Северодвинск проводил зиму фестивалем фейерверков


Северодвинск проводил зиму фестивалем фейерверков


Фейерверк победителя — команды «Пиро-шоу-Крым». Фото Оксаны Козицыной
Тысячи огней накануне раскрасили небо над Северодвинском — в городе корабелов прошёл первый фестиваль фейерверков «Северное сияние». В Приморском парке зажигали команды «Большой праздник» (Ярославль), «Огни большого праздника» (Нижний Новгород), «Арт Салют» (Иваново) и «Пиро-шоу-Крым» (Крым), а в финале вне конкурса выступили северодвинские ребята из команды «Салют Поморья».

Каждый пиротехнический спектакль длился четыре минуты — четыре минуты ослепительного красочного шоу, которое проходило под музыку. Многие северодвинцы смотрели на это яркое шоу с набережной на бульваре Строителей, но видно его было и из других районов города — высота залпов составляла около 125 метров (запуски проводились в 100 метрах от берега). По зрелищности мероприятие заслужило 11 баллов из 10.

В состав жюри, которое оценивало работы участников фестиваля, вошли начальник управления культуры и туризма администрации города Елена Михайленко, заместитель директора Молодёжного центра Татьяна Клюжник, руководитель проекта «Тайбола» Илья Кузубов, член Союза художников России Алёна Севастьянова, депутат городского Совета Александр Гришин и президент Московской пиротехнической ассоциации Владимир Жихарев и руководитель Виктор Самошин.

Члены жюри расставляли баллы за синхронность музыки и пиротехнических эффектов, зрелищный эффект, художественную завершённость замысла постановщика, ритм, темп, колорит, оригинальность музыкального сопровождения и т. д. В результате победителем стала команда «Пиро-шоу-Крым», соответственно, из Крыма. Второе место заняли гости из Нижнего Новгорода, третье место у команды «Арт Салют» из Иваново, «Большой праздник» из Ярославля увезёт домой диплом участника. Обладателя приза зрительских симпатий организаторы определяли при помощи «шумомера». Громче всего северодвинцы болели за команду из Иваново.

А теперь о грустном — об организации. К сожалению, первый северодвинский фестиваль фейерверков запомнится и транспортным коллапсом. Бульвар Строителей уже за 10-15 минут до мероприятия буквально встал, во дворах по соседству автомобилей было припарковано столько, что едва хватало места для пешеходов. Многие горожане до места проведения фестиваля просто не доехали. В пробках стояли и автобусы.

В том, что такого количества зрителей организаторы не ожидали, глава города Игорь Скубенко признался сам, когда появился на сцене. Начал с поздравления с Масленицей и по случаю Прощёного воскресения попросил прощения у горожан, если что было не так. Также сообщил, что сам добирался от дома до Приморского парка 50 минут. Фестиваль фейерверков первый, но не последний, поэтому на будущее глава города обещал учесть допущенные просчёты. Очевидно, в дальнейшем при проведении массовых мероприятий для личного автотранспорта бульвар Строителей будут перекрывать.

Ну и ещё об одной ложке дёгтя. К сожалению, не все зрители смогли дождаться фейерверков, ведь приглашали организаторы всех к 19.30, а собственно фейерверки начались спустя почти 40 минут. Да, ведущие были очаровательны, да, температура воздуха в -7 градусов для Северодвинска зимой — это даже тепло, но полчаса без движения и при такой погоде не все выдержали, особенно те, кто пришёл на фестиваль с детьми. Очень хочется верить, что это сценарий был такой странный для зимнего вечера, что зрители не застрявшего в пробках главу города ждали.


Транспортный коллапс


В паузах зрителей развлекали артисты театра «Схождение». Фото Оксаны Козицыной

2. Северодвинск — это город, где строятся атомные подводные лодки.

3. Считается, что земли в окрестностях Северной Двины открыли викинги. Начиная с конца IX столетия, эти воинственные мореходы регулярно посещали Поморье.

4.Известно, что в XII веке северодвинские земли взял под свою опеку Великий Новгород. Приблизительно в это же время относится и строительство в Никольском устье Двины Николо-Корельской обители, которая потом стала для допетровской Руси морскими воротами в Европу.

НИКОЛО-КАРЕЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

5. Северодвинск вырос на месте старинного Николо-Корельского монастыря. Впервые монастырь упоминается в 1419 году в Двинской летописи. Тогда рядом с ним располагался торговый порт.

6.Здесь в 1553 году из-за шторма остановился корабль Ричарда Чанселлора «Эдуард Бонавентура». Чанселлор установил дипломатические отношения с Иваном Грозным. Так возникли морское сообщение и торговля между Московским государством и Англией.

7.А вот история самого Северодвинска начинается лишь с 1936 года, после того как советское правительство приняло постановление о возведении в этих суровых краях судостроительного завода. Ленинградские специалисты разрабатывали план будущего Северодвинска и его главного .

8. 30 марта 1936 года территория Николо-Корельского монастыря была предложена для возведения новой верфи. Летом началось строительство судостроительного завода, жилых и других зданий. В октябре были готовы десять двухэтажных домов, а 22 ноября открылось железнодорожное сообщение с новым поселением.

9. С названием нового поселка особо не мудрили, прозвав его Судостроем. Правда, уже через два года новому поселению присвоили статус города и переименовали его в Молотовск – в честь популярного тогда политического деятеля В. М. Молотова.

10. В 1937 году здесь начали работу первая школа и первая аптека, типография, радио и даже театр.

СЕВМАШ

11.В 1939 году открылись три детских сада, политехнический техникум.

12.В этом же, 1939 году 21 декабря стал днём рождения «Северного машиностроительного предприятия» («Севмаш»). В этот день на заводе №402 начали строить корабль «Советская Белоруссия».

13.Во времена Великой Отечественной войны бывший Судострой превратился в порт стратегического значения: город принимал грузовые корабли стран-союзниц, хотя при этом почти вся военная слава досталась Архангельску и Мурманску.

14.В ночь на 23 июня 1941 года в городе открылся мобилизационный пункт. В первое полугодие войны 500 жителей города были направлены на Карельский фронт, чтобы строить оборонительные сооружения. На острове Ягры был сформирован лыжный полк для Северо-Западного и Карельского фронтов.

15.Порт, который только строился, принимал суда караванов стран-союзниц (караваны PQ), а завод их ремонтировал.

16.В 1942 году к войне была готова 13 отдельная лыжная бригада. Чуть позже она совместно с другими силами будет прорывать блокаду Ленинграда. В этом же году «Севмаш» достроил две ленинградские подлодки, получив первый опыт создания субмарин.

17.В 1944 году на заводе №402 был построен морской охотник проекта 122А «Штурман».

В СЕВЕРОДВИНСКЕ

18. После войны в Молотовске уже стали строить корабли. Вспомнили о Молотовске в начале 50-х годов, в связи с запуском производства атомных субмарин. 1 июля 1954 года заработал . Если на «Севмаше» строили подводные крейсера, то на «Звёздочке» их ремонтировали, модернизировали и обслуживали.

19.Московские власти посчитали порт на Белом море идеальным местом для воплощения такого грандиозного замысла, из-за чего город в очередной раз был переименован: на этот раз его назвали Северодвинском.

20.В 1957 году Молотовск получил название Северодвинск. А в 1958 году стал центральным городом строительства атомных подводных лодок. C 1950-х годов история Северодвинска будет связана с атомными подводными крейсерами.

21. В Молотовске была построена первая отечественная подводная лодка, работавшая на атомной энергии. Началось её строительство в 1955 году. 4 июля 1958 года началась эксплуатация атомного реактора.

22.16 сентября 1955 года с дизельной подводной лодки «Б-67» был произведён первый в мире пуск баллистической ракеты. Командовал запуском Сергей Павлович Королёв. Через несколько лет на космодроме Байконур он будет руководить стартом ракеты, которая выведет Юрия Гагарина на орбиту Земли.

23.В начале 1960-х годов была поставлена задача создать первый в мире подводный крейсер с корпусом на основе титана. Титан – это лёгкий прочный материал, который не поддаётся коррозии.

24.В 1960 году в состав флота вошла первая советская ракетная атомная подводная лодка К-19. Летом 1961 года во время учений произошла авария на атомном реакторе. Члены экипажа, устранявшие аварийную ситуацию, через некоторое время погибли от острой лучевой болезни.

25. 17 июля 1962 года подлодка К-3 «Ленинский комсомол» впервые в мире под арктическими льдами дошла до Северного полюса. Командовал субмариной капитан второго ранга Л.М. Жильцов.

26.В 1963 году из подводного положения К-19 запустила межконтинентальную баллистическую ракету. В 1969 году К-19 столкнулась с американской субмариной «Gato».

27.В 1969 году был готов корабль проекта 661 «Золотая рыбка», который установил рекорд скорости движения под водой – 44,7 узла (82,8 км/ч).

28. В 1981 году вступил в строй атомный подводный крейсер класса «Тайфун» («Акула»). Он был внесён в книгу рекордов Гинесса как самая крупная субмарина в мире. Крейсер нёс на борту баллистические ракеты, которые могли достичь цели на расстоянии более 9000 километров.

29.В 1985 году 5 августа атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» впервые в мире достигла глубины 1027 метров. К сожалению, в 1989 году корабль погиб.

30.В 1990-х годах Северодвинск переживал тяжёлые времена. В городе с каждым годом рос уровень безработицы. Хотя в 1992 году на «Севмаше» появилась уникальная установка для электронно-лучевой сварки в вакуумной среде.

СОВРЕМЕННЫЙ СЕВЕРОДВИНСК

31.Пережив упадок и экономическую депрессию 90-х, местные градообразующие предприятия каким-то чудом смогли удержаться на плаву, поэтому звание «города корабелов» за Северодвинском пока остается.

32.В 2002 году завод вернул флоту после ремонта субмарину нового поколения «Дмитрий Донской».

33.Сегодня в Северодвинске занимаются не столько строительством кораблей, сколько конструированием и испытаниями атомных подводных лодок («Севмашпредприятие»), а также их починкой ().

34.Понятно, что деятельность таких гигантов оборонной промышленности не лучшим образом сказалась на экологической ситуации в городе,

35.Не говоря уже о подземных саркофагах в 20 километрах от порта, в которых руководство предприятий «складирует» атомные отходы и другие побочные продукты утилизации субмарин.

36.На протяжении достаточно длительного периода Северодвинск был закрытым городом, и свободно въехать в него мог далеко не каждый гражданин СССР.

ПОРТ В СЕВЕРОДВИНСКЕ

37.Сегодня «фейсконтроль» для россиян в бывшем Молотовске отсутствует. А вот интуристу, вознамерившемуся осмотреть порт, придется основательно побегать по инстанциям, чтобы раздобыть разрешение на въезд.

38. Северодвинск – это, по сути, Крайний Север. И хотя официально город относится к зоне умеренного морского климата, погодные условия здесь суровые. Лето в Северодвинске короткое и неласковое: средняя температура июля всего лишь +16 °С, кроме того, даже в это время года в городе могут быть ночные заморозки.

39.Зимой Северодвинск засыпает снегом и сковывает льдами. Типичный январь для поморских корабелов – это –15 °С на термометре и регулярные вьюги, однако в течение зимы температурная шкала нередко падает и до –30 °С. Также здесь круглогодичная высокая влажность, из-за которой холод ощущается острее.

40. В административном плане город делится на три зоны: основную часть или собственно город, кварталы и остров Ягры.

НОВЫЙ ГОРОД

41.Основная часть простирается с северо-востока на юго-запад и делится на центр, а также старый и новый город.

42.Вся культурно-деловая жизнь Северодвинска кипит именно в его центре, который одновременно является торговым ядром и местом расположения городского драмтеатра.

43.Остров Ягры, спрятавшийся за местной промзоной, – пожалуй, самый живописный район Северодвинска, чей пик популярности приходится на летние месяцы. Это на его земле расположились городская набережная, уютный лесопарк и морской пляж.

44. Способ электронно-лучевой сварки был опробован в 1984 году в открытом космосе Светланой Савицкой и Владимиром Джанибековым, а потом стал применяться на .

45.В Северодвинске прошла часть детства автора исторических романов Валентина Саввича Пикуля. Здесь в довоенные годы он учился в школе №6 и занимался в кружке «Юный моряк».

46.17 июля 1941 года в Северодвинск родилась Марина Николаевна Прусакова. Она станет женой Ли Харви Освальда, которого признают виновным в смерти Джона Кеннеди.

47.В 2002 году в США сняли художественный фильм об аварии на атомном реакторе подлодки К-19.

48. Улицы города родины корабелов почти всегда немноголюдны.

49.Перемещаться по Северодвинску можно на автобусах, маршрутках или такси.

50.Цены в Северодвинске традиционные «северные», так что надо быть готовыми к тому, что чек в местных харчевнях может слегка удивить. Основной тип северодвинских точек общепита – это стильные кафе, гастробары и столовые.

51.Между Москвой и Северодвинском курсирует поезд. Состав ходит по четным числам и проводит в пути 22 часа 46 минут. А отчаянные автолюбители могут проделать тот же путь за 16 часов на собственном автомобиле.

52.Самый удобный вариант путешествия в Северодвинск – самолет, но поскольку родина корабелов не имеет собственного аэропорта, лететь придется до Архангельска.

53.Северодвинск, хотя и имеет гордый титул центра атомного судостроения, является не самым популярным туристическим маршрутом. В основном из-за суровых погодных условий, небогатого исторического прошлого и несколько аскетичного облика улиц.

54.Зато здесь и озаренные северным сиянием морские просторы, и живописные городские окрестности с их бесчисленными озерами и говорливыми ручейками, и наконец, буквально витающая в воздухе атмосфера скрытой силы и военной мощи: как-никак, большинство отечественных субмарин «ковалось» именно в северодвинских цехах.

55.А еще, отсюда не далеко до легенды русского Севера – Архангельска. Более того, оба города связаны интенсивным транспортным сообщением, что не может не порадовать путешественников, в чей туристический план-минимум входит «покорение» сразу двух портов Поморья.

фото из открытых источников

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]