У этого топонима есть и другие значения, см. Облучье (значения).
Город Облучье Страна
|
: неверное или отсутствующее изображение |
К:Населённые пункты, основанные в 1911 году
Облу́чье
(идиш אָבלוטשיע[2]) — город (с 1938) в России, административный центр Облученского района Еврейской автономной области.
Население — 8792[1] чел. (2016).
История
Город основан в 1911 году строителями Амурской железной дороги под названием Сололи (от протекавших рядом рек Большая и Малая Сололи). За 4 года были построены 200-метровый Облученский тоннель (один из семи Хинганских тоннелей) и железнодорожная станция Облучье, под парковые пути которой были насыпаны тонны грунта. В 1915 году здесь состоялась смычка первого и второго участков Амурской железной дороги, завершившая её строительство (оставался не сданным только мост через Амур). Тогда же Облучье получило своё современное название.
Статус посёлка городского типа присвоен в 1928 году, статус города — с 1938 года.
LiveInternetLiveInternet
История города тесным образом связана со строительством Транссибирской магистрали. В апреле 1911 г. из Петербурга на окончательные изыскания и постройку третьего участка восточной части Амурской железной дороги выехала группа специалистов.
В июне отряд высадился в станице Пашковской, откуда строители двинулись к месту будущей станции Сололи, как первоначально окрестили бу¬дущее Облучье.
Бревенчатые здания появились в Облучье не скоро. Строители жили в палатках до самой зимы. Вначале срубили только пекарню, затем несколько бараков со сплошными нарами. К окончанию изыска¬тельских работ определились основные дистанции строительства: Лагар-Аул, Кимкан, Кульдур и одна — в Сололи (от названия рек Б. и М. Сололи}, которой управлял инженер Лесхов. Именно этой дистан¬ции суждено было стать городом. 17 февраля 1915 г. на станции произошла стыковка рельс, и облученский участок железной дороги был сдан в эксплуатацию. С этого времени начинает функциониро¬вать Облученское паровозное депо.
История города неразрывно связана с историей локомотивного депо. Большой и трудный путь прошел его коллектив, от первых ма¬ломощных паровозов до современных электровозов.
В 1936 г. на месте деревянной церквушки (Железнодорожная разъездная церковь станции Облучье) было построено двухэтажное здание дистанции сигнализации и связи. 20 октября 1938 г. рабочий поселок Облучье получил статус города, а в 1945 г. стап центром Облученского (бывшего Бирского) района. Город жил жизнью крупного железнодорожного узла: здесь находипись локомотивное и вагонное депо, мастерские и другие ли¬нейные предприятия. Большая часть трудоспособного насепения гсрода связана с железной дорогой. Облученские железнодорожники первыми на Дальнем Востоке стали водить тяжеловесные составы.
Создавались и предприятия пищевой и легкой промышленно¬сти. В настоящее время промышленность города представлена предприятиями по производству хлебобулочных изделий, молочных продуктов, по пошиву и ремонту одежды, обуви; действуют участок ПО «Востокэлектроремонт», типография, трансформаторная под¬станция на 220 кВт. спецсемлесхоз. госпромхоз, пчелосовхоз, строи- тепьные организации.
В 1967 г. в Облучье была построена АТС на 600 телефонных номеров.
В городе 5 школ, в т.ч. самая большая в ведомстве ДВЖД школа-интернат на 900 мест.
Это одна из старейших школ города — школа № 3 г.Облучье. В ней был, кстати, небольшой, но достаточно интересный музей, созданный стараниями учеников и учителей..
Из стен старейшего учебного заведения города ПУ-6, которое было открыто в 1914 г., вышло более 10 тыс. специалистов для железной дороги.
Облучье является культурным и спортивным центром района -здесь работают музыкальная школа, детский эстетический центр, клуб на 500 мест, два кинотеатра, библиотека, лыжная база и спортивная площадка. С 1935 г. выходит районная газета «Искра Хинга- на». Такова справка по истории г. Облучья, подготовленная в стенах областной библиотеки. А сейчас немного расскажу о памятниках, которые я посмотрела во время своей поездки. Начну с традиционного в прошлом для всех советских городов памятника В.И. Ленину. Стоит он на центральной точке города — железнодорожном вокзале.
Но не в центре, как было бы раньше, первым встречая приезжающих в город, и не на маленькой привокзальной площади (скорей площадке), а скромно притулился где-то сбоку здания. Чтобы его увидеть надо специально обойти вокруг здания вокзала.
Такой маленький, уютный, камерный Ильич стоит на зеленой площадке огороженной с трех сторон вокзальными стенами.Хорошо замаскировался! Установлен в 1970 г.
Недалеко от вокзала, в верхней части города на небольшой заасфальтированной площадке, которая гордо называется центральной площадью, находятся ещё два памятника.
Это — Памятник в честь воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, установленный также в 1970 г. Это мое фото.
А это, куда более четкое, с gazetaeao.ru . Именно здесь проходят торжественные митинги
А рядом, на этой же площади, стоит другой памятник, установленный значительно раньше и посвященный более ранней трагической истории Дальнего Востока — Гражданской войне и интервенции.
Памятник партизанам, замученным японо-американскими интервентами в декабре 1919 г. На нем так и написано
«Вечная слава героям-партизанам, павшим в борьбе с американско-японскими интервентами за свободу и независимость нашей Родины». Обратите внимание, что поставленный в годы Советской власти, он славит героев не за борьбу с белыми, которые тоже довольно жестоко расправлялись с подпольщиками и партизанами, действовавшими на территории Облученского района, а именно с интервентами, отделяя внутренние распри от более важного — независимости России, принадлежности ей Дальнего Востока. Американские и японские интервенты особо старались контролировать Транссиб. Особо запомнились жестокости японцев. Сегодня об этом особо не вспоминают, а в мои детские годы ещё жили очевидцы тех событий.
Прежде чем перейти к ещё одной на мой взгляд достопримечательности Облучья, я упомяну знак, который я не видела, но который тоже можно считать памятником, я нашла его фото в сети.
Установка креста в городе Облучье на месте предполагаемого строительства храма (2005г).
Ну а лично мне достаточно интересным показался сам железнодорожный вокзал — зеленый, уютный, украшенный живописными работами.
старые фото отсюда — https://obluchye.eao.ru/city/history.php
География
Город расположен на реке Хинган (приток Амура), в 159 км от Биробиджана, на границе с Амурской областью. Железнодорожный узел на Транссибирской магистрали, которая здесь делает большую петлю между сопок в виде облучка (отчего происходит одна из версий названия ранее — посёлка, теперь — города).[16] Благодаря тому, что город закрыт с севера горами, микроклимат местности очень благоприятный.
С запада на восток город окружён сопками. На севере горы сближаются, оставляя узкий проход для реки Хинган. С юга город ограничен широкой заболоченной равниной.
Спутник города Облучье — село Ядрино Амурской области, расстояние по автотрассе «Амур» около 2 км, напрямую — южную часть города и село разделяет река Хинган.
Климат
Климат в этом районе муссонный — зима сухая и холодная, лето влажное и тёплое. Средняя температура января минус 25 °C, июля — плюс 20 °C.
Воды реки Хинган используются в основном для нужд станции, население города снабжается подземными водами.
- Среднегодовая температура воздуха — −0,6 °C
- Относительная влажность воздуха — 70,2 %
- Средняя скорость ветра — 1,8 м/с
Климат Облучья | |||||||||||||
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средняя температура, °C | −25,1 | −20 | −9,3 | 2,9 | 10,7 | 16,7 | 19,9 | 18,0 | 11,4 | 1,5 | −12,2 | −23 | −0,6 |
Источник: [www.retscreen.net/ru/home.php NASA. База данных RETScreen] |
Облучье
Основание железнодорожного поселка
Город Облучье ведет свою историю с лета 1911 года, когда в июне в станицу Пашковскую прибыла первая группа строителей, возглавляемая молодым техником Иосифом Арсеньевичем Мулиным. Молодые строители не имели никакого представления об Амуре и тайге, они были восхищены нетронутой дикой природой. Первостроителям понадобилось три дня, чтобы добраться от станицы Пашковской до места будущего города и будущей станции Сололи. Название «Сололи» происходит от протекавших поблизости рек – Большой и Малой Сололи. Рабочим приходилось прорубать топорами просеку в тайге, чтобы на лошадях протащить телеги с вещами, инструментом и провизией.
В долине реки Хинган установили балаганы и палатки. Среди строителей были студенты из западных регионов России и Украины, в том числе из Москвы и Петербурга, приехавшие на заработки. Труд людей был тяжелым, приходилось работать от зари до зари за мизерную плату, а из инструментов только лопата, кайло, тачка и носилки. Станцию Сололи строили из лиственницы и кедра, которые росли на окружавших долину склонах сопок. До конца 1911 года рабочим приходилось жить в палатках. К концу года были построены хлебопекарня, баня и несколько бараков, оборудованных сплошными нарами.
Вскоре появилась и первая улица с деревенскими домами. По предложению рабочих, выпускников Петербурского технологического института, было решено назвать первую улицу Невским проспектом, правда отойди в сторону на десять метров – нехоженая тайга. Где теперь тот Невский проспект, сегодня трудно уже определить. Ныне город Облучье разделен железной дорогой на две части. В верхней части города проходит главная улица – 30 лет Победы, раньше называвшаяся Вокзальной. Быть может это и есть тот Невский? Однако и улица Денисова, проходящая в нижней части Облучья и получившая свое название в честь пограничника Раддевской заставы, героя, погибшего во время конфликта с японскими нарушителями границы, тоже может быть бывшим Невским проспектом. На обеих улицах есть старые строения: в верхней части – четырехквартирные одноэтажные дома, в нижней – многоквартирные двухэтажные. Но все эти постройки относятся к 40-м годам.
После прокладки колеи по склонам сопок, в обход длины реки Хинган, станция Сололи была переименована в Облучье. Откуда появилось это название? В этом месте железнодорожная колея изгибалась, напоминая облучок извозчичьей пролетки, вероятно, отсюда и произошло название города. На весь поселок был лишь один фельдшер, им был немец Буг, знавший по-русски, по словам старожилов, только несколько слов, а свое дело фельдшер знал плохо. Потому неудивительно, что в те годы заболевшие воспалением легких редко поправлялись. Тяжелая работа и отсутствие медицинской помощи приводили к смерти многих десятков людей.
До 1915 года, всего за 4 года, строители возвели станцию, только под парковые пути перенесли на свои плечах миллионы тонн грунта, был построен 200-метровый Облученский тоннель. Это был настоящий подвиг людей. 12 февраля 1914 г. была закончена укладка рельс на всем среднем участке Амурской железной дороги, рабочие осуществили смычку среднего участка с Восточной частью Амурской железнодорожной магистрали. Этот день принято считать днем рождения дистанции пути. В 1915 г. Облученский участок дороги был принят в эксплуатацию. Наместником императора на Дальнем Востоке Николаем Львовичем Гондати была перерезана красная лента на мосту, и паровоз Ов-14 потянул состав из 4-х вагонов в сторону Хабаровска.
Облучье после революции
В 1918 году было начато строительство паровозного депо, проходившее в невероятно сложных условиях. В 1918 г. станция Облучье была захвачена японцами. Белогвардейцы устроили настоящий террор, арестовывали невинных людей, подвергали пыткам и растеривали.
Станция Облучье стала одним из центров партизанского движения. Руководство подпольной деятельностью осуществлял Амурский партизанский штаб, подпольщики Облучья строго выполняли его предписания. 13 августа 1919 г. село Албазинка Завитинского уезда стало местом проведения съезда представителей отрядов Амурской области, на котором обсуждали методы и возможности борьбы с интервентами. В условиях объявления Японией войны Советской России было решено избегать сражений с японцами, а действовать другими методами: организовывать налеты на водный и железнодорожный транспорт, подрывать мосты, дезорганизовать связь и движение. Партизаны доставали взрывчатку и оружие и уходили в тайгу, они контролировали 100-километровый участок пути между станцией Облучье и Архарой. В 1918 г. вблизи Облучья партизаны пустили под откос японский состав с живой силой и военным грузом. В данном случаи партизанам удалось обойтись без взрывчатки: они развинтили болты, соединяющие рельсы и развели их. В ответ белогвардейцами при поддержке японцев была захвачена группа партизан. Пленных подвергли нечеловеческим пыткам и после этого расстреляли. После освобождения Облучья от интервентов подразделениями Красной Армии, останки расстрелянных партизан захоронили на площади, где сегодня среди деревьев стоит скромный обелиск. Одна из улица города названа Партизанской.
После установления на Дальнем Востоке Советской власти был укреплен железнодорожный узел, поселок железнодорожников растет и развивается. В 1928 году поселение Облучье получило статус поселка городского типа, а в 1938 году – статус города, став центром 1-го отделения Дальневосточной железной дороги.
История Облученской школы
В 1935 г. в центре Облучья было построено здание средней школы №70 – первое четырехэтажное здание в поселке. Семилетняя железнодорожная школа занимала три здания в поселке: в двух зданиях занимались 3–7 классы (здесь ныне находится школа рабочей молодёжи), в здании бывшей церкви занимались 1–2 классы. Первым директором школы (с 1932 г.) был Алексей Панфилович Барабаш, ставший заслуженным учителем РСФСР. В предвоенные годы укреплялась материально-техническая база новой школы, создавался ученический коллектив, шло укомплектование школы педагогическими кадрами.
Мирный труд облученцев прервался Великой Отечественной войной. Многие облученцы ушли добровольцами на фронт. На городской площади установлен обелиск, посвященный памяти погибших горожан в годы войны 1941–1945 гг., сооруженный в марте 1970 г. В годы войны учителя и учащиеся нередко занимались в пальто, топлива было недостаточно. Силами и учителей, и учащихся для школы заготавливались дрова, было организовано подсобное хозяйство, в котором выращивались овощи. Патриотический лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» был с воодушевлением воспринят учителями и учащимися. В классах устраивались соревнования по сбору средств, направляемых в помощь фронту, люди собирали и отправляли на фронт посылки с теплыми вещами. В трудном 1942 году учащиеся, учителя и родители школы №70 перечислили в фонд обороны свыше 150 тыс. рублей, по тем временам сумма огромная. Сотни тонн металлолома, собранного школьниками, пошли на переплавку и производство оружия и запчастей к технике. Каждый школьник Облучья брал на себя обязательство отправить по две посылки на фронт. В феврале 1943 г. в адрес 70-й школы поступила правительственная телеграмма, в которой Верховный Главнокомандующий и Нарком обороны благодарили ребят за оказанную Родине помощь в трудные для страны дни.
В июне 1986 г., в канун 50-летия 70-й школы, на станцию Облучье прибыл новый электровоз, с надписью на нем: «Электровоз имени Героя Советского Союза Ю. В. Тварковского». Он был произведен из металлолома, собранного учениками школы №70 города Облучье. Патриотическое начинание школьников – собрать металлолом в целях обновления парка депо – дало свои реальные результаты. Право управления магистральным электровозом был доверено выпускнику школы №70 – машинисту Зайцеву Виктору Николаевичу.
Развитие экономики города
Дистанция связи и сигнализации создавалась на базе примитивных, в современном понимании, систем связи, без применения какой-либо автоматики. До революции в регионе использовалась только связь на аппаратах Морзе, которую применяли как средство сообщения движения поездов. Первую воздушную линию на участке Карымская – г. Хабаровск построили в 1934 г., а в 1936 г. на месте деревянной церкви 1911 года постройки возвели 2-х этажное здание дистанции сигнализации и связи. Подсобное хозяйство в дистанции было создано в 1943 году, в нем выращивались картофель, огурцы, помидоры. Кроме того, были организованы охотничьи бригады. Продукты выдавали многодетным семьям и семьям фронтовиков.
В 1953 году в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 21 декабря 1953 г. был образован Облученский лесхоз. В 1966 году лесхоз реорганизовали в специализированный семенной (хозяйство специализировалось на кедре корейском). На территории лесхоза выделили орехопромысловую зону площадью 50,9 тыс. га.
В 1950–1960-х гг. в городе функционировала центральная электростанция (ЦЭС). Она располагалась в здании, построенном японскими военнопленными для промышленного комбината в поселке Хинганск. Здесь вырабатывалась энергия, которая подавалась на подстанцию предприятия «Хинганолово». Позднее станцию стали использовать для обеспечения города электроэнергией. Коллектив ЦЭС состоял примерно из 150 человек. В городе был открыт клуб «Энергетик», где проводились концерты художественной самодеятельности и вечера отдыха. В районе «Энергетика» действовал фонтан. Была своя футбольная команда, которую называли «цэсовской». После постройки в 1971 году ЛЭП и подстанции работа ЦЭС стала нерентабельной, и в том же году она прекратила свое существование.
В 1967 г. в городе Облучье была построена и сдана в эксплуатацию АТС, рассчитанная на 600 номеров, в то же время ввели в эксплуатацию первую электрическую централизацию малых станций (станция Ударный). 1972–1974 годы можно назвать годами технической революции, в этот период внедрили автоматическую блокировку, а переезды оборудовали автоматикой.
В промышленности района важное место занимает и золотодобыча, более 100 лет на реке Сутара, притоке Биры, добывается россыпное золото. Разработка этого месторождения началась еще в конце XIX века, и за это время добыто около 20 тонн золота. В период 1928–1960 гг. поселок, а затем и город, являлся местом базирования центрального управления местных золотых приисков.
Районный центр
В 1945 г. Бирский район переименовали в Облученский, районный центр был перенесён из поселка Бира в город Облучье. И сегодня на железной дороге занято более половины населения города. Жители города первыми на Дальневосточной железной дороге стали управлять тяжеловесными составами.
Экономика
- предприятия железнодорожного транспорта Облученский тоннель (см. Хинганские тоннели)
Посёлки городского типа
- Николаевка
Население 6 401 человек (2020).
- Смидович
Население 4 255 человек (2020).
- Теплоозерск
Население 3 548 человек (2020).
- Приамурский
Население 3 311 человек (2020).
- Бира
Население 2 611 человек (2020).
- Биракан
Население 1 781 человек (2020).
- Волочаевка-2
Население 1 654 человека (2020).
- Известковый
Население 1 532 человека (2020).
- Кульдур
Население 1 318 человек (2020).
- Хинганск
Население 1 197 человек (2020).
- Лондоко-завод
Население 865 человек (2020).
Известные уроженцы и жители
- Тварковский, Юрий Владимирович (1921—1943) — Герой Советского Союза (1943), родившийся и проживавший на территории города до 1939 года.
- Орлова, Светлана Юрьевна (род. 1954) — заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (с 2004 года), родившаяся и проживавшая на территории города до 1972 года[17].
- Маркин, Сергей Андреевич (род. 1962) — российский спортсмен и тренер (гиревой спорт), абсолютный чемпион мира среди мужчин-ветеранов (2012), лауреат премии губернатора Еврейской автономной области в номинации «Лучший спортсмен года» (2012), проживающий на территории города.
В Облучье уволились 15 медиков, не пожелавших вакцинироваться
Жители Еврейской автономной области в соцсетях раскритиковали позицию регионального департамента здравоохранения и слова главврача областной скорой помощи после сообщений об увольнении всех сотрудников станции скорой помощи в городе Облучье.
4 ноября «РИА Новости» сообщило
, что в Облучье решили уволиться все 15 человек единственной городской станции скорой помощи. Причиной такого решения стало нежелание вакцинироваться от коронавируса. Главный санитарный врач региона Павел Копылов издал постановление, в соответствие с которым с 15 ноября 80% коллективов нужно привить от COVID-19. В случае немотивированного отказа сотрудников нужно отстранять от работы.
Один из решивших уволиться сотрудников скорой объяснил, что у всех медработников уже давно выработался иммунитет к коронавирусу. «Руководство мы предупредили заранее, что напишем заявление. До 15 ноября будем работать. Мы все подрабатываем в ковидном госпитале. В постоянном контакте с пациентами. У нас иммунитет давно выработался», — рассказал он.
До этого Росздравнадзор объявил, что будет сообщать в силовые структуры о противниках вакцинации от коронавируса, уделяя особое внимание врачам-антипрививочникам. Им грозит уголовная ответственность по статьям о распространении заведомо ложной информации, которая может повлечь угрозу жизни и безопасности граждан.
Главный врач областной станции скорой помощи Владислав Коган подтвердил, что все 15 сотрудников в Облучье написали заявления об увольнении. «Пока они работают, до 15 ноября. А дальше — не знаю, как выйти из ситуации», — сообщил медик.
Врачей-антиваксеров сдадут следователям и прокуратуре
Борьба с противниками вакцинации от коронавирусной инфекции в России продолжается. Очередным ее…
04 ноября 11:40
Однако позже на официальном аккаунте областного департамента здравоохранения в Instagram появился
комментарий Когана относительно сложившейся ситуации. В нем врач объясняет, что на территории обслуживания облученской станции скорой помощи проживает 25 тыс. человек, и по нормативам с этой загрузкой справятся две-три бригады.
«Сейчас на территории района задействованы пять бригад скорой помощи, дислоцированные, кроме самого Облучья, в селах Кульдур, Теплоозерск, Пашково и Биракан. Плюс бригады неотложной помощи, развернутые при лечебных учреждениях. Даже если все сотрудники, написавшие заявления на увольнение, действительно уволятся, город без медицинской помощи не останется», — цитирует Когана региональный депздрав.
Однако такое объяснение вызвало у местных жителей возмущение. «На 25 тыс. человек три бригады. О какой медицине вы можете вести речь?», — написала одна. Другая местная жительница встала на защиту увольняющихся медиков, назвав их смелым и сильным коллективом.
«Вы что несете какую-то чушь? У нас в Облучье, когда звонишь в скорую, говорят, бригад нет! Если есть возможность — везите сами! То машин нет, то людей! Если вызвал скорую с утра, то не факт, что она приедет после обеда, это очень повезет!», — говорится в комментарии к посту депздрава.
Другой пользователь подтверждает, что в Облучье не хватает врачебных бригад. Еще один мужчина утверждает, что «за воротами» уже нет желающих работать на скорой, поскольку те, кто работал «на энтузиазме и клятве Гиппократа» уже ушли. «Скоро лопухами лечиться будем», — написал пользователь с ником groovy_bears.
В Облученском районе ЕАО, по данным 2022 года, проживает около 25 тыс. человек. Однако район — самый большой муниципалитет региона и занимает больше трети его площади. Его протяженность с запада на восток составляет около 200 км, а с севера на юг доходит до 120 км. Согласно методическим рекомендациям Минздрава от 2022 года, для районов с низкой плотностью населения и с радиусом территории обслуживания более 50 км желательно не менее одной бригады скорой помощи на 6 тыс. населения. Исходя из этих рекомендаций, на Облученский район должно приходиться 4-5 общепрофильных врачебных бригад.
Как рассказал «Газете.Ru» председатель независимого профсоюза работников скорой помощи «Фельдшер.ру», фельдшер скорой помощи Дмитрий Беляков, с нехваткой бригад и медперсонала в целом уже давно сталкивается не только Еврейская автономная область, но и все остальные регионы страны, включая Москву и Подмосковье.
«Бригад не хватает, потому что нарушены еще советские нормативы, когда полагалось на 10 тыс. жителей одна бригада скорой помощи. И с учетом двадцатиминутного доезда», — заявил Беляков.
По его словам, учитывая население и протяженность Облученского района ЕАО, там будет мало пяти врачебных бригад. После массового увольнения, по мнению медика, главврач будет формировать бригады из одного человека. «А один человек на бригаде, по большому счету, это убийца. Он не спасет больного, даже если он все знает, все умеет, критического больного он спасти не сможет», — констатировал глава профсоюза.
Отрывок, характеризующий Облучье
Пьера провели в освещенную большую столовую; через несколько минут послышались шаги, и княжна с Наташей вошли в комнату. Наташа была спокойна, хотя строгое, без улыбки, выражение теперь опять установилось на ее лице. Княжна Марья, Наташа и Пьер одинаково испытывали то чувство неловкости, которое следует обыкновенно за оконченным серьезным и задушевным разговором. Продолжать прежний разговор невозможно; говорить о пустяках – совестно, а молчать неприятно, потому что хочется говорить, а этим молчанием как будто притворяешься. Они молча подошли к столу. Официанты отодвинули и пододвинули стулья. Пьер развернул холодную салфетку и, решившись прервать молчание, взглянул на Наташу и княжну Марью. Обе, очевидно, в то же время решились на то же: у обеих в глазах светилось довольство жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости. – Вы пьете водку, граф? – сказала княжна Марья, и эти слова вдруг разогнали тени прошедшего. – Расскажите же про себя, – сказала княжна Марья. – Про вас рассказывают такие невероятные чудеса. – Да, – с своей, теперь привычной, улыбкой кроткой насмешки отвечал Пьер. – Мне самому даже рассказывают про такие чудеса, каких я и во сне не видел. Марья Абрамовна приглашала меня к себе и все рассказывала мне, что со мной случилось, или должно было случиться. Степан Степаныч тоже научил меня, как мне надо рассказывать. Вообще я заметил, что быть интересным человеком очень покойно (я теперь интересный человек); меня зовут и мне рассказывают. Наташа улыбнулась и хотела что то сказать. – Нам рассказывали, – перебила ее княжна Марья, – что вы в Москве потеряли два миллиона. Правда это? – А я стал втрое богаче, – сказал Пьер. Пьер, несмотря на то, что долги жены и необходимость построек изменили его дела, продолжал рассказывать, что он стал втрое богаче. – Что я выиграл несомненно, – сказал он, – так это свободу… – начал он было серьезно; но раздумал продолжать, заметив, что это был слишком эгоистический предмет разговора. – А вы строитесь? – Да, Савельич велит. – Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели. – Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи. – Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья. Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось. – Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья. Пьер засмеялся. – Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе. Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ. – Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните? Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях. Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления. Княжна Марья с кроткой улыбкой смотрела то на Пьера, то на Наташу. Она во всем этом рассказе видела только Пьера и его доброту. Наташа, облокотившись на руку, с постоянно изменяющимся, вместе с рассказом, выражением лица, следила, ни на минуту не отрываясь, за Пьером, видимо, переживая с ним вместе то, что он рассказывал. Не только ее взгляд, но восклицания и короткие вопросы, которые она делала, показывали Пьеру, что из того, что он рассказывал, она понимала именно то, что он хотел передать. Видно было, что она понимала не только то, что он рассказывал, но и то, что он хотел бы и не мог выразить словами. Про эпизод свой с ребенком и женщиной, за защиту которых он был взят, Пьер рассказал таким образом: – Это было ужасное зрелище, дети брошены, некоторые в огне… При мне вытащили ребенка… женщины, с которых стаскивали вещи, вырывали серьги… Пьер покраснел и замялся. – Тут приехал разъезд, и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня. – Вы, верно, не все рассказываете; вы, верно, сделали что нибудь… – сказала Наташа и помолчала, – хорошее. Пьер продолжал рассказывать дальше. Когда он рассказывал про казнь, он хотел обойти страшные подробности; но Наташа требовала, чтобы он ничего не пропускал. Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился. – Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка. – Нет, нет, говорите, – сказала Наташа. – Он где же? – Его убили почти при мне. – И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть. Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера. Княжна Марья понимала рассказ, сочувствовала ему, но она теперь видела другое, что поглощало все ее внимание; она видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И в первый раз пришедшая ей эта мысль наполняла ее душу радостию.