Достопримечательности Новочеркасска: список, фото и описание

Новочеркасск был основан в 1805 году атаманом Матвеем Платовым как новая столица Донского казачества вместо регулярно затопляемой разливами Дона станицы Черкасск. Свои функции административного центра донских казаков этот город сохраняет и сегодня.

Знаете ли вы? На съезде казачьих войск России и Зарубежья в Москве 18 июля 1993 года город Новочеркасск обрел статус всемирной столицы казачества.

Патриарший Вознесенский кафедральный войсковой казачий собор и площадь Ермака

Главная достопримечательность находится в центре города — Патриарший Вознесенский кафедральный войсковой казачий собор, третий в России по величине. Высота собора 74,6 м. Началом строительства является год основания города.

Проектировали и пытались возвести собор дважды. Но по причине слабых грунтов и наличия подземных вод на небольшой глубине, строительство такого массивного сооружения никак не удавалось довести до конца. Каждый раз происходило обрушение собора, под тяжестью собственной массы он проваливался под землю. Третью и последнюю попытку казаки решили осуществить по проекту А.А.Ященко. Завершили строительство в 1904 году, а в 1905 году собор торжественно распахнул свои массивные резные двери в присутствии Николая II.

Собор действующий, в нем проходят службы, в церковные праздники храм красиво украшен. Фасады собора в темное время освещает архитектурная подсветка, изображающая сюжеты из Библии. Главный крест украшен горным хрусталем. В подвальном помещении собора, который имеет два яруса, проводят обряд крещения и расположена усыпальница. Мраморные саркофаги хранят останки основателя Новочеркасска М.И. Платова и других, значимых для истории города личностей. Интерьер собора впечатляет: фрески, роспись, витражи изображают библейские сюжеты и картины из жизни казаков. Прекрасной акустикой можно насладиться во время праздничных служб, которые сопровождает пение церковного хора.

Собор расположен на площади Ермака, вымощенной камнем. Тут же находятся три монумента. Первый — со стороны проспекта Ермака – памятник Ермаку, известному донскому казаку и покорителю Сибири. Был открыт в 1904 году и по сей день сохранился в неизменном виде.

С другой стороны собора в 1911г. был открыт, привезенный из Петербурга, памятник герою кавказских войн, генерал-лейтенанту Я.П. Бакланову. Его прах также хранится в усыпальнице собора. Монумент был сильно разрушен во время первой мировой войны, полностью отреставрирован в 1995 году.

С противоположной от главного входа собора стороны в 2005г. воздвигнут памятник примирения и согласия, символизирующий единение казаков и примирение их с врагами.

Местоположение: Ермака проспект.

Достопримечательности г.Новочеркасска

Новочеркасск — один из крупных южно-российских городов. Он выделяется как своей славной историей, так и своим особым обликом: планировкой, архитектурой, уникальными памятниками. Новочеркасск задуман и основан в 1805 году как новая столица Области Войска Донского. Более века это был город донской эли­ты: войсковых атаманов и войсковой администрации, офицерства и чиновничества, центр просвещения и культуры. После 1917 года Новочеркасск стал оплотом ожесточенной борьбы казачества за свою самостоя­тельность, закончившейся массовым исходом казаков в эмиграцию. В советский период истории Новочер­касск развивался как крупный промышленный центр Ростовской области, город образования и науки. Его на­селение увеличилось более чем в три раза и достигло 200 тыс. человек.

Город, живописно раскинувшийся на Аксайской возвышенности, и теперь сохранил свое лицо. С началом перестройки он обретает статус исторического центра возраждающегося казачества, а затем провозгла­шается мировой столицей казачества. Город привлекает как отечественных, так и зарубежных туристов.

Первое, что видит человек, въезжающий в Новочеркасск, — это огромные триумфальные арки, воздвигну­тые в честь участия донских казаков в Отечественной войне 1812 года.

Две одинаковые арки сооружены на въездах в город: одна — с западной, другая — с северо-восточной стороны — по проекту столичного архи­тектора А.И.Руска в 1817 году при жизни основателя города, прославленного донского атамана, героя Оте­чественной войны 1812 года, графа Матвея Ивановича Платова.

Поднимаясь вверх no Платовскому проспекту с западной стороны, оказываемся на Азовской площади, в названии которой закреплена историчес­кая память. Охраняя южные рубежи русско­го государства, дон­ские казаки в течение нескольких столетий вели упорную борьбу за крепость Азов. Герои­ческая страница исто­рии донского казачест­ва — знаменитое «Азов­ское сидение» (1641 г.), когда небольшой каза­чий гарнизон крепости выстоял против осаж­давшего крепость мно­готысячного турецко­го войска.

Закладывая в 1805 году новую столицу донского казачества, М.И.Платов при­влек к разработке генерального проекта изве­стного военного инженера Ф.П.Деволана, который удачно привязал план города к есте­ственному рельефу местности. Основу строгой классической планировки Новочеркас­ска составляют три его главных проспекта: Платовский, Ермаковский и Баклановский, со­единенных большими площадями, от которых радиально расходятся улицы. Единый план за­стройки города позволил избежать ее хаотич­ности и достичь выразительного ансамблево­го решения. Самобытность архитектурному облику Новочеркасска придает сочетание зда­ний, выполненных в классических стилях, и ти­пичных казачьих куреней.

В центре площади расположен Михайло-Архангельский храм, построенный в 1870 г. В его облике преобла­дают черты «русского стиля»: луковичные главы, шатровое завершение колокольни, бочкообразные по­луколонны. Одноименная деревянная церковь была перенесена из Старочеркасска, но стояла не здесь, а на со­седней Старомихайловской площади, за базаром (ныне пл.Кирова). Отсюда, отслужив молебен, отправлялось в поход на войну с Наполеоном казачье войско.

До революции в Новочеркасске насчитывалось, помимо домовых, четырнадцать церквей. Кроме православ­ных храмов была еще лютеранская кирха и польский католический костел. Наряду с культовым назначе­нием они выполняли еще и роль культурных центров. Например, в 1914 году в кирхе с концертами выступали артисты Большого театра Москвы, пел хор под управлением Листопадова A.M., известного собирателя донского фольклора. Теперь осталось восемь хра­мов и всем им возвра­щено их первоначаль­ное назначение.

Поскольку интен­сивное строитель­ство города началось со второй половины XIX века, в период господства эклекти­ки, зданий такого стиля достаточно много. Их архитек­турному облику свойственно большое разнообразие форм и свобода выбора деко­ративных мотивов в отделке фасадов.

Вот сомкнутые фасады двух внушитель­ных зданий винодельческого завода Соколова на проспекте Платовском, 67 (ныне винзавод и военный госпиталь) с богатой, сочной лепниной, которые производят впечатление настоящей дворцовой архитектуры.

И вовсе не провинциального, а прямо-таки столич­ного толка. Мощные гермы атлантов, под­держивающих карниз, лепные маски «сар­матской царицы» мы встретим еще не раз в интерьере здания военного собрания на Мос­ковской улице.

На пересечении Платовского проспекта и Московской улицы расположен административный центр Новочеркас­ска. В центре площади в 1853 году был воздвигнут памятник основателю города атаману М.И.Платову. Он был создан по заказу Войскового правления известными российскими скульпторами: академиками А.А. Ивановым, Н.А. Токаревым и П.К. Клодтом. В 1923 году статуя была утрачена. Памятник воссоздан в 1993 году московским скульптором А.В. Тарасенко. Стремительное движение булавы «вихорь-атамана» указывает на запад, куда он водил свои казачьи полки до самого Парижа.

За Платовским сквером расположено двухэтажное здание в стиле классицизма — Атаманский дворец (ныне одно из зданий Музея истории донского казачества). Он служил как резиденцией наказного войскового атамана, так и местом пребывания в Новочеркасске высочайших особ: Александра II, Алексан­дра III, Николая II, посещавших город. Здесь, в Атаманском дворце, 29 января 1918 года трагически оборвалась жизнь первого после революции выборного атамана А.М. Каледина.

Московская была центральной улицей города, где кипела торговля и прогуливалась отдыхающая публика. Здесь находилось и здание Офицерского собрания (1890; ныне Центральная библиотека имени А.С. Пушкина) с замечательным интерьером. Большой двусветный танцевальный зал с лепным плафоном, ук­рашенным орнаментальными фризами, картушами, атрибутами военной геральдики и гермами воинов .

Меж­ду верхними световыми окнами — знаки донских полков, отличившихся в сражениях. Антресоли для оркестра, подпираемые гермами атлантов на мощных кронштейнах. Большой зал соединялся с малым, «голубым», и зим­ним садом. Были отдельные комнаты отдыха, бильярдная, шахматная, столовая. В них устроены камины, отделанные мрамором, лепниной, художественным металлом. Особо примечателен декор столовой, где орнаментальные ком­позиции плафонов изобилуют изображениями сугубо донской флоры и фауны: яблок, винограда, перепелов, рыб, раков.

На центральной площади города выделяется еще несколько капитальных сооружений, входивших в обязательный набор губернского города: здание Областных присутственных мест с импозантным десятиколонным портиком (1844; ныне Воен­ный институт связи), Судебных установлений (1909; архи­тектор А.Н. Бекетов; теперь городской Дом культуры и Каза­чий драмтеатр им. В.Ф. Комиссаржевской), Русско-Азиатско­го банка (1905; архитектор С.Н. Болдырев; здание бывшего До­ма пионеров), Донского музея (1899; ныне Музей истории донского казачества), которому в 1999 году исполнилось сто лет.

Это уникальный и единственный в мире музей, где собраны редчайшие материалы по истории казачества, войсковые клейноды и знамена, коллек­ции жалованного и наградного холодного оружия, дон­ской парсуны, живописи и фарфора. На втором этаже экспонируется коллекция произведений уроженца Новочеркасска, великого русского пейзажиста Нико­лая Дубовского. Два филиала музея — мемориальный Дом-музей певца донских степей Ивана Крылова и Дом-музей основоположника советской батальной живописи Митрофана Грекова рассказывают о жизни и творчестве этих выдающихся мастеров.

С Новочеркасском связаны имена не только известных архитекторов и художников, но и донского историка Василия Сухорукова, писателей Михаила Шолохова, Федора Крюкова, Александра Серафимовича, Петра Крас­нова, Анатолия Калинина, философа Алексея Лосева, композитора Ивана Шишова, актрисы Веры Комиссаржевской, музыкантов Михаила Эрденко и Константина Думчева, ученых Мушкетова, Кашинского, Скрябина.

Господствующее положение в архитектурном ансамбле Новочеркасска занимает Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор, возведение которого дли­лось ровно сто лет (1805—1905). Зало­женный при основании города в праздник Вознесения Христова, он в ходе строи­тельства дважды рушился по причинам слабого фундамента и поспешности в его возведении. Третий, осуществленный, проект в «нововизантийском стиле» раз­работал академик А.А. Ященко. Собор по величине (его высота — 74,6 м) является третьим в России после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского со­бора в Санкт-Петербурге. Возведенный на пересечении Платовского и Ермаковского проспектов, он виден отовсюду за много километров от Новочеркасска. Первоначально его купола были покрыты червонным золотом, а главный крест, из­готовленный в Богемии, украшен встав­ками из горного хрусталя для отражения солнечного света. Поэтому его величали «вторым солнцем Дона».

Вознесенский собор является главным храмом донских казаков. В основании собо­ра находится усыпальница для захороне­ния выдающихся военных и церковных дея­телей Дона, а на хорах — залы с настенны­ми картинами, изображающими наиболее значительные эпизоды донской истории. На колокольне собора установлены башен­ные, часы, а сама площадь является глав­ной площадью, майданом, где отмечаются важнейшие события и праздники.

На огромной Соборной площади, вымо­щенной бутовым камнем, в 1904 году установлен бронзовый монумент Ермаку, знаменитому донскому атаману, покори­телю Сибири.

Окончательное заверше­ние исторический ансамбль Соборной площади получил в 1911 году, когда к сто­летию Бородинской битвы в усыпальни­це собора были захоронены останки М.И.Платова, В.В.Орлова-Денисова, И.Е.Ефремова, Я.П.Бакланова и митрополита Иоанна. На проти­воположной стороне площади был установлен памятник герою Кавказской войны генералу Я.П.Баклано­ву, перенесенный сюда с кладбища Воскресенского девичьего монастыря в Петербурге.

15 мая 1993 года со­стоялась торжественная церемония перезахоронения останков донских героев в усыпальнице храма, а 4 июня 1995 года, в день города, был заново открыт памятник Я.П.Бакланову, воссозданный московским скульптором А.В.Тарасенко.

Архитектурную ценность городскому ансамблю Новочеркасска придают многочисленные особняки. Они точно соперничают между собой в изобилии и разнообразии архитектурно-декоративного убранства. Высокая градостроительная культура архитекторов ХIХ — начала XX века проявилась в том, что они возво­дили разностильные постройки с учетом уже существующих, объединяя их этажной высотностью, сочетани­ем объемов и архитектурно-декоративных решений. Фасады особняков, выполненные в различных архитектур­ных стилях, ажурные решетки ворот, парапетов, навесов, резные двери придают им неповторимый облик.

«План города Новочеркасска довольно хорош, и расположен правильно; он разделен на 76 кварталов, состоя­щих из 3 тысяч мест, кои все избыточно снабжены землею: места первого класса имеют по фасаду 20 саженей и в глубину от 30 до 60 саженей; второго — 15 саженей по фасаду и от 30 до 50 в глуби­ну; самые меньшие — 10 саженей по проспек­ту и от 20 до 30 саженей в глубину», — пи­сал в 1820-х годах историк В.Д.Сухоруков. Места «первого класса» отводились, преж­де всего, для административных зданий и для войсковой аристократии, которая стреми­лась выстроить там особняки в «столичном вкусе». Места «второго класса» давались менее зажиточным казакам, а остальные довольствовались тем, что оставалось на их долю, и строили небольшие дома с каменным низом и верхней деревянной надстройкой. Но ко всем частным домам предъявлялось единое требование: они должны были стро­иться по «высочайше» утвержденным фаса­дам, выходящим на красную линию улицы.

Обширные участки земли позволяли вес­ти застройку улиц не сплошным рядом зда­ний, а чередовать древесными насаждения­ми, превратив их со временем в уютные дворцы-усадьбы с внутренними дворами, балконами и фруктовыми садами.

Представительные особняки имели не только атаманы и генералы, но и чиновники, торговые казаки, врачи, адвокаты, нотариу­сы. Внешний вид дома как бы олицетворял имущественную состоятельность и дело­вую репутацию их владельца. В уличной застройке особо выделяются дома, в которых жили и которые строили по своим проектам архитекторы. Таковы особ­няки Г.М.Сальникова (Атаманская, 61), С.И.Болдырева (Красноармейская, 18), В.Н.Куликова (Просвещения, 139). Они слу­жили лучшей рекламой профессионального мастерства архитекторов.

Казаки отличались не только ратной удалью и отвагой, но всегда тяготели к просвещению и культуре. Не каждый губернский город России мог похвалиться таким количеством и на­бором учебных заведений, которые имел Новочеркасск в начале XX столетия: войсковая Платовская классическая гимназия, Мариинская женская гимна­зия, казачье юнкерское училище, реаль­ное училище, духовная и учительская семинарии, епархиальное женское учи­лище, духовное училище, Атаманское техническое училище, военно-ремеслен­ная школа, военно-фельдшерская шко­ла, Юбилейная школа торговых каза­ков, коммерческое училище, Донской императора Александра III кадетский корпус, Мариинский институт благо­родных девиц, Донской учительский ин­ститут, Донской ветеринарный ин­ститут, Донской сельскохозяйствен­ный институт, музыкальная школа, приходские школы, частные учебные за­ведения и пансионаты.

Торжественное открытие первого высшего учебного заведения на Дону — Донского политехнического института состоялось в Новочеркасске 5 октября 1907 года в здании бывшего дворянского пансионата (ныне автотранспортный колледж). Затем он именовался Ново­черкасским политехническим институ­том (НПИ). В 1993 году переименован в НГТУ, а в 1999 — в ЮРГТУ (НПИ) — Южно-Российский государственный технический университет. Место для строительства крупного архитектур­ного ансамбля института было выбра­но на территории б. Николаевского сада. Поблизости от него располагались зда­ния Мариинского института благород­ных девиц (ныне главный корпус инже­нерно-мелиоративной академии) и Дон­ского Александра III кадетского корпуса (ныне воинская часть).

Проектирование зданий политех­нического института поручили видному поль­скому архитектору Б.С.Рогуйскому, одно­му из создателей ком­плекса Варшавского политехнического ин­ститута (1898), в котором он успешно использовал опыт стро­ительства учебных заведений Западной Европы.

Учебные корпуса главного , горного, хи­мического, энергетиче­ского факультетов института группируются вокруг прямоугольного в плане вну­треннего двора, в ко­тором размещен комплекс спортивных со­оружений и старин­ный парк.

Каждое от­дельное здание — функционально замкну­тый объем с рацио­нальной и удобной планировкой аудитории, лаборатории, учебных каби­нетов, имеющий свой законченный архитектур­ный образ. Вместе с тем все корпуса объединены единством архитектурно-художественного ре­шения в стиле неоклассицизма.

В качестве выра­зительного композиционного приема декоратив­ного убранства архитектор широко применяет мощные колонны дорического и ионического орде­ров, придавшие всему ансамблю величественный и монументальный характер. Интересны декора­тивные скульптурные вставки в виде масок Зев­ са, Марса, монументальных рельефов, в символич­ной форме повествующих о назначении здания. Особенно красив главный корпус института с па­радной лестницей, колоннадой и уникальным че­тырехэтажным крытым двором с дневным светом и обходными галереями. Во время массовых мероприятий и празднеств он вмещает несколько тысяч человек. Возведение комплекса зданий института началось в 1912 году. Архитектору Б.С.Рогуйскому удалось окончить строительство только трех учебных корпусов — химического, механического и горного. Строительство остальных было завершено в период с 1924 по 1930 гг.

Новочеркасску удалось в основном сохранить свой исторический облик. Невольно вспоминаются слова историка В.Д.Сухорукова: «Прямые широкие улицы и большие площади составляют собственную красоту Новочеркасска». Новочеркасск — город-памятник. Он соединил в себе за прошедшее почти двух­сотлетие самобытную историю, традиционно высокую культуру и научно-технический потенциал. С возрождением казачества в 1990-е годы Новочеркасск возвратил себе статус главного города казаков и стал столицей Всевеликого Войска Донского, а также казачества России и Зарубежья.

Триумфальные арки

С западной и северной сторон города по указу Платова были сооружены две идентичные арки в стиле позднего классицизма. Так как город располагался на холме, с северной стороны как на ладони можно увидеть микрорайоны города (поселки) и реку. К тому же арка красиво подсвечивается в темное время суток. Расположена северная арка по ул. Герцена, и отделяет центральную часть города от поселков.

Вторая арка расположена возле Азовского рынка. С этого места можно полюбоваться аксайскими холмами и примыкающими к городу станицами.

Дом-музей М.Б.Грекова

Десятки картин, личные вещи, эскизы и неоконченные работы известного советского художника-баталиста находятся в доме, где жил мастер. Рядом – ухоженный сад. Вокруг – живописные просторы донской степи.

Адрес: ул. Грекова, 124. Дом-музей открыт с 10:00 до 17:00. В понедельник посещений нет.

Атаманский дворец

Небольшое двухэтажное строение в центре города расположенное на перекрестке проспекта Платовский и улицы Московской. Выполнено в стиле классицизм. На фасаде изящный балкон с литой решеткой и открытые порталы при входах. Проектировал и строил дворец И.О. Вальпреде в 1863 году.

Атаманский дворец был резиденцией для высокопоставленных лиц, в том числе и для императора во время его приезда в город. Сейчас это филиал музея донского казачества. На первом этаже располагается выставка различных музейных экспонатов, на втором воссоздана впечатляющая красотой и богатством убранства галерея интерьеров: парадные залы, кабинет атамана, столовая, большая гостиная. Перед дворцом разбит небольшой сквер с фонтаном.

Местоположение: улица Дворцовая- 5а.

Музеи, дворцы, усадьбы

Среди достопримечательностей Новочеркасска большую роль в восприятии облика города играют оригинальные архитектурные объекты. Один из них — Атаманский дворец в Александровском саду 1863 года постройки по проекту академика И. Вальпреде в стиле классицизма с фонтаном и статуей Платова во дворе. Украшен двойными пилястрами, балконами, декоративными решетками, открытыми порталами. Стал официальной резиденцией войскового предводителя и местом размещения светлейших особ во время пребывания в городе. Здесь наследники престола принимали титул Августейшего атамана донских казаков.

В специально сооруженном по проекту А. Ященко особняке в 1899 году открылся старейший музей южного региона — Музей истории донского казачества. Уникальные экспонаты поступали из всех донских станиц и частных собраний. Не имеющая мировых аналогов коллекция реликвий насчитывает более 100 тыс. экземпляров, в том числе выставка казачьих знамен и штандартов, холодного и огнестрельного оружия, мемориальных вещей Платова.

Южно-Российский государственный политехнический университет продолжает славные традиции Донского политехнического института, образованного казаками в 1907 году на средства Войска Донского для обучения своих потомков. Расположенные в старинном парке здания 1911 года построены в неоклассическом стиле по проекту Б. Рогуйского, декорированы колоннами, капителями, скульптурными вставками античных богов и лепными украшениями.

Разнообразие архитектурных стилей Новочеркасска представляют такие здания, как: Мариинская женская гимназия в стиле классицизм с полуколоннами, рустованными стенами и орнаментальным карнизом; Реальное училище А. Кузнецова в византийском стиле с высокими узкими окнами и нарядным декором; дом купца Кирюнина («Дом счастья») с богатой лепниной и львами над воротами в смешении стилей ренессанс, барокко, мавританского и классицизма; неоготическая лютеранская кирха; Палата судебных установлений (ныне Театр Комиссаржевской) в стиле модерн.

Александровский сад и Курган Славы

Александровский сад находится за атаманским дворцом. Был заложен атаманом М.Г. Хомутовым в начале 1850-х годов. Сейчас это уютный городской парк. На территории есть аттракционы для детей, кафе, аквапарк, небольшой пруд.

К 35-летию Великой Отечественной Победы в парке на холме, который служил до революции площадкой для осмотра окрестностей, был сооружен Курган Славы. Четыре штыка вокруг вечного огня символизируют четыре года войны. На внешней полусфере монумента перечислены города-герои и данные о потерях жителей города в Великой Отечественной Войне.

Топ-10 новочеркасских достопримечательностей

Самая главная в Новочерскасске достопримечательность — Собор Вознесения Господня. Казаки приступили к его строительству вместе с закладкой города, который должен был стать их столицей.

Кроме того, в Новочеркасске много и других интересных мест:

  • музеи;
  • парки;
  • дворцы;
  • арки и др.

Перед поездкой в Новочеркасск, что посмотреть и куда сходить, лучше планировать заранее. Чтобы вам было проще составить маршрут, я подготовила список наиболее популярных достопримечательностей, которые можно посетить за 1 день.

Собор Вознесения Господня

Строительство Вознесенского войскового кафедрального собора началось еще в 1811 г., но первые посетители в него вошли только в 1905 г.

Купола храма отделаны червонным золотом, главный крест — горным хрусталем. Из-за этого в любое время суток собор словно излучает свет. В России храм считается третьим по высоте куполов — они расположены в 74,6 м над землей.

Пол в соборе выстелен мрамором, который в прошлом доставляли из Италии и Франции. Храмовые часы и интерьер сохранились в том же виде, что был изначально.

Нижний Покровский храм

Усыпальница, в которой стоят мраморные саркофаги, называется Нижним храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь захоронен Матвей Платов — основатель города. Василий Орлов-Денисов и Петр Бакланов — герои войны 1812 г. — тоже лежат в этой усыпальнице, как и останки архиепископа Иоанна.

Вам также понравится: Что можно посмотреть в Иваново за один день самостоятельно: интересные места

Баптистская церковь

В XVIII в. в Россию на постоянное местожительство стало приезжать много немцев. Им понадобилось религиозное здание, которое и было возведено.

Лютеранская церковь отличается от христианских храмов. Согласно верованиям лютеран, в здании проходили не только службы — здесь устраивались и концерты. С 70-х гг. XX в. церковь осталась без прихожан. Но спустя 20 лет баптистская община Евангельских христиан отреставрировала здание. Теперь здесь проводятся службы.

Атаманский дворец

Дворец атаманов Донского войска после постройки в 1863 г. использовался по назначению. Отсюда осуществлялось управление Казачьим краем. В 1918 г. во дворце покончил с собой атаман Каледин.

Сейчас в здании находится музей. Все комнаты дворца реконструированы. Размещенные коллекции и исторические документы помогут узнать не только об атаманах, служивших Отечеству в этих краях, но и их быте.

Музей виноградарства и виноделия

Место посещали Тур Хейердал, Сенкевич, космонавт Леонов и маршал Советского Союза Гречко. История здешнего виноделия начиналась еще во время Хазарского каганата.

Вина, производимые на Дону, воспевал в своих произведениях Пушкин. Местные мастера имеют награды нашей страны, побеждали на международных конкурсах.

Триумфальные арки

Донские казаки совершили много подвигов во время Отечественной войны 1812 г. Александр I, чтобы лично поблагодарить героев, отправился в их столицу — Новочеркасск. Только въехать в город он мог как с северной стороны, так и с западной, поэтому атаман Платов принял решение возвести 2 триумфальные арки.

В СССР эти памятники посчитали никому не интересными, но сейчас их полностью отреставрировали по оригинальным чертежам. Теперь они украшают столицу донского казачества. Здесь любят проводить фотосъемки все приезжающие.

Мемориал «Курган Славы»

В 1980 г. в Александровском парке был торжественно открыт мемориал в память обо всех, кто сражался за нашу Родину в Великую Отечественную войну. Монумент напоминает, что никто не должен забывать подвига советского народа и отдельных героев.

Роща «Красная весна»

История красивого уголка природы началась в конце XIX в. Тогда здесь появились первые деревья. Они были высажены по приказу атамана Краснокутского. При советской власти место стали называть «Красной весной».

Вам также понравится: Что посмотреть в Свердловской области

Расположена роща рядом с Новочеркасском на западе. В наше время ей присвоили статус памятника природы. Горожане в выходные проводят здесь свободное время. На территории рощи находятся 2 спортивные площадки и игровая зона для детей.

Александровский сад

В 1850 г. атаман Хомутов решил разбить парк на территории Гостинодворской площади. В Александровском саду есть курган, с которого открывается красивый вид на окрестности.

Император Александр III, в честь которого сад и назван, любил приезжать сюда и посещать смотровую площадку. Тем более что Атаманский дворец, где останавливались российские монаршие особы, находится рядом. Здесь можно погулять и провести фотосессию и сегодня.

Парк «Казачок»

Изначально парк назывался «Первомайский». Его строили горожане, работая на субботниках. Открыли парк в 1970 г. на майские праздники в расчете на то, что он станет любимым местом детей.

Сейчас название изменено на «Казачок». Здесь самое большое количество интересных аттракционов в городе и многолюдно не только в выходные дни, но и в будни.

Музей истории донского казачества

Является одним из самых старых в южной части России и крупным по количеству реликвий и экспонатов (около 115 тысяч), связанных с бытом, службой и традициями казаков. Был образован в 1899 году за счет народных пожертвований и казны казаков. В музее представлено собрание картин известных русских художников.

Научная библиотека насчитывает около 15 тысяч редких экземпляров. Помимо атаманского дворца, при музее работают следующие филиалы: дом-музей художника И.И. Крылова, музей поэта В.Г. Калмыкова, дом-музей художника М.Б. Грекова.

Местоположение: улица Атаманская — 38.

Сколько стоит экскурсия в Новочеркасск из Ростова

Цена экскурсии в Новочеркасск из Ростова зависит от количества участников. Для групп размером:

  • 2-7 человек – 9900 рублей,
  • 8-17 человек – 18500 рублей,
  • 18 — ∞ человек – согласуем индивидуально.
  • В будни скидка 10% от стоимости экскурсии,

В цену экскурсии входит транспортное сопровождение по всему маршруту и экскурсии по городу.

Дополнительно оплачивается:

  • Входные билеты в атамнский дворец – 180 рублей / чел
  • Входные билеты в музей истории казачества – 200 рублей / чел

Казачий драмтеатр им. В.Ф. Комиссаржевской

Театр стал действовать в городе в 1825 году. За время существования много раз переезжал, в театре трижды был пожар. С 1965 года улица Атаманская – место постоянного расположения театра.

На сцене драмтеатра начала свою карьеру в 1893 году великая русская актриса Вера Комиссаржевская. Дополнительное название «Казачий» театр получил в 1991 году, во времена активного возрождения казачьей культуры.

Местоположение: Платовский проспект — 72.

Памятник Францу Павловичу де Волану

Открытие памятника было в 2003 году. Франц Павлович де Волан — военный инженер, генерал-лейтенант, по проекту которого был построен город. Именно из-за аналогичной планировки двух городов Новочеркасск именуют «маленьким Парижем».

От площади Ермака отходят «лучи» основных улиц: проспекты Платовский и Ермака, Красный спуск. Проспект Ермака упирается в Троицкую площадь, от которой также лучами расходятся проспект Баклановский, спуск Герцена, улица Троицкая, улица Московская.

Местоположение: проспект Платовский.

Памятники М.И. Платову

В Новочеркасске два памятника, посвященные М.И. Платову. Один установлен напротив главного входа в собор на проспекте Платова. Бронзовый памятник, где атаман верхом на коне, открыт к 250-летию его рождения, в 2003 году.

Второй памятник, где М.И. Платов представлен стоящим на пьедестале, является первым скульптурным монументом в городе. Открытый в 1853 году, в советское время был демонтирован и переплавлен. Воссоздание памятника на том же месте произошло в 1993 году. Находится монумент перед Атаманским дворцом.

Местоположение: Платовский проспект.

Вознесенский кафедральный собор

Главный храм Донского казачьего войска начали строить сразу после основания города в начале 19 века, но работы растянулись на целых 100 лет. В советское время собор закрыли, а помещения использовали для хозяйственных нужд, но в 1950-х гг. власти, понимая архитектурную ценность здания, взялись за его реставрацию. В результате последней реконструкции 2000-х гг. храм превратился в монументальное и роскошное сооружение. Снаружи он выглядит как типичный церковный новодел — неовизантийский стиль, наложенный на современные технологии строительства. Фасад и внутренний интерьер отделаны итальянским мрамором и горным хрусталем. На стенах висят полотна, повествующие об истории казачества.

В усыпальнице хранятся останки атамана М. И. Платова — основателя Новочеркасска.

Адрес: пл. Ермака, 2.

  • Вознесенский Войсковой собор

Южно-Российский Государственный Политехнический Университет

Обилие в Новочеркасске учебных заведений закрепило за ним название «город студентов». Политехнический университет – это первое и главное учебное заведение юга России. В 2022 году университету исполнится 110 лет со дня его основания. Это великолепный ансамбль из учебных корпусов в стиле неоклассицизм.

Здания расположены по периметру так, что они образуют внутри двор, парк и стадион. В главном корпусе университета, который находится на улице Просвещения, располагается крытый двор – большое пространство внутри здания с прозрачным потолком. Здесь проходят выставки и торжественные мероприятия.

Местоположение: улица Просвещения — 132.

Архитектура Г. Новочеркасск. Новочеркасский собор. — презентация


Архитектура Г. Новочеркасск

Новочеркасский собор

История строительства собора в Новочеркасске насчитывает 100 лет. Лишь с третьей попытки удалось довести сие богоугодное дело до счастливого конца, Первые два проекта храма оказались неудачными. Начало истории собора совпадает с закладкой самого города, который из-за частых наводнений был перенесен на новое место. История строительства собора в Новочеркасске насчитывает 100 лет. Лишь с третьей попытки удалось довести сие богоугодное дело до счастливого конца, Первые два проекта храма оказались неудачными. Начало истории собора совпадает с закладкой самого города, который из-за частых наводнений был перенесен на новое место.

19 апреля 1805 года Войсковая канцелярия приняла резолюцию: «Во исполнение Всевысочайшего именного Его Императорского Величества повеления о переселении города Новочеркасска на вновь Высочайше утвержденное к тому место, благовремение всего предполагается начать на оном сооружение камен­ным зданием собора… заложение того собора и место освящение Новочеркасска, с прибытием сюда Преосвященного, назначается 18-го числа будущего мая месяца, на день Вознесения Господня»*. 19 апреля 1805 года Войсковая канцелярия приняла резолюцию: «Во исполнение Всевысочайшего именного Его Императорского Величества повеления о переселении города Новочеркасска на вновь Высочайше утвержденное к тому место, благовремение всего предполагается начать на оном сооружение камен­ным зданием собора… заложение того собора и место освящение Новочеркасска, с прибытием сюда Преосвященного, назначается 18-го числа будущего мая месяца, на день Вознесения Господня»*.

Место для собора было выбрано очень удачное, самое возвышенное, господствовавшее над всем будущим городом. Проект храма составил, по просьбе Платова, знаменитый в то время придворный архитектор Алоизий Руско, крупнейший мастер русского классицизма. Место для собора было выбрано очень удачное, самое возвышенное, господствовавшее над всем будущим городом. Проект храма составил, по просьбе Платова, знаменитый в то время придворный архитектор Алоизий Руско, крупнейший мастер русского классицизма.

Собор, спроектированный и возведенный по проекту этого архитектора, разрушился. Разрушение, по заключению комиссии, произошло без видимых внешних признаков из-за использования некачественных строительных материалов. Собор, спроектированный и возведенный по проекту этого архитектора, разрушился. Разрушение, по заключению комиссии, произошло без видимых внешних признаков из-за использования некачественных строительных материалов.

Второй проект Новочеркасского собора был составлен архитектором Вальпреда и Высочайше утвержден 15 апреля 1850 года. Новый храм по плану имел длину 78 метров, высоту-66 метров. Проектировались в храме пять приделов и весьма высокая колокольня — около 80 метров, устроенная в связи с храмом. Второй проект Новочеркасского собора был составлен архитектором Вальпреда и Высочайше утвержден 15 апреля 1850 года. Новый храм по плану имел длину 78 метров, высоту-66 метров. Проектировались в храме пять приделов и весьма высокая колокольня — около 80 метров, устроенная в связи с храмом.

Закладка собора совершилась 2 ноября 1850 года при участии Наследника Цесаревича Александра Николаевича, Работы по сооружению собора начались в мае 1852 года, причем войсковое начальство решило производить постройку уже не из Грушевского известняка, а из хорошо обожженного кирпича. Строитель­ство и на этот раз велось крайне неравномерно. Наблюдал за построй­кой сам автор проекта Вальпреда, откомандированный с 1847 года в Новочеркасск из столицы. Закладка собора совершилась 2 ноября 1850 года при участии Наследника Цесаревича Александра Николаевича, Работы по сооружению собора начались в мае 1852 года, причем войсковое начальство решило производить постройку уже не из Грушевского известняка, а из хорошо обожженного кирпича. Строитель­ство и на этот раз велось крайне неравномерно. Наблюдал за построй­кой сам автор проекта Вальпреда, откомандированный с 1847 года в Новочеркасск из столицы.

Соборостроительная комиссия, несмотря на предупреждения, допустила поспешность: в то время как первые три года работ ( ) выложены были фундаменты и подвальный этаж, подсохнувшие и окрепшие в следующие два года, когда работа не производилась, в последующие четыре года ( ) здание собора было доведено до половины всего сооружения; вторую же половину громадного соборного здания, со стрельчатыми куполами, решено было закончить за полтора года. Соборостроительная комиссия, несмотря на предупреждения, допустила поспешность: в то время как первые три года работ ( ) выложены были фундаменты и подвальный этаж, подсохнувшие и окрепшие в следующие два года, когда работа не производилась, в последующие четыре года ( ) здание собора было доведено до половины всего сооружения; вторую же половину громадного соборного здания, со стрельчатыми куполами, решено было закончить за полтора года.

Следствием такой поспешности было то, что «части, составляющие главное основание большого купола, не могли надлежащим образом просохнуть, раствор в кладке не успел отвердеть, а потому главный купол, представлявший сложную конструкцию сводчатого сооружения, должен был рухнуть всею тяжес­тью своей 250-тысячной пудовой массы и сокрушить все то, что непос­редственно находилось на пути его страшного стремления». Следствием такой поспешности было то, что «части, составляющие главное основание большого купола, не могли надлежащим образом просохнуть, раствор в кладке не успел отвердеть, а потому главный купол, представлявший сложную конструкцию сводчатого сооружения, должен был рухнуть всею тяжес­тью своей 250-тысячной пудовой массы и сокрушить все то, что непос­редственно находилось на пути его страшного стремления».

Обрушение вновь сведенного главного купола произошло в 12 часов ночи, с 10 на 11 июля 1863 года. Вот как описывает это событие очевидец: «…вышел я летнего помещения дворянского клуба поздно ночью и последовал домой по большой аллее нашего Александровского сада. Ночь была лунная. Вдруг послышался глухой и сильный звук, точно выстрел из какой-то гигантской пушки. Вздрогнув, я совершенно машинально взглянул в ту сторону, где был собор и увидел какую-то темную массу, поднявшуюся к небесам…» Обрушение вновь сведенного главного купола произошло в 12 часов ночи, с 10 на 11 июля 1863 года. Вот как описывает это событие очевидец: «…вышел я летнего помещения дворянского клуба поздно ночью и последовал домой по большой аллее нашего Александровского сада. Ночь была лунная. Вдруг послышался глухой и сильный звук, точно выстрел из какой-то гигантской пушки. Вздрогнув, я совершенно машинально взглянул в ту сторону, где был собор и увидел какую-то темную массу, поднявшуюся к небесам…»

Новое несчастье, сильно поразившее всех жителей Дона, приписано было гневу Божьему, обрушившемуся на казачью столицу всей своею силою. Специальная комиссия, назначенная по Высочайшему повелению для исследования причин разрушения купола, установи­ла, что все работы выполнены были тщательно, искусно и предусмотрительно, материалы употреблены в дело самые лучшие, а фундамент сделан такой необыкновенной прочности, какой редко где-либо можно встретить. Новое несчастье, сильно поразившее всех жителей Дона, приписано было гневу Божьему, обрушившемуся на казачью столицу всей своею силою. Специальная комиссия, назначенная по Высочайшему повелению для исследования причин разрушения купола, установи­ла, что все работы выполнены были тщательно, искусно и предусмотрительно, материалы употреблены в дело самые лучшие, а фундамент сделан такой необыкновенной прочности, какой редко где-либо можно встретить.

Разборку здания войсковое начальство поручило торговому казаку Н.И.Лимареву за 70 тысяч рублей. Подрядчик обязывался произвести работы со всеми мерами предосторожности, не использовать взрывчатых веществ. Разборка собора была закончена Лимаревым в октябре 1882 года. Так завершилось дело строительства второго собора в Новочеркасске. Разборку здания войсковое начальство поручило торговому казаку Н.И.Лимареву за 70 тысяч рублей. Подрядчик обязывался произвести работы со всеми мерами предосторожности, не использовать взрывчатых веществ. Разборка собора была закончена Лимаревым в октябре 1882 года. Так завершилось дело строительства второго собора в Новочеркасске.

Военный Совет, журналом от 4 февраля 1881 года, постановил: «наблюдение за хоз работами по разборке назначенного на сломку вто­ рого Новочеркасского собора и составление в то же время проекта и сметы на постройку нового соборного здания возложить на состоящего при Областном Правлении войска Донского архитектора Ященко, с на­ значением ему содержания по 4000 рублей в год…»* Военный Совет, журналом от 4 февраля 1881 года, постановил: «наблюдение за хоз работами по разборке назначенного на сломку вто­ рого Новочеркасского собора и составление в то же время проекта и сметы на постройку нового соборного здания возложить на состоящего при Областном Правлении войска Донского архитектора Ященко, с на­ значением ему содержания по 4000 рублей в год…»*

Наблюдение за всеми работами возлагалось на Соборостроительную Комиссию в городе Новочеркасске, которая начала свою деятельность с 22 мая 1891 года. Были произведены обширные земляные работы, фундамент третьего собора был заложен на глубине более 15 метров. После завершения подготовительных работ, 17 октября 1893 года, совершилось торжество закладки соборного храма, в присутствии вой­сковой администрации, учебных заведений и большого стечения молящихся. Наблюдение за всеми работами возлагалось на Соборостроительную Комиссию в городе Новочеркасске, которая начала свою деятельность с 22 мая 1891 года. Были произведены обширные земляные работы, фундамент третьего собора был заложен на глубине более 15 метров. После завершения подготовительных работ, 17 октября 1893 года, совершилось торжество закладки соборного храма, в присутствии вой­сковой администрации, учебных заведений и большого стечения молящихся.

23 июля 1900 года происходило поднятие колоколов на строящийся собор. Старые колокола сняты были заранее с колокольни времен­ного деревянного собора и поставлены при входе в новый храм, откуда их подняли через отверстие, сделанное в своде 23 июля 1900 года происходило поднятие колоколов на строящийся собор. Старые колокола сняты были заранее с колокольни времен­ного деревянного собора и поставлены при входе в новый храм, откуда их подняли через отверстие, сделанное в своде

К середине 1904 года собор был совершенно готов, отделан снаружи и расписан внутри. 25 июня 1904 года в 1 час дня раздался с соборной колокольни благовест к благодарственному Господу Богу молебствию по случаю окончания работ по сооружению и отделке нового грандиозного собора. По свидетельству священника И. Артинского, современника со­бытий, огромный храм «едва мог вместить всех желавших вознести Господу благодарную молитву о благополучном окончании давно жданного и горячо желанного Донской Церковью кафедрального собора» К середине 1904 года собор был совершенно готов, отделан снаружи и расписан внутри. 25 июня 1904 года в 1 час дня раздался с соборной колокольни благовест к благодарственному Господу Богу молебствию по случаю окончания работ по сооружению и отделке нового грандиозного собора. По свидетельству священника И. Артинского, современника со­бытий, огромный храм «едва мог вместить всех желавших вознести Господу благодарную молитву о благополучном окончании давно жданного и горячо желанного Донской Церковью кафедрального собора»

«По размерам Новочеркасский собор представляет собой одно из самых больших церковных сооружений в России и может свободно вместить пять тысяч молящихся. Как памятник византийского стиля, он является… по величине первым в России, весьма художественно выдержанным…» -так характеризует значение собора в русском церковном зодчестве его строитель инженер-полковник Лимаренко*. Действи­тельно, по внимательном рассмотрении, архитектура Вознесенского собора являет собой классический образец византийского крестовокупольного храма. «По размерам Новочеркасский собор представляет собой одно из самых больших церковных сооружений в России и может свободно вместить пять тысяч молящихся. Как памятник византийского стиля, он является… по величине первым в России, весьма художественно выдержанным…» -так характеризует значение собора в русском церковном зодчестве его строитель инженер-полковник Лимаренко*. Действи­тельно, по внимательном рассмотрении, архитектура Вознесенского собора являет собой классический образец византийского крестовокупольного храма.

Новочеркасский собор имеет в центре купол диаметром 22 метра сведенный на стройном барабане. С подкупольным пространством свя­заны и подчинены ему все прочие части постройки, образующие форму равноконечного греческого креста, ветви которого перекрываются цилиндрическими сводами. В целом план здания вписывается в пря­моугольник, очень близкий к квадрату, с длиной 76 метров и шириной 61 метр 2. Новочеркасский собор имеет в центре купол диаметром 22 метра сведенный на стройном барабане. С подкупольным пространством свя­заны и подчинены ему все прочие части постройки, образующие форму равноконечного греческого креста, ветви которого перекрываются цилиндрическими сводами. В целом план здания вписывается в пря­моугольник, очень близкий к квадрату, с длиной 76 метров и шириной 61 метр 2.

храм имеет снаружи характерную для византийских церквей пирамидальную форму: его венчает большой центральный купол, меньшие же по размеру, боковые, располагаются ниже и как бы ему аккомпанируют. Сам купол в виде опрокинутой полусферы, напоминает широкий свод небесный, место невидимого прерывания Господа, покрывающий землю. Подобная форма купола является типичным знаком византийской архитектуры храм имеет снаружи характерную для византийских церквей пирамидальную форму: его венчает большой центральный купол, меньшие же по размеру, боковые, располагаются ниже и как бы ему аккомпанируют. Сам купол в виде опрокинутой полусферы, напоминает широкий свод небесный, место невидимого прерывания Господа, покрывающий землю. Подобная форма купола является типичным знаком византийской архитектуры

Новочеркасский собор как всякий православный храм обращен алтарем на восток. И это также глубоко символично. Восточная часть храма, по взгляду Библии, подревней космографии и по церковному воззрению, есть область света, «страна живых» и райского блаженства. Библия говорит, что рай был в Едеме, на востоке (Бытия 2, 8). Новочеркасский собор как всякий православный храм обращен алтарем на восток. И это также глубоко символично. Восточная часть храма, по взгляду Библии, подревней космографии и по церковному воззрению, есть область света, «страна живых» и райского блаженства. Библия говорит, что рай был в Едеме, на востоке (Бытия 2, 8).

К главному входу ведет высокое крыльцо из 16 ступеней серого гранита. Само название «крыльцо» происходит от слова «крыло» -это и символ восхождения духовного ко Храму и знамение покрывающе­го, осеняющего благословения Божия. Икона Господа — Вседержителя над входом говорит о начале предстояния входящего перед Богом и о Его незримом присутствии. К главному входу ведет высокое крыльцо из 16 ступеней серого гранита. Само название «крыльцо» происходит от слова «крыло» -это и символ восхождения духовного ко Храму и знамение покрывающе­го, осеняющего благословения Божия. Икона Господа — Вседержителя над входом говорит о начале предстояния входящего перед Богом и о Его незримом присутствии.

Над порталом главного входа в собор устроены башенные часы с циферблатом диаметром 1,7 метра. Часы были выполнены Санкт- Петербургской фирмой Альтшвагер. Поскольку первоначально в проекте собора установка часов не предусматривалась, их пришлось поместить в верхней части окна колокольни на высоте до 40 метров от линии земли Над порталом главного входа в собор устроены башенные часы с циферблатом диаметром 1,7 метра. Часы были выполнены Санкт- Петербургской фирмой Альтшвагер. Поскольку первоначально в проекте собора установка часов не предусматривалась, их пришлось поместить в верхней части окна колокольни на высоте до 40 метров от линии земли

Таков, в общих чертах, архитектурный облик Новочеркасского Вознесенского собора.

Михайло-Архангельский храм

Новочеркасск всегда был и есть оплотом русской православной веры. Об этом свидетельствует большое количество храмов, церквей. Михайло-Архангельский храм, построенный в 1870 году, расположен на азовской площади, недалеко от западной триумфальной арки. Выполнен в русском стиле с луковичными куполами.

Местоположение: Платовский проспект — 79а.

Историческая экскурсия по городу

Первое, что видит человек, въезжающий в Новочеркасск, — это огромные триумфальные арки, воздвигнутые в честь участия донских казаков в Отечественной войне 1812 года. Две одинаковые арки сооружены на въездах в город: одна — с западной, другая — с северо-восточной стороны — по проекту столичного архитектора А.И. Руска в 1817 году при жизни основателя города, прославленного донского атамана, героя Отечественной войны 1812 года, графа Матвея Ивановича Платова.

Поднимаясь вверх no Платовскому проспекту с западной стороны, оказываемся на Азовской площади, в названии которой закреплена историческая память. Охраняя южные рубежи русского государства, донские казаки в течение нескольких столетий вели упорную борьбу за крепость Азов. Героическая страница истории донского казачества — знаменитое «Азовское сидение» (1641 г.), когда небольшой казачий гарнизон крепости выстоял против осаждавшего крепость многотысячного турецкого войска.

Закладывая в 1805 году новую столицу донского казачества, М. И. Платов привлек к разработке генерального проекта известного военного инженера Ф.П. Деволана, который удачно привязал план города к естественному рельефу местности. Основу строгой классической планировки Новочеркасска составляют три его главных проспекта: Платовский, Ермаковский и Баклановский, соединенных большими площадями, от которых радиально расходятся улицы. Единый план застройки города позволил избежать ее хаотичности и достичь выразительного ансамблевого решения. Самобытность архитектурному облику Новочеркасска придает сочетание зданий, выполненных в классических стилях, и типичных казачьих куреней.

В центре площади расположен Михайло-Архангельский храм, построенный в 1870 г. В его облике преобладают черты «русского стиля»: луковичные главы, шатровое завершение колокольни, бочкообразные полуколонны. Одноименная деревянная церковь была перенесена из Старочеркасска, но стояла не здесь, а на соседней Старомихайловской площади, за базаром (ныне пл. Кирова). Отсюда, отслужив молебен, отправлялось в поход на войну с Наполеоном казачье войско.

До революции в Новочеркасске насчитывалось, помимо домовых, четырнадцать церквей. Кроме православных храмов была еще лютеранская кирха и польский католический костел. Наряду с культовым назначением они выполняли еще и роль культурных центров. Например, в 1914 году в кирхе с концертами выступали артисты Большого театра Москвы, пел хор под управлением Листопадова A.M., известного собирателя донского фольклора. Теперь осталось восемь храмов и всем им возвращено их первоначальное назначение.

Поскольку интенсивное строительство города началось со второй половины XIX века, в период господства эклектики, зданий такого стиля достаточно много. Их архитектурному облику свойственно большое разнообразие форм и свобода выбора мотивов в отделке фасадов.

Вот сомкнутые фасады двух внушительных зданий винодельческого завода Соколова на проспекте Платовском, 67 (ныне винзавод и военный госпиталь) с богатой, сочной лепниной, которые производят впечатление настоящей дворцовой архитектуры. И вовсе не провинциального, а прямо-таки столичного толка. Мощные гермы атлантов, поддерживающих карниз, лепные маски «сарматской царицы» мы встретим еще не раз в интерьере здания военного собрания на Московской улице.

На пересечении Платовского проспекта и Московской улицы расположен административный центр Новочеркасска. В центре площади в 1853 году был воздвигнут памятник основателю города атаману М.И.Платову. Он был создан по заказу Войскового правления известными российскими скульпторами: академиками А.А. Ивановым, Н.А. Токаревым и П.К. Клодтом. В 1923 году статуя была утрачена. Памятник воссоздан в 1993 году московским скульптором А.В. Тарасенко. Стремительное движение булавы «вихорь-атамана» указывает на запад, куда он водил свои казачьи полки до самого Парижа. За Платовским сквером расположено двухэтажное здание в стиле классицизма — Атаманский дворец (ныне одно из зданий Музея истории донского казачества). Он служил как резиденцией наказного войскового атамана, так и местом пребывания в Новочеркасске высочайших особ: Александра II, Александра III, Николая II, посещавших город. Здесь, в Атаманском дворце, 29 января 1918 года трагически оборвалась жизнь первого после революции выборного атамана А.М. Каледина.

Московская была центральной улицей города, где кипела торговля и прогуливалась отдыхающая публика. Здесь находилось и здание Офицерского собрания (1890; ныне Центральная библиотека имени А.С. Пушкина) с замечательным интерьером. Большой двусветный танцевальный зал с лепным плафоном, украшенным орнаментальными фризами, картушами, атрибутами военной геральдики и гермами воинов. Между верхними световыми окнами — знаки донских полков, отличившихся в сражениях. Антресоли для оркестра, подпираемые гермами атлантов на мощных кронштейнах. Большой зал соединялся с малым, «голубым», и зимним садом. Были отдельные комнаты отдыха, бильярдная, шахматная, столовая. В них устроены камины, отделанные мрамором, лепниной, художественным металлом. Особо примечателен декор столовой, где орнаментальные композиции плафонов изобилуют изображениями сугубо донской флоры и фауны: яблок, винограда, перепелов, рыб, раков.

На центральной площади города выделяется еще несколько капитальных сооружений, входивших в обязательный набор губернского города: здание Областных присутственных мест с импозантным десятиколонным портиком (1844; ныне Военный институт связи), судебных установлений (1909; архитектор А.Н. Бекетов; теперь городской Дом культуры и Казачий драмтеатр им. В.Ф. Комиссаржевской, Русско-Азиатского банка (1905; архитектор С.Н. Болдырев; здание бывшего Дома пионеров), Донского музея (1899; ныне Музей истории донского казачества), которому в 1999 году исполнилось сто лет.

Это уникальный и единственный в мире музей, где собраны редчайшие материалы по истории казачества, войсковые клейноды и знамена, коллекции жалованного и наградного холодного оружия, донской парсуны, живописи и фарфора. На втором этаже экспонируется коллекция произведений уроженца Новочеркасска, великого русского пейзажиста Николая Дубовского. Два филиала музея — мемориальный Дом-музей певца донских степей Ивана Крылова и Дом-музей основоположника советской батальной живописи Митрофана Грекова рассказывают о жизни и творчестве этих выдающихся мастеров.

С Новочеркасском связаны имена не только известных архитекторов и художников, но и донского историка Василия Сухорукова, писателей Михаила Шолохова, Федора Крюкова, Александра Серафимовича, Петра Краснова, Анатолия Калинина, философа Алексея Лосева, композитора Ивана Шишова, актрисы Веры Комиссаржевской, музыкантов Михаила Эрденко и Константина Думчева, ученых Мушкетова, Кашинского, Скрябина.

Господствующее положение в архитектурном ансамбле Новочеркасска занимает Вознесенский кафедральный войсковой собор, возведение которого длилось ровно сто лет (1805—1905). Заложенный при основании города в праздник Вознесения Христова, он в ходе строительства дважды рушился по причинам слабого фундамента и поспешности в его возведении. Третий, осуществленный, проект в «нововизантийском стиле» разработал академик А.А. Ященко. Собор по величине (его высота — 74,6 м) является третьим в России после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Возведенный на пересечении Платовского и Ермаковского проспектов, он виден отовсюду за много километров от Новочеркасска. Первоначально его купола были покрыты червонным золотом, а главный крест, изготовленный в Богемии, украшен вставками из горного хрусталя для отражения солнечного света. Поэтому его величали «вторым солнцем Дона».

Вознесенский собор является главным храмом донских казаков. В основании собора находится усыпальница для захоронения выдающихся военных и церковных деятелей Дона, а на хорах — залы с настенными картинами, изображающими наиболее значительные эпизоды донской истории. На колокольне собора установлены башенные, часы, а сама площадь является главной площадью, майданом, где отмечаются важнейшие события и праздники.

На огромной Соборной площади, вымощенной бутовым камнем, в 1904 году установлен бронзовый монумент Ермаку, знаменитому донскому атаману, покорителю Сибири. Окончательное завершение исторический ансамбль Соборной площади получил в 1911 году, когда к столетию Бородинской битвы в усыпальнице собора были захоронены останки М.И. Платова, В.В. Орлова-Денисова, И.Е. Ефремова, Я.П. Бакланова и митрополита Иоанна. На противоположной стороне площади был установлен памятник герою Кавказской войны генералу Я.П. Бакланову, перенесенный сюда с кладбища Воскресенского девичьего монастыря в Петербурге. 15 мая 1993 года состоялась торжественная церемония перезахоронения останков донских героев в усыпальнице храма, а 4 июня 1995 года, в день города, был заново открыт памятник Я.П. Бакланову, воссозданный московским скульптором А.В. Тарасенко.

Архитектурную ценность городскому ансамблю Новочеркасска придают многочисленные особняки. Они точно «соперничают» между собой в изобилии и разнообразии архитектурно-декоративного убранства. Высокая градостроительная культура архитекторов ХIХ — начала XX века проявилась в том, что они возводили разностильные постройки с учетом уже существующих, объединяя их этажной высотностью, сочетанием объемов и архитектурно-декоративных решений. Фасады особняков, выполненные в различных архитектурных стилях, ажурные решетки ворот, парапетов, навесов, резные двери придают им неповторимый облик.

«План города Новочеркасска довольно хорош, и расположен правильно; он разделен на 76 кварталов, состоящих из 3 тысяч мест, кои все избыточно снабжены землею: места первого класса имеют по фасаду 20 саженей и в глубину от 30 до 60 саженей; второго — 15 саженей по фасаду и от 30 до 50 в глубину; самые меньшие — 10 саженей по проспекту и от 20 до 30 саженей в глубину», — писал в 1820-х годах историк В. Д. Сухорукое. Места «первого класса» отводились, прежде всего, для административных зданий и для войсковой аристократии, которая стремилась выстроить там особняки в «столичном вкусе». Места «второго класса» давались менее зажиточным казакам, а остальные довольствовались тем, что оставалось на их долю, и строили небольшие дома с каменным низом и верхней деревянной надстройкой.

Но ко всем частным домам предъявлялось единое требование: они должны были строиться по «высочайше» утвержденным фасадам, выходящим на красную линию улицы.

Обширные участки земли позволяли вести застройку улиц не сплошным рядом зданий, а чередовать древесными насаждениями, превратив их со временем в уютные дворцы-усадьбы с внутренними дворами, балконами и фруктовыми садами.

Представительные особняки имели не только атаманы и генералы, но и чиновники, торговые казаки, врачи, адвокаты, нотариусы. Внешний вид дома как бы олицетворял имущественную состоятельность и деловую репутацию их владельца.

В уличной застройке особо выделяются дома, в которых жили и которые строили по своим проектам архитекторы. Таковы особняки Г.М. Сальникова (Атаманская, 61), С.И. Болдырева (Красноармейская, 18), В.Н. Куликова (Просвещения, 139). Они служили лучшей рекламой профессионального мастерства архитекторов.

Казаки отличались не только ратной удалью и отвагой, но всегда тяготели к просвещению и культуре. Не каждый губернский город России мог похвалиться таким количеством и набором учебных заведений, которые имел Новочеркасск в начале XX столетия: войсковая Платовская классическая гимназия, Мариинская женская гимназия, казачье юнкерское училище, реальное училище, духовная и учительская семинарии, епархиальное женское училище, духовное училище, Атаманское техническое училище, военно-ремесленная школа, военно-фельдшерская школа, Юбилейная школа торговых казаков, коммерческое училище, Донской императора Александра III кадетский корпус, Мариинский институт благородных девиц, Донской учительский институт, Донской ветеринарный институт, Донской сельскохозяйственный институт, музыкальная школа, приходские школы, частные учебные заведения и пансионаты.

Торжественное открытие первого высшего учебного заведения на Дону — Донского политехнического института состоялось в Новочеркасске 5 октября 1907 года в здании бывшего дворянского пансионата (ныне автотранспортный колледж). Затем он именовался Ново­черкасским политехническим институтом (НПИ). В 1993 году переименован в НГТУ, а в 1999 — в ЮРГТУ (НПИ) — Южно-Российский государственный технический университет. Место для строительства крупного архитектурного ансамбля института было выбрано на территории Николаевского сада. Поблизости от него располагались здания Мариинского института благородных девиц (ныне главный корпус инженерно-мелиоративной академии) и Донского Александра III кадетского корпуса (ныне воинская часть).

Проектирование зданий политехнического института поручили видному польскому архитектору Б. С. Рогуйскому, одному из создателей комплекса Варшавского политехнического института (1898), в котором он успешно использовал опыт строительства учебных заведений Западной Европы.

Учебные корпуса главного, горного, химического, энергетического факультетов института группируются вокруг прямоугольного в плане внутреннего двора, в котором размещен комплекс спортивных сооружений и старинный парк. Каждое отдельное здание — функциально замкнутый объем с рациональной и удобной планировкой аудитории, лаборатории, учебных кабинетов, имеющий свой законченный архитектурный образ. Вместе с тем все корпуса объединены единством архитектурно-художественного решения в стиле неоклассицизма. В качестве выразительного композиционного приема декоративного убранства архитектор широко применяет мощные колонны дорического и ионического ордеров, придавшие всему ансамблю величественный и монументальный характер. Интересны декоративные скульптурные вставки в виде масок Зевса, Марса, монументальных рельефов, в символичной форме повествующих о назначении здания. Особенно красив главный корпус института с парадной лестницей, колоннадой и уникальным четырехэтажным крытым двором с дневным светом и обходными галереями. Во время массовых мероприятий и празднеств он вмещает несколько тысяч человек. Возведение комплекса зданий института началось в 1912 году. Архитектору Б.С. Рогуйскому удалось окончить строительство только трех учебных корпусов — химического, механического и горного. Строительство остальных было завершено в период с 1924 по 1930 гг.

Новочеркасску удалось в основном сохранить свой исторический облик. Невольно вспоминаются слова историка ВД. Сухорукова: «Прямые широкие улицы и большие площади составляют собственную красоту Новочеркасска». Новочеркасск — город-памятник. Он соединил в себе за прошедшее почти двухсотлетие самобытную историю, традиционно высокую культуру и научно-технический потенциал. С возрождением казачества в 1990-е годы Новочеркасск возвратил себе статус главного города казаков и стал столицей Всевеликого Войска Донского, а также казачества России и Зарубежья.

Церковь Александра Невского

Находится сразу за Александровским садом. Заложена в 1851 году согласно указу Николая I, в память назначения его сына, Александра, августейшим атаманом. Церковь была построена в 1896 году в русско-византийском стиле, каменная колокольня была пристроена в 1902 году. Церковь называли атаманской, так как ее часто посещали войсковые атаманы, которые жили рядом с храмом.

Местоположение: улица Александровская — 78.

Как добраться до Новочеркасска

Новочеркасск лежит рядом с реками Аксай и Тузлов, которая делит город пополам. Он граничит с небольшими сельскими районами, а поодаль лежат Шахты, Ростов, Батайск и Новошахтинск. Собственно, от этих городов можно добраться до «Новочека».

Самый удобный транспорт — автобус. Например, прилетаете или приезжаете на поезде в Ростов-на-Дону, а от него на маршрутке или автобусе добираетесь до Новочеркасска. Через час будете на месте.

Поиск дешевых авиабилетов в Новочеркасск

Храм Константина и Елены

Изначально был деревянным, в 1906 году было решено построить каменный храм в старорусском стиле. Строительство велось три года, в 1909 году церковь была освящена. В 1990-х годах в храме позолотили кресты и маковки. Во время богослужений поет хор. Церковь находится на Сенной площади, с которой открывается прекрасный вид на микрорайоны города.

Местоположение: Сенная площадь.

Церковь Евангельских Христиан-Баптистов

Небольшой храм в неоготическом стиле построен для протестантской общины Новочеркасска в 1898 г. До 1917 г. церковь имела не только важное религиозное значение для проживающих в городе немцев, но также была культурным и общественным центром. На ее территории проходили концерты и собрания. Прекращенные при большевиках богослужения возобновились во время германской оккупации, но в 1970-х гг. здание полностью забросили, оно пришло в запустение. В итоге храм передали баптистам, которые и занялись восстановлением его исторического облика.

Адрес: ул. Михайловская, 159.


  • Церковь Евангельских Христиан-Баптистов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]