Кронштадт — самостоятельный маршрут


История города

Сам остров знаком жителям Новгорода еще с древних времен, но всеобщую известность приобрел в 1703 году, когда по указу Петра I был заложен форт, призванный охранять новую столицу Российской империи и ее западные рубежи. В 1723 году строительство укрепления закончили, и ему было присвоено имя Кронштадт, по которому стал именоваться и сам город. Император считал его частью Санкт-Петербурга и уделял особое внимание строительству и развитию города. В качестве застройщиков были привлечены самые известные архитекторы того времени: Трезини, Баженов, Камерон, Чевакинский.

Звание оборонительного бастиона Кронштадт подтвердил в 1854 году, остановив англо-французские корабли, пытавшиеся подойти к Петербургу. За несколько десятилетий бастион активно разрастался, модернизировался по последнему слову военной техники и уже к началу ХХ века насчитывал 17 укрепленных островов. В то же время Кронштадт стал самым крупным портом страны и важным судостроительным узлом.

Во время Великой Отечественной войны форт находился в блокаде. Кронштадту пришлось не легче, чем Ленинграду. Но даже оказавшись в кольце врагов, в городе продолжала работу судоремонтная база, и обеспечивался выход подводных лодок в море.

В настоящее время посетить Кронштадт может каждый, но так было не всегда. Город открыли для широкой общественности только с 1996 года, после включения ключевых локаций острова в список наследия ЮНЕСКО.

Что посмотреть в Кронштадте: 19 идей для поездки на 1 день

Корабли, моряки, пушки, турбины, собор в центре города, еще корабли, еще моряки и еще пушки… Вот, считайте, весь Кронштадт и посмотрели. Ехать сюда стоит, прежде всего, тем, кому интересна история военно-морского флота России. Кронштадт – это город-крепость, совсем не похожий на другие пригороды Санкт-Петербурга. Здесь нет дворцов, как в Петергофе или Стрельне. Только огромные металлические корабли, ощетинившиеся пушками; большущий собор в центре города и полузабытые форты, разбросанные по многочисленным островкам.

Впрочем, не будем забегать вперед слишком сильно. О том, что посмотреть в Кронштадте, и каким этот город увидел я сам – читайте в моей новой статье из «российского цикла». Представьте, что этот текст наполнен плеском волн, шумом ветра и металлическим блеском боевых орудий. Представили? Тогда начинаем…

Как доехать в Кронштадт из Петербурга?

На остров Котлин, где расположен Кронштадт, ходят автобусы и маршрутки. От станции метро «Черная речка» в город можно добраться на маршрутке №405. А от станции «Старая деревня» ездит 101-й автобус.

Маршрутка стоит дороже (89 RUB), но на ней можно добраться в город за 40 минут. Автобус едет в полтора раза дольше (1 час), зато он комфортней и стоит дешевле (50 RUB). Очень подробно о том, как доехать в Кронштадт самостоятельно я написал вот в этом обзоре.

Ну а здесь я все-таки посоветую вам поехать на остров с экскурсией. Так вы сможете за один день погулять по Кронштадту, покататься на корабле вокруг боевых фортов и узнать много интересных деталей о прошлом и настоящем города. Самостоятельная программа у вас в любом случае будет не такой насыщенной.

Пару вариантов экскурсий, которые нравятся мне лично, можно посмотреть в окошках ниже. А можно и не смотреть. Чуть позже мы еще все равно к ним вернемся.

Что посмотреть в Кронштадте за 1 день?

Если вам лень читать всю статью целиком – тогда выпишите себе вот этот список, а затем, гуляя по городу, вычеркивайте достопримечательности одну за другой (как покупки при походе в магазин). Итак… Во время поездки в Кронштадт стоит увидеть…

  • Морской собор и памятник адмиралу Макарову
  • Обводной канал и бывшие здания адмиралтейства
  • Петровский парк и памятник Петру Первому

  • Музей военной техники «Патриот», деревянный маяк и Среднюю гавань
  • Итальянский дворец Меньшикова
  • Петровский док
  • Футшток и мареограф
  • Форт «Константин» и другие оборонительные бастионы Кронштадта
  • Здания бывшей морской школы
  • Новый парк «Остров Фортов»
  • Владимирский собор и некоторые другие локации.

Самое интересное я выделил темным цветом. Эти места стоит посмотреть в первую очередь. Все остальное – это так… достопримечательности на полставки. Чтобы найти их все используйте мобильный навигатор MAPS.ME. Но запутаться там сложно. Большинство из этих мест сами будут попадаться вам на пути.

Минск-Санкт-Петербург: 5 лучших способов доехать из одного города в другой

Прогулка по городу

А теперь обо всем чуть более подробно.

Автобус из Санкт-Петербурга приезжает на Гражданскую улицу Кронштадта, поэтому ваш маршрут, скорее всего, стартует с этого места.

Прямо за углом в 200 метрах будет Владимирский собор. Это не основная достопримечательность, но так как он недалеко одним глазком взглянуть на него можно.

Дальше – шагайте вверх по улице Ленина. Если времени много – можете немного погулять здесь (это одна из главных магистралей города). Если времени впритык – тогда сразу шагайте к Морскому собору.

Я выбрал второй вариант – и очень скоро оказался в парке у Обводного канала и зданий адмиралтейства. Я где-то прочитал, что они похожи на питерский остров «Новая Голландия». Но это не совсем так. В реальности они страшные, как фильм «Пила-4». Представьте себе зеленоватую речку, закованную в потемневший бетон; кирпичные здания, похожие на поломанные зубы во рту бездомного… Я, конечно, постарался сфотографировать канал более-менее красиво…

Но в реальности большая часть его зданий выглядит как-то так.

Главный плюс Обводного канала в том, что он относительно небольшой. Ты видишь его, вздрагиваешь, но уже через пару минут он остается где-то позади. Над кронами деревьев появляется купол Морского собора. Рядом с ним – ларьки с магнитиками и сувенирными тельняшками. И одно из самых некрасивых мест Кронштадта сменяется одним из самых красивых.

Когда окажетесь на площади, ищите глазами памятник адмиралу Макарову.

Прямо за ним будет мост, который сначала проведет вас над оврагом, а затем выведет на дорогу к Петровскому парку. В целом, парк, как парк. Ничего необычного. Но прямо за ним будет гавань со множеством военных кораблей. Как я и говорил, приезжать в Кронштадт стоит именно ради таких военно-морских видов.

Посмотреть на все эти пушки, турбины и маяки, в принципе, можно и с берега. Но если 250 рублей (3€) – для вас не деньги, шагайте в военный парк «Патриот», который расположен на местном пирсе. Там – те же пушки и корабли только посмотреть на них можно поближе.

Если на те самые 250 RUB у вас другие планы – тогда шагайте дальше к Петровскому доку. Сегодня он представляет собой нагромождение каких-то вагончиков, кранов и ржавых труб. Прямо скажу – достопримечательность на любителя. Но когда-то он считался чуть ли не инженерным чудом, где одновременно мог выполняться ремонт 10 больших кораблей. Поэтому сейчас это неизменный гость всех туристических путеводителей.

Слева от Петровского дока стоит Итальянский дворец. Это такой Микки Рурк в мире кронштадской архитектуры. Когда-то он был симпатичным, но после череды пластических операций изменился до неузнаваемости. Таким он был когда-то…

А вот так выглядит сейчас.

Я проходил мимо него два или три раза, но только постфактум понял, что это и есть тот самый дворец 1724 года постройки.

Вот так Итальянский дворец выглядит с другого ракурса.

А прямо перед ним находится еще одна достопримечательность на полставки – Кронштадтский футшток, созданный для измерения уровня воды в Балтийском море. Каждый раз, когда я мимо него проходил, здесь целыми косяками толпились туристы. Поэтому еще раз повторю – ехать в Кронштадт лучше с экскурсией. Пусть какой-то гид вместо меня расскажет вам, что это за чудо-штука.

Форты и маяки Кронштадта

Примерно в 300 метрах от Итальянского дворца находится небольшой парк, рядом с которым расположен местный центр туристической информации. Адрес – улица Мартынова-1. Там можно взять бесплатную карту и поговорить с одной милой девушкой о том, какие достопримечательности вы еще не посетили.

Спойлер – она, скорее всего, расскажет вам про бывшее здание морской школы, что находится в противоположной части острова и выглядит довольно грустно…

А также о различных военных фортах, которые разбросаны в Финском заливе недалеко от берега.

Добраться до них довольно сложно. К форту Константин можно проехать на такси за 100-200 RUB. А вот осматривать все остальные маяки и форты лучше в рамках морской экскурсии.

Для этого вам нужно сначала прошагать 1,2 километра до парка под названием «Остров фортов». Он позиционируется, как музейно-исторический комплекс, но сейчас это пока что просто красивый парк с фудкортом, детскими площадками и, конечно же, обилием пушек. Его открыли совсем недавно (вторую часть и вовсе должны представить только 25 июля, через два дня после выхода данной статьи). Но он уже стал важным местом в жизни города.


Парк Остров Фортов

Так вот… Морские экскурсии в направлении тех самых фортов и маяков Кронштадта стартуют именно отсюда. Места лучше бронировать заранее вот по этой ссылке.

Время экскурсии – 45 минут.

Маршрут проходит вдоль шести фортов и одного маяка. Но программа может меняться. Корабельные компании Кронштадта со мной не советуются. Поэтому лучше почитайте подробности по той ссылке, что я давал выше.

Что посмотреть в Санкт-Петербурге за 1-2 дня: ТОП-20 мест

Обратный путь в Петербург, и как сделать его интересней

Если вы прислушались к моему совету и все-таки поехали в Кронштадт с экскурсией, то этот абзац можете смело пропустить. После острова Котлин вас погрузят в автобус и повезут куда-то дальше (скорее всего в Петергоф). Но если вы все-таки решили ехать в Кронштадт самостоятельно, тогда вот вам еще один совет на дорожку.

Когда вернетесь в Питер, выходите у станции метро «Беговая». Ее проезжает и маршрутка 405-ть и 101-ый автобус. Рядом с ней будет большой торговый , а прямо за ним парк 300-летия Санкт-Петербурга. Идти там суммарно метро 700. А проделать этот путь стоит как минимум по трем причинам.

Во-первых, прямо за парком находится пляж. А во-вторых, именно отсюда открывается самый красивый вид на Газпром-Арену и небоскреб Лахта-центра. Если честно, я не могу назвать его архитектурным шедевром (хотя если мне заплатят, то, конечно, могу). Но посмотреть на самый высокий небоскреб Европы, строительство которого обошлось в астрономическую сумму в 1,77 миллиардов долларов (!), все равно стоит. Будет вам бонус к поездке в Кронштадт. Этакая вишенка на торте (или на что он там больше похож)? Оставляйте свои ответы в комментариях. А я на этих словах буду прощаться. Не забудьте подписаться на мой Инстаграм. И путешествуйте чаще!

Главные достопримечательности Кронштадта

Якорная площадь

Располагается в сердце острова, до конца 19 века здесь находились складские помещения с якорями и цепями, именно этому обстоятельству площадь обязана своим названием. Здесь установлен монумент адмиралу Макарову, потерявшему жизнь в битве во время Русско-Японской войны, располагается братская могила павших в годы революции и гражданской войны.

Морской собор

Храм посвящен памяти моряков, погибших за честь и свободу родины. Это монументальное, созданное в неовизантийском стиле здание сразу обращает на себя внимание туристов. Большой купол, декорированный якорями и морскими кантами, внутренняя отделка собора — все говорит о последнем пристанище моряков.

Форты

Всего их насчитывается 19. А располагаются форты на искусственных насыпях Финского залива. Каждая конструкция имеет уникальные архитектурные особенности и историю. Интересно, что форты возводились постепенно, а первоначальные строения сооружались по опыту голландских архитекторов. Позже русские инженеры выработали свой стиль возведения насыпей и упрочнения грунта.

Петровский парк

Был основан в 19 веке по приказу губернатора Кронштадта, который решил сделать больше зеленых зон в городе и лично подбирал территорию и саженцы для будущего парка.

Центральный элемент парка – памятник Петру I, а заканчивается он Зимней пристанью, с которой можно наслаждаться мощью и красотой Балтийского флота. Для просмотра также интересны каменные вазы конца 19 века и пушки с корабля «Император Павел I».

Музей истории Кронштадта

Здесь представлены исторические экспонаты со всего света, собрано множество информации о строительстве портовых сооружений, документы об основании города и нелегких годах во время Второй мировой войны. В музее также располагается несколько композиций посвященных морскому и подводному делу. Желающие могут примерить водолазную экипировку и, почувствовав себя настоящими подводниками, сделать фото.

В Петровском парке существует любопытное поверье. Согласно ему, моряки, уходя в плавание, сажали молодое деревцо. Если при возвращении саженец радовал глаз зеленой листвой, значит, любимая верно ждала героя. Если же растение не приживалось, то, скорее всего, девушка подарила сердце другому.

История Кронштадта

Кронштадт заложен осенью 1703 года. Памятник архитектуры XVIII-XIX в.в., был главной базой Балтийского флота.

Кронштадтская крепость представляет собой четырехугольник. Он был окружен башнями и крутым откосом.

Запад был закрыт эскарпом, со временем замещённой стенами оборонительных казарм. Вокруг прокопан канал, называемый Кронверкским. Север и юг от канала закрывала вспомогательная постройка с воротами, преграждавшая доступ в ров воды и регулировавшая ее уровень на нужной высоте.

С северной стороны сооружения для обороны построены в 1871 году – 4 казармы, снабженные полубашнями. На востоке располагалась 5-я казарма для обороны, называемая Восточной.

Вход со стороны моря защищала батарея «Князь Меньшиков» и оградительные сооружения на которых располагались пушки.

Западнее кронверка находились люнеты – полевые укрепления.

Первый форт на острове Котлин был построен в 1703 году. Он защищал проход к северной столице. Его строили полки полковников Толбухина и Островского в зимнее время, и возвели за полгода. Руководил работами инженер Кормчин. Прошел месяц, и шведы пытались захватить остров. Они начали обстреливать форт, но успеха не добились. Через один год эскадра шведов вновь пыталась взять форт, но они ушли с огромными потерями. Вице-адмирал К. Крюйс сказал, что неплохо сделать еще крепость. В 1705 г. на острове было 5 батарей. Крепость продолжала строиться. Замыслы Петра I требовали, как средств, так и людей, которых сюда перемещали из губерний в принудительном порядке. Некоторые совершали попытки побега.

Кронштадтскую крепость начали сооружать спустя 20 лет после строительства фортов. Петр I лично утвердил план развития в 1721 году, и он же заложил крепость, которую назвали Кронштадт. Система Кегорна послужила базой для строительства крепостной ограды. Грунт привозили с материка, где его добывали вручную. По насыпи построили стену, казармы и башни, расставили 358 пушек.

Для того, чтобы облегчить перевоз товаров и грузов, были прокопаны каналы. В 1751 г. закончилось строительство доков. Длинна их составляла более двух километров. Позже здесь установлена крупная паровая машина, которая откачивала воду. Жилые строения строились на специально отведенных участках.

Чугунно-литейный завод построили в 1789 г.

В 1771 году в городе разместили Первый кадетский морской корпус. Выпускниками были И.Крузенштерн и Ю.Лисянский. Они совершили кругосветную экспедицию. Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев собрали экспедицию и вышли на кораблях в поисках южного материка. Через 2 года они вернулись в город с известием об открытом ими материке – Антарктиды.

В Великую Отечественную войну город закрывал Ленинград от фашистских захватчиков. Частые бомбардировки и обстрелы сильно разрушили Кронштадт, но работы по ремонту кораблей не останавливались.

В начале своей истории город был построен из дерева. Заменить деревянные ограждения каменными планировали в 1734 году. Работы были начаты, но через 3 года Русско-турецкая война помешала реализовать план. В октябре 1757 года пронесся ураган, причинивший большие повреждения укреплениям. Восстановить город хотели используя камень, но составив смету убедились в том, что применение дерева снизит стоимость в 20 раз. Только через 25 лет Кронштадту суждено было стать «каменным».

В 1784 году по указу царицы Екатерины II специальная комиссия обсудила план работы адмиралтейства в городе Кронштадт. Разработанный адмиралом Грейгом проект обуславливал застройку служебных зданий и жилых помещений. Каменное строительство, в котором использовали и силы заключенных, началось. Но, Кронштадтская крепость и Кронштадт уничтожила стихия в 1824 году. Наводнение принесло огромный урон: остров был покрыт водой.

В короткие сроки граф Сухтелен предложил проект восстановления укреплений. Работы начали и окончили летом 1826 года. Ими руководил инженер Львов. Новая крепость почти не отличалась от старой. В наши дни в городе ведется благоустройство. Неплохое состояние у Северного вала, идущего вдоль улицы Восстания и улицы Зосимова.

Интересные факты

  • Остров Котлин не всегда принадлежал России. Он находился во владениях Швеции, но Петр I, понимая важность его расположения, сделал невозможное – за несколько месяцев возвел форт, пробиться через который не удалось ни одному вражескому судну. Не смогли возвратить в свои владения Котлин и шведы. Совершив несколько попыток, они вынуждены были признать превосходство русского флота и отступить.
  • По легенде, отступая от форта, шведские войска оставили горячий котелок со вкусной едой, который был обнаружен Петром I. Так, остров получил свое название – Котлин.
  • Из Кронштадта было отправлено более 40 кругосветных экспедиций и совершено 56 масштабных географических открытий.
  • В 1874 крупный пожар уничтожил большую половину города. Этот скорбный момент отображен Алексеем Боголюбовым в картине, посмотреть которую можно в музее изобразительных искусств РТ или на их официальном сайте.
  • На Якорной площади располагается единственная в мире мостовая, выполненная из чугунных шашек. К сожалению, до нас дошла лишь небольшая ее часть.

Что купить и где поесть в Кронштадте

Среди заведений, где можно недорого и вкусно поесть, рекомендуем обратить внимание на ресторан «Каштан», расположенный на проспекте Ленина, 25, и круглосуточное экспресс-кафе «VЛAVAШЕ» на Ленина, 13.

Сувениры в виде статуэток, магнитов, одежды с морской символикой, фуражек, флажков, открыток, тарелок можно приобрести в соответствующих лавках на центральных улицах либо возле ключевых достопримечательностей.

График работы и стоимость музеев

  • Морской собор. Часы работы: ежедневно, вход свободный. Располагается по адресу: Якорная площадь, 1.
  • Музей истории. Режим работы: понедельник — воскресенье, кроме среды. Стоимость билета: 150 рублей – для взрослых, 75 рублей – для школьников и пенсионеров. Подросткам до 18 лет предоставляется бесплатный вход каждый третий вторник месяца.
  • Морской музей. Расписание: по средам, пятницам и в выходные – с 11:00 до 18:00. Вход бесплатный.
  • Собор Владимирской иконы Божией матери. В выходные открыт каждый день с 9:00 до 20:00.
  • Форты. Осмотреть форты самостоятельно получится в любое время с береговой линии или дамбы. Попасть внутрь не представляется возможным, так как многие сооружения находятся в плачевном состоянии, а некоторые служат плацдармом для проведения военных учений армии РФ.

Экскурсии по Кронштадту

На сайте «Спутника» вы найдете 11 обзорных туров по Кронштадту, среди которых есть индивидуальные автобусные поездки по городу, групповые программы, прогулки на мотоциклах, экскурсии в Кронштадт на метеоре, путешествия по фортам и нетуристическим достопримечательностям города на баркасе. В программу туров включено:

  • Просмотр архитектурных и исторических памятников: Морского собора, фортов, Адмиралтейства, футштока, памятника Петру I, Петровского дока и других.
  • Морские путешествия на теплоходе.
  • Прогулки с гидом по Петровскому парку.
  • Знакомство с историей, традициями и легендами острова.

Историко-культурный комплекс «Форт Великий князь Константин», Музей маячной службы и «Пушкарь»

Ни для кого не секрет, что Кронштадт – город, который со всех морских подступов окружен фортами. Форт Константин — один из крупнейших бывших артиллерийских фортов с сохранившимися батареями, казармами, дальномерным павильоном и другими фортификационными сооружениями.

Невские Новости / Валерия Петрик

Невские Новости / Валерия Петрик

Невские Новости / Валерия Петрик

Добраться до форта Константин можно на бесплатном автобусе. В этом году число остановок увеличится: шаттл будет брать пассажиров и на остановке «Кронштадтское шоссе, 38» — остановка на въезде в город и выезде из него, а также у музейно-исторического парка «Остров фортов».

Невские Новости / Валерия Петрик

Невские Новости / Валерия Петрик

Прогуливаясь по форту, можно провести весь день и насладиться видами Финского залива. Однако это не единственное развлечение. На территории размещены два удивительных музея: маячной службы, а также «Пушкарь».

Невские Новости / Валерия Петрик

Невские Новости / Валерия Петрик

Первый собрал в себе уникальную коллекцию предметов, относящихся к маячному делу: линзы Френеля, лампы и всевозможные детали технического оборудования маяков. Сотрудники музея поведают об истории маяков: начиная с Александрийского, заканчивая маяками Финского залива.

Невские Новости / Валерия Петрик

Невские Новости / Валерия Петрик

Музей «Пушкарь» откроется в туристический сезон 2022 года. Ранее этот музей не входил в туристическую карту города. Идея создать его принадлежит петербургскому коллекционеру и энтузиасту, который за свою профессиональную жизнь собрал солидную коллекцию артефактов, рассказывающих о быте русских артиллеристов — пушкарей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]