Какие достопримечательности есть в Сергиевом Посаде


Сергиев Посад. Вид на Троице-Сергиеву лавру

Се́ргиев Поса́д
, город областного подчинения в России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, центр Сергиево-Посадского благочиния, кафедральный город Сергиево-Посадского епархии. Расположен на южном склоне Смоленско-Московской возвышенности, на реке Канчуре и её притоках, в 71 км к северо-востоку от Москвы. Железнодорожная станция на линии Москва-Ярославль. Население 104,6 тыс. человек (2017).

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Изначально — несколько поселений, возникших в конце XIV — начале века вокруг Троице-Сергиева монастыря, основанного в 1340-х годах преподобным Сергием Радонежским. Благодаря наплыву богомольцев, в XV-XVI веках здесь получили развитие торговля и народные промыслы, главным образом художественная резьба по дереву (особенно известна Богородская резьба, названная по близлежащему посёлку Богородское) и изготовление деревянных игрушек.
К началу XVIII века поселения вокруг монастыря (сёла Клементьево

и
Кокуево
; слободы:
Пушкарская
,
Стрелецкая
,
Иконная
,
Поварская
,
Конюшенная
) слились в единый посад, который с 22 марта 1782 года по указу Екатерины II стал называться
Сергиевским
(или
Сергиевым
)
посадом
. в составе Дмитровского уезда Московской губернии. В 1792 году посад обрел регулярный план. В 1845 году было проложено шоссе, соединившее Сергиевский посад с Москвой. В 1862 году через посад прошла железная дорога соединившая Москву с Ярославлем. Местные жители занимались торговлей и обслуживанием многочисленных паломников.

В 1919 году получил статус города и название Сергиев

, одновременно став центром одноименного уезда. В 1930 году был переименован в
Загорск
, по псевдониму Загорский секретаря Московского комитета РКП(б) В. М. Лубоцкого, погибшего в результате террористического акта в 1919 году. В 1969 году город Загорск, единственный из городов Московской области, был включен в состав Золотого кольца России.

23 сентября 1991 года городу было возвращено историческое наименование Сергиев Посад

.

Статистика

  • 1856 — 12.1 тыс. человек, 10 церквей, 705 домов, 57 лавок
  • 1897 — 25 тыс. человек
  • 1931 — 23.7 тыс. человек
  • 1959 — 75.6 тыс. человек
  • 1970 — 92.4 тыс. человек
  • 1989 — 114.7 тыс. человек
  • 2005 — 114.1 тыс. человек

История Загорска

Город сложился вокруг Троице-Сергиевой лавры, поэтому их истории во многом совпадают.

В 1337 г. в глухом лесу аскеты братья Стефан и Варфоломей построили келью и небольшую церковь Троицы. Стефан вскоре уехал, а Варфоломей стал монахом, приняв имя Сергий, и провёл в отшельничестве несколько лет. Постепенно к нему стали присоединяться монахи из близлежащих местностей. Сергий поставил перед ними условие – собственным трудом зарабатывать на жизнь. Здесь начали развиваться ремёсла, в том числе и в слободах вне монастырских стен.

Праведной жизнью и миротворчеством Сергий снискал себе широкую известность. Много раз ему приходилось мирить русских князей. Троицкий монастырь постепенно превратился в духовный центр русских земель. Именно здесь в 1380 г. Сергий благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.


(928 кб)

После кончины Сергия в 1392 г. он был похоронен на территории монастыря, а спустя 30 лет – причислен к святым. Между этими двумя событиями, в 1408 г., деревянный Троицкий монастырь был сожжён войсками золотоордынского хана Едигея.

Через несколько лет монастырские постройки начали восстанавливаться. А над могилой Сергия был возведён уже каменный Троицкий собор. Благодаря поддержке русских князей восстановленный монастырь быстро развивался. Ему принадлежали окрестные дворы, пахотные земли, луга.

В середине XVI в. Иван Грозный повелел обнести монастырские земли мощными каменными стенами с башнями. В XVII в. превратившийся в цитадель монастырь выдержал многомесячную польско-литовскую осаду. Здесь неоднократно укрывались от противников и соперников царские особы, включая Петра Первого.

В 1744 г. монастырь получил почётный статус лавры. В 1782 г. он, вместе с окружающими многочисленными слободами, стал населённым пунктом Сергиев Посад. Монастырь сыграл роль градообразующего фактора. Новый статус стал толчком к дальнейшему развитию и процветанию. Он приобрёл широкую известность как центр изготовления игрушек, в частности, знаменитых матрёшек.

С установлением Советской власти религиозная жизнь Лавры прекратилась. В ней был основан музей, а монахи были разогнаны или репрессированы. С 1930 по 1991 гг. город назывался Загорском в честь видного большевика. В то же время городское хозяйство продолжало успешно развиваться. С 1946 г., в рамках смягчения государственной политики по отношению к религии, здесь снова появились монахи, и возобновились богослужения. Но весь комплекс Лавры был возвращён церкви только в постсоветское время.

В 1988 г. в рамках празднования тысячелетнего юбилея крещения Киевской Руси, в Загорске открылся памятник Сергию Радонежскому. А через три года городу вернули его историческое название.

Как Загорск получил имя?

Сегодня об основателе монастыря, да и всего Сергиева Посада, написано в школьных учебниках истории; о роли Сергия Радонежского в становлении государственности регулярно рассказывают в прессе; его вклад в объединение русских земель часто подчёркивают политики. Но ещё 15-20 лет назад выйди мы на улицу и спроси прохожих: «Кто такой Сергий Радонежский и почему его имя носит город?», мало кто из них ответил бы. Как в советские времена мало кто знал, почему подмосковный город носит имя Загорск. И уж совсем немногие могли припомнить, что назван так он был не потому, что раскинулся на холмистой местности (помните Агнию Барто: «С горки на горку по городу Загорску…»), а потому… а вот почему, кстати?

Смотрите также: Возвращение Сергия

Даже после революции город долго именовался Сергиев. Непорядок. Нужно было дать населённому пункту новое имя — в духе времени и государственной идеологии. По данным краеведов, директор историко-художественного музея Злинченко в ходе партийной дискусии предложил назвать наш город Ольминском, в честь товарища Ольминского — ректора коммунистической академии, имевшей в нашем городе типографию и библиотеку.

Предлагали ещё один вариант — город Первограмотный. И к первопрестольной близко, и, по легенде, безграмотность в наших краях победили быстрее по сравнению с другими уездными поселениями. Но такой вариант имени не был поддержан большинством, потому что, видимо, легенда не нашла подтверждения.

В 1929 году власти подошли к вопросу с особенным рвением. Городу срочно нужно советское имя, вместо «содержащего упоминание о так называемом преподобном Сергии».

9 мая рабочий известной тогда Сырневской шерстопрядильной фабрики (не местной — фабрика располагалась в Ерёминской волости Александровского уезда) предложил назвать город Загорском в честь революционера Загорского Николая Фёдоровича, «который вёл свою революционную деятельность как в самом Сергиеве, так и в Ереминской волости». 6 марта 1930 года ЦИК СССР утвердил решение, но Загорский в решении почему-то оказался… Владимиром Михайловичем.

Вольф Михелевич Лубоцкий — это настоящее имя Загорского, которого по давней традиции ассимиляции имён именовали Владимиром Михайловичем, — не имел никакого отношения к городу. Позже придумают, что Владимир Загорский «бывал в городе ещё до революции по делам большевистского подполья», но никаких свидетельств этому нет. Может поэтому его имя так и не прижилось в сознании горожан.

28.07.1977 г. Их именами названы города Подмосковья

…Владимир Михайлович Лубоцкий — фамилия Загорского была взята им позднее из конспиративных соображений — прожил всего 36 лет, но столько событий и славных дел вместила его недолгая жизнь: крепкая дружба с Я. М. Свердловым, учившимся с Володей Лубоцким в Нижегородской мужской гимназии, дружба, которая переросла позднее в дружбу революционеров-профессионалов, посвятивших себя борьбе за коммунизм; работа в революционном подполье Нижнего Новгорода; ссылка на вечное поселение в Сибирь; побег оттуда; общение с В. И. Лениным в Женевской эмиграции, а позднее — уже в советские годы — в Москве; борьба на баррикадах 1906 года, неоднократная эмиграция за границу (Англия, Германия, Швейцария); назначение на пост секретаря посольства Советской России в Берлине, а с лета 1918 и до своей героической гибели при взрыве в Леонтьевском переулке г. Москвы 25 сентября 1919 г. он руководит Московской партийной организацией…

Похоронен В. М. Загорский у Кремлёвской стены на Красной площади. Велика любовь советских людей к нему. После 1919 года один из проездов Москвы был назван проездом Загорского. В 1920 г. его именем назван Дом культуры, в 1930 году — районная библиотека на Ткацкой улице в Первомайском районе Москвы; в том же году Сергиев посад Московской области переименован в город Загорск.

Л. Дежина, директор Московской областной научной библиотеки.

От редакции: опубликованный материал Л. Дежиной можно использовать политинформаторам, агитаторам, учителям, пионервожатым, работникам культпросветучреждений в беседах с населением по месту жительства, в цехах, на производственных участках с рабочими, в пионерских лагерях, лагерях труда и отдыха с детьми. Все мы должны хорошо знать жизнь и деятельность В. М. Загорского, именем которого назван наш город.

Как назывался город

Сергиевский посад (до 1919 г.)

Сергиев (с 1919 г. до 5 марта 1930 г.)

Загорск (с 5 марта 1930 до 23 сентября 1991 г.)

Сергиев Посад (с 23 сентября 1991 г. и поныне)

Свято-Троицкая Сергиева Лавра и мощи Сергия Радонежского

На территории самого старого и крупного российского мужского монастыря располагается более полусотни построек. Самое старое из сохранившихся сооружений Лавры – Троицкий собор постройки 1422–1425 гг. В нём, в серебряной раке, хранится самая ценная реликвия – мощи Сергия Радонежского. Горизонтальный иконостас храма, содержащий 40 икон, был расписан Андреем Рублёвым. Его знаменитое произведение «Троица», ныне находящееся в Третьяковке, до Октябрьской революции было украшением собора.

В 1476 г. на месте деревянной была возведена каменная Духовская церковь. В основании этого устремлённого ввысь строения – открытая звонница, в пролётах которой висят колокола. Много раз им довелось оповещать братию и окрестное население об опасности.

Другое центральное сооружение – Успенский собор, построен в 1585 г. по повелению Ивана Грозного в память о взятии Казани. Образцом для прекрасного белокаменного здания с центральным золотым и четырьмя голубыми куполами со звёздами послужил одноимённый собор московского Кремля.

В конце XVII в. была построена монастырская Трапезная с церковью Сергия Радонежского. Её позолоченный иконостас того же века, установленный в церковь в 1948 г., ранее принадлежал разрушенному московскому храму. В XVII в. было построены Царские чертоги для приёма монарших особ и их высокопоставленных гостей. Спустя некоторое время здесь разместилась Духовная академия.

В XVIII в. архитектурный ансамбль Лавры дополнился пятиярусной 88-метровой колокольней с часами-курантами и 42 колоколами. Главные из них – крупнейший в России 72-тонный «Царь», «Благовестник» (35,5 т) и «Первенец (27 т), были реставрированы в начале нынешнего века. Колокольню могут посетить здоровые лица в возрасте от 7 до 60 лет. Рекомендуемый размер пожертвования взрослого – 200 RUR, школьника – 100.

За колокольней расположилась Смоленская церковь в стиле барокко. Она была сооружена на средства фаворита императрицы Елизаветы Петровны – графа Разумовского. По слухам, именно в этой церкви был заключён их тайный брак.

Вход на территорию Лавры для граждан России бесплатный. На сайте Лавры можно заказать групповые экскурсии – обзорную (1600 RUR), расширенную (2800) и «Один день в Лавре» (8000 RUR).

Главная смотровая площадка, с которой хорошо обозревается великолепный архитектурный ансамбль Лавры, находится на Блинной горе. Площадка была создана к московской Олимпиаде 1980 г. В 2014 г. здесь была установлена скульптура «Сергий и голуби». Согласно легенде, поющие птицы слетелись к святому, молитвы которого об учениках были услышаны.

Музеи в Сергиевом Посаде

Широкой известностью пользуются два музея города – Историко-художественный и Музей игрушки.

Государственный историко-художественный музей-заповедник

Историко-художественный музей действует с 1920 г. Сначала в нём демонстрировались сокровища закрывшейся до 1946 г. Троице-Сергиевой лавры. В дальнейшем коллекция пополнялась экспонатами краеведческих музеев и столичного Музея народных промыслов.

Сейчас Историко-художественный музей-заповедник – одно из крупнейших собраний русского искусства. Он состоит из четырёх корпусов. Главный находится по адресу пр. Красной Армии, 144. В его выставочном зале демонстрируются живописные, графические и декоративно-прикладные работы российских художников.

Корпус «Ризница» располагается непосредственно в Лавре, в монастырской Ризнице и Наместничьих покоях. Самые старые экспонаты датируются XIV веком. В экспозиции можно увидеть иконы, средневековые рукописи и книги, золотые и серебряные изделия, художественную вышивку. Многие компоненты коллекции – пожертвования монархов и знатных семейств.

Краеведческий корпус занимает одно из самых известных зданий города по адресу Овражный переулок, 9А. Оно было построено в 1937 г. в неоклассическом стиле с элементами конструктивизма. Шесть десятилетий в нём был детский сад. Сейчас здесь находятся Археологический отдел и Отдел истории и культуры XX–XXI вв.

Название корпуса «Конный двор» по адресу ул. 1-ой Ударной Армии, 2, связано с некогда существовавшим обширным конюшенным хозяйством Лавры. После реставрации здания здесь разместились древние археологические находки, предметы быта XIX в, крестьянские костюмы и головные уборы, изделия мастеров декоративно-прикладного искусства.

Единый билет на все экспозиции и выставки обойдётся в 600 RUR. Стоимость индивидуального билета на одну экспозицию или выставку – 100 RUR, с экскурсионным обслуживанием – 150 RUR, а семейного – 250 RUR.

Музей игрушки в Загорске

Художественно-педагогический Музей игрушки был основан в 1918 г. коллекционером, художником, и искусствоведом Николаем Бартрамом в Москве. Основу экспозиции составила его коллекция игрушек, а также портретов детей русских и западноевропейских живописцев XVIII–XIX вв. С 1931 г. Музей переехал в Загорск, где расположился в старинном особняке напротив Лавры. Город был выбран не случайно. В нём издавна изготовлялись матрёшки, а деревянные игрушки для детей мастерил ещё Сергий Радонежский.

Сейчас в Музее хранятся 30 тысяч разных игрушек. Они подразделяются на разделы русских народных игрушек, восточных игрушек (преобладают японские куклы), новогодних и рождественскых, русских и западноевропейских XIX–XX вв. Демонстрируются игрушки детей последнего русского императора, первая матрёшка, которой исполнилось 110 лет. Здесь, на своей родине, обосновался и знаменитый Мишка – символ московской Олимпиады.

При Музее действует кукольный театр, причём дети вовлекаются в его представления. Можно поучаствовать и в мастер-классах по изготовлению игрушек.

Адрес – пр. Красной Армии,123. Музей работает в среду – воскресенье с 10 до 17 часов, Стоимость билета для взрослых – 150 RUR, школьного и студенческого – 80, а дети до 7 лет могут пройти бесплатно.

Города, как и люди, имеют свое лицо, свой запоминающийся облик, свою судьбу; и подобно тому как человек хранит в своей памяти воспоминания о событиях, делах и интересных встречах, так и города, развиваясь не только в пространстве, но и во времени, отражают и закрепляют свою историю в плакировке площадей и улиц, в облике расположенных на них зданий и ансамблей, в бронзе памятников и граните монументов. В ряду таких интереснейших городов, с которыми непременно надо познакомиться, стоит живописный и богатый стариной подмосковный Загорск.

Город развивался вокруг Троице-Сергиева монастыря, основанного в середине XIV века. И не было тогда у русских людей помыслов выше и важнее, чем поиски путей освобождения родной земли от гнета жестоких поработителей. Поэтому понятно, какое горячее признание и широкий отклик получила в народе неустанная деятельность основателя монастыря Сергия Радонежского (1314—1392) по единению сил разрозненных и нередко враждующих между собой русских удельных княжеств для общей борьбы за независимость под знаменем Москвы, ставшая подвигом всей его долгой жизни.

Великие московские князья, а затем и цари оказывали Сергиеву монастырю подчеркнутое внимание — они часто посещали его, предоставляли ему различные льготы, наделяли богатыми вкладами, посылали туда своих лучших мастеров для строительства и украшения зданий, способствовали превращению монастыря в первоклассную военную крепость. Благодаря такой могущественной поддержке, а также предприимчивости самих монахов богатство монастыря со временем достигло колоссальных размеров: его многочисленные вотчины, угодья и промыслы распространились по всей стране, тысячи крепостных крестьян распахивали его земли, платили ему оброк или работали на него «всякое изделие». Троицкий монастырь вел собственное летописание, здесь собирались рукописи и книги, были свои школы иконописи и «книжного письма»; в монастыре жили и работали многие известные писатели и ученые Древней Руси, здесь начинал свой творческий путь Андрей Рублев, резал свои миниатюры его современник, мастер-ювелир Амвросий. В ризницу монастыря в качестве вкладов поступали первоклассные образцы национального искусства — иконы, шитье, ювелирные изделия и т. д. Известный сирийский путешественник Павел Алеппский, посетивший Троице-Сергиев монастырь в середине XVII века, видел в ризнице «вещи, поражающие ум изумлением и удивляющие умного больше глупца».

Особую ценность для русской культуры представляют древние здания и сооружения монастыря. На его небольшой территории из века в век непрерывно трудились безвестные русские мастера, заменяя деревянные постройки каменными, ветхие и устаревшие — новыми, более совершенными и грандиозными.

Полный глубоко осмысленной красоты и неповторимой живописности, ансамбль зданий Троице-Сергиева монастыря настолько совершенен по своей художественной цельности, что невольно кажется, будто само Время выступало здесь его Зодчим, а люди были всего лишь исполнителями-каменщиками. И может быть, не так уж сильно преувеличивал много повидавший Павел Алеппский, когда писал, что «этот монастырь не имеет себе подобного не только в стране московской, но и во всем мире».

Располагаясь на оживленной дороге из Москвы к «Студеному морю», Троицкий посад превратился в один из значительных населенных пунктов и торговых центров Подмосковья. В конце XVIII века он получил статус города; запутанная сетка его стихийно складывавшихся улиц подверглась коренной реконструкции. Проект планировки города с геометрически правильными кварталами, с самостоятельным административно-торговым центром, с обширной свободной от застройки зоной вокруг монастыря, а также практическое осуществление этого проекта относятся к числу лучших примеров русского градостроительства XVIII—XIX веков.

Здесь, в подмосковном Загорске, где все так проникнуто особым духом седой старины и чарующей сказочности древней архитектуры, постоянно ощущаешь какое-то особое чувство благодарного восхищения перед исключительным мастерством и неиссякаемым творческим поиском столь богатого талантами русского народа.

Архитектор В. И. Балдин

Что посмотреть в Сергиевом Посаде за один день

В Сергиевом Посаде и его окрестностях можно увидеть много других интересных мест, о наиболее заметных из которых речь пойдёт ниже.

На Красногорской площади вблизи входа в Лавру, в 2000 г. был водружён памятник Сергию Радонежскому. На 5-метровом монументе изображён святой в монашеском одеянии. В его левой руке – свиток с составленными им правилами для монастырской братии, а правая – благословляет идущих в Лавру туристов и паломников.

Недалеко от Лавры расположен Спасо-Вифанский монастырь, построенный в конце XVIII в., и действовавший до 1918 г. Его два этажа имели тематическую направленность. Второй этаж был посвящён Преображению Господню, произошедшему на Фаворской горе. На её искусственном макете был расположен иконостас. Первый этаж отображал Воскрешение Лазаря в Вифании. Сейчас бывший монастырь – подворье Лавры.

В 1954 г. в городе открылся впечатляющий Дом культуры, построенный по проекту архитектора Николая Метлина. Это светское сооружение стало новой достопримечательностью Сергиева Посада. Мраморные лестницы, лепные украшения, огромная хрустальная люстра придали зданию торжественный и праздничный вид. В Доме культуры, получившем впоследствии имя Гагарина и статус федерального архитектурного памятника, выступали многие ведущие музыкальные и драматические коллективы.

В 2014 г. на площади у Дома Культуры был открыт реконструированный городской фонтан со светомузыкальной подсветкой, удачно дополнивший ансамбль.

В середине XIX в. в 3 км от Лавры был основан Гефсиманский (Черниговский) скит. К поселившимся здесь старцам за советами и благословением обращались тысячи российских паломников. В построенной отшельниками Пещерной церкви хранилась копия (список) известной иконы Черниговской (Ильинской) Богоматери. В конце XIX в. церковь стала алтарём построенного над ней Черниговского храма. Под скитом расположен ещё один подземный храм.

Находящийся в 11 км от Посада город Хотьково известен благодаря самому старому в Подмосковье Покровскому монастырю, заложенному в 1308 г. В нём были погребены родители Сергия, пострижен в монахи старший брат Стефан. С 1544 г. поначалу смешанный монастырь был подчинён Троице-Сергиеву, и стал исключительно женским. Приглашённые Петром I из Голландии кружевницы и золотошвейки обучили монахинь своему искусству.

В 14 км от Сергиева Посада, близ деревни Взгляднево, находится источник «Гремячий ключ». Вода падает из расщелины с высоты 25 м. Согласно преданию, источник забил после молитвы Сергия, и обладает целебными свойствами. У расщелины сооружена бревенчатая часовня-купель. Температура воды постоянна весь год и равна 6°C.

Религия

Главным градообразующим элементом, определившим и название города, стала Троице-Сергиева лавра, с судьбой которой тесно связана история Сергиева Посада.

31 марта 2002 года было учреждено титулярное Сергиево-Посадское викариатство Московской епархии. Сергиев Посад также являлся центром Сергиево-Посадского благочиния Московской епархии.

С 13 апреля 2022 года город Сергиев Посад является центром самостоятельной Сергиево-Посадской епархии в составе Московской митрополии [1].

Монастыри

  • Троице-Сергиева лавра
  • Спасо-Вифанский

Храмы

  • Александра Невского при мужской гимназии
  • Введения Пресвятой Богородицы во храм, на Подоле, подворье Троице-Сергиевой Лавры
  • Вознесения Господня, в бывшей Иконной слободе
  • Воскресения словущего, подворье Троице-Сергиевой Лавры
  • Всех святых
  • Илии Пророка
  • Иоанна Лествичника
  • Марии Магдалены
  • Михаила Архангела
  • Ольги равноапостольной
  • Петра и Павла (см. храм Воскресения словущего)
  • Покрова Пресвятой Богородицы
  • Параскевы Пятницы, на Подоле, подворье Троице-Сергиевой Лавры
  • Преображения Господня, собор Спасо-Вифанского монастыря
  • Сергия Радонежского
  • Сошествие Святого Духа на апостолов на Никольском кладбище
  • Успения Пресвятой Богородицы, собор Троице-Сергиевой лавры
  • Успения Пресвятой Богородицы, в Клементьеве

Духовные учебные заведения

  • Московская духовная академия

Как добраться из Москвы в Сергиев Посад

Троице-Сергиева Лавра – комплекс действующих православных храмов. Здесь ежедневно проводятся богослужения. 8 октября (день памяти Сергия) и 18 июля (день обретения его мощей) они проходят с участием Патриарха. Круглый год Лавра открыта с 5 утра до 9 вечера.

Достопримечательности Сергиева Посада внесезонны и привлекают любителей познавательного туризма круглый год. По отзывам большинства путешественников, побывавших здесь в разные времена года, предпочтительное время посещения – зима. Заснеженная Лавра походит на сошедшую с небес. К тому же, зима в Сергиевом Посаде мягкая и не очень холодная.

Туристы и паломники за 1–2 часа могут доехать из Москвы несколькими способами. Самый удобный – электричкой от Ярославского вокзала. Отправляющимся каждые полчаса. Стоимость билета 152 RUR и гарантированно через 1,5 часа поезд доставит туриста на железнодорожный вокзал Сергиев Посад.

Оттуда до Лавры – 15 минут ходьбы по Сергиевской улице. Она приводит к смотровой площадке на Блинной горе. Затем следует мимо реки пройти Пятницкую часовню и по туннелю выйти на Красногорскую площадь к воротам Лавры. Альтернатива – автобусы № 2, 7 и 38 до остановки «Белый пруд» (23 RUR) или маршрутные такси.

От станции метро «ВДНХ» каждые 20 минут отправляются автобусы № 388. За 145 RUR они по Ярославскому шоссе максимум за 2 часа доставят туриста на посадскую автостанцию, находящуюся рядом с железнодорожной.

При наличии собственного или арендованного автомобиля можно за час-полтора по трассе М8 Ярославского шоссе доехать до города. Проехав Московское шоссе, следует продолжить движение по проспекту Красной Армии. На его правой стороне недалеко от Лавры есть парковки, где за 150 RUR – 200 RUR в день можно оставить автомобиль.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]