железной дороги на два направления — Казанское (к востоку от Москвы) и Рязанское (к юго-востоку от Москвы).
На Казанском направлении расположены также станции Люберцы-2, Овражки и платформа Коренёво; на Рязанском — станция Панки, платформы Томилино, Красково и Малаховка; а в направлении Москвы — платформа Ухтомская. В обоих направлениях регулярно ходят электропоезда от Казанского вокзала, соединяющие Москву с населёнными пунктами Люберецкого района (включая город Люберцы и все крупные посёлки) и некоторых других районов Московской, а также Владимирской и Рязанской областей. В Люберцах делает остановку экспресс-электропоезд «Спутник» «Москва—Люберцы—Отдых—Раменское».
Автомобильный транспорт
К юго-западу от Люберец проходит автомагистраль М5, которая начинается в Москве на пересечении Волгоградского проспекта и МКАД. К северо-востоку, параллельно федеральной автомагистрали М5, в Москве идёт Рязанский проспект, который переходит в Лермонтовский проспект (Жулебино, Москва), а тот уже плавно переходит в Октябрьский проспект города Люберцы, проходит через его центр и далее разветвляется на две части — одна идёт дальше на юго-восток в Томилино, другая (по ней с Октябрьского проспекта уходит бо
льшая часть транспорта) поворачивает на восток на Красково и Малаховку.
Люберцы и все посёлки связаны с московскими станциями метро «Кузьминки», «Рязанский проспект» и «Выхино» регулярным автобусным сообщением и маршрутными такси.
Аэропорт Люберец
В Люберцах нет собственного аэропорта. Ближайший международный гражданский аэропорт — Домодедово. Расстояние от Люберец до Домодедово составляет 35 км. Аэропорт носит статус объекта федерального значения и является одним из четырех главных аэропортов Москвы. Занимает второе место по объему пассажиропотока в Российской Федерации. Аэропорт работает каждый день в круглосуточном режиме. Входит в ТОП-20 самых загруженных аэропортов Европы.
Аэропорт обслуживает самолеты крупных российских и международных авиакомпаний: Аэрофлот, S7 Airlines, EgyptAir, Brussels Airlines, Lufthansa, Red Wings Airlines. Популярные пункты назначения регулярных и чартерных рейсов: Красноярск, Варшава, Токио, Мадрид, Санкт-Петербург. Годовой пассажиропоток составляет более 29 миллионов человек.