История района — Мамадыш.занимательные факты по теме


Город Мамадыш Мамадыш
Герб
Страна РоссияРоссия
Субъект Федерации ТатарстанТатарстан
Муниципальный район Мамадышский
Городское поселение город Мамадыш
Координаты 55°42′00″ с. ш. 51°24′00″ в. д. / 55.70000° с. ш. 51.40000° в. д. / 55.70000; 51.40000 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.70000&mlon=51.40000&zoom=12 (O)] (Я)Координаты: 55°42′00″ с. ш. 51°24′00″ в. д. / 55.70000° с. ш. 51.40000° в. д. / 55.70000; 51.40000 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.70000&mlon=51.40000&zoom=12 (O)] (Я)
Глава Иванов Анатолий Петрович
Основан в 1391 году
Город с 1781 года
Высота центра 60
Население ↗15 573[1] человек (2016)
Названия жителей мамады́шцы, мамады́шец
Часовой пояс UTC+3
Телефонный код +7 85563
Почтовый индекс 422190, 422191, 422192
Автомобильный код 16, 116
Код ОКАТО [classif.spb.ru/classificators/view/okt.php?st=A&kr=1&kod=92238501000 92 238 501 000]

Показать/скрыть карты

Мамадыш

Москва

Казань

Мамадыш

Аудио, фото и видео

на Викискладе
К:Населённые пункты, основанные в 1391 году

Мамады́ш

(тат. Мамадыш) — город (с 1781) в России, административный центр Мамадышского района Татарстана.

История

Древнее булгарское поселение в окрестностях Мамадыша появилось в начале XII века. Оно упоминается как «Ак Кирмэн», «Белые Кирмени», что в адекватном переводе на русский язык — «Белая Крепость» в 1151 году в летописях Киевской Руси… Общеизвестно, что укрепленное городище Керменчук в XII—XIV веках являлось центром удельного княжества Волжско-Камской Булгарии, вполне самостоятельного. И до недавнего времени остатки его стен находились в 18 километрах от современного Мамадыша, недалеко от села Русские Кирмени.

После взятия в 1552 году Казани Иваном Грозным и с включением мамадышских земель в состав русского государства, со второй половины XVI века в низовьях междуречья Вятки и Камы стали возникать русские поселения. С конца XVI столетия в письменных источниках появляется слово «Мамадыш».

3 июля 1613 года была подписана официальная грамота «Об образовании на месте старой мамадышской пустоши монастырского села Троицкое-Мамадыш», которое входило в Казанское воеводство, а затем вошло в состав Казанской губернии, как центр Мамадышского уезда. Вскоре, «10 июля 1617 года, архимандриту Заинского монастыря Корнилию разрешается в селе Мамадыше, что на реке Нократ, строить крепость для защиты от ногайских набегов».

Гастрономический шопинг

В первую очередь Мамадыш, как речной край, славится своей рыбой. В крошечном магазинчике при местном рыбозаводе — чего только нет. Корреспондент «Реального времени» впервые встретилась в этом волшебном месте с полуметровой (!) вяленой чехонью. И копченый сом, и вяленые лещи, и свежие судаки, щуки, налимы, сазаны, и рыбные полуфабрикаты… В общем, здесь настоящий рай для любителя рыбы. Причем продавец в магазине к вопросам туристов привыкла и терпеливо объясняет, какой продукт и как лучше использовать.

Следующий пункт программы шопинга — магазин при местном заводе сыра. Мамадышские сыры мало того что разнообразны и приятны на вкус, так еще и стоят процентов на 20 дешевле, чем в одной из популярных столичных торговых сетей. Оно и понятно: логистика очень сложная, за два с половиной часа пути к стоимости килограмма сыра не могут не набежать лишние сто рублей.

И еще один «легендарный» мамадышский продукт — лимонад. Действительно вкусный, как в советском детстве, по ГОСТам.


Мамадышские сыры мало того что разнообразны и приятны на вкус, так еще и стоят процентов на 20 дешевле, чем в одной из популярных столичных торговых сетей

Экономика

Производятся молоко, творог, а также другие продукты. В городе также имеется гостиница.

В городе есть предприятия по производству молочной продукции и мясных изделий, кирпичный завод.

Действует промышленный парк «Вятка»[21], резидентами которого являются ООО «ПК «Успех» (Переработка сельскохозяйственной продукции (овощей, ягод, мёда), глубокая заморозка, консервирование, упаковка, хранение), ООО «ПК «МЕГА АГРОПРОМ ЦЕНТР» (глубокая переработка мяса, рыбы, консервирование, хранение, упаковка) и ООО «ФАГРЭКО-Поволжье» (производство средств защиты сельскохозяйственных растений, обеспечения сохранности кормов и препаратов для животноводства).

История г.Мамадыш и Мамадышского района

По переписи населения в 1764 году в селе Троицком, в Мамадыше было всего 139 дворов с населением 545 человек обоего пола. Здесь находился монастырский двор, деревянная церковь Никольская, построенная в 1614 году, мельница на реке Ошма. С 1764 года Мамадыш — экономическое село и соответственно его жители — государственные крестьяне. Этот перевод жителей из одного разряда в другой, конечно же, не облегчил их участи. Еще более тяжелым стало положение татар-мусульман, которые и отличие от татар-кряшен, кроме уплаты повышенных государе/шейных налогов, обязаны были выполнять дополнительные повинности. Тик с 1718 года, когда по Указу Петра Первого в Казани было учреждено Адмиралтейство, например, с каждого девятого двора татар мусульман для заготовки корабельного леса брался один конный и один пеший работник, прозванные в народе «лашманами» и вошедшие под этим названием во многие горестные баллады и байты татарского народа. Работа эта была адской, многие гибли от холода, голода, болезней… Русских и крещенных, православных татар, к корабельным работам не приписывали. В Мамадышском крае с середины XVIII века ярко наметились следы классового расслоения, которое шло как среди татар, так и среди русских, марийцев, чувашей, удмуртов… Но грянули Февральская, а затем и Октябрьская революции. В уездном городе, как и везде в России, кипела политическая борьба. В истории Мамадыша тех времен оставили заметный след уполномоченный Временного правительства, правый эсер А. Д. Билкжович; большевик, учитель прогимназии В. В. Абрамов; председатель уездного Совета крестьянских депутатов, левый эсер И. Р. Степанов и другие. День 12 декабря 1917 года вошел в историю Мамадыша как день установления Советской власти. Первым председателем большевистского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был избран Александр Васильевич Давыдов. В тот же день разгоняются городская управа и уездное земство. Однако никто не собирался мирно отдавать власть в руки большевиков. Летом 1918 года разгорелась гражданская война. В мае 1918 года в числе добровольцев-красноармейцев в уезде состояло 110 человек (рота). В то же время был образован уездный военкомат во главе с А. В. Давыдовым. В составе военного комиссариата активно работали Трофим Гаврилович Дажин (впоследствии — председатель Набережночелнинского кантисполкома, а затем и профессор), Степан Васильевич Домолазов (впоследствии — красный генерал, комдив), Шамси Шарафутдинович Хисамутдинов и другие. Но часть мамадышцев была на стороне белой гвардии, в частности — в воевавшем здесь отряде штабс-капитана Леонида Щербакова, сына хозяина местного винокуренного завода. Летом 1918 года белочехи и белогвардейцы захватили город и провели карательные акции, жертвы которых похоронены в братской могиле на горе Пузанка (гора Героев). Рядом с обелиском, воздвигнутым погибшим от рук белочехов, высится еще один обелиск -тем, кто погиб при освобождении города от белогвардейцев и белочехов в сентябрьские дни 1918 года бойцами 28-й Азинской дивизии. Началось мирное строительство. Но недолго оно продлилось -гражданская война опять вовлекла Мамадышский край в свое пекло. В середине 1919 года армия Колчака захватила территорию современного Татарстана, и Мамадышский уезд был объявлен прифронтовым, а линия фронта проходила по реке Вятка. Здесь создается Ревком, которому передается вся полнота власти и проводится всеобщая мобилизация военнообязанных в Красную Армию. В это же время, несмотря на распутицу, крестьяне уезда представили фронту около 10 тысяч подвод для эвакуации учреждений, машин, грузов, драгоценного имущества. Уком РКП (б) вынес постановление о мобилизации на фронт 70 процентов своих коммунистов. Так что, за короткое время из коммунистов и добровольцев был сформирован бывшим унтер-офицером С. В. Домолазовым отряд в 600 штыков, получивший наименование «Мамадышский коммунистический батальон». Командиром батальона стал сам Домолазов, а комиссаром -Тимофей Иванович Артемьев. Затем этот батальон перерос в 39-й полк Азинской дивизии, которым умело командовал все тот же Домолазов Степан Васильевич — герой гражданской войны, один из тех немногих, удостоившихся трех орденов Боевого Красного Знамени за боевые заслуги. До 24 мая 1919 года линия фронта долгое время проходила по реке Вятка — от Сокольих Гор до Вятских Полян. Полосу от Соколок до Мамадыша удерживала дивизия Азина: 39-й полк держал оборону у деревни Грохань, а полк девятнадцатилетнего В. И. Чуйкова (будущего полководца, Маршала Советского Союза) располагался в городе Мамадыше. Здесь же располагался штаб 3-й бригады, комбриг — Гонихин. В штабе бригады часто бывали комдив Азин и комиссар дивизии Пылаев. В месть событий гражданской войны многие улицы города носят названия имен героев тех дней — улицы Давыдова, Азина, Домолазова, Чапаева, Красноармейская и другие. Майское наступление 1919 года увенчалось успехом красноармейцев и боевые перестрелки более уже никогда не звучали на улицах Мамадыша. В уезде началась мирная жизнь.

В 1922 году уезд переименован в кантон, а в 1930 году стал называться районом, но уже с измененными, границами. Мамадышцы — как всегда, активно участвуют в жизни страны: об этом красноречиво говорит хотя бы то, что на фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 13 тысяч человек, из них каждый четвертый пал смертью храбрых. 3вания Героя Советского Союза удостоены Гафият Нигматуллин, Иван Максимов, Михаил Москвин, Михаил Просвирнин, Петр Воробьев. Пять человек — X. Валеев, В. Вознесенский, А. Кадыров, М. 3айнуллин, М. Игнатьев удостоены орденов Александра Невского, а М Христофоров — ордена Кутузова. К сожалению, многие видные люди Мамадышского района были репрессированы в 1930-50-ые годы, среди них и С. В. Домолазов, и А. В. Домолазов, и М. X. Будайли и другие. Кстати, писателю и журналисту Махмуту Будайли 30 августа 1993 года открыт памятник в родном селе Шадчи. Мамадыш военных лет был глубоким тылом. Сюда были эвакуированы целые учреждения и промышленные предприятия других городов. Так, в Мамадыше оказался подмосковный детский дом и хлопчатобумажная фабрика, в Соколках и Таканыше — ленинградские средние школы. К весне 1944 года Мамадышская хлопчатобумажная фабрика начала выпускать продукты для фронта. На фронт работало и старейшее мамадышское предприятие — спиртовый завод. Коллектив этого завода первым в районе подхватил почти горьковчан «Работать за себя и товарища, ушедшего на фронт!». Под этим же девизом трудились в годы войны и село. В декабре 1941 года в Мамадыше были созданы курсы трактористок, и к весне следующего года они уже подготовили более 80 девушек. В совхозах, при МТС формируется женские бригады. И тем не менее труженики района с большим энтузиазмом участвовали во всех формах всенародного движения в помощь фронту — в создании фонда обороны, сборе средств на вооружение Красной Армии, в подписке на военный заем. Они собирали теплые вещи для тех, кто находится в окопах, отправляли им посылки, часто отрывая своего скудного стола. Так, к марту 1942 года труженики мамадышского тыла внесли в фонд обороны Родины более 263 тыс. рублей, приобрели облигации государственного займа более чем на 167 тыс. и денежно — вещевой лотереи — на 270 тыс. рублей. Каждому празднику бойцам отправлялись подарки. Свыше 3 млн. рублей трудящиеся района собрали на строительство танковой колонны «Колхозник Татарии». Так, жители Верхнеякинского, Куюкерыксинского и Малмыжского сельских советов внесли в этот фонд по 100 тыс. рублей. Сабир Салимов, Мубаракша Мухамедшин, Шакур Ганеев из деревни Хасаншина и Верхняя Яки перевели в фонд строительства танковой колонны по 5 тыс. рублей каждый. Всем троим пришли личные телеграммы с благодарностью от Верхнего Главнокомандующего Сталина. В том же грозном 1943 года на средство тружеников района были построены самолеты для авиационного звена » Мамадышский колхозник». И снова от И.В. Сталина была получена телеграмма: «Передайте трудящимся Мамадышского района, собравшим 2 млн. (фактически было собрано 2228 тыс. рублей.- Авт.) на строительство боевых самолетов «Мамадышский колхозник», мой братский привет и благодарность Красной Армии». Самолеты для авиазвена » Мамадышский колхозник» изготавливались на Казанском заводе имени С. П. Горбунова.

Образовательные учреждения

  • Мамадышская средняя общеобразовательная школа №1.
  • Лицей №2 имени академика К.А. Валиева города Мамадыш.
  • Средняя общеобразовательная школа №3 города Мамадыш.
  • Средняя общеобразовательная школа №4 г. Мамадыш.
  • Мамадышский политехнический колледж.
  • Детская школа искусств города Мамадыш имени композиторов Яруллиных (см. Яруллин, Загидулла Яруллович, Яруллин, Фарид Загидуллович и Яруллин, Мирсаид Загидуллович).
  • Республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа по борьбе.
  • Детско-юношеская спортивная школа «Олимп».
  • Детско-юношеская спортивная школа по хоккею с шайбой и фигурному катанию.

Ссылки

  • Москва

    (0—16)¹

    Московская область: Реутов (16) | Балашиха (16—30) | Старая Купавна (36—37) | Обухово (42—44) | Ногинск (50—60)


    Владимирская область: Покров (103) | Петушки (121) | Лакинск (150) |
    Владимир
    (180—192) | Вязники (291) | Гороховец (330)

    Нижегородская область: Дзержинск (384, 402) | Нижний Новгород

    (414) | Кстово (440) | Лысково (502)

    Чувашия: Чебоксары

    (651) |
    Кугеси
    (660) | Цивильск (683)

    Татарстан: Казань

    (820) | Елабуга | Набережные Челны (1055) | Мензелинск

    Башкортостан: Верхнеяркеево

    (1193) | Дюртюли |
    Кушнаренково
    |
    Уфа
    (1342)

    см. далее: М-5 «Урал»

    ¹ Число в скобках указывает расстояние от центра Москвы в километрах: до Hижегородской области — по данным топографических карт, далее — по GPS-карте.

Отрывок, характеризующий Мамадыш

– Vous ne me prenez pas en расплох, vous savez, – сказал он. – Comme veritable ami j’ai pense et repense a votre affaire. Voyez vous. Si vous epousez le prince (это был молодой человек), – он загнул палец, – vous perdez pour toujours la chance d’epouser l’autre, et puis vous mecontentez la Cour. (Comme vous savez, il y a une espece de parente.) Mais si vous epousez le vieux comte, vous faites le bonheur de ses derniers jours, et puis comme veuve du grand… le prince ne fait plus de mesalliance en vous epousant, [Вы меня не захватите врасплох, вы знаете. Как истинный друг, я долго обдумывал ваше дело. Вот видите: если выйти за принца, то вы навсегда лишаетесь возможности быть женою другого, и вдобавок двор будет недоволен. (Вы знаете, ведь тут замешано родство.) А если выйти за старого графа, то вы составите счастие последних дней его, и потом… принцу уже не будет унизительно жениться на вдове вельможи.] – и Билибин распустил кожу. – Voila un veritable ami! – сказала просиявшая Элен, еще раз дотрогиваясь рукой до рукава Билибипа. – Mais c’est que j’aime l’un et l’autre, je ne voudrais pas leur faire de chagrin. Je donnerais ma vie pour leur bonheur a tous deux, [Вот истинный друг! Но ведь я люблю того и другого и не хотела бы огорчать никого. Для счастия обоих я готова бы пожертвовать жизнию.] – сказала она. Билибин пожал плечами, выражая, что такому горю даже и он пособить уже не может. «Une maitresse femme! Voila ce qui s’appelle poser carrement la question. Elle voudrait epouser tous les trois a la fois», [«Молодец женщина! Вот что называется твердо поставить вопрос. Она хотела бы быть женою всех троих в одно и то же время».] – подумал Билибин. – Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? – сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. – Согласится ли он? – Ah! Il m’aime tant! – сказала Элен, которой почему то казалось, что Пьер тоже ее любил. – Il fera tout pour moi. [Ах! он меня так любит! Он на все для меня готов.] Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot. – Meme le divorce, [Даже и на развод.] – сказал он. Элен засмеялась. В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа. Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери. Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась. – Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… – сказала старая княгиня. – Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j’ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле. – Но, мой друг… – Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…] В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть. – Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu’il m’a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.] – Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом. Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери. «Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня. В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма. «Sur ce je prie Dieu, mon ami, de vous avoir sous sa sainte et puissante garde. Votre amie Helene». [«Затем молю бога, да будете вы, мой друг, под святым сильным его покровом. Друг ваш Елена»]

Что общего между Парижем и Мамадышем

Мало кто в Татарстане не слышал поговорку «в Мамадыш через Париж» (ну или «в Париж через Мамадыш»). Судя по смыслу крылатой фразы, это как-то очень далеко. А как далеко — можно наглядно выяснить на набережной реки Ошмы, где вовсю иронизирующие над собой мамадышцы установили симпатичный флюгер, показывающий километраж до Парижа. 3 784 километра — и правда, неблизко!

Но флюгером дело не заканчивается. Прогуливаясь по набережной (кстати, очень симпатичной и хорошо благоустроенной), можно наблюдать здание ресторана, стилизованное под французский замок. А в центре города на вершине высокого холма стоит… Эйфелева башня. Конечно, к Эйфелю она не имеет никакого отношения, но опознать архитектурную аллюзию можно сразу и не задумываясь.


3 784 километра — и правда, неблизко!

Экскурсоводы рассказывают, что же общего между крошечным городком в Татарстане и французской столицей. Базовая версия, конечно же, связана с бизнесом. Итак, по легенде, мещанин по фамилии Носков как-то плыл на пароходе по своим мещанским делам. Пароход сломался прямо в Мамадыше, и пассажиров временно выпустили на берег — прогуляться. Носков вышел — и обомлел: повсюду росли шампиньоны. А поскольку местное население было в ту пору преимущественно татарским (а татары грибов не ели), их совершенно никто не собирал. И у нашего героя созрел план. Он приехал в Мамадыш и открыл небольшое производство по консервированию шампиньонов. Со своими консервами в конце XIX века он даже поехал на выставку в Париж и внезапно получил там золотую медаль. А сидя в парижском ресторане, решил организовать в Мамадыше… производство консервов из лягушачьих лапок. История, правда, умалчивает о том, ели ли в Париже консервы из мамадышских квакушек.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]