Что за город Владивосток: какая область, какой климат?

Не тысячи, а миллионы туристов ежегодно посещают Владивосток, и в этом нет ничего удивительного. Город привлекает своим историческим и культурным наследием, каждому интересно своими глазами увидеть «тихоокеанские ворота России». Мы расскажем о Владивостоке: какая область это или край, интересные факты его истории, какие люди здесь живут и что непременно стоит посмотреть в знаменитом порто-франко.

Как появился Владивосток?

Не углубляясь в древнюю историю, отметим, что до подписания Айгунского договора в 1858 году Приморье принадлежало Китаю. Присоединением земель Россия обязана графу Николаю Муравьеву-Амурскому — генерал-губернатору Восточной Сибири, который сразу начал поиск места для создания дальневосточного опорного пункта.

Удобная, хорошо укрытая гавань в заливе Петра Великого как нельзя лучше подошла для этих целей, и с 1859 года в газетах замелькали сообщения о новой российской бухте под названием Владивосток, сложенным из двух слов: «владеть» и «Восток».

Первый переселенец появился здесь в 1861 году. Это был купец Яков Семенов, который стал старостой поста в 1870 году, а спустя год сюда перевели Сибирскую военную флотилию.

Согласно переписи 1878 года, на территории опорного порта проживало уже 4163 человека. Если вам интересно, какой области России Владивосток тогда принадлежал, то ответ простой. В 1880 году бухта получила статус города, который стал административным центом Приморской области.

Раздел 1. Общее описание населенного пункта


Даже для жителей России центр Приморского края, Владивосток, кажется, находится, как говорится, на краю земли.
И правда, если разобраться, то все здесь совершенно другое: и время, и рельеф, и привычки местных жителей, и даже уличная реклама.

Хотя если представить себе, где находится Владивосток, все на самом деле встанет на свои места. Первоначально город был построен на полуострове Муравьёва-Амурского, однако со временем его территория распространилась и на острова Японского моря, располагающиеся в заливе с весьма символичным названием имени Петра Великого.

Этот город очень своеобразный. Его довольно часто сравнивают с Сан-Франциско. Все это благодаря мосту, построенному через Золотой Рог. Владивосток приобретает футуристический образ. Лёгкая азиатская экзотика, представленная автомобилями с правым рулем и смесью иероглифов и кириллицы, – все это обычное дело для такого города, как Владивосток (область, кстати, тоже не исключение).

Но, несмотря на всё это, административный центр – романтический населенный пункт. Месторасположение города диктует свои условия: в любое время года здесь открываются невероятные, захватывающие дух, практически картинные виды. А свысока город и вовсе напоминает японские гравюры или фильмы о городе будущего.

Расцвет, упадок и возрождение

Город стремительно развивался, и к 1897 здесь жили уже более 28 тыс. человек, а к революции число проживающих выросло в 3 раза!

Беспошлинный режим порто-франко был введен во Владивостоке в 1907 году, и город переживал настоящий расцвет торговли и культуры. И все хорошо, если бы не события Октябрьской революции и развязавшаяся на Дальнем Востоке партизанская война, которая терзала Приморье до конца 1922 года.

За этот период времени чехословацкие, американские, канадские, итальянские и японские войска побывали в городе с целью свергнуть советскую власть во Владивостоке. Какая область или край подвергались такому же нашествию и расхищению, сложно представить. Но правительство молодой Советской республики реализовало многолетний план по восстановлению города, который стал индустриальным центром Дальнего Востока.

Тогда же произошло преобразование административных единиц, которое затронуло город Владивосток. К какой области он относится, не имело смысла спрашивать. В 1922 году Приморская область была упразднена, а в 1938 году был образован Приморский край с административным центром во Владивостоке.

В годы ВОВ город не участвовал в военных действиях, однако постоянно находился под угрозой нападения японцев. Зато здесь первым во всей стране основали Фонд Обороны, куда поступали средства для фронтовых нужд, и город внес огромную лепту в реализацию американской программы ленд-лиза.

«Амурской области нужен выход к морю» (о корректировке границ дальневосточных регионов)

— В ноябре в Институте социально-политических исследований РАН в Москве я предложил обсудить вопрос о субъектах Дальнего Востока.

Площадь Хабаровского края — около 800 тысяч кв. км. Три его северных района составляют свыше половины края, а живет в них всего 10,5 тысяч человек. От Хабаровска до Охотска — 1600 км. Как часто там бывают губернаторы?

Чукотский автономный округ по площади равен Приволжскому федеральному округу, куда входят 14 субъектов федерации и четыре города с населением больше миллиона. На Чукотке же едва насчитывается 50 тысяч человек (в городе Арсеньеве — больше). Когда-то Чукотка входила в состав Магаданской области. Возможно, стоит вернуться к этому варианту. А если сюда присоединить два северных района Хабаровского края — Аяно-Майский и Охотский, получается 1,5 млн кв. км с населением около 200 тысяч человек — «Колымский край» с одинаковыми природными условиями, редким населением и центром в Магадане. Это позволит эффективнее формировать региональный бюджет, развивать всепогодные виды транспорта: вертолеты, самолеты, экранопланы, дирижабли и т. д.

Еще один северный район Хабаровского края — Тугуро-Чумиканский — логично вписывается в территорию Амурской области, обеспечивая ей выход к морю. Чем сегодня заняты гидростроители Зейской и Бурейской ГЭС? А ведь сохраняет актуальность проект приливно-отливной электростанции в районе Шантарских островов — энергетический центр, который позволит осваивать пока малодоступные территории. Север Дальнего Востока богат месторождениями — это наш второй Урал. Но его освоение сдерживает дефицит электроэнергии. Изменение границ между субъектами открывает перспективы для Амурской области, а северу Дальнего Востока дает мощный импульс экономического развития.

Что теряет Хабаровский край? Три северных района. Но в его состав давно пора включить (точнее — вернуть) Еврейскую автономную область. От автономии ЕАО ничего не выигрывает, тогда как в составе Хабаровского края у этой территории появляется шанс.

— А что вы думаете о странной, учитывая транспортную разорванность, идее объединить Приморье и Сахалин?

— «Там рыба, и здесь рыба» — аргумент слабый. Так и до объединения с Камчаткой можно дойти… Ответ Владимира Путина на вопрос, присоединять Сахалин к Приморью или нет, еще раз убеждает меня в неопределенности государства в отношении стратегии на востоке страны. Президент сказал, что это «внутреннее дело двух регионов». Но что первично — государственная политика либо интересы частного бизнеса или живущего здесь населения? Если целесообразность территориальных преобразований обоснована не только бюджетной эффективностью или военной необходимостью, но и улучшением социально-экономической ситуации, то так и нужно объяснить людям. А когда им говорят: вы там сами решайте… Понятно, почему сахалинцы выступили против объединения с Приморьем: им никто не объяснил, зачем это.


Чемпионат по зимней рыбалке на Сахалине. Фото: ИА PrimaMedia

— Вот и хабаровчане были против переноса центра ДФО во Владивосток, что тоже понятно: Владивостоку это едва ли что-то даст, а Хабаровску грозит провинциализацией… Выходит, государство самоустраняется, отдавая решение подобных вопросов на откуп коммерческим или политическим группам влияния, способным срежиссировать региональный референдум в своих частных интересах? И кстати: какой смысл был в переводе Бурятии и Забайкальского края из-под крыла Сибирского федерального округа — в состав Дальневосточного?

— Для врио губернатора Забайкалья Александра Осипова, бывшего первого замглавы Минвостокразвития и одного из авторов идеи территорий опережающего развития, важно получить такие же льготные режимы для привлечения инвесторов, которые действуют на территории Дальнего Востока.

— А что мешает просто распространить действие ТОРов на Забайкалье без изменения границ федеральных округов?

— Ничего не мешает, обсуждается же сегодня режим ТОРов для некоторых центральных районов России. Кроме того, вспомним, что во многих перспективных документах Забайкалье рассматривалось вместе с Дальним Востоком.

Закрытие Владивостока для иностранцев

Стратегически важный восточный оплот СССР всегда был под пристальным вниманием высшего руководства страны, и с 1 января 1952 года город становится закрытым для посещения иностранцами. Даже если заграничные туристы знали, в какой области находится Владивосток, при попытке въезда их разворачивали обратно.

Помните фразу из песни Высоцкого: «Открыт закрытый порт Владивосток»? Владимир Семенович тогда имел в виду внутренние рейсы, а для иностранцев город открыл Борис Николаевич Ельцин только в 1991 году.

Последствия распада СССР сильно подорвали экономику города. Оборонная промышленность потеряла заказчиков, а морепродукты из «рыбной столицы» шли в Японию, процветало браконьерство, контрабанда леса и японских автомобилей. Жители города массово переезжали в центральные регионы, и только в начале XXI века Владивосток начал вновь становиться на ноги.

Современный Владивосток

Менялся мир, а в вместе с ним Владивосток. Какая область это или край, вполне могут не знать в других городах. Однако жителям Приморья наверняка известны особенности топонимики Владивостока. Это площадь в 331,16 км2, которая включает полуостров Муравьева-Амурского, полуостров Песчаный и примерно 50 островов залива Петра Великого. По данным на 2022 год, в городе проживают 604 тыс. 901 человек.

Интересно, что по сравнению с XIX веком этнический состав населения Владивостока сильно изменился. Тогда русских здесь было меньше половины, а большую часть жителей города составляли японцы, китайцы и корейцы. Сегодня во Владивостоке более 475 тыс. русских, на втором месте — украинцы (около 10,5 тыс. человек), на третьем — узбеки (чуть больше 7 тыс. человек).

Вообще, этот город считается многонациональным, потому что в общей сложности здесь проживают представители 70 народностей, и каждый горожанин вполне может гордиться, что живет во Владивостоке.

Из каких областей сюда добраться быстрее всего? Из Амурской, Магаданской и Сахалинской, а также из Хабаровского и Камчатского края. Люди приезжают во Владивосток учиться, работать и, конечно, отдыхать.

Раздел 3. Особенности климата


С научной точки зрения считается, что Владивосток имеет муссонный климат. На практике же это означает следующее:

  • зима в городе и области прохладная и сухая, а погода в холодное время года ясная;
  • весна же довольно продолжительная, часто меняется температура;
  • лето влажное и тёплое, на этот сезон приходится максимальное количество осадков;
  • осень тёплая, осадки уменьшаются к зиме, первые заморозки в основном появляются в первых числах ноября.

Самый тёплый месяц во Владивостоке – август, температура +20…+21 градус по Цельсию. Самый холодный – январь, температура -11,3…– 11,5 градусов. Температура воды в августе +23 градуса, однако плавать решаются только самые отчаянные и смелые.

Средний уровень осадков за год – 818 миллиметров.

Порт, военно-морская база и не только

На протяжении своего существования Владивосток был и остается важнейшим стратегическим объектом повышенной обороноспособности за счет главного пункта базирования Тихоокеанского флота РФ.

Владивосток связывается с Японским морем Амурским и Уссурийским заливами. Здесь проходят важнейшие для экономики страны тихоокеанские морские пути, обеспечивающие торговые связи с сотнями стран мира. Город также является крупнейшим финансовым и культурным центром Дальнего Востока.

Чем еще примечателен город, разросшийся из маленького опорного пункта? Это интересно!

  1. Автомобильный завод компании Sollers, изготовитель Mazda и Toyota.
  2. Судостроительные предприятия «Даль.
  3. Рыбоперерабатывающие комбинаты, например, «Дальрыба» и«Дальморепродукт».
  4. Дальневосточный федеральный университет, множество других вузов и их филиалов.
  5. Приморский океанариум.
  6. Приморская государственная картинная галерея.
  7. 5 профессиональных театров, 21 кинотеатр, цирк.

Если вы оправляетесь во Владивосток, какую область или край вам предстоит посетить, знать не помешает, хотя бы для правильного заполнения деловых документов и чтобы не обидеть владивостокцев своим невежеством. Заявляйте со знанием дела: «Владивосток — это административный центр в Приморском крае!» И наслаждайтесь культурной жизнью города, поражающей своим разнообразием.

Здесь ежегодно проводятся фестивали, форумы и праздники, жителям города скучать не приходится, а гостям рекомендуется обязательно посетить местные достопримечательности.

«Сегодня свободный порт и ТОРы только создают лишние проблемы» (о новых экономических инструментах)

— Можно ли подвести какие-то промежуточные итоги работы таких экспериментальных механизмов, как территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, дальневосточный гектар?

— Откройте закон о ТОРах — там цели просто нет! Закон о свободном порте? После замечаний общественности авторы «отмазались» аж целыми пятью целями: углубить, расширить, обеспечить…


Проблема развитости инфраструктуры на Дальнем Востоке стоит во всех регионах без исключения. Фото: ИА PrimaMedia

Резидентом свободного порта становится всякий, кто придет с 5 млн рублей. Каждый претендует на часть прибрежной территории. А когда мы поймем, что регион и страна нуждаются в создании крупного порта (не как сегодня — на 20–50 млн тонн, а на 200–300 млн тонн, сопоставимого с Пусаном, Шанхаем, Гонконгом), то окажется, что свободных территорий нет, с чем, собственно, сегодня уже сталкиваются в ТОР «Надеждинская». Льготные режимы устанавливаются государством, и государство вправе диктовать, какие виды деятельности и производства оно намерено здесь создавать. Когда я утверждаю, что здесь нет государственной стратегии, то исхожу из того, что критерии отбора резидентов ТОРов и свободного порта таковы, что приходи всяк кто хочешь и делай, что хочешь в пределах, ограниченных законом. Но это и есть отсутствие национальной цели, точно сформулированных задач. Говорят о транзитной функции, а совокупный грузооборот всех портов Дальнего Востока несопоставим с одним южнокорейским портом! Наш Транссиб — самый короткий путь из Азии в Европу, но за последние десятилетия только растут тарифы, а больше ничего не происходит. Этот маршрут мог бы стать нашим «Шёлковым путем», но нужна реконструкция Транссиба.

— Плюс — вторая очередь БАМа…

— Разумеется. До сих пор поражаюсь: практически за 10 лет был построен Транссиб. А за последние три десятилетия скорость не увеличилась, пропускная способность ограничена 100 млн тонн. Президент ставит задачу довести ее до 160–180 млн тонн, но при сложившемся скоростном режиме это качественно ситуацию не меняет. Представим, что удалось увеличить скорость движения по Транссибу до 200 км в час — за сколько дней груз из Японии или Кореи окажется в Европе?

Вернемся к законам о ТОРах и свободном порте Владивосток. Создавая льготные режимы для инвесторов, государство брало обязательства обеспечить территорию первичной инфраструктурой. Создано 18 ТОРов, а количество муниципальных образований со статусом «Свободный порт Владивосток» возросло с 7 до 21. Резиденты рассчитывали на будущую инфраструктуру. Минуло четыре года — обязательства государства реализованы на четверть. Что делать: за счет экономии на льготах достраивать инфраструктуру самим?

В 2014 году губернатор Приморского края инициировал соглашение с четырьмя муниципалитетами о координации деятельности в рамках Владивостокской агломерации. Замысел был грандиозный, к тому же все участники вошли в свободный порт, была надежда на то, что начнется работа по единому согласованному плану. Нет — кто в лес, кто по дрова. У каждого резидента — своя стратегия, от государства нужны только льготы и инфраструктура. Но разве стране не нужны современные, технологичные, конкурентоспособные порты, не нужна национальная судоходная компания, синхронизация работы портов и железной дороги, мощные логистические центры? Неужели достаточно отчетов о количестве резидентов, абстрактных триллионах в протоколах о намерениях? И вот этим нас хотят «кормить» на протяжении 70 лет, а хотелось бы уже в ближайшие 10 лет увидеть работающие новые порты, сотни контейнеровозов, возросшее благополучие живущих здесь людей. Именно так должен работать льготный режим.

Замысел территорий опережающего развития состоял в том, чтобы, стимулируя производство, создавать экспортную конкурентную продукцию. Попробуйте найти среди резидентов ТОРов тех, кто ориентирован на внешний рынок! Ну разве только в части закупки исходного сырья или комплектующих. Из какого сырья производится продукция одного из первых резидентов — «Европласта», кого он опережает? Или «Соллерс» с отверточной сборкой…

Создается впечатление, что благими намерениями в виде свободного порта и территорий опережающего развития создаются новые проблемы. Наши дети и внуки будут их расхлебывать, поминая нас недобрым словом.

Дальневосточный гектар — задача XIX века: страна на 90 % — крестьянская, получившие свободу и надел стали делить его на сыновей, каждому из которых разве что было куда ногу поставить. А тут предлагают до 100 десятин и поддержку… Но кого сегодня можно этим привлечь? И откуда такая «щедрость» — целый гектар? Идея состояла в том, чтобы обеспечить прирост населения, но большую часть (более 80 %) земли брали уже живущие здесь люди. Да и то можно было бы понять, если бы здесь города были перенаселены, какую-то часть оттянуть. Так нет же — людей и так мало, а мы их еще теряем на просторах, занимая непроизводительным трудом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]