Административное деление Кабардино-Балкарской республики


Содержание

  • 1 Административно-территориальное устройство
  • 2 Муниципальное устройство
  • 3 Районы и города республиканского значения (городские округа)
  • 4 Сельские и городские поселения 4.1 Баксанский район
  • 4.2 Зольский район
  • 4.3 Лескенский район
  • 4.4 Майский район
  • 4.5 Прохладненский район
  • 4.6 Терский район
  • 4.7 Урванский район
  • 4.8 Чегемский район
  • 4.9 Черекский район
  • 4.10 Эльбрусский район
  • 5 История
  • 6 См.также
  • 7 Комментарии
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • Эльбрус и Приэльбрусье

    Среди туристов, приезжающих в республику с целью поправить здоровье, заняться спортом и запечатлеть на память природные красоты, более всего известен Эльбрусский район. Подробная карта дорог Кабардино-Балкарии расскажет, как добраться до него самым удобным путем.

    Район примыкает к Зольскому и Баксанскому районам, а административный центр его – город Тырнауз. Этот город – сам по себе настоящая достопримечательность. Построенный в советские времена для добычи и переработки обнаруженного в Кабардино-Балкарии вольфрама, сегодня он медленно вымирает, поскольку предприятие давно заброшено. Карта-схема Кабардино-Балкарии укажет точное расположение Тырнауза высоко в горах. Город пересекают все, кто едет к Эльбрусу.

    Эльбрусский район включает большое число промышленных предприятий. По этническому составу население – главным образом балкарцы. Сюда, в Эльбрусский район, не иссякает поток туристов, желающих подняться на Эльбрус. Зимой здесь работают горнолыжные трассы, летом – подъемник. Правительство республики планирует со временем превратить Тырнауз в туристический центр и тем самым спасти город от гибели.

    Приэльбрусье славится как бальнеоклиматическая зона республики, где расположены курорты. Большая часть этой территории входит в национальный парк «Приэльбрусье», охраняемый государством.

    Кабардино-Балкария обладает огромными рекреационными (т.е. использующимися для оздоровления и отдыха) ресурсами. Здесь много уникальных природных достопримечательностей. Сюда можно приехать как по туристической путевке, так и самостоятельно, только во втором случае надо обязательно запастись подробной картой.

    Административно-территориальное устройство[ | ]

    Административная карта Кабардино-Балкарии
    Согласно Закону Кабардино-Балкарской Республики

    «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики» субъект включает следующие административно-территориальные единицы[1]:

    • 3 города республиканского значения,
    • 10 районов.

    В них находятся:

    • 8 городов,
    • 172 сельских населённых пункта.

    Административным центром Кабардино-Балкарской Республики является город Нальчик

    .

    Общие сведения и история Кабардино-Балкарской Республики

    Да да да да да это Кавказ Да да да да да горный пейзаж Вэй вэй вэй вэй вэй солнечный край Вэй вэй вэй вэй вэй вот он где рай Шамхан Далдаев — Это Кавказ (на правах эпиграфа)
    Кто бы что не говорил, а Кабардино-Балкария — это самый настоящий северный Кавказ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Пожалуй, это самое живописное место Предкавказья. Даже в Нальчике из любой точки города видны красивейшие горы. А горы в Кабардино-Балкарии просто замечательные. Самая высокая точка России — гора Эльбрус, находится именно здесь.

    Животный мир Кабардино-Балкарии тоже великолепен. Природа здесь просто манит. Земля является одной из самой плодородной на территории России. Земля Обетованная не иначе.

    Типичный пейзаж Кабардино-Балкарии. Фото by alleya47 (https://fotki.yandex.ru/users/alleya47/)

    Бог (не будем уточнять какой) подарил этой земле замечательную природу и плодородную почву, но не подарил спокойствия. Войны в этих местах носят нескончаемый характер. Даже сейчас, когда, казалось бы, на Кавказе все утихло, в Нальчике нет-нет, да и объявят режим контртеррористической операции, что-нибудь взорвут или начнется стрельба. Конечно, уже гораздо спокойнее, чем в 90-е годы, но до идеала еще очень далеко.

    Любопытно, что кабардинцев, местного населения республики, гораздо больше в Турции, чем в Нальчике и его окрестностях. Это произошло из-за итогов Русско-Каказской войны (не путать с чеченскими войнами), после которой адыги (в число которых входят кабардинцы) были изгнаны с коренных мест за неподчинение русскому царю. Гордые адыги покинули свои земли и перебрались в мусульманские страны.

    Кабардинцы и в России, и за рубежом, исповедуют Ислам суннитского толка. Эта вера пришла на территорию современной Кабардино-Балкарии после падения Византийской империи в 1453. Образовавшаяся на костях Византии Османская империя моментально распространила свое влияние на все не определившиеся в плане религии земли. Во времена Советского союза, когда все население огромной страны в одночасье стало атеистами, кабардинцы продолжали скрыто исповедовать Ислам.

    В плане религии и менталитета кабардинцы сильно отличаются от русских. Кто бы, что ни говорил, но и в советские годы, и сейчас, хорошо к русским на Кавказе не относились никогда. Местные жители сходятся во мнении, что эта земля никогда не будет благосклонна к русским. Может быть, открытых конфликтов удастся избежать, но своим русскому в Кабардино-Балкарии не стать никогда

    Географическое положение

    Кабардино-Балкария — маленький, но гордый регион. Располагается она в горах Северного Кавказа. С севера на юг максимальная длина Кабардино-Балкарии всего 167 км, а с запада на восток — 123 км. Северная часть республики находится на равнине. На юге же можно насчитать 4 параллельных хребта Большого Кавказа: Главный, Скалистый, Пастбищный и Боковой. Здесь находится самая высокая гора Кавказа, России и Европы — Эльбрус. Ее высота составляет 5642 м.


    Эльбрус. Фото by leha1-9-8-2 (https://fotki.yandex.ru/users/leha1-9-8-2)

    Население

    По самым свежим подсчетам в Кабардино-Балкарии проживает 858 397 человек. Из них почти половина являются кабардинцами. 32% — русскими, 10% — балкарцами. Остальных народностей на этой кавказской земле немного (здравомыслящих то не мало, кто захочет сюда ехать?). Любопытно, что этнически присутствуют даже корейцы. Городского населения не намного больше, чем сельского. Всего 54% горожан (кое-кто считает, что этот показатель должен быть еще меньше, поскольку даже Нальчик — большая деревня).

    В последнее время в регионе увеличилось количество исламистов. Больше никого не удивляет женщина в хиджабе на улице, зато очень удивляет женщина с сигаретой во рту. Поговаривают, что за курение могут и побить. Наверное, это правильно.

    Криминал

    Ни кабардинцы, ни балкарцы никогда не были религиозными экстремистами, но эта зараза коснулась и них. В голодные 90-е годы вакхабизм докатился и до Нальчика. Экстремисты набирали себе бойцов из местных жителей, чтобы те воевали против русских. Наверное, самый вопиющий случай произошел в 2005 году, когда вакхабиты напали на ФСБ, 3 отдела милиции, охотничий магазин и другие здания и учреждения. В ходе той потасовки были убиты 12 мирных жителей. Хоть с того страшного дня минуло уже почти 9 лет, в Нальчике по-прежнему неспокойно. Постоянно кого-то убивают, похищают, режут. Однако, местные уже привыкли, да и если сильно не интересоваться, то ничего и не заметишь.


    Панорама Нальчика. Фото by vk-kavkaz (https://fotki.yandex.ru/users/vk-kavkaz)

    Уровень безработицы

    В 2011 году уровень безработицы по официальным данным составил 11%. На самом деле эта цифра должна быть выше, поскольку мало кто встает на учет. Чаще всего люди просто собирают вещи и едут в Москву, Санкт-Петербург или куда-то еще. Раньше не плохо выручал местных жителей Олимпийский Сочи. Там на стройках трудилось достаточное количество жителей Кабардино-Балкарии.

    Стоимость недвижимости

    Хоть работы в городе и нет, но за однокомнатную квартиру в Нальчике придется выложить полтора миллиона рублей. Есть, конечно, варианты и дешевле, но в эту сумму точно уложитесь.

    Климат

    Климат — одно из немногих достоинств Кабардино-Балкарии. В равнинной части республики зимой столбик термометра редко опускается ниже −4 °С. В горах прохладнее, там бывает и −15 °С. Июль в этой местности жаркий, но не зной, приятный. Порядка +23 °С. Осадков выпадает много 500—2000 мм в год. Поскольку промышленных предприятий в регионе не много, атмосфера не загаженная. Дышится приятно.


    Природа КБР. Фото by victor (https://fotki.yandex.ru/users/makridin-vik)

    С советских времен в Кабардино-Балкарии осталось много здравниц и санаториев. Некоторые из них находятся в более-менее приличном состоянии, но этот отдых еще совсем не готов конкурировать не только с Турцией, но и даже с Крымом (конечно, в Турции кури сколько угодно, а здесь за сигарету побить могут).

    Районы и города республиканского значения (городские округа)[ | ]

    Русское названиеКабардинское название[комм. 1]Балкарское названиеФлагГербАдминистра- тивный центрЧисло адми- нист- рацийНаселение, чел., (2021 г.)Площадь, км²Плотность населения, чел./км²ОКАТООКТМО
    1e-06Районы (муниципальные районы)
    1Баксанский районБахъсэн куей, Бахъсэн район
    [3]
    Бахсан район[3]город Баксан13↗64 011[4]83077.1283 21083 610
    2Зольский районДзэлыкъуэ куей
    [5], Дзэлыкъуэ район
    Зольск район[5]посёлок Залукокоаже16↗49 665[4]212523.3783 21583 615
    3Лескенский районЛэскэн куей
    [6], Лэскэн район
    Лескен район[6]село Анзорей9↗30 035[4]512.758.5883 21883 618
    4Майский районМай куей, Май район
    [7]
    Май район[7]город Майский5↘37 839[4]384.898.3383 22083 620
    5Прохладненский районПрохладнэ куей, Прохладнэ район
    [8]
    Прохладна район[8]город Прохладный19↗45 516[4]134933.7483 22583 625
    6Терский районТэрч куей, Тэрч район
    [9]
    Терк район[9]город Терек18↗50 956[4]89357.0683 23583 635
    7Урванский районАруан куей
    [10], Аруан район
    Урван район[10]город Нарткала12↘73 989[4]468.4157.9683 24083 640
    8Чегемский районШэджэм куей, Шэджэм район
    [11]
    Чегем район[11]город Чегем10↗69 485[4]150346.2383 24583 645
    9Черекский районШэрэдж куей, Шэрэдж район
    [12]
    Черек район[12]посёлок Кашхатау10↗28 302[4]2212.612.7983 23083 630
    10Эльбрусский районЭльбрус куей
    [13], Эльбрус район
    Эльбрус район[13]город Тырныауз7↗36 081[4]185019.583 24883 648
    10.000002Города республиканского значения (городские округа)
    11город Нальчик (городской округ Нальчик)Налшык къалэ округ[14]Нальчик шахар округ[14]город Нальчик5↘265 116[4]1331993.3583 40183 701
    12город Баксан (городской округ Баксан)Бахъсэн къалэ округ[15]Бахсан шахар округ[15]город Баксан2↗59 449[4]180330.2783 40383 703
    13город Прохладный (городской округ Прохладный)Прохладнэ къалэ округ[16]Прохладна шахар округ[16]город Прохладный1↗58 747[4]28.52061.383 41083 710

    Сельские и городские поселения[ | ]

    Пяти городам районного значения и двум посёлкам сельского типа (ранее — посёлкам городского типа) соответствуют 7 муниципальных образований со статусом городского поселения. Остальные сельские населённые пункты объединены в муниципальные образования со статусом сельского поселения (112).

    Ниже приведены списки городских и сельских поселений, распределённых по районам республики.

    Баксанский район[ | ]

    • Административный центр — город Баксан
    • ОКТМО — 83 610
    Муниципальное образованиеЧислоНаселённые пунктыНаселениеМестоПлощадь (км²)МестоПлотность (чел./км²)МестоОКТМО
    1e-06Сельские поселения
    1Атажукино1село Атажукино↗5986[4]450.257119.12483 610 450
    2Баксанёнок1село Баксанёнок↗7925[4]387391.09783 610 405
    3Верхний Куркужин1село Верхний Куркужин↗3127[4]864548.861283 610 410
    4Жанхотеко1село Жанхотеко↘1258[4]129.412133.83283 610 420
    5Заюково1село Заюково↗11 791[4]2143182.45883 610 425
    6Исламей1село Исламей↗12 092[4]1922131.43383 610 455
    7Кишпек1село Кишпек↗4930[4]6439114.65583 610 430
    8Кременчуг-Константиновское1село Кременчуг-Константиновское↘1301[4]11401032.531383 610 435
    9Куба1село Куба↘5205[4]571473.31983 610 445
    10Куба-Таба1село Куба-Таба↗3049[4]92811108.89683 610 440
    11Нижний Куркужин1село Нижний Куркужин↗3713[4]758664.021083 610 465
    12Псыхурей1село Псыхурей↗2538[4]1050850.761183 610 470
    13Псычох1село Псычох↗1096[4]13513219.2183 610 472

    Зольский район[ | ]

    • Административный центр — посёлок сельского типа Залукокоаже
    • ОКТМО — 83 615
    Муниципальное образованиеЧислоНаселённые пунктыНаселениеМестоПлощадь (км²)МестоПлотность (чел./км²)МестоОКТМО
    1e-06Городское поселение
    1Залукокоаже[17]1посёлок Залукокоаже[18]↗10 119[4]1477215.3183 615 151
    1.000002Сельские поселения
    2Белокаменское1село Белокаменское↗614[4]16141543.861183 615 402
    3Залуес2село Дженал, село Залуес↘1905[4]851637.351283 615 405
    4Зольское1село Зольское↗1481[4]12281152.891083 615 415
    5Каменномостское1село Каменномостское↘5740[4]4174132.991483 615 420
    6Камлюково1село Камлюково→2280[4]627.51282.91383 615 425
    7Кичмалка1село Кичмалка↗1564[4]1158526.971583 615 430
    8Малка1село Малка↗6906[4]377489.69283 615 435
    9Приречное1село Приречное↘1125[4]13221351.14983 615 440
    10Псынадаха2село Батех, село Псынадаха↗2964[4]538878483 615 445
    11Сармаково1село Сармаково↗8150[4]2132261.74783 615 450
    12Светловодское2село Октябрьское, село Светловодское↗1957[4]7291067.48583 615 455
    13Совхозное1село Совхозное↗675[4]15191435.531383 615 460
    14Хабаз1село Хабаз→1707[4]1096317.781683 615 465
    15Шордаково1село Шордаково↘1668[4]930955.6883 615 470
    16Этоко1село Этоко↘810[4]1412.51664.8683 615 475

    Лескенский район[ | ]

    • Административный центр — село Анзорей
    • ОКТМО — 83 618
    Муниципальное образованиеЧислоНаселённые пунктыНаселениеМестоПлощадь (км²)МестоПлотность (чел./км²)МестоОКТМО
    1e-06Сельские поселения
    1Анзорей1село Анзорей↗7285[4]2424173.45183 618 403
    2Аргудан1село Аргудан↗9070[4]1751120.93283 618 406
    3Верхний Лескен1село Верхний Лескен↘138[4]98.7815.86983 618 412
    4Второй Лескен1село Второй Лескен↗2430[4]5235105.65483 618 415
    5Ерокко1село Ерокко↗826[4]77.59110.13383 618 420
    6Озрек1село Озрек↗1448[4]621668.95783 618 435
    7Ташлы-Тала1село Ташлы-Тала↗667[4]819735.11883 618 445
    8Урух1село Урух↗4376[4]347393.11583 618 450
    9Хатуей1село Хатуей↗3795[4]451274.41683 618 440

    Майский район[ | ]

    • Административный центр — город Майский
    • ОКТМО — 83 620
    Муниципальное образованиеЧислоНаселённые пунктыНаселениеМестоПлощадь (км²)МестоПлотность (чел./км²)МестоОКТМО
    1e-06Городское поселение
    1Майский6город Майский, разъезд Баксан, село Красная Поляна, село Лесное, село Пришибо-Малкинское, село Сарское↘26 989[4]1138.31195.15183 620 101
    1.000002Сельские поселения
    2Ново-Ивановское6село Ново-Ивановское, хутор Баксанский, хутор Колдрасинский, хутор Ново-Курский, хутор Право-Урванский, хутор Славянский↘3053[4]468.3344.7383 620 433
    3Октябрьское1село Октябрьское↘953[4]524539.71483 620 444
    4станица Александровская1станица Александровская↘3574[4]293.1238.39583 620 411
    5станица Котляревская2станица Котляревская, ж/д станция Железно-Дорожная Будка 612 км↘3270[4]360.9453.69283 620 422

    Прохладненский район[ | ]

    • Административный центр — город Прохладный
    • ОКТМО — 83 625
    Муниципальное образованиеЧислоНаселённые пунктыНаселениеМестоПлощадь (км²)МестоПлотность (чел./км²)МестоОКТМО
    1e-06Сельские поселения
    1Алтуд1село Алтуд↗5575[4]379770.57383 625 405
    2Благовещенка7село Благовещенка, хутор Александровский, хутор Грабовец, хутор Минский, хутор Ново-Осетинский, хутор Петропавловский, хутор Цораевский↗1952[4]9671129.131183 625 430
    3Дальнее2село Восточное, село Дальнее↘1054[4]1586512.261983 625 420
    4Заречное2село Заречное, село Прогресс↗1248[4]1371.5917.451883 625 413
    5Карагач1село Карагач↘6083[4]281675.1283 625 425
    6Красносельское4село Красносельское, село Граничное, село Придорожное, село Степное↘2198[4]772830.53983 625 415
    7Малакановское1село Малакановское→443[4]18211721.11483 625 426
    8Ново-Полтавское1село Ново-Полтавское↘1189[4]14351533.97683 625 427
    9Прималкинское5село Прималкинское, хутор Матвеевский, хутор Ново-Вознесенский, хутор Ново-Покровский, хутор Ново-Троицкий↗6555[4]15413121.39183 625 445
    10Пролетарское1село Пролетарское↗2483[4]695426.141383 625 450
    11Псыншоко1село Псыншоко↗720[4]17101972483 625 452
    12Советское1село Советское↗370[4]19191819.471683 625 454
    13станица Екатериноградская1станица Екатериноградская↘3319[4]5121127.431083 625 410
    14станица Приближная1станица Приближная↘1709[4]10661225.891283 625 440
    15станица Солдатская2станица Солдатская, ж/д станция Солдатская↘4988[4]498350.9583 625 455
    16Ульяновское3село Виноградное, село Гвардейское, село Ульяновское↗1390[4]12681020.441583 625 458
    17Учебное3село Лесное, село Учебное, ж/д станция Шарданово↘1853[4]8110216.851783 625 460
    18Черниговское2село Черниговское, хутор Саратовский↗923[4]1630.81629.97883 625 465
    19Янтарное2село Комсомольское, село Янтарное↗1464[4]1145.81431.97783 625 470

    Терский район[ | ]

    • Административный центр — город Терек
    • ОКТМО — 83 635
    Муниципальное образованиеЧислоНаселённые пунктыНаселениеМестоПлощадь (км²)МестоПлотность (чел./км²)МестоОКТМО
    1e-06Городское поселение
    1Терек1город Терек↗19 643[4]112171636.92183 635 101
    1.000002Сельские поселения
    2Арик2село Арик, село Псынашхо↘2834[4]558548.86783 635 405
    3Белоглинское1село Белоглинское↗414[4]16141629.571383 635 408
    4Верхний Акбаш2село Верхний Акбаш, село Заводское↗3114[4]462250.23683 635 410
    5Верхний Курп1село Верхний Курп↗1463[4]1150729.261283 635 415
    6Дейское1село Дейское↗4774[4]255686.8283 635 420
    7Джулат1село Джулат↗262[4]1851852.4483 635 421
    8Инаркой1село Инаркой↘1463[4]12411335.681183 635 427
    9Интернациоональное1село Интернациональное↗330[4]17161520.631783 635 422
    10Красноармейское3село Красноармейское, село Куян, село Опытное↗2536[4]647953.96383 635 425
    11Нижний Курп1село Нижний Курп↗1298[4]13451028.841583 635 430
    12Ново-Хамидие2село Акведук, село Ново-Хамидие↘652[4]1560410.871883 635 440
    13Новая Балкария2село Новая Балкария, село Шикулей↘1101[4]14391428.231483 635 435
    14Плановское2село Плановское, разъезд Урух↘3429[4]364153.58583 635 445
    15Тамбовское2село Нижний Акбаш, село Тамбовское↗1886[4]9441242.86983 635 450
    16Терекское2село Малый Терек, село Терекское↗2035[4]7441146.25883 635 455
    17Урожайное1село Урожайное↗2010[4]848841.881083 635 460
    18Хамидие1село Хамидие↗1712[4]1062327.611683 635 465

    Урванский район[ | ]

    • Административный центр — город Нарткала
    • ОКТМО — 83 640
    Муниципальное образованиеЧислоНаселённые пунктыНаселениеМестоПлощадь (км²)МестоПлотность (чел./км²)МестоОКТМО
    1e-06Городское поселение
    1Нарткала1город Нарткала↘30 464[4]19.45113223.7183 640 101
    1.000002Сельские поселения
    2Герменчик1село Герменчик↗4257[4]6326133.03483 640 415
    3Кахун1село Кахун↘7998[4]2355228.51283 640 425
    4Морзох1село Морзох↘1185[4]12912131.67383 640 432
    5Нижний Черек1село Нижний Черек↘3298[4]740482.451083 640 435
    6Псыгансу1село Псыгансу↗6815[4]3592115.51683 640 445
    7Псы2село Кабардинка, село Псы↗1691[4]921880.52983 640 450
    8Псынабо1село Псынабо↗1703[4]1018994.61883 640 455
    9Старый Черек1село Старый Черек↘6877[4]4573120.65583 640 470
    10Урвань1село Урвань↘5809[4]577175.441283 640 480
    11Чёрная Речка1село Чёрная Речка↘2706[4]8257108.24783 640 490
    12Шитхала1село Шитхала↘1187[4]11161074.191183 640 495

    Чегемский район[ | ]

    • Административный центр — город Чегем
    • ОКТМО — 83 645
    Муниципальное образованиеЧислоНаселённые пунктыНаселениеМестоПлощадь (км²)МестоПлотность (чел./км²)МестоОКТМО
    1e-06Городское поселение
    1Чегем1город Чегем↗18 542[4]1731254283 645 101
    1.000002Сельские поселения
    2Верхне-Чегемское2село Булунгу, село Эльтюбю↗1128[4]952721.691083 645 405
    3Лечинкай1село Лечинкай↗4321[4]659573.24683 645 410
    4Нартан2село Нартан, разъезд Нартан↘12 996[4]2429309.43183 645 415
    5Нижний Чегем1село Нижний Чегем↘1984[4]766330.06883 645 420
    6посёлок Звёздный1посёлок Звёздный↘1330[4]857623.33983 645 408
    7Хушто-Сырт1село Хушто-Сырт↘839[4]10261032.27783 645 425
    8Чегем-Второй1село Чегем Второй↗11 634[4]3702166.2483 645 435
    9Шалушка1село Шалушка↗11 007[4]4644171.98383 645 440
    10Яникой2село Каменка, село Яникой↘5704[4]5468124583 645 445

    Черекский район[ | ]

    • Административный центр — посёлок сельского типа Кашхатау
    • ОКТМО — 83 630
    Муниципальное образованиеЧислоНаселённые пунктыНаселениеМестоПлощадь (км²)МестоПлотность (чел./км²)МестоОКТМО
    1e-06Городское поселение
    1Кашхатау[19]1посёлок Кашхатау[20]↗5718[4]1393146.62183 630 151
    1.000002Сельские поселения
    2Аушигер1село Аушигер↗4965[4]2374134.19283 630 410
    3Бабугент1село Бабугент↗3643[4]429.55123.49383 630 420
    4Безенги1село Безенги↗1068[4]926641.08983 630 430
    5Верхняя Балкария1село Верхняя Балкария↗4346[4]366165.85883 630 440
    6Верхняя Жемтала1село Верхняя Жемтала↗1670[4]719787.89583 630 450
    7Герпегеж1село Герпегеж↗1311[4]816981.94683 630 455
    8Жемтала1село Жемтала↘3334[4]548269.46783 630 460
    9Зарагиж1село Зарагиж↗1702[4]618894.56483 630 465
    10Карасу1село Карасу↗545[4]10161034.061083 630 470

    Эльбрусский район[ | ]

    • Административный центр — город Тырныауз
    • ОКТМО — 83 648
    Муниципальное образованиеЧислоНаселённые пунктыНаселениеМестоПлощадь (км²)МестоПлотность (чел./км²)МестоОКТМО
    1e-06Городское поселение
    1Тырныауз1город Тырныауз↗20 661[4]1615338.7183 648 101
    1.000002Сельские поселения
    2Бедык1село Бедык→462[4]76936.7783 630 403
    3Былым1село Былым↗2060[4]4131215.73483 648 404
    4Верхний Баксан1село Верхний Баксан↗475[4]633714.39683 630 405
    5Кёнделен1село Кёнделен↘6351[4]266496.23283 648 415
    6Лашкута1село Лашкута↗799[4]553615.08583 630 420
    7Эльбрус5село Байдаево, село Нейтрино, село Тегенекли, село Терскол, село Эльбрус↗5273[4]3186128.35383 648 430

    Балкарцы и национальный вопрос

    Большинство ученых согласны с тем, что балкарцы являются коренным народом Кавказа, поскольку достоверно известно, что племена, на основе которых формировался этот этнос, проживали на территории нынешней Кабардино-Балкарии с lV века новой эры.

    Однако некоторые исследователи склонны еще дальше идти в определении длительности проживания балкарцев на Кавказе, возводя их род к Кобанской археологической культуре.

    Впрочем, современные балкарцы являются тюркоязычным народом, основным этническим элементом которого являются тюркоязычные болгары, кочевавшие по землям, где находится республика Кабардино-Балкария, в Vl веке нашей эры.

    Серьезным испытанием для балкарцев стали монгольские походы, в результате которых была разгромлена Алания, а балкарцы вынуждены были подняться с равнин в горы.

    Примечания[ | ]

    1. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 27 февраля 2005 года N 12-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики»
    2. Закон «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике»
    3. 12
      Официальный сайт Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Нормативно-правовые акты местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации
    4. 123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132
      Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года (рус.). Дата обращения: 27 апреля 2022. Архивировано 2 мая 2022 года.
    5. 12
      Официальный сайт Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Нормативно-правовые акты местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации
    6. 12
      Официальный сайт Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Нормативно-правовые акты местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации
    7. 12
      Официальный сайт Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Постановления местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации
    8. 12
      Официальный сайт Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Инструкция по делопроизводству местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации
    9. 12
      Официальный сайт Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Постановления главы администрации Терского муниципального района См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации
    10. 12
      Официальный сайт Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Постановления главы администрации Урванского муниципального района См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации
    11. 12
      Официальный сайт Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Нормативно-правовые акты местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации
    12. 12
      Официальный сайт Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Нормативно-правовые акты местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации
    13. 12
      Официальный сайт Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Постановления главы администрации Эльбрусского муниципального района См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации
    14. 12
      Официальный сайт городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики. Официальный Нальчик См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местных органов власти
    15. 12
      Официальный сайт городского округа Баксан Кабардино-Балкарской Республики. Документы местной администрации См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации
    16. 12
      Официальный сайт городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики. Документы См. официальные наименования муниципального образования на языках народов КБР в официальных документах местной администрации
    17. Несмотря на то, что входящий в состав муниципального образования населённый пункт имеет статус сельского, за муниципальным образованием сохранён статус городского поселения (см. статью 5 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27 февраля 2005 года № 13-РЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике»).
    18. До 2012 года — посёлок городского типа (см. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 июня 2012 года № 38-РЗ «О внесении изменения в статью 7 Закона Кабардино-Балкарской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики»»).
    19. Несмотря на то, что входящий в состав муниципального образования населённый пункт имеет статус сельского, за муниципальным образованием сохранён статус городского поселения (см. статью 12 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27 февраля 2005 года № 13-РЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике»).
    20. До 2012 года — посёлок городского типа (см. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 июня 2012 года № 38-РЗ «О внесении изменения в статью 7 Закона Кабардино-Балкарской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики»»).

    КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ

    Распространение ислама среди адыгов и предков балкарцев происходило на протяжении неск. веков начиная с периода монг. господства. После принятия ислама ханом Узбеком (1313) началось строительство мечетей на территории Орды, в т. ч. в Центр. Предкавказье. О мечети, сооруженной в 1334 г. в окрестностях горы Бештау, упоминает Ибн Баттута. В К.-Б. найдены руины Нижнеджулатской кирпичной мечети с остатками минарета и погребальным склепом. Установление владычества Османской империи и Крымского ханства в Вост. Причерноморье в посл. трети XV в. положило конец распространению на Кавказе христианства. Одновременно контакты с мусульм. народами Дагестана, Крымского ханства и Ногайской Орды способствовали исламизации адыгов, в частности кабардинцев. Методы исламизации носили двойственный характер. Первый кабард. историк Ш. Ногмов писал о принуждении крымским ханом кабардинцев к принятию ислама, добавляя, что «магометанское духовенство спешило воспользоваться тягостным положением кабардинцев, дабы обратить их к магометанству, не щадя при этом ни обещаний, ни подарков» (Ногмов. 1994. С. 115). В «Записках о Черкесии» др. адыгский просветитель, С. Хан-Гирей, отмечал, что ок. 1570 г. крымский хан Шахбаз-Гирей опустошил черкесские селения, увел пятигорских черкесов, т. е. кабардинцев, за Кубань и принудил их принять ислам. Однако в документальных источниках, где отразились сведения о многочисленных набегах, совершенных крымско-османскими войсками на Кабарду с сер. XVI до 70-х гг. XVIII в., не сообщается о насаждении мусульманства как о цели набегов. В «Черкесских преданиях» Хан-Гирей писал, что ислам укоренился «в Черкесской земле не влиянием военного мужества другого народа, но следствием… обстоятельств, которых должны мы искать в умственных его качествах».

    Первыми ислам принимали представители черкесской знати, к-рая была связана с крымскими ханами родственными узами, институтом аталычества (обычай, в соответствии с к-рым дети знатных родителей передавались в семьи вассалов или слуг на воспитание), торговыми отношениями. К началу контактов с Москвой в сер. XVI в. аристократическая верхушка адыгов уже исповедовала ислам. Черкесские крестьяне в течение долгого времени сохраняли доислам. верования. Так же долго у правящей верхушки не было потребности в глубоком усвоении ислам. догматики и правовых норм. Все это в совокупности давало основание европ. авторам считать адыгов, в частности кабардинцев, непоследовательными мусульманами, которые во многом придерживались языческих верований, смешанных с христианством.

    Усвоение мусульманства различными субэтническими группами адыгов растянулось на длительное время. Одними из первых приняли ислам кабардинцы. Тур. путешественник Эвлия Челеби, считавший Кабарду частью Крымского ханства, в 1666 г. писал: «В государстве Мухаммед Гирей хана весь народ Кабарды удостоился чести приобщиться к исламу». С XVII в. из Кабарды ислам начал распространяться среди осетин, балкарцев и карачаевцев. Мусульманство принимали первыми феодалы, у балкарцев — таубии. И. А. Гюльденштедт, путешествовавший по Кавказу в 1771-1773 гг., и Г. Ю. Клапрот, побывавший в Центр. Предкавказье в 1807 и 1808 гг., отмечали, что у балкарцев ислам по примеру черкесов приняли сначала дворяне (Адыги, балкарцы и карачаевцы. 1974. С. 207-208, 266). Первые письменные свидетельства проникновения ислама в балкарские ущелья датируются 1-й пол. XVIII в. (надпись в Хуламском ущелье, 1715 г., эпитафия в ауле Куннюм (Кюннюм), 1734-1735 гг.). Др. каналом распространения ислама среди балкарцев стало влияние мусульм. Дагестана: кумыкские князья (тарковские шамхалы) выдавали своих дочерей за дворян Чегемского и Балкарского обществ при условии принятия ислама. В нач. XVIII в. исламизация в Кабарде достигла значительных успехов. В 1708 г., перед сражением кабардинцев с крымцами (Канжальская битва), к хану Каплан-Гирею, потребовавшему от Кабарды дать 3 тыс. невольников, были отправлены посланцы, к-рые просили уменьшить дань, поскольку «большинство народа черкесского освящено благодатью ислама», и апеллировали при этом к «священному закону», т. е. шариату (цит. по: Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в XVIII ст. Од., 1889. С. 10). По сведениям Клапрота, посетившего Кабарду в 1808 г., со времени Кючюк-Кайнарджийского мира Османская империя старалась при помощи посылаемого туда духовенства распространить ислам на Кавказе, в особенности среди черкесов.

    В условиях начавшейся Кавказской войны резко изменилась политическая роль ислама. В кон. XVIII — нач. XIX в. он стал идеологическим оружием сопротивления кабардинцев рус. власти. Развернулось шариатское движение, к-рое возглавили в 90-х гг. XVIII в. кн. Адиль-Гирей Атажукин и первостепенный уорк (дворянин) эфенди Исхак Абуков; Ногмов писал, что именно они «ввели между кабардинским народом шариат» (Ногмов. 1994. С. 163-164). Шариат стал не только основой судопроизводства, но и средством преобразования традиц. жизни кабардинцев. Одним из результатов шариатского движения было учреждение в 1807 г. по разрешению российских властей духовных судов (мехкеме), заменивших существовавшие с 1793 г. родовые суды. В духовных судах разбирались тяжбы и мелкие преступления; серьезные уголовные дела (убийства, разбои, выступления против властей) решались в Моздокском верховном пограничном суде по российским законам. В принятом в 1807 г. «Народном условии» разрешалось «на будущее время всякое дело в народе решать по шариату, за исключением претензий князя с узденями, узденей с их крепостными» (Там же. С. 162). Шариатское движение в Кабарде усилило процесс исламизации балкарцев, повлияло на их правовую систему. Постановления, принятые кабардинцами по «Народному условию» в 1807 г., распространялись и на балкарцев.

    В период «духовного правления» (1807-1822), когда в Кабарде действовали шариатские суды, ислам приобрел новое качество. Религия глубже проникла в народное сознание и одновременно политизировалась. Однако кабардинцы не стали ортодоксальными мусульманами, поскольку они восприняли ислам в наиболее либеральном его виде — в рамках ханафитского мазхаба, который допускал широкое применение норм обычного права. Благодаря этому обстоятельству у кабардинцев продолжал действовать адыгэ хабзэ (неписаный свод морально-правовых норм адыгов). Происходил процесс адаптации мусульм. права к традиц. национальным юридическим нормам (адат). В результате возник вариант права, который включал положения и шариата и адата. Видимо, этому способствовало и структурное сходство шариата с адыгэ хабзэ: и в той и в др. системе в нерасчлененном виде содержатся и правовые нормы, и нравственные принципы, и этикетные предписания.

    После учреждения в 1822 г. Кабардинского временного суда (с 1858 Окружной суд, затем Горский словесный суд), что ознаменовало подчинение Кабарды России, юрисдикция шариата была значительно сужена. Согласно «Наставлению Временному суду» ген. Ермолова, в ведении духовного суда оставались «дела, до веры и совести касающиеся; дела по несогласию между мужем и женой; дела между родителями и детьми; вообще дела, не имеющие улик, ясных доказательств и письменных свидетельств» (Леонтович. 2002. С. 239). Стремясь ослабить антирус. и антихрист. настроения в Кабарде и пытаясь оградить местные знать и духовенство от влияния мусульм. гос-в, ген. Ермолов в 1822 г. предложил запретить поездки паломников в Мекку.

    После 1822 г. во главе мусульм. иерархии в Кабарде и Балкарии стоял народный кадий (эфенди); ему подчинялись сельские эфенди и квартальные муллы, учителя медресе, к-рые проходили у него аттестацию, после чего старшина села представлял их на утверждение начальнику округа. Деятельность народного кадия находилась в центре внимания российских властей, особенно во время Кавказской войны. В апр. 1846 г. Шамиль, старшим наибом к-рого был кабард. землевладелец Магомет-Мирза Анзоров, предпринял поход в Кабарду, но не получил здесь широкой поддержки и был оттеснен. Кабард. кадий Умар Шеретлоков проявил «нерешительность и слабость характера», за что был сослан в Воронеж. Главнокомандующий отдельным Кавказским корпусом А. Ф. Орлов, ходатайствуя о возвращении Шеретлокова на Кавказ, в 1848 г. писал военному министру А. И. Чернышёву: «Не открыто никаких изменнических со стороны Шеретлука действий или преступных сношений с Шамилем» (цит. по: Карданов Ч. Э. Групповой портрет в Аушигере: Горы и судьбы. Нальчик, 1993. С. 193).

    Внимание к деятельности народного эфенди было частью российской внутренней политики в ислам. регионах, в т. ч. в Кабарде и Балкарии, направленной на регламентацию религ. жизни мусульман. В 1851 г. начальник центра Кавказской линии ген.-майор Г. Р. Эристов обратился в Кабардинский временный суд с планом возведения в Кабарде каменных мечетей, для чего предлагалось осуществить сбор средств с мусульманского населения. Эристов предписывал «упорядочить деятельность сельских мулл, подчинив сию контролю со стороны народного эфендия» (ЦГА КБР. Ф. 23. Оп. 1. Д. 48. Т. 2. Л. 3-6 об., 22-23). С 60-х гг. XIX в. мусульм. духовенство являлось одной из частей российской адм. системы на Кавказе. Правительство призывало мусульман России соблюдать «все требования своей религии, строго выполняя ее догматы». Духовные лица должны были обеспечивать следование верующих установлениям ислама, поддерживать нравственность населения. Важной функцией духовенства являлось участие в заседаниях Кабардинского окружного суда и народных судов. Окружная администрация периодически созывала съезды эфенди. Так, в 1913 г. съезд эфенди Нальчикского окр. с участием народного кадия А. Шогенова выработал «правила для руководства сельских эфендиев и мулл». Однако, как отметил Д. Н. Прасолов, кабардинцы «стремились сохранить свой оригинальный религиозный уклад и, насколько это было возможно, автономность внутриобщинной духовной жизни» (Прасолов. 2001. С. 93-94), что выражалось в смешении доислам. обрядов с мусульманскими, в нетрадиционном толковании вероучительных вопросов и т. п.

    К 1917 г. в Кабарде и Балкарии функционировало 157 мечетей, в Нальчикском окр. насчитывалось 205 сельских и квартальных эфенди. Начальное религ. образование давалось в каждом селе эфенди и муллами во время домашнего обучения, или в сельских религ. школах — медресе. В 1915 г. в Нальчикском окр. имелось 97 мусульм. школ, где обучалось 1354 юноши (ученики назывались сохстами).

    После Февральской революции 1917 г. на повестке дня съезда горских народов Кавказа (май 1917, Владикавказ) наряду с вопросом об организации национального самоуправления стоял вопрос об «организации духовного самоуправления горцев-мусульман». После начала гражданской войны IV съезд народов Нальчикского окр. (авг. 1918) поручил комиссии из духовных лиц сообщить, «как смотрит шариат на вопрос о войне и мире», после чего принял решение сохранять нейтралитет. Однако дальнейшее развитие событий не позволило выполнить это решение, и на политическую арену вышли 2 противоборствующих военно-политических формирования, каждое из которых опиралось на ислам: созданная ротмистром З. Даутоковым-Серебряковым партия «Свободная Кабарда» и пробольшевистский революционно-шариатский отряд, сформированный Н. Катхановым. Ядром шариатского полка под командованием Катханова стала кавалерийская сотня, состоявшая в основном из учащихся и выпускников Баксанского ДУ и Нальчикской семинарии. V съезд народов Нальчикского окр. (сент. 1918) возложил чрезвычайно сложную задачу примирения и объединения мусульман округа на комиссию из духовных лиц, ставшую отделом Нальчикского окружного совета.

    С сент. по нояб. 1918 г. на территории Кабарды и Балкарии шли боевые действия и власть переходила из рук в руки. 24 сент. 1918 г. в Нальчике к власти пришла группа сторонников Катханова — Военно-революционный шариатский совет, руководство в к-ром принадлежало преимущественно мусульм. духовенству. 7 окт. Даутоков-Серебряков занял Нальчик и восстановил здесь власть Нальчикского окружного и Кабардинского национального советов. В нояб. в Нальчик вступила 1-я ударная шариатская советская колонна, возникшая в результате объединения шариатского полка Катханова и частей 11-й Красной Армии. Пробольшевистский 6-й съезд народов Нальчикского окр. (дек. 1918), обсуждая вопрос о формировании органов власти на основах Конституции РСФСР, о. Выступая на съезде, Катханов говорил: «Призываю мулл встать на защиту шариата, который нам дала советская власть» (Документы по истории борьбы за советскую власть. 1983. С. 227, 279). В составе исполкома Нальчикского окр. был образован шариатский отдел.

    В политический альянс с исламом большевики вступили в период борьбы с Добровольческой армией Деникина, занявшей Кабарду в янв. 1919 г. Когда против идеи Деникина о «единой и неделимой» России выступил аварский шейх Узун-Хаджи, образовавший в Чечне шариатскую монархию — Северокавказское эмирство, большевики вошли в правительство эмирства (Х. Бесланеев, Катханов, Н. Гикало). Однако после поражения Деникина и восстановления советской власти в Нальчикском окр. в марте 1920 г. надежды сторонников сохранения шариата не оправдались. В апр. 1920 г. приказом Терского обл. ревкома во исполнение декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» деятельность религ. орг-ций начала ограничиваться. Выступая в апр. 1921 г. на учредительном съезде советов Горской АССР, С. М. Киров заявил о сохранении шариатского судопроизводства, если оно не противоречит советским законам. В 1922 г. было принято решение о ликвидации шариатских судов. В сент. того же года Кабардино-Балкарский обком приступил к изъятию ценностей из мечетей и церквей. При этом представители власти на местах понимали, что утверждение нового строя в регионе возможно только в союзе с мусульм. лидерами (мусульманское духовенство имело высокий авторитет среди кабардинцев и балкарцев и определяло нормы общественного поведения). Задачу «найти немного общий язык с муллами и не наседать здорово на религию» (ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 14. Л. 57) сформулировал председатель Кабардино-Балкарского облисполкома Б. Калмыков. При этом предполагалось произвести замену «опороченных мулл» (радикальных противников власти) и использовать духовенство для агитации за власть.

    В сфере образования антирелиг. меры становились все более жесткими. В окт. 1922 г. Кабардино-Балкарский обком принял постановление, в к-ром говорилось: «Считаясь с отделением церкви от государства и школы от церкви, преподавание мусульманского вероучения допустить где угодно, но не в школе, хотя бы и в неурочное от занятий время» (Там же. Д. 9. Л. 74). Выступая на 1-м объединенном съезде советов Кабардино-Балкарской автономной обл. (дек. 1922), Калмыков потребовал, чтобы дети «обучались не в арабских школах, которые не только бесполезны, но и вредны, а в наших, советских, школах» (Документы по истории борьбы за советскую власть. 1983. С. 729). К 1924 г. во мн. селах К.-Б. медресе были закрыты. В связи с переводом письменности с араб. шрифта на латинский (1924) снизилась потребность в изучении араб. языка и лит-ры. Согласно инструкции НКВД и Наркомпроса от 21 авг. 1925 г., мусульм. вероучение можно было преподавать только в мечетях с разрешения облисполкомов и только лицам, достигшим 14-летнего возраста. Количество мусульм. школ сокращалось, в 1926 г. в области насчитывалось 10 медресе с числом учащихся до 100 чел. и ок. 100 «низших арабских школ», в к-рых обучалось до 1 тыс. чел.

    Социальная политика советской власти (коллективизация и раскулачивание) и давление на ислам были причинами неск. народных восстаний в К.-Б. в кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. Первым было Баксанское восстание 1928 г., идеологией которого стал ислам. В офиц. документах баксанские события расценивались как «контрреволюционное шариатское выступление», организованное «мулльско-кулацко-княжеско-дворянским блоком». В 1928-1931 гг. волнениями были охвачены десятки кабард. и балкарских сел, во всех выступлениях надежды на экономическую и политическую свободу связывались с сохранением шариата. Подавление крестьянских выступлений сопровождалось массовыми репрессиями, были арестованы влиятельные представители мусульм. духовенства, репрессированы представители кабард. и балкарской интеллигенции, старики, умевшие читать Коран.

    В дек. 1928 г. пленум обкома охарактеризовал мусульм. духовенство и мюридов (мюридизм — мистико-политическое направление в исламе, не получившее распространения в К.-Б.) как «наиболее реакционную часть» народа. В 1926 г. в К.-Б. при населении в 200 тыс. чел. насчитывалось до тысячи представителей мусульм. духовенства, 250 мюридов. В них руководство области видело «главную основу антисоветских, антипартийных сил» (ЦДНИ КБР. Ф. 2. Оп. 1. Д. 47. Л. 123). К кон. 1928 г. все религ. учебные заведения в К.-Б. были закрыты. Преследование религ. деятелей достигло пика в 1937 г., репрессиям подверглись практически все служители ислама. К началу Великой Отечественной войны в К.-Б. не осталось ни одной мечети. Агрессивная атеистическая политика властей привела к изменению характера религиозности кабардинцев и балкарцев: религия замкнулась в семейно-бытовой обрядности, в которой смешались исламские и национальные традиции.

    В период оккупации К.-Б. нем. войсками были открыты мечети, возобновлены пятничное богослужение, религ. праздники. Была восстановлена должность кадия К.-Б., главой мусульм. духовенства республики стал Хаджи-Хозе Хотеков, к-рый в нояб. 1942 г. издал в Нальчике «Воззвание к мусульманским народам» с призывом к «газавату под знаменем ислама», к борьбе против «нечисти безбожия и безверия», против «гяур-большевиков».

    В 1944-1946 гг. 10 мусульм. общин, возобновленных в республике в оккупационный период, были зарегистрированы. Также был зарегистрирован кадий Кабардинской АССР, к-рым стал мулла М. Хажбиев. Часть общин впосл. сняли с регистрации: в селах Псыгансу Урванского р-на (1946), Каменномостское и Алтуд (1950-1951), Баксанёнок (нач. 50-х гг.). До нач. 80-х гг. XX в. число зарегистрированных мусульм. общин колебалось в пределах 5-6. Мечети действовали в селах Каменномостское, В. Куркужин, Н. Куркужин, Кызбурун-2-й (ныне Исламей), Заюково, Шалушка. В обязанности уполномоченного Совета по делам религ. культов (СДРК; с 1965 Совет по делам религий) входило «выявить религиозные общины, действующие в явочном порядке… и принять соответствующие меры через местные органы власти к ликвидации их деятельности» (ЦГА КБР. Ф. Р-780. Оп. 1. № 11. Л. 35). Кадию Кабардинской АССР запрещались поездки в те районы республики, где не было зарегистрированных общин и мечетей. В такой ситуации богослужения в селах часто совершались под открытым небом, для молитвы приспосабливались кладбищенские постройки, где хранился инвентарь, верующие добивались временных регистрационных удостоверений для духовенства на период религ. праздников, на время поста (уразы) в Рамадан.

    Наметившаяся в первые послевоенные годы нормализация отношений гос-ва с религ. орг-циями закончилась в кон. 40-х гг. С нач. 50-х гг. наблюдаются рост запретительных мер и усиление антирелиг. пропаганды. 25 апр. 1955 г. председателям районных советов депутатов трудящихся были направлены распоряжения председателя Совета министров Кабардинской АССР К. Тлостанова, в к-рых предписывалось не допускать «использования верующими бывших зданий мечетей и пустующих в настоящее время для совершения в них общественных намазов» (Там же. № 89. Л. 5-6), препятствовать совершению молитв на кладбищах или в домах колхозников. При этом в ежегодных информационных отчетах уполномоченного СДРК по Кабардино-Балкарской АССР о. Более того, давление на верующих порой приводило к обратным результатам. Уполномоченный СДРК Л. Аисов указывал, что отказы местных органов власти в разрешении верующим проводить общественные намазы «разжигают религиозный фанатизм и создают нездоровые настроения у верующих советских граждан» (Там же. № 104. Л. 16). В 1950-1954 гг. на территории Урожайненского р-на действовали религ. группы «Тарикат» из женщин-кабардинок преклонного возраста; деятельность групп была окончательно пресечена в 1957 г. В связи с возвращением в регион балкарцев в 1957 г. встал вопрос о строительстве мечетей в балкарских поселениях. К уполномоченному СДРК по Кабардино-Балкарской АССР поступило ходатайство о постройке молитвенного дома на средства верующих в с. Советском (ныне Безенги), уполномоченный ответил отказом. В мае 1964 г. жители с. Кызбурун-1 (ныне Атажукино) обращались к Генеральному секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущёву с просьбой об открытии мечети и также получили отказ. В нояб. 1958 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам», в ходе реализации которого на территории республики была выявлена могила «святого шейха» в с. Баксанёнок. Хотя могила не пользовалась особым почитанием, уполномоченный потребовал не допускать туда паломников. В 1962 г. в К.-Б. имелось более 70 незарегистрированных мусульманских священнослужителей. Кроме того, в каждом населенном пункте жили старики, выполнявшие религ. обряды: похороны, чтение Корана на поминках, бракосочетание. Недостаток в зарегистрированных служителях культа признавал уполномоченный СДРК.

    Действенным методом «разоблачения» ислама власти считали отказ представителей духовенства от сана и всячески добивались его. Зам. председателя КГБ при Совете министров Кабардино-Балкарской АССР К. Маршанов, возглавивший проверку деятельности духовенства на территории республики в 1963 г., в частности, предлагал: «Организовать выступление в печати, по радио и телевидению авторитетов мус. духовенства Губашиева (Докшукино), Чеченова (Гунделен) и др. с разоблачением религ. обычаев, наносящих вред колхозу и здоровью граждан» (ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 2. Д. 1699. Л. 27). Случаи отказа от сана предавались широкой огласке. В информационно-статистическом отчете уполномоченного СДРК за 1964 г. отмечалось, что в 7 селениях ок. 10 незарегистрированных служителей отказались от своих обязанностей.

    К сер. 70-х гг. в К.-Б. имелось 5 зарегистрированных мусульм. объединений и столько же мулл. Были выявлены 10 незарегистрированных общин, 130 мусульм. «служителей культа», среди них 57 мулл, остальные — чтецы Корана, лица, занимавшиеся погребением умерших, среди к-рых было много женщин. Незарегистрированные группы верующих имелись в наиболее крупных населенных пунктах Чегемского, Баксанского, Зольского, Советского, Терского районов и в Нальчике. В 1981 г. в К.-Б. действовали 9 зарегистрированных мулл, 6 мечетей. Из 152 выявленных незарегистрированных «лиц, занимающихся требисполнением» решено было зарегистрировать 70 чел. на 118 населенных пунктов. В 1986 г. ЦК КПСС принял постановление «Об усилении борьбы с влиянием ислама», в рамках выполнения которого Кабардино-Балкарский обком разработал ряд мероприятий. В 1987 г. было решено ежегодно направлять научных работников республики в аспирантуру сектора религиеведения Ин-та этнографии АН СССР и в аспирантуру Ин-та научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС.

    В кон. 80-х гг. XX в. в К.-Б., как и во всей стране, религ. жизнь активизировалась. В 1987 г. решением совета Духовного управления мусульман (ДУМ) Сев. Кавказа кадием Кабардино-Балкарской АССР был назначен Шафиг Пшихачев. 29 нояб. 1989 г. имамы республики объявили о создании независимого ДУМ К.-Б., к-рое Шафиг Пшихачев возглавил в сане муфтия. В авг. 1998 г. ДУМ К.-Б. стало соучредителем Координационного центра мусульман Сев. Кавказа.

    ДУМ К.-Б. управляется муфтием и советом раис-имамов (раис-имамы (старшие имамы) координируют деятельность общин в районах республики). В 2007 г. муфтий Анас Пшихачев обозначил 3 основных направления деятельности ДУМ К.-Б.: взаимодействие с органами гос. власти и правоохранительными структурами, борьба с проявлениями религ. экстремизма, связь с представителями традиц. религий. В 1992 г. при ДУМ К.-Б. открылись курсы по подготовке имамов, преобразованные в 1994 г. в Кабардино-Балкарский ислам. ин-т. В 1999 г. ин-т перешел на 5-летнее обучение, однако в июле 2000 г. решением суда приостановил работу из-за отсутствия гос. лицензии. В 2003 г. учебное заведение было переименовано в Исламский ин-т при ДУМ К.-Б. и получило лицензию на образовательную деятельность, в июле 2007 г. преобразовано в Северо-Кавказский исламский ун-т им. имама Абу Ханифы, признанный гос-вом одним из 7 ведущих ислам. вузов России. В марте 2011 г. началось строительство Религиозно-образовательного центра, к-рый будет включать соборную мечеть и университетский комплекс. ДУМ К.-Б. выпускает небольшим тиражом газ. «Свет ислама» (Дин гъуазэ), организует передачи об исламе, к-рые транслируются на республиканских телеканалах и выходят в эфир радиостанций.

    В 90-х гг. в К.-Б. активно создавались мусульм. общины. В 2004 г. ДУМ К.-Б., отвечая на недовольство молодых мусульман тем, что мечети и молитвенные дома открыты лишь во время пятничной молитвы, утвердило график работы мечетей, согласно к-рому имамы должны открывать их для ежедневной 5-кратной молитвы.

    С нач. 2000-х гг. на территории К.-Б. действует вооруженное религ. экстремистское подполье. Выступая по республиканскому радио в авг. 2000 г., председатель ДУМ К.-Б. Шафиг Пшихачев говорил о наличии в республике «воинствующего ваххабизма». В последнее время участились убийства сотрудников правоохранительных и властных структур, взрывы и покушения на жизнь отдельных граждан, к-рые связывают с деятельностью религ. экстремистского подполья. Большой общественный резонанс получили убийства в дек. 2010 г. муфтия К.-Б. А. Пшихачева, ученого-этнографа А. Ципинова. Борьба с религ. экстремизмом в К.-Б. осуществляется путем жесткого регламентирования работы мечетей в «зоне риска», закрытия учебных заведений, где ведется пропаганда экстремизма и террора, изъятия и запрещения экстремистской лит-ры. Для предотвращения терактов и розыска членов подполья в К.-Б. неоднократно объявлялся режим контртеррористической операции.
    А. Х. Мукожев

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]