Югорск на карте России появился в 1962 г. В момент основания населенный пункт получил название поселок Комсомольский. Он возник на месте ведения лесозаготовок в Ханты-Мансийском автономном округе в составе Тюменской области.
- В 1987 г. численность населения достигла 20 тыс. чел., а сам поселок был признан лучшим в округе по благоустройству.
- В 1991 г. среди жителей поселка был проведен опрос о присвоении поселку статуса города и его переименовании.
- В 1992 г. Комсомольский получил статус города, тогда же был переименован в Югорск, по названию округа.
- Население города постоянно возрастает. В 2022 г. в Югорске проживало около 37 тыс. человек. Площадь города 152,18 кв. км.
Географическая информация
Географически город располагается на юге Северо-Сосьвинской возвышенности, относящейся к Западно-Сибирской равнине. На расстоянии 5 км протекает небольшая речка Эсс, приток реки Конда. Граничит с Советским районом ХМАО. На удалении 420 км расположена столица автономного округа г. Ханты-Мансийск.
Рельеф территории преимущественно равнинный, полого-холмистый. Город находится в зоне тайги, окружен лесными массивами, с преобладанием хвойных деревьев и изобилием грибов и ягод.
Регион располагается в зоне резко континентального климата, с коротким теплым летом и очень длительной и холодной зимой, из-за чего соответственно отопительный период тоже продолжительный. Территория по природно-климатическим условиям труда приравнен к регионам Крайнего Севера. В самом холодном месяце, январе, средняя температура равна плюс 17.5 °C, в самый холодный — минус 16.5 °C. По году средняя температура — минус 0.7 °C.
Ссылки
Список населённых пунктов округа
Проекты:
Портал:Югра | Проект:Югра
Статьи
: География | Герб | Гимн | История | Население | Административно-территориальное деление | Флаг
Полезное
Смотреть что такое «Югорск» в других словарях:
Югорск — город, Ханты Мансийский ао. Возник в послевоенные годы как пос., ц. крупного леспромхоза; с 1963 г. рабоч. пос. Комсомольский. Название типично для поселков в р нах нового освоения и многократно повторялось в быв. СССР. В 1992 г. преобразован в… … Географическая энциклопедия
ЮГОРСК — город (1992) в Российской Федерации, Ханты Мансийский а. о. Ж. д. ст. 26,5 тыс. жителей. (1993). Центр нефтедобычи … Большой Энциклопедический словарь
ЮГОРСК — ЮГОРСК, город (с 1992) в Ханты Мансийском автономном округе. Ж. д. станция. 29,1 тыс. жителей (1998). Центр нефтедобычи. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
Югорск — город (с 1992) в России, Ханты Мансийский автономный округ. Железнодорожная станция. 29,1 тыс. жителей (1998). Центр нефтедобычи. * * * ЮГОРСК ЮГОРСК, город (с 1992) в Российской Федерации, Ханты Мансийский а. о. Железнодорожная станция.… … Энциклопедический словарь
Югорск — город, Ханты Мансийский ао. Возник в послевоенные годы как пос., ц. крупного леспромхоза; с 1963 г. рабоч. пос. Комсомольский. Название типично для поселков в р нах нового освоения и многократно повторялось в быв. СССР. В 1992 г. преобразован в… … Топонимический словарь
Югорск — 628260, Ханты Мансийского АО, город … Населённые пункты и индексы России
Югорск 3 — 628263, Ханты Мансийского АО, город … Населённые пункты и индексы России
Югорск 4 — 628264, Ханты Мансийского АО, город … Населённые пункты и индексы России
Югорск — Югорск, город в Ханты Мансийском автономном округе, в 420 км к западу от Ханты Мансийска. Расположен на севере Западной Сибири. Железнодорожная станция Геологическая. Население 28,3 тыс. человек (1996).Основан в 1962 в связи со строительством… … Словарь «География России»
Газпром трансгаз Югорск — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка… … Википедия
Источник
Общие сведения
Югорск, Тюменской области, находится в западной части Ханты-Мансийского автономного округа. Небольшой городок является административным центром одноименного округа. Занимает территорию площадью 152.18 км². Плотность населения город Югорска составляет 244,12 чел./кв.км.
Моногород, градообразующим предприятием, которого является «Газпром трансгаз Югорск», дочерняя компания Газпрома, управляющая самой крупной газотранспортной системой в мире. Обеспечивает рабочими местами 30 000 человек, из которых около 6 000 югорчане, остальные работают вахтовым методом.
В городе расположена станция «Геологическая» Свердловской железной дороги, которая способна обрабатывать пассажирские составы длиной 500 м, грузовые — 700 м. Перевозки осуществляются по направлению Свердловск — Приобье. Автомобильные дороги только местного значения, с общей протяженностью 130.2 км. До ближайшего аэропорта в городе Советский 15 км.
Маршруты на карте Югорска. Транспортная инфраструктура
На карте со спутника видно, что через весь Югорск проходит железная дорога. Со станции Геологическая пассажиры могут уехать до Нижнего Тагила, Перми, Советского, Екатеринбурга, Нягани. Поскольку станция не оборудована грузовой площадкой, погрузка и выгрузка товарных вагонов происходит на подъездных путях.
В 15 км. от Югорска есть аэропорт, осуществляющий внутренние рейсы до Москвы, Екатеринбурга, Надыма, Тюмени.
Через город проходит трассы регионального значения, связывающие Югорск с пгт. Таежный и с г. Советский. Междугородние автобусы ходят до Краснотурьинска, Екатеринбурга, Сургута, Ханты-Мансийска, Нижнего Тагила.
Городской пассажирский транспорт представлен автобусами и маршрутными такси.
Основание поселения
Первым населением Югорска была бригада из 17 лесозаготовителей, добравшихся до этих глухих в то время мест на заготовку леса, необходимого для строительства железной дороги Ивдель–Обь. Произошло это 21 марта 1962 года, хотя теперь день рождения города празднуется в первую субботу сентября. На 175 км железной дороги планировалась организация станции Эсс. Позже подъехала следующая партия рабочих — трактористов и вальщиков. На базе лесопункта был образован Эсский леспромхоз, который в октябре 1962 был переименован в Комсомольский.
Довольно быстро леспромхоз стал крупным многоотраслевым предприятием, которое занималось не только заготовкой древесины, но и ее переработкой и заготовкой живицы. Передовое предприятие стало пионером по внедрению новой техники. Поселок быстро разрастался, население увеличивалось, сюда на работу съезжались люди со всех регионов большой страны. Первые улицы поселения были просеками, застроенными бараками и землянками.
Основные улицы Югорска
Основные улицы на карте Югорска:
- ул. Гастелло. Улица в юго-западной части города. Проходит мимо стадиона Кедр. На ней находятся БЦ Амотеа и Космик, Налоговая инспекция, гостиницы Кедр и Спорт.
- ул. Мира. Одна из центральных улиц, пересекающая город от северной окраины до железнодорожной станции. На ней находится школа №2, спортивный комплекс Юбилейный, Музей истории и этнографии, городская гимназия.
- ул. Железнодорожная. Центральная улица города, идет параллельно железнодорожной ветке. Рядом находятся железнодорожный вокзал, Ледовый дворец, спортивный комплекс, ТЦ Пассаж и городской рынок.
- ул. Славянская. Въезд в Югорск с севера-востока, со стороны г. Советский. Отделяет жилые микрорайоны на севере города от незастроенных участков.
- ул. Менделеева. Находится в южной части города, идет параллельно железной дороге в некотором удалении от нее. Рядом находятся школа №6, школа-сад «Светлячок», спортивный клуб «Гонг».
Основание города
В 1962 году железнодорожные пути проложили к станции Эсс. В эти же годы на севере региона были разведаны колоссальные запасы углеводородного сырья и началась промышленная разработка нефтегазовых месторождений. В 1964 году в поселок Комсомольский переезжает Дирекция строительства газопроводов, сейчас АО «Газпром трансгаз Югорск», которое занималось строительством газопровода Игрим–Серов. В октябре 1966 годы введен в эксплуатацию 220 км участок железной дороги Ивдель2-Конда.
К 1970 году численность населения Югорска, в то время поселка Комсомольский, достигла 6600 человек. На работу сюда приезжали молодые люди со всего Советского Союза, привлеченные таежной романтикой и неплохой заработной платой. В 70-80-е годы поселок рос и благоустраивался, создавалось много новых рабочих мест, в связи с увеличением объемов лесозаготовок и транспортировки газа. К 1979 году население Югорска увеличилось вдвое, до 12 500 жителей. По последним данным советского периода, в поселении проживало 24 900 человек.
Достопримечательности города Югорск
- Музей истории и этнографии. Здесь собраны археологические находки и этнографические экспозиции, демонстрирующие быт населявшего эти земли народа манси. Также представлена пока еще небольшая история города.
- Суеват Пуаль. Музей под открытым небом в 6 км. от города. На берегу реки Эсс воссоздан традиционный поселок жителей Нижней Оби. На территории музея находится жилой дом, хозяйственные постройки и предметы культа.
- Собор Сергия Радонежского. Кафедральный собор, освященный в 2001 г. Кроме богослужений здесь проходят занятия Воскресной школы.
- Мемориал Защитникам Отечества. На постаменте установлен учебный перехватчик «МиГ-25 пу», словно взлетающий в небо. Здесь проходят крупные городские праздники, митинги, сюда приезжают свадебные кортежи.
- Монумент-часовня. Открыт в 2000 г. в честь 55-летия Победы в ВОВ.
Современность
Кризис 90-х годов не очень сильно сказался на городе, благодаря возросшему спросу на транспортировку газа. Не пережило перестройку первое предприятие, давшее начало поселку — Комсомольский леспромхоз. В 1992 году поселок стал городом Югорском с населением 26 500 жителей. Количество жителей, за исключением короткого периода в 2002 году, постоянно растет.
В настоящее время город активно продолжает застраиваться. Кроме градообразующего предприятия, работают кирпичный завод, швейная фабрика, трест «Югорскремстройгаз». В 2022 году население Югорска составляло 37 150 человек. Больше всего из них русских, украинцев и татар, есть и представители коренных народов Севера — мански и ханты. В городе работает православный храм преподобного Сергия Радонежского и мечеть.
Югорск
Историческая справка
28 августа 1996 г. Дума Ханты–Мансийского автономного округа – Югры приняла постановление о введении в действие Закона «Об образовании нового муниципального образования г. Югорск». Губернатор округа А.В. Филипенко в этот же день подписал новый закон. Статья 1 Закона гласила: «Образовать новое муниципальное образование город Югорск в существующих административно-территориальных границах города через преобразование муниципального образования Советский район путем выделения города Югорска».
Свою летопись город Югорск ведёт с появления посёлка лесозаготовителей. Посёлок Комсомольский появился на карте Кондинского района Ханты–Мансийского автономного округа в 1962 г. Знаменательны в жизни страны и в жизни автономного округа 60-е годы уже ушедшего в историю ХХ века. Именно в эти годы происходит хозяйственное освоение Югорской земли. Партия и советское правительство поставило грандиозную задачу — «вывоз леса из вовлекаемых в эксплуатацию новых лесных массивов Свердловской и Тюменской областей, а также леса, поступающего сплавом по реке Обь». 21 марта 1962 г. бригада из 17 лесозаготовителей, возглавляемая Геннадием Демидовым, прибыла на заготовку леса для строительства железной дороги Ивдель — Обь. На 175 километре этого нелёгкого пути планировалась станция Эсс, получившая своё название от одной из местных речушек. А 8 апреля на помощь первому десанту лесозаготовителей приехала партия рабочих во главе с мастером Николаем Кожевниковым, среди них были трактористы и вальщики леса. Так на базе Эсского лесопункта Пионерского леспромхоза 1 июля 1962 г. был образован Эсский леспромхоз, переименованный в октябре этого же года в Комсомольский леспромхоз. Лесозаготовительное производство увеличивалось с каждым днём. В короткий срок Комсомольский леспромхоз превратился в многоотраслевое предприятие, ведущее не только заготовку древесины, но также ее переработку и добычу живицы. А затем леспромхоз зарекомендовал себя среди лесозаготовительных предприятий Тюменской области и других регионов одним из пионеров освоения новой техники, флагманом соревнования за наивысшие показатели в масштабе лесной индустрии страны. Ведущим предприятием п. Комсомольский в период становления являлся леспромхоз. При первом директоре Комсомольского леспромхоза — Д.И. Митриковском, поселок активно строился: появились больница на 25 коек, 2 магазина, школа, столовая на 80 мест, построили 10 тысяч кв.метров жилья. Хорошую память о себе оставили и другие руководители Комсомольского ЛПХ: С.С. Шугар и Н.Н. Занин.
Первый председатель поселкового Совета Борис Павлович Швалёв, руководивший до 1968 г., бывший участник Великой Отечественной войны, приложил немало сил для благоустройства Комсомольского. После него «хозяйкой» посёлка до 1990 г. была Валентина Яковлевна Лопатина. Посёлок Комсомольский рос стремительно, люди со всех уголков Советского Союза приезжали сюда устраиваться в леспромхоз. Первые улицы посёлка напоминали просеки, люди жили в землянках и в бараках. Многие приезжали сразу со своими семьями, для них стали строить щитовые дома. Тайга постепенно уходила, появлялись первые улицы: Лесозаготовителей, Строителей, Ленина, Гагарина, Школьная, Спортивная, Таёжная. Стройматериалы и техника для леспромхоза доставлялись из Пионерского. Только в начале лета 1962 г. подвели пути и к железнодорожной станции Эсс. Уже в октябре 1966 г. первый участок дороги Ивдель 2 — Конда, протяжённостью 220 километров, был принят в постоянную эксплуатацию. 13 октября 1966 г. станция Эсс была переведена из ведомства железнодорожных войск в Министерство путей сообщения и получила новое название – Геологическая, начальником станции назначен А.В.Немилов. Лес из вновь созданных леспромхозов непрерывно вывозился. К тому же железная дорога, которая создавалась для вывозки «зелёного золота» тайги, оказалась необходимой и для освоения объектов нефтегазового комплекса.
В первой половине 60-х годов ХХ в. на Тюменском севере были найдены колоссальные запасы нефти и газа, и началась активная разработка нефтегазового комплекса. Под руководством Дирекции строительства газопроводов (ДСГ), созданной в Ивделе в 1963 г., начато строительство газопровода Игрим — Серов. В феврале 1964 г. ДСГ переезжает в пос. Комсомольский, где на ее базе 17 января 1966 г. было создано Северо–Уральское управление магистральных газопроводов (СУУМГ). Это дата рождения газотранспортного предприятия «Тюментрансгаз». При участии руководства СУУМГ во главе с П.Т. Буряком посёлок Комсомольский постепенно благоустраивался. В конце 1960-х годов при участии газовиков строились детская поликлиника, школа № 1, жилые кирпичные дома, начата газификация посёлка, появились асфальтированные улицы. Роль и значение градообразующего предприятия в жизни посёлка, а впоследствии города, трудно переоценить. Без финансовой, экономической и другой деловой помощи с его стороны город вряд ли имел бы сейчас всё то, чем сейчас гордится. Особая благодарность руководителям ООО «Тюментрансгаз» Е.Н. Яковлеву, Г.Н. Полякову и П.Н. Завальному.
1970-е и 80-е годы для тружеников посёлка Комсомольский были временем ударной работы. Принимались и даже перевыполнялись самые высокие обязательства по лесозаготовкам и транспортировке газа. Героический труд лесозаготовителей отмечен высокими наградами Родины: И.М. Афанасьев, С.С. Шугар удостоены звания Героя Социалистического труда, а П.В.Попов, знаменитый бригадир лесозаготовительной бригады Комсомольского леспромхоза, дважды. Пять работников стали кавалерами ордена Ленина, 23 — ордена Трудового Красного знамени, двое награждены орденом Трудовой Славы II степени, 14 — орденом Трудовой Славы III степени, двое — орденом Дружбы народов, 32 — орденом Знак Почёта. Четыре человека стали лауреатами Государственной премии СССР. Самоотверженный труд газотранспортников Родина также оценивала по достоинству: звание Героя Социалистического труда присвоено генеральному директору объединения «Тюментрансгаз» Е.Н. Яковлеву, четыре работника стали кавалерами ордена Ленина, два — лауреатами Государственной премии и два — премии Ленинского комсомола. В конце 1980-х годов Комсомольский начинает обретать свой облик, посёлок стал опережать другие населённые пункты Советского района по степени благоустройства. В 1987 г. Комсомольский был признан лучшим в округе. Ему было присуждено первое место с вручением переходящего Красного знамени и Почётной грамоты исполкома Совета народных депутатов автономного округа. Население посёлка насчитывало уже более 20 тысяч жителей.
Последующие 1990-е годы явились переломными как в жизни нашего государства, так и посёлка Комсомольский. В России начались экономические реформы, страна добивалась самостоятельности и суверенитета. Коснулись эти перемены леспромхоза и Тюментрансгаза. К сожалению, в 90-е годы Комсомольскому ЛПХ не удалось справиться с грузом экономических проблем, и сегодня флагман лесной отрасли «в списках не значится». Депутаты Комсомольского поселкового Совета, избранные весной 1990 г., и, прежде всего, председатели Совета и исполкома — Р.И. Бзенко и В.А. Милованов, поставили задачу — получение статуса города. Это было необходимо для рационального использования природных ресурсов на территории посёлка и сохранения окружающей среды, расходования бюджета на приоритетные для его жителей цели, наведения порядка и обеспечения безопасности.
На 2-й сессии Комсомольского поселкового Совета народных депутатов ХХI созыва 20 сентября 1990 г. принято решение «Об общих началах местного самоуправления п. Комсомольский». Это означало, что посёлок считается первичной территориальной единицей местного самоуправления и земля, её недра, вода, леса, растительный и животный мир на территории поселкового Совета являются собственностью постоянно проживающих здесь жителей. Проведение референдума о присвоении Комсомольскому статуса города и о его переименовании явилось вторым шагом на пути решения поставленной задачи.
С 4 по 29 января 1991 г. проводился опрос населения, в нём участвовали 9339 человек, что составляет 58,3% от числа жителей, обладающих правом голоса. 6354 человека, принявших участие в опросе, высказались за преобразование посёлка в город. 2917 человек отдали свои голоса за то, чтобы оставить Комсомольский посёлком. За сохранение прежнего названия Комсомольский отдали голоса 47% опрошенных, за его изменение — 52% участников опроса. К предложенному депутатской комиссией варианту названия города — Арантур участники референдума предложили более двадцати названий, среди них: Снежный и Северный, Комсомольск–на–Арантуре и Ньюарантур, а также: Югорск, Угорск, Югра. Было принято решение остановиться на названии Югорск в знак благодарности и уважения к предкам коренного угорского населения — народам ханты и манси, к русским первопроходцам, преодолевшим нелёгкий путь, чтобы попасть в загадочную и таинственную Югорскую страну.
Указом Верховного Совета Российской Федерации от 13 июля 1992 г. посёлок Комсомольский был переименован в г. Югорск и отнесён к категории городов районного подчинения. В 1994 г. депутатами городской Думы был вынесен на обсуждение вопрос о переводе города из районного подчинения в окружное. Город находился в сложном финансовом и экономическом положении: приходилось платить большие суммы налогов не только в республиканский, областной и окружной бюджеты, но и немалую долю в районный бюджет.
По действующему в Ханты–Мансийском округе положению к городам окружного подчинения могли быть отнесены промышленные и культурные центры, имеющие население свыше 20 тысяч человек. В 1992 г. в городе проживало 27807 человек. Городской референдум по данному вопросу был проведён в январе 1995 г. Дума г. Югорска обратилась к Думе Ханты–Мансийского округа с предложением об отнесении города Югорска к категории окружного. В конце 1980-х – начале 90-х годов города Когалым и Радужный, Пыть–Ях и Покачи получили статус городов окружного подчинения. Жители Югорска получили поддержку окружного руководства в августе 1996 г. В соответствии с Законом от 28 августа 1996 г. «Об образовании нового муниципального образования г. Югорск» выборы в органы местного самоуправления нового муниципального образования были проведены 28 октября 1996 г. Горожане активно участвовали в избирательной компании: из 18276 избирателей приняли участие в выборах 11186 человек, что составило 61,2%. Из четырех кандидатов на пост главы администрации 50% процентов голосов избирателей получил Роман Иванович Бзенко. С повышением административно–территориального статуса города появилась надежда в улучшении качества жизни югорчан. Город получил самостоятельность от районных властей в расходовании бюджета, в усилении демократических начал в самоуправлении.
С 2000 г. главой города Югорска избран Р.З. Салахов — молодой, энергичный и принципиальный руководитель, для которого Югорск стал делом жизни. Среди городов автономного округа Югорск занимает первое место в округе по уровню развития экономики, по соотношению заработной платы к прожиточному минимуму и по отсутствию задержек выплат заработной платы. Город на первом месте в округе по размеру социальных выплат, по социально–трудовым показателям и по размеру доходов неработающих пенсионеров. В городе высокими темпами ведётся строительство, недаром он на третьем месте в округе по объёмам строительства жилья. Среди достижений — невысокий уровень безработицы в Югорске, население которого составляет 31515 человек. Он на третьем месте по обеспечению горожан работой среди городов Югры.
Городу есть чем гордиться, но есть и проблемы, характерные современным городам округа. Главное, что у руководства города есть понимание, как их разрешить.
Югорский карнавал
Югорск – молодой город, но со своими традициями. Ежегодно здесь проходит фестиваль «Северное сияние», на котором блещут талантами не только югорчане, но и жители других городов и поселков округа, где находится город Югорск.
В День города (в первую субботу сентября) Югорск пылает яркими красками карнавала, в котором с удовольствием принимают участие жители всех возрастов. Многие из других регионов приезжают в город именно для того, чтобы увидеть этот праздник, а некоторые – принять участие в нем. Уже сейчас Югорск популярен среди туристов, он реально может стать центром туризма в западном округе Югры.
Источник
Строительство
Приоритетным направлением в политике городских властей является строительство, поэтому Югорск сегодня активно застраивается. Возводятся комфортабельные жилые дома, строится вторая очередь путепровода через железную дорогу, реконструируются здания филиала Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, универмага, возводятся другие объекты, необходимые горожанам. Городские власти ведут работу по привлечению строителей из других регионов. За последние годы построены:
Источник