Обветшавшие дворцы, царские павильоны, дворянские дачи. Петергоф — это не только фонтаны


Петергоф известен в основном своим дворцовым фонтанным комплексом. Хотя в городе есть и другие интересные, но менее парадные места. В Петергофе сохранились полузаброшенные дворцы, бывшие дворянские дачи, Нижняя царская дорога. Мы расскажем, где до сих пор витает атмосфера царской России, как бесплатно выйти к Финскому заливу и в какой усадьбе бывал Льюис Кэрролл.

Большую часть города Петергоф занимают парковые ансамбли. Некоторые из них посещают сотни тысяч туристов, а другие спрятаны в лесах и видны только на карте. В них сохраняется уют спокойного города, местные приходят сюда почитать, пока суетливые туристы пытаются охватить своим вниманием каждый уголок знаменитого Большого дворца и парка вокруг него.

Это не означает, что нужно забыть про роскошную царскую резиденцию, благодаря которой мы можем наблюдать атмосферу императорской жизни в 19 веке. Это лишь значит, что в Петергофе есть и другие места, интересные и нетривиальные.

Двойной кэшбек (до 30%) на туры по России

Оплачивайте туры картой «Мир» от Тинькофф и получайте кэшбэк 20% от Ростуризма и до 10% от «Тинькофф» за покупки туров на российские направления с 18 января по 12 апреля 2022 года.
Акция действует на туры длительностью от двух ночей, с любым количеством туристов в составе бронирования. Путешествие должно начаться не ранее 18 января и завершиться до 30 апреля 2022 года. Максимальный размер кэшбэка от Ростуризма — 20 000 рублей. Чтобы получить кэшбэк, нужно зарегистрировать свою карту «Мир» перед покупкой тура.

Получить скидку

Основание города | Новый Петергоф | Старый Петергоф | Еда | Ночлег | Как добраться | Карта

Петергоф: из «путевого дворца» в роскошную царскую резиденцию

В начале 18 века на южном берегу Финского залива по приказу Петра I заложили небольшой дом. В нем император останавливался по пути на остров Котлин, где контролировал строительство крепости Кронштадт. «Питергоф», как писали раньше, в переводе с немецкого языка означает «Петров двор». Маленький «путевой дворец» впоследствии превратился в летнюю царскую резиденцию.

Посетив Версаль, Петр I задумал возвести новый дворец с множеством фонтанов в Стрельне. Инженеры переубедили императора — город для этого расположен неудачно. Чтобы фонтаны работали круглосуточно, уровень воды нужно было поднять до десяти метров. Это могло затопить бассейны рек Стрелки и Кикенки. Проблему можно было решить специальными гидротехническими сооружениями, но это было бы слишком дорого. Так Петр обратил внимание на соседний Петергоф, где и построили дворец.


«Питергоф» в переводе с немецкого языка означает «Петров двор». На фотографии — Нижний сад в Петергофе, 1865—1866 года

Петергоф разделен на два района: Новый Петергоф — на востоке, между Верхним садом и Александрией. Старый Петергоф расположен западнее, между бывшей усадьбой Лейхтенбергских и Английским парком. Первоначально в Старом Петергофе жили строители будущей резиденции, которая должна была располагаться несколько западнее своего нынешнего положения. Когда Петр перенес дворец восточнее, к более удобной гавани, образовался Новый Петергоф в противопоставление старому поселению. Сегодня Петергоф входит в Петродворцовый район Санкт-Петербурга.

Музей-заповедник «Петергоф» объединяет в себе многие объекты в Петергофе — Колонистский парк, дворцово-парковые ансамбли «Петергоф» и «Александрия». А также объекты в Стрельне и Ломоносове.

История Петродворца (Петергофа)

Петродворец — всемирно известный своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль.

Замысел создания загородной царской резиденции, которая не уступала бы Версалю во Франции, возник у Петра I в 1714 году. Общая концепция планировки парков и дворцов Петергофа принадлежит императору.

Темпы возведения загородной резиденции Петра Великого поражали: уже в 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа. К открытию были создана планировка Нижнего парка, прорыт Морской канал, построены дворцы Монплезир и Марли, действовала часть фонтанов. Приморская резиденция императора Петра восхищала Европу не меньше, чем новая столица — Петербург.

Петр не случайно выбрал именно эту местность для строительства фонтанов: здесь были обнаружены несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Именно эти источники используются для фонтанов и сейчас. В течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, здесь были устроены небольшие по высоте фонтаны. Иное дело — Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах Нижнего парка Петергофа.

В правление молодого царя Петра II Петергоф и Петербург были преданы забвению. Возрождение дворцов и парков Петергофа началось с приходом к власти Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра Великого. Подъем строительства связан с деятельностью выдающегося зодчего начала 18 века — М.Г. Земцова.

Ансамбли Петергофа были захвачены немецкими войсками с 20 сентября 1941 по 19 января 1944 года. Художественные ценности были расхищены или уничтожены, во всех парках вырублены деревья, Большой дворец был взорван и сожжен. Статуи Самсона, Волхва, Невы и многие другие были вывезены.

Парки Петергофа восстанавливались в первые послевоенные годы. 14 сентября 1947 года была установлена на свое место статуя «Самсон, раздирающий пасть льва».

Прекрасная панорама открывается на Петергоф с моря. На краю естественной 16-ти метровой террасы располагается Большой дворец, перед которым сверкает золотом Большой каскад. Перед каскадом взмывает вверх самая мощная струя фонатана «Самсон, разрывающий пасть льва». От Большого каскада к морю ведет Морской канал. Канал делит Нижний парк на две части — «Западную» и «Восточную». В Восточной части находятся: дворец Монплезир, каскад «Шахматная Гора», «Римские фонтаны», фонтаны-шутихи. В западной части расположены павильон Эрмитаж и дворец Марли, каскад «Золотая гора», «Менажерные» фонтаны.

Новый Петергоф

Большой дворец

Верхний сад. Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф» — достопримечательность, ради которой в город приезжают туристы со всего мира. Первое, что видят посетители — Верхний сад. Он расположен на террасе перед южным фасадом Большого дворца и выполнен по личным эскизам Петра Великого. Более изящный и парадный вид сад получил благодаря итальянскому архитектору Франческо Бартоломео Растрелли уже при императрице Елизавете Петровне. Верхний сад закрыт на реставрацию до 2024 года. Доступен только транзитный проход вдоль Большого дворца с улицы Разводной на Дворцовую площадь Петергофа.


Пруд и церковный корпус в Верхнем саду
закрыты на реставрацию до 2024 года.
Фото: L2V (CC BY-SA 4.0)

Большой дворец.

При Петре I Большой дворец был небольшим двухэтажным зданием. Для царской семьи дом выглядел слишком скромно, поэтому дочь императора Елизавета приказала достроить резиденцию. В Великую Отечественную войну дворец взорвали. Но уже в 1964 году для посетителей открыли первые отреставрированные залы.


Большой петергофский дворец был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны, но уже в 1964 году для посетителей открыли первые отреставрированные залы
На первом этаже — стенды с историей здания. Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся роскошные залы: Танцевальный в стиле барокко; Тронный, где хранится портрет Екатерины II, написанный Вигилиусом Эриксеном; Аудиенц-зал с отделкой времен Растрелли; Картинный зал с полотнами художника Пьетро Ротари и личные покои царской семьи. В самой старой части дворца сохранились китайские кабинеты с восточными редкостями, которые собирал Петр I, и Дубовый кабинет, интерьер которого Елизавета потребовала оставить нетронутым в память об отце.

Нижний парк.

За дворцом находится Нижний парк с множеством прудов, аллей и фонтанов, которые, в отличие от версальских, работают без насосов. В Нижнем парке две системы аллей, которые расходятся от Большого дворца и дворца Марли и ведут к Финскому заливу. Центральное место занимают фонтан «Большой каскад» с гротами и фонтан «Самсон».


Воронихинская колоннада у Морского канала — на крыше установлены по три золотые вазы и золотой купол высотой девять метров. Фото: Анна Передреева
Монплезир.

В восточной части Нижнего парка находится любимый дворец Петра I — Монплезир. Уютное строение расположено уединенно и выполнено в стиле голландской архитектуры 18 века, за что нередко его называют «Голландским домиком». Стены комнат дворца украшены картинами западноевропейской живописи. Часть коллекции собрана еще Петром Великим. В Лаковом кабинете размещен китайский фарфор. В центре дворца находится Парадный зал, оформленный в стиле петровского барокко и отделанный вощеным дубом. Раньше он предназначался для семейных сборищ, приемов иностранных послов. В Монплезире император проводил свободное время. Из окон его Рабочего кабинета отличный вид на Финский залив, Кронштадтскую крепость и Петербург.


Монплезир — любимый дворец Петра I. Фото: Alex «Florstein» Fedorov (CC BY-SA 4.0)
В годы войны работники вовремя увезли внутреннее убранство дворца. Само здание было полностью разрушено. Вдоль берега от него до парка Александрия стояли артиллерийские орудия. С начала 1950-х годов дворец реставрировали: воссоздавали утраченные интерьеры и полотна. Реконструкция завершилась к 1960 году. Зимой Монплезир закрыт для посещения.

В Нижнем парке есть семь фонтанов-шутих — скрытые фонтаны с сюрпризом. В монплезирской части парка их пять — «Ёлочки», «Дубок», «Зонтик», «Водяная дорога» и «Диванчики». Вблизи «Большого каскада» еще два — «Стол с брызганием» и «Водяные завесы». Посетители долго верили, что если наступить на определенный объект, например, камень у одного из таких фонтанов, тебя обольет водой. Оказалось, запускает их сотрудник парка, который подсматривает за людьми и выжидает подходящего момента.

Как попасть.

Музей-заповедник «Петергоф» включает в себя 32 музея, среди которых Большой петергофский дворец, музеи «Банный корпус», «Екатерининский корпус», «Особая кладовая», дворцы Монплезир и Марли. Билет в каждый из них нужно покупать отдельно. Единого билета не существует. Вход в Большой петергофский дворец для налоговых резидентов России стоит 600 рублей, в Монплезир — 300, а в Марли — 250. Поэтому с собой нужен паспорт и доказательство резидентства (справку выдают в ФНС Россиия). Россиянам достаточно паспорта. Для детей до 7 лет посещение бесплатное. Во второе воскресенье каждого месяца вход бесплатный также для студентов, несовершеннолетних и пенсионеров. В зимний период некоторые музеи закрыты. К примеру, дворцы Монплезир и Марли, музеи «Гроты Большого каскада» и «Императорские яхты».

Императорские конюшни, похожие на средневековый замок

В пяти минутах ходьбы от Петергофского парка находится Красный пруд. Он входит в систему водоснабжения фонтанов. Свое название получил из-за деревянных конюшен красного цвета, которые раньше располагались рядом. Пруд — тихое спокойное место с видом на Собор Петра и Павла, который сейчас частично находится на реставрации. Здесь можно отдохнуть после шумного многолюдного Нижнего парка, покормить уток и организовать пикник.


Красный пруд — тихое спокойное место с видом на Собор Петра и Павла. Здесь можно отдохнуть после шумного многолюдного Нижнего парка, покормить уток и организовать пикник

Собор начали строить в конце 19 века — в Петергофе не хватало большого храма. В 1905 году в присутствии императорской семьи собор освятили. При Иосифе Сталине храм планировали взорвать, но этого не произошло. Во время войны северная часть собора обвалилась из-за находившегося там немецкого корректировщика. Он следил за перемещениями советских кораблей, и пока его пытались сбить, повредили храм.


Во время войны северная часть собора обвалилась из-за находившегося там немецкого корректировщика — его пытались сбить и повредили храм

Далее по Александрийскому шоссе расположены дворцовые конюшни. В середине 19 века архитектор Николай Леонтьевич Бенуа построил комплекс зданий с манежем, конным ведомством, жилыми домами для персонала, кузницей и ветеринарной лечебницей. Конюшни напоминают средневековый готический замок: девять башен, в верхних этажах которых располагался царский конвой.

После революции в октябре 1917 года конюшни стали собственностью санатория «Петродворец». До банкротства в 2013 году в них располагались комнаты, столовая и процедурные кабинеты. В ближайшее время здесь планируют создать конно-спортивный клуб. Но посетители все еще могут посмотреть комплекс изнутри. Проект «Открытый город» по предварительной записи проводит бесплатные экскурсии.


В девяти башнях дворцовых конюшен располагался царский конвой

Александрия — семейное гнездо Романовых

Парк Александрия — еще одна резиденция царской семьи. Он основан в начале 18 века. Александра Фёдоровна, жена Николая I, не любила суетливую столичную жизнь: «Петергофская жизнь для меня невыносима, и я попросила государя выстроить какую-нибудь хижину, где глаза могли бы отдыхать от всей этой массивной позолоты». Этой «хижиной» и стал парк Александрия, названный по имени императрицы.

На входе в Александрию посетителям открывается вид на Готическую капеллу, которая прослужила домашней церковью для четырех поколений российских императоров. В годы войны здание уцелело. После реставрации отделки в 2006 году капеллу снова освятили в присутствии потомков династии Романовых.


Готическая капелла чудом уцелела в войну. Фото: Pavlikhin (CC BY-SA 3.0)

Недалеко от капеллы стоит ажурная чугунная беседка «Готический колодец». Ее возвели по рисункам русского художника и архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя в 1830-е годы. В парке можно посетить музей «Фельдъегерский домик», где раньше жил дежурный фельдъегерь — военный курьер, девиз которого был: «Если я не спешу, я теряю достоинство». К деревянному дому примыкал хозяйственный двор, где находились дрова, уголь и другие важные в быту вещи.

Рядом располагается Фермерский дворец, летняя дача императорской семьи. По указу Николая I сначала построили ферму с коровником, комнаты для пастухов, кухни и кладовые. А к 1860 году скромная ферма превратилась в дворец императора Александра II, где он провел детство. Сохранились части прежней отделки — лепнина, росписи, дубовый паркет и ванна из мрамора. В дворце по-прежнему находится Синий кабинет Александра II, где он принимал министров и разрабатывал законопроект об освобождении крестьян от крепостной зависимости.


У Фермерского дворца есть собственный сад с двумя фонтанами. Летом там особенно красиво. Фото: Sergei Mosin (CC BY-SA 3.0)

Если после Александрии идти на север по улице Чайковского, то можно добраться до Нижней дороги. Это часть старой Петергофской дороги, которая соединяла Санкт-Петербург с загородными резиденциями и проходила до Ораниенбаума. Сегодня сохранилась лишь ее небольшая часть — от Александрии до Константиновского дворца в Стрельне, морской резиденции президента России. Нижняя дорога длиной семь с половиной километров недоступна для проезда машин, поэтому подходит для пеших и велосипедных прогулок.

Как попасть.

Билет в Александрию для налоговых резидентов России стоит 200 рублей. С собой нужен паспорт. В зимний сезон для всех вход бесплатный. На территории парка можно посетить семь музеев, например, Фермерский дворец (350 рублей), дворец «Коттедж» (350 рублей), музей «Дворцовая телеграфная станция» (250 рублей), Новую ферму. В зимнее время не работают Готическая капелла, музей «Фельдъегерский домик» и историко-культурный проект «Петергофские дачники» (150 рублей).

Парк Александрия и объекты на его территории — часть Государственного музея-заповедника «Петергоф», поэтому правило о бесплатном посещении для студентов, несовершеннолетних и пенсионеров во второе воскресенье каждого месяца здесь тоже действует.

Знаменка — дворец, который был детской колонией, птицефабрикой и даже немецким штабом

От Александрии в 20 минутах ходьбы по старой Петергофской дороге находятся полузаброшенная усадьба Знаменка и парк. Нынешний облик дворца создал архитектор Гаральд Боссе в 1857–1859 годах. После революции 1917 года во дворце в разное время размещались детская колония, птицефабрика и пансионат. Во время войны в нем располагались немецкие войска, из-за чего здание серьезно пострадало.


После революции 1917 года в Знаменке в разное время размещались детская колония, птицефабрика и пансионат

Помимо дворца, сохранилась церковь Петра и Павла с часовней Иосифа Песнописца, восстановленная в 1990-х годах. На своем прежнем месте стоит оранжерея, где выращивали ананасы и растения для оформления парка. На входе все еще цветет яблоневый сад. В парке находятся полуразрушенные конюшни и кухонный корпус.


На территории усадьбы Знаменка находятся полуразрушенные конюшни и кухонный корпус.

Павильоны в стиле древнеримских домов

На Ольгином пруду в Колонистском парке расположены два островных павильона — Ольгин и Царицын. По задумке архитектора Штакеншнейдера и садовода Петра Эрлера павильоны должны были отражать облик древнеримских домов, найденных при раскопках Помпеи. Их построили для второй дочери Николая I Ольги ко дню ее бракосочетания.


Ольгин павильон и собор Петра и Павла. Фото: Anna Anichkova (CC BY-SA 3.0)

На Царицыном острове находится мраморная скамья с изображениями античных богов. Между ней и павильоном расположены цветник и фонтан с мраморным бассейном, в центре которого — скульптура мифического Нарцисса. Императрица Александра Фёдоровна любила разводить цветы. Розы старинных сортов 19 века и сейчас растут на острове.

На соседнем острове Ольгин расположено трехэтажное строение, призванное напоминать Ольге Николаевне о поездке в Сицилию, где она встретила своего будущего мужа — принца Вюртембергского. На плоской крыше павильона находится терраса, откуда видно Колонистский и Луговой парки.


Раньше на Ольгин и Царицын острова добирались на лодках или на пароме. Сейчас — по деревянному мосту. Фото: Алла Гордеева (CC BY-SA 4.0)

Раньше к этим островам добирались на лодках или на пароме. Сейчас — по деревянному мосту, расположенному со стороны улицы Бородачева, где стоит бывшая усадьба генерал-майора и первого историка Петергофа Александра Гейрота.

Как попасть.

Вход на острова Колонистского парка стоит 300 рублей, для детей до семи лет бесплатно. Посещение островов и самих павильонов доступно с конца мая по конец сентября. Зимой мост закрыт, поэтому погулять можно только по парку и увидеть архитектуру снаружи.


Усадьба Александра Гейрота — генерал-майора и первого историка Петергофа. Фото: Alex «Florstein» Fedorov (CC BY-SA 4.0)

Античный дворец и пруды

Рядом с Колонистским парком расположен Луговой парк — хорошее место для пеших и велосипедных прогулок. На его территории находятся девять прудов, которые обеспечивают водой петергофские фонтаны. Летом, несмотря на запрет, там купаются местные жители. В парке восстановлен почти разрушенный во время войны Розовый павильон, откуда виден античный дворец Бельведер на Бабигонских высотах.


Дворец возвели по приказу Николая I для жены Александры Фёдоровны — император лично нарисовал эскиз здания. Фото: IzoeKriv (CC BY-SA 3.0)

Дворец возвели по приказу Николая I для жены Александры Фёдоровны. Император лично нарисовал эскиз, а строил его придворный архитектор Штакеншнейдер. Двухэтажное здание по своему облику напоминает древнегреческий храм.

Сегодня дворец находится в запустении. Гостиничный комплекс, который до недавнего времени его занимал, закрыт. За территорией следит охранник, но тихие туристы беспрепятственно могут осмотреть дворец и его окрестности. К Бельведеру удобнее всего подняться по тропе из Лугового парка, от Бабигонского пруда.


Тихий и безлюдный Луговой парк — хорошее место для пеших и велосипедных прогулок

От гранильной фабрики до часового завода

На границе Нового и Старого Петергофа расположен Петродворцовый часовой . На момент постройки здания в 1721 году здесь находилась Петергофская гранильная фабрика, где создавали украшения из драгоценных камней для царской семьи. При Анне Иоанновне она сгорела, но вскоре возвели новую. В 1758 году на фабрике открыли мозаичную мастерскую, где работы выполнялись по римской, а позже и флорентийской технике. Императрица Екатерина Великая писала о предприятии немецкому публицисту Мельхиору Гримму: «Мастера Петергофской фабрики работают лучше, чем итальянцы».

В стенах Гранильной фабрики были созданы мозаичные полы в античном стиле для Исаакиевского собора и Нового Эрмитажа. Изделия мастеров экспонировались как на всероссийских, так и на международных выставках. С 1917 года на фабрике стали изготавливать точные технические камни для Военного ведомства и Красной армии. А в середине 20 века предприятие стало выпускать часы.


Эволюция часов «Ракета», модель «Петродворцовский классик». Фото: Sosoev (CC BY-SA 4.0)

После развала Советского Союза «Ракета» работала до середины 2000-х годов, а затем обанкротилась. Помещения завода отдали для аренды под офисы и магазины, которые и сейчас в них расположены. В 2009 году производство решили восстановить, для чего пригласили швейцарских инженеров. Сегодня в одном из своих бывших зданий предприятие обслуживает научную, авиационную, промышленную и морскую отрасли: производит и ремонтирует часовые механизмы.

ПЕТЕРГО́Ф

ПЕТЕРГО́Ф, го­род в Рос­сии, в со­ста­ве Пет­род­вор­цо­во­го р-на г. С.-Пе­тер­бург. Нас. 85,7 тыс. чел. (2019). Рас­по­ло­жен на юж. бе­ре­гу Фин­ско­го зал. Бал­тий­ско­го м. (при­стань). В городской чер­те – 2 железнодорожные стан­ции (Но­вый Пе­тер­гоф и Ста­рый Пе­тер­гоф). Че­рез П. про­хо­дит ав­то­до­ро­га С.-Пе­тер­бург – Со­сно­вый Бор.

История

До нач. 18 в. на мес­те П. на­хо­ди­лось несколько финских на­се­лён­ных пунк­тов, в т. ч. мы­за ка­пел­ла­на [По­по­ва мы­за; назв. про­изош­ло от за­го­род­ной ре­зи­ден­ции ка­пел­ла­на лю­те­ран­ской церк­ви в Тю­ри­се (Тю­рё, ны­не р-н Мар­тыш­ки­но в г. Ломоносов)]. В нач. 1704 в По­по­вой мы­зе ца­рём Пет­ром I на­ча­то строи­тель­ст­во но­во­го «дво­ра го­су­да­ре­ва». С 1705, на­ря­ду с назв. По­по­ва мы­за, в ис­точ­ни­ках встре­ча­ет­ся назв. Пе­тер­гоф (Пи­тер­гоф), окон­ча­тель­но за­кре­пив­ше­е­ся с 1710-х гг. В 1710 на­ча­лись ра­бо­ты по фор­ми­ро­ва­нию двор­цо­во-пар­ко­во­го ан­самб­ля и строи­тель­ст­во Боль­шо­го двор­ца – па­рад­ной за­го­род­ной ре­зи­ден­ции. Про­чая за­строй­ка в П. ве­лась к за­па­ду от ре­зи­ден­ции (т. н. Ста­рый Петергоф). В 1721 для ук­ра­ше­ния ин­терье­ров ре­зи­ден­ции ос­но­ва­на «во­дя­ная пиль­ная мель­ни­ца» (с 1801 Гра­ниль­ная ф-ка; с 1932 за­вод точ­ных тех­нич. кам­ней; с 1954 Пет­ро­двор­цо­вый ча­со­вой за­вод) – центр про­изводства из­де­лий из яш­мы, мра­мо­ра, ураль­ско­го ма­ла­хи­та, си­бир­ско­го неф­ри­та, мо­за­ик из цвет­ных кам­ней. Го­род с 1762. В 19 – нач. 20 вв. в П. бы­ли рас­квар­ти­ро­ва­ны Кон­но-гре­на­дёр­ский, Улан­ский и Дра­гун­ский лейб-гвардии пол­ки, а так­же 148-й пех. Кас­пий­ский полк (сохр. их во­енные го­род­ки). В 1848–1923 уезд­ный го­род Санкт-Пе­тербургской гу­бер­нии (в 1914 переменована в Пет­ро­град­скую). В 1857 от­кры­то дви­же­ние по ж.-д. ли­нии С.-Пе­тер­бург – Но­вый Пе­тер­гоф, в 1864 – Но­вый Пе­тер­гоф – Ора­ни­ен­ба­ум (ны­не Ло­мо­но­сов).

По­ста­нов­ле­ни­ем Временного пра­ви­тель­ст­ва от 15(28).7.1917 вклю­чён в со­став Пет­ро­гра­да. В 1918 быв. имп. двор­цы объ­яв­ле­ны му­зея­ми. В 1923–27 за­штат­ный го­род Пет­ро­град­ской губернии (в 1924 переименована в Ле­нин­град­скую). В 1930–36 в со­ста­ве Ле­нин­град­ско­го При­город­но­го р-на Ле­нинградской области. С 1936 под­чи­нён Лен­со­ве­ту, с 1938 в П. раз­ме­ща­ет­ся ад­ми­ни­ст­ра­ция Пе­тер­гоф­ско­го (в 1944 переименован в Пет­род­вор­цо­вый) р-на Ле­нин­гра­да (с 1991 Санкт-Пе­тер­бур­г). В Великую Отечественную вой­ну 23.9.1941 был ок­ку­пи­ро­ван германскими вой­ска­ми. Ли­ния фрон­та про­хо­ди­ла по западной ок­раи­не го­ро­да, ко­то­рый в ре­зуль­та­те во­енных дей­ст­вий был поч­ти пол­но­стью раз­ру­шен. Ос­во­бо­ж­дён 19.1.1944 в хо­де Крас­но­сель­ско-Роп­шин­ской на­сту­пательной опе­ра­ции. В 1944–2009 на­зы­вал­ся Пет­ро­дво­рец. В 1944 на­ча­лись ра­бо­ты по вос­ста­нов­ле­нию города и его двор­цо­во-пар­ко­во­го ан­самб­ля (ру­ко­во­ди­тель про­ек­та – арх. А. А. Оль). В 2005–10 имел ста­тус нау­ко­гра­да (офи­ци­аль­но не про­длён).

Архитектура

Большой дворец со стороны Верхнего сада. Фото П. С. Павлинова

Ос­но­ву го­ро­да со­став­ля­ет один из круп­ней­ших в Рос­сии двор­цо­во-пар­ко­вых ан­самб­лей 18–19 вв. (пл. св. 1,1 тыс. га). Глав­ная ком­по­зиц. идея цен­траль­ной его час­ти при­над­ле­жит Пет­ру I. Под его лич­ным кон­тро­лем на об­ра­щён­ном к мо­рю ус­ту­пе по­стро­ен Боль­шой дво­рец [1710–1717, ар­хи­тек­то­ры И. Ф. Бра­ун­штейн, Ж. Б. Леб­лон и др.; до­стро­ен по­сле по­жа­ра (1721) к 1723, арх. Н. Ми­кет­ти]. В 1746–54 пе­ре­стро­ен в фор­мах ели­заве­тин­ско­го ба­рок­ко по про­ек­ту арх. Б. Ф. Рас­трел­ли; до­бав­ле­ны бо­ко­вые кры­лья, флан­ки­ро­ван­ные ку­поль­ны­ми па­виль­о­на­ми (5-гла­вая ц. Свя­тых Пет­ра и Пав­ла, 1747–51, и «кор­пус под гер­бом»). В 1779–85 с за­па­да при­стро­ен «кор­пус за гер­бом» (ар­хи­тек­то­ры Ю. М. Фель­тен, И. Е. Яков­лев; пе­ре­стро­ен в 1838–1840, арх. И. И. Шар­ле­мань). В 1846 над­стро­ен вост. фли­гель (арх. А. И. Шта­кен­шней­дер). Б. ч. фа­са­дов вос­ста­нов­ле­на к 1958 (про­ект 1945, ар­хи­тек­то­ры А. А. Оль, В. М. Сав­ков, Е. В. Ка­зан­ская, А. Э. Гес­сен и др.).

Картинный зал Большого дворца.

В ин­терь­е­рах двор­ца со­хра­ни­лись эле­мен­ты уб­ран­ст­ва вре­ме­ни Пет­ра I. В нач. 1750-х гг. оформ­ле­ны 5 па­рад­ных за­лов (в т. ч. Тан­це­валь­ный зал, 1751–52), па­рад­ная ле­ст­ни­ца и ан­фи­ла­ды гос­ти­ных (зо­ло­чё­ная резь­ба, рос­пи­си Дж. Ва­ле­риа­ни, Б. Тар­сиа, И. Я. Виш­ня­ко­ва, Л. Вер­не­ра и др.; пар­кет и т. д.). В 1763–64 по про­ек­там Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мо­та Кар­тин­ный зал ук­ра­шен 368 порт­ре­та­ми ра­бо­ты П. Ро­та­ри, в 1766–69 Ки­тай­ские ка­би­не­ты – ла­ки­ро­ван­ны­ми па­не­ля­ми и рос­пи­ся­ми А. Пе­ре­зи­нот­ти, бр. И. И. и А. И. Бель­ских и др. В кон. 1760-х – 1770-е гг. в сти­ле клас­си­циз­ма по про­ек­там Ю. М. Фель­те­на оформ­ле­ны Чес­мен­ский и Трон­ный за­лы, Бе­лая сто­ло­вая, жи­лые по­кои (в т. ч. Ко­рон­ная).

Большой каскад. 1715–24. Архитекторы Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов. Фото А. И. Нагаева

К югу от двор­ца рас­по­ло­жен пря­мо­уголь­ный Верх­ний сад (1710–24, рас­ши­рен в 1754–70-е гг.) с ре­гу­ляр­ной сис­те­мой ал­лей, пер­го­ла­ми, Квад­рат­ны­ми пру­да­ми (1719–20, про­ект Ж. Б. Леб­ло­на) и 5 фон­та­на­ми (в т. ч. «Неп­тун» с нем. скульп­тур­ной груп­пой 1650-х гг., ус­та­нов­лен­ной в 1798–99). К се­ве­ру, со сто­ро­ны Фин­ско­го зал., – об­шир­ный ре­гу­ляр­ный Ниж­ний парк (пл. 102,5 га; 1710–40-е гг., са­до­вые мас­те­ра Л. Гар­них­фельт, А. Бо­ри­сов; в пла­не – 2 пер­пен­ди­ку­ляр­ных тре­зуб­ца) с круп­ней­шей в ми­ре сис­те­мой фон­та­нов (с 1720; 176 фон­та­нов; гид­рав­ли­ки – бр. Джу­лиа­но и Джо­ван­ни Ба­рат­ти­ни, П. Ж. Суа­лем, Ф. А. Стрель­ни­ков и др.), для ко­то­рой соз­дан во­до­вод от Роп­шин­ских клю­чей дли­ной 22 км (1720–21, инж. В. Г. Ту­вол­ков), вы­ры­ты Но­во­со­еди­ни­тель­ный ка­нал (1832–33), а так­же 18 во­до­ёмов. По оси вы­ры­то­го от за­ли­ва Боль­шо­го ка­на­ла (1715–21) у под­но­жия двор­ца рас­по­ло­жен Боль­шой кас­кад (1715–24, ар­хи­тек­то­ры Леб­лон, Н. Ми­кет­ти, М. Г. Зем­цов; в цен­тре – скульп­ту­ра «Сам­сон, раз­ди­раю­щий пасть льва», зо­ло­чё­ная брон­за, 1801, скульп­тор М. И. Коз­лов­ский; по­хи­ще­на в 1942; вос­соз­да­на в 1947 скульп­то­ра­ми В. Л. Си­мо­но­вым, Н. В. Ми­хай­ло­вым) с гро­том (1716–20, пе­ре­стро­ен в 1859–60 по про­ек­ту Н. Л. Бе­нуа), брон­зо­вы­ми скульп­ту­ра­ми Ф. И. Шу­би­на, Ф. Ф. Щед­ри­на, И. П. Про­кофь­е­ва, И. П. Мар­то­са, Ж. Д. Ра­шет­та (все 1800–06, вос­ста­нов­ле­ны в 1947–1950 скульп­то­ра­ми Н. В. Да­ды­ки­ным, И. В. Кре­стов­ским, В. В. Эл­ло­не­ном), ко­пия­ми Ф. Г. Гор­дее­ва ан­тич­ных ста­туй, ба­рель­е­фа­ми К. Б. Рас­трел­ли, Г. К. Ос­не­ра, Ф. П. Вас­су, де­ко­ра­тив­ны­ми ва­за­ми (Коз­лов­ский, по эс­ки­зам арх. А. Н. Во­ро­ни­хи­на). Ниж­нюю пло­щад­ку пе­ред кас­ка­дом ог­ра­ни­чи­ва­ют па­виль­о­ны-ко­лон­на­ды (1800–02, Во­ро­ни­хин). К вос­то­ку от Боль­шо­го кас­ка­да – кас­кад «Шах­мат­ная го­ра» (1721–26, про­ект Ми­кет­ти, в 1738–39 пе­ре­стро­ен под рук. Зем­цо­ва; итал. скульп­ту­ры 18 в.) с 2 Рим. фон­та­на­ми (1738–39, ар­хи­тек­то­ры И. Я. Бланк, И. Да­вы­дов; пе­ре­строе­ны в 1799–1800; брон­зо­вые мас­ка­ро­ны – 1817, по мо­де­ли Мар­то­са); к за­па­ду – кас­кад «Зо­ло­тая го­ра» (Мар­лин­ский кас­кад; 1722–25, ар­хи­тек­то­ры Ми­кет­ти, Зем­цов, Т. Н. Усов; за­вер­шён в 1731–32; в 1870 об­ли­цо­ван мра­мо­ром) с 2 Ме­на­жер­ны­ми фон­та­на­ми (1722–25), «Льви­ный» кас­кад (1799–1801, Во­ро­ни­хин, пе­ре­стро­ен в 1854–57, арх. А. И. Шта­кенш­ней­дер; вос­ста­нов­лен в 2000); так­же фон­та­ны «Адам» (1721–1722) и «Ева» (1725–26, оба – арх. Ми­кет­ти; скульп­тур­ные ко­пии Дж. Бо­нац­ца, 1718, с ори­ги­на­лов А. Риц­ци), «Пи­ра­ми­да» (1721–24, Ми­кет­ти; пе­ре­стро­ен в 1799–1800 по про­ек­ту И. Е. Яков­ле­ва), фон­та­ны-шу­ти­хи и др.

На бе­ре­гу Фин­ско­го зал. рас­по­ло­жен дво­рец Пет­ра I «Мон­пле­зир» (1714–23, ар­хи­тек­то­ры И. Ф. Бра­ун­штейн, Ж. Б. Леб­лон, Н. Ми­кет­ти, Т. Н. Усов; по эс­ки­зу Пет­ра I и, воз­мож­но, А. Шлю­те­ра) с ин­терь­е­ра­ми, оформ­лен­ны­ми с изы­скан­ной про­сто­той (Ла­ко­вый ка­би­нет с пан­но Г. Брум­кор­ста, И. Ти­ха­но­ва, П. Фё­до­ро­ва и др.; резь­ба по де­ре­ву Н. Пи­но, рос­пи­си Ф. Пиль­ма­на, Ф. Во­робь­ё­ва, М. Не­гру­бо­ва, С. Бу­шуе­ва; ок. 140 кар­тин зап.-ев­роп. ху­дож­ни­ков 17–18 вв.), Гол­ланд­ским са­дом (1718, мас­тер Л. Гар­них­фельт), при­стро­ен­ны­ми Ас­самб­лей­ным за­лом (1726–32, М. Г. Зем­цов), Ека­те­ри­нин­ским кор­пу­сом (1747–49, Б. Ф. Рас­трел­ли, пе­ре­стро­ен в 1785–86, арх. Дж. Ква­рен­ги; вос­ста­нов­лен в 1987). К вос­то­ку от Боль­шо­го ка­на­ла так­же воль­е­ры (1721–22, Ми­кет­ти), Боль­шая оран­же­рея (1722–25, пе­ре­строе­на в 1769–1770, арх. И. Е. Яков­лев). К за­па­ду от Боль­шо­го ка­на­ла – по­стро­ен­ные в 1721–1723 по про­ек­там Бра­ун­штей­на дво­рец «Мар­ли» (пе­ре­стро­ен в 1898–99, арх. А. И. Се­мё­нов) и па­виль­он «Эр­ми­таж», ла­би­ринт (1721) и др.

С по­след­ней четв. 18 в. к вос­то­ку и за­па­ду от пер­во­на­чаль­но­го яд­ра П. на­чал скла­ды­вать­ся ком­плекс пей­заж­ных пар­ков с двор­ца­ми и па­виль­о­на­ми. К за­па­ду от Боль­шо­го двор­ца пар­ки: Анг­лий­ский (пл. 173 га; 1779–90, арх. Дж. Ква­рен­ги, са­до­вые мас­те­ра Дж. Ме­дерс, В. Гульд; руи­ны Анг­лий­ско­го двор­ца, 1781–94, Ква­рен­ги), прин­ца П. Г. Оль­ден­бург­ско­го (пл. 39 га; 1837–39, арх. В. П. Ста­сов), Сер­ги­ев­ка (пл. 173 га; с 1839; дво­рец вел. кн. Ма­рии Ни­ко­ла­ев­ны и гер­цо­га М. Лейх­тен­берг­ско­го – 1840–42, арх. А. И. Шта­кенш­ней­дер, вос­ста­нов­лен в 1965 и в 1971–74; ны­не Био­ло­ги­че­ский ин­сти­тут С.-Пе­терб. гос. ун-та), «Соб­ст­вен­ной да­чи» (пл. 61 га; с 1730-х гг., пе­ре­пла­ни­ро­ван в 1843–54; дво­рец кн. А. Г. Дол­го­ру­ко­ва – пред­по­ло­жи­тель­но 1727–29, пе­ре­стро­ен в 1844–50, Шта­кенш­ней­дер, вос­ста­нов­лен в 1955–63, арх. И. Н. Бе­нуа; ц. Св. Трои­цы, 1858–1860, Шта­кенш­ней­дер).

Готическая капелла Святого Александра Невского в парке Александрия. 1831–34. Архитекторы А. А. Менелас, И. И. Шарлемань, по проекту К. Ф. Шинкеля.

Дворец Бельведер в Луговом парке. 1853–56. Архитектор А. И. Штакеншнейдер. Фото Д. В. Соловьёва

С вос­то­ка к Ниж­не­му пар­ку Боль­шо­го двор­ца при­мы­ка­ет парк Алек­сан­д­рия (пл. 115 га; 1826–32, са­до­вые мас­те­ра Ф. Ван­дельс­дорф, П. И. Эр­лер и др.) с за­го­род­ным до­мом имп. Алек­сан­д­ры Фёдо­ров­ны «Кот­тедж» (1826–29), Ка­ра­уль­ным до­мом (1827), Ру­ин­ным мос­том (1827–29, все – арх. А. Ме­не­лас), Фер­мер­ским двор­цом при мо­лоч­ной фер­ме це­са­ре­ви­ча Алек­сан­д­ра Ни­ко­лае­ви­ча (1828–31, Ме­не­лас; пе­ре­стро­ен в 1853–1859, арх. А. И. Шта­кенш­ней­дер), Го­ти­че­ской ка­пел­лой Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (1831–34, ар­хи­тек­то­ры Ме­не­лас, И. И. Шар­ле­мань по про­ек­ту арх. К. Ф. Шин­ке­ля, скульп­ту­ры В. И. Де­мут-Ма­ли­нов­ско­го). К югу от не­го – Алек­сан­д­ров­ский парк (пл. 144 га; 1832–36, Ме­не­лас, Шар­ле­мань, Эр­лер). К вос­то­ку вдоль за­ли­ва – пар­ки Зна­мен­ка (пл. 74 га; 1835–69, са­до­вые мас­те­ра Дж. Буш, Эр­лер и др.; дво­рец гр. А. Г. Ра­зу­мов­ско­го, 1750–60-е гг., пе­ре­стро­ен в 1856–60, арх. Г. А. Бос­се; ц. Свя­тых Пет­ра и Пав­ла, ос­вя­ще­на в 1771; ча­сов­ня Св. Ио­си­фа, 1867, арх. Н. Л. Бе­нуа) и Ми­хай­лов­ка (пл. 106 га; 1830–40-е гг., пе­ре­пла­ни­ро­ван в 1859–62, арх. Бос­се, са­до­вый мас­тер Н. Фрост; дво­рец вел. кн. Ми­хаи­ла Ни­ко­лае­ви­ча, 1858–61, ар­хи­тек­то­ры Шар­ле­мань, Бос­се; ны­не Выс­шая шко­ла ме­недж­мен­та С.-Пе­терб. гос. ун-та; ц. Св. рав­но­ап. кн. Оль­ги, 1861–64, арх. Д. И. Гримм). Вдоль Сам­со­ни­ев­ско­го ка­на­ла, к югу от Боль­шо­го двор­ца: пар­ки Ко­ло­ни­ст­ский [пл. 29 га; 1838–47; на ост­ро­вах Оль­ги­на пру­да (вы­рыт в 1837–38) – па­виль­о­ны Ца­ри­цын (1842–44) и Оль­гин (1846–47), оба – Шта­кенш­ней­дер] и Лу­го­вой (пл. ок. 85 га; 1835–57, Шта­кен­ш­ней­дер, инж. М. И. Пил­суд­ский; у Ба­би­гон­ско­го пру­да – дво­рец Бель­ве­дер в ду­хе др.-греч. хра­ма, 1853–56, Шта­кенш­ней­дер). Двор­цы и пар­ки П. вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

За­строй­ка П. упо­ря­до­че­на в 1732–39 под рук. М. Г. Зем­цо­ва, а так­же по пла­ну 1848 (арх. И. И. Шар­ле­мань). Гл. ма­ги­ст­раль – С.-Пе­терб. просп., про­хо­дя­щий па­рал­лель­но бе­ре­гу. Сре­ди по­стро­ек в сти­ле клас­си­циз­ма со­хра­ни­лись: зда­ние Пе­тер­гоф­ской гра­ниль­ной фаб­ри­ки (1777, Ю. М. Фель­тен), ан­самбль шес­ти од­но­этаж­ных Ка­ва­лер­ских до­мов (1799–1801, Ф. П. Броу­эр), особ­няк А. П. Стру­ко­ва (1827–28, В. Ф. Фе­до­се­ев), фли­гель-адъ­ю­тант­ский дом (1834–39, В. П. Ста­сов, Шар­ле­мань). В сер. 19 в. в сти­ле нео­го­ти­ки по­строе­ны да­ча Н. В. Все­во­лож­ско­го (1836–38, Г. Фос­са­ти), ан­самбль до­мов у пар­ка Алек­сан­д­рия (1837–44, Шар­ле­мань); двор­цо­вые ко­нюш­ни (1847–1855), ж.-д. во­кзал Но­вый Пе­тер­гоф (1854–57; все – арх. Н. Л. Бе­нуа). Так­же зда­ние поч­ты (1850–54, ар­хи­тек­то­ры А. Ка­вос, Н. Л. Бе­нуа), не­оба­роч­ные фрей­лин­ские кор­пу­са (1853–57; ны­не Му­зей се­мьи Бе­нуа), офи­ци­ант­ский дом (1859–61, ны­не ад­ми­ни­ст­ра­ция Пет­ро­двор­цо­во­го р-на; оба – арх. Н. Л. Бе­нуа); усадь­ба А. Ф. Гей­ро­та (1853, арх. А. И. Шта­кен­ш­ней­дер), де­рев. дом Хру­щё­вых (1870–80-е гг.); 5-гла­вый со­бор Свя­тых Пет­ра и Пав­ла в рус­ском сти­ле (1895–1904, В. А. Ко­ся­ков по про­ек­ту Н. В. Сул­тано­ва), зда­ние офи­цер­ско­го со­б­ра­ния Улан­ско­го пол­ка (1901–03, В. А. Крит), усадь­ба Бел­лей (1907–09, И. А. Пре­тро), не­оба­роч­ное зда­ние Во­ен. шко­лы имп. Алек­сан­д­ра II (1914, Л. А. Иль­ин; ны­не Во­ен.-мор. ин-т ра­дио­элек­тро­ни­ки им. А. С. По­по­ва). В пос. Про­све­щение (быв. дер. Бо­быль­ская) – да­чи Л. И. Кро­на (1891–92), М. Н. Бе­нуа (1892, обе – с эле­мен­та­ми мо­дер­на, арх. Л. Н. Бе­нуа), ц. Прп. Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го (1904–06, арх. Н. Н. Ни­ко­нов). В кон. 1960-х – 1980-е гг. по­стро­ен на­уч. го­ро­док ЛГУ (ны­не С.-Пе­терб. гос. ун-т).

Па­мят­ни­ки: вел. кн. Алек­сан­д­ре Ни­ко­ла­ев­не (1844–47, скульп­тор И. П. Ви­та­ли; вос­соз­дан в 2000), строи­те­лям П. (1840-е гг., арх. А. И. Шта­кенш­ней­дер, ус­та­нов­лен в 1932), имп. Пет­ру I (1884, скульп­тор М. М. Ан­то­коль­ский; вос­со­здан в 1956), Ме­мо­ри­ал в па­мять обо­ро­ны го­ро­да в 1941–44 (1961, арх. Т. Н. Во­ро­ни­хи­на и др.; 1975, арх. В. С. Мас­лов и др.).

Центры науки и культуры

В П. рас­по­ло­же­ны ряд фа­куль­те­тов, НИИ (в т. ч. Ас­тро­но­мич. ин-т им. В. В. Со­бо­ле­ва с об­сер­ва­то­ри­ей) и сту­ден­чес­кий го­ро­док С.-Пе­терб. гос. ун-та (т. н. Пет­род­вор­цо­вый учеб­но-на­уч. ком­плекс), фи­лиа­лы во­ен. ву­зов С.-Пе­тер­бур­га. Ху­дож.-ар­хит. двор­цо­во-пар­ко­вый Му­зей-за­по­вед­ник «Пе­тер­гоф» [ос­но­ван в 1918, совр. назв. с 1992; фи­лиа­лы – му­зеи се­мьи Бе­нуа (1988), вос­ко­вых фи­гур (1990), кол­лек­цио­не­ров (2002; в Верх­не­сад­ском до­ме; в т. ч. рус. жи­во­пись 19–20 вв.), ве­ло­си­пе­дов, «Имп. ях­ты» (оба 2004), иг­раль­ных карт (2007)].

Хозяйство

В городской эко­но­ми­ке ве­ду­щую роль иг­ра­ет сфе­ра ус­луг (в т. ч. об­ра­зо­ва­ние, тор­гов­ля, об­слу­жи­ва­ние ту­ри­стов). Еже­год­но П. по­се­ща­ют св. 6 млн. чел. (2018). Действуют предприятия: «Пет­род­вор­цо­вый ча­со­вой за­вод» (основан в 1721 как «Петергофская гранильная фабрика»), «Завод промышленной фурнитуры» (выпуск метизов, крепежей, металлической тары и др.), завод железобетонных изделий.

Старый Петергоф — непарадная часть города

Руины Английского дворца

Территория Старого Петергофа от Нового отделена Английским парком. Здесь находятся руины Английского дворца, построенного по заказу Екатерины II в конце 18 века. Это был первый проект архитектора Джакомо Кваренги в России. Онпостроил также здание Академии наук, дворец Юсуповых, Эрмитажный театр. Сроки завершения строительства постоянно продлевали из-за трудностей с перевозкой тяжелых гранитных блоков в мелководную петергофскую гавань. А когда дворец все же достроили, Екатерина стала редко посещать Петергоф. После ее смерти новый император Павел разместил в здании воинские части. С 1820-х до Первой мировой войны в Английском дворце останавливались иностранные дипломаты, которые приезжали на летние приемы Большого петергофского дворца.


Английский дворец построили по заказу Екатерины II в конце 18 века. Фото: 1920 — 1930 годы

Французский путешественник маркиз Астольф де Кюстин, побывав в Петергофе в 1839 году, написал об Английском дворце так:

«Это здание расположено в четверти мили от императорского дворца посре­ди прекрасного парка, разбитого в английском стиле с оживлен­ными прудами и ручейками. Обилие воды и холмистая, столь ред­кая в окрестностях Петербурга, местность придают много пре­лести этому парку. Так как в нынешнем году число иностранцев оказалось больше обычного, для всех не нашлось места в Анг­лийском дворце. Поэтому я не ночую, но лишь обедаю там еже­дневно за отлично сервированным столом в обществе диплома­тического корпуса и семи- или восьмисот человек».

Во время Великой Отечественной войны дворец разрушили артиллерийским обстрелом.

Сергиевка, где бывал Льюис Кэрролл

В Старом Петергофе расположен объект всемирного наследия ЮНЕСКО — малоизвестный дворцово-парковый ансамбль Сергиевка. Территория принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету. Здесь находится НИИ биологии СПбГУ: лаборатории почвоведов, агрохимиков, гидробиологов и ихтиологов. В парке сохранились обветшавший дворец Лейхтенбергских, Кавалерский флигель, а также развалины церкви святой Екатерины. В ней хранилась семейная реликвия герцогов Лейхтенбергских — фуражка и палаш Сергея Максимилиановича князя Романовского, погибшего во время Русско-турецкой кампании под Тырновом в 1877 году. Это была первая смерть в бою члена семьи Романовых. Дворцово-парковый ансамбль, несмотря на международное признание, редко посещают туристы. Университет, который им владеет, не реставрирует строения, ансамбль находится в не самом удобном месте и его даже не всегда указывают в путеводителях.


Усадьба герцога Лейхтенбергского: наши дни и 1944 год. Первое фото: Корнет Кларнет (CC BY-SA 4.0)

В лесу рядом с Сергиевкой затерялся таинственный валун «Адамова голова» — скульптура неизвестного мастера, высеченная в камне. 150 лет назад английский писатель Льюис Кэрролл, автор «Алисы в Стране Чудес», во время путешествия в Россию побывал в усадьбе Сергиевка. В своих дневниковых заметках он описал: «Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут — длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там — огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли…».


В лесу рядом с Сергиевкой затерялся таинственный валун «Адамова голова» — скульптура неизвестного мастера, высеченная в камне. Фото: IzoeKriv (CC BY-SA 3.0)

Во время Великой Отечественной войны парк находился на линии фронта Ораниенбаумского плацдарма и серьезно пострадал. В 1960-е годы Ленинградский университет восстановил фасады дворца.

После Великой Отечественной войны в Советском Союзе массово восстанавливали и воссоздавали заново памятники архитектуры, которые пострадали. Масштаб работ у архитекторов, реставраторов и строителей был огромный — Великий Новгород, Псков, Тверь, Киев. Некоторые объекты в Ленинграде начали восстанавливать, когда война еще даже не закончилась. В 1944–1945 годах отреставрировали свыше 800 памятников архитектуры. Среди них — Зимний дворец, Эрмитаж, Русский музей, Адмиралтейство, Инженерный замок, Петропавловская крепость. Особенно сложной была реставрация дворцово-парковых ансамблей пригородов — Павловска, Петродворца и Пушкина. Два года их занимала немецкая армия, и они сильно пострадали.

Дворянские дачи на берегу Финского залива

Тропа за дворцом Лейхтенбергских через Ораниенбаумское шоссе ведет к Финскому заливу, где на берегу сохранились старые дворянские дачи. Они принадлежали семьям Бенуа, Грубе и Крона. В 1970-х годах их использовали как общежития и базу отдыха для студентов Ленинградского университета. Реставрации дач помешала перестройка. По инициативе архитектора-художника, руководителя образовательной программы СПбГУ «Дизайн среды» Евгении Петрашень с 2010 года студенты разрабатывают проект возрождения комплекса в качестве арт-резиденции.


Покосившиеся дачи скрыты от людей высокими деревьями — они словно заморожены во времени. Фото: Olga Dobrosinska (CC BY-SA 4.0)

Покосившиеся дачи скрыты от людей высокими деревьями — они словно заморожены во времени. Есть легенда, что семьи Бенуа и Мейснеров посадили рядом с дачами ясень, который прижился сразу, и вяз, который начал погибать. Бенуа, уроженцы Франции, вспомнили проверенное французское средство — выкопать «больное» дерево, полить его корни шампанским и закопать обратно. Так и поступили. Ясеня уже нет, а вяз до сих пор стоит. Дача Бенуа сохранилась лучше остальных благодаря сотруднику Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), который в 1990-е годы отремонтировал кровлю и раскрыл продухи в фундаменте. В худшем состоянии находится дача Крона, где сгорел кухонный корпус.


Дача Бенуа сохранилась лучше остальных благодаря сотруднику Комитета по охране памятников, который в 1990-е годы отремонтировал кровлю и раскрыл продухи в фундаменте

Сегодня территория комплекса свободна для посещения. За мероприятиями, которые здесь периодически проводятся, можно следить в социальных сетях проекта «Дача Бенуа в Петергофе — Арт-резиденция СПбГУ». Подробнее об этом «Самокатусу» рассказала Евгения Петрашень:

«В дни субботников, которые мы называем Арт-десантами, пленэров и мастер-классов, пикников и экскурсий наши гости и помощники получают возможность не просто пройтись по парку и полюбоваться здешними красотами, но и побывать внутри дачи Бенуа. Там они могут познакомиться с проектом восстановления всех трех дач, а также с тем самым видом из окна, которым гордились хозяева, архитектор дачи и их современники. А наших современников мы стараемся увлечь проектом. Ведь каждый может внести в него свою лепту и разделить с нами гордость за сохранение наследия, восторг от красоты природы и архитектуры, удовольствие от здорового и культурного досуга, для которых и создавался этот удивительный дачный поселок».


В дни субботников, пленэров и мастер-классов, пикников и экскурсий гости и помощники проекта «Дача Бенуа» могут побывать внутри здания. Фото: Дача Бенуа в Петергофе — Арт-резиденция СПбГУ / Instagram.com

С дачного комплекса открывается вид на радиолокационный пост «Раскат», который ошибочно называют маяком. К нему можно пройти по Курортной и Приморской улицам. В теплые месяцы здесь отдыхают студенты и местные жители: поют песни, жарят шашлыки и встречают закаты.


С дачного комплекса открывается вид на радиолокационный пост «Раскат», который ошибочно называют маяком

Восточнее по Ораниенбаумскому шоссе находится Собственная дача Елизаветы Петровны. Изначально ею владел публицист и сподвижник Петра I по церковным делам — Феофан Прокопович. В 1843 году она досталась Александру II, который провел здесь медовый месяц. После революции здание стало музеем, а позже — дачей для высших сотрудников ленинградского партийного аппарата.

Сегодня Собственная дача закрыта для посещения и огорожена невысоким забором, через который проглядывает часть здания. Атланты держат на себе резной фасад. Мансарда на третьем этаже стоит на высоких колоннах. Рядом расположен мост, по которому можно выйти к отреставрированной церкви Святой Троицы.

Дворцовые дворянские дачи и Собственная дача Елизаветы Петровны располагаются в лесу. Поэтому лучше надевать обувь, которую не жалко испачкать. И главное — не забыть зарядить телефон и скачать карты: там даже можно заблудиться.


Богатый на архитектурные элементы и лепнину фасад Собственной дачи. Фото: Lion10 (CC BY-SA 4.0)

Большие города 100—250 тыс. человек

Герб Колпино

Колпино

Население 144 288 человек (2016 год).

Основан в 1722 году рядом с построенной здесь в 1710 г. плотиной и лесопильной мельницей, город с 1912 года. В течение трёх веков является крупным центром тяжёлого машиностроения. Главное предприятие города — «Ижорский завод», в XVIII—XIX вв. производивший материалы и компоненты для кораблестроения, а ныне выпускающий оборудование для нефтехимии и атомной энергетики (в том числе корпуса ядерных реакторов), металлургические полуфабрикаты из сталей со специальными свойствами, мостовые и дорожные металлоконструкции.

Герб Пушкина

Пушкин

Население 102 729 человек (2016 год).

Основан в 1710 году, город с 1808 года. До 1918 года — Царское Село, с 1918 по 1937 годы — Детское Село. Одна из самых известных императорских резиденций в пригородах Петербурга. В городе расположен знаменитый Царскосельский дворцово-парковый ансамбль, в том числе грандиозный Екатерининский дворец и Лицей, в котором учился Александр Пушкин. Ныне является научно-образовательным и туристическим центром.

Еда

Новый Петергоф

В ресторане «Токио city» в меню миксуют поке с лососем, роллы и классический борщ. Бизнес-ланч стоит от 250 рублей.

В пабе Charlie Foxtrot обширное пивное меню — 21 сорт разливного и более 80 сортов бутылочного пива. В ресторане иногда проводят живые выступления музыкантов. При чеке от 2500 рублей с человека можно вызвать такси за счет заведения.

Trapeza — маленькое кафе рядом с Большим дворцом. Аппетитный панини с копченой курицей и мороженое в знойный день — подходящий перекус после прогулки в парке. Средний чек — 500 рублей.


Trapeza — маленькое кафе рядом с Большим дворцом. Фото: restoclub.ru

Ресторан восточной кухни «Чабрец» находится в десяти минутах ходьбы от усадьбы «Знаменка». В заведении подают наваристый бульон-лагман с говяжьей вырезкой, хачапури с индейкой или тунцом и традиционный узбекский плов с зернами граната. Средний чек в чайхане — 1400 рублей. По выходным в детской комнате работает няня.

В пекарне Tijgerbol на Разводной улице продают выпечку: пончики с лимонно-малиновой начинкой, воздушный тирамису, морковный торт. Приветливый бариста сварит вкусный латте или капучино.

В Новом Петергофе есть и «Цех85». Сеть пекарен известна в Петербурге авторскими цехобонами и крастами из песочного теста.

Недалеко от радиолокационного поста «Раскат», на пересечении Ораниенбаумского шоссе с улицей Дивеевская, находится храм преподобного Серафима Саровского. При нем есть пекарня, где продают булочки с ягодами за 20–50 рублей.

Старый Петергоф

Пекарня «Хлебная усадьба» — уютное место, где продают шоколадные и фисташковые эклеры с легким заварным кремом, клюквенный штройзель и душистый ягодный чай. Подходит для перекуса, а студенты местных общежитий используют пекарню как коворкинг.

На границе Нового и Старого Петергофа возле Петродворцового часового можно перекусить шавермой в заведении «В лаваше». Большой выбор — от техасской с говядиной и томатом до фруктовой с шоколадной пастой и персиками.

На Чичеринской улице есть «Додо Пицца», где можно как полноценно пообедать, так и быстро перекусить куском пиццы или маффином.

Где переночевать

Обычно в Петергоф приезжают одним днем из Санкт-Петербурга. Но для тех, кто хочет исследовать город не спеша и отдохнуть в местных спа, есть варианты:

  • «Новый Петергоф» (4*) находится в центре города и предлагает спа-центр, бассейн, а на первом этаже располагается гастропаб Duck & Drake. Стандартный номер — от 3350 рублей за ночь.
  • «Гранд Петергоф» (4*) находится при въезде в город. Не очень удобно для тех, кто приехал без своей машины — ходить пешком до основных достопримечательностей далековато. Но напротив отеля есть остановка, откуда до Большого дворца ходят автобусы № 200 и 210 и маршрутки К-343, К-404. Ночь в «Гранд Петергофе» стоит от 6000 рублей.
  • «Александрия-Петергоф» (3*) расположен вблизи парка «Александрия». Номера стоят не дороже 1800 рублей за ночь. О въезде на парковку лучше заранее уточнить у администратора. Он находится в неочевидном месте.

Как добраться

Электричка.

От Балтийского вокзала (метро «Балтийская») до Петергофа можно доехать на электричках направлениями на «Ораниенбаум-1», «Калище» и «Лебяжье». Цена проезда: от 60–70 рублей, в пути — около 40 минут. Станция «Новый Петергоф» находится ближе к Большому дворцу. Рядом со «Старым Петергофом» — Английский парк. А со станции «Университетская» ближе всего идти до парка «Сергиевка», дворца Лейхтенбергских и дворянских дач.

Железнодорожная станция «Новый Петергоф» построена в 1857 году на деньги барона фон Штиглица, памятник которому располагается на привокзальной площади. Станция представляет собой уменьшенную копию католического собора из итальянского города Орвието. Архитектор станции — Николай Леонтьевич Бенуа, который владел дачей на берегу Финского залива.


Станция «Новый Петергоф» представляет собой уменьшенную копию католического собора из итальянского города Орвието.Фото: Daddy Vasya, Edoardo Busti (CC BY-SA 4.0/3.0)

Автобус.

От метро «Автово» до Петергофа ходят автобусы № 200 (110 рублей за проезд), маршрутки К-424А, К-404 (80 рублей). От метро «Кировский завод» можно уехать на автобусе № 210. Только остановка находится в десяти минутах пешком от метро. Время в дороге составит около часа, в зависимости от пробок.

По воде.

Между центральными пристанями Санкт-Петербурга (у Зимнего дворца Эрмитажа) и причалом у Нижнего парка Петергофа курсирует речной теплоход «Метеор». По пути судно проплывает через Петропавловскую крепость, стрелку Васильевского острова, Адмиралтейство и другие достопримечательности. Билет можно купить как на любом из причалов у Эрмитажа, так и в Нижнем парке. В летний период у касс собираются большие очереди, поэтому удобнее оплатить поездку онлайн. Стоимость для взрослого в одну сторону — 1000 рублей. При этом билет на «Метеор» не включает посещение Нижнего парка. Его нужно оплачивать отдельно. Суда курсируют с апреля по ноябрь.

Государственный музей-заповедник «Петергоф»

  • Большой каскад фонтанов Петергофа — построен в 1714-21 годах, с гротом, водопадными лестницами, многочисленными бронзовыми позолоченными статуями, выполнены скульпторами М. И. Козловским, Ф. Ф. Щедриным, И. П. Мартосом, Ф. И. Шубиным и другими.
  • Большой дворец, созданный в 1714-25 годах как петровские Верхние палаты, перестроен в 1747-52 годах В. В. Растрелли в стиле русского барокко.
  • Верхний сад с регулярной планировкой, с фонтаном «Нептун».
  • Нижний парк с регулярной планировкой — 1714-25, архитектор И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, М. Г. Земцов.
  • Дворец Марли, построенный в 1720-23, архитектор Браунштейн.
  • Павильон «Эрмитаж», возведен в 1721-24, архитектор Браунштейн.
  • Павильоны-колоннады, 1803, архитектор А. Н. Воронихин.
  • Английский пейзажный парк с готическими и классическими постройками — архитектор Дж. Кваренги.
  • Парк Александрия, архитектор А. А. Менелас.
  • Луговой парк с дворцом «Бельведер» 1853-56, архитектор А. И. Штакеншнейдер.

В настоящее время в Петергофе открыто для обозрения 10 музеев и 3 парка: Верхний, Нижний и Александрия. В Верхнем саду и Нижнем парке работают 3 каскада и 173 фонтана. Среди них наибольшей популярностью пользуются уникальные фонтаны-шутихи и фонтаны машинного действия, характерные для регулярных парков эпохи барокко.

Верхний сад

  • Парадные ворота
  • Трельяжные беседки
  • Крытые аллеи (берсо)
  • Солнечные часы
  • Верхнесадский дом
  • Большой дворец (музей)
  • Церковный корпус (церковь во имя св. ап. Петра и Павла)
  • Корпус под Гербом
  • фонтан Межеумный
  • Фонтан Нептун
  • Фонтан Дубовый
  • Фонтаны Квадратных прудов

Центральная часть Нижнего парка

  • Воронихинские колоннады
  • Вазы
  • Большие партерные цветники
  • Трельяжные беседки
  • Сарай Ластовой роты (кафе)
  • Дом Антонова (ресторан)
  • Лабиринт
  • Амфитеатр
  • Большой каскад
  • Верхний грот
  • Нижний (Большой) грот (Стол с брызганьем и Водяные завесы)
  • Фонтан Самсон
  • Большие фонтаны (Итальянский и Французский)
  • Террасные фонтаны
  • Фонтаны Мраморных скамей
  • Аллея фонтанов
  • Фонтан Фаворитка
  • Фонтан Адам
  • Фонтан Ева
  • Песочный пруд и фонтан Китовый
  • Пристань

Восточная часть (Монплезирская)

  • Монплезирский сад
  • Менажерный сад
  • Китайский сад
  • Оранжерейный сад
  • Пирамидный сад
  • Партерный сад
  • Большая оранжерея
  • Западный вольер
  • Восточный вольер
  • Дворец-музей «Монплезир»
  • Дворец-музей «Екатерининский корпус»
  • Гостевые галереи
  • Мыльня
  • Музей «Банный корпус»
  • Ассамблейный зал
  • Тафельдекерская
  • Музей «Кухонный корпус»
  • Морская терраса
  • Статуя Нептуна
  • Оранжерейный фонтан
  • Каскад Драконов (Шахматная гора)
  • Римские фонтаны
  • Фонтан Елочки
  • Фонтан Зонтик
  • Фонтаны Дубок
  • Тюльпаны и Скамейки
  • Менажерный пруд
  • Фонтан Солнце
  • Фонтаны Колокола
  • Фонтан Сноп
  • Фонтаны Диван
  • Фонтан Раковина
  • Фонтан Ваза
  • Фонтан Пирамида
  • Фонтан Водяная дорога

Баллюстрада «Монплизира»

  • Екатерина II — мрамор. Работа неизвестного скульптора XVIII века.
  • Нептун -медь. Работа мастера Арнольда, 1716 год.
  • Лето — мрамор. Работа неизвестного скульптора XIX века.
  • Амфитрита — мрамор. Работа неизвестного скульптора XIX века. (по античной мифологии Амфитрита — богиня и царица океана)

Китайский садик

  • Антиной — мрамор. Статуя. Копия XIX века с античного оригинала II века до нашей эры.
  • Амур и Психея — мрамор. Копия XIX века с оригинала скульптора А.Кановы. В МОНПЛЕЗИРСКОМ САДУ
  • Вакх с Сатиром — золоченная бронза. Копия 1817 года с оригинала Я.Сансовино по модели И.П.Мартоса; отливал В.П.Екимов.
  • Сатир с козленком — золоченная бронза. Копия 1817 года с античного оригинала I века до нашей эры по модели И.П.Мартоса; отливал В.П.Екимов.
  • Аполлино — золоченная бронза. Копия 1817 года с античного оригинала по модели И.П. Мартоса; отливал В.П.Екимов.
  • Психея — золоченная бронза. Копия 1817 года с оригинала А.Кановы по модели И.П. Мартоса; оригинал В.П.Екимов.

Монплизирская аллея

  • Памятник Петру I
  • Вакханка — мрамор. Работа неизвестного скульптора XIX века.
  • Психея — мрамор. Копия XIX века с оригинала скульптора А.Кановы.
  • Вакх — мрамор. Работа неизвестного скульптора XIX века.
  • Вакханка — мрамор. Работа неизвестного скульптора XIX века.
  • Антиной — мрамор. Копия с античного оригинала II века до нашей эры.
  • Апполон — мрамор. Копия XIX века с античного оригинала.

Западная часть (Марлинская)

  • Павильон «Эрмитаж» (музей)
  • Вазы
  • Сад Бахуса
  • Дворец-музей «Марли»
  • Сад Венеры
  • Земляной вал
  • Музей семьи Бенуа
  • Территория купеческой гавани
  • Львиный каскад
  • Марлинский пруд
  • Марлинский каскад (Золотая гора)
  • Менажерные фонтаны
  • Фонтаны Тритоны с водяными колоколами
  • Секторальные пруды

Марлинская аллея

  • Бюст женщины — мрамор. Работа неизвестного скульптора XIX века.

Марлинский садик

  • Афина Паллада — мрамор. Статуя 1846 года. (Афина — по античной мифологии — богиня мудрости.)
  • Мраморная скамья-памятник у «Львиного» каскада
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]