Город в Иркутской области, Россия
Бирюсинск Бирюсинск | |
Городок[1] | |
Вид на Бирюсинск | |
Флаг Герб | |
Расположение Бирюсинск | |
Бирюсинск Расположение Бирюсинск Показать карту России Бирюсинск Бирюсинск (Иркутская область) Показать карту Иркутской области | |
Координаты: 55 ° 58′N 97 ° 50’E / 55,967 ° с. Ш. 97,833 ° в. / 55.967; 97.833Координаты: 55 ° 58′N 97 ° 50’E / 55,967 ° с. Ш. 97,833 ° в. / 55.967; 97.833 | |
Страна | Россия |
Федеральный субъект | Иркутская область[1] |
Административный район | Тайшецкий район[2] |
Основан | 1897 |
Статус города с | 1967 |
Высота | 300 м (1000 футов) |
Население (Перепись 2010 г.)[3] | |
• Всего | 8,981 |
• Оценить (2018)[4] | 8,497 (-5.4%) |
Муниципальный статус | |
• Муниципальный район | Тайшетский муниципальный район[5] |
• Городской поселок | Бирюсинское пгт.[5] |
• Капитал из | Бирюсинское пгт.[5] |
Часовой пояс | UTC + 8 (МСК + 5 [6]) |
Почтовый индекс (а)[7] | 665050–665053 |
Код (а) набора | +7 39563 |
ОКТМО МНЕ БЫ | 25636105001 |
Интернет сайт | www.бирюсинск.ks8.RU |
Бирюсинск
(Русский: Бирюсинск, IPA:[brʲʉˈsinsk]) это городок в Тайшецкий район из Иркутская область, Россия, расположен на правом берегу р. Река Бирюса (Ангарас бассейн), 682 км (424 миль) к северо-западу от Иркутск, то административный центр из область. Население: 8,981 (Перепись 2010 г.);[3]10,004 (Перепись 2002 года);[8]12,066 (Перепись 1989 года).[9]
Ранее он был известен как Суетиха
(до 1967 г.).
История
В 1897 при строительстве Великого Сибирского железнодорожного пути был основан разъезд Суетиха (первое упоминание относится к 1894). У реки Бирюсы были построены первые казённые бараки-казармы, в которых и жили рабочие дороги. Название разъезда возникло от протекающей неподалёку реки Суетихи. До 2007 Бирюсинск административно был подчинён Тайшету.
Некоторые события истории Бирюсинска
Год | Событие |
1897 | При строительстве Транссибирской магистрали создан разъезд Суетиха |
1899 | Вокруг разъезда сформировалось небольшое поселение |
1912 | Пущена первая пилорама. Построен первый кирпичный завод. |
1927 | Создаётся новое крупное лесопильное производство |
1929 | Вступил в строй второй четырёхрамный лесопильный завод |
1932 | Открыты детский сад и семилетняя школа |
1933 | Построены клуб им. Парижской коммуны и здание вокзала |
1934 | Село Суетиха преобразовано в рабочий посёлок |
1938 | Открыта средняя школа (№ 6) |
1940 | В лесопильном производстве посёлка занято около 1 тыс. человек |
1943 | Принято решение о развитии в СССР гидролизной промышленности. Данное решение оформлено соответствующим решением Совнаркома СССР от 3 мая 1943. Этот документ стал основой для проектирования и возведения Бирюсинского и Тулунского гидролизных заводов. |
1946 | Утверждено проектное задание на строительство гидролизного завода мощность в 500 тыс. дал. спирта и 1 тыс. т. дрожжей в посёлке Суетиха. |
1947 – 1952 | Период строительства гидролизного завода |
1952 | Произведена первая продукция – этиловый спирт. |
1952 | В посёлке открыта библиотека |
1953 | Гидролизный завод вышел на проектную мощность, производя этиловый спирт и кормовые дрожжи |
1955 – 1956 | Разработано и утверждено новое проектное задание, предусматривавшее расширение и модернизацию действующего гидролизного производства |
1956 | Сдана в эксплуатацию ещё одна средняя школа (№ 16) |
1957 | Построено новое (кирпичное) здание больницы |
1961 | Открыты детская библиотека и ещё одна начальная школа (№ 10) |
1962 | На гидролизном заводе начато производство фурфурола |
Май 1967 | Посёлок Суетиха получил статус города и переименован в Бирюсинск |
1971 | Построен кинотеатр «Бирюса» на 300 мест |
1974 | Открыта музыкальная школа |
1980 | Построено здание под краеведческий музей и художественную школу |
1986 – 1990 | На средства гидролизного завода построен спортивный комплекс (плавательный бассейн, спортивный зал, хоккейный корт) |
1992 | Гидролизный завод акционирован |
2005 | Гидролизный завод закрыт |
2008 | Рассматривается возможность строительства в Бирюсинске жиль и объектов соцкультбыта для Тайшетского алюминиевого завода |
Бирюсинск: история
Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова «Города Иркутской области», 2010 год
На сайте «Прибайкалье» () публикуется с разрешения авторов
Бирюсинск был основан в 1897 г. при строительстве Транссибирской железной дороги как разъезд Суетиха*
, вокруг которого вскоре сформировалось небольшое поселение.
Жители Суетихи работали на железной дороге, занимались сельскохозяйственным трудом и лесным промыслом. Экономическое развитие региона потребовало большого количества пиломатериалов, и в окрестностях Суетихи (в то время богатых строевым лесом) начались лесозаготовки, а в 1912 г. в селе установили первую пилораму. В период нэпа организовали новые лесопильные производства, объединенные вскоре в комбинат. В эти же годы в поселении открыли детский сад и семи летнюю школу, построили клуб и здание железнодорожного вокзала, соорудили подвесной мост через протоку Шипичную. При лесопильном комбинате создали медицинский пункт и больничный корпус на 20 коек.
В середине 1930-х гг. Суетиха получила статус рабочего поселка. Здесь открыли среднюю школу, и учащимся уже не нужно было пешком ходить в Тайшет, чтобы получить среднее образование.
Ключевым в судьбе будущего города стало решение, принятое в переломный период Великой Отечественной войны (весной 1943 г.), о строительстве на территории СССР (в том числе в Восточной Сибири) новых гидролизных заводов. Их продукция была очень востребованна. Нехватку этилового спирта испытывали военные госпитали, оборонные предприятия, авиационный и водный транспорт, другие отрасли и сферы хозяйства. Исключительно важным было и то, что для гидролизного производства спирта не требовалось остродефицитное в те годы пищевое сырье. Более того, гидролизные заводы сами поставляли животноводческому комплексу страны богатые высококачественным белком и незаменимыми аминокислотами кормовые дрожжи (а в блокадном Ленинграде продукты гидролиза использовались в качестве добавки к хлебу). Большим спросом пользовался также другой побочный продукт гидролизного производства — углекислота, применяемая на предприятиях пищевой промышленности.
Решение о возведении новых гидролизных заводов оформили распоряжением Совнаркома СССР от 3 мая 1943 г., и этот документ стал основой для проектирования, а затем и возведения гидролизного завода в Суетихе — одного из крупнейших на востоке страны.
Проектное задание на его строительство было утверждено Главлесоспиртпромом 24 января 1944 г. Первоначально его годовая мощность была определена в 500 тыс. дал спирта и 1 тыс. т дрожжей. Впоследствии (1955-1956) было разработано и утверждено новое проектное задание, предусматривавшее расширение и модернизацию уже действующего производства.
Строительство началось в 1947 г. Для этого в Суетихе было создано строительно-монтажное управление, расширен действовавший в те годы кирпичный завод, построена электростанция. Чтобы надежно обеспечить будущее предприятие сырьем, были увеличены мощности существовавших в поселке лесопильных производств.
Выбор площадки для нового завода в поселке Суетиха был обусловлен следующими факторами:
— наличием отходов лесопиления (в 500 м от будущего завода находилось крупное лесопильное производство);
— наличием больших запасов чистой пресной воды (для водоснабжения использовали ресурсы реки Бирюсы, берущей начало в горах Восточного Саяна);
— близким расположением месторождений угля (в качестве топлива использовали бурый уголь Ирша-Бородинского разреза, находящегося примерно в 160 км);
— высокой транспортной доступностью территории (рядом проходил Транссиб, строилась магистраль Абакан — Тайшет);
— наличием свободных трудовых ресурсов в поселке Суетиха и близлежащих селах.
Первую продукцию новый завод дал в марте 1952 г. и уже в 1953 г. вышел на проектную мощность, производя этиловый спирт и кормовые дрожжи (выпуск фурфурола был налажен в 1962 г.). Для монтажа оборудования и запуска производства в поселок Суетиха прибыли специалисты Архангельского гидролизного завода, многие из которых остались работать в Иркутской области. Вскоре Бирюсинский завод сам стал кузницей кадров для других предприятий гидролизной и микробиологической промышленности региона.
Для производства спирта, дрожжей и фурфурола завод использовал отходы лесопиления и деревообработки (щепу и опилки), а также сельскохозяйственные отходы (некондиционное зерно и мелассу свекловичную). Сырье поступало с лесозаготовительных и аграрных предприятий Иркутской области и соседнего Красноярского края.
На заводе была построена собственная теплоэлектростанция, на которой установили семь паровых котлов общей тепловой мощностью 163 Гкал в час и два турбогенератора электрической мощностью 7,5 МВт. Этих мощностей хватало для обеспечения теплом не только завода, но и жилищного фонда, школ и детских садов поселка. Впоследствии чистую подогретую воду использовали для наполнения плавательного бассейна. В июне 1961 г. в постоянную эксплуатацию были сданы заводские очистные сооружения, взявшие на себя очистку не только промышленных, но и поселковых хозяйственно-бытовых стоков.
С развитием завода рос и благоустраивался поселок. Были дополнительно открыты средняя и начальная школы, больница, библиотека, другие социально-культурные объекты. Увеличилась численность населения. В 1967 г. поселок получил статус города и новое название — Бирюсинск (по реке Бирюсе).
В этот период гидролизный завод — основное градообразующее предприятие Бирюсинска — стал гордостью микробиологической про-
мышленности СССР. Он входил в число крупнейших и технически оснащенных гидролизных заводов страны, был самым крупным из трех подобных заводов, построенных в других городах Иркутской области. На нем работали 1 450 чел. Завод мог ежегодно производить 1 800 тыс. дал этилового спирта, 70 тыс. т углекислоты, 13,7 тыс. т кормовых дрожжей и 700 т фурфурола.
Работать на предприятии было очень престижно: высокая зарплата, льготы, почет и уважение. На заводе были проведены масштабные работы по благоустройству. Почти вся его территория асфальтирована, стены в цехах покрыты кафелем, полы выложены мраморной плиткой. Была построена котельная, работавшая на лигнине (побочном продукте гидролизного производства), что позволяло ежегодно экономить на топливе более 1 млн дол.
Акционировали предприятие в 1992 г. В федеральную собственность отошел 51 % акций, оставшиеся 49 % распределили поровну среди работников завода (каждому досталось по 11 акций). Однако экономическая ситуация в стране не позволила сохранить гидролизное производство спирта. Долги завода постоянно росли и на момент его остановки достигли 480 млн р. Была отозвана лицензия на выпуск спиртосодержащей продукции. Началась процедура банкротства, и в 2005 г. завод прекратил свое существование. С закрытием завода город утратил важнейший экономический базис своего дальнейшего развития.
*
Есть две версии, почему разъезд назвали «Суетиха»: первая — по имени притока Бирюсы реки Суетихи (гидроним самой реки связывают с тюркским «су» — вода); вторая — из-за суеты, возникшей при строительстве железнодорожного моста через Бирюсу в период возведения Транссиба.
Население
Численность населения Бирюсинска устойчиво росла до 1970-х, затем начала сокращаться по причине некоторого снижения рождаемости, преимущественно из-за миграционного оттока, который сильно увеличился в начале 2000-х после банкротства Бирюсинского гидролизного завода.
Динамика численности населения
1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 1996 | 1998 |
13 300 | 13 461 | 12 676 | 12 100 | 12 000 | 11 900 |
2000 | 2001 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
11 500 | 11 500 | 9700 | 9600 | 9500 | 9400 |
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2019 | 2020 |
8981 | 9000 | 8815 | 8701 | 8430 | 8416 |
На 1 января 2022 по численности населения город находился на 988 месте из 1115 городов Российской Федерации.
Структура населения Бирюсинска в 2009, %
Группа населения | Доля |
Дошкольники | 9,0 |
Школьники | 13,0 |
Взрослые | 54,5 |
Пенсионеры | 23,5 |
Транспортная доступность
Город расположен в 682 км от Иркутска, в 12 км от Тайшета, в 400 км от Красноярска, вблизи Транссибирской магистрали, на берегу реки Бирюсы (отсюда его название), в 682 км от областного центра и в 12 км от районного.
Расстояние от Бирюсинска до некоторых городов, км
Город | Расстояние | |
по железной дороге | по автодороге | |
Бирюсинск | — | — |
Тайшет | 13 | 13 |
Алзамай | 84 | 80 |
Нижнеудинск | 176 | 170 |
Вихоревка | 282 | 497 |
Тулун | 293 | 293 |
Братск | 306* | 518 |
Красноярск | 405 | 356 |
Зима | 432 | 426 |
Черемхово | 552 | 543 |
Железногорск-Илимский | 568 | 779 |
Усолье-Сибирское | 615 | 616 |
Ангарск | 643 | 647 |
Иркутск | 682 | 691 |
Усть-Кут | 736** | 887 |
Усть-Илимск | 803 | 778 |
Слюдянка | 808 | 803 |
Улан-Удэ | 1138 | 1141 |
Городская инфраструктура
Улицы
Академика Павлова, Александра Невского, Береговая, Берёзовая, Больничная, Богдана Хмельницкого, Водопьянова, Вокзальная, Гайдара, Гоголя, Горького, Дачная 2-я, Дачная 3-я, Дружбы, Железнодорожная, Желябова, Жилгородок, Журавлева, Зеленая 1-я, Зеленая 2-я, Зеленая 3-я, Забобонина, Заводская, Зои Космодемьянской, Ивана Бича, Калинина, Кирова, Комсомольская, Красной Звезды, Крупской, Куй#ышева, Куприна, Лазо, Ленина, Лермонтова, Марата, Матросова, Маяковского, Мира, Мостовая, Молодёжная 1-я, Молодёжная 2-я, Молодёжная 3-я, Набережная, Нагорная, Некрасова, Никитина, Новая, Октябрьская, Островского, Парижской Коммуны, Партизанская, Первомайская, Пионерская, Подсобное хозяйство. Победы, Полевая, Пушкина, Речная, Свердлова, Складская, Советская, Спортивная, Стадионная, Строительная, Транспортная, Фрунзе, Чернышевского, Чехова, Чкалова, Шевченко, Школьная, Шушкевича, Юбилейная, Южная.
Переулки
Безымянный, Вокзальный, Горького, Лесной, Советский, Транспортный.
Посёлок Энергетиков.
Микрорайон Новый.
Жилые дома: 4510 км, ЭЧК-25, МПС.
Экономика
Градообразующей основой Бирюсинска был гидролизный завод, производивший этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, фурфурол, кормовые дрожжи, углекислоту. Котельная предприятия обеспечивала город теплом, а заводские очистные сооружения, помимо производственных, очищали хозяйственно-бытовые стоки Бирюсинска. В 2005 выпуск продукции заводом был прекращён.
Второй по значимости отраслью в экономике города являлась железная дорога. После закрытия гидролизного завода она стала играть решающую роль в экономике Бирюсинска. В настоящее время данная отрасль представлена железнодорожной станцией Бирюсинск и подразделением ПМС-67 ВСЖД, а также Тагульской дистанцией пути Абаканского отделения Красноярской железной дороги.
Третьей отраслью специализации Бирюсинска было лесопильное производство. В 1912 запустили первую пилораму. В советское время был создан крупный лесопильно-деревообрабатывающий комбинат. В 1990-е от него остались одни железнодорожные тупики, которые стали использоваться для отгрузки круглого леса.
К числу прочих отраслей можно отнести торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание и др. Данными видами деятельности занимается около 20 малых предприятий и около сотни частных предпринимателей. Значение этих отраслей в экономике города после закрытия гидролизного завода существенно возросло.
Бюджет муниципалитета в 2016 составил 15 млн рублей.
Город Бирюсинск в Иркутской области
Общая информация о городе Бирюсинск
Город Бирюсинск расположен в Тайшетском районе на западе Иркутской области. Город расположен на правом берегу реки Бирюсы, в честь которой он и получи свое название. Бирюсинск считается одним из самых небольших городов области, он же является ее самым западным городом – он располагается вблизи границы области с соседним Красноярским краем. Западное положение города отразилось и на том, что до Красноярска добраться можно быстрее, чем до Иркутска – Бирюсинск расположен всего в 400 километрах от Красноярска и почти в 700 километрах от Иркутска. До районного центра, города Тайшет, всего 12 километров, его часто называют городом-спутником Тайшета. С другими объектами области Бирюсинск связан федеральной трассой и железнодорожной магистралью.
История города Бирюсинск
Множество городов Восточной Сибири обязаны своим появлением строительству Транссибирской магистрали, и Бирюсинск не исключение. Город был основан в 1987 году возле железнодорожного разъезда Суетиха, необычное название которого произошло из-за суеты, сопровождавшей строительство магистрали. Поселок сформировался всего за два года, но его экономическое развитие заняло гораздо больше времени, долгое время поселок полностью зависел от соседнего Тайшета. Активное развитие поселка началось после открытия в 1912 году первой пилорамы, благодаря чему уже в середине 1930 годов поселению Суетиха было присвоено звание рабочего поселка. Решающим моментом в развитии поселка стало строительство на его территории гидролизного завода нового образца. Начало строительства завода в 1947 году привело не только к расширению территории поселения, но и к увеличению его экономического потенциала – все существующие до этого отрасли производства были расширены. Развитие завода сказалось и на развитие поселка – в 1967 году поселок получил новое название и статус города.
Экономика Бирюсинска
До 2005 года основой экономики Бирюсинска был гидролизный завод, его продукция включала этиловый спирт, углекислоту и другие спиртосодержащие вещества. Действовавшая на заводе котельная обеспечивала теплом практически весь город, а заводские очистные сооружения использовались для очищения бытовых стоков. После прекращения работы завода на первый план вновь вышла железная дорога и ее обслуживание. В Бирюсинске расположена одноименная железнодорожная станция, а также путевая машинная станция, выполняющая плановые работы на путях. Немаловажную роль в экономике Бирюсинска играет лесопильное производство, начатое в городе больше века назад. Сегодня в городе производится только отгрузка круглого леса, но в планах администрации восстановление прошлых нормативов по распилу леса стоит не на последнем месте. Также в городе развиты такие отрасли экономики, как торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, значение которых резко возросло после закрытия завода. Представлены они, как правило, частными предприятиями и предпринимателями.
Достопримечательности Бирюсинска
Бирюсинск – городок провинциальный, в нем нет достопримечательностей, о которых знает весь мир. Но шарм провинции – не единственное, чем он может похвастаться. Единственный памятник города посвящен не советскому вождю, как обычно принято в маленьких городах, а семье – две фигуры взрослых символизируют мать и отца, на руках последнего спит ребенок. В Бирюсинске расположены памятники русского православного зодчества – храм святого Иннокентия, епископа Иркутского и храм Воскресения Христов с колокольней. Об истории их строительства, а также об общей истории города можно в подробностях узнать в местном Краеведческом музее, построенном исключительно на пожертвования горожан.
Социальная сфера
В городе несколько школ (три — среднего образования, одна — начального, музыкальная и художественная) и четыре муниципальных дошкольных образовательных учреждения. Действует Дом детского творчества, где 12 творческих объединений по различным направлениям (художественному, краеведческому и др.) Действуют Детская школа искусств г. Бирюсинска (МОУ ДОД ДШИ г. Бирюсинска) и Спортивная школа г. Бирюсинска (МБОУ ДОД ДЮСШ г. Бирюсинска).
Медицинские услуги населению предоставляет МЛПУ «Бирюсинская городская больница». Лекарственное обеспечение осуществляют три аптеки (в том числе одна муниципальная).
Бирюсинск
Суетиха – от разъезда до рабочего поселка
История Бирюсинска связана со строительством Транссибирской железной дороги. В 1897 г. (по другим данным в 1894 г.) на месте будущего города был основан разъезд Суетиха, к 1899 вокруг него сформировалось небольшое поселение. У реки Бирюсы появилось несколько первых казенных бараков-казарм, в которых поселили рабочих дороги. В числе первых семей были семьи Соболевских, Латышевых, Яхновецких, Дмитрия Радкевича и Арсентия Бича.
Известны две версии происхождения названия «Суетиха». Согласно первой, разъезд был назван по названию реки Суетихи, притока Бирюсы (гидроним самой реки, вероятно, происходит от тюркского «су» – вода). Согласно второй версии, название разъезду дала суета, возникшая во время строительства железнодорожного моста через реку Бирюсу при прокладке Транссиба.
Основными занятиями жителей Суетихи были работа на железной дороге, сельское хозяйство и лесной промысел. В связи с ускорением экономического развития региона требовалось большое количество пиломатериалов. В окрестностях Суетихи, богатых строевым лесом, начали производить лесозаготовки. В 1912 году приехавший сюда из Красноярска подрядчик купца Лопухова Жоголев поставил рядом с железной дорогой небольшую лесопилку, контору и два барака. Тогда же начал работу первый кирпичный завод.
В 1927 году на месте бывшей лесопилки Жоголева началось строительство лесозавода. В 1929 году построен и пущен в эксплуатацию четырехрамный лесопильный завод, квалифицированных специалистов для которого прислали с лесозаводов Красноярска, Тайшета, Зимы и Архангельска. Рабочих набирали из местного населения и жителей ближайших деревень. Крестьяне перевозили свои дома в Суетиху, прочно обосновываясь на предприятии. Первыми рамщиками из местных жителей были Александр Федун, Пётр Миронов, пилоставами – Василий Миронов, Пётр Буткевич и др. В 1932 году на заводе трудилось 463 человека, к 1940 году рабочий коллектив насчитывал уже 890 человек.
Жилые дома в Суетихе начали строить в конце 1920-х гг. Первые избы поставили Кузьма Гвоздев, Макар Скороход, Самуил Резвицкий и др. Эти железнодорожники стали основателями улицы, получившей название Транспортная. Позднее появились Первая (улица Вокзальная), Вторая (улица Островского), Третья (улица Ленина), Четвёртая (улица Парижской Коммуны), Пятая (улица Пушкина), Шестая (улица Некрасова), Седьмая (улица Кирова).
Растущее село остро нуждалось в школах. В 1929 году приняла первых учеников начальная школа, построенная в районе железнодорожного вокзала, где учила детей грамоте Сабурова Мария Александровна. В 1932 году в районе нынешней улицы Октябрьской (ранее улица Сталина) было закончено строительство первого детского сада и семилетней школы, которую возглавил Лобастов Степан Алексеевич, а учителями здесь были Лобастова Полина Александровна, Глянцева Нина Викторовна, Рукосуева Антонина Александровна, Андриянова Дарья Кузьминична, Граур Валентина Тимофеевна.
В 1930-х гг. построены клуб им. Парижской Коммуны, здание железнодорожного вокзала, при конторе лесозавода открылся первый медицинский пункт, сооружен подвесной мост через протоку Шипичная на остров, являвшийся местом отдыха жителей села Суетиха.
Постановлением Президиума ВЦИК от 1 ноября 1935 года селу Суетиха был присвоен статус рабочего поселка. В 1937 году в поселке построена небольшая больница на 20 коек, единственным врачом здесь была Горева Клавдия Борисовна. В 1938 году состоялось открытие первой средней школы № 6 на улице Сталина (ныне Октябрьская). В 1939 году население рабочего поселка достигло 4 797 человек.
В годы Великой Отечественной войны из поселка Суетиха на фронт ушли 1 120 человек, более 360 человек не вернулись в родные дома. Лесозавод наряду с выпуском лесоматериалов перешел на производство снарядных ящиков и понтонов для фронта.
В 1946 году организовано СМУ, увеличены мощности кирпичного завода, построены пилорама и столярный цех – всё это стало технической базой для строительства будущего гидролизного завода, сооружение которого осуществлялось с 1947 по 1952 годы, и жилых домов для рабочих и инженерно-технических работников, прибывавших в поселок. Место под строительство гидролизного завода было выбрано исходя из совокупности факторов: близости сырьевой базы (лесопильно-деревообрабатывающий комбинат), наличия месторождения угля (Черемхово, Канск), примыкания к железнодорожным путям лесопильно-деревообрабатывающего комбината. В марте 1952 года состоялся пуск гидролизного завода в эксплуатацию, его первым директором стал Доценко Иван Павлович.
В 1952 году в Суетиху была переведена из Тайшета районная библиотека, ее первой заведующей стала Черняховская Александра Васильевна. В 1972 году у библиотеки появилось новое помещение – в пятиэтажном доме по улице Горького.
Школу № 6 в 1954 году разделили на две: восьмилетняя осталась в прежнем деревянном одноэтажном здании (ее директором стал Назаров Семён Афанасьевич, завучем – Дмитриева Татьяна Николаевна), среднюю школу разместили в конторе лесопильно-деревообрабатывающего комбината (директор Колпак Степан Трофимович).
В 1956 году школу № 16 переселили в новое здание на улице Ленина. В 1961 году в здании библиотеки была открыта детская библиотека (книжный фонд 5 тыс. экземпляров), заведующей назначена Мельникова Анна Васильевна. В том же году открыта начальная школа № 10.
Бирюсинск в статусе города
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 мая 1967 года рабочий поселок Суетиха был преобразован в город районного подчинения Бирюсинск. Первым председателем городского совета стала Ласточкина Зинаида Дмитриевна.
В 1972 году в городе был организован технический узел магистральной связи, на гидролизном заводе открыт цех активированных углей, реконструирован Бирюсинский ЛДК. С ростом предприятий Бирюсинска улучшилась социальная сфера: велось строительство жилья, построены поликлиника на 100 посещений, больница на 60 коек, детские сады, ясли, магазины. В 1980 году открылся краеведческий музей, в 1974 г. – художественная и музыкальная школы, Дом пионеров. Построено 13 благоустроенных пятиэтажных домов, в 1971 году сдан в эксплуатацию кинотеатр «Бирюса» на 300 мест, в 1986–1990 гг. – спортивный комплекс с плавательным бассейном, спортивным залом, хоккейным кортом, в 1995 году создано ООО «Бигхит» (предприятие перерабатывающей промышленности), в 2010 году – построен храм Воскресения Христова, в 2015 году сдана в эксплуатацию лыжная база.
В 2005 году гидролизный завод был закрыт. С закрытием завода Бирюсинск утратил основу своего дальнейшего развития.