Спасск, Пензенская область, Россия

У этого термина существуют и другие значения, см. Спасск.

Город
Спасск

Флаг

Герб
Страна РоссияРоссия
Субъект Федерации Пензенская областьПензенская область
Муниципальный район Спасский
Городское поселение город Спасск
Координаты 53°56′00″ с. ш. 43°11′00″ в. д. / 53.93333° с. ш. 43.18333° в. д. / 53.93333; 43.18333 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=53.93333&mlon=43.18333&zoom=12 (O)] (Я)Координаты: 53°56′00″ с. ш. 43°11′00″ в. д. / 53.93333° с. ш. 43.18333° в. д. / 53.93333; 43.18333 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=53.93333&mlon=43.18333&zoom=12 (O)] (Я)
Основан XVII век
Первое упоминание 1663
Прежние названия 1663-1673 Богданово, 1673-1679 гг. Богданово-Спасское, 1679-1925 гг. Спасск-на-Студенце, 1925-2005 гг. Беднодемьяновск
Город с 1779 года
Население ↘7175[1] человек (2016)
Национальный состав русские, мордва и другие
Конфессиональный состав православные и другие
Названия жителей спасча́не, спасча́нин
Часовой пояс UTC+3
Телефонный код +7 84151
Почтовый индекс 442600
Автомобильный код 58
Код ОКАТО [classif.spb.ru/classificators/view/okt.php?st=A&kr=1&kod=56206501 56 206 501]
Официальный сайт [www.spassk.ru ssk.ru]
Спасск

Москва

Пенза

Спасск

Аудио, фото и видео

на Викискладе

Спасск

— город в России, административный центр Спасского муниципального района Пензенской области.

История


В 1648 году в Мещёрском (Шацком) уезде было обнаружено дикое поле. Поскольку эта земля никому не принадлежала, то была передана Ново-Спасскому монастырю в вотчину по жалованной грамоте. В 1663 году здесь основано село Богданово.
Первыми его поселенцами были монастырские и беглые крестьяне. По переписи 1669 года население составляло 315 человек. В конце XVIII века в Спасске проживало 3005 человек, по первой Всероссийской переписи 1897 года — 6439.

Примерно с 1673 года село стало называться Богданово-Спасским по находившейся в нём церкви Спаса. В 1675 году здесь открылся базар.

Богданово-Спасское до 1673 года находилось в Кадомском уезде, до 1779 года — в Шацком уезде Азовской, потом Воронежской губернии.

16 сентября 1779 года образовалось Тамбовское наместничество с 15 уездами, в том числе Спасским. Указом Екатерины II село было переименовано в город Спасск

. В то время в России уже было несколько городов с таким названием: в Рязанской и Казанской губерниях (а позже, в 1917 году, появился Спасск-Дальний на Дальнем Востоке). Вскоре последовал указ, в котором к имени уездного центра Тамбовского наместничества прибавлялось название здешней реки Студенец, и город называли
Спасском-на-Студенце
.

В Спасске промышленных предприятий не было. Существовали небольшие полукустарные заведения: 7 пивоварен, 14 салотопен и 3 харчевни.

1923 — Спасский уезд был передан из Тамбовской губернии в Пензенскую и укрупнён за счёт присоединённых к нему Наровчатского и Керенского уездов. Его территория тогда составляла 8 466,3 км².

В 1928 году после упразднения губерний и уездов Беднодемьяновск

становится центром Беднодемьяновского района Мордовского округа Средне-Волжской области. С 1939 года в составе Пензенской области.

Глава 1 «На диком поле промеж двух Липляев»

В этой главе пойдет речь об истории возникновения поселения, которое в ХVIII веке стало уездным городом Спасском. Об этом неоднократно писалось разными авторами, но есть некоторые разночтения относительно времени возникновения поселения, принадлежности этой земли, происхождения названия села. Когда создавался общественный краеведческий музей, его организаторы Ф.С. Давыдкин, А.С. Мирошкин при материальной поддержке районной власти запрашивали документы из разных архивов страны. Из Российского государственного архива древних актов (РГАДА) были присланы фотокопии документа об отводе земли Новоспасскому монастырю. Но в то время из-за неправильно прочитанного текста (скоропись XYII века) произошло неточное освещение этих событий, которое вылилось на страницы районной газеты, а позже и книг. Только в 2008 году доктор исторических наук Алексей Владимирович Сиренов изучил текст этого документа и подготовил его к печати. Суть дела такова. История возникновения города Спасска связана с Новоспасским мужским монастырем города Москвы, основанным в XIV веке. У монастыря в Козловском уезде были земельные угодия, которые в 1647 году понадобились для государственных нужд. Вскоре монастырь отыскал для себя незанятую землю в Шацком уезде Замокшанского стана и обратился к царю с просьбой о выделении ему этой земли. К челобитию присоединился боярин Глеб Иванович Морозов, брат всесильного тогда боярина Бориса Ивановича Морозова, воспитателя молодого царя Алексея Михайловича. Женой Глеба Ивановича была знаменитая раскольница Феодосия Прокопиевна, запечатленная художником В. Суриковым на полотне «Боярыня Морозова». В 1654 году царем была послана грамота в Шацк, в которой повелевалось ту пустошь описать, измерить и доложить в Поместный приказ, ведавший выделением земель. Но по каким-то причинам земля Новоспасскому монастырю не была отписана. Спустя 6 лет монастырь в лице «архимандрита Иосифа и келаря старца Герасима с братию» снова обратился к царю с той же просьбой и с челобитием Г.И. Морозова. В Шацк к воеводе Григорию Спешневу снова была послана царская грамота. По окладным книгам выяснилось, что земля в районе деревни Дракино записана за Рисанкой (Рузанкой) Богдановым, а в Порумборе (Мордовском Пимбуре) владельцев земли нет. В окладных книгах значился и Жданка Богданов, который имел землю в районе села Потьма (все названые села ныне находятся на территории Мордовии) и сдавал ее внаем овдаловской мордве. Земля же, которую просил монастырь, «дикое поле лежит порозже в поместье и вотчину и на оброк никому не отдано». Границы отведенной монастырю земли с западной и восточной сторон проходили по рекам Студенец и Сухой Липляй, с северной стороны – по реке Парце, а с южной стороны – по дороге, соединяющей Наровчат и Керенск. Эта дорога шла по нынешней границе полей с. Дубровки через Шелдаис. Территория владений упомянутой мордвы находилась на значительном расстоянии. 11 октября 1662 г. царская грамота повелевала шацкому воеводе, теперь уже Павлу Хвостову, послать дворянина и подьячего для измерения пустоши в диком поле. Выбор пал на Ивашку Фролова, подьячего съезжей избы, который измерил землю, взяв в свидетели «тутошних и сторонних людей, старост и целовальников и крестьян, сколько человек пригож». И на «речке на Парце, промеж двух Липляев» подьячий Ивашка Фролов со свидетелями мерил ту землю и намерил «в поле на 200 четвертей, а в дву по тому ж, да сенных покосов на 400 копен, да дворцовых усадеб и животного выпуску и на подгуменье мест». Все поле в длину составляло 8 верст, поперек 0,5 версты по одной стороне и 1 версту по реке Парце. В мерной книге Фролов о. Это измерение проводилось в октябре и ноябре месяцах при свидетелях – священнослужителях и крестьянах сел Стяжкино, Устье, Никольское, Семивражки (все села, кроме Устья, ныне находятся в Республике Мордовия). «А они мордва деревни Дракины да деревни Порумбор на то дикое поле не выезжали и крепостей никаких не показали и того дикого поля в тех урочищах не спорили…» – писал подьячий в документе1. Остановился Ивашка Фролов, скорее всего, в селе Усть-Парцы, которое существовало уже около 12 лет. Оно принадлежало помещикам Лопатиным, Рогожиным, Лачиновым. Маловероятно, что Фролов со священниками окрестных сел в осеннюю погоду измерял территорию, скорее всего, документ был составлен со слов свидетелей и подписан ими «не выходя из избы». Это подтверждается тем, что повторное измерение и межевание земли показало совсем другие площади. 28 ноября 1662 г. царским указом измеренная земля была пожалована московскому Новоспасскому монастырю. Его представители, получив долгожданный документ, определили на новое местопоселение приказчика и служек, которые выбрали место для будущего села у «источины» на возвышенной местности и назвали его Богданово. «Источина» – это речка Кака (Какова), правый приток Студенца, впадающий в него у с. Липлейка. Неблагозвучное название реки в переводе с древнемордовского означает «осока, тростник». Тут следует сказать о происхождении названия нового поселения. Конечно, служки монастыря, бывшие здесь после отвода земли, и помыслить не могли, чтобы назвать село именем неведомого им потьминского Жданки Богданова, находящегося в 40 верстах от этого места. Конечно, оно названо Богдановым по старославянскому мужскому имени Богдан, что означает «Богом данный». Монастырские служащие должны были решать многие вопросы: выделение и вывоз строевого леса на избы и монастырский двор; определение семей, подлежащих переселению, и вывоз их из сел, принадлежащих монастырю; отвод земли под пашню, ее обработка и засев; выделение сенокосов, выгона и многое другое. Надо сказать, что к моменту заселения села Богданова некоторые населенные пункты Спасского края уже существовали. В пределах территории нынешнего района села и деревни по реке Шелдаис были уже заселены, села Абашево и Устье уже существовали, в 1663 году выделялась земля на месте сегодняшних сел Липяги и Кошелёвка. Отведенная монастырю земля находилась в безопасном от кочевых племен месте, т.к. на юго-востоке государства уже была выстроена засечная черта, проходившая через Керенск, Верхний и Нижний Ломовы. С весны 1663 г. застучали топоры: рубились новые избы для первопоселенцев. Еще загодя была построена монастырская келья, где останавливались служки, а затем – монастырский двор, в котором проживал приказчик. В течение года монастырь переселил в село Богданово 60 семей. Пополнение новыми жителями происходило и позднее, но меньшими темпами. Вместе с тем разрабатывалась и пашня для прокормления новоселов и скота. По указу государя темниковскому писцу Владимиру Новосельцеву и подьячему Петру Зиновьеву «велено ехать в Мещерский уезд в Замокошный (Замокшанский) стан в вотчину Всемилостивого Спаса Нового монастыря… переписать во дворех крестьян и бобылей и их детей и братью и соседи, подсоседников и захребетников, с отцы и с прозвищи и из которых вотчин те крестьяне и бобыли из сел и деревень на ту землю переведены, и ту землю против отказных книг пашню и сено и лес и всякие угодья описать и измерить по наказу, каков им, писцам, дан наказ из Приказу Казанского дворца прямо в правду, да что в той вотчине будет дворов крестьянских и бобыльских и в них людей по именам, и пашни и сена и лесу и всяких угодий, и то все велено написать в книгах порознь, да и те переписные книги велено прислать к великому государю в Поместный приказ…». Бобыли в данном случае – крестьяне, не владеющие имуществом (скот, инвентарь, и т.п.), работающие в качестве батраков. По сведениям историка В.О. Ключевского, крестьяне, переселявшиеся на юговосточные земли, были малоимущими. Землевладельцы, чтобы меньше платить податей государству, часть крестьян зачисляли в бобыли (батраки), поскольку в XVII веке с них податей не брали. Полностью документ о переписи населения и новом межевании в селе Богданове «Выпись из книг Мещерского уезда» опубликован впервые в «Известиях Тамбовской ученой архивной комиссии» в 1887 году и перепечатан в книге Н.И. Забродиной «Краеведческие записки» (С. 122-139). Перепись населения в августе 1669 г. зафиксировала в селе Богданове 77 дворов, в которых проживало 315 человек. Считались лишь лица мужского пола да несколько вдов, бывших главами семейств. Обязанностью переселенных жителей было распахивать выделенную монастырю землю, получать с нее доход, отправлять монастырю необходимую продукцию. Социальный состав села был неоднороден. Он состоял из крестьян (34 двора, 166 человек), бобылей (43 двора, 149 человек). Семьи были большие, только представителей мужского пола в некоторых из них насчитывалось 7-8 человек, среди них племянники, шурины, пасынки хозяина, так как поднимать целину могли только сильные мужские руки. В ряде дворов селились и, так называемые подсоседники, т.е. семьи, не имевшие своего двора, а помогавшие основному хозяину. Такая договоренность существовала, чтобы меньше платить податей, так как налоги брались с «дыма», т.е. с избы. Наконец, был один нищий Макейка Якимов, который «кормится Христовым именем», и одинокий обрусевший швед Якушка Иевлев, который был подсоседником в бобыльской семье. Новые жители села Богданова были перевезены монастырем в основном из села Заколпья Владимирского уезда с многочисленными деревнями, причем, многие крестьяне и бобыли попадали в эти деревни из бегов. В частности, несколько семей убежали в Заколпье из села Усть-Парцы от помещиков Лопатиных и Шмаковых, из села Федоровки Верхнеломовского уезда от помещика Федора Мещеринова. Были беглые из Шацкого, Нижнеломовского, Саранского, Алатырского, Темниковского и других уездов. Крестьяне и бобыли бежали как от помещиков, так и из государственных сел. Крестьяне старались попасть в монастырские села, так как тогда монастыри не могли облагать крестьян больше положенного по закону. Только некоторые из монастырей по челобитью государю могли изменить существующий порядок обложения. Несмотря на строгие наказания за укрытие беглых, монастырь, видимо, не боялся этого, переселяя устьинских крестьян (12 дворов) в село Богданово, по соседству с их прежним местом жительства. Всего беглые крестьяне и бобыли составляли 35 дворов. К 1669 году существовали уже две монастырские деревни: Дерябкино, где было 55 дворов, и Хомутовка, в которой был 1 монастырский двор, т.е. деревня только заселялась. Заселяли ее выходцы из деревни Хомутовки Козловского уезда, молодые жители которой были поверстаны государством в драгуны, а остальные перевезены в монастырские села и деревни Владимирского уезда, позднее переселенные в новые места. Они-то и основали деревню Хомутовку, назвав ее прежним именем. Строевого леса на отведенной территории не было, поэтому особым распоряжением монастырю предписывалось «въезжать в большой Водовской да в Чууской и Оланборский лес для хоромного и дровяного лесу с мордвой села Зарубкина да деревни Глушковы, а рубить им, крестьянам и бобылям, лесу хоромной и дровяной, опричь бортного деревья». На избы и на дрова монастырские жители рубили лес в районе деревень Баранчеевки, Чиуш-Каменки, Татарского Шелдаиса (Лямбур). На реке Студенце (Мокрый Липляй) была сооружена мельница. В селе Богданове, которое позднее стало зваться по храму – Спасское, была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь. К счастью, сохранилось ее описание2. Церковь срублена, вероятнее всего, в 1663-1664 гг. Церковный причт составляли поп Тимофей Иванов, дьячок Арсений Федоров, просвирница Пелагеица Семенова, пономарь Василий Абрамов. Храму с причтом было выделено 20 четвертей земли в трех полях, сенных покосов 30 копен. Межевальщики подробно описали границы монастырских владений, а также соседей: землевладельцев сел Усть-Парцы, Липягов и Кошелевки, татар села Шелдаис (Лямбур), мордвы села Мордовский Пимбур и Русский Пимбур. В документе упоминаются дороги, ведущие от Керенска в Темников и Шацк, от Наровчата в Керенск. Предлагаем вашему вниманию фрагменты документа, в котором освещена история возникновения села Богданова. Его чтение требует некоторого внимания и даже терпения. Зато читатель может узнать о характере стиля документов XVII века. Послушная грамота царя Алексея Михайловича крестьянам села Богданово с деревнями о подведомственности их властям московского Новоспасского монастыря. 12 мая 7182 (1674) г. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца в Шацкой уезд в Замокошской стан на Дикое поле по речке по Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбору и до Липляевских вершин и до речки до Полумбор в село Богданово в деревню Деряпкино на Гремячем ручью, в деревню Хомутовку на речке Парце всем крестьяном, которые в том селе и в деревнях живут и впредь на том Диком поле в тех урочищах учнут жити. Били челом нам, великому государю, Всемилостивого Спаса Нового монастыря власти архимандрит Иосиф да келарь Герасим з братьею, в прошлом де во 156-м году взято у них на нас, великого государя, в Козловском уезде село Доброе городищо, село Кривец, село Хомутово, село Борисовка, село Ракино, село Каликино, деревня Липовка, а в них пашни тысяча шестьсот семьдесят четь в поле, а в дву по тому же и со всеми угодьи крестьянских и бобыльских триста дватцать дворов, и в тех во взятых в селех и в деревнях крестьяне построены в драгунской строй, а вместо де тех вотчин жилово и пустово в Спасов монастырь им не дано, а у которых де вотчинников и помещиков в том же уезде взяты села и деревни на нас, великого государя, и вместо тех сел и деревень дано им в иных местех. И ныне де они приискали в Мещерском уезде в Замосковском стану в порозжих землях пустош Дикое поле на речке на Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбор и до Лепляевских вершин, что бил челом нам, великому государю, о том Диком поле боярин Глеб Иванович Морозов. А та де пустошь Дикое поле лежит порозжа и никому не отдана и них каким землям не приписана. И нам, великому государю, пожаловать бы их, велеть тое пустошь Дикое поле дати в дом Всемилостивого Спаса в вотчину вместо взятых их жилых вотчин села Доброго городища с приселки. А на челобитной их помета думного нашего дьяка Семена Заборовского 170-го году августа в 6 день. Мы, великий государь, пожаловали: буде пустая земля, велеть им дать против взятыя их земли и розыскати про ту землю подлинно. А в даче прошлого 171-го году написано: в прошлом во 162 м году послана наша, великого государя, грамота в Шацкой к писцом к Ивану Лодыженскому с товарыщи по челобитью боярина Глеба Ивановича Морозова. А велено им в Мещерском уезде в Замосковском стану про пустошь Дикое поле по речке по Парце промеж дву Липляек да Полумбор сыскати. А по сыску будет та пустошь Дикое поле в поместье и на оброк никому не отдана и в вотчину не продана и к иным ни х каким землям и к мордовским деревням не приписана, и тое пустошь Дикое поле велено описать и измерять в десятины, и сыск и мерные книги прислать в Помесной приказ. А во обыску двесте сорок шесть человек сказали, то де они ведают пустошь Дикое поле по речке Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбор на двесте четь есть лежить порозжа никому не отдана и ни х каким землям не приписана, и не владеет тою землею нихто. Да во 169-м году послана наша, великого государя, грамота в Шацкой к воеводе к Григорью к Спешневу по челобитью боярина Глеба же Ивановича Морозова, а велено ему про тое же пустошь Дикое поле сыскать и по сыску измерить, и сыск и мерные книги прислать в Поместной приказ. А во обыску двести пятьдесят четыре человека сказали: в Мещерском уезде в Замосковском стану пустошь Дикое поле на речке Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбор есть, а по мере того Дикого поля на двести чети в поле а в дву по тому же сенных покосов четыреста копен да пашенного и непашенного кустами и дубравами поросла и сенных покосов и житинного выпуску в длину меж дву Липляев от речки Парце вверх до Полумбор и до липляевских вершин на восм верст, а поперег на полверсты, а владеют тем диким полем мордва, а никаких крепостей на то Дикое поле не сказали и ничем того Дикого поля не спорили. А в памяти ис приказу Козанского дворца в приходной книге 171-го году написано: Кадомского уезду деревни Дракины у мордвы у Рисанка Богданова с товарыщи з живущих с пяти четь за отсыпной хлеб за пять четь ржи и овса два рубли, да с тово же хлеба провозных денег двенатцать алтын три денги, а в которых урочищах та живущая пашня за тою мордвою написана и деревни до Полумбор мордвы в той приходной книге не написано, да в той же приходной книге сыскано за кадомскою мордвою пашня и сенные покосы на речке на Парце села Вдалово у мордвина у Попыря Резебитова с пашни с пяти четь да с пятидесят копен сена, что на речке на Парце оброку и пошлин четыре алтына з деньгою, села Овдалова же у мордвина у Егозы Кудашева с пашни со шти четь да сена со штидесят копен на речке на Парце оброку и пошлин шесть алтын две деньги, да Кадомского же уезду у приписной мордвы, которая мордва приписана х Керенской деревни Потьмы у Мумарка Чеватова да у Жданка Богданова с Шинкинского жеребья Кичимкова по реке по Парце с пашни и с сенных покосов, которую пашню и сенные покосы здала им, мордве, Кадомского уезду деревни Дракины мордва же Москалко да Баиско Момолаевы с товарыщи оброку десять алтын три денги, да за отсыпной хлеб за осмину ржи, за только же овса, деньгами пятнадцать алтын две денги, да с посопного хлеба провозных денег пол осмы деньги. А в Кадомских мордовских книгах писма и дозору Офонасия Нармацкого да подьячего Макара Внукова 129-го году деревни Дракины и деревни Полумбор и что к тем деревням земли и всяких угодей и в которых урочищах, и того в тех книгах не написано. И во 171-м году октября в 11 день по помете на деле дьяка Андреяна Яковлева послана наша, великого государя, грамота в Шацкой к воеводе к Павлу Хвостову по челобитью Всемилостивого Спаса Нового монастыря архимандрита Иосифа да келаря старца Герасима з братьею, а велено в Мещерской уезд в Замосковской стан на пустошь Дикое поле по речке по Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбор послать дворянина добра, да с ним от места сьезжие избы подьячего добра, а велено сыскать, а по сыску тое пустошь Дикое поле по речке по Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбор буде спору не будет, велено измерять и отказать в дом Всемилостивого Спаса Нового монастыря властем архимандриту Иосифу и келарю старцу Герасиму з братьею в вотчину со всеми угодьи, а в мерных и в отказных книгах Шацкие съезжей избы подьячего Ивашка Флорова 171го году ноября в 28 день написано отказано в дом Всемилостивого Спаса Нового монастыря властем архимандриту Иосифу да келарю старцу Герасиму з братьею в вотчину, что им дано вместо взятых их монастырских вотчин Козловского уезду села Доброго городища с селы да деревни Липовки в Шацком уезде в Замосковском стану по речке по Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбор и до липляевских вершин до речке Полумбора, что тем Диким полем в тех урочищах владели без дач мордва деревни Дракины да деревни Полумбор по мере пашни Дикого поля двести четь в поле а в дву по тому же да под усадьбу и по дворы мест и на подгуменья и под выпуск животинной в тех урочищах пашенного и непашенного и лесом поросло и по кустам и возле реки Парцу сенных покосов в длину меж дву Липляев вверх до Полумбор и до Липляевских вершин до речки Полумбора на восмь верст, а поперег середь того Дикого поля от Мокрого Липляя до Сухово Липляя на полверсты, а от деревни Полумбора возле речки Парцы поперег на версту сена четыреста копен, а лес болшой хоромной и дровяной с розными помещики с мордвою вопче. Да во 173-м году июля в 22 день били челом великому государю Всемилостивого же Спаса Нового монастыря архимандрит Иосиф да келарь старец Варлам Палицын з братьею: в прошлом де во 156-м году по нашему, великого государя, указу взято у них в Козловском уезде монастырские их села Доброго городища с приселки, а в них было четвертные пашни тысяча шестьсот семьдесят четь в поле, а в дву по тому же, крестьян и бобылей триста дватцать дворов. В прошлом во 171-м году пожаловали мы, великий государь, в дом Всемилостивому Спасу вместо взятых монастырских вотчин в Мещерском уезде в Замосковском стану ис порозжих земель пустошь Дикое поле на реке на Парце промеж дву Липляев вверх до Полумбор и до Липляевских вершин, а по мере того Дикого поля на двесте четь в поле, а в дву по тому же, сенных покосов на четыреста копень да пашенного и непашенного лесу кустами и дубравами поросла и животинного выпуску меж дву Липляев до Липляевских вершин на восмь верст. А того де Дикого поля в те урочища и в по верной мере как роспашетца чаять добротные пашни против их взятых монастырских вотчин и от помесных де и от вотчинных земель та их монастырская земля не отмежевана, а крестьяне де их на той земле поселились из их монастырских вотчин села Заколпья да села Увеса и из ыных де вотчин, а не описаны. А по нашему, великого государя, указу послан в Темников писать и межевать Володимер Новосильцов да подьячей Петр Зиновьев. И нам, великому государю, пожаловать бы их велеть тое пустошь Дикое поле в тех урочищах вместо монастырских их взятых вотчин справить за Спаским монастырем за тысячю шестьсот семьдесят четь впредь для челобитчиков и тое их монастырскую вотчину от помесных и от вотчинных земель отмежевать и крестьян и бобылей вписать. А на первой их челобитной помета думного нашего дьяка Дементья Башмакова: мы, великий государь, пожаловать велели им тое землю роспахивать, а как роспашут, и за ними тое землю справить в дачю против их взятые земли тысячи штисот семидесят четь. И октября в 12 день по помете на деле дьяка нашего Андреяна Яковлева послана наша, великого государя, грамота в Темников к писцом к Володимеру Новосельцову да к подьячему к Петру Зиновьеву по челобитью Спаса Нового монастыря властей архимандрита Иосифа да келаря Варлама Бакина з братьею, а велено им в Мещерской уезд в Закошской стан в вотчину Спаса Нового монастыря на Дикое поле на речке на Парце промеж дву Липляев вверх до Полумборьи и до липляевских вершин ехать, да в той вотчине велено переписать дворы и во дворах крестьян и бобылей и их детей и братью и племянников и сосед и подсоседников и захребетников с отцы и с прозвищи, и которых вотчин крестьяне и бобыли ис сел из деревень и ис починков на ту землю переведены, а описав крестьян и бобылей да тое земля Дикое поле в тех урочищах по тому же измерить в десятины и отмежевать, да те описные и мерные книги за руками велено прислать в Помесной приказ, а в описных и в мерных и в межевых книгах Володимера Новосильцова да подьячего Петра Зиновьева 177-го году августа в 21 день написано: вотчина Всемилостивого Спаса Нового монастыря село Богданого, деревня Деряпкино на Гремячем ручью, деревня Хомутовка на речке на Парце да села Богданова да дву деревень монастырские крестьяне пашни паханые шестьсот восмъдесят четь в поле, а в дву по тому же да перелогом и облогом и лесом поросло тысяча триста тритцать три чети с третьником сенных покосов межено и по оврашкам и по конец поля и по дубровам и возле речек и возле речки Парцы по Сухому и по Мокрому Липляю, Студенец тоже, и по тайником тритцать восм тысяч шестьсот копен, а села Богданова и деревни Дерябкины и деревни Хомутовки крестьяном и бобылям въезжать в болшой во Вдовской да в Чеуской и в Ланборской лес для хоромного и дровяного лесу с мордвою вместе села Зарубкина да деревни Глушковы, а рубить им, крестьяном и бобылям, хоромной и дровяной лес опричь бортного деревья, а межа селу Богданову деревням и пашне и сенным покосам и всяким угодьям по урочищам написана, а которую землю спорили Новодевичья монастыря служка Гаврило Логинов да дьяка Артемьев человек Козлова Кондрашко Ляхов Спаскою землею у липляевских верхов идучи до Липляевские Сухие вершины по Норовчатовскую дорогу, а Васильевская то же, и в той земле была у них обчая ссылка на сторонних людей, и по скаске обчие ссылки и по отводу сторонних людей по Норовчатовскую дорогу огранена та земля к Спаской земле, и прибыло в тех межевых книгах в той пустоши Диком поле сверх взятые их вотчины тысячи штисот семидесяти четь триста сорок три чети, и тем перехожим четям по нашему, великого государя, указу и по подписной челобитной за пометою думного нашего дьяка Дементья Башмакова велено быть за Спаским же монастырем вместо взятых их монастырских вотчин тысячи штисот семидесяти четь, и отмежевана, и межи и грани и всякие признаки по урочищам меж Сухово и Мокрово Липляев, Стоденец тоже, учинены. И всего за Спаским монастырем в той вотчине пашни и перелогу две тысячи тринатцать четь в поле, а в дву по тому же сена тритцать восмь тысяч шесть копен крестьянских и бобылских двести пятьдесят дворов. И ныне били челом нам, великому государю, Спаса Нового же монастыря власти архимандрит Иосиф да келарь Варлам Бокин з братьею. В прошлом де во 156-м году по нашему, великого государя, указу взято у них из дому Всемилостивого Спаса Нового монастыря на нас, великого государя, в Козловском уезде село Доброе городище с села тысяча шестьсот семъдесят четь в поле, а в дву по тому же, крестьянских и бобыльских триста дватцать дворов. И по нашему, великого государя, указу и по подписным челобитным против той их взятой домовой старинной монастырской жилой вотчины дано им в дом Всемилостивого Спаса в Шацком уезде в Замокшанском стану пустой земли и Дикого поля две тысячи тринатцать четь. И на том де Диком поле построили они село Богданово з деревнями, а крестьян де они в то село и деревни перевели из ыных своих монастырских вотчин, а нашие де, великого государя, жалованной грамоты на ту их новопоселеную вотчину на село Богданово з деревнями не дано. И нам, великому государю, пожаловать бы их, велеть им на тое новопоселеную вотчину на село Богданово з деревнями и на всякое угодья дать нашу, великого государя, жалованную грамоту, по чему им тою вотчиною впредь владеть. И мы, великий государь, Спаса Нового монастыря, что на Новом, архимандрита Иосифа да келаря Варлама Бокина з братьею пожаловали: велели им на ту их вотчину на село Богданово з деревнями дать нашу, великого государя, послушную грамоту. И вы бы все, крестьяне, которые в том селе Богданове и в деревнях живут и впредь на том Диком поле в тех же урочищах учнут жить Спаса Нового монастыря властей архимандрита Иосифа да келаря Варлама Бокина з братьею или впредь хто по них в том монастыре иные власти будут, слушали, пашню на них пахали и оброк им монастырской платили. Писано на Москве 7182-го маия в 12 день. Документ дает обильную пищу для размышлений. Следует учесть, что он датирован по летоисчислению «от сотворения мира». Начало года в XVII веке приходилось на сентябрь (до Петра I), поэтому для перевода на современное летоисчисление надо к упоминаемым трем цифрам названного в тексте года прибавить в начало цифру 7, например 7156 и т. д., и от этой цифры отнять 5508, если события происходили в январе-августе, или 5509 – в сентябре-декабре. Документ позволяет выяснить административную принадлежность села. Вначале это был Мещерский уезд, Замосковский стан, позже – Шацкий уезд, Замокшанский стан. Упомянутые в документе мордовские села Дракино, Овдалово, Потьма относились тогда к Керенскому уезду. Интересны мордовские мужские имена (Рисанка, Жданка, Егоза, Москалка, Баиско и другие), а также размер оброка. За 5 четвертей паханой земли (около 7,5 десятин – 8,2 га) и 50 копен сена (около 5 десятин) мордва платила в 1663 году оброку и пошлин 4 алтына с деньгою, т. е. 12,5 коп. Площадь отведенной монастырю земли в переводе на нынешнее исчисление составляла около 6 тысяч га, из нее к 1669 году распахано пашни более 1 тысячи га залежной земли. Упоминаемые «Липляевские вершины» – это истоки рек Сухого и Мокрого Липляев, левых притоков р. Парцы. Другое название Мокрого Липляя – Студенец. При межевании между Новоспасским и Новодевичьим (с. Дубровки) монастырями и владениями дьяка Артемия Козлова (с. Козловка) были споры по межевой черте. Пока не установлено, разрешились ли они мирно или было судебное дело, что пролило бы свет на время основания села Дубровки. В XVII веке крестьяне не имели фамилий и писались по имени отцов, поэтому трудно сделать вывод, сохранились ли в городе потомки первых поселенцев. Однако писцам было дано задание узнать и прозвища (или уличные именования) семей, позднее ставшие фамилиями. Среди крестьян были Ломакины, Лопыревы, Вороновы, Толкуновы, Воробьёвы, Будыцины, Киселёвы, Курбатовы, Тестовы, Дворецкие и другие. Неизвестно, имеют ли прямое отношение нынешние жители по фамилии Ломакины к тем крестьянам, но в XIX веке Ломакин участвовал в «винном бунте». В XVII веке проживали здесь крестьяне Дворецкие, в XIX веке в Спасске жили старообрядцы Дворецкие, а в 1926 году сотрудник детского дома Дворецкий руководил духовым оркестром и вел кружок изобразительного искусства. Село оказалось на пересечении многих дорог, активно развивалось, в 1675 году был учрежден торг. Архимандрит Новоспасского монастыря Макарий бил челом царю Алексею Михайловичу об открытии в селе еженедельного торга для покупки всяких товаров. Он пояснял государю, что ближайшие города Шацк, Кадом, Ломов отдалены от новой вотчины, и для покупки съестных запасов и соли в тех городах крестьянам в деловую пору «в проездах чинится мешкота». Интерес представляют цены на товары в последней четверти XVII века. 4 пуда муки (пуд – 16,38 кг) стоили 30 коп.; пуд коровьего масла – 60 коп., четырехлетний бычок – 1 рубль, шуба из овчины – 40 коп., овца – 18 коп, рубаха и портки – 12 коп, 100 трехсаженных (6 м) бревен, 13 досок и 100 гвоздей стоили 7 рублей. Основной денежной единицей была копейка и ее части: деньга – 0,5 коп., полушка – ¼ коп., алтын – 3 коп., гривна – 10 коп., полтина – 50 коп., полуполтина – 25 коп3. В августе 1675 года была подписана царская грамота, которая указывала: «…в вотчине, что они построили на диком поле село Богданово быть торгу и торговать всякими товары, опричь вина и табаку… а торговать в недели два дни, во вторник да в субботу, а таможенную пошлину со всяких продажных товаров и с хлеба, и с соли, и с лошадей, и со всякой скотины, и с лавок, и с онбаров оброк со всяких чинов людей сбирать на монастырь». Открытие торга и сбор пошлины и были главной задачей монастырских властей. В жалованной грамоте пояснялось, что никто без разрешения монастыря не имеет права торговать в селе, и таможенный сбор с продавцов целовальники и верные головы не имели права брать, да не просто не имели права – им грозили жестоким за то наказанием. Алексей Михайлович благоволил к церковным иерархам, и они активно этим пользовались. От учреждения торга монастырь имел приличный доход. Царь подписал послушную грамоту всем живущим на монастырской земле крестьянам, чтобы они «Спаса Нового монастыря властей, архимандрита Иосифа да келаря Варлама Бокина с братией… слушали, пашню на них пахали и доход им монастырский платили». Через 3 года население села было снова переписано. Здесь уже 131 двор и 450 человек мужского пола. Кроме того, еще было 4 двора, принадлежавших задворным конюхам, 16 дворов монастырских детенышей, в которых жило 46 человек, да служицких 2 двора, в них 7 человек мужского пола. Всего 153 двора, 507 жителей мужского пола4. Итак, хронология событий по выделению Новоспасскому монастырю земли выглядит следующим образом: 1647 год Монастырь потерял землю в Козловском уезде и через некоторое время обратился к царю с просьбой о выделении ему незанятой земли в Шацком уезде. К челобитью присоединился боярин Глеб Иванович Морозов. 1654 год Царем Алексеем Михайловичем послана в Шацк грамота, в которой повелевалось выбранную монастырем пустошь описать и измерить. 1661 год Повторная царская грамота в Шацк к воеводе Григорию Спешневу по челобитью боярина Г.И. Морозова об измерении пустоши. 11 октября 1662 года Снова послана царская грамота в Шацкий уезд воеводе Павлу Хвостову по очередной просьбе монастыря. Велено послать дворянина и подьячего измерить пустое поле и отказать его монастырю в вотчину. Октябрь- ноябрь 1662 года Послан съезжей избы подьячий Ивашка Фролов, измеривший землю «200 четвертей в поле а в дву по тому ж», т.е. всего 600 четвертей с сенными покосами и выпасами для скота. Документ о пожаловании земли подписан государем 28 ноября 1662 года. 22 июля 1665 года Монастырь снова обращается к царю с просьбой отмежевать выделенную землю от соседних вотчинных и поместных угодий, чтобы впредь не было претензий на эту землю, а крестьян и бобылей описать. 12 октября 1668 года Царская грамота в Темников к писцам Владимиру Новосильцеву и подьячему Петру Зиновьеву, в которой велено переписать дворы и все население, землю измерить в десятинах и отмежевать. 21августа 1669 года Владимиром Новосильцевым и Петром Зиновьевым точнее измерена монастырская земля: 680 четвертей в поле, перелогом и лесом 1333 четверти с третником, сенных покосов 38600 копен. Всего 2013 четвертей – на 343 четверти больше, чем было в Козловском уезде. 1670 год Новоспасскому монастырю дана выпись с мерных книг. 1674 год Монастырь обращается к царю с просьбой написать послушную грамоту всем живущим на монастырской земле крестьянам, что и было сделано. 19 июня 1675 года Окончательное оформление царской жалованной грамоты.

Переименования

Состоявшаяся 19—20 апреля 1925 года уездная партийная конференция постановила переименовать город Спасск в Беднодемьяновск

в честь поэта Демьяна Бедного (1883—1945). Сам поэт здесь не побывал, но, тем не менее, он вёл с трудящимися оживлённую переписку. 18 сентября 1925 года ВЦИК за подписью М. И. Калинина принял постановление о переименовании Спасска Пензенской губернии в город Беднодемьяновск, и, соответственно, волости и уезда.

В 2003 году главы местного самоуправления района выступили с инициативой переименовать город и район в Спасск и Спасский соответственно. В дальнейшем эта инициатива была поддержана представительными органами района, затем Пензенской области, и наконец Государственной думой РФ. 13 октября 2005 года Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О переименовании г. Беднодемьяновска Беднодемьяновского района Пензенской области в г. Спасск». Закон принят Госдумой 21 сентября 2005 г. и одобрен Советом Федерации 5 октября 2005 года. Беднодемьяновский район также был переименован в Спасский.

Города


Город Спасск

— расположен на западной окраине Приволжской возвышенности, на федеральной автотрассе М5 «Урал». Административный центр Спасского района Области

Территория города 6 кв.км.

Отклонение от московского времени нет.

Географическая широта: 53°56′

Географическая долгота: 43°11′

Высота над уровнем моря: 170 метров.

Образование в городе
Спасск
Высших учебных заведений в городе нет, поэтому абитуриенты вынуждены поступать в другие крупные города области и страны.

Экономика
городаСпасск
Экономика города представлена Маслодельным заводом и производством художественной керамики.

История города
Спасск
В 1648 году в Мещёрском (Шацком) уезде было обнаружено дикое поле. Поскольку эта земля никому не принадлежала, то была передана Ново-Спасскому монастырю в вотчину по жалованной грамоте. В 1663 году здесь и основано село Богданово. Первыми его поселенцами были монастырские и беглые крестьяне. По переписи 1669 года население составляло 315 человек. В конце XVIII века в Спасске проживало 3005 человек, по первой Всероссийской переписи 1897 года — 6439. 1673 — примерно с этого года село стало называться Богданово-Спасским по находившейся в нём церкви Спаса. В 1675 году здесь открылся базар. В административном подчинении Богданово-Спасское до 1673 года находилось в Кадомском уезде, до 1779 года — в Шацком уезде Азовской, потом Воронежской губернии. 1779 — 16 сентября образовалось Тамбовское наместничество с 15 уездами, в том числе и Спасским. Указом Екатерины II село было переименовано в город Спасск. В то время в России уже было несколько городов с таким названием: в Рязанской и Казанской губерниях (а позже, в 1917 году, появился и Спасск-Дальний на Дальнем Востоке). Вскоре последовал указ, в котором к имени уездного центра Тамбовского наместничества прибавлялось название здешней реки Студенец, и город называли «Спасск на Студенце». В Спасске промышленных предприятий не было. Существовали небольшие полукустарные заведения: 7 пивоварен, 14 салотопен и 3 харчевни. 1923 — Спасский уезд был передан из Тамбовской губернии в Пензенскую и укрупнён за счёт присоединённых к нему Наровчатского и Керенского уездов. Его территория тогда составляла 8 466,3 км?. В 1928 году после упразднения губерний и уездов Беднодемьяновск становится центром Беднодемьяновского района Мордовского округа Средне-Волжской области. С 1939 года в составе Пензенской области.

Герб
городаСпасск.
Флаг представляет собой прямоугольное жёлтое полотнище с отношением ширины к длине 2:3, несущее вдоль древка вертикальную зелёную полосу шириной в 1/5 полотнища, посередине жёлтой части — изображение чёрного трилистного креста высотой в 1/2 полотнища.

Флаг разработан с учётом герба города, за основу которого взят исторический герб уездного города Спасска Тамбовской губернии, Высочайше утверждённый 16 (27) августа 1781 года. Подлинное описание герба гласит:

Жёлтый цвет (золото) — символ величия, интеллекта, великодушия, богатства. Зелёный цвет — символ природы, здоровья, жизненного роста. Чёрный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность и вечность бытия.

Храмы


Спасо-Преображенский собор был построен в Спасске в 1810 году на средства спасского купца Тимофея Самгина,[17] закрыт в 1929 году. В 1967 году собор был взорван[18].

Церковь Вознесения Господня, представляющая собой в архитектурном отношении четырёхстолпный пятикупольный храм с русско-византийском стиле с трапезной и многоярусной колокольней, была построена в 1841—1859 годах на деньги купцов В. В. Бундикова и Н. Г. Макова. Имеет Предтеченский и Никольский боковые приделы и Казанской Божией Матери и Василия Великого в трапезной. Закрыта в 1930-х, с 1946 года по настоящее время является единственной действующей православной церковью Спасска. Относится к Нижнеломовскому благочинию Пензенской и Кузнецкой епархии Русской Православной Церкви.[17][19] На стене церкви имеется мраморная доска с текстом: «Церковь Вознесения время сооружения 1830 г».

На центральной площади Спасска недавно возведена Часовня Вознесения Христова, также относящаяся к Пензенской и Кузнецкой епархии.[17]

Кроме того, до революции в Спасске действовали Приписной кладбищенский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1867 году на средства спасского купца Ефима Щеглова, Храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», устроенный в 1860 году Ефимом Щегловым на третьем этаже тюремного замка, единоверческая деревянная Никольская церковь, построенная в 1883 году на средства Синода и доброхотные пособия.[17]

Знаменитые горожане

  • Беглов, Пётр Васильевич (1923—2010) — участник Сталинградской битвы, Герой Великой Отечественной Войны.
  • Жуков, Иван Лаврентьевич — генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года.
  • Коробков, Фёдор Григорьевич (1898—1942) — советский военный деятель, генерал-майор авиации; Герой Советского Союза.
  • Кочетков, Василий Дмитриевич (1923—1942) — гвардии младший лейтенант, [dmitrovsk1943.mybb.ru/viewtopic.php?id=2685 Герой Советского Союза].
  • Мошкин, Павел Николаевич (1883—1938) — эсер, делегат Всероссийского Учредительного собрания.

Примечания

  1. 12
    www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. [www.suslony.ru/Penzagebiet/spassk2.htm Полубояров Михаил Сергеевич. Весь Пензенский край. Историческая топография Пензенской области, 2007—2012 гг.]
  3. 123456789
    [inpenza.ru/spassk/index.php На сайте «Пензенская область: города, веси, люди»]. [www.webcitation.org/65Cnks9yY Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012].
  4. 123456789101112
    [www.MojGorod.ru/penzenk_obl/bdemjansk/index.html Народная энциклопедия «Мой город». Спасск (Пензенская область)]. Проверено 18 июня 2014. [www.webcitation.org6QPt426Hn/ Архивировано из первоисточника 18 июня 2014].
  5. [www.webgeo.ru/db/1959/rus-2.htm Всесоюзная перепись населения 1959 года]. [www.webcitation.org/618U6H5DX Архивировано из первоисточника 23 августа 2011].
  6. [www.webgeo.ru/db/1970/rus-povol.htm Всесоюзная перепись населения 1970 года]. [www.webcitation.org/65BTpmREe Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012]. Всесоюзная перепись населения 1970 года
  7. [www.webgeo.ru/db/1979/rus-povol.htm Всесоюзная перепись населения 1979 года]. [www.webcitation.org/65BTqH3za Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012].
  8. [demoscope.ru/weekly/ssp/rus89_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения]. [www.webcitation.org/617x0o0Pa Архивировано из первоисточника 22 августа 2011].
  9. [www.perepis2002.ru/ct/doc/1_TOM_01_04.xls Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более]. [www.webcitation.org/65AdCU0q3 Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012].
  10. [www.gks.ru/bgd/regl/B09_109/IssWWW.exe/Stg/d01/tabl-21-09.xls Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года]. Проверено 2 января 2014. [www.webcitation.org/6MJmu0z1u Архивировано из первоисточника 2 января 2014].
  11. [pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/resources/a7ab670042a64713a4f3ad86540d86a5/Том+1+Численность+и+размещение+населения+Пензенской+области.pdf Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность и размещение населения Пензенской области]. Проверено 20 июля 2014. [www.webcitation.org/6RCqnCaVO Архивировано из первоисточника 20 июля 2014].
  12. www.gks.ru/dbscripts/munst/munst56/DBInet.cgi?pl=8112027 Пензенская область. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2009-2014 годов
  13. [www.gks.ru/free_doc/doc_2012/bul_dr/mun_obr2012.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года]. Проверено 31 мая 2014. [www.webcitation.org/6PyOWbdMc Архивировано из первоисточника 31 мая 2014].
  14. [www.gks.ru/free_doc/doc_2013/bul_dr/mun_obr2013.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов)]. Проверено 16 ноября 2013. [www.webcitation.org/6LAdCWSxH Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013].
  15. [www.gks.ru/free_doc/doc_2014/bul_dr/mun_obr2014.rar Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года]. Проверено 2 августа 2014. [www.webcitation.org/6RWqP50QK Архивировано из первоисточника 2 августа 2014].
  16. [www.gks.ru/free_doc/doc_2015/bul_dr/mun_obr2015.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года]. Проверено 6 августа 2015. [www.webcitation.org/6aaNzOlFO Архивировано из первоисточника 6 августа 2015].
  17. 1234
    Пенза православная. [pravoslavie58region.ru/index.php?loc=e_spassk.htm Православные храмы Спасского района].
  18. Информация со стенда, установленного на центральной площади Спасска (см. фотографию в начале статьи).
  19. Сайт «Храмы России». [temples.ru/card.ph Церковь Вознесения Господня в Спасске].

Спасский район

СПАССКИЙ РАЙОН образован 16.7.1928 под названием Беднодемьяновский район в составе Мордовского округа Средне-Волжской области. В январе 1929 года вошел в состав Пензенского округа Средне-Волжского края. Ликвидирован 10.2.1932. Восстановлен в январе 1935 года за счет территорий Наровчатского и Керенского районов Куйбышевского края (области). В 1937 передан в состав Тамбовской области. В феврале 1939 г. выделен из Тамбовской области в состав Пензенской. В 1963 г. район присоединен к Нижнеломовскому району. 3.3.1964 восстановлен за счет территорий Нижнеломовского и Земетчинского. районов. Центр района – г. Спасск (с 1925 по 2005 – Беднодемьяновск).

Расположен в северной части Керенско-Чембарской возвышенности. На 1998 год – пл. 6933 кв. км, 28 населенных пунктов.

Почвы – оподзоленные и выщелоченные черноземы. Местность степная. Лесистость 2,6%.

Промышленность: маслодельный завод, комбикормовый завод в с. Дубровки. В районе 1 колхоз, 3 совхоза, 4 товарищества, 3 ассоциации крестьянских хозяйств, лесничество. Площадь сельхозугодий составляет 63704,9 га, из них 54666,8 га – пашни, 23 га – залежи, 560,5 га – многолетние насаждения, 119 – сенокосы, 8335,6 – пастбища. Распаханность земель составляет 79%.

В районе зарегистрировано 10 крупных и средних сельскохозяйственных предприятия, 2 – малых. Приоритетное направление развития сельскохозяйственного производства – земледелие. В полеводстве преобладает производство зерновых и технических культур. Из общей площади посева зерновые занимают 80,7%, в том числе пшеница – 43%, технические культуры – 2%, основной технической культурой является сахарная свекла.

С целью «финансового оздоровления» сельхозформирований в районе создан сельскохозяйственный производственный кооператив «Районное агропромышленное объединение «Спасск», в состав которого вошли 7 членов кооператива и 9 ассоциированных членов. Общая площадь обрабатываемой земли в СПК «РАО «Спасск» – 16094 га.

Промышленность представлена крупными и средними предприятиями: ГУП «Спасская горэлектротеплосеть» и ГУП «МТС Спасская». Малые предприятия: ООО «Снежок», ЗАО «Абашевская керамика», МУП «Спасское агропромэнерго», типография.

Имеются транспортные предприятия: ГУП «Спасское АТП» и ООО «Назавтотранс». Большое внимание уделяется развитию малого бизнеса. Выделяются в аренду пустующие площади для организации стационарной торговли. Создано МУП «Спасское агентство по развитию предпринимательства». Данная структура будет оказывать консультативные услуги по получению льготных кредитов на развитие предпринимательской деятельности, организации личного подсобного хозяйства.

По территории района проходит автомагистраль «Урал» (Москва — Челябинск).

В районе имеются: аграрный техникум, в котором обучается 600 студентов по трем специальностям: экономика и бухгалтерский учет, механизация сельского хозяйства, электрификация и автоматизация сельского хозяйства, профессиональное училище № 9, в котором обучаются 320 чел. по специальностям: бухгалтер сельскохозяйственного производства, оператор по ветеринарной обработке животных, пчеловод, повар – кондитер – продавец продовольственных товаров, тракторист – машинист сельскохозяйственного производства.

Имеются 1 больница с поликлиникой, 18 фельдшерско-акушерских пунктов, здравпункт, аптека, 16 аптечных пунктов, 20 общеобразовательных школ, 16 массовых библиотек, 19 клубных учреждений. С 1928 года издается районная газета «Вестник».

На базе областного филиала музея народного творчества (Спасская средняя школа №1) открыт большой выставочный зал абашевской игрушки. В селе Абашево организована работа лаборатории-мастерской по творческому возрождению абашевского гончарного ремесла.

На территории района находятся 10 памятников истории, среди них в райцентре аллея Героев с бюстами Героев Советского Союза – уроженцев района, дом, где родился герой Сталинградской битвы В.П. Кочетков; 16 памятников архитектуры (здания бывшего Дворянского клуба, бывшего начального училища, несколько церквей в селах района); 2 памятника археологии.

С районом связана жизнь Героев Советского Союза Д.П. Иванова, А.Ф. Левина, В.Ф. Шишкова, Ф. Ульянова, И.М. Аляпкина, Ф.Г. Коробкова, полного кавалера ордена Славы С.Т. Карабанова, Героев Социалистического Труда П.П. Агаповой и М.Д. Куликовой, мастера абашевской игрушки Тимофея Н.Т. Зоткина, писателя А.С. Новикова-Прибоя, участника восстания на броненосце «Потемкин» А.М. Колбякова, член экипажа революционного крейсера «Аврора» М.И. Демина, ряда видных ученых.

В эпоху бронзы до начала нашей эры территорию района заселяли племена срубной археологической культуры, в начале нашей эры – древняя мордва, около 8 века – буртасы, жившие чересполосно с мордвой-мокшей до конца 14 века. Определенное культурное влияние оказывало на эти племена славяне-вятичи, оказавшиеся с 1129 года в составе Рязанского княжества, мурома (финно-угорский народ, близкий по языку к мордве), половцы и волжские булгары (разноэтничная общность, восходящая к западным хуннам). Буртасское княжество, находясь в вассальной зависимости от Волжской Булгарии, имело здесь свои крепости по Мокше и Ваду, против Рязанского княжества и половецких племен Дикого поля. По территории района проходило две крупные дороги. Одна из них в 16-17 веках была известна под местным названием как Вадовская – одно из направлений дороги из Киева в Булгар через Вадовские ворота (в районе сел Вадинского района Ягановка, Пеньки, Бутырки), через село Баранчеевку Спасского района, вдоль реки Шелдаис на Наровчат и Алатырь. Другая древняя дорога, Мокшанская, связывала Наровчат с Темниковом (через Шелдаис; далее в районе села Дубровки был поворот на нынешний Спасск, оттуда на город Темников). В период татаро-монгольского нашествия буртасы оказались данниками монголов. Их ослабевшие племена вместе с мордвой-мокшей в 1380 году поддержали князя Олега Рязанского, выступившего на стороне Мамая во время Куликовской битвы. В 1395 году по земле Спасской прошла армия среднеазиатского владыки Тамерлана, искавшего в наровчатской земле хана Золотой Орды Тохтамыша для расправы над ним. Не найдя Тохтамыша, бежавшего в Тюмень, Тамерлан предавал огню золотоордынские города и села, людей убивал или уводил в плен. Целью Тамерлана было максимальное ослабление Золотой Орды. Начавшаяся в это время чума, распространению которой способствовало огромное количество незахороненных трупов людей и скота, предельно опустошила территорию района.

Возрождение жизни началось здесь через несколько десятков лет. По старым заросшим дорогам стали ходить из района Алатыря и Темникова мордовские бортники в Замокшанье, в рощи верховьев Вороны и Хопра за диким полевым медом. От них о благодатном, забытом крае узнали в Москве. Заинтересованные в увеличении капитала для строительства крепостей, монастырей и храмов дворцовые и монастырские власти основали ряд поселений на реке Мокше, а с основанием Верхнего и Нижнего Ломовов, а также Керенска – обратили внимание на малозаселенные земли нынешнего Спасского района. В 1654 году к царю Алексею Михайловичу обратилось руководство Московского Новоспасского монастыря отдать монастырю пустующую землю между речками Мокрый и Сухой Липляй. Царь дал поручение шацкому воеводе изучить вопрос и отдать просимые земли монастырю с условием, что ими никто не владеет. Оказалось, что на них претендовала мордва, которой пожаловал ее царь. Это было похоже на правду, однако документов на землю мордва не сохранила, и шацкие власти отписали Алексею Михайловичу, что здешним участком дикого поля незаконно владеет мордва деревень Мордовский Пимбур и Дракино. Поэтому царь пожаловал ее Новоспасскому монастырю. На месте мордовской деревни Жданки Богданова основалось русское село Богданово (Годин В.С., Мирошкин А.С., с.3-4). В него были переведены монастырские крестьяне. К ним присоединились сотни беглых от помещиков, а также бобылей. В те же 1660-е годы основаны деревни Дерябкина и Хомутовка. Поначалу царские власти не преследовали беглых крестьян, так как они нужны были для возведения и ремонта крепостей, валов, выращивания хлеба и животноводческой продукции для служилых людей вышеназванных городов. Одновременно шла раздача земельного жалования дворянам, служившим на ломовских и керенской оборонительных линиях. Все это способствовало бурному притоку вольного и невольного трудового населения из центральных уездов России. Имевшее удобное расположение на Темниковской дороге (по которой ездили в Москву) село Богданово-Спасское стало торговым центром вновь возникавших деревень. Немаловажное значение для возвышения Спасска имело квалифицированное духовенство, направляемое из Новоспасского монастыря. Торгово-промышленная известность и духовный потенциал сыграли важную роль в 1780 году при назначении Спасска уездным городом Тамбовской губернии. Не случайно на учрежденном в это время гербе города были изображены улей с пчелами и православный крест. Усиленная деятельность духовенства по распространению христианства привела к тому, что с территории района ушли почти вся мордва и татары. В настоящее время среди населения проживает лишь 9% мордвы и 1% татар.

Численность населения района (без г. Спасска): в 1926 – нет сведений, 1939 – 28650, 1.1.1946 – 17152, 1959 – 13240, 1970 – 11041, 1979 – 8825, 1989 – 7294, 1996 – 7345, 2006 – 6191 житель.

Отрывок, характеризующий Спасск (Пензенская область)

«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся. – Вы что, Nicolas? – Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям. Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных. – Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится. Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки. «Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку. Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо. Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих. – Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами. – Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон. Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами. «Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани. – Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями. «Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее». – Не холодно ли вам? – спросил он. Они не отвечали и засмеялись. Диммлер из задних саней что то кричал, вероятно смешное, но нельзя было расслышать, что он кричал. – Да, да, – смеясь отвечали голоса. – Однако вот какой то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой то анфиладой мраморных ступеней, и какие то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких то зверей. «А ежели и в самом деле это Мелюковка, то еще страннее то, что мы ехали Бог знает где, и приехали в Мелюковку», думал Николай. Действительно это была Мелюковка, и на подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами. – Кто такой? – спрашивали с подъезда. – Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса. Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих. Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате. – Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели! – Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса. Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым. Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них. – А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено. Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она. После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры. Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых. – Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых. – Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых. – Да не пойдете, тут надо храбрость… – Я пойду, – сказала Соня. – Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова. – Да вот так то, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор. – А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза. – Да как же, он так и говорит? – Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали… – Ну, что пугать их! – сказала Пелагея Даниловна. – Мамаша, ведь вы сами гадали… – сказала дочь. – А как это в амбаре гадают? – спросила Соня. – Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает… – Мама расскажите, что с вами было в амбаре? Пелагея Даниловна улыбнулась. – Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете? – Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня. – Ну что ж, коли не боишься. – Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня. Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай. «Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде. – Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]