Петергоф известен в основном своим дворцовым фонтанным комплексом. Хотя в городе есть и другие интересные, но менее парадные места. В Петергофе сохранились полузаброшенные дворцы, бывшие дворянские дачи, Нижняя царская дорога. Мы расскажем, где до сих пор витает атмосфера царской России, как бесплатно выйти к Финскому заливу и в какой усадьбе бывал Льюис Кэрролл.
Большую часть города Петергоф занимают парковые ансамбли. Некоторые из них посещают сотни тысяч туристов, а другие спрятаны в лесах и видны только на карте. В них сохраняется уют спокойного города, местные приходят сюда почитать, пока суетливые туристы пытаются охватить своим вниманием каждый уголок знаменитого Большого дворца и парка вокруг него.
Это не означает, что нужно забыть про роскошную царскую резиденцию, благодаря которой мы можем наблюдать атмосферу императорской жизни в 19 веке. Это лишь значит, что в Петергофе есть и другие места, интересные и нетривиальные.
Двойной кэшбек (до 30%) на туры по России
Оплачивайте туры картой «Мир» от Тинькофф и получайте кэшбэк 20% от Ростуризма и до 10% от «Тинькофф» за покупки туров на российские направления с 18 января по 12 апреля 2022 года.
Акция действует на туры длительностью от двух ночей, с любым количеством туристов в составе бронирования. Путешествие должно начаться не ранее 18 января и завершиться до 30 апреля 2022 года. Максимальный размер кэшбэка от Ростуризма — 20 000 рублей. Чтобы получить кэшбэк, нужно зарегистрировать свою карту «Мир» перед покупкой тура.
Получить скидку
Основание города | Новый Петергоф | Старый Петергоф | Еда | Ночлег | Как добраться | Карта
Петергоф: из «путевого дворца» в роскошную царскую резиденцию
В начале 18 века на южном берегу Финского залива по приказу Петра I заложили небольшой дом. В нем император останавливался по пути на остров Котлин, где контролировал строительство крепости Кронштадт. «Питергоф», как писали раньше, в переводе с немецкого языка означает «Петров двор». Маленький «путевой дворец» впоследствии превратился в летнюю царскую резиденцию.
Посетив Версаль, Петр I задумал возвести новый дворец с множеством фонтанов в Стрельне. Инженеры переубедили императора — город для этого расположен неудачно. Чтобы фонтаны работали круглосуточно, уровень воды нужно было поднять до десяти метров. Это могло затопить бассейны рек Стрелки и Кикенки. Проблему можно было решить специальными гидротехническими сооружениями, но это было бы слишком дорого. Так Петр обратил внимание на соседний Петергоф, где и построили дворец.
«Питергоф» в переводе с немецкого языка означает «Петров двор». На фотографии — Нижний сад в Петергофе, 1865—1866 года
Петергоф разделен на два района: Новый Петергоф — на востоке, между Верхним садом и Александрией. Старый Петергоф расположен западнее, между бывшей усадьбой Лейхтенбергских и Английским парком. Первоначально в Старом Петергофе жили строители будущей резиденции, которая должна была располагаться несколько западнее своего нынешнего положения. Когда Петр перенес дворец восточнее, к более удобной гавани, образовался Новый Петергоф в противопоставление старому поселению. Сегодня Петергоф входит в Петродворцовый район Санкт-Петербурга.
Музей-заповедник «Петергоф» объединяет в себе многие объекты в Петергофе — Колонистский парк, дворцово-парковые ансамбли «Петергоф» и «Александрия». А также объекты в Стрельне и Ломоносове.
История Петродворца (Петергофа)
Петродворец — всемирно известный своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль.
Замысел создания загородной царской резиденции, которая не уступала бы Версалю во Франции, возник у Петра I в 1714 году. Общая концепция планировки парков и дворцов Петергофа принадлежит императору.
Темпы возведения загородной резиденции Петра Великого поражали: уже в 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа. К открытию были создана планировка Нижнего парка, прорыт Морской канал, построены дворцы Монплезир и Марли, действовала часть фонтанов. Приморская резиденция императора Петра восхищала Европу не меньше, чем новая столица — Петербург.
Петр не случайно выбрал именно эту местность для строительства фонтанов: здесь были обнаружены несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Именно эти источники используются для фонтанов и сейчас. В течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, здесь были устроены небольшие по высоте фонтаны. Иное дело — Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах Нижнего парка Петергофа.
В правление молодого царя Петра II Петергоф и Петербург были преданы забвению. Возрождение дворцов и парков Петергофа началось с приходом к власти Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра Великого. Подъем строительства связан с деятельностью выдающегося зодчего начала 18 века — М.Г. Земцова.
Ансамбли Петергофа были захвачены немецкими войсками с 20 сентября 1941 по 19 января 1944 года. Художественные ценности были расхищены или уничтожены, во всех парках вырублены деревья, Большой дворец был взорван и сожжен. Статуи Самсона, Волхва, Невы и многие другие были вывезены.
Парки Петергофа восстанавливались в первые послевоенные годы. 14 сентября 1947 года была установлена на свое место статуя «Самсон, раздирающий пасть льва».
Прекрасная панорама открывается на Петергоф с моря. На краю естественной 16-ти метровой террасы располагается Большой дворец, перед которым сверкает золотом Большой каскад. Перед каскадом взмывает вверх самая мощная струя фонатана «Самсон, разрывающий пасть льва». От Большого каскада к морю ведет Морской канал. Канал делит Нижний парк на две части — «Западную» и «Восточную». В Восточной части находятся: дворец Монплезир, каскад «Шахматная Гора», «Римские фонтаны», фонтаны-шутихи. В западной части расположены павильон Эрмитаж и дворец Марли, каскад «Золотая гора», «Менажерные» фонтаны.
Новый Петергоф
Большой дворец
Верхний сад. Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф» — достопримечательность, ради которой в город приезжают туристы со всего мира. Первое, что видят посетители — Верхний сад. Он расположен на террасе перед южным фасадом Большого дворца и выполнен по личным эскизам Петра Великого. Более изящный и парадный вид сад получил благодаря итальянскому архитектору Франческо Бартоломео Растрелли уже при императрице Елизавете Петровне. Верхний сад закрыт на реставрацию до 2024 года. Доступен только транзитный проход вдоль Большого дворца с улицы Разводной на Дворцовую площадь Петергофа.
Пруд и церковный корпус в Верхнем саду
закрыты на реставрацию до 2024 года.
Фото: L2V (CC BY-SA 4.0)
Большой дворец.
При Петре I Большой дворец был небольшим двухэтажным зданием. Для царской семьи дом выглядел слишком скромно, поэтому дочь императора Елизавета приказала достроить резиденцию. В Великую Отечественную войну дворец взорвали. Но уже в 1964 году для посетителей открыли первые отреставрированные залы.
Большой петергофский дворец был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны, но уже в 1964 году для посетителей открыли первые отреставрированные залы
На первом этаже — стенды с историей здания. Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся роскошные залы: Танцевальный в стиле барокко; Тронный, где хранится портрет Екатерины II, написанный Вигилиусом Эриксеном; Аудиенц-зал с отделкой времен Растрелли; Картинный зал с полотнами художника Пьетро Ротари и личные покои царской семьи. В самой старой части дворца сохранились китайские кабинеты с восточными редкостями, которые собирал Петр I, и Дубовый кабинет, интерьер которого Елизавета потребовала оставить нетронутым в память об отце.
Нижний парк.
За дворцом находится Нижний парк с множеством прудов, аллей и фонтанов, которые, в отличие от версальских, работают без насосов. В Нижнем парке две системы аллей, которые расходятся от Большого дворца и дворца Марли и ведут к Финскому заливу. Центральное место занимают фонтан «Большой каскад» с гротами и фонтан «Самсон».
Воронихинская колоннада у Морского канала — на крыше установлены по три золотые вазы и золотой купол высотой девять метров. Фото: Анна Передреева
Монплезир.
В восточной части Нижнего парка находится любимый дворец Петра I — Монплезир. Уютное строение расположено уединенно и выполнено в стиле голландской архитектуры 18 века, за что нередко его называют «Голландским домиком». Стены комнат дворца украшены картинами западноевропейской живописи. Часть коллекции собрана еще Петром Великим. В Лаковом кабинете размещен китайский фарфор. В центре дворца находится Парадный зал, оформленный в стиле петровского барокко и отделанный вощеным дубом. Раньше он предназначался для семейных сборищ, приемов иностранных послов. В Монплезире император проводил свободное время. Из окон его Рабочего кабинета отличный вид на Финский залив, Кронштадтскую крепость и Петербург.
Монплезир — любимый дворец Петра I. Фото: Alex «Florstein» Fedorov (CC BY-SA 4.0)
В годы войны работники вовремя увезли внутреннее убранство дворца. Само здание было полностью разрушено. Вдоль берега от него до парка Александрия стояли артиллерийские орудия. С начала 1950-х годов дворец реставрировали: воссоздавали утраченные интерьеры и полотна. Реконструкция завершилась к 1960 году. Зимой Монплезир закрыт для посещения.
В Нижнем парке есть семь фонтанов-шутих — скрытые фонтаны с сюрпризом. В монплезирской части парка их пять — «Ёлочки», «Дубок», «Зонтик», «Водяная дорога» и «Диванчики». Вблизи «Большого каскада» еще два — «Стол с брызганием» и «Водяные завесы». Посетители долго верили, что если наступить на определенный объект, например, камень у одного из таких фонтанов, тебя обольет водой. Оказалось, запускает их сотрудник парка, который подсматривает за людьми и выжидает подходящего момента.
Как попасть.
Музей-заповедник «Петергоф» включает в себя 32 музея, среди которых Большой петергофский дворец, музеи «Банный корпус», «Екатерининский корпус», «Особая кладовая», дворцы Монплезир и Марли. Билет в каждый из них нужно покупать отдельно. Единого билета не существует. Вход в Большой петергофский дворец для налоговых резидентов России стоит 600 рублей, в Монплезир — 300, а в Марли — 250. Поэтому с собой нужен паспорт и доказательство резидентства (справку выдают в ФНС Россиия). Россиянам достаточно паспорта. Для детей до 7 лет посещение бесплатное. Во второе воскресенье каждого месяца вход бесплатный также для студентов, несовершеннолетних и пенсионеров. В зимний период некоторые музеи закрыты. К примеру, дворцы Монплезир и Марли, музеи «Гроты Большого каскада» и «Императорские яхты».
Императорские конюшни, похожие на средневековый замок
В пяти минутах ходьбы от Петергофского парка находится Красный пруд. Он входит в систему водоснабжения фонтанов. Свое название получил из-за деревянных конюшен красного цвета, которые раньше располагались рядом. Пруд — тихое спокойное место с видом на Собор Петра и Павла, который сейчас частично находится на реставрации. Здесь можно отдохнуть после шумного многолюдного Нижнего парка, покормить уток и организовать пикник.
Красный пруд — тихое спокойное место с видом на Собор Петра и Павла. Здесь можно отдохнуть после шумного многолюдного Нижнего парка, покормить уток и организовать пикник
Собор начали строить в конце 19 века — в Петергофе не хватало большого храма. В 1905 году в присутствии императорской семьи собор освятили. При Иосифе Сталине храм планировали взорвать, но этого не произошло. Во время войны северная часть собора обвалилась из-за находившегося там немецкого корректировщика. Он следил за перемещениями советских кораблей, и пока его пытались сбить, повредили храм.
Во время войны северная часть собора обвалилась из-за находившегося там немецкого корректировщика — его пытались сбить и повредили храм
Далее по Александрийскому шоссе расположены дворцовые конюшни. В середине 19 века архитектор Николай Леонтьевич Бенуа построил комплекс зданий с манежем, конным ведомством, жилыми домами для персонала, кузницей и ветеринарной лечебницей. Конюшни напоминают средневековый готический замок: девять башен, в верхних этажах которых располагался царский конвой.
После революции в октябре 1917 года конюшни стали собственностью санатория «Петродворец». До банкротства в 2013 году в них располагались комнаты, столовая и процедурные кабинеты. В ближайшее время здесь планируют создать конно-спортивный клуб. Но посетители все еще могут посмотреть комплекс изнутри. Проект «Открытый город» по предварительной записи проводит бесплатные экскурсии.
В девяти башнях дворцовых конюшен располагался царский конвой
Александрия — семейное гнездо Романовых
Парк Александрия — еще одна резиденция царской семьи. Он основан в начале 18 века. Александра Фёдоровна, жена Николая I, не любила суетливую столичную жизнь: «Петергофская жизнь для меня невыносима, и я попросила государя выстроить какую-нибудь хижину, где глаза могли бы отдыхать от всей этой массивной позолоты». Этой «хижиной» и стал парк Александрия, названный по имени императрицы.
На входе в Александрию посетителям открывается вид на Готическую капеллу, которая прослужила домашней церковью для четырех поколений российских императоров. В годы войны здание уцелело. После реставрации отделки в 2006 году капеллу снова освятили в присутствии потомков династии Романовых.
Готическая капелла чудом уцелела в войну. Фото: Pavlikhin (CC BY-SA 3.0)
Недалеко от капеллы стоит ажурная чугунная беседка «Готический колодец». Ее возвели по рисункам русского художника и архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя в 1830-е годы. В парке можно посетить музей «Фельдъегерский домик», где раньше жил дежурный фельдъегерь — военный курьер, девиз которого был: «Если я не спешу, я теряю достоинство». К деревянному дому примыкал хозяйственный двор, где находились дрова, уголь и другие важные в быту вещи.
Рядом располагается Фермерский дворец, летняя дача императорской семьи. По указу Николая I сначала построили ферму с коровником, комнаты для пастухов, кухни и кладовые. А к 1860 году скромная ферма превратилась в дворец императора Александра II, где он провел детство. Сохранились части прежней отделки — лепнина, росписи, дубовый паркет и ванна из мрамора. В дворце по-прежнему находится Синий кабинет Александра II, где он принимал министров и разрабатывал законопроект об освобождении крестьян от крепостной зависимости.
У Фермерского дворца есть собственный сад с двумя фонтанами. Летом там особенно красиво. Фото: Sergei Mosin (CC BY-SA 3.0)
Если после Александрии идти на север по улице Чайковского, то можно добраться до Нижней дороги. Это часть старой Петергофской дороги, которая соединяла Санкт-Петербург с загородными резиденциями и проходила до Ораниенбаума. Сегодня сохранилась лишь ее небольшая часть — от Александрии до Константиновского дворца в Стрельне, морской резиденции президента России. Нижняя дорога длиной семь с половиной километров недоступна для проезда машин, поэтому подходит для пеших и велосипедных прогулок.
Как попасть.
Билет в Александрию для налоговых резидентов России стоит 200 рублей. С собой нужен паспорт. В зимний сезон для всех вход бесплатный. На территории парка можно посетить семь музеев, например, Фермерский дворец (350 рублей), дворец «Коттедж» (350 рублей), музей «Дворцовая телеграфная станция» (250 рублей), Новую ферму. В зимнее время не работают Готическая капелла, музей «Фельдъегерский домик» и историко-культурный проект «Петергофские дачники» (150 рублей).
Парк Александрия и объекты на его территории — часть Государственного музея-заповедника «Петергоф», поэтому правило о бесплатном посещении для студентов, несовершеннолетних и пенсионеров во второе воскресенье каждого месяца здесь тоже действует.
Знаменка — дворец, который был детской колонией, птицефабрикой и даже немецким штабом
От Александрии в 20 минутах ходьбы по старой Петергофской дороге находятся полузаброшенная усадьба Знаменка и парк. Нынешний облик дворца создал архитектор Гаральд Боссе в 1857–1859 годах. После революции 1917 года во дворце в разное время размещались детская колония, птицефабрика и пансионат. Во время войны в нем располагались немецкие войска, из-за чего здание серьезно пострадало.
После революции 1917 года в Знаменке в разное время размещались детская колония, птицефабрика и пансионат
Помимо дворца, сохранилась церковь Петра и Павла с часовней Иосифа Песнописца, восстановленная в 1990-х годах. На своем прежнем месте стоит оранжерея, где выращивали ананасы и растения для оформления парка. На входе все еще цветет яблоневый сад. В парке находятся полуразрушенные конюшни и кухонный корпус.
На территории усадьбы Знаменка находятся полуразрушенные конюшни и кухонный корпус.
Павильоны в стиле древнеримских домов
На Ольгином пруду в Колонистском парке расположены два островных павильона — Ольгин и Царицын. По задумке архитектора Штакеншнейдера и садовода Петра Эрлера павильоны должны были отражать облик древнеримских домов, найденных при раскопках Помпеи. Их построили для второй дочери Николая I Ольги ко дню ее бракосочетания.
Ольгин павильон и собор Петра и Павла. Фото: Anna Anichkova (CC BY-SA 3.0)
На Царицыном острове находится мраморная скамья с изображениями античных богов. Между ней и павильоном расположены цветник и фонтан с мраморным бассейном, в центре которого — скульптура мифического Нарцисса. Императрица Александра Фёдоровна любила разводить цветы. Розы старинных сортов 19 века и сейчас растут на острове.
На соседнем острове Ольгин расположено трехэтажное строение, призванное напоминать Ольге Николаевне о поездке в Сицилию, где она встретила своего будущего мужа — принца Вюртембергского. На плоской крыше павильона находится терраса, откуда видно Колонистский и Луговой парки.
Раньше на Ольгин и Царицын острова добирались на лодках или на пароме. Сейчас — по деревянному мосту. Фото: Алла Гордеева (CC BY-SA 4.0)
Раньше к этим островам добирались на лодках или на пароме. Сейчас — по деревянному мосту, расположенному со стороны улицы Бородачева, где стоит бывшая усадьба генерал-майора и первого историка Петергофа Александра Гейрота.
Как попасть.
Вход на острова Колонистского парка стоит 300 рублей, для детей до семи лет бесплатно. Посещение островов и самих павильонов доступно с конца мая по конец сентября. Зимой мост закрыт, поэтому погулять можно только по парку и увидеть архитектуру снаружи.
Усадьба Александра Гейрота — генерал-майора и первого историка Петергофа. Фото: Alex «Florstein» Fedorov (CC BY-SA 4.0)
Античный дворец и пруды
Рядом с Колонистским парком расположен Луговой парк — хорошее место для пеших и велосипедных прогулок. На его территории находятся девять прудов, которые обеспечивают водой петергофские фонтаны. Летом, несмотря на запрет, там купаются местные жители. В парке восстановлен почти разрушенный во время войны Розовый павильон, откуда виден античный дворец Бельведер на Бабигонских высотах.
Дворец возвели по приказу Николая I для жены Александры Фёдоровны — император лично нарисовал эскиз здания. Фото: IzoeKriv (CC BY-SA 3.0)
Дворец возвели по приказу Николая I для жены Александры Фёдоровны. Император лично нарисовал эскиз, а строил его придворный архитектор Штакеншнейдер. Двухэтажное здание по своему облику напоминает древнегреческий храм.
Сегодня дворец находится в запустении. Гостиничный комплекс, который до недавнего времени его занимал, закрыт. За территорией следит охранник, но тихие туристы беспрепятственно могут осмотреть дворец и его окрестности. К Бельведеру удобнее всего подняться по тропе из Лугового парка, от Бабигонского пруда.
Тихий и безлюдный Луговой парк — хорошее место для пеших и велосипедных прогулок
От гранильной фабрики до часового завода
На границе Нового и Старого Петергофа расположен Петродворцовый часовой . На момент постройки здания в 1721 году здесь находилась Петергофская гранильная фабрика, где создавали украшения из драгоценных камней для царской семьи. При Анне Иоанновне она сгорела, но вскоре возвели новую. В 1758 году на фабрике открыли мозаичную мастерскую, где работы выполнялись по римской, а позже и флорентийской технике. Императрица Екатерина Великая писала о предприятии немецкому публицисту Мельхиору Гримму: «Мастера Петергофской фабрики работают лучше, чем итальянцы».
В стенах Гранильной фабрики были созданы мозаичные полы в античном стиле для Исаакиевского собора и Нового Эрмитажа. Изделия мастеров экспонировались как на всероссийских, так и на международных выставках. С 1917 года на фабрике стали изготавливать точные технические камни для Военного ведомства и Красной армии. А в середине 20 века предприятие стало выпускать часы.
Эволюция часов «Ракета», модель «Петродворцовский классик». Фото: Sosoev (CC BY-SA 4.0)
После развала Советского Союза «Ракета» работала до середины 2000-х годов, а затем обанкротилась. Помещения завода отдали для аренды под офисы и магазины, которые и сейчас в них расположены. В 2009 году производство решили восстановить, для чего пригласили швейцарских инженеров. Сегодня в одном из своих бывших зданий предприятие обслуживает научную, авиационную, промышленную и морскую отрасли: производит и ремонтирует часовые механизмы.
ПЕТЕРГО́Ф
ПЕТЕРГО́Ф, город в России, в составе Петродворцового р-на г. С.-Петербург. Нас. 85,7 тыс. чел. (2019). Расположен на юж. берегу Финского зал. Балтийского м. (пристань). В городской черте – 2 железнодорожные станции (Новый Петергоф и Старый Петергоф). Через П. проходит автодорога С.-Петербург – Сосновый Бор.
История
До нач. 18 в. на месте П. находилось несколько финских населённых пунктов, в т. ч. мыза капеллана [Попова мыза; назв. произошло от загородной резиденции капеллана лютеранской церкви в Тюрисе (Тюрё, ныне р-н Мартышкино в г. Ломоносов)]. В нач. 1704 в Поповой мызе царём Петром I начато строительство нового «двора государева». С 1705, наряду с назв. Попова мыза, в источниках встречается назв. Петергоф (Питергоф), окончательно закрепившееся с 1710-х гг. В 1710 начались работы по формированию дворцово-паркового ансамбля и строительство Большого дворца – парадной загородной резиденции. Прочая застройка в П. велась к западу от резиденции (т. н. Старый Петергоф). В 1721 для украшения интерьеров резиденции основана «водяная пильная мельница» (с 1801 Гранильная ф-ка; с 1932 завод точных технич. камней; с 1954 Петродворцовый часовой завод) – центр производства изделий из яшмы, мрамора, уральского малахита, сибирского нефрита, мозаик из цветных камней. Город с 1762. В 19 – нач. 20 вв. в П. были расквартированы Конно-гренадёрский, Уланский и Драгунский лейб-гвардии полки, а также 148-й пех. Каспийский полк (сохр. их военные городки). В 1848–1923 уездный город Санкт-Петербургской губернии (в 1914 переменована в Петроградскую). В 1857 открыто движение по ж.-д. линии С.-Петербург – Новый Петергоф, в 1864 – Новый Петергоф – Ораниенбаум (ныне Ломоносов).
Постановлением Временного правительства от 15(28).7.1917 включён в состав Петрограда. В 1918 быв. имп. дворцы объявлены музеями. В 1923–27 заштатный город Петроградской губернии (в 1924 переименована в Ленинградскую). В 1930–36 в составе Ленинградского Пригородного р-на Ленинградской области. С 1936 подчинён Ленсовету, с 1938 в П. размещается администрация Петергофского (в 1944 переименован в Петродворцовый) р-на Ленинграда (с 1991 Санкт-Петербург). В Великую Отечественную войну 23.9.1941 был оккупирован германскими войсками. Линия фронта проходила по западной окраине города, который в результате военных действий был почти полностью разрушен. Освобождён 19.1.1944 в ходе Красносельско-Ропшинской наступательной операции. В 1944–2009 назывался Петродворец. В 1944 начались работы по восстановлению города и его дворцово-паркового ансамбля (руководитель проекта – арх. А. А. Оль). В 2005–10 имел статус наукограда (официально не продлён).
Архитектура
Большой дворец со стороны Верхнего сада. Фото П. С. Павлинова
Основу города составляет один из крупнейших в России дворцово-парковых ансамблей 18–19 вв. (пл. св. 1,1 тыс. га). Главная композиц. идея центральной его части принадлежит Петру I. Под его личным контролем на обращённом к морю уступе построен Большой дворец [1710–1717, архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон и др.; достроен после пожара (1721) к 1723, арх. Н. Микетти]. В 1746–54 перестроен в формах елизаветинского барокко по проекту арх. Б. Ф. Растрелли; добавлены боковые крылья, фланкированные купольными павильонами (5-главая ц. Святых Петра и Павла, 1747–51, и «корпус под гербом»). В 1779–85 с запада пристроен «корпус за гербом» (архитекторы Ю. М. Фельтен, И. Е. Яковлев; перестроен в 1838–1840, арх. И. И. Шарлемань). В 1846 надстроен вост. флигель (арх. А. И. Штакеншнейдер). Б. ч. фасадов восстановлена к 1958 (проект 1945, архитекторы А. А. Оль, В. М. Савков, Е. В. Казанская, А. Э. Гессен и др.).
Картинный зал Большого дворца.
В интерьерах дворца сохранились элементы убранства времени Петра I. В нач. 1750-х гг. оформлены 5 парадных залов (в т. ч. Танцевальный зал, 1751–52), парадная лестница и анфилады гостиных (золочёная резьба, росписи Дж. Валериани, Б. Тарсиа, И. Я. Вишнякова, Л. Вернера и др.; паркет и т. д.). В 1763–64 по проектам Ж. Б. Валлен-Деламота Картинный зал украшен 368 портретами работы П. Ротари, в 1766–69 Китайские кабинеты – лакированными панелями и росписями А. Перезинотти, бр. И. И. и А. И. Бельских и др. В кон. 1760-х – 1770-е гг. в стиле классицизма по проектам Ю. М. Фельтена оформлены Чесменский и Тронный залы, Белая столовая, жилые покои (в т. ч. Коронная).
Большой каскад. 1715–24. Архитекторы Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов. Фото А. И. Нагаева
К югу от дворца расположен прямоугольный Верхний сад (1710–24, расширен в 1754–70-е гг.) с регулярной системой аллей, перголами, Квадратными прудами (1719–20, проект Ж. Б. Леблона) и 5 фонтанами (в т. ч. «Нептун» с нем. скульптурной группой 1650-х гг., установленной в 1798–99). К северу, со стороны Финского зал., – обширный регулярный Нижний парк (пл. 102,5 га; 1710–40-е гг., садовые мастера Л. Гарнихфельт, А. Борисов; в плане – 2 перпендикулярных трезубца) с крупнейшей в мире системой фонтанов (с 1720; 176 фонтанов; гидравлики – бр. Джулиано и Джованни Бараттини, П. Ж. Суалем, Ф. А. Стрельников и др.), для которой создан водовод от Ропшинских ключей длиной 22 км (1720–21, инж. В. Г. Туволков), вырыты Новосоединительный канал (1832–33), а также 18 водоёмов. По оси вырытого от залива Большого канала (1715–21) у подножия дворца расположен Большой каскад (1715–24, архитекторы Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов; в центре – скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва», золочёная бронза, 1801, скульптор М. И. Козловский; похищена в 1942; воссоздана в 1947 скульпторами В. Л. Симоновым, Н. В. Михайловым) с гротом (1716–20, перестроен в 1859–60 по проекту Н. Л. Бенуа), бронзовыми скульптурами Ф. И. Шубина, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Прокофьева, И. П. Мартоса, Ж. Д. Рашетта (все 1800–06, восстановлены в 1947–1950 скульпторами Н. В. Дадыкиным, И. В. Крестовским, В. В. Эллоненом), копиями Ф. Г. Гордеева античных статуй, барельефами К. Б. Растрелли, Г. К. Оснера, Ф. П. Вассу, декоративными вазами (Козловский, по эскизам арх. А. Н. Воронихина). Нижнюю площадку перед каскадом ограничивают павильоны-колоннады (1800–02, Воронихин). К востоку от Большого каскада – каскад «Шахматная гора» (1721–26, проект Микетти, в 1738–39 перестроен под рук. Земцова; итал. скульптуры 18 в.) с 2 Рим. фонтанами (1738–39, архитекторы И. Я. Бланк, И. Давыдов; перестроены в 1799–1800; бронзовые маскароны – 1817, по модели Мартоса); к западу – каскад «Золотая гора» (Марлинский каскад; 1722–25, архитекторы Микетти, Земцов, Т. Н. Усов; завершён в 1731–32; в 1870 облицован мрамором) с 2 Менажерными фонтанами (1722–25), «Львиный» каскад (1799–1801, Воронихин, перестроен в 1854–57, арх. А. И. Штакеншнейдер; восстановлен в 2000); также фонтаны «Адам» (1721–1722) и «Ева» (1725–26, оба – арх. Микетти; скульптурные копии Дж. Бонацца, 1718, с оригиналов А. Рицци), «Пирамида» (1721–24, Микетти; перестроен в 1799–1800 по проекту И. Е. Яковлева), фонтаны-шутихи и др.
На берегу Финского зал. расположен дворец Петра I «Монплезир» (1714–23, архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, Т. Н. Усов; по эскизу Петра I и, возможно, А. Шлютера) с интерьерами, оформленными с изысканной простотой (Лаковый кабинет с панно Г. Брумкорста, И. Тиханова, П. Фёдорова и др.; резьба по дереву Н. Пино, росписи Ф. Пильмана, Ф. Воробьёва, М. Негрубова, С. Бушуева; ок. 140 картин зап.-европ. художников 17–18 вв.), Голландским садом (1718, мастер Л. Гарнихфельт), пристроенными Ассамблейным залом (1726–32, М. Г. Земцов), Екатерининским корпусом (1747–49, Б. Ф. Растрелли, перестроен в 1785–86, арх. Дж. Кваренги; восстановлен в 1987). К востоку от Большого канала также вольеры (1721–22, Микетти), Большая оранжерея (1722–25, перестроена в 1769–1770, арх. И. Е. Яковлев). К западу от Большого канала – построенные в 1721–1723 по проектам Браунштейна дворец «Марли» (перестроен в 1898–99, арх. А. И. Семёнов) и павильон «Эрмитаж», лабиринт (1721) и др.
С последней четв. 18 в. к востоку и западу от первоначального ядра П. начал складываться комплекс пейзажных парков с дворцами и павильонами. К западу от Большого дворца парки: Английский (пл. 173 га; 1779–90, арх. Дж. Кваренги, садовые мастера Дж. Медерс, В. Гульд; руины Английского дворца, 1781–94, Кваренги), принца П. Г. Ольденбургского (пл. 39 га; 1837–39, арх. В. П. Стасов), Сергиевка (пл. 173 га; с 1839; дворец вел. кн. Марии Николаевны и герцога М. Лейхтенбергского – 1840–42, арх. А. И. Штакеншнейдер, восстановлен в 1965 и в 1971–74; ныне Биологический институт С.-Петерб. гос. ун-та), «Собственной дачи» (пл. 61 га; с 1730-х гг., перепланирован в 1843–54; дворец кн. А. Г. Долгорукова – предположительно 1727–29, перестроен в 1844–50, Штакеншнейдер, восстановлен в 1955–63, арх. И. Н. Бенуа; ц. Св. Троицы, 1858–1860, Штакеншнейдер).
Готическая капелла Святого Александра Невского в парке Александрия. 1831–34. Архитекторы А. А. Менелас, И. И. Шарлемань, по проекту К. Ф. Шинкеля.
Дворец Бельведер в Луговом парке. 1853–56. Архитектор А. И. Штакеншнейдер. Фото Д. В. Соловьёва
С востока к Нижнему парку Большого дворца примыкает парк Александрия (пл. 115 га; 1826–32, садовые мастера Ф. Вандельсдорф, П. И. Эрлер и др.) с загородным домом имп. Александры Фёдоровны «Коттедж» (1826–29), Караульным домом (1827), Руинным мостом (1827–29, все – арх. А. Менелас), Фермерским дворцом при молочной ферме цесаревича Александра Николаевича (1828–31, Менелас; перестроен в 1853–1859, арх. А. И. Штакеншнейдер), Готической капеллой Св. Александра Невского (1831–34, архитекторы Менелас, И. И. Шарлемань по проекту арх. К. Ф. Шинкеля, скульптуры В. И. Демут-Малиновского). К югу от него – Александровский парк (пл. 144 га; 1832–36, Менелас, Шарлемань, Эрлер). К востоку вдоль залива – парки Знаменка (пл. 74 га; 1835–69, садовые мастера Дж. Буш, Эрлер и др.; дворец гр. А. Г. Разумовского, 1750–60-е гг., перестроен в 1856–60, арх. Г. А. Боссе; ц. Святых Петра и Павла, освящена в 1771; часовня Св. Иосифа, 1867, арх. Н. Л. Бенуа) и Михайловка (пл. 106 га; 1830–40-е гг., перепланирован в 1859–62, арх. Боссе, садовый мастер Н. Фрост; дворец вел. кн. Михаила Николаевича, 1858–61, архитекторы Шарлемань, Боссе; ныне Высшая школа менеджмента С.-Петерб. гос. ун-та; ц. Св. равноап. кн. Ольги, 1861–64, арх. Д. И. Гримм). Вдоль Самсониевского канала, к югу от Большого дворца: парки Колонистский [пл. 29 га; 1838–47; на островах Ольгина пруда (вырыт в 1837–38) – павильоны Царицын (1842–44) и Ольгин (1846–47), оба – Штакеншнейдер] и Луговой (пл. ок. 85 га; 1835–57, Штакеншнейдер, инж. М. И. Пилсудский; у Бабигонского пруда – дворец Бельведер в духе др.-греч. храма, 1853–56, Штакеншнейдер). Дворцы и парки П. включены в список Всемирного наследия.
Застройка П. упорядочена в 1732–39 под рук. М. Г. Земцова, а также по плану 1848 (арх. И. И. Шарлемань). Гл. магистраль – С.-Петерб. просп., проходящий параллельно берегу. Среди построек в стиле классицизма сохранились: здание Петергофской гранильной фабрики (1777, Ю. М. Фельтен), ансамбль шести одноэтажных Кавалерских домов (1799–1801, Ф. П. Броуэр), особняк А. П. Струкова (1827–28, В. Ф. Федосеев), флигель-адъютантский дом (1834–39, В. П. Стасов, Шарлемань). В сер. 19 в. в стиле неоготики построены дача Н. В. Всеволожского (1836–38, Г. Фоссати), ансамбль домов у парка Александрия (1837–44, Шарлемань); дворцовые конюшни (1847–1855), ж.-д. вокзал Новый Петергоф (1854–57; все – арх. Н. Л. Бенуа). Также здание почты (1850–54, архитекторы А. Кавос, Н. Л. Бенуа), необарочные фрейлинские корпуса (1853–57; ныне Музей семьи Бенуа), официантский дом (1859–61, ныне администрация Петродворцового р-на; оба – арх. Н. Л. Бенуа); усадьба А. Ф. Гейрота (1853, арх. А. И. Штакеншнейдер), дерев. дом Хрущёвых (1870–80-е гг.); 5-главый собор Святых Петра и Павла в русском стиле (1895–1904, В. А. Косяков по проекту Н. В. Султанова), здание офицерского собрания Уланского полка (1901–03, В. А. Крит), усадьба Беллей (1907–09, И. А. Претро), необарочное здание Воен. школы имп. Александра II (1914, Л. А. Ильин; ныне Воен.-мор. ин-т радиоэлектроники им. А. С. Попова). В пос. Просвещение (быв. дер. Бобыльская) – дачи Л. И. Крона (1891–92), М. Н. Бенуа (1892, обе – с элементами модерна, арх. Л. Н. Бенуа), ц. Прп. Серафима Саровского (1904–06, арх. Н. Н. Никонов). В кон. 1960-х – 1980-е гг. построен науч. городок ЛГУ (ныне С.-Петерб. гос. ун-т).
Памятники: вел. кн. Александре Николаевне (1844–47, скульптор И. П. Витали; воссоздан в 2000), строителям П. (1840-е гг., арх. А. И. Штакеншнейдер, установлен в 1932), имп. Петру I (1884, скульптор М. М. Антокольский; воссоздан в 1956), Мемориал в память обороны города в 1941–44 (1961, арх. Т. Н. Воронихина и др.; 1975, арх. В. С. Маслов и др.).
Центры науки и культуры
В П. расположены ряд факультетов, НИИ (в т. ч. Астрономич. ин-т им. В. В. Соболева с обсерваторией) и студенческий городок С.-Петерб. гос. ун-та (т. н. Петродворцовый учебно-науч. комплекс), филиалы воен. вузов С.-Петербурга. Худож.-архит. дворцово-парковый Музей-заповедник «Петергоф» [основан в 1918, совр. назв. с 1992; филиалы – музеи семьи Бенуа (1988), восковых фигур (1990), коллекционеров (2002; в Верхнесадском доме; в т. ч. рус. живопись 19–20 вв.), велосипедов, «Имп. яхты» (оба 2004), игральных карт (2007)].
Хозяйство
В городской экономике ведущую роль играет сфера услуг (в т. ч. образование, торговля, обслуживание туристов). Ежегодно П. посещают св. 6 млн. чел. (2018). Действуют предприятия: «Петродворцовый часовой завод» (основан в 1721 как «Петергофская гранильная фабрика»), «Завод промышленной фурнитуры» (выпуск метизов, крепежей, металлической тары и др.), завод железобетонных изделий.
Старый Петергоф — непарадная часть города
Руины Английского дворца
Территория Старого Петергофа от Нового отделена Английским парком. Здесь находятся руины Английского дворца, построенного по заказу Екатерины II в конце 18 века. Это был первый проект архитектора Джакомо Кваренги в России. Онпостроил также здание Академии наук, дворец Юсуповых, Эрмитажный театр. Сроки завершения строительства постоянно продлевали из-за трудностей с перевозкой тяжелых гранитных блоков в мелководную петергофскую гавань. А когда дворец все же достроили, Екатерина стала редко посещать Петергоф. После ее смерти новый император Павел разместил в здании воинские части. С 1820-х до Первой мировой войны в Английском дворце останавливались иностранные дипломаты, которые приезжали на летние приемы Большого петергофского дворца.
Английский дворец построили по заказу Екатерины II в конце 18 века. Фото: 1920 — 1930 годы
Французский путешественник маркиз Астольф де Кюстин, побывав в Петергофе в 1839 году, написал об Английском дворце так:
«Это здание расположено в четверти мили от императорского дворца посреди прекрасного парка, разбитого в английском стиле с оживленными прудами и ручейками. Обилие воды и холмистая, столь редкая в окрестностях Петербурга, местность придают много прелести этому парку. Так как в нынешнем году число иностранцев оказалось больше обычного, для всех не нашлось места в Английском дворце. Поэтому я не ночую, но лишь обедаю там ежедневно за отлично сервированным столом в обществе дипломатического корпуса и семи- или восьмисот человек».
Во время Великой Отечественной войны дворец разрушили артиллерийским обстрелом.
Сергиевка, где бывал Льюис Кэрролл
В Старом Петергофе расположен объект всемирного наследия ЮНЕСКО — малоизвестный дворцово-парковый ансамбль Сергиевка. Территория принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету. Здесь находится НИИ биологии СПбГУ: лаборатории почвоведов, агрохимиков, гидробиологов и ихтиологов. В парке сохранились обветшавший дворец Лейхтенбергских, Кавалерский флигель, а также развалины церкви святой Екатерины. В ней хранилась семейная реликвия герцогов Лейхтенбергских — фуражка и палаш Сергея Максимилиановича князя Романовского, погибшего во время Русско-турецкой кампании под Тырновом в 1877 году. Это была первая смерть в бою члена семьи Романовых. Дворцово-парковый ансамбль, несмотря на международное признание, редко посещают туристы. Университет, который им владеет, не реставрирует строения, ансамбль находится в не самом удобном месте и его даже не всегда указывают в путеводителях.
Усадьба герцога Лейхтенбергского: наши дни и 1944 год. Первое фото: Корнет Кларнет (CC BY-SA 4.0)
В лесу рядом с Сергиевкой затерялся таинственный валун «Адамова голова» — скульптура неизвестного мастера, высеченная в камне. 150 лет назад английский писатель Льюис Кэрролл, автор «Алисы в Стране Чудес», во время путешествия в Россию побывал в усадьбе Сергиевка. В своих дневниковых заметках он описал: «Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут — длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там — огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли…».
В лесу рядом с Сергиевкой затерялся таинственный валун «Адамова голова» — скульптура неизвестного мастера, высеченная в камне. Фото: IzoeKriv (CC BY-SA 3.0)
Во время Великой Отечественной войны парк находился на линии фронта Ораниенбаумского плацдарма и серьезно пострадал. В 1960-е годы Ленинградский университет восстановил фасады дворца.
После Великой Отечественной войны в Советском Союзе массово восстанавливали и воссоздавали заново памятники архитектуры, которые пострадали. Масштаб работ у архитекторов, реставраторов и строителей был огромный — Великий Новгород, Псков, Тверь, Киев. Некоторые объекты в Ленинграде начали восстанавливать, когда война еще даже не закончилась. В 1944–1945 годах отреставрировали свыше 800 памятников архитектуры. Среди них — Зимний дворец, Эрмитаж, Русский музей, Адмиралтейство, Инженерный замок, Петропавловская крепость. Особенно сложной была реставрация дворцово-парковых ансамблей пригородов — Павловска, Петродворца и Пушкина. Два года их занимала немецкая армия, и они сильно пострадали.
Дворянские дачи на берегу Финского залива
Тропа за дворцом Лейхтенбергских через Ораниенбаумское шоссе ведет к Финскому заливу, где на берегу сохранились старые дворянские дачи. Они принадлежали семьям Бенуа, Грубе и Крона. В 1970-х годах их использовали как общежития и базу отдыха для студентов Ленинградского университета. Реставрации дач помешала перестройка. По инициативе архитектора-художника, руководителя образовательной программы СПбГУ «Дизайн среды» Евгении Петрашень с 2010 года студенты разрабатывают проект возрождения комплекса в качестве арт-резиденции.
Покосившиеся дачи скрыты от людей высокими деревьями — они словно заморожены во времени. Фото: Olga Dobrosinska (CC BY-SA 4.0)
Покосившиеся дачи скрыты от людей высокими деревьями — они словно заморожены во времени. Есть легенда, что семьи Бенуа и Мейснеров посадили рядом с дачами ясень, который прижился сразу, и вяз, который начал погибать. Бенуа, уроженцы Франции, вспомнили проверенное французское средство — выкопать «больное» дерево, полить его корни шампанским и закопать обратно. Так и поступили. Ясеня уже нет, а вяз до сих пор стоит. Дача Бенуа сохранилась лучше остальных благодаря сотруднику Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), который в 1990-е годы отремонтировал кровлю и раскрыл продухи в фундаменте. В худшем состоянии находится дача Крона, где сгорел кухонный корпус.
Дача Бенуа сохранилась лучше остальных благодаря сотруднику Комитета по охране памятников, который в 1990-е годы отремонтировал кровлю и раскрыл продухи в фундаменте
Сегодня территория комплекса свободна для посещения. За мероприятиями, которые здесь периодически проводятся, можно следить в социальных сетях проекта «Дача Бенуа в Петергофе — Арт-резиденция СПбГУ». Подробнее об этом «Самокатусу» рассказала Евгения Петрашень:
«В дни субботников, которые мы называем Арт-десантами, пленэров и мастер-классов, пикников и экскурсий наши гости и помощники получают возможность не просто пройтись по парку и полюбоваться здешними красотами, но и побывать внутри дачи Бенуа. Там они могут познакомиться с проектом восстановления всех трех дач, а также с тем самым видом из окна, которым гордились хозяева, архитектор дачи и их современники. А наших современников мы стараемся увлечь проектом. Ведь каждый может внести в него свою лепту и разделить с нами гордость за сохранение наследия, восторг от красоты природы и архитектуры, удовольствие от здорового и культурного досуга, для которых и создавался этот удивительный дачный поселок».
В дни субботников, пленэров и мастер-классов, пикников и экскурсий гости и помощники проекта «Дача Бенуа» могут побывать внутри здания. Фото: Дача Бенуа в Петергофе — Арт-резиденция СПбГУ / Instagram.com
С дачного комплекса открывается вид на радиолокационный пост «Раскат», который ошибочно называют маяком. К нему можно пройти по Курортной и Приморской улицам. В теплые месяцы здесь отдыхают студенты и местные жители: поют песни, жарят шашлыки и встречают закаты.
С дачного комплекса открывается вид на радиолокационный пост «Раскат», который ошибочно называют маяком
Восточнее по Ораниенбаумскому шоссе находится Собственная дача Елизаветы Петровны. Изначально ею владел публицист и сподвижник Петра I по церковным делам — Феофан Прокопович. В 1843 году она досталась Александру II, который провел здесь медовый месяц. После революции здание стало музеем, а позже — дачей для высших сотрудников ленинградского партийного аппарата.
Сегодня Собственная дача закрыта для посещения и огорожена невысоким забором, через который проглядывает часть здания. Атланты держат на себе резной фасад. Мансарда на третьем этаже стоит на высоких колоннах. Рядом расположен мост, по которому можно выйти к отреставрированной церкви Святой Троицы.
Дворцовые дворянские дачи и Собственная дача Елизаветы Петровны располагаются в лесу. Поэтому лучше надевать обувь, которую не жалко испачкать. И главное — не забыть зарядить телефон и скачать карты: там даже можно заблудиться.
Богатый на архитектурные элементы и лепнину фасад Собственной дачи. Фото: Lion10 (CC BY-SA 4.0)
Большие города 100—250 тыс. человек
Герб Колпино
Колпино
Население 144 288 человек (2016 год).
Основан в 1722 году рядом с построенной здесь в 1710 г. плотиной и лесопильной мельницей, город с 1912 года. В течение трёх веков является крупным центром тяжёлого машиностроения. Главное предприятие города — «Ижорский завод», в XVIII—XIX вв. производивший материалы и компоненты для кораблестроения, а ныне выпускающий оборудование для нефтехимии и атомной энергетики (в том числе корпуса ядерных реакторов), металлургические полуфабрикаты из сталей со специальными свойствами, мостовые и дорожные металлоконструкции.
Герб Пушкина
Пушкин
Население 102 729 человек (2016 год).
Основан в 1710 году, город с 1808 года. До 1918 года — Царское Село, с 1918 по 1937 годы — Детское Село. Одна из самых известных императорских резиденций в пригородах Петербурга. В городе расположен знаменитый Царскосельский дворцово-парковый ансамбль, в том числе грандиозный Екатерининский дворец и Лицей, в котором учился Александр Пушкин. Ныне является научно-образовательным и туристическим центром.
Еда
Новый Петергоф
В ресторане «Токио city» в меню миксуют поке с лососем, роллы и классический борщ. Бизнес-ланч стоит от 250 рублей.
В пабе Charlie Foxtrot обширное пивное меню — 21 сорт разливного и более 80 сортов бутылочного пива. В ресторане иногда проводят живые выступления музыкантов. При чеке от 2500 рублей с человека можно вызвать такси за счет заведения.
Trapeza — маленькое кафе рядом с Большим дворцом. Аппетитный панини с копченой курицей и мороженое в знойный день — подходящий перекус после прогулки в парке. Средний чек — 500 рублей.
Trapeza — маленькое кафе рядом с Большим дворцом. Фото: restoclub.ru
Ресторан восточной кухни «Чабрец» находится в десяти минутах ходьбы от усадьбы «Знаменка». В заведении подают наваристый бульон-лагман с говяжьей вырезкой, хачапури с индейкой или тунцом и традиционный узбекский плов с зернами граната. Средний чек в чайхане — 1400 рублей. По выходным в детской комнате работает няня.
В пекарне Tijgerbol на Разводной улице продают выпечку: пончики с лимонно-малиновой начинкой, воздушный тирамису, морковный торт. Приветливый бариста сварит вкусный латте или капучино.
В Новом Петергофе есть и «Цех85». Сеть пекарен известна в Петербурге авторскими цехобонами и крастами из песочного теста.
Недалеко от радиолокационного поста «Раскат», на пересечении Ораниенбаумского шоссе с улицей Дивеевская, находится храм преподобного Серафима Саровского. При нем есть пекарня, где продают булочки с ягодами за 20–50 рублей.
Старый Петергоф
Пекарня «Хлебная усадьба» — уютное место, где продают шоколадные и фисташковые эклеры с легким заварным кремом, клюквенный штройзель и душистый ягодный чай. Подходит для перекуса, а студенты местных общежитий используют пекарню как коворкинг.
На границе Нового и Старого Петергофа возле Петродворцового часового можно перекусить шавермой в заведении «В лаваше». Большой выбор — от техасской с говядиной и томатом до фруктовой с шоколадной пастой и персиками.
На Чичеринской улице есть «Додо Пицца», где можно как полноценно пообедать, так и быстро перекусить куском пиццы или маффином.
Где переночевать
Обычно в Петергоф приезжают одним днем из Санкт-Петербурга. Но для тех, кто хочет исследовать город не спеша и отдохнуть в местных спа, есть варианты:
- «Новый Петергоф» (4*) находится в центре города и предлагает спа-центр, бассейн, а на первом этаже располагается гастропаб Duck & Drake. Стандартный номер — от 3350 рублей за ночь.
- «Гранд Петергоф» (4*) находится при въезде в город. Не очень удобно для тех, кто приехал без своей машины — ходить пешком до основных достопримечательностей далековато. Но напротив отеля есть остановка, откуда до Большого дворца ходят автобусы № 200 и 210 и маршрутки К-343, К-404. Ночь в «Гранд Петергофе» стоит от 6000 рублей.
- «Александрия-Петергоф» (3*) расположен вблизи парка «Александрия». Номера стоят не дороже 1800 рублей за ночь. О въезде на парковку лучше заранее уточнить у администратора. Он находится в неочевидном месте.
Как добраться
Электричка.
От Балтийского вокзала (метро «Балтийская») до Петергофа можно доехать на электричках направлениями на «Ораниенбаум-1», «Калище» и «Лебяжье». Цена проезда: от 60–70 рублей, в пути — около 40 минут. Станция «Новый Петергоф» находится ближе к Большому дворцу. Рядом со «Старым Петергофом» — Английский парк. А со станции «Университетская» ближе всего идти до парка «Сергиевка», дворца Лейхтенбергских и дворянских дач.
Железнодорожная станция «Новый Петергоф» построена в 1857 году на деньги барона фон Штиглица, памятник которому располагается на привокзальной площади. Станция представляет собой уменьшенную копию католического собора из итальянского города Орвието. Архитектор станции — Николай Леонтьевич Бенуа, который владел дачей на берегу Финского залива.
Станция «Новый Петергоф» представляет собой уменьшенную копию католического собора из итальянского города Орвието.Фото: Daddy Vasya, Edoardo Busti (CC BY-SA 4.0/3.0)
Автобус.
От метро «Автово» до Петергофа ходят автобусы № 200 (110 рублей за проезд), маршрутки К-424А, К-404 (80 рублей). От метро «Кировский завод» можно уехать на автобусе № 210. Только остановка находится в десяти минутах пешком от метро. Время в дороге составит около часа, в зависимости от пробок.
По воде.
Между центральными пристанями Санкт-Петербурга (у Зимнего дворца Эрмитажа) и причалом у Нижнего парка Петергофа курсирует речной теплоход «Метеор». По пути судно проплывает через Петропавловскую крепость, стрелку Васильевского острова, Адмиралтейство и другие достопримечательности. Билет можно купить как на любом из причалов у Эрмитажа, так и в Нижнем парке. В летний период у касс собираются большие очереди, поэтому удобнее оплатить поездку онлайн. Стоимость для взрослого в одну сторону — 1000 рублей. При этом билет на «Метеор» не включает посещение Нижнего парка. Его нужно оплачивать отдельно. Суда курсируют с апреля по ноябрь.
Государственный музей-заповедник «Петергоф»
- Большой каскад фонтанов Петергофа — построен в 1714-21 годах, с гротом, водопадными лестницами, многочисленными бронзовыми позолоченными статуями, выполнены скульпторами М. И. Козловским, Ф. Ф. Щедриным, И. П. Мартосом, Ф. И. Шубиным и другими.
- Большой дворец, созданный в 1714-25 годах как петровские Верхние палаты, перестроен в 1747-52 годах В. В. Растрелли в стиле русского барокко.
- Верхний сад с регулярной планировкой, с фонтаном «Нептун».
- Нижний парк с регулярной планировкой — 1714-25, архитектор И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, М. Г. Земцов.
- Дворец Марли, построенный в 1720-23, архитектор Браунштейн.
- Павильон «Эрмитаж», возведен в 1721-24, архитектор Браунштейн.
- Павильоны-колоннады, 1803, архитектор А. Н. Воронихин.
- Английский пейзажный парк с готическими и классическими постройками — архитектор Дж. Кваренги.
- Парк Александрия, архитектор А. А. Менелас.
- Луговой парк с дворцом «Бельведер» 1853-56, архитектор А. И. Штакеншнейдер.
В настоящее время в Петергофе открыто для обозрения 10 музеев и 3 парка: Верхний, Нижний и Александрия. В Верхнем саду и Нижнем парке работают 3 каскада и 173 фонтана. Среди них наибольшей популярностью пользуются уникальные фонтаны-шутихи и фонтаны машинного действия, характерные для регулярных парков эпохи барокко.
Верхний сад
- Парадные ворота
- Трельяжные беседки
- Крытые аллеи (берсо)
- Солнечные часы
- Верхнесадский дом
- Большой дворец (музей)
- Церковный корпус (церковь во имя св. ап. Петра и Павла)
- Корпус под Гербом
- фонтан Межеумный
- Фонтан Нептун
- Фонтан Дубовый
- Фонтаны Квадратных прудов
Центральная часть Нижнего парка
- Воронихинские колоннады
- Вазы
- Большие партерные цветники
- Трельяжные беседки
- Сарай Ластовой роты (кафе)
- Дом Антонова (ресторан)
- Лабиринт
- Амфитеатр
- Большой каскад
- Верхний грот
- Нижний (Большой) грот (Стол с брызганьем и Водяные завесы)
- Фонтан Самсон
- Большие фонтаны (Итальянский и Французский)
- Террасные фонтаны
- Фонтаны Мраморных скамей
- Аллея фонтанов
- Фонтан Фаворитка
- Фонтан Адам
- Фонтан Ева
- Песочный пруд и фонтан Китовый
- Пристань
Восточная часть (Монплезирская)
- Монплезирский сад
- Менажерный сад
- Китайский сад
- Оранжерейный сад
- Пирамидный сад
- Партерный сад
- Большая оранжерея
- Западный вольер
- Восточный вольер
- Дворец-музей «Монплезир»
- Дворец-музей «Екатерининский корпус»
- Гостевые галереи
- Мыльня
- Музей «Банный корпус»
- Ассамблейный зал
- Тафельдекерская
- Музей «Кухонный корпус»
- Морская терраса
- Статуя Нептуна
- Оранжерейный фонтан
- Каскад Драконов (Шахматная гора)
- Римские фонтаны
- Фонтан Елочки
- Фонтан Зонтик
- Фонтаны Дубок
- Тюльпаны и Скамейки
- Менажерный пруд
- Фонтан Солнце
- Фонтаны Колокола
- Фонтан Сноп
- Фонтаны Диван
- Фонтан Раковина
- Фонтан Ваза
- Фонтан Пирамида
- Фонтан Водяная дорога
Баллюстрада «Монплизира»
- Екатерина II — мрамор. Работа неизвестного скульптора XVIII века.
- Нептун -медь. Работа мастера Арнольда, 1716 год.
- Лето — мрамор. Работа неизвестного скульптора XIX века.
- Амфитрита — мрамор. Работа неизвестного скульптора XIX века. (по античной мифологии Амфитрита — богиня и царица океана)
Китайский садик
- Антиной — мрамор. Статуя. Копия XIX века с античного оригинала II века до нашей эры.
- Амур и Психея — мрамор. Копия XIX века с оригинала скульптора А.Кановы. В МОНПЛЕЗИРСКОМ САДУ
- Вакх с Сатиром — золоченная бронза. Копия 1817 года с оригинала Я.Сансовино по модели И.П.Мартоса; отливал В.П.Екимов.
- Сатир с козленком — золоченная бронза. Копия 1817 года с античного оригинала I века до нашей эры по модели И.П.Мартоса; отливал В.П.Екимов.
- Аполлино — золоченная бронза. Копия 1817 года с античного оригинала по модели И.П. Мартоса; отливал В.П.Екимов.
- Психея — золоченная бронза. Копия 1817 года с оригинала А.Кановы по модели И.П. Мартоса; оригинал В.П.Екимов.
Монплизирская аллея
- Памятник Петру I
- Вакханка — мрамор. Работа неизвестного скульптора XIX века.
- Психея — мрамор. Копия XIX века с оригинала скульптора А.Кановы.
- Вакх — мрамор. Работа неизвестного скульптора XIX века.
- Вакханка — мрамор. Работа неизвестного скульптора XIX века.
- Антиной — мрамор. Копия с античного оригинала II века до нашей эры.
- Апполон — мрамор. Копия XIX века с античного оригинала.
Западная часть (Марлинская)
- Павильон «Эрмитаж» (музей)
- Вазы
- Сад Бахуса
- Дворец-музей «Марли»
- Сад Венеры
- Земляной вал
- Музей семьи Бенуа
- Территория купеческой гавани
- Львиный каскад
- Марлинский пруд
- Марлинский каскад (Золотая гора)
- Менажерные фонтаны
- Фонтаны Тритоны с водяными колоколами
- Секторальные пруды
Марлинская аллея
- Бюст женщины — мрамор. Работа неизвестного скульптора XIX века.
Марлинский садик
- Афина Паллада — мрамор. Статуя 1846 года. (Афина — по античной мифологии — богиня мудрости.)
- Мраморная скамья-памятник у «Львиного» каскада