Сясьстрой
Сясьские Рядки
В писцовых книгах 1550 года упоминается поселение Сясьские Рядки, располагавшееся на правом берегу реки Сясь, на месте современного города Сясьстрой. «Рядками» на Руси в XV–XVII веках называли торгово-промышленные поселения, не имевшие городских укреплений. В таких поселениях жители занимались различными промыслами. В XVI веке жители Сясьских Рядков занимались торговлей, главным образом рыбой и лесом, а также охотой. И стволов деревьев выдалбливали лодки, на которых передвигались по воде. Зажиточных людей было немного. Среди них известен купец Василий Каялин, его дом и сегодня можно увидеть в городе.
Существуют две основные версии происхождения названия города Сясьстрой. В переводе с прибалтийско-финского «сяакси» означает «скопа», т.е. хищная птица, которая питается рыбой. «Сясь» с языка вепсов (северной ветви прибалтийско-финских языков) означает «комариная» («сяськ» – «комар»). Это может указывать на основные занятия местных жителей – рыболовный и зверовой промыслы.
Некоторые исследователи полагают, что в период «смутного времени» на левом берегу реки Сясь находились шведские земли, а на правом – русские, граница между ними проходила по реке. Сохранилась древняя легенда, согласно которой русские жители попали в плен к шведам и были вывезены в Швецию. Молясь о возвращении домой, они узрели икону Успения Пресвятой Богородицы, которая явилась к ним в серебряной ризе и помогла выбраться из плена. Образ Богородицы указал им путь и помог на лодках добраться до устья реки Сясь. Спасшиеся люди доставили икону в церковь Успенья Богородицы, в котором она хранилась в течение долгого времени. Потомки шведских пленников и сегодня живут в Сясьстрое с фамилией Зарубины (пришедшие из-за рубежа).
22 января 1702 года указом Петра I было велено «Делать корабли на реке Сяси». Для строительства сясьских фрегатов в устье реки Сясь был направлен плотник Воутер Воутерсон. 1 мая 1702 года стольник Иван Татищев писал царю «на Сясьском устье начато делать два корабля». В сентябре 1702 г. на воду были спущены первые корабли Балтийского флота Русского государства – 2 малых фрегата «Фан Сас 1-й» и «Фан Сас 2-й». Оба корабля были длиной 19,8 метра, шириной 5,7 метра, глубина интрюма составляла 2,6 метра. На вооружении фрегатов стояли 18 орудий. Первые корабли прослужили не долго, они были сделаны в спешке, при отсутствии большого опыта, для их строительства был использован свежесрубленный тесаный лес. А потому фрегаты вскоре рассохлись и потеряли мореходные качества. С 1705 года они были переведены в брандеры и получили новые названия «Везувий» и «Этна».
При строительстве следующих кораблей были учтены допущенные ошибки, и в конце 1702 года на воду были спущены фрегаты «Михаил Архангел» и «Иван-город», которые были сделаны на славу. Предположительно, во время строительства этих кораблей, присутствовал, а возможно и работал, сам император Петр I.
Всего за время существования Сясьской верфи с 1702 по 1705 гг. было построено 4 фрегата, 6 шмаков, несколько скампавей и буеров, около 30 малых судов других модификаций. В периоды паводков верфь часто затоплялась водой, быстрое течение реки создавало дополнительные сложности для спуска судов, поэтому в дальнейшем Сясьская верфь использовалась только для строительства малых кораблей.
На рубеже XVII–XVIII веков село Сясьские Рядки было во владении сына Петра I царевича Алексея Петровича. В начале XVIII века здесь была построена деревянная церковь Алексия Человека Божия. В 1751 году рядом с ней был возведен Храм Успения Пресвятой Богородицы на средства Саввы Яковлева. В 1807 году деревянная церковь сгорела. С середины XVIII века село переходит во владение крупнейшего заводчика и миллионера Яковлева Саввы Яковлевича, после его смерти Сясьские Рядки переходят по наследству к его потомкам, жившим здесь до 1870-х годов.
В 1763–1767 годах в звании полковника Суздальского полка, расквартированного в Новой Ладоге, в Сясьских Рядках неоднократно проводил летние учения А. В. Суворов. По преданию здесь был вырыт колодец, за которым закрепилось название «суворовский», так как из него пил воду легендарный полководец.
В эпоху царствования Петра I началось обустройство естественных водных маршрутов каналами и шлюзами. В 1718 году началось строительство Старо-Ладожского канала, ранее он назывался «Канал императора Петра Великого». 30 марта 1731 г. указом императрицы Анны Иоанновны канал, соединяющий Новую Ладогу и Шлиссельбург, был открыт. Он стал крупнейшим гидротехническим сооружением в Европе. В 1920-х годах Старо-Ладожский канал закрыли для судоходства.
Тихвинская водная система являлась самым коротким путем с северо-запада к реке Волге. В 1724 году Петру I Сенатом был представлен доклад с прошением о разрешении строительства Сясьского канала в рамках Тихвинской водной системы. Предполагалось строить канал шириной 28 метров и глубиной 2,1 метра. Только 28 мая 1764 года прошение Сената было утверждено, и 1765 году началось строительство канала. Но вскоре работы были остановлены по причине отсутствия финансирования. Строительство велось с длительными перерывами и было закончено только через 36 лет, и 1 июня 1802 года канал был открыт для движения судов. В 1878–1888 годах был построен Новосясьский канал, который раньше назывался «Канал Императрицы Марии Федоровны».
В «Списке населенных мест Санкт-Петербургской губернии» за 1864 год (по сведениям 1862 года) Сясьские Рядки значатся как село владельческое в составе Новоладожского уезда, в 11 верстах от уездного города Новая Ладога. В селе числилось 163 двора и 970 жителей обоего пола – 442 мужского и 528 женского. В селе значатся: 1 православная церковь, 3 часовни, раскольничья молельня, сельское училище, почтовая и обывательская станции, 2 ярмарки, казенный перевоз через реку Сясь.
Сясьстрой в XX веке
В 1925 году началось строительство одного из первенцев отечественной целлюлозно-бумажной промышленности – Сясьского целлюлозно-бумажного комбината. Раньше на этом месте, у слияния рек Сяси и Валгомки, стояла маленькая деревня Носок из восьми домов. 26 июня 1925 года СНК СССР утвердил план строительства поселка комбината имени товарища Сталина – будущего города Сясьстрой. Предприятие стало градообразующим, за два года в поселке было возведено более 60 2-этажных домов.
Закладка первого камня в фундамент комбината состоялась 18 июля 1926 года, в честь этого события впоследствии одна из улиц города Сясьстрой была названа «18 Июля». В 1928 году была сдана в эксплуатацию 1-я очередь Сясьского комбината – древесно-подготовительный цех, кислотно-варочный цех, сушильно–бумажный цех и ТЭС-1. 3 ноября 1928 года с конвейера комбината вышла первая продукция – первые тонны сульфитной целлюлозы. Для ее производства на предприятии было установлено шесть варочных котлов и два пресспата немецкой производительностью 100 тонн в сутки. Одновременно велось строительство 2-й очереди завода.
16 мая 1927 года указом Президиума ВЦИК село Сясьские Рядки было отнесено к категории рабочих поселков Волховского уезда Ленинградской губернии с присвоением наименования Сясьстрой.
Во время Великой Отечественной войны часть Сясьского целлюлозно-бумажного комбината была эвакуирована в тыл. 9 марта 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве Сясьской судоверфи в устье реки Валгомки. 20 мая 1942 г. отсюда была спущена на воду первая баржа, предназначавшаяся для отправки грузов в блокадный Ленинград. До конца войны Сясьская судоверфь спустила на воду около 100 судов.
В 1992 году рабочему поселку Сясьстрой присвоен статус города районного подчинения. Село Сясьские Рядки в настоящее время вошло в черту города Сясьстрой.
Город Сясьстрой 4.0/5 оценка (7 голосов)
Угро-финское прошлое сохранилось в топонимике края: название реки Сясь – в переводе означает – «комариная», река Валгомка – «пристань». Крупным известным поселением на территории города были Сясьские Рядки, известные по писцовым книгам с 1572 года. В те времена здесь процветала торговля, особенно рыбой и лесом.
На реке Сясь была основана и существовала с 1702 по 1705 год Сясьская верфь, и были спущены на воду первые корабли Балтийского флота России, один из которых был фрегат «Михаил Архангел», «Иван город». Следующий этап развития Сясьстройского поселения был связан с рытьем каналов вдоль Южного побережья Ладожского озера, которые сохранились и функционируют в наши дни. В это время появился еще один промысел населения – проводка судов по каналам с помощью конной тяги.
Новая жизнь края связана со строительством в 1925-1928 годах первенца советской целлюлозно-бумажной промышленности – Сясьского целлюлозно-бумажного комбината, который и сегодня является градообразующим предприятием.
18 июля 1926 года – закладка первого камня в фундамент основного цеха Сясьского цеха. 3 ноября 1928 года комбинат был пущен в работу. 16 мая 1927 года Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета был утвержден список рабочих поселков Ленинградской губернии по Волховскому уезду, среди них – рабочий поселок Сясьстрой.
Краткая характеристика Сясьстройского городского поселения:
— общая площадь земель – 12230 га; — численность населения -13.211 человек;
В структуре экономики ведущее место занимает предприятие целлюлозно-бумажной промышленности ОАО «Сясьский ЦБК» с объемом выпуска продукции 94 % от общего объема выпускаемой продукции и численностью работающих 52 % от общего числа занятых в экономике ( ? 2300 человек). В сфере малого и среднего бизнеса работают около 700 человек. Флаг муниципальных образований установлен принятыми в России современными геральдико-правовыми нормами как гербовый.
Флаг МО «Сясьстройское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины флага к длине -2:3, воспроизводящее композицию герба муниципального образования «Сясьстройское городское поселение» в синем, белом и желтом цветах. Серебряный лист бумаги – символ Сясьского ЦБК.
Рыба переменных цветов символизирует историческую роль рыболовства в жизни местного населения и тесную историческую связь местного хозяйства с Ладогой.
Лазоревый (синий, голубой) – цвет знания, истины, символизирует честность верность, безупречность, реку Сясь, а также побережье Ладожского озера.
Город Сясьстрой является Административным центром Сясьстройского городского поселения. Расположен в Волховском районе Ленинградской области, на р. Сясь, в 7 км к западу от ж.д. станции Лунгачи, в 140 км к востоку от Санкт-Петербурга.
Население города в 2010 году составило 13747 чел.
Первое письменное упоминание о селе Сясьские Рядки относится к 1582 г.
В 1702 г. по указу Петра I на реке Сяси рядом с селением построили верфь. Вскоре здесь были спущены на воду два боевых корабля: «Михаил Архангел» и «Ивангород». Верфь полностью обеспечивалась местными плотниками и кузнецами. Через несколько лет верфь устроили в Лодейном Поле, и создание военных судов продолжилось там. В Сясьских Рядках стали собирать только небольшие каботажные суда (приспособленные к прибрежному плаванию и не выходящие в открытое море).
Село процветало, развивалось, и в 1751 г. здесь была возведена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Среди святынь храма имелась особо чтимая икона Успения Пресвятой Богородицы. С ней связано предание о нескольких русских пленных, чудом спасшихся от шведов и неведомой силой перенесенных на лодках к Сясьским Рядкам. После строительства церкви селение получило второе название — Успенский Сясьский погост.
Во время правления императора Александра I началось сооружение Тихвинской водной системы — наиболее короткой судоходной трассы, связавшей Санкт-Петербург с центром страны. Было прорыто несколько каналов, среди них Сясьский и Свирский. В 1811 г. систему открыли для судоходства. На всем водном пути находилось 105 пристаней, и одной из крупнейших стала пристань в Сясьских Рядках. Это благотворно сказалось на развитии прилегающих территорий. Жители Сясьских Рядков стали заниматься судоходством и судовождением.
В 1851 г. между Петербургом и Москвой прошел первый поезд. С развитием железнодорожной сети значение Тихвинской водной системы стало падать, хотя еще долгое время ее использовали для местных перевозок. К началу XX в. некогда крупное село превратилось в небольшой рыбацкий поселок.
В 1926 г. на реке Сяси началось сооружение целлюлозно-бумажного комбината. Недалеко от Сясьских Рядков был устроен рабочий поселок для строителей, названный Сясьстрой. Через год он получил статус поселка городского типа. Уже в 1928 г. новый комбинат работал на полную мощность. В годы Великой Отечественной войны оборудование комбината эвакуировали в Кировскую область, а в цехах разместилась база по ремонту военной техники — самолетов, танков, боевых катеров. На берегу реки в Сясьстрое в срочном порядке начали строить большегрузные баржи для легендарной Дороги жизни — всего их соорудили около ста. На баржах в блокадный Ленинград доставляли продовольствие, боеприпасы и медикаменты, а из него вывозили детей, больных и раненых.
С 1992 г. Сясьстрой получил статус города. В 2007 г. был утвержден его герб.
Сегодня, как и ранее, градообразующим предприятием Сясьстроя является Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат, с основанием которого и было связано возникновение города.
Через город проходит автодорога М18 «Кола».
Из основных достопримечательностей города можно отметить:
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Сясьских рядках построен в 1751 году (Ул. Ленина, 77а, Тел.: 8 (813 63) 5 56 71). Ранее, по народному преданию, в этой местности существовал деревянный храм в честь св. Алексия Человека Божия. К сожалению, этот храм сгорел; антиминс и утварь были спасены и перенесены в Успенскую церковь.
В Сясьских Рядках (исторический район Сясьстроя) существует колодец, названный Суворовским.
Телефонный код: +7 81363
Официальный сайт администрации ГП: www.syasadm.ru
Экономика
Промышленность
Экономика Сясьстроя — это зависит только от одного предприятия, бумажная фабрика, что делает ее потенциально очень уязвимой перед экономическими кризисами.[11]
Транспорт
В Шоссе М18, подключение Санкт-Петербург с Мурманск, проходит через Сясьстрой. Дорога соединяет Сясьстрой с Колчаново, на шоссе в сторону Вологда через Тихвин и Череповец.
Железная дорога, соединяющая Санкт-Петербург и Мурманск, проходит в нескольких километрах к востоку от Сясьстроя. Ближайшая станция находится в Колчаново.
В начале 19 века была построена система каналов в обход Ладожского озера, которые в то время были частью Мариинский водопровод, подключив река Нева и Река Волга. В частности, Канал Сяс соединяет Сясь и Волхов, а Свирский канал соединяет Сясь и Свирь. В совокупности каналы известны как Ладожский канал.
История
Сяськ Рядки в Сясьстрое. Фотография до 1916 г. Сергей Прокудин-Горский.
До 1926 года небольшая деревня Носок
(Носок) существовал в этом месте. An поселок городского типа была основана в 1926 году, когда началось строительство целлюлозно-бумажного комбината.[
нужна цитата
] В то время он принадлежал Волховский уезд из Ленинградская губерния.[
нужна цитата
] 1 августа 1927 г. были упразднены уезды и образован Волховский район.[10] Были упразднены и губернаторства, и район стал частью Ленинградский округ из Ленинградская область.[10] 20 марта 1946 г. Новоладожский район с административным центром в Новой Ладоге был выделен из Волховского района, и Сясьстрой вошел в состав этого района.[10] 1 февраля 1963 года Новоладожский район был упразднен и присоединен к Волховскому району.[10]
Статус города Сясстрой получил в 1992 году.[2]