Неоднозначный Яранск: город красивой архитектуры и странных сочетаний


Успенский собор

История Успенского собора не просто связана с историей города Яранска — с него он фактически и начинался. Место, где ныне стоит храм, вполне можно назвать сердцем Яранска, из которого подобно живительной кровеносной системе протянулись улицы с жилыми домами и хозяйственными постройками. Так возник весь организм, и в центре его — кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Сегодня этот храм является центром благочиния Южного округа Иранской епархии. И если обычные горожане привыкли называть его в просторечье Успенским храмом, а прихожане именуют собором Успения Пресвятой Богоматери, то для священнослужителей он прежде всего — кафедральный собор.

Версии происхождения названия города Яранска

На юго-западе Вятской земли, на высоком правобережье реки Ярани стоит город Яранск.

Происхождение названия города Яранска имеет несколько версий. Наиболее распространенная из них — предположительно по имени реки Ярани, в бассейне которой с начала I тысячелетия н. э. проживало финно-угорское племя Яр. Кроме того, марийским словом «яра» или «яран» называлось нечто пустое, никем не занятое, например, земли, где издревле поселились черемисы. По другому предположению, это название могло происходить от русского диалектного «яран» или «еран», почерпнутого из языка местной народности коми и обозначавшего хантов, некоторые племена манси и ненцев.

Тройцкая церковь — крупнейшая в округе

Подлинной гордостью Яранска всегда была самая большая и богатая оформлением и внутренним убранством Троицкая церковь. Она возведена по чертежам известного архитектора Константина Андреевича Тона, по проекту которого строился храм Христа Спасителя в Москве, в русско-византийском стиле.

Первоначальное здание Троицкой церкви с колокольней было освящено еще в октябре 1694 года, однако спустя полтора столетия оно порядком обветшало, и реставрации уже не могли его спасти. В 1844 году старую церковь разобрали, сохранив лишь колокольню, а наиболее добротные материалы использовали при строительстве нового храма, начавшемся через год.

В 1857 году великолепное здание было завершено и торжественно освящено. Поскольку старая колокольня все это время сохранялась, строительство новой затянулось надолго. Лишь к 1889 году Ново-Троицкая колокольня была готова и вместе с Троицким храмом, имевшим восемь приделов, составила единый комплекс.

Новый Троицкий храм с колокольней был воздвигнут во многом благодаря щедрой помощи меценатов. Сумма всех расходов на строительство составила 23 817 рублей 99,5 копеек. Известно, что один только купец 1-й гильдии И. В. Лесников передал на церковь 15 000 рублей ассигнациями и прислал в храм святое Евангелие стоимостью в 1700 рублей и весом 14,33 килограмма. А городской купец Кузьма Беляев, водивший знакомство с Александром Герценом и снабжавший книгами вятские библиотеки, даже сумел получить для храма чертежи у архитектора Тона и привезти их в Яранск.

С 30-х годов прошлого столетия в Троицкой церкви размещался склад, а затем пекарня и котельная; быть может поэтому в здании происходили неоднократные возгорания. Только в 1998 году храм передали верующим, и летом, накануне престольного праздника Живоначальной Троицы, здесь торжественно состоялась первая служба Всенощного бдения. В 1998 году церковь получила статус собора, а с 2015 года в ней пребывают мощи преподобного Матфея Иранского.

Сначала острог, потом — град!

По преданию, остановившись первоначально на высоком яру правобережья Ярани, русские воины решили перенести будущий город за широкий овраг, ближе к бывшему там марийскому поселению, благо оттуда «пахло молоком и печеным хлебом», и место уже было обжитым. На покинутой же ими стоянке впоследствии был организован мужской монастырь.

Строительство Яранска начиналось на месте нынешнего Успенского собора. Оно было выбрано удачно: быстро растущую крепость-острог, окруженную бревенчатыми стенами, на юге защищали глубокий овраг, на западе — речные воды, на востоке — непролазные лесные чащи. Такого рода остроги многие годы строились по всей России: высокий деревянный частокол с крепкими воротами на засовах, башни с бойницами, крепостные и служебные здания, съезжая изба, выполнявшая функции воеводской канцелярии приказного наместника, и обязательная церковь — в Яранске это была Успенская.

В XVII веке здесь стоял сильный гарнизон, породивший стрелецкую слободу на берегу Ярани. В ту пору Яранск был прежде всего военным поселением: служилых людей тут жило в несколько раз больше, нежели посадских. Городской посад располагался рядом со стрелецкой слободой и быстро разрастался за счет новых поселений торговцев и ремесленников. Позднее рядом были основаны два монастыря, мужской — Вознесенский и женский — Владимирский. Рядом с ними пролегала оживленная «столбовая» дорога из Москвы в Приуралье.

Ново-Троицкая колокольня

Ново-Троицкая колокольня Троицкой церкви датируется 1878 годом, но все работы были завершены лишь к 1889-му. Она спроектирована в стиле башен Московского Кремля и возвышается на 66,5 метра. С нее открывается великолепный вид на Яранск и городскую округу. До революции яраничи справлялись по ней о времени: крупнейший из более чем двух десятков звонов Троицкой звонницы, весивший свыше двух тонн, регулярно отбивал часы.

Строительство пятиярусной колокольни завершилось гораздо позднее самого храма, поэтому ее архитектура имеет определенные художественные отличия от канонов русско-византийского стиля, но при этом она образует цельный архитектурный ансамбль со зданием церкви.

Долгое время колокольня была лишена креста, спиленного и сброшенного наземь в годы насаждения в стране воинствующего атеизма. В основании утраченной святыни сохранилась памятная надпись, обнаруженная реставраторами: «Кован 25 августа 1878 года». Благодаря подарку мецената Николая Ивановича Сушенцова 4 ноября 2001 года колокольня обрела новый красивый крест. Яранская газета «Отечество» писала об этом: «Воскресный день 4 ноября — день почитания Божией Матери за ее заступничество… плод трехлетних усилий — крест — был доставлен к нам из Республики Марий Эл. В храмах прошли молебны, посвященные Богородице, а в Троицком — воздвижению креста на Ново-Троицкую колокольню. Затем было его освящение, крестный ход к месту подъема. Вся операция по водружению креста на маковку колокольни прошла с затаенным дыханием собравшихся вокруг людей, так как верхолазы работали без страховки. И в полдень крест воссиял над нашей милой родиной, градом Яранском, ознаменовав тем самым, что мы должны избавляться от власти зла».

Список источников и литературы

Печатные

  1. Книга памяти [Текст] Т. XIV. Редкол.: В.А. Никонова и др. — Киров: Администрация Кировской области, 1975. — 744 с.
  2. Редько А.В. Фотография: Учеб. пособие. [Текст] / Анатолий Редько, М.: Легпромбытиздат, 1995. — 304 с.
  3. Русов Ю. «Возвращенная память» [Текст] / Юрий Русов, — [б.м.] : Издательские решения, 2022. — 34 с.
  4. Толстогузова В.А. «Домнушкин монастырь» [Текст] / Вера Толстогузова // Наш край. — Яранск. — 2016. — № 11. — С. 87–91.

Устные

  1. Беседа с Н.М. Колчиной, проживающей в д. Дворяне Яранского района Кировской области.
  2. Беседы с А.Н. Костычевым, проживающим в г. Яранске Кировской области
  3. Беседы с Т.В. Рохлиной, проживающей в д. Огнетово Яранского района Кировской области.
  4. Беседа с Л.А. Цапаевой, проживающей в д. Пиштань Яранского района Кировской области
  5. Беседа с С.Е. Шелеповым, проживающим в д. Борок Яранского района Кировской области.

Электронные ресурсы

  1. 1 копия фотографии из архива О.В. Денисовой (г. Севастополь), переписка с ней ВКонтакте.
  2. 4 фотокопии из электронного архива Е.В. Дождиковой.
  3. 21 электронная копия фотографий А.М. и С.И. Урванцевых из архива Т.В. Рохлиной.

Фотоматериалы

  1. 1 фотография из архива А.Н. Костычева.
  2. 2 фотокопии из архива Н.М. Колчиной.
  3. 1 фотография из архива Т.В. Рохлиной.
  4. 1 фотография из архива Л.А. Цапаевой.

«Яранская свеча» — Старо-Троицкая колокольня

Горожане называют ее Яранской свечой, острословы давно уже прозвали «сломанным карандашом», исконное же ее название — Старо-Троицкая колокольня.

То, что после демонтажа старого здания церкви Троицы Живоначальной уцелела его колокольня, сегодня кажется удивительным. По одной из версий, сам архитектор нового храма Константин Тон ходатайствовал к церковным и мирским властям, чтобы сберечь этот незаурядный и весьма значимый с точки зрения архитектуры Вятского края памятник старинного зодчества. К его мнению прислушались и поддержали.

Но существует и предание о том, что колокольню старой церкви сохранили ее весьма состоятельные прихожане — яранские купеческие семьи Носовых и Унжениных. Они захотели оставить старую колокольню в память о своем храме. Просьба щедрых благотворителей, вложивших немало средств в новый храм, была уважена.

Так или иначе, но одно из самых древних строений Яранска (между 1670-1690 годами) сохранилось до наших дней. По легенде, которые всегда сопровождают постройки столь преклонных лет, в основание этой колокольни якобы был замурован некий молодой черемис-язычник в наказание за то, что пытался помешать строительству первой Троицкой церкви. Также в прошлом бытовала легенда о подземном ходе под старой колокольней, но никаких подтверждений этому не обнаружено.

Имена строителей колокольни история не сохранила, однако нельзя не отдать должное искусству безвестных мастеров, сумевших создать столь долговечный памятник зодчества. Только вот купол снесло, по некоторым сведениям, ураганным ветром во время грозы летом 1955 года.

Колокольня сумела пережить даже годы советской власти, когда практически все церковные здания России использовались не по назначению. Правильный восьмигранник в основании 40-метровой шатровой башни в пять ступенчато сужающихся ярусов неизменно вызывает восхищение туристов.

На сегодня «Яранская свеча» — единственный представитель московского (нарышкинского) барокко в архитектуре Вятского края. По архивным данным, к началу XIX века в ее звоннице еще сохранялись 10 колоколов, звук которых разливался по всей округе.

18 октября 1924 года Старо-Троицкая колокольня была внесена в перечень памятников церковного зодчества Вятской губернии, состоявших на учете Отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР. Она остро нуждается в бережном уходе и укреплении всего здания, возраст которого уже перевалил за три века.

Ее удивительный силуэт — неотъемлемая часть общегородской панорамы Яранска, и лишиться его было бы крайне неразумно.

Основание города

Поначалу здесь был основан укрепленный населенный пункт в ряду небольших городков-крепостей. Они строились в Казанском наместничестве для защиты новых границ российского северо-востока, в особенности после 3-й Черемисской войны.

Официальной датой основания Яранска считается 1584 год, причем местные краеведы говорят и о более ранней датировке первых здешних поселений. Основное и фактически единственное тому свидетельство — сведения из «Вятского Временника». Эта летопись, датируемая последней четвертью XVII века, описывает события вплоть до 1700 года. Составители, дьячок Богоявленского собора в городе Хлынове Семен Попов и его сын Иван, записали:

«В лето 7092 (1584) марта в 19 день, за полтора часа до вечера, преставился государь царь и великий князь Иван Васильевич всея Росии, царствовал 31 лето и расширил Московское государство… 1588 г. в та же лето городы ставлены: Царев Шанчюрин, Уржюм, город в Самаре, Яранской…»

Не считая это свидетельство прямым летописным источником, некоторые ученые и исследователи связывают основание Яранска с 1591 годом. При этом наиболее ранние документальные свидетельства, в частности, сведения о приказных служилых людях, стоявших во главе яранской администрации, они относят к 1594 году.

Водонапорный «замок»

Те, кто приезжает в Яранск впервые, нередко удивляются: откуда в этом городе столь красивый старинный замок и кому он принадлежал? И восхищение их растет, когда узнают, что эта колоритная башня из красного кирпича — на самом деле всего лишь башня, к тому же еще и водонапорная.

Действительно, когда-то в наших городах даже столь утилитарные сооружения походили на подлинные произведения архитектурного искусства. И это было только столетие назад: водонапорная башня на перекрестке улиц Халтурина и Некрасова возведена в 1912 году. Предварительно на средства органа местного самоуправления — земства и пожертвования яранских купцов был построен городской водопровод. Сыновья купца Александра Петровича Калинина и купец Федор Яковлевич Рощин в 1911 году пожертвовали городу крупные суммы денег, недостающих для его прокладки.

Благодаря этому соорудили водонасосную станцию и напорную башню, а также проложили водную магистраль, расположив на трех из тогдашних 15 улиц города 7 водоразборных будок, 4 колонки и 32 пожарных колодца. В здании водокачки была оборудована электростанция, которая вечером освещала Земскую управу и некоторые близлежащие дома. Затем город телефонизировали, и первые аппараты были установлены в том числе и на водокачке, соединив ее быстрой связью с управой и пожарным постом.

Это, казалось бы, сугубо техническое сооружение весьма украсило Яранск, став его архитектурной достопримечательностью. Ныне оно не используется по прямому назначению, здесь размещается оборудование местного кабельного телевидения. Тем не менее, специально созданная жителями Санкт-Петербурга группа социальной сети «В контакте» «Водонапорные башни России» в своем одноименном собрании разместило и яранский «замок».

Ответы респондентов о значении старинных фотографий

Ольга Владимировна Денисова, кандидат филологических наук, искусствовед, г. Севастополь

: «Старинные фотографии — уникальные артефакты! Они — не только «свидетели» рождения, развития и расцвета «искусства фотографии» в ее технических и художественных проявлениях, но и «хранители» триединства «лика» истории: семьи, страны, государства. Изучение старинной фотографии помогает дополнить или воссоздать визуальный событийный ряд семейных родословных, ландшафт и архитектуру малых и больших поселений (деревня, город). Обороты старинных фотографий «хранят» надписи и даты, уточняющие биографии запечатленных на них людей — участников и творцов нашей общей большой истории. Вглядываясь в старинные фотопортреты, в молодые и счастливые, в мудрые, зрелые лица своих давно ушедших предков, мы более глубоко осознаем истинную красоту человека и ценность жизни, собственную сопричастность с историей малой и большой Родины — России!».

Акаева Елена Валерьевна, учитель истории и обществознания КОГОБУ СШ с УИОП г. Яранска

: «Фотографии помогают понять и прочувствовать ту эпоху, эмоции людей, их переживания и чувства, запечатлённые на фото».

Валерий Викторович Вяткин, кандидат исторических наук, г. Пермь

: «Старинная фотография есть дыхание минувшей эпохи, зримое напоминание нашей связанности с предками. Берешь в руки старинный фотопортрет — и будто слышишь вопрос: достоин ли ты великого прошлого?»

Людмила Александровна Цапаева, жительница д. Пиштань

: «Фотография помогает сохранять сведения о своей родословной. Мой сын бережно относится к фотографии и к другим вещам, оставшимся нам в наследство: обручальное кольцо моего отца, полотенце, вышитое моей мамой в приданое… Бабушка прожила 101 год, многое от нее узнали, храним ее рассказы».

Торговые ряды — Дом народного творчества

У тех же Носовых в свое время город купил здание нынешнего районного Дома народного творчества, в просторечии — местного Дома культуры, который также называют Центром досуга. Ранее эта купеческая семья размещала тут свои Торговые ряды. Создателем их был известный губернский архитектор Филимон Росляков, спроектировавший в Яранске кафедральный собор Успения Богородицы. Это здание своим обликом также отчасти напоминает церковный храм.

С тех пор Торговые ряды неоднократно перестраивались, а при советской власти, в 1924 году, были отданы организованному в городе клубу и в 1927-м значительно переоборудованы. Затем здание передавали самым разным организациям, от зернохранилища и спортплощадки до пивного магазина и службы кинопроката.

После кардинальной реконструкции 1950-х годов оно обрело современный вид и вновь стало учреждением культуры. В числе достопримечательностей районного Дома народного творчества — оригинальная люстра, изготовленная по спецзаказу в Армении (1956), и старейший в округе Народный театр, плодотворно работающий здесь еще с 1959 года. Кроме того, в бывших Торговых рядах сегодня тоже размещаются магазины, а также компьютерный клуб и игротека.

Знатные узники острога Яранск

Несмотря на прямое сообщение, попасть в провинциальный Яранск для столичных вельмож было равносильно опале и ссылке. Для некоторых же заточение здесь оказалось вполне реальным. В 1619 году сюда выслали первую царскую невесту Марию Хлопову, павшую жертвой дворцовых интриг. А ранее, в 1601-м, тут уже содержался в заключении дядя ее несостоявшегося жениха, первого русского царя Михаила Федоровича, — знатный московский боярин Василий Никитич Романов. Его как представителя семьи, активно претендовавшей на престол, выслал из Москвы Борис Годунов, смертельно боявшийся сильной боярской оппозиции. Полтора месяца содержался в городе Василий Романов, по некоторым сведениям — в стальных оковах, после чего был отправлен далее, на Урал. С той поры возвышенность в центральной части города, где пребывал ссыльный боярин, яраниче именовали Романовской горой, а глубокое место его купания на Ярани — Романовской ямой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]