Шарья
Год основания: | 1906 |
Население: | 23,7 тыс чел |
Жители: | шарьинцы |
Часовой пояс: | UTC+3 |
Время: | московское |
Телефонный код: | +7 49449 |
Телефонная справочная: | (49449) 2-39-38 |
Почтовый индекс: | 157500 |
Город расположен на левом низменном берегу реки Ветлуги. Своим основанием и развитием город Шарья обязан железной дороге, проложенной здесь в начале прошлого века. Строительство железной дороги Вятка-Вологда осуществлялось строительным управлением на средства государственной казны. Дорогу и паровозное депо Шарья начали строить в 1903 году, а в июне 1906 года участок дороги был пущен в эксплуатацию. В начале 1907 года были закончены работы по строительству паровозного депо. В этом же году закончилось строительство вокзала, водокачки, 21-й железнодорожной школы, больницы с поликлиникой и жилых домов по улице Вокзальной ст. Шарья. При строительстве нещадно эксплуатировался труд крестьян. На месте нынешних складов межрайбазы возникло кладбище, названное в народе татарским, где хоронили умерших от непосильного труда и антисанитарных условий жизни строителей.
Сегодня Шарья — развитый промышленный город. С городом связаны имена многих известных деятелей культуры и искусства. О Ветлуге писали Мельников-Печерский и Немирович-Данченко, рассказ «Река играет» оставил писатель Короленко. Здесь родились и творили М. Базанков, А. Беляев, О. Хомяков.
В Шарье с 1991 года открыто 4 православных храма. До 1991 года здание Никольского храма в центре города использовалось под краеведческий музей. 25 июня 1991 года здание Никольского храма было возвращено церковной общине. В январе 1998 года Никольский храм сгорел, через несколько лет был заново отстроен. Сейчас в городе действуют три храма. Возрождённый деревянный храм Святителя Николая стал центром Шарьинского благочиния. При Алексеевском храме действует военно-патриотический клуб в честь Феодора Стратилата. Среди учреждений культуры особое место занимает Шарьинский краеведческий музей. Также к местным достопримечательностям можно отнести усадьбу Лагунина (сохранились парк и пруд) в селе Рождественское и родник Святого Варнавы в селе Ивановское.
На первый взгляд Шарья кажется далеким провинциальным городком, но все-таки есть в ней что-то притягательное. Своим рождением город обязан железной дороге, пущенной в эксплуатацию в 1906 г. А уже через год здесь появились вокзал, водокачка, школа, больница и первые жилые дома. Станция, расположенная в 701 км от Москвы, получила свое название в честь небольшой реки Шарьинки, притока Ветлуги. А в 1938 г. рабочий поселок, в котором жили уже 12 тыс. человек, приобрел статус города.
Серьезное влияние на Шарью оказала Великая Отечественная война. Во-первых, каждый третий ее житель погиб на фронте — более 8 тыс. человек. Во-вторых, на местной станции останавливались составы с эвакуированными жителями блокадного Ленинграда. Не все переживали тяжелую дорогу в теплушках: сотни ленинградцев обрели покой на городском кладбище.
Как добраться до Шарьи
Шарья — крупный ж/д узел. Каждый день из Москвы отправляются 3 поезда, делающие остановку на местной станции. Составы, конечные пункты назначения которых: Хабаровск, Чита и Абакан, отходят в 0:35, 13:50 и 23:05 соответственно с Ярославского вокзала. Спустя 11-13 часов они уже на месте. Из Костромы в Шарью курсируют автобусы: 6 рейсов в день, начиная с 6:00; время в пути — 5 часов 40 минут.
Город небольшой, но общественный транспорт есть — он представлен 6 автобусными маршрутами. Стоимость проезда: 19 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2022 г.
Гостиницы
Гостиниц в Шарье раз, два и обчелся. Зато местные отели располагают вполне приличным номерным фондом по очень привлекательной цене. Двухместный номер обойдется в 1300-1500 RUB в сутки. Официально гостиницы в городе не классифицированы, но в целом они соответствуют уверенным двум «звездам».
Бронировать популярные отели Шарьи по лучшим ценам
Кухня и рестораны Шарьи
Вкусно и недорого пообедать можно в одном из местных кафе — комплекс обойдется всего в 100 RUB. Еще дешевле — в многочисленных безымянных столовых и барах. Заведения более высокого класса — это, в основном, пиццерии, где, помимо итальянской, широко представлена и русская кухня. Пицца стоит 200 RUB, порция блинчиков с семгой — 150 RUB. Ужин в одном из ресторанов города — порядка 500 RUB на человека.
Недорогие буфеты работают при гостиницах Шарьи. Плотно поужинать там можно за 200-300 RUB на человека без алкоголя. Фастфуд представлен шаурмой и гамбургерами, которые можно взять с собой практически в любом кафе за 100-150 RUB.
Достопримечательности
Практически все достопримечательности Шарьи связаны либо с железной дорогой, либо с религией. Сейчас в городе действуют три православных храма. Среди них — деревянная церковь Святителя Николая, возведенная еще в 19 веке. В советское время ее разрушили и на остатках фундамента построили краеведческий музей. Затем здание отдали храму, но молиться в музее было неудобно. Уже в наши дни местные предприниматели-лесозаготовители выделили стройматериалы, и церковь была восстановлена. Помимо Николаевской, в городе действуют Алексеевская и Христорождественская церкви.
Среди культурных учреждений интересен Шарьинский краеведческий музей. Его экспозиция представлена 7 отделами, рассказывающими об истории региона с 19 века по сегодняшний день, о коренных народах, испокон веков живших на этой земле, о растительном и животном мире региона. Время работы: понедельник-пятница: 9:00-17:00, воскресенье: 9:00-15:00, суббота — выходной. Вход: 150 RUB, детям: 100 RUB.
Несколько знаковых мест есть в окрестностях Шарьи. Николо-Преображенский храм в селе Николо-Шанга 1806 г. постройки дополнен каменной колокольней и красивой оградой. Рядом — кладбище с молитвенным домом. В 40 км от городка, в деревне Рождественское находится родник св. Варнавы Ветлужского. Даже во времена СССР к нему не прекращался поток верующих со всей страны. Иногда его засыпали цементным раствором, но вода все равно пробивалась наружу. Сегодня чудодейственный родник обновлен и отреставрирован, а рядом возведена часовня. В этом же поселке расположена усадьба Лагунина. В настоящее время на территории поместья сохранились пруд и парк, доступные для посещения.
Шарья – городской округ областного подчинения, промышленный и культурный центр северо-востока Костромской области с населением около сорока тысяч человек. Город расположен на левом низменном берегу реки Ветлуги и занимает территорию в 2530 гектаров. Своим основанием и развитием город Шарья обязан железной дороге, проложенной здесь в начале прошлого века. 24 ноября 1906 года состоялось официальное открытие движения поездов, и новая железная дорога стала называться Северной, а станция, расположенная на 701 км от Москвы, – Шарьей по имени реки, протекающей в двухстах метрах от вокзала. С древнего языка мери (этот народ селился здесь в незапамятные времена) слово «Шарья» переводится просто – речка. В отличие от станции в дальнейшем эту речку стали называть ласковее – Шарьинка. Постепенно станция отстраивалась и в 1917 году превратилась в крупный поселок с паровозным и вагонным депо. В 1938 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 ноября рабочий поселок Шарья был преобразован в город с населением около 12 тысяч человек. С образованием в 1944 года Костромской области Шарья вошла в ее состав и была отнесена к категории городов областного подчинения. В годы Великой Отечественной войны около 24 тысяч жителей города с оружием в руках защищали Родину. Почти 8000 – каждый третий – погибли в боях. Шарьинцы гордятся подвигами своих земляков – Героев Советского Союза: Д. Корягина, повторившего подвиг Гастелло; В. Танычева, А. Котегова, И. Бобарыкина, В. Душеина; – полных ковалеров ордена Славы: С. Громова, А. Краснухина. В год 60-летия Великой Победы Благодарные жители города открыли Мемориальный комплекс, где в бронзе и граните увековечены имена всех погибших земляков. В 50–70-ые годы город активно развивался. ПДО «Шарьядрев» из лесокомбината превратился в крупнейшее градообразующее предприятие. Появилось швейное, мебельное производство, увеличилось количество предприятий пищевой промышленности. В городе быстрыми темпами шло строительство, вырастали новые микрорайоны, больницы, школы, училища. Сегодня Шарья – развитый промышленный город. Современную индустрию представляют крупные предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности ООО «Кроностар» и ООО «Лесопромышленный комплекс», вместе с которыми возрождаются леспромхозы и развивается мебельное производство. В пищевой промышленности возникло предприятие по изготовлению минеральной воды, и сегодня «Шарьинскую минеральную» знают по всей России. Шарья имеет выгодное транспортно-географическое положение. Она расположена на перекрестве федеральных автомобильных трасс с севера на юг и с запада на восток. Из-за обилия автомобильных перевозок была построена объездная дорога. Ее развязка – сложное инженерное сооружение. Продолжает развиваться и железнодорожный узел, через Шарью проходит стальная магистраль, соединяющая Москву и Владивосток. Благодаря богатым природным ресурсам, оживлению работы экономики, наличию квалифицированных кадров, постепенному развитию инфраструктуры Шарья становится привлекательным регионом для вложения инвестиций.
Сегодня Шарья – культурный и образовательный центр северо-востока области. В городе 4 средних специальных учебных заведений, работают филиалы КГУ им. Н.А. Некрасова, Современного гуманитарного университета, Международного юридического института при Министерстве Юстиции РФ и Московского института экономики, менеджмента и права. Вместе с образование возрождается и духовность. Сейчас в городе действуют три храма. Настоящим произведением искусства стал возрожденный деревянный Храм Святителя Николая. Среди учреждений культуры особое место занимает краеведческий музей. Его экспозиции рассказывают о тех или иных периодах в жизни города. Имена местных художников: С.Ф. Богородского, А.М. Кучумова, В.М. Федорова, – далеко известны за пределами области. С городом связаны имена многих известных деятелей культуры и искусства. Плененные красотой и загадочностью Ветлуги о ней писали и Мельников-Печерский, и Немирович-Данченко, изумительный рассказ «Река играет» оставил нам писатель Короленко. Здесь родились и творили М. Базанков, А. Беляев, О. Хомяков. Каждый год при активном содействии администрации городского округа издаются новые книги о Шарье и ее жителях, творчество местных поэтов и писателей. Венцом стала книга «Годы и люди» (автор – Гольянов Н.В., краевед и патриот своего города), где в двух томах рассказано о судьбе Ветлужского края, шарьинцах в годы Великой Отечественной войны. Далеко за пределами области известны имена наших чемпионов и победителей крупнейших соревнований Л. Колчановой, С. Перминова, А. Жуйкова, Е. Вальваса, И. Умнякова. Прививает любовь к спорту СДЮСШОР, которая имеет один из лучших в области легкоатлетический манеж. Традиционно в городе проходят областные и общероссийские соревнования по полиатлону, легкой атлетике, мотокроссу. Город является активным членом межрегиональной ассоциации городов Поветлужья. Места во круг города – одни из самых красивейших в средней полосе России. Не случайно у на турбазе города отдыхают ученые, писатели, артисты из столицы и других крупных городов. В реках и озерах водится рыба. В лесах хорошая охота, много грибов. У города есть все условия для дальнейшего развития. И мы верим, что он будет развиваться по всем направлениям: и как промышленный, и как культурный центр северо-востока Костромской области. Сайт города: https://adm-sharya.narod.ru
nord_ursus
Записки северного медведя
Cogito ergo sum
До своего же областного центра — Костромы, здесь больше трёхсот километров. Уже поблизости начинается Вятская земля — Кировская область. Вокруг густые леса и постоянный круглосуточный грохот поездов по северному ходу Транссиба. Город Шарья
появился в XX веке именно благодаря железной дороге и лесной промышленности, получив статус города в 1938 году. Сейчас это второй по величине город Костромской области (36 тысяч жителей, если считать с агломерацией посёлков, и 24 тысячи, если только город), выглядящий, своего рода, «географическим антиподом» Костромы. Теперь посмотрим подробнее, что представляет собой город на востоке области.
2. Начнём с вокзала, — недаром ведь город рождён железной дорогой. Шарья, к сожалению, из числа тех городов, где первое впечатление после приезда портится облезлым вокзалом и разбитой привокзальной площадью. Сам вокзал, кстати, дореволюционный, 1906 года постройки, типовой на этой линии (такой же я показывал, например, на станции Николо-Полома, причём там он в гораздо лучшем состоянии).
Внутри довольно аутентичный интерьер, по-видимому, мало изменившийся с 1980-х годов, — прямо всё как я люблю. В кассе покупал билет до Котельнича на поезд Москва-Абакан, обратив при этом внимание на отчётливый говор кассирши: «МестО у вас нижнеЕ тридцать пятОЕ», — хоть и область ещё Костромская, но говор уже типично вятский.
Смотрите так же: Достопримечательности докшиц
3. Так выглядит вокзал со стороны путей. Правда, в этот раз съёмке с пешеходного моста помешали доблестные ВОХРовцы, защитившие тем самым сверхсекретный стратегический объект от диверсии