Поехать в Ворсму и оказаться в Карелии — путешествие к трем живописным озерам

Город в Нижегородской области, Россия

Ворсма

Ворсма

Городок[1]
Захаровская улица в Ворсме
Расположение Ворсмы
Ворсма

Расположение Ворсмы

Показать карту России

Ворсма

Ворсма (Нижегородская область)

Показать карту Нижегородской области

Координаты: 55 ° 59′N 43 ° 15’E / 55,983 ° с. Ш. 43,250 ° в. / 55.983; 43.250Координаты: 55 ° 59′N 43 ° 15’E / 55,983 ° с. Ш. 43,250 ° в. / 55.983; 43.250
СтранаРоссия
Федеральный субъектНижегородская область[1]
Административный районПавловский район[1]
Город районного значенияВорсма[1]
Первое упоминание16-ый век[2]
Статус города с1955
численность населения
(Перепись 2010 г.)[3]
• Общий11,620
• Оценивать
(2018)[4]
10,491 (-9.7%)
Административный статус
• Капитал изПавловский район[1], город районного значения Ворсма[1]
Муниципальный статус
• Муниципальный районПавловский муниципальный район[5]
• Городской поселокГородское поселение Ворсма[5]
• Капитал изПавловский муниципальный район[5], Пгт Ворсма[5]
Часовой поясUTC + 3 (МСК [6])
Почтовый индекс (а)[7] 606120, 606121
ОКТМО Я БЫ22642103001

Ворсма

(русский: Во́рсма) это городок в Павловский район из Нижегородская область, Россия, расположенный на Река Кишма (Окас приток), 71 км (44 миль) к юго-западу от Нижний Новгород, то административный центр из область. Численность населения: 11,620 (Перепись 2010 г.);[3]12,629 (Перепись 2002 года);[8]13,648 (Перепись 1989 года).[9]

Ворсма. История ворсмы.

Можно считать обоснованными утверждения о возникновении русского поселения у переправ через речки Ворсму и Кишму на древней Муромско-Нижегородской дороге уже в 13-14 веках. Подтвердить или опровергнуть это сегодня смогут только археологические раскопки. Письменные же источники свидетельствуют о существовании крупного государственного села на речке Ворсме (отсюда и название селения, что довольно часто встречаем в истории починков и деревень края) с Борисоглебским и Никольским храмами в 16 столетии. Культ первых русских святых — Бориса и Глеба — убитых братом Святополком Окаянным в 1015 год, которых народ почитал истинными «страстотерпцами» за русскую землю, особенно в 11-12 веках, служит ещё одним, правда косвенным, аргументом о постановке здесь Борисоглебского храма (а, следовательно, и села) уже в те стародавние времена.

На рубеже 16 и 17 веков Ворсма была административным центром обширной сельской округи. Ей приписывались деревни:Очасниково,Волотково,Дабровино,пустоши Ясельцы и Лутошкино. В них числилось чуть менее 23 вытей (в выть входило 2-4 двора), с которых крестьяне платили ежегодно в казну по 270 четей ржи (четь=6 пудам зерна) и столько же овса, всего 3240 пудов. Кроме того, в начале 17 века в Ворсме стояло 11 бобыльских дворов, с которых взимался оброк по 1 руб. 5 алт, с деньгою(115,5 коп.). Податями облагались и местные воды (озера и речки), лесные угодья и сенные покосы, мельница на речке Ворсме и другая — на Кишме у деревни Бочешниковой. Здесь же, в Ворсме, у переправы через Кишму, недалеко от Борисоглебского храма стояли государевы таможня и кабак, дававшие казне в 17 веке ежегодно по 149,5 руб., что по тем временам было весьма значительной суммой. Но 1608 год в судьбе Ворсмы станет трагическим. Тушинский вор Лжедмитрий II -летом-осенью 1608 года предпримет попытку захвата Нижнего Новгорода и всей его округи. В Балахну, Ворсму, Богородск и Павлово он направит отряды казаков, но несогласованность действий, а главное подход в Нижний Новгород из Понизовья крупного отряда воеводы Федора Ивановича Шереметева «с таварыщи» привели к разгрому 2 декабря 1608 года балахнинцев, 5 декабря — арзамасцев, а 9 декабря нижегородский полк стрельцов и «вольных охочих людей» Андрея Алябьева рассеял возле Ворсмы тушинцев и примкнувшим к ним березопольцев и, как сообщал воевода по свежим следам событии, «воров побили, и языки многие поимали и топтали, и побивали до села Ворсмы, и, побив, в селе стали и, выграбив, зажгли». Об этом трагическом событии ворсменцы потом вспоминали с горечью и стенаниями не одно десятилетие.

В 1611-1612 годах ворсменцы, как и все уездные люди Поволжья, приняли участие в сборе средств и ратников для Нижегородского народного ополчения. Поэтому не случайно, что после воцарения молодой государь Михаил Федорович одарил своего думного дворянина Козьму Минина и Ворсмой с приписанными к ней деревнями и пустошами. Правда, только с правом поместного владения, то есть лишь на период его государственной службы. Козьма Минин пользовался большим признанием не только у сотоварищей-ополченцев, но и вообще среди простого люда, поэтому на принадлежавшие ему земли после установления мира в стране устремились люди, желавшие стать его крестьянами. Быстро росло возле Ворсмы число новопоселенных починков и деревень. К 1616 году в них насчитывалось уже 166 крестьянских, 107 бобыльских жилых дворов, 4 двора церковного причта и возле них 22 кельи нищих. Но после смерти К. Минина, отписи Ворсмы «на государя» а затем пожалования в 1617 году бывшего мининского поместья Михаилом федоровичем своему ближнему боярину Ивану Борисовичу Черкасскому здесь сразу запустело 52 двора, крестьяне, которых готовы были жить «на льготе» за Мининым, но отчас покинули обжитые места после передачи Ворсмы с деревнями в вотчину боярину.

Местный же старостат в отписи 1618 года в Москву попытался объяснить это тем, что «в смутное время была в Нижегородском уезде война великая от Мордвы и Черемис и от воровских казаков, ито, государь, сельцо Ворсма было выжжено и разорено, крестьяне многие посечены, а достальные крестьянишка все разорены и развоёваны». Поэтому новый владелец Ворсмы предпринял энергичные меры к восстановлению и дальнейшему развитию хозяйства своей Нижегородской вотчины. На новолесных росчищах была поднята под пашню отхожая пустошь (разрабатывалась наездом) Кодина, на речке Кишме поставлен починок Федеркин (топоним происходит от имени первопоселенца Федьки Михайлова). Существенно увеличилось в селениях число жилых дворов. В Писцовой книге Березопольского стана Нижегородского уезда 1621-1623 годов значится: «За боярином, за князем Иваном Борисовичем Черкасским в вотчине, что было в поместье за думным дворянином за Козьмою Мининым, село Ворсма на озере на Ворсме и на устье речки Иксумы, а в селе церковь Николы чудотворца, а церковных причетников” 7 дворов. На храмовой же земле располагалось 23 кельи убогих старцев и вдов, тягла с которых никакого не бралось. Опись не расшифровывает, кем были эти многочисленные, «жившие на льготе», люди. Но на основании других, более ранних документов, очевидно, что среди них оставалось значительное число увечных участников Нижегородского ополчения 1611-1612 годов, потерявших здоровье при спасении Отечества от польско-литовских интервентов, а потому поселенных «на льготу» К. Мининым в своей поместной Ворсме. Среди них названы Дружинка Иванов с сыном Ивашкой, Карпунка Филатов и Ульянка Максимов, вдовы Степанида Обросимова и Онтонидка Онтропова с подраставшими сыновьями.

Несколько поодаль от Никольской церкви стояла усадьба И. Б. Черкасского, где постоянно проживали его приказчики — братья Фёдор и Лев Высунгуровы, а возле располагались 7 дворов «деловых» людей и 3 двора боярских псарей, в которых жили сразу 7 охотников. Все это говорит о том, что И.Б.Черкасский наезжал сюда не только для личного контроля за обширной своей Нижегородской вотчиной, но и для охоты. 112 крестьянских дворов (в них 190 муж.) занимали взгорья по берегу Ворсменского озера и за речкой Кишмою. Крестьяне занимались не только хлебопашеством и огородничеством, но и ремеслами. Среди них назывались овчинник Игнашка Иванов, солоденник, портной мастер, кузнец Федка Ефимов и плотник Федка Ондреев с учениками — помощниками. Особую группу в Ворсме в 1621-1623 годах составляли 69 жилых дворов бобылей (в них 110 муж.), занимавшихся исключительно промыслами (бортничеством, охотой, рыбной ловлей, рубкой и продажей строевого леса, варкой кричного железа и жжением древесного угля),ремеслами и торговлей. В общем, в Ворсме в 1623 году жили мастера всех основных профессий, необходимых для удовлетворения потребностей жизни села, а также для обслуги проезжавших через него по древней Муромско-Нижегородской дороге многочисленных путников. Массовое бегство ворсменцев от нового вотчинника отмечено сразу же после передачи села от К. Минина боярину И. Б. Черкасскому. Оно продолжалось и в последующие годы: шесть семей бежало отсюда в 1619 году, восемнадцать — в 1620, 4 двора запустело в 1621 году. Несколько особняком, на вершине речки Ворсмы, возвышался на берегу озера древний Борисоглебский погост, о церкви которого сообщалось, что она «древяна вверх шатром, с папертью», то есть была обычным для крупных нижегородских сел шатровым храмом. Возле погоста роилось 5 дворов церковного причта и 13 келий нищих старцев, о которых сообщалось, что те «питаются от церкви божий», то есть подаяниями приходских людей и малыми работами на причт. Всего в Ворсме в 1621-1623 годах насчитывалось 204 крестьянско — бобыльских и причетниковых дворов (в них 333 муж.), 36 келий (в них 39 Муж.) и 28 пустых усадеб. Это было весьма крупное по тем временам село Нижегородского края. Еще большей по численности населения, а главное — по уровню развития промыслов стала Ворсма к середине XVII столетия. В 1646 году здесь насчитывался уже 181 крестьянский двор (в них 381 муж.). Кроме возделывания пашен на себя и боярина Я. К. Черкасского, некоторые из них продолжали заниматься ремеслами, в основном связанными с их хозяйственной деятельностью, — переработкой продуктов своего сельскохозяйственного производства. Ведущую группу составляли плотники. Их было 7 мастеров, а вместе со взрослыми сыновьями — 11 человек. Изготовлением деревянной домашней утвари занимались 2 ситника и ведерник. Среди бобылей появилось 6 кузнецов (двадцатью годами ранее был один). Если учесть, что у некоторых кузнецов, как у Спирки Ефимова и Ондрюшки Иванова, были взрослые сыновья, то металлообработка в середине 17 века здесь действительно стала одним из ведущих ремесленных производств. Не меньшую роль играла тогда в Ворсме кожеобработка. Здесь были свои овчинник, 4 сапожника и 3 шерстобита. Обработкой тканей занимались 2 красильника, 3 нашивочника и 4 портных мастера. Лечили земляков свои рудомёты (кровопускатели) Лучка Гаврилов и Федка Васильев. У последнего было два сына, также помигавших отцу в сборе лекарственных трав и в приготовлении целительных настоев. Таким образом, названных рудометов можно считать первыми известными в истории Ворсмы народными лекарями. Всего же ремеслами и промыслами в середине 17 столетия здесь занимались 40 бобылей, а вместе с сыновьями – 52 человека.

Особой слободкой в 1646 году в Ворсме жили скоморохи. В 11 дворах насчитывалось сразу 18 «веселых». Это, пожалуй, единственный в истории России пример средоточия в одном селе такой значительной группы скоморохов, столь любимых простым народом и ненавистных для служителей культа. Еще в 1636 году местные попы жаловались патриарху Иосифу, что в течение Святок зимой нижегородцы делают «по домах игрища и собираются на таи злои зер зело по многу мужи и жены, и игры творят всякого бесовскаго мечтания… на лица своя полагают личины косматыя и зверовидныя, и одежду таковую ж,., а иные в бубны бьюще и плещуще и пляшуще… по улицам града и по селом и по деревням ходяще, яка неистовии блудницы». Еще большее негодование попов вызывало привлечение скоморохов властями нижегородского Печерского монастыря в свой престольный праздник Вознесения Христова, на который стекался не только посадский люд, но и «медведчики с медведи и плясовыми псицами, а скомороси и игрецы с личинами и с позорными блудными орудии: з бубнами и с сурнами». Сохранился уникальный рисунок 17 века русских скоморохов А. Олеария, изображающий не только «игрецов» (гусляра и гудошника), ряженого в «зверовидную» шкуру поводыря – медведчика, но и кукольный театр. О существовании на Нижегородской земле в первой половине 17 века скоморохов мы знали и ранее. Теперь же впервые называем их основное местожительство – Ворсму, а также имена хотя бы некоторых из «весёлых»: Ганку Константинова, Фомку Андреева с сыном Зиновейком, братьев Ульянку и Титка Титовых, Андрюшку и Янку Ивановых. Жизнь их была не лёгкой, хотя скоморохи и обслуживали праздничные боярские застолья во время наездов в Ворсму охочего до шуток и веселья Якова Куденетовича Черкасского. Не выдержав сыпавшихся на головы скоморохов проклятий от местных попов, скоморох Федка Мартемьянов в 1664 году «збрел безвестно», а, по сведениям посельского старосты, «жены и детей у него не было», и двор «весёлого» на годы запустел. К 1646 году особые бобыльские, приписанные к храмам, слободки, стояли и возле Никольской (38 дворов, в них 66 муж.), и у Борисоглебской (16 дворов, в них 26 муж.) церквей, причты которых имели не только обширные пашни и сенные пожни-покосы, но и даровые рабочие руки, а главное — стабильный оброк со своих записных бобылей. Весьма обширный, состоящий из многочисленных жилых горниц, мастерских палат и хозяйственных служб, к середине ХVII века встал в Ворсме боярский двор. Его обслуживали 17 кабальных людей, которые одновременно возделывали пашню вотчинника и обслуживали во время приезда сюда его семью. Таким образом, Ворсма в ХVII веке стала крупным вотчинным центром с развитыми сельским хозяйством, промыслами и ремеслами. Число жилых дворов в 1646 году достигло почти четырёхсот (спустя два века, в 1863 году, здесь будет 420 дворов), поэтому Ворсму того времени целесообразнее называть уже не селом, а посадом, особенно после перевода на остров Ворсменского озера из Павлова – на – Оке монастыря. О Троицком Островоозёрском монастыре следует рассказать особо, ибо создателем редкого по красоте его ансамбля в 17 веке был выдающийся русский зодчий Павел Сидорович Потехин. Возведённые им здания и ансамбли в Москве, Подмосковье и Нижегородском крае остаются гордостью русской национальной культуры.

Ворсма — город в Павловском районе Нижегородской области, близ железнодорожной станции Ворсма.

Город расположен на берегу речки Кишмы (притоке Оки), в 15 км к юго-востоку от железнодорожной станции Ворсма, в 62 км к юго-западу от Нижнего Новгорода. В документах XIV — XV веков упоминается местность и река Воросьма; название финно-угорского происхождения, означающее «лесная земля». С XVI века упоминается как село Ворсма.

Среди местного населения ходит и другая, придуманная версия происхождения названия — что в старину тут жили в основном воры, и когда одну бабку стали ночью грабить, та закричала, что мол «вор сама» — оттуда и пошло название «ворсама», или Ворсма. После женитьбы Ивана Грозного на кабардинке Марии Темрюковне её родня получила княжеский титул и они стали называться князьями Черкасскими. Для аптекарского приказа, которым руководил один из князей Черкасских были выделены земли около Гороховца, а затем и вокруг современных Павлова и Ворсмы. Во времена Василия Шуйского и польского нашествия в Павлово и Ворсме нашлось много людей, которые поддержали поляков, оказав им помощь оружием и людьми. В сражении под Ворсмой нижегородское ополчение наголову разбило поляков и их приспешников. В «смутное время» павловские и ворсменские крестьяне, ремесленники, стрельцы, проживающие окрест мордва и черемисы, примкнули к отрядам Лжедмитрия, создав свои формирования. Против них из Нижнего Новгорода были выдвинуты правительственные войска и нижегородское ополчение. 10 декабря 1608 года под Ворсмой произошло ожесточённое сражение. Отряды повстанцев и поляков были разгромлены, Ворсма разграблена и сожжена. Отступившие отряды мятежников были разгромлены на подступах к селу Павлово.

Козьме Минину за гражданский подвиг и личное мужество царём Михаилом Фёдоровичем были пожалованы чин думного дьяка, а также земли и угодья села Ворсмы, а после смерти Минина и его сына этот дар отошёл в царскую казну. Земли вокруг Ворсмы были малоплодородны: сплошная глина и суглинок, и прокормиться на этой земле очень сложно. Это способствовало развитию Ворсмы и Павлова в крупный промысел по обработке железа. Были обнаружены болотные руды, переплавляя которые в маленьких доменных печах получали сталь. В Ворсме получили развитие кожевенные, мыловаренные и особенно слесарные промыслы: изготовление ножей, ножниц, хирургического инструмента, столовых приборов, оружия.

Императрица Екатерина II своим указом от 7 сентября 1761 года ради поощрения развивающейся в Павлове и Ворсме слесарной промышленности освободила эти села от постоянной повинности, крестьянам же предоставила право торговать по всей Российской Империи без особых свидетельств.

По указу графа П.Б.Шереметева в 1766 году была учреждена слесарная фабрика по производству ружей, ножей, щипцов, замков и прочего железного товара.

В 1810 году граф Шереметев в виде подарка передал 1200 ружей императору Александру I, а в 1813 году для войны с французами передал в дар ещё 2000 ружей и 1500 сабель. В 1820 году своё дело открыл в Ворсме крепостной графа Шереметева Иван Гаврилович Завьялов. В 1835 году И.Г.Завьялов был пожалован Николаем II 5000 рублями, кафтаном с золотым позументом, и медалью с надписью «За полезное» для ношения на Анненской ленте. В 1843 году ему в Москве на Мануфактурной выставке была вручена большая серебряная медаль, а в 1862 году он получил медаль на всемирной выставке в Лондоне «За отличные образцы стального ножевого товара».

Во время Крымской войны на фабрике в Ворсме начали производство полкового медицинского хирургического набора. В 20-х гг. 17в. на основе предпринимательства князя Ивана Черкасского в Ворсме стали производиться ножи – медорезки, рыбацкие, для сырейщиков, косы, сошники, овечьи ножницы, тупейные щипцы, столовые ножи и вилки, казачьи складные ножи. В 1745г. владельцем Ворсмы стал сын петровского фельдмаршала граф Петр Шереметев. К тому времени здесь уже было несколько крупных кузниц, слесарных мастерских, кожевенных заведений. Основателем одного из первых ручных молотовых стальных заводов был выходец из крепостных графа Шереметева Никон Николаевич Шмаков, впоследствии купец 2-й гильдии Горбатовского уезда – зачинатель производства складных ножей в России.

В 1926 году Ворсме был присвоен статус посёлка, а в 1955 г. — города.

Начиная с ХVIIIв., она становится значимым центром кожевенных, мыловаренных и, в особенности, — слесарных промыслов. Изготовление ножей, ножниц, хирургического инструмента, столовых приборов, холодного оружия прославило город по всей Российской Империи. На базе исторически сложившихся предприятий возникли и современные – медико-инструментальный завод и завод складных ножей.

ГОРДОСТЬ СЕГОДНЯШНЕЙ ВОРСМЫ — МОНАСТЫРЬ

Въезжающих в город слева от трассы встречает озеро Тосканка (региональный памятник природы). На острове -монастырь, действовавший в ХVII-ХIХ вв.

История возникновения и строительства восстановленного ныне ансамбля Троицкого Островоезерского монастыря являет собой яркую страницу нижегородского культового зодчества XVII века. Эта обитель была выстроена на одном из островов Ворсменского озера близ села Ворсмы Горбатовского уезда.

Сначала он был деревянным. В 1580 году часть монахов перебралась на остров, образованный от запруды речки Кишмы, из села Павлова.

Устроителем нового монастыря был схимник Макарий Вертоногуй. Монастырь со временем помог сложить в этой местности волостной центр религиозной и административной власти, поскольку, очевидно, это и стало причиной слияния нескольких населенных пунктов, находящихся «на Воросьме», в одно целое. За многие годы существования деревянные постройки сильно обветшали, но и это не уцелело — монастырь разграбили и сожгли разинцы. Восстановленные строения через 15 лет вновь сгорели, на этот раз окончательно.

Весть о пожаре боярину Михаилу Яковлевичу Черкасскому привез в Москву игумен Яким. И решил боярин построить в этом месте новый мужской монастырь, на этот раз каменный, чтобы и самому было в случае чего от гнева царского схорониться. И 29 августа 1688 года Павел Сидорович Потехин (с именем этого крестьянина — зодчего из села Кадницы в то время был связан расцвет так называемого «узорочья»), игумен Яким и от Черкасских приказной ворсменской конторы Афонасий Жохов заключили договор: «Делать в Нижегородском уезде в селе Ворсма на острову каменное дело: «Шестьдесят каменщиков (не считая сотни согнанных со всех нижегородских вотчин боярина Черкасского крестьян, выполнявших земляные и другие вспомогательные работы) с восхода солнца до его заката изо дня в день работали на острове в течение двух лет».

Как известно, в такие отдаленные монастыри цари и вельможные бояре ссылали неугодных им людей знатного происхождения, замешанных в тех или иных политических интригах (или по другим каким- либо личным причинам).

От пребывания таких изгнанников затем следов в монастыре не оставалось. Но вот один все же остался. В областном музее хранится книга с надписью на боковом поле первого листа коричневыми чернилами: «Отдано в дом Пресвятой Троицы Островоезерского монастыря, что в селе Ворсма, в помин души Анны Магдебургской лета 7199, июля в 26 день погребения ея». Как оказалась эта дама или, может быть, принцесса, в сельском монастыре, до сих пор остается загадкой.

Первое упоминание в документах о церкви Троицы у села Ворсмы восходит к августу 1640г. Когда было дано благословение «О строении на острову села Ворсмы вместо ветхия церкви вновь церкви во имя Живоначальные Троицы, да придел явлению Казанския Пречистыя Богородицы». С нее началось формирование комплекса монастырских деревянных зданий, нарушенного пожаром 1687г.

С 1688г. (особенно интенсивно — с 1691 – 1692 гг.) иждивением князя М.Я.Черкасского развернулось строительство каменного ансамбля монастыря – трех церквей, келий и стены с четырьмя башнями, которое было закончено в 1698г. Строительство возглавил Павел Сидорович Потехин, известный русский зодчий, выходец из Нижегородской губернии.

В ХVIII – XIX вв. Островоозерский Троицкий монастырь обладал обширными земельными угодьями и рыбными ловлями, которые сдавал в аренду.

Ансамбль монастыря получился впечатляющим. Главный корпус со святыми арочными воротами, надвратной церковью, увенчанный узорчатой колокольней, был обращен на юг, к озеру. Корпус имел два симметричных двухэтажных крыла с келлиями, которые плавно переходили в высокую каменную ограду. Эта капитальная ограда по углам заканчивалась двумя круглыми башнями. Такие же башни стояли и на других углах монастырской ограды. На ее северной стороне был еще один вход, обыденный, ведущий по тропинке к переправе на северный берег озера. В монастыре было три каменных храма: во имя Святой Живоначальной Троицы, в честь Казанской иконы Богоматери и храм, посвященный преподобному Михаилу Малеину — наставнику святого Афанасия Афонского. Главными святынями монастыря являлись Казанская икона Богоматери и Нерукотворный Образ Спасителя, которые были вручены Макарию князем Черкасским. Также особо почиталась Смоленская икона Богоматери, находящаяся в храме преподобного Михаила Малеина.

За три столетия в Островоезерском монастыре была собрана богатейшая библиотека, в которой имелись ценнейшие древние рукописи, старопечатные книги и пергаментные свитки. Монахи занимались овощеводством, рыбной ловлей. Остров украшали великолепный фруктовый сад, парк из дубов, лип, сирени, акаций и многочисленные цветники.

Монастырь закрыли в конце 30-х годов. Часть ценных реликвий вывезли (судьба их не известна), остальное сожгли. В военное и послевоенное время здесь располагалась воинская часть, позднее — производство, пионерский лагерь. В пятидесятые были полностью разобраны монастырская ограда и два каменных храма – Троицкий и Казанский. Потом долгие годы царило запустение, а монастырь стал местом добычи кирпича и щебенки.

О бывшем некогда на острове монастыре напоминали только руины братского корпуса и надвратной церкви святого Михаила Малеина.

Когда-то Троицкий Островоезерский монастырь поражал путников своей неприступностью, воспринимался современниками как надежная крепость.

В 1923 году монастырь был закрыт. Через шесть лет обследован правительственной комиссией, после чего было предложено сломать обветшалые постройки. Все остальные разрушения довершили время и люди. Остались только развалины очень крепкой кладки мастера Потехина, которые не удалось разрушить.

Историческая справка: Островоозерский Троицкий монастырь, заштатный, общежительный, в 18 верстах от уездного города Горбатова, при селе Ворсме, среди озера на острове. Начало монастыря было положено во второй половине XVI века подвизавшимся здесь схимником Макарием (который и погребен в этой обители) при содействии князя Бориса Черкасского. В 1662 году монастырь возобновлен князем Яковом Черкасским. В монастыре находится Казанская икона Божией Матери — дар князя Бориса Черкасского; с ней совершается хождение по селениям епархии.(Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».)

Я.Л.Шаболдин

О строительстве каменных зданий в монастыре в конце XVII в. свидетельствуют копии с грамот князя М.Я.Черкасского, хранившихся в монастыре, снятые игуменом Ефремом в 186 г.41 Первый документ не датирован и представляет собой так называемую «собственноручную роспись строенью» князя М.Я.Черкасского.42 Второй документ дополняет первый. Это контракт между М. Я. Черкасским и крестьянином с. Кадниц43 Павлом Сидоровичем Потехиным на строительство каменных зданий монастыря.44 Контракт датирован 24 августа 7196 (1688) г. Текст этих документов хорошо известен исследователям. Как одно целое он был опубликован в 1857 г. в «Памятниках церковных древностей» архимандрита Макария45 и затем в 1938 г. с незначительными купюрами у С. В. Безсонова.46 Фрагменты этого текста часто приводятся в качестве иллюстраций принципа строительства по образцу и метода работы зодчего конца XVII в.

В первую очередь нас интересует та часть документа, где отражается ход строительства Островоезерского монастыря. В контракте Потехин обязуется «к тому каменному делу притти (…) в нынешнем же во сто девяносто шестом (1688) году и делать то каменное дело самым добрым мастерством».47 Но строительство было начато не лета 1691 г. В приказе М. Я. Черкасского Афанасию Жохову о заготовке материалов, составленном 5 января 1691 г.,48 оговаривались мероприятия по обследованию обнаруженных неподалеку от Ворсмы залежей известняка, который предполагалось использовать на фундаменты. Приказом было предписано из села Кадниц «Пашку [Потехина] да с ним для свидетелства и чертежу и приправки, как которая статья пристойнее к выспросу и досмотру трех человек каменщиков знающих же: Федку Перфильева, Федку Александрова, Куземку Ингнатьева (…) взяв, ехать в монастырь» для осмотра белого камня – «годитца ли к каменному делу» и «можно ль утвердить на той мели, каменну стену».49

Есть в тексте документа и прямое указание о начале строительства: «А строить в лето церковь с трапезою и келии и передняя стена с вороты и над вороты колоколница с церковью и ограды, что успеетца».50 Такой порядок работ — сначала строить церковь с трапезой, с кельями, воротами и колокольней над ними, а затем уже соборнй храм, оговаривался и в «росписи строенью».51

Вероятно, до начала строительства был составлен чертеж будущих построек. В приказе велено было «весь монастырь назнаменить на бумаге с мерою и как строенью быть против чертежа (…) и означить на чертеже, которым местом рвам и строеньям быть и что в которую сторону сажен останетца за строеньем и для чево выпустить за строенье и то все означить подлинно, да и о том высмотрить не по старой ограде по наличному досмотру как в пристой и что в обод будет сажен то место, которому быть в строенье и ограде и написав и назнаменя чертеж писать и со смотру своего опись и чертеж прислать не мотчав».52 Приказ заканчивался требованием: «А с чертежом и с описною росписью прислать ко мне к Москве подмастерья Пашка Потехина наспех, а ему сказать, чтоб он товарищем своим приказал готовитца к делу, и за дело принимались и делать с весны».53

Появление первых каменных монастырских построек в лето 1691 г. отмечено в следующей по времени грамоте М. Я. Черкасского.54 В тексте документа перечисленны постройки, начатые Потехиным: «А исподния де житья, ледник и погреб построены под теплою церковью (…) А что в нынешнем 200 году (1691-92) изготовлено кирпича триста тысяч и тем де кирпичем начатые кельи и на воротах церковь и колокольница и запасная палата и достальные кельи и вся ограда построитца».55

Но в 1692 г. П. Потехин был отстранен от дел. Приказом М. Я. Черкасского руководство строительством перепоручалось Ф. Перфильеву:56 «в нынешнем 200 (1691) году в [ноября] 16 де[нь] указал я села Ворсмы в Островоезерском Святые Троице монастыре в строеньях у каменного дела быть в подмастерьях кадницкому каменщику Федке Перфильеву, да с ним в товарищах Куземке Игнатьеву, а прежнему подмастерью Пашке Потехину подмастерьем к редовым быть за старость не указал».57

В части приказа, касающейся набора каменщиков на новый строительный сезон (1692 г.), с отставкой Потехина предписывалось отстранить от работы еще семь человек кадницких каменщиков, «а вместо их взять Серешкина сына Ивашка, Пашкина сына Потехина Стенку, да из бобылей в прибавку Бориска Михайлова, Петрушку Иванова, да кадницких каменщиков, которые были на деле на Москве пять человек: Микитку Игнатьева, Гришку Михайлова, Марчку Андреева, Исачку Андреева, Ивашку Михайлова, да из сел Богородского и Павлова тех же каменщиков, которые сначала взяты и были во отпуску, всего и с подмастерьем шестьдесят один человек; и теми людьми построить вышеписанные дела».58

Этим же документом были внесены существенные поправки к «росписи строенью» 1688 г.: «И по моему указу положено, соборная церковь совершить одноглавою в потайной епанечной кровле с отводными над кровлей стоками против указанного ему [Перфильеву] на Москве образца»59 (выделено мной — Я. Ш.) (Первоначально в «росписи строению» Тоицкую церковь предполагалось завершить пятиглавием: «…церковь в довершке по соборному, главы и шейки и на церкве прикраска и окошка и меж окошек столбики и двери и рундуки как у Воскресенской решотки в Кадашеве церков, в красной пример пятиглавый утвердить, чтоб отнюдь течи не было»)

Сопоставление текстов «росписи» и последней грамоты М.Я.Черкасского в частях, касающихся облика Троицкого собора, дает повод предположить, что в 1691 г. зодчий был ориентирован на иной, чем в 1688 г., образец. Во всяком случае, это можно утверждать с полной уверенностью в отношении композиции входов собора. Раньше, по «росписи строенью», Потехин должен был делать «в церковь трои двери с рундуками такими, каковы в Кадашеве у Воскресенской решетки».61 Приказом же 1691 г. новому подрядчику Ф. Перфильеву вменялось «к церкви соборной построить рундуки против Чудовских всходов и обвершить с потайно(й) ж кровлей по полаточному с подъемными стенами»62 (выделено мной — Я. Ш.). Вероятно, речь в данном случае идет о церкви Чуда Архангела Михаила в Московском Кремле. Церковь эта, кстати, была одноглавой, поэтому есть все основания полагать, что именно она была указана подмастерью в качестве образца для повторения ее форм завершения на Троицком соборе. За указанием «соборная церковь совершить одноглавою», в тексте грамоты следует более радикальное требование: «переделать и закамар снять с теплой церкви, которая построена, потому что теча от закамар будет».63 Замечание это относится к зданию Казанской церкви, строительство которой в лето 1691 г. велось под руководством П. Потехина.

Грамоты М.Я.Черкасского дают информацию не только о времени начала строительства каменных зданий монастыря. По тексту грамот можно установить и долю участия каждого зодчего в возведении той или иной постройки. Очевидно, что разбивка территории острова под строительство всех зданий и сооружений монастыря осуществлялась под руководством П.Потехина. Им же были начаты братские и настоятельские кельи, а также святые ворота между ними с надвратной церковью Михаила Малеина. Казанская церковь тоже была выстроена Потехиным, но как отмечалось выше, ее венчающие части были переделаны Ф.Перфильевым. Завершение начатых в 1691 г. построек выполнялось под наблюдением Перфильева. Ему же принадлежит основная роль в возведении Троицкого собора.

Сведения о датах окончания строительства каменных монастырских зданий сообщают материалы описей церковного имущества XIX в. По указанию описи 1859 г., первым было завершено строительство теплой церкви во имя Явления иконы Казанской Божией Матери — в 1694 г.64 Надвратная церковь Михаила Малеина была закончена в 1695-96 гг. В описи алтаря церкви 1806 г. упоминается «антиминс на белом полотне со вложением святых мощей, священнодействован 7204-го (1695-96) года (…) при патриархе (…) Адриане, митрополитом Павлом (…) Нижегородским и Алаторским».65 Последним был построен Троицкий собор. О нем в описи 1806 г. говорится: «церковь соборная (…) каменная, холодная, безпридельная, освящена 7202-го (1699) года…».66 Материалы архивных источников, к сожалению, не позволяют судить о времени окончания других монастырских зданий. Можно только предположить, что все строительные работы в монастыре были завершены к началу XVIII в.

Монастырь упразднён в 1930-е годы, в 1950-е были полностью разобраны монастырская ограда и разрушены два каменных храма — Троицкий и Казанский. Сохранились только полуразрушенные братский корпус, фрагменты ограды и надвратная церковь Михаила Малеина. В 1995 году остатки монастырских построек и остров были взяты под охрану государства

Исторические личности, оказавшие влияние на развитие Ворсмы:

1. Иван грозный 2. Василий Шуйский 3. Лжедмитрий 4. Козьма Минин 5. Царь Михаил Федорович

  1. Екатерина Великая 7. Граф Шереметев 8. Александр I 9. Николай II

В 2007 году объявлено о предполагаемом возрождении обители. 16 апреля 2007 года на месте монастыря был совершён первый молебен. Была отреставрирована одна из башен ограды, в которой разместилась часовня.

3 июля 2008 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий подписал распоряжение «монахине Иосифе (Егасовой) иметь попечение о возрождающейся обители», а также благословил принимать сестёр, желающих вступить в женскую общину при монастыре.[3] Для проживания сестёр поблизости от монастыря был арендован дом.[3] Велись работы по разработке проектной документации.

30 декабря 2008 года архиепископ Георгий освятил первые сестринские кельи, находящиеся в небольшом двухэтажном деревянном здании, рядом с монастырским комплексом.

31 мая 2009 года архиепископ Георгий благословил совершать при обители молебны с акафистом три раза в неделю. 23 июля в день Перенесения Ризы Господней в Москву в восстанавливающимся храме планируется провести первую Литургию.

7 июня 2009 года в День Святой Троицы на месте разрушенного до основания Троицкого храма был совершён первый молебен, а накануне на месте алтаря — установлен поклонный крест.

Восстанавливаемая надвратная церковь во имя Преподобного Михаила Малеина. Февраль 2010

31 декабря 2009 года был освящён восстановленный храм в честь святого Михаила Малеина.

В январе 2010 года специалисты мастерской «Ковчег» завершили работу над иконами для иконостаса надвратной церкви во имя святого Михаила Малеина. Иконостас выполнен в русском стиле XV века, иконы — на золотых фонах вкупе с тябловой резьбой. На весну запланирован монтаж готового иконостаса. Также в планах работников мастерской с наступлением тёплого времени начать роспись храма в монастыре. Добровольцы из московского объединения «Реставросъ» вели подготовительные работы: перевозили на остров строительные материалы и вели расчистку территории. Администрация Павловского района организовала ремонт моста через озеро.

На начало 2010 года в обители проживало две насельницы: монахиня Иосифа и её помощница Галина.

Весной 2010 года над церковью в честь святого Михаила Малеина началось строительство колокольни, которая станет самой высокой точкой монастыря. Одновременно было начато восстановление Троицкого собора. 28 июня архиепископ Георгий совершил в строящемся храме молебен и чин закладки первого камня в основание собора. Освящение креста на купол Троицкого собора состоялось 3 ноября 2010 года.

Во время визита 30 июня 2011 года архиепископ Георгий освятил поклонный крест, установленный у входа в монастырь. На берегу озера была освящена небольшая часовня с иконой Божией Матери «Экономисса».

12 августа архиепископ Георгий провёл в монастыре совещание на котором были определены даты завершения работ по строительству Троицкого Собора и утвержден график работ по воссозданию келейного корпуса, а также вопрос энергоснабжения обители. Также рассматривался вопрос восстановления Никольского храма в Ворсме.

18 сентября 2011 года в восстановленном Троицком соборе состоялась первая Божественная литургия, после которой было совершено перезахоронение останков основателя обители схимонаха Макария. Архиепископу Георгию сослужил епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

4 июня 2012 года епископ Выксунский и Павловский Варнава (Баранов)совершил чин закладки храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Возрождение Ворсменского монастыря продолжается.

Поехать в Ворсму и оказаться в Карелии — путешествие к трем живописным озерам

Поделиться
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • Pinterest
  • Linkedin

Недалеко от Нижнего Новгорода есть уникальные природные ландшафты, путешествуя по которым ощущаешь себя где угодно, но только не рядом с домом. Загадочные бирюзовые озера, васильковые поля, ягодные леса и горы — все это Павловский район. И здесь в полудиких условиях чувствуешь себя настоящим самобытным туристом. Правда, на хорошей машине. В этой статье я расскажу о трех живописных водоемах, расположенных недалеко от Ворсмы, куда приятно съездить в жаркий летний день.


В путешествие по Ворсменским озерам мы отправились на автомобиле Kia Sportage, который любезно предоставила на тест-драйв Компания Центр, Kia на Комсомольском шоссе. Прежде, чем вручить мне ключи от тестовой машины, в автосалоне попросили особо по бездорожью не гонять, все же Sportage — кроссовер, а не внедорожник. Но кататься по ровным дорогам скучно (да простят меня в автоцентре Kia) и мы немножечко нарушили свое обещание. К счастью, автомобиль не только не подвел, а даже очень порадовал. Но обо всем по порядку.

Озеро в деревне Теряево

Это самое близкое от областного центра, самое удобно расположенное и приятное теплое озеро с песчаным берегом.


Из центра Нижнего Новгорода до деревни Теряево на машине без пробок можно доехать за час с небольшим. С одной стороны озеро окружают березовые рощицы, с другой — поле, а рядом есть лес с грибами и ягодами.


Здесь приятно просто провести день, купаясь и загорая, читая книгу в тени берез и жаря мясо или картошку на костре. А можно остаться на ночь с палаткой, слушая с заходом солнца пение сверчков и наблюдая за звездным небом.


Озеро находится метрах в 200 от трассы, доехать до него можно на любой машине. Проще всего заехать в деревню Теряево, проехать ее вглубь и выйти в поле. Грунтовая дорога сама выведет вас к водоему. А еще в этом месте невероятные васильковые поля.


Фотографии не передают всего очарования этих нежных цветов, голубая дымка притягивает взгляд, невозможно пройти мимо и не сфотографироваться. Ну и букетик домой нарвать. Кстати, чай с васильком очень вкусный.

Вердикт: озеро в Теряево хорошо по всем пунктам — близко, удобный заход в воду, есть уютные рощицы для отдыха с палатками. Обязательно сюда приеду с ночевкой.

Озеро Ключик (Доскинское Святое)

Примерно в трех километрах от Ворсмы находится уникальное озеро Ключик, которое также называют Доскинское Святое. Добраться до него оказалось сложнее, чем до первого озера в деревне Теряево. Чтобы найти Ключик, необходимо проехать полями и не очень ровными грунтовыми дорогами. В одном месте нужно подняться по небольшой горке, с этой задачей наш Sportage справился, а вот легковушка точно не проедет. А уж если дождик пройдет, так и кроссоверу будет сложновато. Единственный выход — оставлять машину и идти пешком минут 10.

Главная особенность этого озера — необычный бирюзовый цвет, некоторые в шутку сравнивают Ключик с Мальдивами. Как удалось выяснить, цвет воды здесь такой из-за большого количества сульфатов. Вода в некоторых местах цветет, но там, где бьют подводные источники, озеро зеркальное.

Это озеро очень любят дайверы, так как его глубина достигает 14 метров, а температура воды всегда около +6 градусов. Вот такая страшненькая тарзанка для особо смелых экстремалов построена на прибрежных березах.


Мы подъехали к Ключику только с одной стороны — с высокой, но заходы в воду есть и внизу. Берега усыпаны полевыми цветами, ароматы здесь удивительные.


Вердикт: место очень живописное, сюда интересно приехать отдохнуть, да и просто добраться до озера — интересное приключение. Но купаться я, наверное, в Ключике не рискнула бы.

Озеро Провал (Красное)


Следующим пунктом в нашем маршрутном листе были два озера Провал и Горелое, которые расположены практически в нескольких десятках метров друг от друга. Но Горелое мы так и не увидели, так как во время пикника у Провала были покусаны слепнями и решили себя немного пожалеть.


Но с уверенностью могу сказать, что вид, который открылся мне с этого холма, перекрыл все возможные неприятности с насекомыми. Глядя на эти фотографии, думаю, вы поймете, почему в названии статьи я вспомнила Карелию. Вниз к воде спускаться мы не стали, так как сделать это было проблемно. Грунтовая дорога, которая ведет в эти края из Грудцыно, очень непростая, на низкой машине не пройти. Да и через поле ведут сразу несколько извилистых дорожек, поэтому добирались сюда мы довольно долго и волнительно. Но местные пейзажи стоят всех усилий. К тому же места эти вполне можно назвать дикими, так как находятся озера далековато от населенных пунктов, и ни одной машины по пути нам не встретилось.


У озера провал очень интересный островок посередине. Проверить воду и берег у Провала мне не удалось, так как дорога вела через самую вершину, а чтобы спуститься вниз, нужно было еще немного поплутать по бездорожью, но на это нас уже не хватило.


И, пожалуй, самое приятное во всех поездках — это пикник. А пикник с красивым видом вдвойне приятнее.


Безусловно, этот вид оставляет в сердце неизгладимые впечатления. Это настоящий бриллиант, спрятанный в дикой природе Нижегородской области. И напомню, что это максимум в полутора часах езды от Нижнего Новгорода.


Вердикт: на это озеро не поедешь, чтобы просто искупаться. Мне кажется, что эти места для путешественников, романтиков, которые не любят сидеть дома, а жаждут открывать новые удивительные секреты в родных краях.

А на обратном пути в Нижний Новгород мы остановились у знаменитого ворсменского озера Тосканка. Это настоящая визитная карточка этих мест. Говорят, что озеро назвали так итальянцы, которые приехали сюда и отметили схожесть местных ландшафтов с Тосканой. Здесь летом проходит фестиваль «Русская Тоскания», гостей катают на лодках и развлекают всякими исконно русскими забавами.

Это путешествие я запомню надолго, маршрут выходного дня удался и даже превзошел все ожидания. И благодаря удобному Kia Sportage он оказался еще и очень комфортным. Вынесла я вердикты трем озерам, теперь вынесу и тестовой машине. Как всегда — с точки зрения простого обывателя.

Плюсы: просторный салон, много навороченных прикольных функций — беспроводная зарядка для телефона, несколько разъемов USB, датчик дождя, подсветка дверных ручек. Вентиляция сидений отдельная любовь: кожаные сидения в дырочках, через которые поступает приятная прохлада. Летом невероятно актуально, а зимой к вашей попе подается тепло. Проходимость в непростых условиях уже отметила, хорошо тянет в горку, ну и общий комфорт за рулем.

Минусы: не сразу разобралась с панелью управления, поломала голову над тем, как переключаются радиостанции и регулируется громкость на руле. Вместо привычных кнопок там непривычные переключатели. Ну и жалко все же такую машину гонять по бездорожью, хоть она и довольно проходимая.

Вердикт: хорошая машина для путешествий, в том числе семейных.

Очень надеюсь, что статья была для вас полезной и интересной. Только очень прошу, берегите природу и вывозите за собой весь мусор!

Понравилось это:

Нравится

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]