Долгопрудный |
Долгопрудный
, город областного подчинения в России, составляет одноимённый городской округ Московской области, центр Долгопрудненского благочиния Сергиево-Посадской епархии. Расположен на окраине Мещёрской низменности, в 20 км к северу от Москвы. Железнодорожная станция на линии Москва-Дмитров. Население — 104 238 человек (2017).
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Место, где ныне расположен город, отмечено двумя невысокими курганами XII века. До определенного времени здесь были расположены единичные поселки и хутора, а в XIV веке появились господские дома с небольшими поселениями. Со второй половины XVI века известно село Стербеево на реке Гнилуше
(впоследствии Гнилуши); в 1617 году впервые упоминается деревня
Курлыково на реке Клязьме
(впоследствии Котово). Средоточием будущего города стала усадьба
Виноградово на Долгих прудах
, названная так в связи с расположением при Долгом («длинном») пруде, образованном запрудой речки. В XVII веке усадьбой владел Г. Г. Пушкин, затем — его родственники, с 1729 года — князь В. В. Долгоруков, с 1758 года — А. И. Глебов, а с 1790 года — Е. И. Бенкендорф. В 1905 году имение было сожжено крестьянами и вновь отстроено в 1911 году.
В начале века близ села Виноградова (Долгих Прудов) прошла ветка железной дороги Москва-Савёлово (ныне в черте города Кимр). В 1914 году в километре от Виноградова была открыта железнодорожная платформа Долгопрудная
.
В 1931 году рядом с платформой началось сооружение дирижаблестроительной верфи, газового завода и других сооружений для эксплуатации дирижаблей. Одновременно строился рабочий поселок с преимущественно двухэтажной застройкой. 1 июля 1935 года поселок был официально отнесен к категории рабочих поселков и получил наименование Дирижаблестрой
. C 1932 по 1937 год рядом с поселком велось строительство канала Москва-Волга имени Сталина. 15 июля 1937 года открылась первая постоянная навигация по каналу, который стал западной границей поселка.
19 октября 1937 года в связи с прекращением строительства дирижаблей и реорганизацией производства рабочий поселок был переименован в Долгопрудный
. В 1940 году здесь начала работу Центральная аэрологическая обсерватория. В 1953 году посёлок стал центром Красно-Полянского района.
В 1957 году Долгопрудный получил статус города районного подчинения, после чего оживилось жилищное и культурно-бытовое строительство. В 1950-1960-х годах развивался как конгломерат посёлков при промышленных предприятиях и физико-техническом институте. В 1959 году в черту Долгопрудного вошел посёлок Водники
, вместе с Хлебниковской ремонтно-эксплуатационной базой. В 1963 году Долгопрудный был отнесён к категории городов областного подчинения, а в городскую черту были включены деревни
Гнилуши
,
Котово
,
Щапово
и
Лихачёво
. С начала 1970-х годов велось строительство девятиэтажных и шестнадцатиэтажных домов.
В 2003 году в черту города были включены поселок Хлебниково
, село
Павельцево
и рабочий поселок
Шереметьевский
. В 2005 году был учреждён городской округ «Город Долгопрудный» в состав которого вошёл только собственно город. По состоянию на начало XXI века в Долгопрудном находились Московский физико-технический институт, Долгопрудненское ПАТП ГУП МО «Мострансавто», предприятия машиностроительной, химической, оборонной отраслей, а также перерабатывающие и строительные предприятия; действовала фабрика театральных принадлежностей.
Статистика
- 1939 — 8.0 тыс. человек
- 1959 — 33 тыс. человек
- 1970 — 53.1 тыс. человек
- 1989 — 70.8 тыс. человек
- 2005 — 77.1 тыс. человек
Долгопрудный
Видео: Долгопрудный
Достопримечательности
На восточной окраине города — ансамбль бывшей усадьбы Виноградово (XVII—XX века), которая принадлежала Г. Г. Пушкину, А. И. Глебову, А. И. Бенкендорфу, Э. М. Банза. В комплексе усадьбы — церковь Владимирской Божьей Матери (XVIII век, приписывается М. Казакову), дом Банза (1913 г., архитектор Рыльский), дом Германа (1914 г., архитектор Рыльский, заброшен), конный двор, клуб-кинематограф, скотный двор, ледник, плотина, ворота. В черте города — усадьба Мысово (XIX век).
- Храм Казанской Иконы Божьей Матери (2003)
- Храм Преображения Господня (2006)
- Храм Георгия Победоносца (1774)
- Храм Спаса Нерукотворного (1684) — усыпальница знаменитых князей Юсуповых
- Храм Царя-Мученика Николая II (1999)
Транспорт
Городской транспорт города представлен автобусами и маршрутными такси, в том числе до Москвы до четырёх линий метро.
В черте города имеются четыре платформы пригородных электропоездов Савёловского направления МЖД: Новодачная, Долгопрудная, Водники и Хлебниково, с помощью которых можно добраться в том числе в Москву. На платформе Долгопрудная останавливается РЭКС, который доезжает до Москвы-Бутырской (Савёловский вокзал) за 20 минут.
История
Название города происходит от наименования железнодорожной платформы Долгопрудная (1900 года постройки), чьё имя, в свою очередь, происходит от Долгого («длинного») пруда усадьбы Виноградово, находящегося неподалёку. Окрестности Долгих прудов на рубеже ХIХ-ХХ веков становятся дачным местом. Около одного из них и возникает остановка Долгопрудная, вокруг которой постепенно начинает разрастаться поселок. Вскоре появляются и так называемые «новые дачи» – несколько ближе к Москве, возле которых затем появляется остановочный пункт Новодачная.
Город же Долгопрудный обязан своим рождением дирижаблестроительной верфи, которая была построена недалеко от железной дороги. Рабочий посёлок «Дирижаблестрой» был основан в 1931 году на базе центра по строительству дирижаблей и Московского дирижаблепорта. 5 мая 1932 года дирижаблестроительный комбинат начал работу, а уже 7 ноября того же года построенный на нем дирижабль участвовал в параде на Красной площади. Именно здесь были построены самые большие дирижабли серии «СССР-В». В 1930-е годы в течение пяти лет на комбинате работал выдающийся дирижаблестроитель Умберто Нобиле. В 1935 году Дирижаблестрой получил статус рабочего посёлка, а в 1938 году был переименован в Долгопрудный; строительство дирижаблей, признанное неперспективным, было приостановлено. Верфь была снесена, а город остался…
C 1932 по 1937 годы через эти места шло строительство канала Москва-Волга им. Сталина. Были созданы Управления Москва-Волгострой и Дмитлага ОГПУ( с 1934 г. — НКВД). Управление стройкой находилось в Борисоглебском монастыре города Дмитрова. Стройку вели заключённые, располагавшиеся в лагерях по всей длине канала… 17 апреля 1937 г. была заполнена водой вся трасса канала Москва-Волга. 15 июля открылась первая постоянная навигация по каналу.
В рамках масштабного гидропроекта было создано Клязьминское водохранилище, на берегу которого был построен рабочий поселок водников (вошедший в черту Долгопрудного), давший название остановке Водники (в 1951 году платформа Савёловского направления МЖД «19 км» была переименована в Водники).
В 1940 году в Долгопрудном начала работу Центральная аэрологическая обсерватория.
25 ноября 1946 года вышло постановление Совмина СССР о создании в Долгопрудном физико-технического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который с 17 марта 1951 года преобразован в Московский физико-технический институт.
В 1953 году Долгопрудный стал центром Красно-Полянского района, а в 1957 году получил статус города районного подчинения. После этого здесь активизировалось жилищное и культурно-бытовое строительство. В 1963 году Долгопрудный был отнесён к категории городов областного подчинения (в городскую черту включены деревни Гнилуши, Котово, Щапово и Лихачёво). В 1988 году бывшее село Виноградово, что на Долгих прудах (изначально давших название городу!) было исключено из состава Долгопрудного и включено в состав района «Северный» СВАО города Москвы.
В 2003 году в состав города Долгопрудный были включены рабочий посёлок Шереметьевский и село Павельцево.
В 2000-2010-ые годы интенсивно застраивалось и застраивается живописное побережье залива в микрорайоне Водники. Здесь появились Международный Яхтенный порт, а также — роскошный клуб «Адмирал» и другие частные клубы, «отрезавшие» жилые кварталы Водников от прямого доступа к воде. Новую улицу, вдоль которой выстроились заборы и КПП оных клубов, «отцы города» услужливо нарекли Адмиральской… А для бесплатного отдыха у жителей Долгопрудного осталась пляжная зона «на отшибе».
10 октября 2014 г. в Долгопрудном побывал губернатор Московской области Андрей Воробьев. Он заверил, что береговая линия около Клязьминского водохранилища в микрорайоне Водники будет благоустроена к 2016 году:
«Впереди у нас второй этап проекта благоустройства. В Долгопрудном есть известный пляж Водники, он не благоустроен. С марта мы начнем большую работу. Около двухсот миллионов рублей будет в это инвестировано от инвестора. Пляж и береговая линия будут сделаны по самым высоким стандартам. До конца года эта пляжная зона может быть завершена.»
— сказал Воробьев. Губернатор уточнил, что на пляже построят подпорную стенку и капитальные сооружения для кафе и отдыха. По словам советника губернатора Московской области Игоря Чайки, площадь пляжа в Водниках составит около 3 га и будет разделена на три зоны – парковую, культурно-досуговую и пляжную. Набережная растянется на 370 метров. В непосредственной близости уже «оконтуривается» микрорайон Московские Водники, проект которого в обозримом будущем вынесут на Градсовет Московской области…
Маршруты на карте Долгопрудного. Транспортное сообщение
Городская сеть муниципального транспорта Долгопрудного представлена автобусами, многие маршруты которых дублируются маршрутным такси.
До Москвы можно доехать на метро, в город ведут три линии: Замоскворецкая, Серпуховско-Тимирязевская, Таганско-Краснопресненская. В столицу также можно добраться на пригородных электричках Савёловского направления МЖД. В городе имеются пять платформ: Водники, Новодачная, Долгопрудная, Шереметьевская и Хлебниково.
На Долгопрудной останавливается пригородный экспресс, доезжающий до Савёловского вокзала в Москве менее чем за 20 минут.
Недалеко от Долгопрудного находится международный аэропорт «Шереметьево».
Основные Улицы Долгопрудного
Первомайская – первая улица города – берёт начало от платформы Новодачной и заканчивается на перекрёстке с улицей Павлова.
Лихачёвское шоссе, переходящее в Лихачёвский проспект, проходит через весь город и заканчивается у МКАДа.
Новое шоссе, продолжающееся Шереметьевским шоссе, ведёт к международному аэропорту «Шерметьево». Карта Долгопрудного насчитывает 171 улицу.
На площади Собина, которая находится в центральной части города, открыт памятник в виде ракеты в честь работников Долгопрудненского научно-производственного предприятия. Недалеко построен фонтан. На карте Долгопрудного с домами указано, что напротив ДК «Вперёд» на площади Собина расположено здание Авиационного техникума.
Экономика и промышленность Долгопрудного
Долгопрудный – научно-промышленный центр Подмосковья, где работают предприятия химической промышленности, оборонного и машиностроительного комплекса, производства строительных материалов и конструкций. Самыми заметными из них являются:
- «Долгопрудненское научно-производственное предприятие», выпускающее вооружение для средств ПВО.
- В городе работает старейшее предприятие Спецстроя РФ – «Долгопрудненский комбинат строительных изделий».
- В 1956 году было открыто «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики», сейчас ведомственное предприятие Министерства промышленности и торговли.
- «Московский камнеобрабатывающий комбинат» занимается изготовлением облицовочных материалов для шлюзов, набережных канала Москва-Волга.
Пищевая промышленность представлена в Долгопрудном: «Андреевскими кондитерскими мастерскими», Плодоовощной базой «Вегетта», Фабрикой по производству мороженого «Чистая линия».
Какие существуют отзывы о городе Долгопрудный?
Город Долгопрудный – это старинное и достаточно известное посещение. Естественно, в современное время, здесь все в значительной степени изменилось. Итак, что же говорит местное население о той территории, где они проживают? Первоначально, здесь стоит выделить последующие наиболее распространенные отзывы:
- Марина, 39 лет.
Купили жилье в Долгопрудном еще 4 года назад. Естественно, сразу же переехали сюда жить. Очень понравилась местная чистота. Мы переехали из достаточно чистого района столицы. Там никогда на улице нереально увидеть даже одной брошенной бумажки. Поэтому, мы очень удивились, когда увидели огромное количество мусора вблизи платформы Водники. Для нас это оказался самый настоящий шок. Вне зависимости от этого, городок является достаточно хорошим. Здесь проживают отзывчивые и приветливые люди. Достаточно удобной является и сама транспортная доступность. Хотя, местные улицы, первоначально, не были рассчитаны на такое огромнейшее количество автомобилей.
- Екатерина, 24 года.
При переезде в этот город, я оказалась в самом настоящем ужасе. На территории постоянно сжигается мусор. Здесь функционирует закрытый от людей полигон. В вечернее время наблюдается просто жуткий запах. Сам город периодически находится, как будто в ужаснейшем тумане. Все это – сгоревший мусор, витающий в воздухе. Просто ужас! Невозможно открыть окна в собственной квартире. Со всем этим необходимо срочно что-то делать! А вот все остальное нас вполне устроило. Место является тихим и достаточно спокойным.
- Марина, 31 год.
После переезда, Долгопрудный нам очень сильно не понравился. Вне зависимости от этого, радует большое количество различных полезных объектов. К примеру, сюда стоит отнести, как супермаркеты и торговые центры, так и многочисленные аптеки. В любой ситуации, город просто прекрасно подходит для людей пенсионного возраста. Здесь постоянно царит тишина и самое настоящее спокойствие. Это идеальное место для организации поездки на природу, а также для приготовления вкуснейшего шашлыка.
- Елена,49 лет.
В городе имеется один очень отрицательный момент – это самый настоящий мусорный коллапс. Все время, в различных местах что-то сжигается. Очень редко не слышно запаха гари. Вне зависимости от того, что была заявлен рекультивация местной свалки, все равно в городе так ничего и не изменилось. К огромнейшему сожалению, мы очень сильно пожалели о том, что приобрели жилье именно в этом месте.
- Джордж, 44 года.
Многие люди в последнее время о городе Долгопрудный оставляют только отрицательные отзывы. Скорее всего, речь идет о тех гражданах, которые не посетили этот замечательный городок еще в 90-е годы. Я живу здесь очень давно. Мне все нравится. Купили в этих местах квартиру. Все просто прекрасно. Намерены жить там и дальше. Не стоит никого ругать. Лучше полюбить то место, где придется жить и дальше.
- Василий, 46 лет.
На сегодняшний день, я нахожусь на пенсии. У меня было целых 4 тяжелейших ранения. Раньше, я работал создателем оборонной техники в сфере стратегического вооружения. В жизни было очень много неприятных моментов. Сейчас все изменилось. Я переехал в спокойный и интересный город. Здесь действительно можно очень хорошо жить на пенсии. Не устраивает только то, что слишком маленькая пенсия. А вот коммунальные платежи являются достаточно большими.
- Алексей, 50 лет.
Мне все очень сильно не понравилось. Очень сожалению о том, что когда-то переехал в это место. Не понравилось и то, что большинство магазинов располагается именно в старой части этого населенного пункта. Естественно, там все хорошо. А вот в других местах, со всем этим, дела обстоят не слишком хорошо.
Дома являются приятными и новыми, что естественно, очень хорошо. Процесс строительства жилых сооружений осуществляется достаточно быстро. В отличие от Москвы, сам воздух здесь является заметно чище. Что же касается стоимости продуктов, то цены зачастую практически ничем не отличаются от московских. Иногда можно найти что-то дешевле, или, наоборот, что-то намного дороже. До столицы можно добраться достаточно быстро. На местной электричке дорога длится не больше 15 минут. Особенно радует большое количество местных водоемов. В летнее время, там всегда можно приготовить вкуснейший шашлык.
- Олеся, 27 лет.
Живу здесь с самого рождения. Все просто прекрасно. Нравится то, что на электричке можно легко и быстро добраться в любое необходимое место. Особенно радует местная достаточно спокойная обстановка. Среди остальных видов наиболее распространенного транспорта стоит выделить автобусы и не менее популярные маршрутки. А вот продукты можно приобрести практически в любом месте. На территории функционирует огромное количество супермаркетов, а также обычных магазинов. Всегда можно посетит и продуктовый, а также вещевой центральный рынок. В любой ситуации, жизнь в этом городе является достаточно спокойной и максимально тихой. Всегда работают и бары, где при наличии необходимости, можно хорошо отдохнуть.
- Елена, 35 лет.
При переезде в эту местность, очень понравилось то, что город располагается максимально близко к МКАД. Расстояние – всего несколько километров. Основная особенность города – это наличие известного института. Сегодня здесь все в значительной степени изменилось. Это больше не закрытый город, которого ранее не было даже на карте.
Таким образом, на сегодняшний день отзывы о Долгопрудном самые разнообразные. В основном, они являются только положительными. Хотя, как и всегда не обходится и без некоторых отрицательных моментов.