Население Хабаровского края: численность, плотность, этнический состав

Чтобы узнать о других местах с таким же названием, см. Комсомольск .

Город в Хабаровском крае, Россия

Комсомольск-на-Амуре

Комсомольск-на-Амуре

Город [1]
Вид на Комсомольск-на-Амуре
Флаг

Герб

Комсомольск-на-Амуре
Комсомольск-на-Амуре

Комсомольск-на-Амуре

Показать карту России

Комсомольск-на-Амуре

Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край)

Показать карту Хабаровского края

Координаты: 50 ° 34’N 137 ° 00’E / 50,567 ° с.ш.137,000 ° в. / 50,567; 137 000 Координаты : 50 ° 34’N 137 ° 00’E.  / 50,567 ° с.ш.137,000 ° в. / 50,567; 137 000
СтранаРоссия
Федеральный субъектХабаровский край [1]
Основан1932 г.
Статус города с1933 г.
Правительство
• ГоловаАлександр Викторович Жорник
Площадь
[2]
• Общий325,10 км 2 (125,52 квадратных миль)
Высота47 м (154 футов)
численность населения
( Перепись 2010 г. ) [3]
• Общий263 906
• Оценивать
(2018) [4]
248 254 ( -5,9% )
• Классифицировать70-е место в 2010 году
• Плотность810 / км 2 (2100 / кв. Миль)
Административный статус
• Подчиненгород краевого значения Комсомольск-на-Амуре [1]
• Капитал изгород краевого значения Комсомольск-на-Амуре [5] , Комсомольский район [6]
Муниципальный статус
• Городской округГородской округ Комсомольск-на-Амуре [7]
• Капитал изКомсомольск-на-Амуре городской округ [7] , Комсомольский муниципальный район [8]
Часовой поясUTC + 10 ( MSK + 7 [9] )
Почтовый индекс [10] 6810xx
Телефонный код (а)+7 4217
ОКТМО ID08709000001
Интернет сайтwww .kmscity .ru

Комсомольск-на-Амуре

(русский: Комсомольск-на-Амуре , тр. Комсомольск-на-Амуре , IPA: [kəmsɐˈmolʲsk nɐɐˈmurʲə] ) — город в Хабаровском крае , Россия , расположенный на западном берегу реки Амур в России. Дальний Восток . Он расположен на Байкало-Амурской магистрали , в 356 км к северо-востоку от Хабаровска . По состоянию на 2010 год его население составляло 263 906 человек (по данным переписи 2010 года ) ; [3] 281 035 ( перепись 2002 г. ) ; [11] 315 325 (Перепись 1989 г. ) . [12]

История [ править ]

Улица в Комсомольске-на-Амуре

Будущий город Комсомольск-на-Амуре был завоеван монголами в 13 веке, став частью Монгольской империи при монгольской династии Юань, а позже маньчжуры, удерживаемые до 1858 года по Айгунскому договору, уступили эту территорию Российской империи .

Деревня Пермского ( Пермская ) была создана на более позднем участке Комсомольска в 1860 году трудящимися крестьянами из того, что в настоящее время в Пермском крае .

Правительство РСФСР было объявлено в 1931 году планирует построить верфь на Амуре на настоящий сайте Комсомольска, с началом строительства в 1932 году [ править

] Город был в основном построен с использованием труда добровольцев из коммунистической молодежной организации комсомола , таким образом , получив название Комсомольск. Однако строительству города помогли каторжные работники из лагерей, расположенных в этом районе. [13] Суффикс
на Амуре
был добавлен, чтобы отличать от других городов с таким же названием . Он получил статус города в 1933 году [
править
]

К концу 1940-х годов были построены верфи и предприятия другой тяжелой промышленности. Город превратился в региональный центр таких отраслей, как авиастроение , металлургия , машиностроение , нефтепереработка и судостроение . В настоящее время Комсомольск-на-Амуре является основным центром производства военных самолетов Сухой и авиалайнера Sukhoi Superjet. [14] МиГ-15бис [15] и Лизунов Ли-2 [16] оба были изготовлены в Комсомольске-на-Амуре.

История Комсомольска-на-Амуре

История строительства Комсомольска-на-Амуре

Численность населения — 246,6 тыс. человек (на 01.01.2019) Занимаемая площадь — 325 кв.км. Расстояние от Москвы по железной дороге — 8825 км.
Комсомольск-на-Амуре расположен на левом берегу крупнейшей дальневосточной реки, в 360 км северо-восточнее Хабаровска. Окруженный грядой высоких сопок город, словно замер среди застывших волн разбушевавшегося каменного океана. На западе видны вершины хребта Мяочан и Баджальского хребта. На востоке протянулись сопки — отроги Сихотэ-Алиня. Название этих гор произошло от нанайских слов «сихтэ, сиктэ» — хвоя, ель и «алин» — горный хребет.

Приток Амура — небольшая горная река Силинка делит город на две части — «Город» и Дзёмги (так называют обширную промышленную зону). Ныне это Центральный и Ленинский административные округа. Их соединяет самая длинная магистраль города, имеющая протяженность около 7 км, — Комсомольское шоссе. Построенная к пятилетию города, поначалу она была грунтовой дорогой с деревянным мостом через Силинку. Спустя 20 лет построили первый железобетонный мост. Ныне на магистральном шоссе самое интенсивное в городе дорожное движение.

Город протянулся вдоль Амура более чем на 30 км. Своим фасадом он обращен к реке, ширина русла которой в черте города достигает 2,5 км.

Город Комсомольск-на-Амуре образован в 1932 году из села Пермского (основанного в 1860 году) в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 года «О преобразовании селения Пермского Нижнетамбовского района Дальневосточного края в город Комсомольск-на-Амуре». Днем города считается 12 июня.

Строительство города было обусловлено необходимостью возведения судостроительного и авиационного заводов – форпостов оборонной промышленности Дальнего Востока.

Село Пермское

Экспедиция исследователя Амурского края, ученого-мореплавателя, адмирала Г.И. Невельского на барке «Байкал» в 1849 году впервые документально доказала, что река Амур судоходна, имеет выход в Тихий океан и как стратегическая артерия имеет огромное значение для России. Г. И. Невельской первый высказал предложение о создании нескольких постов («станков») на Амуре. Наконец, в 1857 году была создана специальная комиссия, ей было поручено выработать план создания на Амуре русских сел. Возглавил кампанию топограф Будогосский. Комиссия изучила новейшие описания реки Амур и обратила внимание на записки замечательного русского ученого Н. Н. Максимовича, основоположника дальневосточной ботаники. В одной из записок Максимович высказал мысль, что в районе нанайского стойбища Мылки можно создать русское поселение.

Преимущество этого места Будогосский описал в плане так: «Здесь скаты нагорного берега пологи, грунт земли — чернозем, ближайшие места поросли дровяным лесом, более легким к вырубке; строевой лес хотя и в шести верстах, но зато на противоположном берегу реки, текущей своим руслом, множество строевого леса, берег здесь приглубый, суда могут к нему пришвартовываться».

План Будогосского одобрил Муравьев-Амурский.

Вот что писалось тогда по вопросу заселения русскими крестьянами Приамурья: «Сумму 100 тыс. рублей сер. комитет и министр финансов согласились отпускать из государственного казначейства ежегодно и при том исключительно на заселение Приамурского края. Отпуск этот решено начать с 1859 г. …Министерство госуд. имущ. предложило переселить на Амур в 1859 году: 300 семей из Вятской губернии; 200 из Пермской; 50 из Тамбовской и 50 из Воронежской, всего 600 семей. На водворение и путевое следование этих переселенцев Сибирский комитет назначил 100 тыс. рублей. Сверх того 200 семей из Пермской губернии и 200 из Вятской, предназначенные министерством к переселению в Енисейскую губернию, направлены по величайшему повелению от 25 декабря 1859 года в Амурский край».

Весной 1860 года первый военный губернатор Приамурья Павел Казакевич (друг и сподвижник Невельского) отправил группу своих солдат вверх по Амуру и приказал им рубить лес и ставить первые срубы для поселения русских крестьян в тех местах, где вбиты столбы. Так в июне-июле 1860 г. были подготовлены срубы и для будущего села Пермского-на-Амуре.

Только в самом начале августа крестьяне-переселенцы прибыли со своим скарбом, с лошадьми и коровами в Хабаровск; здесь они бросили жребий, где кому селиться. Группе переселенцев из Пермской губернии выпало селиться около нанайского селения Мылки и ручья Тогда.

Основанием села Пермского-на-Амуре принято считать август 1860 года. В дальнейшем сюда стали прибывать крестьяне и из других губерний. С 1859 по 1862 г. переселение крестьян осуществлялось за казенный счет. При этом в дальний путь отправлялись, как правило, крестьяне с достатком, более или менее самостоятельные и инициативные. В среднем на семью из шести человек правительство выдавало 60 рублей, хотя для обустройства требовалось в 5-6 раз больше. После отмены крепостного права на Амуре могли селиться все желающие.

В «Географическо-статическом словаре Амурской и Приморской области с включением некоторых пунктов сопредельных с ними стран», составленном преподавателем Благовещенской мужской гимназии А. Кирилловым и изданном в 1894 г. на стр. 316 о селе Пермском было сказано: «Пермское селение Приморской области, Софийского округа, на левом берегу Амура, в 352,5 верстах ниже Хабаровки и 266 выше Софийска, основано переселенцами Пермской губернии в 1860 году; в 1888 году в нем числилось: часовня во имя Святого пророка Ильи, дворов 26 и жителей 78 мужского и 82 женского пола. Занятия жителей: заготовка дров для пароходов, почтовая гоньба, рыбный промысел и в незначительных размерах земледелие, развитию которого препятствует недостаток для сельского хозяйства земель».

На отвоеванной у леса земле первые поселенцы пытались сеять хлеб, точно так же, как сеяли его на родине за Уральским хребтом. Однако от земледелия вскоре пришлось отказаться. Природные условия не позволяли получать хороший урожай, пришлось осваивать новое ремесло. Амур уже в то время был крупнейшей и единственной в тех местах транспортной артерией. Связи пo Амуру не прекращались и в зимнее время: ездили на санях по замерзшей реке. Амурские пермяки стали заготавливать дрова для пароходства. Дрова пилили зимой, летом грузили на баржи. Помимо заготовки дров жители занимались извозом. Возили письма, казенные бумаги, пассажиров, различные грузы. Бойко шла торговля, особенно с японцами. Купцы из Страны восходящего солнца привозили практически все: одежду, обувь, ткани, продукты… В амурском селе жили лучше, чем в губерниях Центральной России. В домах у крестьян был полный достаток: японская мебель, посуда в кухонном шкафу, у каждого члена семьи своя ложка и тарелка.

Первый и единственный план земельных угодий с. Пермского был выполнен окружным землемером Поротовым в 1897 г. Планировка села представляла собой цепочку одноэтажных деревянных жилых домов вдоль единственной дороги от Орлотовского (Большого Силинского) озера до озера Мылки. У самого берега находились ледники, за домами огороды, а дальше — тайга.

Улица села Пермского замыкалась с одной стороны сопкой с кладбищем (Аварийной горкой), с другой стороны — площадью перед деревянной церковью Святого пророка Ильи, построенной в 1909 году. Высокий и живописный объем церкви определял силуэт и панораму села, которая в основной своей массе состояла из одноэтажной однотипной усадебной деревянной застройки.

Уже по переписи 1915 года в Пермском проживал 291 человек, основными промыслами в селе были – рыбный, охотничий, лесной. До революции в Пермском находился самый богатый хлебозапасный магазин, наряду с этим магазином велась и частная торговля с китайскими и русскими купцами. По Амуру осуществлялась почтово-пассажирская связь, регулярно ходили пароходы Хабаровск-Николаевск-на-Амуре. В Пермском пароходы не останавливались, связь осуществлялась через более крупные села – Вознесеновку и Нижнюю Тамбовку. Ниже по течению Амура в селении Дземги располагалось небольшое нанайское стойбище.

Село Пермское постепенно развивалось и застраивалось по схеме линейного поселения и к 1932 году насчитывало 49 дворов, где проживало 360 жителей. Когда первостроители высадились здесь, они увидели добротные избы, крепкие надворные постройки, небольшие огороды. Здания, построенные до 1932 г. не сохранились.

Комсомольск-на-Амуре. История строительства

В начале 1930-х годов особое внимание Правительства СССР было обращено на обороноспособность страны, в том числе Дальнего Востока. В 1930 году на XVI съезде ВКП(б) был объявлен курс на индустриализацию Дальневосточного края и 20 февраля 1930 года Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров РСФСР принимают специальное постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальнего Востока. Первой целью стало сооружение судостроительного завода для укрепления базы Тихоокеанского флота. Первоначально, 31 августа 1931 г. Советом Труда и Обороны для судостроительной верфи было определено место при слиянии рек Амур и Уссури у села Нижне-Воронежского в 14 километрах от г. Хабаровска.

В ноябре 1931 года член Политбюро ЦК К.Е. Ворошилов обратился к главному инженеру Магнитостроя Иосифу Абрамовичу Каттелю с просьбой занять должность начальника строительства нового промышленного центра на Дальнем Востоке. В январе 1932 г. Иосиф Абрамович основывает представительство Дальпромстроя в Москве и приступает к подбору людей в команду трудового десанта. В первых числах февраля от Ярославского вокзала отошел поезд с первой группой строителей. Это был, по сути, первый штаб предстоящей стройки. Совершенно неожиданно, под Читой, И.А. Каттель получил правительственную телеграмму, в которой предлагалось перенести стройку в сторону Николаевска-на-Амуре, не ближе четырехсот километров от Хабаровска. Телеграмма была подписана Сталиным. Захват Японией Маньчжурии заставил подумать о переносе площадки строительства подальше от границы.

Самым главным вопросом, конечно, был вопрос выбора площадки для строительства. Конечно, ранее выбранная площадка в селе Воронежском, недалеко от большого города с развитой инфраструктурой, была предпочтительней, но она была совсем недалеко от границы, где учащались пограничные инциденты. После прибытия в Хабаровск сразу же состоялась встреча Каттеля с Я.Б. Гамарником, назначенным председателем комиссии по выбору новой площадки под строительство. В комиссию также вошли: секретарь Дальневосточного крайкома С. А. Бергавинов, специалист по кораблестроению Гойнкис, флагман Муклевич и И. Каттель.

Определяющим фактором при изменении места строительства и назначения новой площадки именно в с. Пермском, явилось то, что, во-первых, село находилось на расстоянии 400 километров от границы с Китаем (максимально возможная дальность полета японских самолетов) и во-вторых, еще в 1910 г. инженером О.П. Вяземским был выполнен так называемый Николаевский проект, предусматривающий строительство стратегической железной дороги от станции Уруша до Императорской Гавани (г. Советская Гавань) через село Пермское-на-Амуре. Здесь предполагалось строительство артиллерийского и судостроительного заводов. Революция не позволила осуществить этот проект, и к нему вернулись уже в советское время.

В январе 1932 года Совет Труда и Обороны принимает решение о строительстве железнодорожной ветки от станции Уруша Забайкальской железной дороги до села Пермское, а 23 февраля правительственная комиссия во главе с Я.Б. Гамарником принимает решение строить оборонные заводы (судостроительный, а в апреле — авиастроительный) в районе села Пермского. По приказу Наркомата Тяжелой Промышленности от 05.03.1932 г. № 87 в село Пермское направляется экспедиционный отряд «Дальпромстроя» в количестве 30 человек с целью подготовки жилья для будущих строителей. Их силами было построено несколько бараков и пекарня.

Несмотря на то, что за плечами Каттеля был опыт больших строек, многое ему пришлось решать впервые. Прежде всего, нужен был новый генеральный план на новой площадке. Для решения этой задачи Каттель приглашает в Хабаровск одного из ведущих руководителей проектных институтов Ленинграда Владимира Полуэктовича Костенко. Прибывшая группа специалистов сделала необходимые расчеты для строительства.

Центральный Комитет ВКП(б) и Центральный Комитет ВЛКСМ в марте 1932 г. объявляет мобилизацию для строительства будущего города. Поток молодых строителей, откликнувшихся на призыв ЦК ВЛКСМ, все возрастал. В Хабаровск прибывали целые эшелоны с людьми из Москвы, Нижнего Новгорода, Иванова, Краснодара, с Украины, Кавказа.

6 мая 1932 года из Хабаровска вниз по Амуру отошла небольшая флотилия: пароход «Коминтерн», на буксире у него баржа – бывший плавучий дом отдыха «Клара Цеткин», в кильватере шел пароход «Колумб». На пятые сутки, 10 мая, сквозь туман показались темные избы Пермского. 10 мая 1932 года к селу Пермскому на пароходах «Колумб» и «Коминтерн» прибыло около 900 первых строителей. К месту будущего авиационного завода, к нанайскому стойбищу Дземги на пароходе «Капитан Карпенко» прибыло 147 человек.

Согласно решению ЦК ВЛКСМ на стройку должно быть мобилизовано шесть тысяч комсомольцев. К этому надо добавить вилы проведенного оргнабора. Надо было где-то расселять людей. К приезду строителей жилье подготовлено не было. Начинать строительство пришлось с нуля, на голом месте. Имеющиеся в наличии 49 крестьянских домов села Пермского могли принять лишь незначительную часть приехавших людей, поэтому в первый же день началось сооружение временного жилья. Ими стали землянки, брезентовые палатки, плетенные из кустарника бараки, шалаши, и скоро появился целый «копай-город». Дорог не было, постройка шалашей производилась путем подноски всего материала с реки и из леса вручную. На 15 августа 1932 г. для строительства имелся лишь неутвержденный вариант генерального плана завода без размеров на чертеже и привязки к месту.

Многое пришлось пережить первым строителям города. Они жили в землянках, палатках и шалашах, продуваемых крепким амурским ветром, работали по колено в воде, получали продукты по скудному пайку, переносили цингу. Но были в них тот героический склад характера, готовность к труду и лишениям, с которыми издавна обживался Дальний Восток, были мечты о прекрасном городе, романтика юности, вера в себя.

В те славные годы незабываемые годы все было впервые. Первая просека, ставшая первой улицей, первый кинотеатр и первый заводской гудок. Уже в ноябре 1932 года газета «Амурский ударник» сообщала: «На берегу Амура выстроили рабочий поселок в 69 бараков, обеспечив жильем 6 тыс. человек. Работают лесозавод, механический комбинат, построены склады. В подарок Октябрю ударной работой даем кинотеатр, электростанцию, радиотелефон, больницу, поликлинику, хлебопекарню, баню».

10 декабря 1932 г. постановлением ЦИК РСФСР село Пермское было переименовано в Комсомольск-на-Амуре и ему был присвоен статус города.

Строительство города начиналось с возведения двух заводов, которые носили в разное время разные названия. Судостроительный завод в начале назывался «Дальпромстрой», позже – стройка № 199, затем как судостроительный завод имени Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод.). Авиационный завод в начале имел название машиностроительный, потом – стройка № 126, затем – авиастроительный завод имени Ю. А. Гагарина (ныне официальное название предприятия — филиал ПАО « «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина», заложен 18.06.1934 г.). Строились заводы одновременно в двух разных местах: судостроительный в районе села Пермского (Правосилинский район), авиастроительный на месте нанайского стойбища Дземги (Левосилинский район).

По договору все проектные работы должны были закончиться к марту 1933 г. Первым разработчиком проекта поселка Амурской судостроительной верфи был архитектор Н. М. Протопопов — Быльев. Это был первый архитектор, проектировавший Комсомольск-на-Амуре с 1932 по 1937 г.г.

Первоначально площадка под строительство авиастроительного завода готовилась на берегу Амура, но она была затоплена. Строительную площадку перенесли вглубь тайги, куда была проложена грунтовая дорога от Амура до нынешней ул. Уральской. Заводская строительная площадка стала называться «Дземги». Площадки разделяла река Силинка, впадающая в Амур. Расстояние между ними было примерно 12 километров.

Остро встал вопрос о закреплении кадров на стройке. Не все выдерживали жесткие условия труда и быта, и молодежь, к сожалению, стала покидать стройку. Меры административного воздействия были бессильны. Нужно было искать новые пути, способствующие закреплению кадров. Газета «Амурский ударник» 28 июля 1932 г. публикует обращения бригад Бочкарева и Игрецова о самозакреплении за стройкой до пуска судостроительного завода. Партком и комитет комсомола Дальпромстроя одобрили этот почин. С 26 сентября 1932 г. на страницах этой же газеты был учрежден «красный список», в который заносились те рабочие и специалисты, которые решили не покидать свой трудовой пост до окончания строительства завода. Движение по закреплению кадров, начатое по инициативе рабочих-комсомольцев, превратилось в общерабочее движение. На 10 ноября 1932 г. закрепилось до пуска завода 2390 рабочих и 114 инженерно-технических работников. Массовый уход рабочих со стройки заметно сократился. Спустя пять лет после пуска судостроительного завода было отмечено, что из числа первостроителей здесь трудится свыше четырех тысяч человек, они полюбили свой город и стали его постоянными жителями.

1 июля 1933 г. бюро Дальневосточного краевого комитета ВКП(б) заслушало отчет начальника строительства судостроительного завода И.А. Каттеля о готовности к началу промышленного строительства. К этому времени были построены и действовали лесопильный завод, механические мастерские, известковый завод. На строительстве было занято свыше 6 тыс. рабочих.

12 июня 1933 г. в торжественной обстановке был заложен первый камень судостроительного завода. В торжестве участвовали секретарь Дальневосточного крайкома ВКП(б) П.М. Таныгин, командующий Особой Краснознаменной Дальневосточной армией В. К. Блюхер и с ними тысяча краснофлотцев. Именно в этот день, 12 июня, стали отмечать день города.

К концу 1933 года было раскорчевано 255 гектаров тайги и проложено 20 километров дорог. Комсомольск-на-Амуре представлял собой отдельные поселки, островки из саманных бараков, шалашей, разбросанных в сильно поредевшей заболоченной тайге. Поселки соединялись пешеходными тропками и грунтовыми дорогами. Людская молва дала им характерное название «Каттельград» (или «Шалаши Ильича») по имени первого директора «Дальпромстроя» Иосифа Каттеля, инициирующего возведение «времянок». Но даже такого жилья катастрофически не хватало, его некому было строить, все силы были брошены на возведение заводов. Новых строителей пригласить было нельзя, потому что их некуда было селить. Расчет на быструю реализацию промышленной программы не оправдался, и интерес к строительству в правительстве временно снизился.

Несколько позже, 18 июля 1934 г. состоялась закладка еще одного индустриального гиганта — авиационного завода. Первый самолет выкатили из цехов этого завода уже в 1936 г. Это был самолет-разведчик «Р-6» конструктора Андрея Туполева. Другую моделью, которую начали осваивать на заводе, стал дальний бомбардировщик «ДБ-3» конструкторского бюро Илюшина. Для своего времени это была скоростная и современная машина. Уже в годы Второй мировой войны бомбардировщик и его модификация «ИЛ-4» стали легендами. В первом полугодии 1941 г. завод выпустил 82 самолета, а во втором полугодии – 303.

Завершался 1933 год — второй год строительства Комсомольска-на-Амуре. Но итоги его не удовлетворяли правительство. Тогда было принято решение правительства о создании осенью 1933 года Особого военно-строительного корпуса, перед которым стояли две задачи: строить промышленные предприятия на Дальнем Востоке и совершенствовать боевую выучку, чтобы быть готовым к любым неожиданностям. Семь недель первая бригада из 6 тысяч военных строителей добиралась из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре. В невероятно тяжелых условиях они прошли 400 километров на лыжах по ледяным торосам. Ежедневно солдаты проходили 25-30 км. Люди очень уставали, но ничего не могло остановить их – ни сорокоградусные морозы, ни снежные бури, они упорно продвигались к своей цели. Красноармейцы внесли большой вклад в строительство города: они возводили и судостроительный, и авиационный, и металлургический заводы, и кварталы жилых домов, построили электростанцию, хлебозавод. Здания, построенные ими, до сих пор продолжают служить людям и своей архитектурой украшают центральные улицы города. Назовем некоторые из них: первое трехэтажное каменное здание школы №1 (ныне педуниверситет), прекрасное здание городской бани на улице Кирова, построенное всего за 3, 5 месяца и многие другие. Ледовый переход Особого корпуса остался в истории Комсомольска как яркое проявление мужества бойцов и командиров Красной Армии и получил историческое название «ледовый переход».

В 1934 году возле строящихся доков судостроительного завода на берегу реки Амур возник поселок «Аварийный», состоящий из трех десятков каменных и деревянных коттеджей и деревянных 12-ти квартирных домов. В том же году был закончен барачный поселок «Комсомольский», рядом с ним был построен поселок «Пожарный». К 1935г. стали возникать на берегу Амура и в других местах новые поселки — «ИТРовский», «Коттеджный», «Коммунстрой», «Барачный», «Копай-город», отдельные постройки частного сектора. Введены в строй клуб «Ударник», баня, больница. Первая жилая застройка, которая осуществлялась по специально разработанным проектам, в капитальных конструкциях появилась в Левосилинском районе на «Дземгах».

В начале 1934 г. по генеральному плану «Промстройпроекта» развернулось комплексное строительство первого в городе жилого квартала. Все дома сооружались из бруса, поэтому поселок назвали «Брусчаткой». В комплекс входили столовая, магазин, детский сад, клуб и котельная, обеспечившая первое центральное отопление. Впервые в городе в поселке «Брусчатка» было проведено комплексное благоустройство; сооружены деревянные тротуары.

Жилищная проблема города во многом была разрешена за счет индивидуального строительства. Архитекторами «Дальпромстроя» Кривицким, Молотшевым и Бердиным был проведен конкурс на лучший проект индивидуального дома. С 1937 г. по 1941 г. возникли такие крупные районы усадебной застройки, как поселки Мылки, 4-й Силинский, Амурсталевский и Майский. Недалеко от авиастроительного завода вырос поселок промпереселенцев, который сейчас носит название Победа.

Город постепенно рос, покрывался сетью дорог как грунтовых, так и узкоколейных железнодорожных, отводились новые площадки для крупных промышленных предприятий. Силами заключенных ГУЛАГа началось строительство железной дороги на г. Хабаровск.

В 1936 году в Комсомольск прибыла остальная часть военно-строительного корпуса под командованием Руднева Б. Н. Дальпромстрой, который вел строительство города до 1936 года, ликвидировали и строительство возложили на военно-строительный корпус на подрядных началах.

Позже на базе военно-строительного корпуса был организован строительный трест № 6. К корпусу перешли строительные участки и подсобные предприятия, укомплектованные вольнонаемными ра6очими и служащими, а также часть инженерно-технического состава управления Дальпромстрой. Таким образом, была создана мощная строительная организация, способная выполнять более широкие задачи. Так начался новый период в строительстве города Комсомольска-на-Амуре.

Население города росло с каждым годом. В 1932 г. оно насчитывало 6 тыс. чел., а в 1937 — более 60 тысяч. Основными категориями строителей были комсомольцы первого (1932 г.) и второго (1934 г.) призывов, вербованные, промпереселенцы, девушки — «хетагуровки», солдаты Особого Строительного Корпуса и заключенные.

Предвоенное четырехлетие можно назвать, пожалуй, самым бурным в строительстве Комсомольска. И решающую роль в этом сыграли воины-строители корпуса.

Весной 1937 г. Комсомольск представлял собой огромную строительную площадку. Лишь кое-где высились трехэтажные кирпичные дома, в основном это был город еще деревянный. В 1937 году широким фронтом развернулось строительство жилых домов и культурно-бытовых зданий. За четыре предвоенных года в Комсомольске было построено несколько школ. Появилось в городе прекрасное здание бани, а с постройкой хлебозавода мощностью в 66 тонн хлеба в сутки решилась проблема снабжения населения хлебом.

Первая улица города, названная в честь С.М. Кирова, проходила через первую площадь города, названную Круглой. В 1948 г., когда на ней установили скульптуру С.М. Кирова, площадь, как и улица, стала носить его имя. Аллея Труда, пересекающая площадь им. Кирова, до войны обрывалась у Политехнического техникума. Дальше, до самого поселка Мылки, была непроходимая тайга. В городе пока не было единого архитектурного ансамбля, не было четко выраженного застройка велась более упорядочено и большей частью кирпичными домами. Был построен комплекс административных зданий авиационного завода, застраивался Центральный проспект, улица Советская, построен самый большой стадион в городе и парк авиастроителей. Активно застраивался индивидуальными домами поселок «Победа».

Основу архитектурной композиции поселка Дземги составила ул. Первомайская (ул. Калинина), примыкающая по меридиану на север к Комсомольскому шоссе, и перпендикулярные ей ул. Советская и Центральный проспект. Улица Авиационная (ул. Уральская) замкнула все эти магистрали в огромный треугольник, примыкающий к территории авиационного завода. В течение пяти лет связь между Дземгами и селом Пермским осуществлялась по двум тропкам вдоль берега Амура и тропой через реку Силинку. В 1937 году была построена самая длинная улица города – Комсомольское шоссе, соединившая две строительные площадки, которые назывались «Город» и «Дземги», а сейчас Центральный и Ленинский округа.

Великая Отечественная война приостановила темпы жилищного и культурно-бытового строительства. Все силы строительных организаций были брошены на завершение строительства промышленных предприятий: , аккумуляторного завода и нефтезавода. После войны было закончено строительство Дома Советов на Аллее Труда, кинотеатра «Комсомолец», Дворца культуры судостроительного завода, строились жилые дома, школа и гостиница на проспекте Мира, Дом Красной Армии.

Вступив в войну совсем юным, город быстро мужал. Еще в 1936 г. на окраине Комсомольска-на-Амуре началось сооружение металлургического завода. Сталь нужно было дать не позднее весны 1942 г. Комсомольчане справились с заданием: уже 15 февраля дал стране первый металл, так необходимый оборонным предприятиям. В том же 1942 г. в строй вошли еще несколько заводов. 8 августа начал работу ремонтно-механический ). Его продукция – минометы, мины, винтовки, ракетницы – предназначалась для нужд фронта.

Одна из самых героических страниц в истории летописи города – сооружение нефтепровода Оха-Комсомольск и Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. В ноябре 1942 г. сахалинская нефть пришла на материк и уже в декабре на фронт были отправлены первые эшелоны жидкого топлива.

12 апреля 1942 г. дал первую продукцию аккумуляторный завод № 364. За годы войны заводом было выпущено более 237 тыс. аккумуляторов, в том числе для подводных лодок, и более 15 тыс. танковых аккумуляторов. В 1943 г. промышленное производство в городе по сравнению с 1940 г. возросло в 3, 4 раза. Особую роль в этом сыграли два его оборонных завода.

В годы войны авиационный завод № 126 дал фронту 2575 боевых самолетов ДБ-3Ф (Ил-4), которые действовали на всех фронтах в качестве бомбардировщиков и торпедоносцев. С первых дней войны производство судостроительного завода № 199 было перестроено под фронтовые заказы. Со стапелей завода сошли девять боевых кораблей. Кроме того, здесь ремонтировали лодки для Тихоокеанского военно-морского флота. В 1944 г. завод получил сложнейшее задание – за год построить два железнодорожных парома для переправы через Амур. Задание было выполнено точно в срок. Благодаря этим уникальным паромам и только что построенной линии Комсомольск-Советская гавань летом 1946 года советские войска и техника были переброшены к Сахалину и Курилам и приняли участие в разгроме милитаристской Японии.

Свыше 40 тыс. комсомольчан сражались на фронте. Многие из них были военными строителями, которые работали в Комсомольске с 1934 года в составе особого военно-строительного корпуса. Тысячи комсомольчан были награждены орденами и медалями, 18 человек получили звание Героя Советского Союза. Мемориальный комплекс землякам-комсомольчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, сооружен в память тех пяти тысяч жителей города, что не вернулись с полей сражений.

Всего в Комсомольске-на-Амуре в 1948 г. было уже 75 улиц, 36 школ, 3 техникума, педагогическое училище, 7 ремесленных училищ и школ ФЗО. Население насчитывало 130 тыс. жителей. Центр города переместился от бараков «Комсомольского» поселка и «Брусчатки» к благоустроенным улицам Пионерской и Аллеи Труда.

Разработкой плана застройки территории города занималось Ленинградское отделение Горстройпроекта. До конца осуществить задуманный проект помешала начавшаяся война. Вплоть до середины 60-х годов архитектурный облик города определялся вкусами различных ведомств и организаций. Однако многое, в том числе улицы, дома, памятники, было построено по проектам ленинградских и московских архитекторов. Этим чрезвычайно гордятся многие горожане, называя Комсомольск «кусочком Ленинграда».

На набережной, там, где высадились первые строители Комсомольска, установлен известный многим памятный камень — 21-тонная глыба кварцевого диорита с надписью: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы — строители города».

Главная улица города — проспект Первостроителей (называвшийся прежде Красным и Амурским). Это наиболее широкая улица Комсомольска (100 м) протянулась на 3,5 км. Здесь есть свои достопримечательности — самый большой в городе 714-квартирный дом. В старой, центральной части города преобладают пятиэтажные, так называемые «сталинские» дома. Для большинства из них характерен единый стиль послевоенной советской архитектуры с присущим ему богатым декоративным убранством зданий: лепными украшениями и другими архитектурными изысками. Новые кварталы застраиваются 9-14-этажными зданиями.

Ленинский округ, чаще называемый горожанами Дзёмги, — фактически целый город, где проживает треть населения Комсомольска, с комплексом различных организаций и учреждений. Эта часть города застроена менее компактно. Наряду с новостройками там сохранились деревянные дома частного сектора. Неоспоримое преимущество Дзёмог — озелененность. Там находится лучший парк города. Кроме того, на левом берегу Силинки строителями оставлен огромный массив почти нетронутой тайги площадью более 500 га.

По численности населения Комсомольск на Дальнем Востоке уступает лишь Хабаровску и Владивостоку — старым городам с богатыми традициями. На его долю приходится пятая часть населения Хабаровского края, в том числе треть горожан.

Сегодня Комсомольск-на-Амуре — крупный промышленный, научный и культурный центр Дальнего Востока, третий по величине город в Дальневосточном Федеральном округе, центр промышленной агломерации, включающей еще город-спутник Амурск, а также более десяти населенных пунктов городского и сельского типов.

В середине 90-х годов Комсомольской агломерации присвоен статус свободной экономической зоны производственного типа. Современная зона Комсомольск-Амурск-Солнечный включает территории трех административных районов Хабаровского края: Комсомольского, Амурского, Солнечного, а также территорию самого Комсомольска.

Административный и муниципальный статус [ править ]

В рамках административных подразделений , в Комсомольске-на-Амуре служит административным центром в Комсомольском районе , [6] , хотя это не является его частью. [1] Как административное деление, образовано отдельно как город краевого значения Комсомольск-на-Амуре

— административная единица со статусом, равным статусу районов . [1] В качестве муниципального разделения , город краевого значения Комсомольска-на-Амуре включен в
Комсомольске-на-Амуре городского округа
. [7] В административном отношении город разделен на 2 округа (ранее район), совпадающих с историческими частями: Ленинский (Дземги) и Центральный.

В советское время административно-территориальное деление города отличалось от нынешнего. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 октября 1943 года были образованы Ленинский, Сталинский и Центральный районы. Сталинский район включал территорию железной дороги Амурстали и жилой массив.

Президиум Верховного Совета РСФСР «Об упразднении города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» 7 августа 1957 года в районном делении был упразднен, но указом Президиума Верховного Совета от 31 марта 1972 года. Совет вновь разделил город на два района — Центральный и Ленинский.

Демография региона

Плотность населения Хабаровского края составляет 1,69 человека на кв. км, однако эти показатели сильно отличаются от округа к округу.

Рождаемость преобладает над смертностью, но не сильно. Так, на 1000 жителей родилось в 2017-м, равно как и в 2016 году, 14 детей. Смертность же по состоянию на 2022 год составляет 13,3 человека на 1000 граждан края.

Умирают жители Хабаровского края в основном от болезней системы кровообращения (более 8600 человек в год), ишемической болезни сердца (4000), цереброваскулярных болезней (2700 жителей), злокачественных образований (2500) даже травм (почти 2000).

Макет [ править ]

«Дом со шпилем» — неофициальный символ Комсомольска-на-Амуре.

Комсомольск-на-Амуре состоит из двух исторических частей: , где находится главное предприятие — Судостроительный завод, и Дземги — площади, образовавшейся при строительстве авиазавода (будущего КнААПО ). Фактически, каждая из частей представляет собой отдельный город, являющийся единым центром города.

Районы города очень различаются по архитектурному облику: в центре преобладали сталинские застройки 40-50-х годов (исключение — спальный район возле железнодорожного вокзала), Дземги застроен преимущественно типичными многоквартирными домами. «Спального» района Дземги нет, так как большинство их жителей работают на расположенных здесь предприятиях.

Климат [ править ]

Комсомольск-на-Амуре отличается влажным континентальным климатом ( Köppen Dfb

). Температуры в районе города обычно меняются более чем на 56 ° C (100,8 ° F) в течение года, при среднем дневном значении -24,7 ° C (-12,5 ° F) в январе по сравнению с +20,3 ° C. (68,5 ° F) в июле.

Климатические данные для Комсомольска-на-Амуре
МесяцЯнвФевМарАпрМайИюнИюлАвгСенОктябрьНояДекабрьГод
Рекордно высокая ° C (° F)0,7 (33,3)0,0 (32,0)13,6 (56,5)23,9 (75,0)31,0 (87,8)33,2 (91,8)36,2 (97,2)38,0 (100,4)30,0 (86,0)20,5 (68,9)8,3 (46,9)1,0 (33,8)38,0 (100,4)
Средняя высокая ° C (° F)-19,6 (-3,3)-13,9 (7,0)-4,0 (24,8)7,5 (45,5)16,1 (61,0)22,8 (73,0)25,1 (77,2)23,4 (74,1)17,1 (62,8)7,4 (45,3)-6,4 (20,5)-17,2 (1,0)4,6 (40,3)
Среднесуточное значение ° C (° F)-24,7 (-12,5)-19,8 (-3,6)-9,5 (14,9)2,3 (36,1)10,4 (50,7)17,3 (63,1)20,3 (68,5)18,5 (65,3)11,9 (53,4)2,5 (36,5)-10,5 (13,1)-21,8 ( -7,2 )-0,6 (30,9)
Средняя низкая ° C (° F)-30,8 (-23,4)-27,2 (-17,0)−17,1 (1,2)-3,4 (25,9)3,7 (38,7)10,8 (51,4)15,2 (59,4)13,5 (56,3)6,4 (43,5)-2,9 (26,8)-16,1 (3,0)-27,4 ( -17,3 )-6,6 (20,1)
Рекордно низкая ° C (° F)-47,0 (-52,6)-42,0 (-43,6)-33,9 (-29,0)-20,8 (-5,4)-7,5 (18,5)-2,2 (28,0)0,0 (32,0)-8,9 (16,0)-6,0 (21,2)-22,0 (-7,6)-34,0 (-29,2)-42,0 (-43,6)-47,0 (-52,6)
Среднее количество осадков, мм (дюймы)30 (1,2)19 (0,7)30 (1,2)43 (1,7)63 (2,5)65 (2,6)95 (3,7)110 (4,3)74 (2,9)62 (2,4)49 (1,9)32 (1,3)669 (26,3)
Среднее количество дней с осадками141213151513151414131615169
Средние дождливые дни0017141315141481087
Средние снежные дни14121311300008151591
Источник 1: climbase.ru [17]
Источник 2: Weatherbase [18]

Экономика и инфраструктура [ править ]

Комсомольск-на-Амуре — важный промышленный центр Хабаровского края и Дальнего Востока России . [19] Страна имеет диверсифицированную экономику, где доминируют предприятия машиностроения, металлургии и лесной промышленности. [20]

Самым заметным предприятием города является Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение , крупнейшее авиастроительное предприятие России. Он входит в число самых успешных предприятий Хабаровского края и на протяжении многих лет является крупнейшим налогоплательщиком края. [21] Он произвел сотни гражданских самолетов и тысячи военных самолетов различного назначения, от первых самолетов-разведчиков до современных истребителей серии Су и легких самолетов-амфибий. [22] Компания очень важна для экономики города, выплачивая 45% всех платежей в местный бюджет. [21]

Также в городе находится Амурский судостроительный завод , крупный производитель кораблей и подводных лодок. [23]

Самая восточная станция телеметрии и слежения ГЛОНАСС расположена в Комсомольске-на-Амуре.

Две авиабазы ​​расположены недалеко от города: Хурба на юге и Дземги на севере.

Комсомольск-на-Амуре железнодорожной станции является важным железнодорожным узлом из БАМа и железнодорожной линии Комсомольск-Dezhnyovka .

Город обслуживается аэропортом Комсомольск-на-Амуре.

Общественный транспорт включает в себя 5 трамвайных маршрутов, автобус и фиксированное такси ( маршрутка ).

Первый боевой вылет прототипа Су-57 произошел на Гагаринском заводе. [24]

  • Испытательный полет прототипа Sukhoi Superjet 100 в Комсомольске-на-Амуре
  • Трамвай

Динамика изменения численности

Из-за довольно сложных природных условий происходит постоянных отток граждан Хабаровского края в другие регионы России и за рубеж. Так, с 1992 года отмечается постоянное убывание населения. За 25 лет число жителей снизилось на 300 000 человек. Однако стоит также отметить, что теперь это убывание не такое сильное.

В настоящее время отмечаются высокие темпы строительства в регионе. Крупные фирмы вкладываются в различные объекты. За последние даже десять лет облик многих городов, особенно Хабаровска, очень изменился. Если раньше здесь были повсюду старые пятиэтажки и заброшенные предприятия, то теперь активно ведется строительство бизнес-центров, фирмы вкладывают свои инвестиции во многие смелые проекты. Изменяется и облик городов: строятся новые парки, скверы, улучшается инфраструктура.

Стоит отметить и улучшение социальной защиты населения Хабаровского края. Таким образом, теперь все меньше жителей хотят покинуть регион, однако по-прежнему отмечается отрицательная миграция. За 2016 год уехало 58633 человек, в то время как прибывших – всего 57 047. Темпы миграции несколько снизились за последние годы, ведь сейчас миграционное снижение составляет всего 1500 человек, тогда как еще в 2015 году оно было 4900 чел.

Известные жители [ править ]

Алексей Чубревич

  • Алекс Чубревич , израильско-российский профессиональный баскетболист за «Маккаби Хайфа» израильской Суперлиги .
  • Анатолий Дятлов , заместитель главного инженера Чернобыльской АЭС
  • Юрий Газинский , футболист, забивший первый гол ЧМ-2018 , родился в городе.
  • Александра Ивановская , «Мисс Россия 2005»
  • Валентина Хетагурова (1914–1992), основательница Хетагуровой
  • Паша Ковалев , профессиональный танцор
  • Сергей Плотников , хоккеист «Питтсбург Пингвинз», НХЛ
  • Иван Штыль , байдарка- спринтер

Ссылки [ править ]

Заметки [ править ]

  1. ^ a b c d e Постановление № 143-пр.
  2. «Результат запроса» . www.gks.ru
    . Проверено 1 ноября 2022 года .
  3. ^ а б Федеральная служба государственной статистики (2011). «Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1» [ Всероссийская перепись населения 2010 , т. 1]. Всероссийская перепись населения 2010 года [Всероссийская перепись населения 2010]
    . Федеральная служба государственной статистики .
  4. https://habstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/habstat/resources/4fcf3a80408ea6bca127eb4d45abe5e4/Численность+населения+Хабаровского+края+по+муниципальным+образованиемм+на+1+годаянваря+2018+ .
  5. Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. №ОК 019-95 1 января 1997 г. « Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления. Код 08 409 », в ред. изменения №278 / 2015 от 1 января 2016 г .. (Госкомстат РФ. Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. №ОК 019-95 1 января 1997 г. Российская классификация объектов административного деления) (ОКАТО). Код 08 409
    , в редакции Поправки № 278/2015 от 01.01.2016.).
  6. ^ a b Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. №ОК 019-95 1 января 1997 г. « Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления. Код 08 220 », в ред. изменения №278 / 2015 от 1 января 2016 г .. (Госкомстат РФ. Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. №ОК 019-95 1 января 1997 г. Российская классификация объектов административного деления) (ОКАТО). Код 08 220
    , в редакции Поправки № 278/2015 от 01.01.2016.).
  7. ^ a b c Закон № 192
  8. Закон № 264
  9. «Об исчислении времени» . Официальный интернет-портал правовой информации
    . 3 июня 2011 . Проверено 19 января 2022 года .
  10. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. ( Почта России
    ). Поиск объектов почтовой связи (
    почтовый Поиск объектов
    ) (на русском языке )

  11. Федеральная служба государственной статистики России (21 мая 2004 г.). «Численность населения России, субъектов Российской Федерации в составе федеральных округов, городских поселений, населенных пунктов, населенных пунктами 3 тысячи и более человек» [Население России, ее федеральных округов, федеральных округов, округов, Городские поселения, сельские поселения — административные центры и сельские поселения с населением более 3000 человек] (XLS) .
    Всероссийская перепись населения 2002 года
    .
  12. «Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, отрицательных явлений, городских поселений и сёл-райTeam.Aero — Сухой выкатывает Superjet 100 в раскраске Аэрофлота» . Team.Aero
    . Проверено 1 ноября 2022 года .
  13. «Сколько было произведено в год МиГ-15?» . Aviation.stackexchange.com
    . Проверено 1 ноября 2022 года .
  14. https://www.oldwings.nl/st/li2.pdf
  15. «climbase.ru (1948-2011)» . Проверено 28 апреля 2012 года .
  16. «Погодная база: историческая погода для Комсомольска-на-Амуре, Россия» . База погоды. 2012 г.Проверено 24 ноября, 2011.

  17. Комсомольск-на-Амуре. Архивировано 12 августа 2009 года, на Wayback Machine.
  18. «Обзор Комсомольска-на-Амуре» . Проверено 1 ноября 2022 года .
  19. ^ a b Пайк, Джон. «КНААПО Комсомольское на Амуре авиационное производственное объединение имени Гагарина — российское» . www.globalsecurity.org
    . Проверено 1 ноября 2022 года .
  20. www.uacrussia.ru
    https://web.archive.org/web/20090131153815/https://www.uacrussia.ru/en/companies/index.php?id4=47 . Архивировано из оригинала на 31 января 2009 года . Проверено 1 ноября 2022 года . Отсутствует или пусто |title=( справка )
  21. Спутник. «Член экипажа взломан датчиком температуры на подводной лодке« Нерпа » » . en.rian.ru
    . Проверено 1 ноября 2022 года .
  22. «Прототип Сухого Т-50 летит впервые за 40 минут вылета» . Проверено 1 ноября 2022 года .[ постоянная мертвая ссылка
    ]
  23. «Города-побратимы» . kmscity.ru
    (на русском языке). Комсомольск-на-Амуре . Проверено 4 февраля 2020 года .

Источники [ править ]

  • Правительство Хабаровского края. Постановление №143-пр от 18 июля 2007 г. «Об утверждении реестра административно-территориальных и территориальных единиц Хабаровского края», в ред. Постановления №273-пр от 28 августа 2015 г. «О внесении изменений в Постановление Правительства Хабаровского края от 18 июля 2007 г. №143-пр «Об утверждении реестра административно-территориальных и территориальных единиц Хабаровского края» ». Вступил в силу 13 августа 2007 г. Опубликован: «Собрание законодательства Хабаровского края», №7 (60), 12 августа 2007 г. (Правительство Хабаровского края. Постановление № 143-пр от 18 июля 2007 г. « Об утверждении Реестра административно-территориальных образований и территориальных единиц Хабаровского края»
    в редакции Постановления № 273-пр от 28 августа 2015 г.
    О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 18 июля 2007 года № 143-пр «Об утверждении Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Хабаровского края»
    . Действует с 13 августа 2007 г.).
  • Законодательная Дума Хабаровского края. Закон №192 от 30 июня 2004 г. «О наделении муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре статусом городского округа и об установ его границы». Вступил в силу со дня официального опубликования. Опубликован: «Приамурские ведомости», №№136–137, 29 июля 2004 г. (Законодательная Дума Хабаровского края. Закон № 192 от 30 июня 2004 г. « О присвоении муниципальному образованию города Комсомольска-на-Амуре статуса городского округа и об установлении его границы
    . Вступает в силу со дня официального опубликования.) .
  • Законодательная Дума Хабаровского края. Закон №264 от 14 марта 2005 г «Об административных центрах сельских поселений и муниципальных сообщений Хабаровского края», в ред. Закона №239 от 28 ноября 2012 г. «О преобразовании городского населенного пункта рабочего посёлок Тырма, находящегося на территории Верхнебуреинского района Хабаровского края, путём изменения его статуса в сельский населённый пункт — посёлок Тырма и внесение изменений в отдельные Законы Хабаровского края». Вступил в силу со дня официального опубликования. Опубликован: «Приамурские ведомости», №57, 1 апреля 2005 г. (Законодательная Дума Хабаровского края. Закон № 264 от 14 марта 2005 г. « Об административных центрах сельских поселений и муниципальных образований Хабаровского края»
    в редакции Закона № 239 от 28 ноября 2012 г.
    О преобразовании городского поселения Тырма, расположенного на территории Верхнебуреинского района Хабаровского края, путем изменения его статуса на сельский населенный пункт — поселка Тырма и о внесении изменений в различные законы Хабаровского края
    . Действует со дня официального опубликования.).

Этнографический состав в регионе

По состоянию на 2010 год больше всего в Хабаровском крае русских – 88 процентов. Это даже больше, чем в советское время. Например, в середине ХХ века в регионе было 82 процента русского населения. Украинцев в Хабаровском крае около 26 000 человек, что составляет почти что 2 процента от населения. Коренного населения – нанайцев – крайне мало, всего 11 000 граждан (0,82 %).

Прибывают на Дальний Восток, в том числе и в Хабаровский край, жители близлежащих азиатских государств: Китая, Кореи. По данным статистики за 2010 год, корейцев в регионе 8000 человек, китайцев – 3800. В крупных городах очень много китайских туристов, поскольку для них отменены визы. Поэтому и создается иногда впечатление, что китайцев очень много на Дальнем Востоке.

Население Хабаровского края разговаривает преимущественно на русском языке. Малые народы (нанайцы, эвенки) забывают свой родной язык, и это является серьезной проблемой в настоящее время. Дело в том, что нанайский язык сравнительно молодой, письменность получил лишь в 1930-е годы, а поэтому существует не так много письменных источников на нем. Необходимо сохранять культуры малочисленных народов, но современные программы, направленные на это, работают плохо.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]