Содержание
- 1 Административно-территориальное устройство
- 2 Муниципальное устройство
- 3 Районы и города республиканского значения (городские округа)
- 4 Сельские и городские поселения 4.1 Баксанский район
- 4.2 Зольский район
- 4.3 Лескенский район
- 4.4 Майский район
- 4.5 Прохладненский район
- 4.6 Терский район
- 4.7 Урванский район
- 4.8 Чегемский район
- 4.9 Черекский район
- 4.10 Эльбрусский район
Эльбрус и Приэльбрусье
Среди туристов, приезжающих в республику с целью поправить здоровье, заняться спортом и запечатлеть на память природные красоты, более всего известен Эльбрусский район. Подробная карта дорог Кабардино-Балкарии расскажет, как добраться до него самым удобным путем.
Район примыкает к Зольскому и Баксанскому районам, а административный центр его – город Тырнауз. Этот город – сам по себе настоящая достопримечательность. Построенный в советские времена для добычи и переработки обнаруженного в Кабардино-Балкарии вольфрама, сегодня он медленно вымирает, поскольку предприятие давно заброшено. Карта-схема Кабардино-Балкарии укажет точное расположение Тырнауза высоко в горах. Город пересекают все, кто едет к Эльбрусу.
Эльбрусский район включает большое число промышленных предприятий. По этническому составу население – главным образом балкарцы. Сюда, в Эльбрусский район, не иссякает поток туристов, желающих подняться на Эльбрус. Зимой здесь работают горнолыжные трассы, летом – подъемник. Правительство республики планирует со временем превратить Тырнауз в туристический центр и тем самым спасти город от гибели.
Приэльбрусье славится как бальнеоклиматическая зона республики, где расположены курорты. Большая часть этой территории входит в национальный парк «Приэльбрусье», охраняемый государством.
Кабардино-Балкария обладает огромными рекреационными (т.е. использующимися для оздоровления и отдыха) ресурсами. Здесь много уникальных природных достопримечательностей. Сюда можно приехать как по туристической путевке, так и самостоятельно, только во втором случае надо обязательно запастись подробной картой.
Административно-территориальное устройство[ | ]
Административная карта Кабардино-Балкарии
Согласно Закону Кабардино-Балкарской Республики
«Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики» субъект включает следующие административно-территориальные единицы[1]:
- 3 города республиканского значения,
- 10 районов.
В них находятся:
- 8 городов,
- 172 сельских населённых пункта.
Административным центром Кабардино-Балкарской Республики является город Нальчик
.
Общие сведения и история Кабардино-Балкарской Республики
Да да да да да это Кавказ Да да да да да горный пейзаж Вэй вэй вэй вэй вэй солнечный край Вэй вэй вэй вэй вэй вот он где рай Шамхан Далдаев — Это Кавказ (на правах эпиграфа)
Кто бы что не говорил, а Кабардино-Балкария — это самый настоящий северный Кавказ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Пожалуй, это самое живописное место Предкавказья. Даже в Нальчике из любой точки города видны красивейшие горы. А горы в Кабардино-Балкарии просто замечательные. Самая высокая точка России — гора Эльбрус, находится именно здесь.
Животный мир Кабардино-Балкарии тоже великолепен. Природа здесь просто манит. Земля является одной из самой плодородной на территории России. Земля Обетованная не иначе.
Типичный пейзаж Кабардино-Балкарии. Фото by alleya47 (https://fotki.yandex.ru/users/alleya47/)
Бог (не будем уточнять какой) подарил этой земле замечательную природу и плодородную почву, но не подарил спокойствия. Войны в этих местах носят нескончаемый характер. Даже сейчас, когда, казалось бы, на Кавказе все утихло, в Нальчике нет-нет, да и объявят режим контртеррористической операции, что-нибудь взорвут или начнется стрельба. Конечно, уже гораздо спокойнее, чем в 90-е годы, но до идеала еще очень далеко.
Любопытно, что кабардинцев, местного населения республики, гораздо больше в Турции, чем в Нальчике и его окрестностях. Это произошло из-за итогов Русско-Каказской войны (не путать с чеченскими войнами), после которой адыги (в число которых входят кабардинцы) были изгнаны с коренных мест за неподчинение русскому царю. Гордые адыги покинули свои земли и перебрались в мусульманские страны.
Кабардинцы и в России, и за рубежом, исповедуют Ислам суннитского толка. Эта вера пришла на территорию современной Кабардино-Балкарии после падения Византийской империи в 1453. Образовавшаяся на костях Византии Османская империя моментально распространила свое влияние на все не определившиеся в плане религии земли. Во времена Советского союза, когда все население огромной страны в одночасье стало атеистами, кабардинцы продолжали скрыто исповедовать Ислам.
В плане религии и менталитета кабардинцы сильно отличаются от русских. Кто бы, что ни говорил, но и в советские годы, и сейчас, хорошо к русским на Кавказе не относились никогда. Местные жители сходятся во мнении, что эта земля никогда не будет благосклонна к русским. Может быть, открытых конфликтов удастся избежать, но своим русскому в Кабардино-Балкарии не стать никогда
Географическое положение
Кабардино-Балкария — маленький, но гордый регион. Располагается она в горах Северного Кавказа. С севера на юг максимальная длина Кабардино-Балкарии всего 167 км, а с запада на восток — 123 км. Северная часть республики находится на равнине. На юге же можно насчитать 4 параллельных хребта Большого Кавказа: Главный, Скалистый, Пастбищный и Боковой. Здесь находится самая высокая гора Кавказа, России и Европы — Эльбрус. Ее высота составляет 5642 м.
Эльбрус. Фото by leha1-9-8-2 (https://fotki.yandex.ru/users/leha1-9-8-2)
Население
По самым свежим подсчетам в Кабардино-Балкарии проживает 858 397 человек. Из них почти половина являются кабардинцами. 32% — русскими, 10% — балкарцами. Остальных народностей на этой кавказской земле немного (здравомыслящих то не мало, кто захочет сюда ехать?). Любопытно, что этнически присутствуют даже корейцы. Городского населения не намного больше, чем сельского. Всего 54% горожан (кое-кто считает, что этот показатель должен быть еще меньше, поскольку даже Нальчик — большая деревня).
В последнее время в регионе увеличилось количество исламистов. Больше никого не удивляет женщина в хиджабе на улице, зато очень удивляет женщина с сигаретой во рту. Поговаривают, что за курение могут и побить. Наверное, это правильно.
Криминал
Ни кабардинцы, ни балкарцы никогда не были религиозными экстремистами, но эта зараза коснулась и них. В голодные 90-е годы вакхабизм докатился и до Нальчика. Экстремисты набирали себе бойцов из местных жителей, чтобы те воевали против русских. Наверное, самый вопиющий случай произошел в 2005 году, когда вакхабиты напали на ФСБ, 3 отдела милиции, охотничий магазин и другие здания и учреждения. В ходе той потасовки были убиты 12 мирных жителей. Хоть с того страшного дня минуло уже почти 9 лет, в Нальчике по-прежнему неспокойно. Постоянно кого-то убивают, похищают, режут. Однако, местные уже привыкли, да и если сильно не интересоваться, то ничего и не заметишь.
Панорама Нальчика. Фото by vk-kavkaz (https://fotki.yandex.ru/users/vk-kavkaz)
Уровень безработицы
В 2011 году уровень безработицы по официальным данным составил 11%. На самом деле эта цифра должна быть выше, поскольку мало кто встает на учет. Чаще всего люди просто собирают вещи и едут в Москву, Санкт-Петербург или куда-то еще. Раньше не плохо выручал местных жителей Олимпийский Сочи. Там на стройках трудилось достаточное количество жителей Кабардино-Балкарии.
Стоимость недвижимости
Хоть работы в городе и нет, но за однокомнатную квартиру в Нальчике придется выложить полтора миллиона рублей. Есть, конечно, варианты и дешевле, но в эту сумму точно уложитесь.
Климат
Климат — одно из немногих достоинств Кабардино-Балкарии. В равнинной части республики зимой столбик термометра редко опускается ниже −4 °С. В горах прохладнее, там бывает и −15 °С. Июль в этой местности жаркий, но не зной, приятный. Порядка +23 °С. Осадков выпадает много 500—2000 мм в год. Поскольку промышленных предприятий в регионе не много, атмосфера не загаженная. Дышится приятно.
Природа КБР. Фото by victor (https://fotki.yandex.ru/users/makridin-vik)
С советских времен в Кабардино-Балкарии осталось много здравниц и санаториев. Некоторые из них находятся в более-менее приличном состоянии, но этот отдых еще совсем не готов конкурировать не только с Турцией, но и даже с Крымом (конечно, в Турции кури сколько угодно, а здесь за сигарету побить могут).
Районы и города республиканского значения (городские округа)[ | ]
№ | Русское название | Кабардинское название[комм. 1] | Балкарское название | Флаг | Герб | Администра- тивный центр | Число адми- нист- раций | Население, чел., (2021 г.) | Площадь, км² | Плотность населения, чел./км² | ОКАТО | ОКТМО |
1e-06 | Районы (муниципальные районы) | |||||||||||
1 | Баксанский район | Бахъсэн куей, Бахъсэн район [3] | Бахсан район[3] | город Баксан | 13 | ↗64 011[4] | 830 | 77.12 | 83 210 | 83 610 | ||
2 | Зольский район | Дзэлыкъуэ куей [5], Дзэлыкъуэ район | Зольск район[5] | посёлок Залукокоаже | 16 | ↗49 665[4] | 2125 | 23.37 | 83 215 | 83 615 | ||
3 | Лескенский район | Лэскэн куей [6], Лэскэн район | Лескен район[6] | село Анзорей | 9 | ↗30 035[4] | 512.7 | 58.58 | 83 218 | 83 618 | ||
4 | Майский район | Май куей, Май район [7] | Май район[7] | город Майский | 5 | ↘37 839[4] | 384.8 | 98.33 | 83 220 | 83 620 | ||
5 | Прохладненский район | Прохладнэ куей, Прохладнэ район [8] | Прохладна район[8] | город Прохладный | 19 | ↗45 516[4] | 1349 | 33.74 | 83 225 | 83 625 | ||
6 | Терский район | Тэрч куей, Тэрч район [9] | Терк район[9] | город Терек | 18 | ↗50 956[4] | 893 | 57.06 | 83 235 | 83 635 | ||
7 | Урванский район | Аруан куей [10], Аруан район | Урван район[10] | город Нарткала | 12 | ↘73 989[4] | 468.4 | 157.96 | 83 240 | 83 640 | ||
8 | Чегемский район | Шэджэм куей, Шэджэм район [11] | Чегем район[11] | город Чегем | 10 | ↗69 485[4] | 1503 | 46.23 | 83 245 | 83 645 | ||
9 | Черекский район | Шэрэдж куей, Шэрэдж район [12] | Черек район[12] | посёлок Кашхатау | 10 | ↗28 302[4] | 2212.6 | 12.79 | 83 230 | 83 630 | ||
10 | Эльбрусский район | Эльбрус куей [13], Эльбрус район | Эльбрус район[13] | город Тырныауз | 7 | ↗36 081[4] | 1850 | 19.5 | 83 248 | 83 648 | ||
10.000002 | Города республиканского значения (городские округа) | |||||||||||
11 | город Нальчик (городской округ Нальчик) | Налшык къалэ округ[14] | Нальчик шахар округ[14] | город Нальчик | 5 | ↘265 116[4] | 133 | 1993.35 | 83 401 | 83 701 | ||
12 | город Баксан (городской округ Баксан) | Бахъсэн къалэ округ[15] | Бахсан шахар округ[15] | город Баксан | 2 | ↗59 449[4] | 180 | 330.27 | 83 403 | 83 703 | ||
13 | город Прохладный (городской округ Прохладный) | Прохладнэ къалэ округ[16] | Прохладна шахар округ[16] | город Прохладный | 1 | ↗58 747[4] | 28.5 | 2061.3 | 83 410 | 83 710 |
Сельские и городские поселения[ | ]
Пяти городам районного значения и двум посёлкам сельского типа (ранее — посёлкам городского типа) соответствуют 7 муниципальных образований со статусом городского поселения. Остальные сельские населённые пункты объединены в муниципальные образования со статусом сельского поселения (112).
Ниже приведены списки городских и сельских поселений, распределённых по районам республики.
Баксанский район[ | ]
- Административный центр — город Баксан
- ОКТМО — 83 610
№ | Муниципальное образование | Число | Населённые пункты | Население | Место | Площадь (км²) | Место | Плотность (чел./км²) | Место | ОКТМО |
1e-06 | Сельские поселения | |||||||||
1 | Атажукино | 1 | село Атажукино | ↗5986[4] | 4 | 50.25 | 7 | 119.12 | 4 | 83 610 450 |
2 | Баксанёнок | 1 | село Баксанёнок | ↗7925[4] | 3 | 87 | 3 | 91.09 | 7 | 83 610 405 |
3 | Верхний Куркужин | 1 | село Верхний Куркужин | ↗3127[4] | 8 | 64 | 5 | 48.86 | 12 | 83 610 410 |
4 | Жанхотеко | 1 | село Жанхотеко | ↘1258[4] | 12 | 9.4 | 12 | 133.83 | 2 | 83 610 420 |
5 | Заюково | 1 | село Заюково | ↗11 791[4] | 2 | 143 | 1 | 82.45 | 8 | 83 610 425 |
6 | Исламей | 1 | село Исламей | ↗12 092[4] | 1 | 92 | 2 | 131.43 | 3 | 83 610 455 |
7 | Кишпек | 1 | село Кишпек | ↗4930[4] | 6 | 43 | 9 | 114.65 | 5 | 83 610 430 |
8 | Кременчуг-Константиновское | 1 | село Кременчуг-Константиновское | ↘1301[4] | 11 | 40 | 10 | 32.53 | 13 | 83 610 435 |
9 | Куба | 1 | село Куба | ↘5205[4] | 5 | 71 | 4 | 73.31 | 9 | 83 610 445 |
10 | Куба-Таба | 1 | село Куба-Таба | ↗3049[4] | 9 | 28 | 11 | 108.89 | 6 | 83 610 440 |
11 | Нижний Куркужин | 1 | село Нижний Куркужин | ↗3713[4] | 7 | 58 | 6 | 64.02 | 10 | 83 610 465 |
12 | Псыхурей | 1 | село Псыхурей | ↗2538[4] | 10 | 50 | 8 | 50.76 | 11 | 83 610 470 |
13 | Псычох | 1 | село Псычох | ↗1096[4] | 13 | 5 | 13 | 219.2 | 1 | 83 610 472 |
Зольский район[ | ]
- Административный центр — посёлок сельского типа Залукокоаже
- ОКТМО — 83 615
№ | Муниципальное образование | Число | Населённые пункты | Население | Место | Площадь (км²) | Место | Плотность (чел./км²) | Место | ОКТМО |
1e-06 | Городское поселение | |||||||||
1 | Залукокоаже[17] | 1 | посёлок Залукокоаже[18] | ↗10 119[4] | 1 | 47 | 7 | 215.3 | 1 | 83 615 151 |
1.000002 | Сельские поселения | |||||||||
2 | Белокаменское | 1 | село Белокаменское | ↗614[4] | 16 | 14 | 15 | 43.86 | 11 | 83 615 402 |
3 | Залуес | 2 | село Дженал, село Залуес | ↘1905[4] | 8 | 51 | 6 | 37.35 | 12 | 83 615 405 |
4 | Зольское | 1 | село Зольское | ↗1481[4] | 12 | 28 | 11 | 52.89 | 10 | 83 615 415 |
5 | Каменномостское | 1 | село Каменномостское | ↘5740[4] | 4 | 174 | 1 | 32.99 | 14 | 83 615 420 |
6 | Камлюково | 1 | село Камлюково | →2280[4] | 6 | 27.5 | 12 | 82.91 | 3 | 83 615 425 |
7 | Кичмалка | 1 | село Кичмалка | ↗1564[4] | 11 | 58 | 5 | 26.97 | 15 | 83 615 430 |
8 | Малка | 1 | село Малка | ↗6906[4] | 3 | 77 | 4 | 89.69 | 2 | 83 615 435 |
9 | Приречное | 1 | село Приречное | ↘1125[4] | 13 | 22 | 13 | 51.14 | 9 | 83 615 440 |
10 | Псынадаха | 2 | село Батех, село Псынадаха | ↗2964[4] | 5 | 38 | 8 | 78 | 4 | 83 615 445 |
11 | Сармаково | 1 | село Сармаково | ↗8150[4] | 2 | 132 | 2 | 61.74 | 7 | 83 615 450 |
12 | Светловодское | 2 | село Октябрьское, село Светловодское | ↗1957[4] | 7 | 29 | 10 | 67.48 | 5 | 83 615 455 |
13 | Совхозное | 1 | село Совхозное | ↗675[4] | 15 | 19 | 14 | 35.53 | 13 | 83 615 460 |
14 | Хабаз | 1 | село Хабаз | →1707[4] | 10 | 96 | 3 | 17.78 | 16 | 83 615 465 |
15 | Шордаково | 1 | село Шордаково | ↘1668[4] | 9 | 30 | 9 | 55.6 | 8 | 83 615 470 |
16 | Этоко | 1 | село Этоко | ↘810[4] | 14 | 12.5 | 16 | 64.8 | 6 | 83 615 475 |
Лескенский район[ | ]
- Административный центр — село Анзорей
- ОКТМО — 83 618
№ | Муниципальное образование | Число | Населённые пункты | Население | Место | Площадь (км²) | Место | Плотность (чел./км²) | Место | ОКТМО |
1e-06 | Сельские поселения | |||||||||
1 | Анзорей | 1 | село Анзорей | ↗7285[4] | 2 | 42 | 4 | 173.45 | 1 | 83 618 403 |
2 | Аргудан | 1 | село Аргудан | ↗9070[4] | 1 | 75 | 1 | 120.93 | 2 | 83 618 406 |
3 | Верхний Лескен | 1 | село Верхний Лескен | ↘138[4] | 9 | 8.7 | 8 | 15.86 | 9 | 83 618 412 |
4 | Второй Лескен | 1 | село Второй Лескен | ↗2430[4] | 5 | 23 | 5 | 105.65 | 4 | 83 618 415 |
5 | Ерокко | 1 | село Ерокко | ↗826[4] | 7 | 7.5 | 9 | 110.13 | 3 | 83 618 420 |
6 | Озрек | 1 | село Озрек | ↗1448[4] | 6 | 21 | 6 | 68.95 | 7 | 83 618 435 |
7 | Ташлы-Тала | 1 | село Ташлы-Тала | ↗667[4] | 8 | 19 | 7 | 35.11 | 8 | 83 618 445 |
8 | Урух | 1 | село Урух | ↗4376[4] | 3 | 47 | 3 | 93.11 | 5 | 83 618 450 |
9 | Хатуей | 1 | село Хатуей | ↗3795[4] | 4 | 51 | 2 | 74.41 | 6 | 83 618 440 |
Майский район[ | ]
- Административный центр — город Майский
- ОКТМО — 83 620
№ | Муниципальное образование | Число | Населённые пункты | Население | Место | Площадь (км²) | Место | Плотность (чел./км²) | Место | ОКТМО |
1e-06 | Городское поселение | |||||||||
1 | Майский | 6 | город Майский, разъезд Баксан, село Красная Поляна, село Лесное, село Пришибо-Малкинское, село Сарское | ↘26 989[4] | 1 | 138.3 | 1 | 195.15 | 1 | 83 620 101 |
1.000002 | Сельские поселения | |||||||||
2 | Ново-Ивановское | 6 | село Ново-Ивановское, хутор Баксанский, хутор Колдрасинский, хутор Ново-Курский, хутор Право-Урванский, хутор Славянский | ↘3053[4] | 4 | 68.3 | 3 | 44.7 | 3 | 83 620 433 |
3 | Октябрьское | 1 | село Октябрьское | ↘953[4] | 5 | 24 | 5 | 39.71 | 4 | 83 620 444 |
4 | станица Александровская | 1 | станица Александровская | ↘3574[4] | 2 | 93.1 | 2 | 38.39 | 5 | 83 620 411 |
5 | станица Котляревская | 2 | станица Котляревская, ж/д станция Железно-Дорожная Будка 612 км | ↘3270[4] | 3 | 60.9 | 4 | 53.69 | 2 | 83 620 422 |
Прохладненский район[ | ]
- Административный центр — город Прохладный
- ОКТМО — 83 625
№ | Муниципальное образование | Число | Населённые пункты | Население | Место | Площадь (км²) | Место | Плотность (чел./км²) | Место | ОКТМО |
1e-06 | Сельские поселения | |||||||||
1 | Алтуд | 1 | село Алтуд | ↗5575[4] | 3 | 79 | 7 | 70.57 | 3 | 83 625 405 |
2 | Благовещенка | 7 | село Благовещенка, хутор Александровский, хутор Грабовец, хутор Минский, хутор Ново-Осетинский, хутор Петропавловский, хутор Цораевский | ↗1952[4] | 9 | 67 | 11 | 29.13 | 11 | 83 625 430 |
3 | Дальнее | 2 | село Восточное, село Дальнее | ↘1054[4] | 15 | 86 | 5 | 12.26 | 19 | 83 625 420 |
4 | Заречное | 2 | село Заречное, село Прогресс | ↗1248[4] | 13 | 71.5 | 9 | 17.45 | 18 | 83 625 413 |
5 | Карагач | 1 | село Карагач | ↘6083[4] | 2 | 81 | 6 | 75.1 | 2 | 83 625 425 |
6 | Красносельское | 4 | село Красносельское, село Граничное, село Придорожное, село Степное | ↘2198[4] | 7 | 72 | 8 | 30.53 | 9 | 83 625 415 |
7 | Малакановское | 1 | село Малакановское | →443[4] | 18 | 21 | 17 | 21.1 | 14 | 83 625 426 |
8 | Ново-Полтавское | 1 | село Ново-Полтавское | ↘1189[4] | 14 | 35 | 15 | 33.97 | 6 | 83 625 427 |
9 | Прималкинское | 5 | село Прималкинское, хутор Матвеевский, хутор Ново-Вознесенский, хутор Ново-Покровский, хутор Ново-Троицкий | ↗6555[4] | 1 | 54 | 13 | 121.39 | 1 | 83 625 445 |
10 | Пролетарское | 1 | село Пролетарское | ↗2483[4] | 6 | 95 | 4 | 26.14 | 13 | 83 625 450 |
11 | Псыншоко | 1 | село Псыншоко | ↗720[4] | 17 | 10 | 19 | 72 | 4 | 83 625 452 |
12 | Советское | 1 | село Советское | ↗370[4] | 19 | 19 | 18 | 19.47 | 16 | 83 625 454 |
13 | станица Екатериноградская | 1 | станица Екатериноградская | ↘3319[4] | 5 | 121 | 1 | 27.43 | 10 | 83 625 410 |
14 | станица Приближная | 1 | станица Приближная | ↘1709[4] | 10 | 66 | 12 | 25.89 | 12 | 83 625 440 |
15 | станица Солдатская | 2 | станица Солдатская, ж/д станция Солдатская | ↘4988[4] | 4 | 98 | 3 | 50.9 | 5 | 83 625 455 |
16 | Ульяновское | 3 | село Виноградное, село Гвардейское, село Ульяновское | ↗1390[4] | 12 | 68 | 10 | 20.44 | 15 | 83 625 458 |
17 | Учебное | 3 | село Лесное, село Учебное, ж/д станция Шарданово | ↘1853[4] | 8 | 110 | 2 | 16.85 | 17 | 83 625 460 |
18 | Черниговское | 2 | село Черниговское, хутор Саратовский | ↗923[4] | 16 | 30.8 | 16 | 29.97 | 8 | 83 625 465 |
19 | Янтарное | 2 | село Комсомольское, село Янтарное | ↗1464[4] | 11 | 45.8 | 14 | 31.97 | 7 | 83 625 470 |
Терский район[ | ]
- Административный центр — город Терек
- ОКТМО — 83 635
№ | Муниципальное образование | Число | Населённые пункты | Население | Место | Площадь (км²) | Место | Плотность (чел./км²) | Место | ОКТМО |
1e-06 | Городское поселение | |||||||||
1 | Терек | 1 | город Терек | ↗19 643[4] | 1 | 12 | 17 | 1636.92 | 1 | 83 635 101 |
1.000002 | Сельские поселения | |||||||||
2 | Арик | 2 | село Арик, село Псынашхо | ↘2834[4] | 5 | 58 | 5 | 48.86 | 7 | 83 635 405 |
3 | Белоглинское | 1 | село Белоглинское | ↗414[4] | 16 | 14 | 16 | 29.57 | 13 | 83 635 408 |
4 | Верхний Акбаш | 2 | село Верхний Акбаш, село Заводское | ↗3114[4] | 4 | 62 | 2 | 50.23 | 6 | 83 635 410 |
5 | Верхний Курп | 1 | село Верхний Курп | ↗1463[4] | 11 | 50 | 7 | 29.26 | 12 | 83 635 415 |
6 | Дейское | 1 | село Дейское | ↗4774[4] | 2 | 55 | 6 | 86.8 | 2 | 83 635 420 |
7 | Джулат | 1 | село Джулат | ↗262[4] | 18 | 5 | 18 | 52.4 | 4 | 83 635 421 |
8 | Инаркой | 1 | село Инаркой | ↘1463[4] | 12 | 41 | 13 | 35.68 | 11 | 83 635 427 |
9 | Интернациоональное | 1 | село Интернациональное | ↗330[4] | 17 | 16 | 15 | 20.63 | 17 | 83 635 422 |
10 | Красноармейское | 3 | село Красноармейское, село Куян, село Опытное | ↗2536[4] | 6 | 47 | 9 | 53.96 | 3 | 83 635 425 |
11 | Нижний Курп | 1 | село Нижний Курп | ↗1298[4] | 13 | 45 | 10 | 28.84 | 15 | 83 635 430 |
12 | Ново-Хамидие | 2 | село Акведук, село Ново-Хамидие | ↘652[4] | 15 | 60 | 4 | 10.87 | 18 | 83 635 440 |
13 | Новая Балкария | 2 | село Новая Балкария, село Шикулей | ↘1101[4] | 14 | 39 | 14 | 28.23 | 14 | 83 635 435 |
14 | Плановское | 2 | село Плановское, разъезд Урух | ↘3429[4] | 3 | 64 | 1 | 53.58 | 5 | 83 635 445 |
15 | Тамбовское | 2 | село Нижний Акбаш, село Тамбовское | ↗1886[4] | 9 | 44 | 12 | 42.86 | 9 | 83 635 450 |
16 | Терекское | 2 | село Малый Терек, село Терекское | ↗2035[4] | 7 | 44 | 11 | 46.25 | 8 | 83 635 455 |
17 | Урожайное | 1 | село Урожайное | ↗2010[4] | 8 | 48 | 8 | 41.88 | 10 | 83 635 460 |
18 | Хамидие | 1 | село Хамидие | ↗1712[4] | 10 | 62 | 3 | 27.61 | 16 | 83 635 465 |
Урванский район[ | ]
- Административный центр — город Нарткала
- ОКТМО — 83 640
№ | Муниципальное образование | Число | Населённые пункты | Население | Место | Площадь (км²) | Место | Плотность (чел./км²) | Место | ОКТМО |
1e-06 | Городское поселение | |||||||||
1 | Нарткала | 1 | город Нарткала | ↘30 464[4] | 1 | 9.45 | 11 | 3223.7 | 1 | 83 640 101 |
1.000002 | Сельские поселения | |||||||||
2 | Герменчик | 1 | село Герменчик | ↗4257[4] | 6 | 32 | 6 | 133.03 | 4 | 83 640 415 |
3 | Кахун | 1 | село Кахун | ↘7998[4] | 2 | 35 | 5 | 228.51 | 2 | 83 640 425 |
4 | Морзох | 1 | село Морзох | ↘1185[4] | 12 | 9 | 12 | 131.67 | 3 | 83 640 432 |
5 | Нижний Черек | 1 | село Нижний Черек | ↘3298[4] | 7 | 40 | 4 | 82.45 | 10 | 83 640 435 |
6 | Псыгансу | 1 | село Псыгансу | ↗6815[4] | 3 | 59 | 2 | 115.51 | 6 | 83 640 445 |
7 | Псы | 2 | село Кабардинка, село Псы | ↗1691[4] | 9 | 21 | 8 | 80.52 | 9 | 83 640 450 |
8 | Псынабо | 1 | село Псынабо | ↗1703[4] | 10 | 18 | 9 | 94.61 | 8 | 83 640 455 |
9 | Старый Черек | 1 | село Старый Черек | ↘6877[4] | 4 | 57 | 3 | 120.65 | 5 | 83 640 470 |
10 | Урвань | 1 | село Урвань | ↘5809[4] | 5 | 77 | 1 | 75.44 | 12 | 83 640 480 |
11 | Чёрная Речка | 1 | село Чёрная Речка | ↘2706[4] | 8 | 25 | 7 | 108.24 | 7 | 83 640 490 |
12 | Шитхала | 1 | село Шитхала | ↘1187[4] | 11 | 16 | 10 | 74.19 | 11 | 83 640 495 |
Чегемский район[ | ]
- Административный центр — город Чегем
- ОКТМО — 83 645
№ | Муниципальное образование | Число | Населённые пункты | Население | Место | Площадь (км²) | Место | Плотность (чел./км²) | Место | ОКТМО |
1e-06 | Городское поселение | |||||||||
1 | Чегем | 1 | город Чегем | ↗18 542[4] | 1 | 73 | 1 | 254 | 2 | 83 645 101 |
1.000002 | Сельские поселения | |||||||||
2 | Верхне-Чегемское | 2 | село Булунгу, село Эльтюбю | ↗1128[4] | 9 | 52 | 7 | 21.69 | 10 | 83 645 405 |
3 | Лечинкай | 1 | село Лечинкай | ↗4321[4] | 6 | 59 | 5 | 73.24 | 6 | 83 645 410 |
4 | Нартан | 2 | село Нартан, разъезд Нартан | ↘12 996[4] | 2 | 42 | 9 | 309.43 | 1 | 83 645 415 |
5 | Нижний Чегем | 1 | село Нижний Чегем | ↘1984[4] | 7 | 66 | 3 | 30.06 | 8 | 83 645 420 |
6 | посёлок Звёздный | 1 | посёлок Звёздный | ↘1330[4] | 8 | 57 | 6 | 23.33 | 9 | 83 645 408 |
7 | Хушто-Сырт | 1 | село Хушто-Сырт | ↘839[4] | 10 | 26 | 10 | 32.27 | 7 | 83 645 425 |
8 | Чегем-Второй | 1 | село Чегем Второй | ↗11 634[4] | 3 | 70 | 2 | 166.2 | 4 | 83 645 435 |
9 | Шалушка | 1 | село Шалушка | ↗11 007[4] | 4 | 64 | 4 | 171.98 | 3 | 83 645 440 |
10 | Яникой | 2 | село Каменка, село Яникой | ↘5704[4] | 5 | 46 | 8 | 124 | 5 | 83 645 445 |
Черекский район[ | ]
- Административный центр — посёлок сельского типа Кашхатау
- ОКТМО — 83 630
№ | Муниципальное образование | Число | Населённые пункты | Население | Место | Площадь (км²) | Место | Плотность (чел./км²) | Место | ОКТМО |
1e-06 | Городское поселение | |||||||||
1 | Кашхатау[19] | 1 | посёлок Кашхатау[20] | ↗5718[4] | 1 | 39 | 3 | 146.62 | 1 | 83 630 151 |
1.000002 | Сельские поселения | |||||||||
2 | Аушигер | 1 | село Аушигер | ↗4965[4] | 2 | 37 | 4 | 134.19 | 2 | 83 630 410 |
3 | Бабугент | 1 | село Бабугент | ↗3643[4] | 4 | 29.5 | 5 | 123.49 | 3 | 83 630 420 |
4 | Безенги | 1 | село Безенги | ↗1068[4] | 9 | 26 | 6 | 41.08 | 9 | 83 630 430 |
5 | Верхняя Балкария | 1 | село Верхняя Балкария | ↗4346[4] | 3 | 66 | 1 | 65.85 | 8 | 83 630 440 |
6 | Верхняя Жемтала | 1 | село Верхняя Жемтала | ↗1670[4] | 7 | 19 | 7 | 87.89 | 5 | 83 630 450 |
7 | Герпегеж | 1 | село Герпегеж | ↗1311[4] | 8 | 16 | 9 | 81.94 | 6 | 83 630 455 |
8 | Жемтала | 1 | село Жемтала | ↘3334[4] | 5 | 48 | 2 | 69.46 | 7 | 83 630 460 |
9 | Зарагиж | 1 | село Зарагиж | ↗1702[4] | 6 | 18 | 8 | 94.56 | 4 | 83 630 465 |
10 | Карасу | 1 | село Карасу | ↗545[4] | 10 | 16 | 10 | 34.06 | 10 | 83 630 470 |
Эльбрусский район[ | ]
- Административный центр — город Тырныауз
- ОКТМО — 83 648
№ | Муниципальное образование | Число | Населённые пункты | Население | Место | Площадь (км²) | Место | Плотность (чел./км²) | Место | ОКТМО |
1e-06 | Городское поселение | |||||||||
1 | Тырныауз | 1 | город Тырныауз | ↗20 661[4] | 1 | 61 | 5 | 338.7 | 1 | 83 648 101 |
1.000002 | Сельские поселения | |||||||||
2 | Бедык | 1 | село Бедык | →462[4] | 7 | 69 | 3 | 6.7 | 7 | 83 630 403 |
3 | Былым | 1 | село Былым | ↗2060[4] | 4 | 131 | 2 | 15.73 | 4 | 83 648 404 |
4 | Верхний Баксан | 1 | село Верхний Баксан | ↗475[4] | 6 | 33 | 7 | 14.39 | 6 | 83 630 405 |
5 | Кёнделен | 1 | село Кёнделен | ↘6351[4] | 2 | 66 | 4 | 96.23 | 2 | 83 648 415 |
6 | Лашкута | 1 | село Лашкута | ↗799[4] | 5 | 53 | 6 | 15.08 | 5 | 83 630 420 |
7 | Эльбрус | 5 | село Байдаево, село Нейтрино, село Тегенекли, село Терскол, село Эльбрус | ↗5273[4] | 3 | 186 | 1 | 28.35 | 3 | 83 648 430 |
Балкарцы и национальный вопрос
Большинство ученых согласны с тем, что балкарцы являются коренным народом Кавказа, поскольку достоверно известно, что племена, на основе которых формировался этот этнос, проживали на территории нынешней Кабардино-Балкарии с lV века новой эры.
Однако некоторые исследователи склонны еще дальше идти в определении длительности проживания балкарцев на Кавказе, возводя их род к Кобанской археологической культуре.
Впрочем, современные балкарцы являются тюркоязычным народом, основным этническим элементом которого являются тюркоязычные болгары, кочевавшие по землям, где находится республика Кабардино-Балкария, в Vl веке нашей эры.
Серьезным испытанием для балкарцев стали монгольские походы, в результате которых была разгромлена Алания, а балкарцы вынуждены были подняться с равнин в горы.
Примечания[ | ]
- Закон Кабардино-Балкарской Республики от 27 февраля 2005 года N 12-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики»
- Закон «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике»
- ↑ 12
Официальный сайт Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Нормативно-правовые акты местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации - ↑ 123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132
Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года (рус.). Дата обращения: 27 апреля 2022. Архивировано 2 мая 2022 года. - ↑ 12
Официальный сайт Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Нормативно-правовые акты местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации - ↑ 12
Официальный сайт Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Нормативно-правовые акты местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации - ↑ 12
Официальный сайт Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Постановления местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации - ↑ 12
Официальный сайт Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Инструкция по делопроизводству местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации - ↑ 12
Официальный сайт Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Постановления главы администрации Терского муниципального района См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации - ↑ 12
Официальный сайт Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Постановления главы администрации Урванского муниципального района См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации - ↑ 12
Официальный сайт Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Нормативно-правовые акты местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации - ↑ 12
Официальный сайт Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Нормативно-правовые акты местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации - ↑ 12
Официальный сайт Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Постановления главы администрации Эльбрусского муниципального района См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации - ↑ 12
Официальный сайт городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики. Официальный Нальчик См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местных органов власти - ↑ 12
Официальный сайт городского округа Баксан Кабардино-Балкарской Республики. Документы местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации - ↑ 12
Официальный сайт городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики. Документы См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации - Несмотря на то, что входящий в состав муниципального образования населённый пункт имеет статус сельского, за муниципальным образованием сохранён статус городского поселения (см. статью 5 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27 февраля 2005 года № 13-РЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике»).
- До 2012 года — посёлок городского типа (см. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 июня 2012 года № 38-РЗ «О внесении изменения в статью 7 Закона Кабардино-Балкарской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики»»).
- Несмотря на то, что входящий в состав муниципального образования населённый пункт имеет статус сельского, за муниципальным образованием сохранён статус городского поселения (см. статью 12 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27 февраля 2005 года № 13-РЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике»).
- До 2012 года — посёлок городского типа (см. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 июня 2012 года № 38-РЗ «О внесении изменения в статью 7 Закона Кабардино-Балкарской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики»»).
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Распространение ислама среди адыгов и предков балкарцев происходило на протяжении неск. веков начиная с периода монг. господства. После принятия ислама ханом Узбеком (1313) началось строительство мечетей на территории Орды, в т. ч. в Центр. Предкавказье. О мечети, сооруженной в 1334 г. в окрестностях горы Бештау, упоминает Ибн Баттута. В К.-Б. найдены руины Нижнеджулатской кирпичной мечети с остатками минарета и погребальным склепом. Установление владычества Османской империи и Крымского ханства в Вост. Причерноморье в посл. трети XV в. положило конец распространению на Кавказе христианства. Одновременно контакты с мусульм. народами Дагестана, Крымского ханства и Ногайской Орды способствовали исламизации адыгов, в частности кабардинцев. Методы исламизации носили двойственный характер. Первый кабард. историк Ш. Ногмов писал о принуждении крымским ханом кабардинцев к принятию ислама, добавляя, что «магометанское духовенство спешило воспользоваться тягостным положением кабардинцев, дабы обратить их к магометанству, не щадя при этом ни обещаний, ни подарков» (Ногмов. 1994. С. 115). В «Записках о Черкесии» др. адыгский просветитель, С. Хан-Гирей, отмечал, что ок. 1570 г. крымский хан Шахбаз-Гирей опустошил черкесские селения, увел пятигорских черкесов, т. е. кабардинцев, за Кубань и принудил их принять ислам. Однако в документальных источниках, где отразились сведения о многочисленных набегах, совершенных крымско-османскими войсками на Кабарду с сер. XVI до 70-х гг. XVIII в., не сообщается о насаждении мусульманства как о цели набегов. В «Черкесских преданиях» Хан-Гирей писал, что ислам укоренился «в Черкесской земле не влиянием военного мужества другого народа, но следствием… обстоятельств, которых должны мы искать в умственных его качествах».
Первыми ислам принимали представители черкесской знати, к-рая была связана с крымскими ханами родственными узами, институтом аталычества (обычай, в соответствии с к-рым дети знатных родителей передавались в семьи вассалов или слуг на воспитание), торговыми отношениями. К началу контактов с Москвой в сер. XVI в. аристократическая верхушка адыгов уже исповедовала ислам. Черкесские крестьяне в течение долгого времени сохраняли доислам. верования. Так же долго у правящей верхушки не было потребности в глубоком усвоении ислам. догматики и правовых норм. Все это в совокупности давало основание европ. авторам считать адыгов, в частности кабардинцев, непоследовательными мусульманами, которые во многом придерживались языческих верований, смешанных с христианством.
Усвоение мусульманства различными субэтническими группами адыгов растянулось на длительное время. Одними из первых приняли ислам кабардинцы. Тур. путешественник Эвлия Челеби, считавший Кабарду частью Крымского ханства, в 1666 г. писал: «В государстве Мухаммед Гирей хана весь народ Кабарды удостоился чести приобщиться к исламу». С XVII в. из Кабарды ислам начал распространяться среди осетин, балкарцев и карачаевцев. Мусульманство принимали первыми феодалы, у балкарцев — таубии. И. А. Гюльденштедт, путешествовавший по Кавказу в 1771-1773 гг., и Г. Ю. Клапрот, побывавший в Центр. Предкавказье в 1807 и 1808 гг., отмечали, что у балкарцев ислам по примеру черкесов приняли сначала дворяне (Адыги, балкарцы и карачаевцы. 1974. С. 207-208, 266). Первые письменные свидетельства проникновения ислама в балкарские ущелья датируются 1-й пол. XVIII в. (надпись в Хуламском ущелье, 1715 г., эпитафия в ауле Куннюм (Кюннюм), 1734-1735 гг.). Др. каналом распространения ислама среди балкарцев стало влияние мусульм. Дагестана: кумыкские князья (тарковские шамхалы) выдавали своих дочерей за дворян Чегемского и Балкарского обществ при условии принятия ислама. В нач. XVIII в. исламизация в Кабарде достигла значительных успехов. В 1708 г., перед сражением кабардинцев с крымцами (Канжальская битва), к хану Каплан-Гирею, потребовавшему от Кабарды дать 3 тыс. невольников, были отправлены посланцы, к-рые просили уменьшить дань, поскольку «большинство народа черкесского освящено благодатью ислама», и апеллировали при этом к «священному закону», т. е. шариату (цит. по: Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в XVIII ст. Од., 1889. С. 10). По сведениям Клапрота, посетившего Кабарду в 1808 г., со времени Кючюк-Кайнарджийского мира Османская империя старалась при помощи посылаемого туда духовенства распространить ислам на Кавказе, в особенности среди черкесов.
В условиях начавшейся Кавказской войны резко изменилась политическая роль ислама. В кон. XVIII — нач. XIX в. он стал идеологическим оружием сопротивления кабардинцев рус. власти. Развернулось шариатское движение, к-рое возглавили в 90-х гг. XVIII в. кн. Адиль-Гирей Атажукин и первостепенный уорк (дворянин) эфенди Исхак Абуков; Ногмов писал, что именно они «ввели между кабардинским народом шариат» (Ногмов. 1994. С. 163-164). Шариат стал не только основой судопроизводства, но и средством преобразования традиц. жизни кабардинцев. Одним из результатов шариатского движения было учреждение в 1807 г. по разрешению российских властей духовных судов (мехкеме), заменивших существовавшие с 1793 г. родовые суды. В духовных судах разбирались тяжбы и мелкие преступления; серьезные уголовные дела (убийства, разбои, выступления против властей) решались в Моздокском верховном пограничном суде по российским законам. В принятом в 1807 г. «Народном условии» разрешалось «на будущее время всякое дело в народе решать по шариату, за исключением претензий князя с узденями, узденей с их крепостными» (Там же. С. 162). Шариатское движение в Кабарде усилило процесс исламизации балкарцев, повлияло на их правовую систему. Постановления, принятые кабардинцами по «Народному условию» в 1807 г., распространялись и на балкарцев.
В период «духовного правления» (1807-1822), когда в Кабарде действовали шариатские суды, ислам приобрел новое качество. Религия глубже проникла в народное сознание и одновременно политизировалась. Однако кабардинцы не стали ортодоксальными мусульманами, поскольку они восприняли ислам в наиболее либеральном его виде — в рамках ханафитского мазхаба, который допускал широкое применение норм обычного права. Благодаря этому обстоятельству у кабардинцев продолжал действовать адыгэ хабзэ (неписаный свод морально-правовых норм адыгов). Происходил процесс адаптации мусульм. права к традиц. национальным юридическим нормам (адат). В результате возник вариант права, который включал положения и шариата и адата. Видимо, этому способствовало и структурное сходство шариата с адыгэ хабзэ: и в той и в др. системе в нерасчлененном виде содержатся и правовые нормы, и нравственные принципы, и этикетные предписания.
После учреждения в 1822 г. Кабардинского временного суда (с 1858 Окружной суд, затем Горский словесный суд), что ознаменовало подчинение Кабарды России, юрисдикция шариата была значительно сужена. Согласно «Наставлению Временному суду» ген. Ермолова, в ведении духовного суда оставались «дела, до веры и совести касающиеся; дела по несогласию между мужем и женой; дела между родителями и детьми; вообще дела, не имеющие улик, ясных доказательств и письменных свидетельств» (Леонтович. 2002. С. 239). Стремясь ослабить антирус. и антихрист. настроения в Кабарде и пытаясь оградить местные знать и духовенство от влияния мусульм. гос-в, ген. Ермолов в 1822 г. предложил запретить поездки паломников в Мекку.
После 1822 г. во главе мусульм. иерархии в Кабарде и Балкарии стоял народный кадий (эфенди); ему подчинялись сельские эфенди и квартальные муллы, учителя медресе, к-рые проходили у него аттестацию, после чего старшина села представлял их на утверждение начальнику округа. Деятельность народного кадия находилась в центре внимания российских властей, особенно во время Кавказской войны. В апр. 1846 г. Шамиль, старшим наибом к-рого был кабард. землевладелец Магомет-Мирза Анзоров, предпринял поход в Кабарду, но не получил здесь широкой поддержки и был оттеснен. Кабард. кадий Умар Шеретлоков проявил «нерешительность и слабость характера», за что был сослан в Воронеж. Главнокомандующий отдельным Кавказским корпусом А. Ф. Орлов, ходатайствуя о возвращении Шеретлокова на Кавказ, в 1848 г. писал военному министру А. И. Чернышёву: «Не открыто никаких изменнических со стороны Шеретлука действий или преступных сношений с Шамилем» (цит. по: Карданов Ч. Э. Групповой портрет в Аушигере: Горы и судьбы. Нальчик, 1993. С. 193).
Внимание к деятельности народного эфенди было частью российской внутренней политики в ислам. регионах, в т. ч. в Кабарде и Балкарии, направленной на регламентацию религ. жизни мусульман. В 1851 г. начальник центра Кавказской линии ген.-майор Г. Р. Эристов обратился в Кабардинский временный суд с планом возведения в Кабарде каменных мечетей, для чего предлагалось осуществить сбор средств с мусульманского населения. Эристов предписывал «упорядочить деятельность сельских мулл, подчинив сию контролю со стороны народного эфендия» (ЦГА КБР. Ф. 23. Оп. 1. Д. 48. Т. 2. Л. 3-6 об., 22-23). С 60-х гг. XIX в. мусульм. духовенство являлось одной из частей российской адм. системы на Кавказе. Правительство призывало мусульман России соблюдать «все требования своей религии, строго выполняя ее догматы». Духовные лица должны были обеспечивать следование верующих установлениям ислама, поддерживать нравственность населения. Важной функцией духовенства являлось участие в заседаниях Кабардинского окружного суда и народных судов. Окружная администрация периодически созывала съезды эфенди. Так, в 1913 г. съезд эфенди Нальчикского окр. с участием народного кадия А. Шогенова выработал «правила для руководства сельских эфендиев и мулл». Однако, как отметил Д. Н. Прасолов, кабардинцы «стремились сохранить свой оригинальный религиозный уклад и, насколько это было возможно, автономность внутриобщинной духовной жизни» (Прасолов. 2001. С. 93-94), что выражалось в смешении доислам. обрядов с мусульманскими, в нетрадиционном толковании вероучительных вопросов и т. п.
К 1917 г. в Кабарде и Балкарии функционировало 157 мечетей, в Нальчикском окр. насчитывалось 205 сельских и квартальных эфенди. Начальное религ. образование давалось в каждом селе эфенди и муллами во время домашнего обучения, или в сельских религ. школах — медресе. В 1915 г. в Нальчикском окр. имелось 97 мусульм. школ, где обучалось 1354 юноши (ученики назывались сохстами).
После Февральской революции 1917 г. на повестке дня съезда горских народов Кавказа (май 1917, Владикавказ) наряду с вопросом об организации национального самоуправления стоял вопрос об «организации духовного самоуправления горцев-мусульман». После начала гражданской войны IV съезд народов Нальчикского окр. (авг. 1918) поручил комиссии из духовных лиц сообщить, «как смотрит шариат на вопрос о войне и мире», после чего принял решение сохранять нейтралитет. Однако дальнейшее развитие событий не позволило выполнить это решение, и на политическую арену вышли 2 противоборствующих военно-политических формирования, каждое из которых опиралось на ислам: созданная ротмистром З. Даутоковым-Серебряковым партия «Свободная Кабарда» и пробольшевистский революционно-шариатский отряд, сформированный Н. Катхановым. Ядром шариатского полка под командованием Катханова стала кавалерийская сотня, состоявшая в основном из учащихся и выпускников Баксанского ДУ и Нальчикской семинарии. V съезд народов Нальчикского окр. (сент. 1918) возложил чрезвычайно сложную задачу примирения и объединения мусульман округа на комиссию из духовных лиц, ставшую отделом Нальчикского окружного совета.
С сент. по нояб. 1918 г. на территории Кабарды и Балкарии шли боевые действия и власть переходила из рук в руки. 24 сент. 1918 г. в Нальчике к власти пришла группа сторонников Катханова — Военно-революционный шариатский совет, руководство в к-ром принадлежало преимущественно мусульм. духовенству. 7 окт. Даутоков-Серебряков занял Нальчик и восстановил здесь власть Нальчикского окружного и Кабардинского национального советов. В нояб. в Нальчик вступила 1-я ударная шариатская советская колонна, возникшая в результате объединения шариатского полка Катханова и частей 11-й Красной Армии. Пробольшевистский 6-й съезд народов Нальчикского окр. (дек. 1918), обсуждая вопрос о формировании органов власти на основах Конституции РСФСР, о. Выступая на съезде, Катханов говорил: «Призываю мулл встать на защиту шариата, который нам дала советская власть» (Документы по истории борьбы за советскую власть. 1983. С. 227, 279). В составе исполкома Нальчикского окр. был образован шариатский отдел.
В политический альянс с исламом большевики вступили в период борьбы с Добровольческой армией Деникина, занявшей Кабарду в янв. 1919 г. Когда против идеи Деникина о «единой и неделимой» России выступил аварский шейх Узун-Хаджи, образовавший в Чечне шариатскую монархию — Северокавказское эмирство, большевики вошли в правительство эмирства (Х. Бесланеев, Катханов, Н. Гикало). Однако после поражения Деникина и восстановления советской власти в Нальчикском окр. в марте 1920 г. надежды сторонников сохранения шариата не оправдались. В апр. 1920 г. приказом Терского обл. ревкома во исполнение декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» деятельность религ. орг-ций начала ограничиваться. Выступая в апр. 1921 г. на учредительном съезде советов Горской АССР, С. М. Киров заявил о сохранении шариатского судопроизводства, если оно не противоречит советским законам. В 1922 г. было принято решение о ликвидации шариатских судов. В сент. того же года Кабардино-Балкарский обком приступил к изъятию ценностей из мечетей и церквей. При этом представители власти на местах понимали, что утверждение нового строя в регионе возможно только в союзе с мусульм. лидерами (мусульманское духовенство имело высокий авторитет среди кабардинцев и балкарцев и определяло нормы общественного поведения). Задачу «найти немного общий язык с муллами и не наседать здорово на религию» (ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 14. Л. 57) сформулировал председатель Кабардино-Балкарского облисполкома Б. Калмыков. При этом предполагалось произвести замену «опороченных мулл» (радикальных противников власти) и использовать духовенство для агитации за власть.
В сфере образования антирелиг. меры становились все более жесткими. В окт. 1922 г. Кабардино-Балкарский обком принял постановление, в к-ром говорилось: «Считаясь с отделением церкви от государства и школы от церкви, преподавание мусульманского вероучения допустить где угодно, но не в школе, хотя бы и в неурочное от занятий время» (Там же. Д. 9. Л. 74). Выступая на 1-м объединенном съезде советов Кабардино-Балкарской автономной обл. (дек. 1922), Калмыков потребовал, чтобы дети «обучались не в арабских школах, которые не только бесполезны, но и вредны, а в наших, советских, школах» (Документы по истории борьбы за советскую власть. 1983. С. 729). К 1924 г. во мн. селах К.-Б. медресе были закрыты. В связи с переводом письменности с араб. шрифта на латинский (1924) снизилась потребность в изучении араб. языка и лит-ры. Согласно инструкции НКВД и Наркомпроса от 21 авг. 1925 г., мусульм. вероучение можно было преподавать только в мечетях с разрешения облисполкомов и только лицам, достигшим 14-летнего возраста. Количество мусульм. школ сокращалось, в 1926 г. в области насчитывалось 10 медресе с числом учащихся до 100 чел. и ок. 100 «низших арабских школ», в к-рых обучалось до 1 тыс. чел.
Социальная политика советской власти (коллективизация и раскулачивание) и давление на ислам были причинами неск. народных восстаний в К.-Б. в кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. Первым было Баксанское восстание 1928 г., идеологией которого стал ислам. В офиц. документах баксанские события расценивались как «контрреволюционное шариатское выступление», организованное «мулльско-кулацко-княжеско-дворянским блоком». В 1928-1931 гг. волнениями были охвачены десятки кабард. и балкарских сел, во всех выступлениях надежды на экономическую и политическую свободу связывались с сохранением шариата. Подавление крестьянских выступлений сопровождалось массовыми репрессиями, были арестованы влиятельные представители мусульм. духовенства, репрессированы представители кабард. и балкарской интеллигенции, старики, умевшие читать Коран.
В дек. 1928 г. пленум обкома охарактеризовал мусульм. духовенство и мюридов (мюридизм — мистико-политическое направление в исламе, не получившее распространения в К.-Б.) как «наиболее реакционную часть» народа. В 1926 г. в К.-Б. при населении в 200 тыс. чел. насчитывалось до тысячи представителей мусульм. духовенства, 250 мюридов. В них руководство области видело «главную основу антисоветских, антипартийных сил» (ЦДНИ КБР. Ф. 2. Оп. 1. Д. 47. Л. 123). К кон. 1928 г. все религ. учебные заведения в К.-Б. были закрыты. Преследование религ. деятелей достигло пика в 1937 г., репрессиям подверглись практически все служители ислама. К началу Великой Отечественной войны в К.-Б. не осталось ни одной мечети. Агрессивная атеистическая политика властей привела к изменению характера религиозности кабардинцев и балкарцев: религия замкнулась в семейно-бытовой обрядности, в которой смешались исламские и национальные традиции.
В период оккупации К.-Б. нем. войсками были открыты мечети, возобновлены пятничное богослужение, религ. праздники. Была восстановлена должность кадия К.-Б., главой мусульм. духовенства республики стал Хаджи-Хозе Хотеков, к-рый в нояб. 1942 г. издал в Нальчике «Воззвание к мусульманским народам» с призывом к «газавату под знаменем ислама», к борьбе против «нечисти безбожия и безверия», против «гяур-большевиков».
В 1944-1946 гг. 10 мусульм. общин, возобновленных в республике в оккупационный период, были зарегистрированы. Также был зарегистрирован кадий Кабардинской АССР, к-рым стал мулла М. Хажбиев. Часть общин впосл. сняли с регистрации: в селах Псыгансу Урванского р-на (1946), Каменномостское и Алтуд (1950-1951), Баксанёнок (нач. 50-х гг.). До нач. 80-х гг. XX в. число зарегистрированных мусульм. общин колебалось в пределах 5-6. Мечети действовали в селах Каменномостское, В. Куркужин, Н. Куркужин, Кызбурун-2-й (ныне Исламей), Заюково, Шалушка. В обязанности уполномоченного Совета по делам религ. культов (СДРК; с 1965 Совет по делам религий) входило «выявить религиозные общины, действующие в явочном порядке… и принять соответствующие меры через местные органы власти к ликвидации их деятельности» (ЦГА КБР. Ф. Р-780. Оп. 1. № 11. Л. 35). Кадию Кабардинской АССР запрещались поездки в те районы республики, где не было зарегистрированных общин и мечетей. В такой ситуации богослужения в селах часто совершались под открытым небом, для молитвы приспосабливались кладбищенские постройки, где хранился инвентарь, верующие добивались временных регистрационных удостоверений для духовенства на период религ. праздников, на время поста (уразы) в Рамадан.
Наметившаяся в первые послевоенные годы нормализация отношений гос-ва с религ. орг-циями закончилась в кон. 40-х гг. С нач. 50-х гг. наблюдаются рост запретительных мер и усиление антирелиг. пропаганды. 25 апр. 1955 г. председателям районных советов депутатов трудящихся были направлены распоряжения председателя Совета министров Кабардинской АССР К. Тлостанова, в к-рых предписывалось не допускать «использования верующими бывших зданий мечетей и пустующих в настоящее время для совершения в них общественных намазов» (Там же. № 89. Л. 5-6), препятствовать совершению молитв на кладбищах или в домах колхозников. При этом в ежегодных информационных отчетах уполномоченного СДРК по Кабардино-Балкарской АССР о. Более того, давление на верующих порой приводило к обратным результатам. Уполномоченный СДРК Л. Аисов указывал, что отказы местных органов власти в разрешении верующим проводить общественные намазы «разжигают религиозный фанатизм и создают нездоровые настроения у верующих советских граждан» (Там же. № 104. Л. 16). В 1950-1954 гг. на территории Урожайненского р-на действовали религ. группы «Тарикат» из женщин-кабардинок преклонного возраста; деятельность групп была окончательно пресечена в 1957 г. В связи с возвращением в регион балкарцев в 1957 г. встал вопрос о строительстве мечетей в балкарских поселениях. К уполномоченному СДРК по Кабардино-Балкарской АССР поступило ходатайство о постройке молитвенного дома на средства верующих в с. Советском (ныне Безенги), уполномоченный ответил отказом. В мае 1964 г. жители с. Кызбурун-1 (ныне Атажукино) обращались к Генеральному секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущёву с просьбой об открытии мечети и также получили отказ. В нояб. 1958 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам», в ходе реализации которого на территории республики была выявлена могила «святого шейха» в с. Баксанёнок. Хотя могила не пользовалась особым почитанием, уполномоченный потребовал не допускать туда паломников. В 1962 г. в К.-Б. имелось более 70 незарегистрированных мусульманских священнослужителей. Кроме того, в каждом населенном пункте жили старики, выполнявшие религ. обряды: похороны, чтение Корана на поминках, бракосочетание. Недостаток в зарегистрированных служителях культа признавал уполномоченный СДРК.
Действенным методом «разоблачения» ислама власти считали отказ представителей духовенства от сана и всячески добивались его. Зам. председателя КГБ при Совете министров Кабардино-Балкарской АССР К. Маршанов, возглавивший проверку деятельности духовенства на территории республики в 1963 г., в частности, предлагал: «Организовать выступление в печати, по радио и телевидению авторитетов мус. духовенства Губашиева (Докшукино), Чеченова (Гунделен) и др. с разоблачением религ. обычаев, наносящих вред колхозу и здоровью граждан» (ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 2. Д. 1699. Л. 27). Случаи отказа от сана предавались широкой огласке. В информационно-статистическом отчете уполномоченного СДРК за 1964 г. отмечалось, что в 7 селениях ок. 10 незарегистрированных служителей отказались от своих обязанностей.
К сер. 70-х гг. в К.-Б. имелось 5 зарегистрированных мусульм. объединений и столько же мулл. Были выявлены 10 незарегистрированных общин, 130 мусульм. «служителей культа», среди них 57 мулл, остальные — чтецы Корана, лица, занимавшиеся погребением умерших, среди к-рых было много женщин. Незарегистрированные группы верующих имелись в наиболее крупных населенных пунктах Чегемского, Баксанского, Зольского, Советского, Терского районов и в Нальчике. В 1981 г. в К.-Б. действовали 9 зарегистрированных мулл, 6 мечетей. Из 152 выявленных незарегистрированных «лиц, занимающихся требисполнением» решено было зарегистрировать 70 чел. на 118 населенных пунктов. В 1986 г. ЦК КПСС принял постановление «Об усилении борьбы с влиянием ислама», в рамках выполнения которого Кабардино-Балкарский обком разработал ряд мероприятий. В 1987 г. было решено ежегодно направлять научных работников республики в аспирантуру сектора религиеведения Ин-та этнографии АН СССР и в аспирантуру Ин-та научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС.
В кон. 80-х гг. XX в. в К.-Б., как и во всей стране, религ. жизнь активизировалась. В 1987 г. решением совета Духовного управления мусульман (ДУМ) Сев. Кавказа кадием Кабардино-Балкарской АССР был назначен Шафиг Пшихачев. 29 нояб. 1989 г. имамы республики объявили о создании независимого ДУМ К.-Б., к-рое Шафиг Пшихачев возглавил в сане муфтия. В авг. 1998 г. ДУМ К.-Б. стало соучредителем Координационного центра мусульман Сев. Кавказа.
ДУМ К.-Б. управляется муфтием и советом раис-имамов (раис-имамы (старшие имамы) координируют деятельность общин в районах республики). В 2007 г. муфтий Анас Пшихачев обозначил 3 основных направления деятельности ДУМ К.-Б.: взаимодействие с органами гос. власти и правоохранительными структурами, борьба с проявлениями религ. экстремизма, связь с представителями традиц. религий. В 1992 г. при ДУМ К.-Б. открылись курсы по подготовке имамов, преобразованные в 1994 г. в Кабардино-Балкарский ислам. ин-т. В 1999 г. ин-т перешел на 5-летнее обучение, однако в июле 2000 г. решением суда приостановил работу из-за отсутствия гос. лицензии. В 2003 г. учебное заведение было переименовано в Исламский ин-т при ДУМ К.-Б. и получило лицензию на образовательную деятельность, в июле 2007 г. преобразовано в Северо-Кавказский исламский ун-т им. имама Абу Ханифы, признанный гос-вом одним из 7 ведущих ислам. вузов России. В марте 2011 г. началось строительство Религиозно-образовательного центра, к-рый будет включать соборную мечеть и университетский комплекс. ДУМ К.-Б. выпускает небольшим тиражом газ. «Свет ислама» (Дин гъуазэ), организует передачи об исламе, к-рые транслируются на республиканских телеканалах и выходят в эфир радиостанций.
В 90-х гг. в К.-Б. активно создавались мусульм. общины. В 2004 г. ДУМ К.-Б., отвечая на недовольство молодых мусульман тем, что мечети и молитвенные дома открыты лишь во время пятничной молитвы, утвердило график работы мечетей, согласно к-рому имамы должны открывать их для ежедневной 5-кратной молитвы.
С нач. 2000-х гг. на территории К.-Б. действует вооруженное религ. экстремистское подполье. Выступая по республиканскому радио в авг. 2000 г., председатель ДУМ К.-Б. Шафиг Пшихачев говорил о наличии в республике «воинствующего ваххабизма». В последнее время участились убийства сотрудников правоохранительных и властных структур, взрывы и покушения на жизнь отдельных граждан, к-рые связывают с деятельностью религ. экстремистского подполья. Большой общественный резонанс получили убийства в дек. 2010 г. муфтия К.-Б. А. Пшихачева, ученого-этнографа А. Ципинова. Борьба с религ. экстремизмом в К.-Б. осуществляется путем жесткого регламентирования работы мечетей в «зоне риска», закрытия учебных заведений, где ведется пропаганда экстремизма и террора, изъятия и запрещения экстремистской лит-ры. Для предотвращения терактов и розыска членов подполья в К.-Б. неоднократно объявлялся режим контртеррористической операции.
А. Х. Мукожев