Достопримечательности Нижнего Тагила. Нижний Тагил – крупный промышленный город на Урале. С 18 столетия к развитию города приложили руку семейство Демидовых – крупных металлургических промышленников страны.
Нижний Тагил внес историческую лепту по всему миру, за все время своего существования. Именно здесь был отлит каркас статуи Свободы в Америке, танки Т-34, первый велосипед России и первый паровоз страны.
Промышленный город и его окрестности, имеют множество достопримечательностей, которые заинтересуют туристов. Подробно с названиями и описанием основных достопримечательностей Нижнего Тагила ознакомимся далее.
Архитектурные достопримечательности и памятники Нижнего Тагила
Дом Черепановых – архитектурный памятник Нижнего Тагила, где когда-то жили известные изобретатели. Сегодня в этом доме расположен – историко-технический музей, где отец и сын Черепановы разработали первый русский паровоз.
В музее также представлены работы других изобретателей – астрономические часы и другие инженерные новаторства.
В послереволюционные годы, архитектурный памятник занимали различные учреждения города. И лишь с 1984 года, здание было передано музею-заповеднику «Горнозаводской Урал».
Современный дом Черепановых, после реставрации, с полной коллекцией работ открыт в Нижнем Тагиле с 2004 года.
Двухэтажный особняк, с ажурными балконами, на берегу пруда с увлекательной экскурсией, ни оставит равнодушным, ни взрослых, ни маленьких гостей города.
Особняк Демидовых возведен в два этажа, в классическом стиле с приусадебном участком, где разбит парк. Сегодня отреставрированный особняк представляет собой резиденцию, некогда управленца демидовских заводов – Ф.И. Швецова.
Здесь открыт музей в честь инженера, где воссоздан интерьер его жизни. Стены музея украшены портретами семьи Демидовых – благодетелями инженерного клана. Здесь регулярно проводят выставки, рекламные съемки, фотосессии. А местные жители и гости города любят прогуливаться по территории парка.
Особняк Худояровых когда-то принадлежал крестьянам, работавшим на предприятии Демидовых. Семья Худояровых прославилась в этих краях росписью подносов и кухонной утвари, в своем стиле. Дворяне по достоинству оценили работы местных искусстников, поэтому их произведения продавались за границей.
Спустя годы, местные власти решили открыть в имении ремесленников музей. Где представлены работы семьи Худояровых и мастеров со всего региона.
Памятник металлургам в Нижнем Тагиле установлен в честь работников металлургического комбината. Монумент изображен в виде биополя человека, символизируя работу металлургов от истоков до современности. Скульптура, установленная на постаменте, выполнена из гранита и бронзы, достигает в высоту 14 метров.
Многие туристы спешат сделать памятные фото, на фоне монумента.
Памятник красногвардейцам в Нижнем Тагиле символично размещен в честь ожесточенных боев во время войны 1918 года. В те годы большая часть красноармейцев погибла. А в честь памяти о их героизме и подвигах, в 1957 году установили монумент.
На монументе запечатлена надпись — «Слава героям гражданской войны».
Тагильские истории. Тагильские памятники (часть 1)
…Не так давно выяснилось, что около 60% одесситов и почти 100% гостей этого славного города считают, что «Бронзовый Дюк» — памятник герцогу Ришелье – установлен в память того самого коварного кардинала Франции, которого все мы знаем по романам Дюма. И лишь 40% уверенно скажут, что «одесский дюк» всего лишь праправнучатый племянник знаменитого «красного герцога»…
А все ли тагильчане знают памятники родного города? Наверное, большинство. А все ли знают историю их появления или истории, связанные с ними? Скорее всего, нет. Вот, мы и решили посвятить несколько выпусков «Тагильских историй» нашим памятникам. Без излишнего пафоса и надрыва, без хронологических, географических и идеологических привязок.
*** *** *** …Самый известный памятник Нижнего Тагила — это, конечно же, монумент отцу и сыну (а не братьям, как считает нынешний министр образования Д. В. Ливанов) Черепановым, воздвигнутый на центральной площади города по решению Совнаркома СССР от 22 августа 1945 года. Сам памятник открыли 4 ноября 1956 года, и обошёлся он городу в 251 тысячу рублей «старыми». История сохранила воспоминания автора памятника — скульптора А. С. Кондратьева:
«Когда мне предложили работу над ним, я начал изучать жизнь и быт Черепановых, одежду того времени, что сразу сделало конкретными их образы. В чем заключается идея моего памятника? Коротко это так: идущая как бы из земли сила русской старины, выраженная в лице отца Е.А. Черепанова — сидящая фигура, мощно показывающая на чертеж и призывающая решить поставленную техническую задачу… Поворот же головы, обращенной к сыну, — призыв к более молодому поколению, которому дана задача окончательного решения технической проблемы. Стоящая фигура Мирона Ефимовича Черепанова выражает большое спокойствие, уверенность, упорство и силу духа…»
Тут надо сказать, что автор памятника, по всей видимости, был преисполнен местного романтизма и пребывал в некоем заблуждении относительно героев своего творения. По свидетельству управляющего Любимова, Ефим Алексеевич Черепанов только считался грамотным. На деле же, он едва умел читать и к 30-и годам, кроме Псалтыря, не прочёл ни одной книги, а из письма мог лишь расписываться в ведомостях. В последствии, конечно, количество прочитанных им книг увеличилось, но, по свидетельству современников, делал он это с большой неохотой. Писаниной же и переводами с иностранных языков занимался сын Мирон, а чертежами — племянник Аммос. Поэтому в сцене, которую запечатлел скульптор, Черепанов-отец, видимо, просто просит сына прочитать, что написано в свитке…
Вообще, вокруг Черепановых ходит много легенд, но о них как-нибудь в другой раз.
В народе памятник прозвали сначала «Два жида» — первый снежок, выпавший вскоре после открытия памятника, покрыл головы отца и сына белыми ермолками. Но вскоре, тагильчане нежно полюбили пионеров отечественного паровозостроения, и сменили антисемитское прозвище на фамильярное «Черепановы» и уменьшительно-ласкательное «Черепа». Фразу «Встретимся под Черепами»
можно услышать и в наши дни…
С памятником Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу связано два любопытных факта, которые со временем стали городскими легендам.
Вы никогда не обращали внимания на… лица отца и сына Черепановых? Людей старшего поколения, которые внимательно присматривались к памятнику нашим прославленным землякам, часто начинали одолевать смутные догадки: где-то они уже видели эти лица. По крайней мере, дважды в год – точно.
Для того, чтобы разгадать эту загадку, надо представлять, чем в основном зарабатывали себе на хлеб с маслом между большими заказами члены Союза художников в те далёкие годы. А зарабатывали они изготовлением бюстов и скульптур культовых в те времена исторических персонажей, в том числе, теоретиков научного коммунизма – товарищей Ленина, Маркса и Энгельса. Скульптор Кондратьев не был исключением. И, то ли рутина наложила свой отпечаток, то ли скульптор просто решил «не заморачиваться» работой с портретами отца и сына, но Ефим Алексеевич вышел лицом совсем, как товарищ Энгельс, а Мирон получился похожим на Карла Маркса во времена «Союза справедливых»…
Вторая история, это – легенда о циркуле, который должен был держать в руке Черепанов-младший. Впрочем, тут из тьмы веков появляется историческая нить, связывающая памятник Черепановым с другим известным памятником Нижнего Тагила – первым в истории города памятником Николаю Никитичу Демидову. И нить эта, как бы бредово это не звучало, проходит как раз через циркуль…
…Началось всё ещё в 1830 году, когда сыновья Николая Никитича Демидова Павел и Анатолий заказали во Франции художнику К. Ж. Бозье памятник своему родителю. Через пять лет памятник был готов и отправлен заказчику. Перевозка и установка монумента в Нижним Тагиле шла под присмотром самого Черепанова-отца, и в мае 1837 года памятник установили возле строящейся ещё Выйско-Никольской церкви. При церкви был устроен склеп, который должен был стать усыпальницей для всех Демидовых, начиная с самого Николая Никитича, и памятник должен был стоять у входа в оный склеп. Тогда же памятник осмотрели приехавшие в Нижний Тагил будущий император России Александр II и его воспитатель поэт В. Жуковский. Говорят, что именно Александр первым высказал мысль, что памятник такому великому человеку должен находиться на главной площади завода (а, до 1919 года Нижний Тагил числился просто заводом), а не среди изб подлого люда. Спустя восемь лет, Демидовы так и сделали — перенесли памятник на площадь между заводоуправлением, заводом и Входо-Иерусалимским Собором.
Памятник Николаю Никитичу получился навороченным, с традиционными для акинфиевой ветви демидовского рода «понтами». На мраморном пьедестале, обнесенном чугунной решеткой, находилось две фигуры: коленопреклоненная женщина в короне и древнегреческом костюме, которой протягивал руку Демидов, одетый в придворный кафтан с орденами и лентами. Ниже этой центральной пары, по углам пьедестала, расположились четыре бронзовые группы. Первая представляла собой сидящую женщину в древнегреческой одежде и мальчика с книгой в руках (Демидов учится мудрости). Вторая группа изображала ту же женщину, в подол которой юноша высыпает плоды из рога изобилия (Демидов приносит плоды своего просвещения). В третьей группе наличествовала та же женщина с опечаленным лицом и Демидов, одетый в военный мундир (Демидов — защитник). Четвёртая группа изображала Демидова покровителем искусств, просвещения и торговли, который жертвует той же женщине чего-то там. Бронзовая женщина олицетворяла собой, понятное дело, Россию-мать, которой, по мнению автора памятника и заказчиков, без Николая Никитича было бы тяжело.
Однако, по прошествии нескольких лет в один прекрасный день приказчиком Беловым было обнаружено наличие отсутствия некоторых элементов со скульптурной группы, изображающей Демидова-ученика. А именно — книги и циркуля. На заводе как раз ждали господ владельцев, и исчезнувшие предметы быстренько восстановили. Но ненадолго: спустя пару месяцев книга и циркуль вновь пропали. С перепугу Белов пустил слух по заводу, что в посёлке завелись масоны. А кто ещё мог так нагло спереть циркуль и книгу с памятника на глазах у сторожей заводоуправления, Храма и заводской плотины? Только масоны… Юный Демидов без книги, как Буратино без азбуки Во избежание дальнейшего разграбления памятника, управляющий приказал скрутить с шедевра все мелкие детали и сдать их по описи на склад.
В 1891 году при создании горнозаводского музея эти детали были переданы в музейную экспозицию. До наших дней сохранился лишь знак Меркурия, как символа торговли. Сам же памятник ждала незавидная участь.
После Октябрьской Революции, в 1919 году Николай Никитич и все четыре аллегории были сняты и, как выполненные из ценного металла (бронзы), отправлены в Москву, на переплавку. Последний раз их видели на складе электролитного завода весной 1923 года. Тагильские музейщики кинулись спасать памятник, и дошли аж до самого Луначарского. Но было поздно…
…История повторилась в 1956-м, когда в городе открыли памятник Черепановым. По проекту, в руке у Мирона Ефимовича должен быть циркуль, который по каким-то причинам нельзя было отлить вместе с рукой. Циркуль отлили отдельно, и закрепили в руке посредством болта. На снимках памятника, сделанных в день открытия и за десять дней после его, циркуль в наличии имеется…
Легендарный циркуль Но, спустя две недели, он исчез. И снова циркуль! Неужели и впрямь масоны?.. Городские власти обратились к изготовителям за помощью, и те отлили ещё дюжину запасных циркулей. Однако, в течении двух-трёх лет этот запас иссяк. Будучи не в силах совладать с манией горожан, в горисполкоме на циркуль плюнули, и Черепановы простояли без циркуля аж до наших дней.
Отъезд Черепановых на реставрацию В середине нулевых глава города Николай Диденко решил памятник отреставрировать и, зная тягу земляков к бронзовым циркулям, заказал оных пять штук в запас. Но после реставрации памятник поставили на место, сняли видеосюжет для местных новостей и, решив не искушать лукавого, циркуль скрутили, оставив Мирона Ефимовича без инструмента. Широкая публика, в большинстве своём, о циркуле и знать не знала, а потому этот предмет перешёл в разряд городских легенд…
…Второй по степени известности монумент нашего города — памятник Ленину, что стоит у подножья Торгового техникума, и прозванный в миру не иначе, как «Дедушка на шаре».
Памятник был открыт 7 ноября 1925 года, о чём можно прочитать, не заглядывая в краеведческие справочники, но поклонившись Ильичу в пол:
Дата открытия памятника на постаменте У памятника богатая история. Во-первых, это — один из первых памятников Ленину в Советской России. Правда, сама фигура вождя мирового пролетариата ничего особенного собой не представляет: это «парковая» фигура, изготовленная в Питере тысячным тиражом, в год смерти Ленина. До войны единодоменные братья нашего Ильича стояли, чуть ли не в каждом более-менее крупном населённом пункте Украины, Белоруссии, европейской части РСФСР и кое-где на Урале. А вот постамент не просто оригинален. В 30-е годы XX века он был отмечен будущим академиком архитектором Весниным, и его концепцию хотели позаимствовать при проектировании здания Дворца Советов в Москве. Говорят, постамент понравился самому Сталину. Правда, с Дворцом Советов не срослось, но тем не менее…
Во-вторых, памятник немало натерпелся в перестроечные и постперестроечные годы. Как только в Советском Союзе «стало можно говорить всё», местные «акулы пера» принялись упражняться в фантазиях на тему «памятника кровавому карлику». Одни писали, что «Дедушка на шаре» установлен на месте бывшего памятника Демидову, и поэтому должен быть снесён «во имя исторической справедливости». Другие писали, что памятник установлен на месте разрушенного Входо-Иерусалимского Собора, и тем более должен быть снесён.
И то, и другое являлось полной ахинеей. Памятник Николаю Демидову стоял немного ниже – как раз в том месте, где теперь проходит автодорога. А Входо-Иерусалимский Собор находился на 20-30 метров выше. Мало того, и «Дедушка…» и Собор успели какое-то время постоять по соседству, причём сознательные массы трудящихся вовсе не противились этому.
Строительство памятника В. И. Ленину (фото неизв. авт., 1925 г.) Ныне «Дедушка…» имеет статус памятника истории, площадка вокруг него облюбована немногочисленными мамашами с колясками и ещё более немногочисленными членами нижнетагильской ячейки КПРФ. Не так давно у «Дедушки…» появился в соседях громадный чёрный крест. Инициатор подселения — бывший Благочинный Горнозаводского округа — воздвиг исполинских размеров крест на голгофе, якобы на месте, где некогда стоял Входо-Иерусалимский Собор. Размер креста должен, видимо, указывать на смену духовных приоритетов горожан и напоминать им о том, что когда-то на этом самом месте стоял Храм. Однако, при наложении креста на старый план Нижнетагильского посёлка, можно заметить, что крест поставлен не на месте Собора, а рядом с церковной оградой, на том месте, где полтораста лет назад находилась стоянка гужевого транспорта, перекуривали ямщики и оправлялись их лошадиные силы. Мало того, что подселенец оказался явно не на месте, он ещё выкрашен почему-то в радикальный чёрный цвет. Удивление вызывает и тот факт, что «намоленное место» самой первой церкви Нижнетагильского завода осталось почему-то без внимания церковных деятелей. Хотя до революции место это не просто было выделено оградой, но и освещалось фонарём.
«Намоленное место». На снимке справа (фото неизв. авт., нач. ХХ в.) Несколько лет назад администрация города решила отправить вождя на реставрацию. Но сделано это было почему-то тайком от общественности. Местные краеведы и коммунисты решили, что памятник ликвидируют, и вышли на митинг. По городу поползли слухи, что на место Ленина установят памятник не то Николаю Романову, не то Борису Ельцину. И властям пришлось публично объяснять населению, что Ильич просто поехал в санаторий… …Впрочем, в летописи Нижнего Тагила есть и более эпические истории, связанные с памятниками. Например, история «проклятого» места, где памятники надолго не задерживаются вот уже более ста лет.
Началась она в 1895 году, когда по инициативе господ владельцев Нижнетагильских заводов и почему-то на средства местных жителей (неожиданные приступы жадности — тоже отличительная черта акинфиевской ветви рода Демидовых) на пустыре, который пересекала улица Нагорная, был воздвигнут монумент Александру II Освободителю.
Улицу, вдоль которой уже вовсю строились дома тагильских купцов, переименовали в Александровскую, а сам пустырь — в Александровскую площадь. Торжества по случаю открытия прошли, и на памятник перестали обращать внимание. На площади разросся рынок, построили часовню, и монумент затерялся на фоне купеческих лабазов. А в первый год XX столетия и саму площадь переименовали в Базарную.
Так в полузабытьи простоял памятник аж до 1917 года. Грянули перемены, и образ царя-освободителя вывалился из концепции новой власти. Сначала памятник хотели снести. Но не даром Демидовы приучили свой народ к бережливости: умные головы в Реввоенсовете Нижнетагильского заводского посёлка решили памятник переделать. Принялись искать скульптора. Кто-то из железнодорожников вспомнил о машинисте паровоза Николае Банникове, который был известен среди местного люда как скульптор-самоучка, а так же баловался живописью и портретами. Командир тагильской Красной гвардии Петр Бабин, который возглавлял местный Совет, объяснил Николаю суть идеи — перестроить памятник царю в пролетарский памятник. Банников подумал немного и согласился.
Заказ был срочный, времени на творческие поиски исполком не выделил, и Николай ухватился за первую попавшуюся идею: в одной книжке он видел американскую статую Свободы, которая впечатлила его своей величественностью. Именно этот вариант и предложил Банников. Власти согласились: Свобода — это по-нашему! И скульптор-самоучка принялся за работу.
Памятник лишился креста, барельефа с изображением самого Александра и надписей, рассказывавших о главных событиях его царствования. Саму Свободу — бабу в длинной одежде и с поднятой правой рукой — Банников изваял дома. Кто ему позировал догадаться несложно. По высоте Свобода, конечно, уступала американской, но для Тагила была очень даже ничего: три с половиной метра. Статую отливали на века — из баббита, для чего извели немало дефицитного материала.
Обновлённый памятник получился достаточно сложный: на мраморном пьедестале стояла Свобода с горящей электрической лампочкой в поднятой руке; у ее ног находился бюст Карла Маркса; в одном из полукружий постамента были высечены слова: «Павшим борцам за свободу», а под ними пятиконечная звезда с серпом и молотом; в правом углу ограды был установлен большой веер с тремя концами пятиконечной звезды. Под памятником был устроен склеп, куда поместили останки некоторых товарищей, павших в борьбе за дело Революции. Открытый монумент неожиданно стал популярен у народа: с его постамента выступали на митингах различные ораторы, а в дни свободные от митингов здесь стали прогуливаться парочки и играть дети.
Так продолжалось до тех пор, пока город не заняли белые. Баббитовую бабу они отправили в депо, где использовали для ремонта паровозов, а монумент взорвали. Тагильского Микеланжело выловили офицеры колчаковской контрразведки и бросили в тюрьму. В застенках гениального скульптора серьезно побили, но вешать не стали, а пристроили в похоронную команду при тюрьме. В этой должности он и встретил части Красной Армии, которые освободили Нижний 19 июля 1919 года.
Самое удивительное, что Банников восстановил памятник! Правда, из-за дефицита металла Свободу пришлось сделать гипсовой и сверху покрыть алюминиевой пудрой, но лампочка в поднятой руке гордо горела как и прежде. Через год Николай Банников умер, а его творение простояло ещё десять лет.
Рынок на площади к тому времени ликвидировали, а на освободившихся сотках усилиями тагильского селекционера Кузьмы Осиповича Рудова насадили деревьев и кустарников. На фоне молодого сквера памятник смотрелся намного приличнее и гармоничнее…
…В 1931-м, монумент снесли, чтобы на его месте воздвигнуть памятник Сталину. Отец народов строго взирал окрест, возвышаясь в распахнутой шинели на большом кубическом постаменте.
Сквер перед ним переразбили в парк, дополнив фонтаном и бетонными скульптурами пионеров с горнами и комсомолок с вёслами, отчего место это стало именоваться то Пионерским сквером, то Комсомольским парком. Прозвища памятнику в народе не давали. По вполне понятным причинам…
…Наступила хрущёвщина и, холодным летом 1956-го, Сталина с постамента убрали, а на его место временно воткнули комсомолку с веслом. Но спустя несколько дней идея была признана китчевой, и богиню гребли спустили на землю. А затем и разобрали постамент. Кстати сказать, богиню ваяли с реальной девушки, комсомолки, бухгалтера тагильского треста столовых Лоры Кулагиной.
Площадку, где стоял памятник, подсыпали щебнем, огородили поребриками, а в центр её установили огромную каменюку, на которой скоро появилась табличка: «Здесь будет установлен памятник первым пионерам Нижнего Тагила»
. Табличка судя по всему решала давний спор: «Пионерский» это сквер или «Комсомольский». Сама табличка долго не прожила по той же причине, что и циркуль у Черепановых. А через пяток лет исчез и камень. Некоторое время свято место пустовало. Но камень вернулся. Новая табличка на нём извещала любознательных о том, что
«Здесь будет установлен памятник первым тагильским комсомольцам»
. Что произошло с табличкой уточнять излишне — горожане свято чтили вековые традиции, а камень простоял долгие годы, пока не стало ясно, что памятник комсомольцам будет установлен перед кинотеатром «Современник». Городские власти объявили, что на месте камня установят памятник или горнякам, или металлургам, или кому-нибудь ещё, но на этот раз обошлось без табличек…
…В ранний постсоветский период место пришло в полное запустение. Камень пропал, а на площадку ставили то мусорные контейнеры, то вагончики рабочих, которые без конца строили подземный гараж напротив. Потихоньку ветры перемен улеглись, и в конце 90-х мэр города объявил о том, что на этом легендарном месте будет установлен памятник Демидовым. Несколько лет величайшие умы города решали, кому именно будут устанавливать памятник — всей династии или кому-то одному. Решение вынесли, как всегда, кулуарно и 9 октября 2007 года состоялось открытие памятника Николаю Никитичу Демидову. Правда, когда начали копать яму для фундамента. случился пассаж: под слоем щебня и земли обнаружились останки двух первых памятников, стоявших на этом месте. Музейщики потребовали сохранить культурный слой, и чиновникам пришлось на своих «мерседесах» везти обломки двух империй в музейные запасники.
Памятник установили, и в день открытия какой-то местный острослов назвал бюст «Николаем Наумовичем Демидовым». Но в народе за новым памятником закрепилось иное прозвище – «Чупа-чупс»…
Николай Наумович Демидов a.k.a. «Чупа-Чупс» …Тропой скульптора-машиниста Банникова не так давно прошли и неведомые автору ответственные лица школы № 9, что на Вагонке. Правда, таланта ваять у них отродясь не бывало. Оказалось, что для креатива этого и не нужно. Достаточно установить на уже готовый памятник новую табличку. Псевдо-Макаренко С первого взгляда понятно, что человек в бетоне на Макаренко похож, как утконос на гиену, но табличка на постаменте призывает верить в обратное. А. С. Макаренко Ваш покорный слуга, отучившийся в школе № 9 все десять лет, может поклясться, что данный бюст в годы «застоя» являлся памятником лётчику-истребителю, трижды Герою Советского Союза Александру Ивановичу Покрышкину. Преподавательскому составу школы не мешало бы знать, что и пионерская дружина школы носила имя Покрышкина, что на День Победы учащиеся возлагали к подножью памятника цветы, и что сам Александр Иванович состоял с пионерами школы в переписке. Можно так же нагуглить тучу фотографий трижды Героя Советского Союза, и методом визуального сравнения убедиться в том, что это не Макаренко.
А. И. Покрышкин (слева) Но, то ли ресурсы Всемирной паутины до сих пор недоступны креативщикам школы № 9, то ли желание прогнуться перед различными ОНО затмило собой память, но факт, что называется, налицо…
…Вообще, о памятниках в Нижнего Тагила можно говорить долго. Некоторые из них известны и за пределами нашего города, некоторые незаслуженно забыты, некоторые являют собой образцы воинствующего идиотизма.
Не так давно заговорили об установке в Нижнем ещё одного монумента — памятника Окуджаве. Несмотря на то, что ставить памятник Булату Шалвовичу в нашем городе не за что, но лишним он не будет: как ни крути, это — наша история. Главное, чтобы полёт творческой мысли скульптора не испортил памятнику репутации, как это случилось с памятником поэту на Арбате.
Памятник Окуджаве на Артбате Дело в том, что после дождя, под фигурой образуется лужа, которая в совокупности с позой поэта, наводит зрителя на мысль, что с общественными уборными в столице не всё безоблачно… *** *** *** Тему тагильских памятников мы обязательно продолжим. Но прежде внесём в нашу рубрику элемент интерактивности. У Читателя есть неделя, чтобы задать автору интересующий вопрос о наших памятниках. Ответы на эти вопросы и составят следующий выпуск «Тагильских историй».
(продолжение следует)
Культурные достопримечательности Нижнего Тагила
Музей истории Нижнего Тагила открыт в 1963 году, в старинном здании завода. Посетив экскурсию музея, Вы увидите 3 цеха, которые первые выпускали металл во всем союзе. Цеха работают в городе с 1725 года.
Важно! Стоить помнить, что музейные строения нужно посещать только в сопровождении профессионального гида! Самостоятельные экскурсии могут быть опасными! Поэтому стоит обратиться к местным гидам.
Историко-краеведческий музей Нижнего Тагила возведен в 1833 году, с 1841 года Н. П. Демидов открыл здесь «Музей естественной истории и древностей». В послереволюционный период здание занимала администрация города, однако с 1924 строение вернули музею города.
Основные экспозиции музея занимает внутреннее убранство, напольные плиты и лестница из чугуна. Музей знакомит своих посетителей с историей добычи горной руды и развитием промышленности, со дня открытия, до современности.
Музей природы Нижнего Тагила представляет коллекции останков и скелетов старинных животных, среди которых представлены мамонты. Также здесь представлены коллекции из местных достопримечательностей: малахит, горный хрусталь, яшма, золото, платина.
Тысячи экспонатов флоры и фауны местного края ожидают своих туристов и гостей города.
Музей изобразительных искусств в Нижнем Тагиле открыт с 1944 года, в старинном здании купеческого дома и складов. Сегодня здесь представлено около 10 000 экспонатов российских и зарубежных художников.
А также регулярно проводят выставки местных художников, детского творчества, скульпторов. Первые работы местных скульпторов появились в городе с 1806 года, со времен художественной школы, которая была открыта Демидовым. Увидеть произведения местного края может каждый турист и гость города.
Музей быта представляет в своих экспозициях предметы быта, домашнюю утварь, инструменты, предметы сельского хозяйства. Сотрудники музея проведут для Вас экскурсию с традиционными обрядами, культурой Тагильского края.
Драматический театр Мамина-Сибиряка – первый театр города, открытый в 1862 году. Театр отличается своим разнообразным репертуаром. Драматургические пьесы и комедии ожидают всех любителей искусства. А роскошное фойе, мраморные лестницы, лепнина и роспись, на ряду с 250 лампами, освещающими зал, не оставят равнодушными ни одного зрителя.
Святыни Нижнего Тагила
Свято-Троицкий собор возведен из камня в 1872 году, на месте деревянного храма. С приходом советской власти, храм был закрыт, а его здание использовали в качестве склада, мастерской, гаража.
С 1991 года храм вернули верующим, и началась длительная реконструкция. После реконструкции храм приобрел новый облик, а двери святыни открыты для всех верующих прихожан.
Храм Александра Невского возведен в 1877 году, в честь отмены крепостного права. Таким образом, местные жители пытались отблагодарить царя Александра 2. Святыню возводили на протяжении долгих 16-ти лет.
Храм расположен на Вересовой горе, откуда открывается невероятный вид на город. Величественный и гармоничный храм – гордость местных жителей, посетить который спешат все туристы и гости города.
Собор Казанской иконы Божией Матери освящен в нижнем Тагиле с 1872 года. Это единственный храм города, который продолжал службы во время правления советской власти. С тех пор, собор добавил пару престолов, а его святыни пополнили частицы мощей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Георгия Победоносца и др. Прислониться к которым ежегодно приезжают тысячи туристов.
Урожайный июль
Июль оказался урожайным на исторические находки: это остатки разрушенного памятника «Павшим за свободу» 1918 года (реконструкция монумента Александру II постройки 1895 года) и закладная плита Авроринского приюта 1857 года.
Детали памятника «Павшим за свободу» были обнаружены 13 июля этого года вечером во время строительных работ (их ведет «Тагилдорстрой») по сооружению фундамента памятника Николаю Никитичу Демидову в Комсомольском сквере. Он был заложен в 1992 году.
История обнаруженного памятника уходит в глубь веков.
Первоначально это был памятник российскому императору Александру II Освободителю. Монумент Александру II был построен на средства и по инициативе тагильчан в 1895 году. Установлен на главной торговой площади, Нижнего Тагила – Базарной, которая простиралась от улицы Александровской (ныне проспект Ленина) до улицы Шаминой (сейчас улица Карла Маркса) и от переулка Балыковского (ныне улица Огаркова) до Высоковской улицы (ныне улица Первомайская).
Деньги на сооружение памятника собирались в память пребывания наследника престола цесаревича Александра, будущего императора Александра II, в Нижнем Тагиле в 1837 году.
Памятник Александру II. 1895 г.
Монумент был огорожен каменной стеной. К нему вела широкая каменная лестница. Высота цоколя памятника была приблизительно 5 метров. Памятник имел вид пирамидальной часовни из серого мрамора, увенчанной крестом. На западной стороне памятника в нише под аркой был расположен барельеф Александра II, под ним государственный герб – двуглавый орел, в лапах у него скипетр и держава, и надпись: «Император Александр II». Над барельефом на арке полукругом шла надпись: «Люди мои, что сотворил вам аще за добро платите злом».
На императора было совершено несколько покушений. В марте 1881 года Александр II был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И.И. Гриневицким.
Главным деянием императора Александра II во внутренней политике было освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, а также земская и судебная реформы, реформы народного образования. Александр II вел активную внешнюю политику – к России был присоединен Приамурский край, Ташкент, возвращены Бессарабия и Армения, освобождены болгары и сербы в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Напомним также читателям, что во второй половине XIX века Нижнетагильск собирались переименовать в Александровск в честь Александра II.
Памятник Александру II простоял в Нижнем Тагиле до 1918 года, затем был реконструирован и на его основе был создан памятник «Павшим за свободу» по проекту первого тагильского советского скульптора Николая Александровича Банникова. Он был скульптором-самоучкой, работал машинистом паровоза на станции Нижний Тагил.
На мраморном пьедестале вместо креста встала статуя Свободы размером 3,5 м с горящей лампочкой в воздетой руке. За образец была взята статуя Свободы в Нью-Йорке. На западной стороне памятника на месте императорской короны красовался бюст Карла Маркса, на арке были высечены слова: «Павшим борцам за свободу». В нише памятника – пятиконечная звезда, серп и молот. Памятник и площадь перед ним, получившая название «площадь Свободы», стали излюбленным местом проведения митингов.
Первоначально статуя Свободы была изготовлена из гипса, а после того, как статую уничтожили во время оккупации Нижнего Тагила белогвардейцами в 1919 году, вновь была восстановлена из баббита (металлический сплав).
Памятник «Павшим за свободу». 1918 г.
Белогвардейцы восстановили на памятнике крест и корону, а Банникова бросили в тюрьму. Семимесячное заключение сократило жизнь скульптору: Банников умер в 1920 году в возрасте 42 лет, успев по сохранившимся формам восстановить статую.
По воспоминаниям краеведа А.Ф. Кожевникова, под плитами с восточной стороны памятника были похоронены пять красноармейцев, среди которых первый председатель Нижнетагильского Совета Д.Н. Добрынин и Ян Эрмиуш, погибший в Черноисточинске в 1918 году. Рядом под часовней были захоронены еще 13 красноармейцев, погибших в сентябре 1918 года. Когда Нижний Тагил был захвачен белогвардейцами, тела красноармейцев по воспоминаниям А.Н. Словцова, были изъяты из склепа и перезахоронены на кладбище на Малой Кушве.
В 1931 году на месте монумента «Павшим борцам за свободу» был установлен памятник И.В. Сталину. Иосиф Виссарионович, стоя в распахнутой шинели на кубическом постаменте, гордо взирал на распахнувшуюся перед ним перспективу улиц Тагила. В 1956 году его тихо демонтировали.
Памятник Сталину. 1931 г.
Чугунная закладная плита Авроринского приюта была обнаружена на территории строящегося торгового тоже в этом году, 10 июля, и на следующий день передана в музей. Здание бывшего Авроринского приюта в Нижнем Тагиле, располагающееся ныне на территорий Межрегионального учебного центра войск связи, является памятником истории и архитектуры середины XJX века, построено по проекту выдающегося уральского архитектора А.З. Комарова (1793 -1857). Авроринский приют был учрежден в 1849 году на средства Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной, одной из совладелиц заводов Нижнетагильского округа с 1841 по 1904 годы.
От имени музейных сотрудников, краеведов, тагильской общественности хотелось бы поблагодарить строителей – руководителей и непосредственных участников находки –за понимание исторической значимости памятников и бережное отношение к ним. Это лишний раз свидетельствует о том, что Нижний Тагил – город высокой культуры.
Можно с уверенностью прогнозировать, что уникальные находки, обнаруженные во время строительных работ в исторической части города, далеко не последние. Тагильская земля раскрыла еще не все свои тайны…
Татьяна СМИРНОВА.
Литература: Газета «Тагильский рабочий» от 25.07.2007.
Найдены обломки памятника императору Александру II
На одном и том же месте ставят уже четвертый памятник…
В центре Нижнего Тагила были обнаружены обломки памятника императору Александру II, разрушенного в 30-е годы прошлого века.
Первые обломки были найдены в пятницу, 13 июля 2007 года. Обломки были найдены строителями во время подготовки территории к установке на историческом месте в Комсомольском сквере напротив гостиницы «Северный Урал» памятника Николаю Демидову. В настоящее время обнаружено 27 различной величины фрагментов композиции, сделанных из серого мрамора.
Комитет по архитектуре и градостроительству принял решение сохранить историческую находку. Все фрагменты старого памятника будут вывезены на территорию музея-завода Демидовых, где для них будет определено место в общей экспозиции. А в Комсомольском сквере, как и планировалось, в честь 285-летия Нижнего Тагила появится памятник Николаю Демидову.
Памятник Александру Освободителю, воздвигнутый на средства и по инициативе тагильчан появился на главной улице города (Александровская, сейчас проспект Ленина) в 1895 году. Он был установлен в память пребывания императора Александра II в 1837 году в Нижнем Тагиле и имел вид пирамидальной часовни, выполненной из серого мрамора. Закладка памятника, сооруженного на средства горожан, состоялась 30 августа 1891 года, открытие — в 1895 году. Памятник находился на Базарной площади города (в настоящее время сквер напротив гостиницы «Северный Урал») Во время гражданской войны на месте монумента в честь императора Александра II появился новый: памятник Свободы, построенный по проекту Н.А. Банникова. Под его каменным основанием были с соответствующими почестями захоронены первые герои – красногвардейцы. Затем на этом месте воздвигли статую Ленина, потом Сталина. Когда с культом личности было покончено, вместе с фигурой «отца всех народов» снесли и постамент.
Бронзовый бюст заводчика высотой в один метр семьдесят сантиметров, будет поставлен на четырехметровый гранитный постамент в Комсомольском сквере, где произошла закладка этого монумента еще в августе 1992 года. Общий вес скульптурной композиции превысит 15 тонн. Затраты на памятник по предварительным оценкам составят свыше 4 миллионов рублей. Площадка вокруг композиции будет выложена старинной брусчаткой.
Пресс-служба Администрации города. 17.07.2007.
Главная страница