Географические характеристики
Город Нижний Тагил находится практически на самой границе, отделяющей Европу от Азии. До точки пересечения двух континентов от него всего каких-то 20 километров. А до сердца Урала – Екатеринбурга – 150 км. Относится к Свердловской области. Индекс Нижний Тагил имеет легкий, запоминающийся. Начинается он на 622 и далее к нему присоединяется код почтового отделения.
Город расположен в горной местности – на срединном участке восточного склона Уральского хребта. Его площадь составляет чуть больше 297 квадратных километров. На городской территории есть три горы, которые плавно переходят в равнины Западносибирской низменности на востоке.
Не обделен Нижний Тагил водными ресурсами. Через него протекают четырнадцать рек! Самая крупная из них называется Тагил.
Рядом с городом находятся крупнейшие месторождения руд – железных и магнетитовых. Также здесь добывают пирит, известняк и некоторые другие полезные ископаемые.
Климат в этих местах суровый – сибирский или, по-научному, резко-континентальный. Холодная зима, длящаяся полгода, и короткое прохладное лето (то, что можно назвать жарой, длится от силы недели две-три). Практически постоянно идут дожди. Необычна погода в Нижнем Тагиле весной – в течение одних суток столбик термометра способен «прыгнуть» на двадцать градусов вверх или вниз. А среднегодовой показатель температуры не превышает 1,7 градусов.
География
Город расположен на восточном склоне Уральских гор, в 20—25 км от условной границы Европы и Азии на высоте 200 м над уровнем моря. Западная граница города проходит по горному хребту Урала Весёлые горы.
Площадь города Нижний Тагил 298,47 км². Площадь городского округа (с 1 апреля 2008 года, после вхождения в его состав 22 посёлков, сёл и деревень, проголосовавших на референдуме за присоединение) составляет 4108 км².
На западе от города проходит главный водораздел Уральского хребта с отдельными возвышенностями и горными кряжами, протянувшимися с севера на юг. Эта часть Главного Уральского хребта называется Весёлые горы. Средняя высота гор 400—500 метров, и лишь некоторые вершины поднимаются выше 700 м — гора Белая (712 м), Старик-Камень (755 м), Широкая (746 м). Крутые, обрывистые каменные вершины — «шиханы», увенчанные скалами — «останцами», создают неповторимый пейзаж Среднего Урала. Прямо в черте города расположены горы Медведь-Камень, Высокая с карьером на северном склоне, Долгая с комплексом трамплинов на восточном склоне, Голый Камень, Целовальникова, Палёная, Пихтовые горы, главный символ города Лисья гора со сторожевой башней на вершине. К востоку от города рельеф постепенно выравнивается и переходит в Западно-Сибирскую низменность.
В районе нет мощных водных артерий. Главная река — Тагил с многочисленными притоками впадает в реку Туру Обь-Иртышского бассейна. Тагильский пруд протянулся на 16 км, наибольшая ширина 1,5 км, глубина до 12 метров. Вторая большая река Нижнего Тагила — Выя. В городской черте она искусственно расширена и представляет собой также, как и Тагил, длинный вытянутый пруд — Выйский пруд. В пределах города в районе Лебяжки Выя впадает в Тагил.
Помимо Тагила и Выи, в черте города протекает 13 рек и речек: Баранча, Руш, Большая Кушва, Малая Кушва, Леба, Ватиха, Лебяжка, Вязовка, Ежовая, Гальянка, Рудянка, Черемшанка, Приказчица, Ольховка, Чёрная Катабка.
До настоящего времени город использует систему водоснабжения, разработанную ещё Демидовыми.
Климат
Нижний Тагил находится в зоне умеренно-континентального климата с характерной резкой изменчивостью погодных условий, хорошо выраженными сезонами года. Среднегодовая температура воздуха в Нижнем Тагиле +1,7 °С, абсолютный максимум +37 °С, абсолютный минимум −52 °С.
- Среднегодовая температура воздуха: 1,7 °C
- Относительная влажность воздуха: 75,1 %
- Средняя скорость ветра: 2,5 м/с
История Нижнего Тагила
Нижний Тагил официально ведет свою летопись с 1722 года, хотя «жизнь зародилась» на его территории значительно раньше. Так, например, известно, что еще в конце шестнадцатого века здесь со своим войском стоял Ермак.
Спустя более чем столетие лакомый кусочек уральской территории был отдан Петром Первым олигархам по нынешним меркам – семье Демидовых, которые построили на земле, изобилующей полезными ископаемыми, «железоделательный» завод. Этим своим шагом государь преследовал цель укрепления России в военно-техническом плане.
Первая плавка чугуна датируется 8 октября 1722 года. Именно этот день историки считают началом существования Нижнего Тагила.
Выйский медеплавильный завод был крупнейшим в Российской империи. А вот поселок вокруг него долгое время оставался маленьким, тихим, неказистым. Помимо восстания Пугачева и Юлаева, а также жарких «красно-белых» боев во время гражданской войны, данная местность практически ничем в историческом плане не примечательна.
После революции населенный пункт стал развиваться активнее. Строительство новых заводов и фабрик требовало расширения инфраструктуры, и в 1931 году Нижнему Тагилу присвоили статус города.
Во время ВОВ, как и вся Россия, Нижний Тагил приложил максимум усилий для победы над врагом. Уральский промышленный центр стал приютом для советской металлургии. Здесь выпускали легендарный танк Т-72.
К концу восьмидесятых годов город очень разросся, увеличившись за каких-то 50 лет на целых 70%.
История и особенности города
Первые упоминания о Магнит-горе (гора Высокая) относятся ко второй половине XVII века, однако систематическая добыча руды началась лишь с 1721 года. Акинфий Никитич Демидов (1678–1745) построил здесь два завода: Выйский медеплавильный (пущен 23 октября 1722 года) и Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный (пущен 25 декабря 1725 года).
Пуск Выйского завода и считается датой основания города. В 1736 году из-за небольшого содержания меди в руде предприятие стало железоделательным. После открытия в 1814 году у подошвы горы Высокой Меднорудянского месторождения с 1820-х годов Выйский завод вновь занялся выплавкой меди.
Интересный факт: выплавленная на Выйском заводе медь использовалась при изготовлении знаменитой статуи Свободы, которая была подарена в 1889 году Францией к 100-летию образования США. Последняя же выплавка меди на Выйском заводе состоялась в 1916 году.
На Вые стояла Выйско-Николаевская церковь, освященная в 1846 году. Она служила фамильной усыпальницей Демидовых. В 1875 году сюда был перевезен прах П.Н. Демидова вместе с большим мраморным надгробием. В алтаре находилась дарохранительница из цельного куска малахита весом около 7 пудов. В 1930-е годы церковь закрыли и позже снесли. Мраморное распятие с надгробия П.Н. Демидова передали в историко-краеведческий музей.
Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный завод стоял в 3 верстах от Выйского. Он был построен на реке Тагил близ горы Высокой. Эта гора в верхней части состояла из чистого железняка. Предприятие строилось как самый мощный чугуноплавильный завод на Урале. Пущенная в 1725 году доменная печь была крупнейшей на то время в Европе. Нижнетагильский завод был центром горнозаводской империи Демидовых. Готовую продукцию отвозили на Уткинскую пристань и отправляли в барках по реке Чусовой в Центральную Россию.
За века разработок на месте горы Высокой образовался большой карьер. В народе родилась поговорка: «Была гора Высокая, а стала яма глубокая». В советское время началась добыча руды подземным способом – в шахтах. Шахта «Магнетитовая» достигла глубины 610 м и работает до сих пор. Высокогорское железорудное месторождение – старейшее и крупнейшее на Урале.
В XVIII веке Нижнетагильский завод стал одним из самых больших заводов Европы с передовой технологией производства. Тагильское железо с демидовской маркой «Старый соболь» охотно покупали Англия, Голландия, Франция и Швеция.
В 1806 году Нижний Тагил стал центром Нижнетагильского Горнозаводского округа.
В 1834–35 годах на Меднорудянском месторождении были открыты богатые залежи малахита. В том числе был добыт уникальный монолит весом почти 40 т. Малахитом отделаны внутренние колонны Исаакиевского собора, Малахитовый зал Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, выполнены огромные вазы, чаши, столешницы и прочие изделия.
В 1876 году через Нижний Тагил прошла Горнозаводская железная дорога. В 1897 году построена узкоколейная железная дорога, соединившая Нижний Тагил с Черноисточинским, Висимо-Шайтанским и Висимо-Уткинским заводами. Нижнетагильский завод посещали многие известные люди, в том числе цесаревич, будущий император Александр II в 1837 году.
Нижний Тагил связан с именами многих талантливых людей. В 1834 году на Выйском заводе крепостными изобретателями Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем Черепановыми был построен первый в России паровоз для перевозки руды с Меднорудянского месторождения на завод. Отличался талантами и Егор Григорьевич Кузнецов-Жепинский, изготовивший «музыкальные дрожки» и оригинальные астрономические часы. Кроме того, по легенде именно нижнетагильский мастеровой Ефим Артамонов в начале XIX века сконструировал первый русский велосипед.
Нижний Тагил является родиной русского расписного железного подноса. Особенно прославились в этом деле художники Худояровы.
В начале XX века по численности населения (более 30 тысяч человек) и промышленному производству Нижний Тагил уступал лишь двум городам Пермской губернии – Екатеринбургу и Перми. Однако статус города он получил лишь в 1919 году.
«Громадное заводское селение Нижнего Тагила, отвечающее губернскому городу по числу жителей, производит совершенно особенное впечатление на человека, еще не освоившегося с типом того, что на Урале называют «заводом»», — писал посетивший Нижнетагильский завод в 1899 году Д.И. Менделеев.
В 1930-е годы в Нижнем Тагиле развернулось масштабное промышленное строительство. Были построены Уралвагонзавод, Новотагильский металлургический завод (впоследствии – НТМК), завод Пластмасс, Коксохимкомбинат. НТМК стал одним из самых крупных в России заводов черной металлургии – предприятием с замкнутым металлургическим циклом, выпускающим чугун, сталь, прокат и огнеупоры.
В годы Великой Отечественной войны Нижний Тагил принял ряд эвакуированных предприятий, была освоена выплавка броневой стали. В годы войны НТМЗ выдавал около 30% всей броневой стали в СССР. В 1941–45 годы в Нижнем Тагиле изготовили 35 тысяч танков Т-34.
В советское время старый демидовский завод назвали в честь В.В. Куйбышева. Последний чугун в его доменном цехе получили 6 октября 1987 года, после чего предприятие закрылось. Здесь создали музей-завод.
Ведущие предприятия города в настоящее время: Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК), Уралвагонзавод, Высокогорский горнообогатительный комбинат, Уралхимпласт, Нижнетагильский завод металлоконструкций. Вагоны УВЗ колесят по железным дорогам всей страны. Производят в Тагиле и оружие. На полигоне «Старатель» Института испытания металлов до 2015 года проходила крупная выставка вооружений Russia Arms Expo, пока ее не перенесли в Подмосковье.
Как следствие развитого промышленного производства, экологическая ситуация в Нижним Тагиле оставляет желать лучшего. Этот город давно славится своими цветными дымами. Сейчас, после закрытия одних производств и модернизации на других стало получше, но все равно далеко от нормы. Особенно ясно это понимаешь, когда проезжаешь по Вагонке и испытываешь першение в горле от ядовитого дыма. Еще один минус Нижнего Тагила: здесь много тюрем и колоний, что негативно сказывается на криминогенной обстановке. Жить в этом городе не хочется, а побывать в гостях обязательно стоит.
Площадь города 298,47 км². Нижний Тагил имеет три района: Дзержинский, Ленинский, Тагилстроевский. Численность населения Нижнего Тагила – 354 тысячи человек (2018 г.) и продолжает снижаться. Для сравнения в 1989 году здесь проживало около 440 тысяч человек.
Население
Одной из важнейших характеристик любого города считается его население. Нижний Тагил является домом для 356 744 человек (данные на 2015 год). В последние несколько десятилетий демографическая картина здесь была удручающей – смертность превышала рождаемость, люди уезжали. Если вспомнить, что еще в 1988 году население Нижний Тагил имел в количестве 425 тысяч, то получается, что город потерял за сорок лет почти 70 тысяч человек.
Сегодня ситуация несколько стабилизировалась – по крайней мере, об этом заявляют местные власти. Росту рождаемости способствует практика выделения материнского капитала, а смертность снижается за счет улучшения экологической обстановки и повышения качества медицинских услуг.
Чем же занимается здесь население? Нижний Тагил, как известно, – город крупных промышленных предприятий. Поэтому основная часть тагильцев – это рабочие. В городе проживает очень много пенсионеров (вредная промышленность предполагает ранний выход на пенсию), а также инвалидов, детей, утративших кормильца, и представителей других социально незащищенных категорий граждан. А вот предпринимателей в Нижнем Тагиле мало. Люди боятся остаться один на один с экономической нестабильностью и запутанным законодательством, поэтому предпочитают держаться государственных или крупных частных предприятий.
Популярные темы сообщений
- Почему надо беречь воду
Вода нас окружает повсюду. В речке, озерах, море, в тумане, в дожде и даже в кране. Сложно представить, что бы произошло, если б исчезла вода. От воды зависит жизнь на нашей планете, а значит без нее исчезло б все живое, погибли люди, растения, животные. - Геоцентрическая система мира
Геоцентрическая система мира основывается на представлении, что все планеты вращаются вокруг Земли, в том числе и Солнце. Вселенная считалась ограниченной, а Земля ее центром. Такое описание мироустройства появилось еще до нашей эры. - Вши
Во все времена человек, сталкиваясь с разными бедствиями, будь то социальные, стихийные или техногенные, сталкивался ещё с одной проблемой. Вши. Ориентируясь на местности исключительно благодаря обонянию, представленному усиками,
Районы Нижнего Тагила не похожи друг на друга
Тагилстроевский – самый большой, густонаселенный и «разбросанный». На его территории расположены как промышленные зоны, так и крупнейшие спальные массивы.
Дзержинский – очень обособленный. Местные даже называют его «городом-спутником». Его населяет 120 тысяч человек, большинство из которых трудятся на Уральском вагоностроительном заводе и практически никак не «сообщаются» с другими частями Тагила.
Пригородный район только формируется как единое целое, а пока что его характеризует некоторая разрозненность.
Ну а Ленинский – это центр. Нижний Тагил здесь радует малоэтажными зданиями довоенной постройки и даже домами, сохранившимися с 19 века. Ублажают глаз ценителя архитектуры домишки, построенные пленными немцами – они украшены лепниной, колоннами, декоративными балкончиками и т. д. Хотя немало в Ленинском районе и банальных «хрущевок». Именно здесь самая дорогая в городе недвижимость. Стоимость одного квадратного метра в доме старой постройки с хорошим видом из окна может достигать семидесяти тысяч рублей.
НИ́ЖНИЙ ТАГИ́Л
НИ́ЖНИЙ ТАГИ́Л, город в России, в зап. части Свердловской обл. Нас. 358,9 тыс. чел. (2012; второй по числу жителей город области после Екатеринбурга). Расположен на вост. склоне Ср. Урала, на р. Тагил и по берегам Нижнетагильского пруда. Узел железных и автомобильных дорог.
Нижний Тагил. Панорама города. Фото И. А. Малаховского
Возникновение Н. Т. связано с открытием в 1696 и разработкой железорудных месторождений у горы Магнит (ныне Высокая). Пром. освоение этой территории царь Пётр I поручил Н. Д. Демидову (Антюфееву). Датой основания Н. Т. традиционно считается 1722 – время возникновения первого поселения у горы Магнит и пуска доменного, молотового и медеплавильного Выйского завода. Собственно Нижнетагильский доменный, передельный и медеплавильный завод, располагавший крупнейшей в то время в Европе домной, пущен в 1725 А. Н. Демидовым. До 1917 принадлежал А. Н. Демидову и его потомкам, в 1917–1918 – АО Нижнетагильских и Луньевских горных заводов наследников П. П. Демидова, князя Сан-Донато.
Практически с момента основания пос. Нижнетагильский Завод стал крупным центром урало-сибирского старообрядчества. Сохраняя тесные связи с гл. центрами староверия в Европ. России (Выго-Лексинским общежительством и Керженскими скитами старообрядческими), тагильские старообрядцы играли значит. роль в организации единой системы тайных монастырей и скитов на Урале. Нижнетагильские староверы внесли весомый вклад в формирование т. н. заводского направления оригинального старообрядч. историописания. С 1765 здесь действовала первая на частных заводах Урала школа, в которой обучались дети приказчиков и заводских служителей. Старообрядцы занимали значит. часть должностей приказчиков.
К сер. 18 в. пос. Нижнетагильский Завод превратился в поселение с развитыми промыслами и мелкооптовой торговлей. В нач. 1760-х гг. мастеровые работные люди посёлка присоединились к массовым волнениям приписных крестьян, протестуя против попыток владельцев ограничить их предпринимательскую деятельность. В кон. 1770-х – 1790-х гг. вместе с невьянцами часть нижнетагильских мастеровых из числа посессионных вели длительную борьбу против перевода их на положение крепостных. Вместе с тем во время Пугачёва восстания 1773–75 жители посёлка сохранили лояльность властям и активно участвовали в боях с пугачёвцами при обороне Юговских заводов и Екатеринбурга (сражение за Уткинский завод в февр. 1774).
Нижний Тагил. Памятник Н. Н. Демидову. 1836 (переплавлен в 1924). Скульптор Ф. Ж. Бозио. Архитекторы А. З. Комаров, К. А. Луценко, О. Монферран, Е. И. Димерт. Цветная открытка. 1910-е гг.
С сер. 18 в. посёлок являлся крупным культурным центром Урала и Зап. Сибири. Один из ведущих центров по изготовлению лакиров. расписных металлич. подносов (наиболее известные мастера лаковой росписи – Худояровы), медной посуды, худож. чугунного литья (среди нижнетагильской продукции 4 чугунных моста в С.-Петербурге: Поцелуев; Семёновский; Красный; на Обводном канале, у Моск. заставы); развивалось иконописание в «невьянской» манере. В 18 – нач. 20 вв. на Нижнетагильском заводе работали: Е. Г. Кузнецов – изобретатель непрерывного прокатного стана и др.; Е. А. и М. Е. Черепановы; гидротехник С. Е. Козопасов; учёные-металлурги К. П. Поленов и В. Е. Грум-Гржимайло и др.
По своему облику и социальной структуре пос. Нижнетагильский Завод кон. 18 – нач. 19 вв. был близок к гор. поселению. С 1807 центр частного Нижнетагильского горного окр. (включал 9 заводов, принадлежавших наследникам Н. А. Демидова). В 1814 в округе началась добыча малахита на Меднорудянском месторождении (использовался для отделки внутр. колоннады Исаакиевского собора, Малахитового зала Зимнего дворца, изготовления декоративных чаш и т. п.); в 1820-х гг. – добыча золота и платины. В 1878 открыто постоянное движение по прошедшей через посёлок ж.-д. линии Гороблагодатская – Екатеринбург, в 1910 – по линии Сан-Донато – Нижняя Салда. В 1916, во время 1-й мировой войны, в посёлке был открыт Высокогорский механич. завод, изготовлявший снаряды.
В дек. 1917 общим собранием Совета рабочих и солдатских депутатов в пос. Нижнетагильский Завод была провозглашена сов. власть. В ходе Гражд. войны 1917–22 жители посёлка приняли активное участие в боях на Юж. Урале против казачьих отрядов атамана А. И. Дутова во время Дутова выступления 1917–18, в подавлении эсеровского восстания в Невьянске (июнь 1918); в июле – нояб. 1918 держали оборону на тагильском направлении Вост. фронта РККА, противостоя Чехословацкого корпуса выступлению 1918, участвовали в июльском контрнаступлении войск РККА на Екатеринбург. С начала нояб. 1918 до середины июля 1919 посёлок находился под контролем Уфимской директории, а затем «Омского правительства». В посёлке действовало большевистское подполье. 19.7.1919 занят частями РККА в ходе Екатеринбургской наступат. операции, составной части Восточного фронта наступления 1919–20.
С 1919 город Н. Т. Уездный город Екатеринбургской губернии (1922–23). Центр Тагильского окр. (1924–30) и Тагильского (с 1930 Нижнетагильского) р-на (1924–31) Уральской обл. В ходе индустриализации в 1930-е гг. в Н. Т. построен ряд крупных пром. предприятий: Уральский вагоностроит. завод (пущен в 1936; ныне «Уралвагонзавод»), Новотагильский металлургич. завод (1937), торфохимзавод (1938, с 1976 «Уралхимпласт»), в 1940 пущена первая коксовая батарея коксохимзавода.
В Вел. Отеч. войну в Н. Т. эвакуировано множество пром. предприятий из Европ. части СССР, в т. ч. Криворожские металлургич. и коксохимич. заводы, Харьковский паровозостроит. завод, трест «Ленруда», Бежицкий сталелитейный завод, киевский завод «Медикоинструмент» и ленинградский завод «Красногвардеец» (на их базе создан медико-инструментальный завод) и др. На Уральском вагоностроит. заводе развёрнуто произ-во танков Т-34 (до 1945 выпущено св. 35 тыс. ед.), бронекорпусов для самолётов Ил-2, авиабомб и др. На Новотагильском металлургич. заводе налажено произ-во броневой стали для танков. На базе торфохимзавода и ряда эвакуированных предприятий организован выпуск изделий из пластмасс для нужд фронта – деталей для снарядов, авиабомб, танков; корпусов полевых телефонов и др.
В 1957 в результате объединения Новотагильского металлургич. завода, металлургич. завода им. В. В. Куйбышева, коксохимич. и огнеупорного заводов и трёх рудников создан Нижнетагильский металлургич. комбинат им. В. И. Ленина. В 2008 в черту Н. Т. вошли 22 окрестных посёлка и деревни.
Нижний Тагил. Главное управление Нижнетагильского горного округа. 1830–33. Архитектор А. П. Чеботарёв. Фото Е. В. Нетунаева
Значит. долю в облике Н. Т. составляют памятники пром. архитектуры 18–19 вв.: заводская плотина (1722, мастер Л. Злобин, шлюзы реконструированы в 1930-е гг.); Нижние (сер. 18 в.) и Верхние (между 1809 и 1824) провиантские склады; ансамбль Нижнетагильского завода (1840-е гг., арх. К. А. Луценко). В стиле классицизма построены: наблюдательная башня на Лисьей горе (1818; использовалась как астрономич. и метеорологич. обсерватория, пожарная каланча), 2-этажный заводской госпиталь с 6-колонным портиком ионич. ордера (1826–29, арх. А. П. Чеботарёв); ансамбль здания Гл. управления Нижнетагильского горного окр. с 8-колонным портиком дорич. ордера (1830–33, арх. Чеботарёв) с примыкающим зданием лабораторий и технич. б-ки (1830-е гг.; ныне Историко-краеведч. музей); дома 1-й пол. 19 в.
Среди многочисл. архит. памятников 2-й пол. 19 – нач. 20 вв.: увенчанная 5 шатрами ц. Св. Александра Невского в русско-византийском стиле (1862–77, предположительно арх. Т. Ф. Гирст); быв. единоверческая кирпичная Свято-Троицкая ц. (1877–85), единоверческая ц. Свт. Николая Чудотворца (освящена в 1900); здания горнозаводского (ныне Горно-металлургич. колледж им. Е. А. и М. Е. Черепановых), земского и гор. училищ (все – последняя треть 19 в.); каменные и полукаменные 1–2-этажные купеч. дома (кон. 19 в.; с фасадами в духе русского стиля или неоренессанса – Лебедевых, Мотылёвых и др.; в доме В. К. Хлопотова в 1911 открыт кинотеатр «Иллюзия»; и др.), усадьба управителя Любимова, 2-этажный торговый дом Кокушкина с богатым декором уличного фасада (нач. 20 в.); дом Орлова в стиле модерн (1910-е гг.). Сохранились дерев. дома: 2-этажный дом художников И. Ф. и В. И. Худояровых (1-я пол. – сер. 19 в.). К югу от центра города расположен Скорбященский женский мон. (в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; женская община – 1883, с 1904 монастырь, закрыт в 1923, возрождён в 1998) с Вознесенским (Крестовоздвиженским) собором (1914) и ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1883).
Нижний Тагил. Драматический театр. 1955. Архитектор А. В. Тарасенко.
В 1930-е гг., в связи с реконструкцией центра, построены: здание Госбанка (1931–36), гостиница «Сев. Урал», ж.-д. клуб; возник р-н «Красный Камень» (проект мастерской арх. М. Я. Гинзбурга; реализован не полностью; сохр. 2 жилых дома в стиле позднего конструктивизма). С кон. 1940-х гг. центр города развивался по плану 1948 (архитекторы Э. Я. Розенбаум, Б. П. Штивель); в стиле сов. неоклассицизма построены: жилые дома по просп. Ленина (1950, архитекторы Я. Свирский, Г. Тиме), драматич. театр (1955, арх. А. В. Тарасенко), Дворец культуры металлургов в Тагилстроевском р-не (1952, арх. В. В. Емельянов). По плану 1947 с прямоугольной сеткой улиц (арх. Т. Н. Дружинина и др.) застраивался жилой р-н «Уралвагонзавода» (ДК, 1958, арх. О. Залесская). В связи со строительством металлургич. комбината им. В. И. Ленина (1957) в кон. 1950-х – 1960-е гг. застраивались Ленинградский просп. (архитекторы В. И. Солтыс, В. В. Соломеин), Выйский р-н, микрорайоны «А» и «Б» в центре города (архитекторы А. Н. Обухов, Л. А. Балаева). В 1998 открыт Казанский мужской мон. (быв. Казанская единоверческая ц., 1871–72, с 1958 собор). В 2000-е гг. построены: ц. Св. Дмитрия Донского (2000–03), 5-главая ц. Прп. Сергия Радонежского (2000–04).
Памятники: В. И. Ленину (1925, скульптор В. В. Козлов, арх. А. И. Фролов), Е. А. и М. Е. Черепановым (1956, скульптор А. С. Кондратьев, арх. В. А. Сотников), «Героям гражданской войны» (1957), воинам-горнякам, погибшим в годы Вел. Отеч. войны (1965); стела в честь выплавки металлургич. комбинатом 100-миллионной тонны стали (1967).
Вузы: Гос. социально-педагогич. академия (основана в 1939 как Учительский ин-т, совр. назв. с 2003), Технологич. ин-т (филиал Уральского федерального ун-та им. первого президента России Б. Н. Ельцина), филиалы: Уральского гос. ун-та путей сообщения, Уральского гос. экономич. ун-та, Уральского ин-та экономики, управления и права (негосударств. вуз). Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» (образован в 1987) включает краеведч. б-ку (известна с 1854 как заводская) и 10 музеев, в т. ч. Историко-краеведческий (1840, один из первых провинц. музеев России, закрыт в 1908, вновь открыт в 1924 как краеведческий); Музей природы и охраны окружающей среды; Музей-завод истории развития техники чёрной металлургии; Музей быта и ремёсел горнозаводского населения; Музей истории подносного промысла; Музей истории техники «Дом Черепановых» (нач. 19 в., арх. А. П. Чеботарёв); Мемориально-лит. музей А. П. Бондина (дерев. одноэтажный дом нач. 20 в., где он жил в 1935–39). Муниципальный музей изобразит. искусств (основан в 1943, открыт в 1944). Музей бронетанковой техники при «Уралвагонзаводе». Театр кукол (1944), Драматич. театр им. Д. Н. Мамина-Сибиряка (1946), Муниципальный молодёжный театр (1993). Среди спортивных команд наиболее известен женский волейбольный клуб «Уралочка»- НТМК – многократный чемпион СССР (11 раз) и России (14 раз); 8-кратный победитель Кубка европ. чемпионов (1981–1995); принимает соперников во Дворце спорта «Металлург-Форум» (3200 мест). Хоккейный клуб «Спутник» выступает в Высшей хоккейной лиге; принимает соперников во Дворце ледового спорта им. В. К. Сотникова (4200 мест).
Н. Т. – один из крупнейших пром. центров Урала. Ведущие предприятия: «Уралвагонзавод» (головное предприятие одноим. науч.-производств. корпорации; грузовые ж.-д. вагоны – цистерны, платформы, полувагоны, дорожно-строит. техника, тракторы; продукция для нужд ОПК, в т. ч. танки Т-72, Т-90С, боевые машины поддержки танков, брониров. машины разминирования), металлургич. комбинат (одно из ведущих предприятий по переработке ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд; выпускает ванадиевый чугун, ванадиевый шлак, а также металлопрокат для ж.-д. транспорта, в т. ч. термоупрочнённые рельсы, колёса), Высокогорский горно-обогатит. комбинат (добыча железных руд и произ-во железорудного агломерата; осн. потребитель продукции – металлургич. комбинат) (оба предприятия в составе компании «Евраз Груп»), «Уралхимпласт» (в составе одноим. холдинга; крупный рос. производитель синтетич. смол и пластмасс), химич. завод «Планта» (ВВ для нужд ОПК, а также мебель с фасадными деталями, облицованными поливинилхлоридными плёнками и др.). Действуют также заводы: медико-инструментальный (в т. ч. диагностич. оборудование), котельно-радиаторный, металлоконструкций, Высокогорский экспериментально-инструментальный (прессформы, штампы, режущий инструмент и др.), механический (разл. пром. оборудование), теплоизоляц. изделий. Уральское КБ транспортного машиностроения (разработка спец. продукции для нужд ОПК, а также экскаваторов, погрузчиков, навесного оборудования), Ин-т испытания металлов (испытания арт. вооружения, боеприпасов; в составе предприятия в т. ч. собств. лётно-испытательная база).
В окрестностях Н. Т., в пос. Висим, – Лит.-мемориальный музей Д. Н. Мамина-Сибиряка, в с. Мурзинка – Минералогич. музей им. А. Е. Ферсмана (оба – филиалы Музея-заповедника «Горнозаводской Урал»).
Городская инфраструктура
Говоря о городской инфраструктуре, следует выделить основные проблемы тагильцев. Это коммунальные услуги и дороги. Как утверждает местное население, Нижний Тагил очень дорогой в плане «коммуналки» город. Обязательные платежи отнимают примерно треть зарплаты у среднестатистического работника завода и оставляют практически ни с чем человека, живущего на пособие. Ну, а дороги… Они выглядят более-менее прилично только в центре.
Зато в Нижнем Тагиле хорошо развита транспортная сеть – за счет дотируемых местным бюджетом трамваев пассажирских перегрузок не наблюдается.
Нет проблем и со школьным образованием – мест за партами хватает всем ученикам. Чего не скажешь о детских садах. В условиях стабилизировавшейся в последние годы демографической ситуации их явно недостаточно.
Как добраться?
До Нижнего Тагила можно быстро доехать на автомобиле по Серовскому тракту – одной из лучших дорог в Свердловской области. Также сюда ходят рейсовые автобусы и пассажирские поезда. Расстояние от Екатеринбурга – 140 км, от Перми – 350 км, от Челябинска – 350 км.
Павел Распопов
Литература: Википедия Высокогорский ГОК – Рудники Урала Рундквист Н.А., Задорина О.В. Урал. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия Свердловская область. Путеводитель. – Екатеринбург, 2017. Центр развития туризма г. Нижний Тагил
Экономика
Нижний Тагил держится на плаву за счет двух предприятий – Нижнетагильского металлургического комбината и Уральского вагоностроительного завода. Они являются градообразующими и обеспечивают работой около 55 тысяч человек. Еще один процветающий завод — УралХимПласт, устроиться на который мечтают многие местные.
Помимо тяжелой промышленности, в городе очень развита торговля. Большое количество супермаркетов, рынков, торговых центров и т. д. нуждаются в постоянном притоке работников. Кстати, именно благодаря такой серьезной конкуренции с точки зрения цены, Нижний Тагил достаточно привлекательный город. Продукты и промтовары здесь можно купить немного дешевле, чем в соседних более мелких населенных пунктах.
Город сообщается при помощи железной дороги с основными мегаполисами страны и имеет свой аэропорт. Рейсы совершаются как в пределах России, так и за рубеж.
Экология
Нижний Тагил, будучи крупным промышленным центром, не может похвастать экологическим благополучием. Многим еще со времен СССР знакомы шутки о «дебиле из Тагила», о снеге цвета сажи, о мутантах и т. д.
Подобный черный юмор не делал веселее жизнь тагильцев, которые тяжело болели и умирали в расцвете лет.
Но после 1991 года многие промышленные предприятия закрылись или перешли в частные руки с сокращением масштабов деятельности. Это, безусловно, благоприятно сказалось на экологии. А нынешние гиганты стараются уходить от «грязного» производства, закупая качественное очистное оборудование.
Сегодня основными загрязнителями окружающей среды в Тагиле можно назвать автомобили, горящие торфяники, свалки и пыль.
Криминал
Бытует мнение, что Нижний Тагил – это криминальная столица РФ. И доля правды в такой убежденности есть. Ведь город окружен «зонами», и, отбыв наказание, их «обитатели», как правило, остаются в Тагиле. Кроме того, на строительство города в свое время сгонялись узники ГУЛАГа, которые тоже впоследствии становились тагильцами. А генетическая память – штука важная.
Но, справедливости ради, нужно отметить, что если пару десятков лет назад криминогенную ситуацию здесь можно было назвать патовой и даже расстрел дюжины людей не вызывал у местных особых эмоций, то сегодня такого разгула преступности все же не наблюдается.
Достопримечательности
Конечно же, улицы Нижнего Тагила не «ломятся» от туристов. Особых достопримечательностей этот суровый город не имеет.
Некоторую ценность в глазах путешественников представляет заводоуправление Демидовых, а также дома купцов и заводской элиты, сохранившиеся с позапрошлого века.
Привлекает оригинальностью здание, где расположена редакция «Тагильского вестника». Манит к своим берегам тагильский пруд – его набережная считается любимым местом отдыха горожан.
Любопытному туристу будет интересно посетить музей истории развития техники черной металлургии, который, по сути, является заводом.
Досуг в Нижнем Тагиле
Поскольку погода в Нижнем Тагиле не располагает к прогулкам на открытом воздухе и выездам на пикники, сфера досуга здесь «крытая». Среди популярных мест отдыха горожан кинотеатры, где крутят модные нынче 3D-фильмы, культурно-развлекательные центры и ночные клубы, элитные рестораны национальных кухонь и более демократичные кафешки.
У местного населения во время затяжной зимы просто нет другого выхода, кроме как проводить вечера и выходные в подобных местах, поэтому общепит и развлекательный бизнес в Нижнем Тагиле достаточно развит.
Интересные факты о Тагиле
Мало кто знает, что города под названием Нижний Тагил на карте России могло бы и не быть, если бы не… бюрократия. В 1861 году промышленники Демидовы подали заявку на переименование его в Александровск. Но российская бюрократическая машина шевелилась так медленно, что дело застряло, да так и не было завершено.
Еще интересные факты: малахит, добываемый на местном руднике, украшает стены Зимнего Дворца (Малахитового зала), а тагильская сталь пошла на строительство многих небоскребов в Чикаго и Нью-Йорке.
Ну, и, конечно же, заслуживает внимания информация о танке Т-72, который является самой массовой боевой машиной в истории планеты. Он носит титул «Калашников среди танков», а Нижний Тагил иногда называют «Танко-градом».
Нижний Тагил: отзывы гостей города
Отзывы о Нижнем Тагиле очень контрастны. Кто-то называет его убогим пристанищем зэков, а кто-то – великим городом великой страны.
Среди основных характеристик, выделяемых туристами: промышленная мощь, экономическая развитость, рабоче-крестьянский менталитет населения, которое отличается отзывчивостью и добродушием, но имеет низковатый уровень культуры. И гости, и местные жители единогласны в том, что за последние годы Нижний Тагил сильно изменился в лучшую сторону.
Если кто-нибудь спросит, как называется российский город, где долгая зима и короткое лето, где металлом пропитан даже воздух, где характер жителей суров, но отходчив, где тяжелая промышленность и очень легкий почтовый индекс – Нижний Тагил, будет на это ответ!
Про развитие общественного транспорта
Мы закупаем новые трамвайные вагоны — в прошлом году купили 3 вагона. Недавно встречались с министром по поводу замены трамвайных путей и опор, тоже разговоры ведем. В пандемию очень сильно пострадали перевозчики, некоторые были вынуждены простаивать.
Большую транспортную реформу имеет смысл начинать, если значительно вырастет население города. Существующая сеть работает, на обращения, которые поступают, мы стараемся найти ответы. Пока нет необходимости в строительстве новых трамвайных линий. Парк автобусов мы обновляем в рамках национального проекта, 17 автобусов купили недавно.