Состав района включает город и 17 сельсоветов. Административным центром является город Пестово, который расположен на расстоянии 314 км.. от областного центра (Великий Новгород).
Транспортное сообщение с областным центром осуществляется двумя путями:
— по железной дороге Пестово – Неболочи – Окуловка – Великий Новгород;
— по шоссейной дороге Пестово – Боровичи – В. Новгород.
Кроме этого, район пересекают:
— железная дорога, Москва – Санкт-Петербург, протяжённостью 75 км., по Пестовскому району;
— шоссейная дорога Валдай – Вологда, отрезок которой на территории района, составляет 70 км..
Протяжённость дорог с асфальтовым покрытием 251 км. Население района – 23.462 человека, в том числе 15.848 человек в городе и 7.614 на селе.
История города Пестово.
У каждого города существует свой неповторимый облик. Город Пестово является воплощением той красоты и простора, которые присуще российской глубинке, также он ярко проявляет самобытность русского характера… Это всё – неповторимый облик Пестовского края, который в своё время, частенько в шутку называли «медвежьим углом». Но это не совсем так. Разве только то, что название города Пестово, по одной из версий, произошло от медведя-пестуна, обитавшего в здешних местах более полувека назад. Вот ещё одно предположение: жители деревни Русское Пестово, в своё время, занимались деревообработкой: делали песты к ступам, чем, собственно, и прославились в округе. От слова «пест», якобы, произошло название деревни. Третья версия сводиться к тому, что первыми жителями этих мест были братья Пестовы.
Пестово – это один из самых молодых городов Новгородской области, однако, история возникших в здешних местах поселений своими корнями уходит в далёкое прошлое. Существуют, как минимум, 64 памятника археологии (курганы, сопки, жальники, селища, городища), которые указывают на
устойчивую жизнь уже более тысячи лет назад.
Уникальные памятники древности в окрестностях таких деревень как: Климовщина, Устье, Новинка — являются свидетелями прошедших веков. Скопление курганов у деревни Климовщина датируется VI веком. Данная категория памятников является одной из крупнейших в Новгородской области и свидетельствует о том, что первыми народами, заселившими пестовские земли, были финно-угорские племена, основными видами деятельности которых были охота и рыболовство. Следом за ними пришли кривичи, а чуть позже – словены Новгородские, манимые богатыми сосновыми лесами.
Упоминания о реке Мологе, на берегах которой возникли первые поселения, относятся к VII веку, когда великий князь Киевский Изъяслав Мстиславович воевал с Юрием Долгоруким, князем Суздальским и Ростовским.
Название населённого пункта Пестово ведёт свою историю с 1495 г. — упоминание в писцовой книге «Бежецкой пятины въ Богородитцкомъ погосте въ Волдомицкомъ въ Орму гордиться».
В 1912 г. по указу царского правительства было решено строить железную дорогу, соединяющую Петербург и Москву.
В 1919 году возникла станция Пестово… В этом же году через станцию железной дороги Волхов-Рыбинск прошли первые поезда.
В 1923 году заключен договор с немецкими концессионерами о строительстве завода на станции Пестово.
6 декабря 1924 года был запущен завод. Его строительство можно считать началом зарождения посёлка Пестово.
В 1927 году в России произошло новое административное деление, и рабочий поселок Пестово стал районным центром Ленинградской области.
В 1944 г. при образовании Новгородской области район перешёл в эту область.
12 января 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Пестово стал городом районного подчинения.
В Пестовском районе насчитывается 54 памятника градостроительства и архитектуры, 9 памятников истории, 58 памятников археологии.
— Церковь Святой Троицы (1814 г., с. Охона). Известна как самый ранний памятник каменного зодчества периода классицизма.
— Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (середина 19 века, город Пестово).
— Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (19 век, д. Вятка).
— Церковь Рождества Богородицы (1856 год, д. Кирва).
К памятникам истории относят один из 4-ех прижизненных бюстов В.И. Ленину (1920 г.), установленный в парке ЛК.
Славятся чистой и целебной водой 4 святых источника, хотя их значительно больше. Один из них недалеко от деревни Абросово, другой – между деревнями Улома и Плави. В 1,5 км. От д. Новоселки бьёт из-под земли третий источник. Четвертый – у с. Охона.
Во все времена святые источники были местами поклонения и проведения культовых православных обрядов.
Неброская, сдержанная красота этих мест неповторима. Именно здесь, в русской глубинке черпали вдохновение всемирно известные писатели и художники.
На окраине д. Еремино, в сосновом бору, на высоком берегу реки Меглинки, стоит одноэтажное здание бывшей земской больницы. Осенью 1893 года здесь бывал известный русский писатель Г.И. Успенский. В одном из своих рассказов он описывает чудесный Ереминский бор.
В окрестностях д. Лаптево с 1910 по 1914 год жил и работал М.М. Пришвин. Страстный охотник, любитель и ценитель природы, он черпал в этих нетронутых местах вдохновение, находя новые темы для своих рассказов. Красоты Пестовского края он воспел в книге «В краю непуганых птиц».
В 1933 – 1934 год впервые новгородчину посетил В.В. Бианки. Он трижды приезжал на Пестовскую землю и наблюдал за природой.
Об Устюженском уезде и охонской больнице упоминается в очерках Н.С. Лескова «Мелочи архиерейской жизни».
Изысканный фольклорист, этнограф П.И. Якушкин в 1860 году проезжал по почтовому тракту, останавливался в деревнях и сёлах, где описывал жизнь и быт крестьян нашего края.
А.И. Куприн не раз охотился в здешних местах.
Известный русский художник И. Шишкин отмечал в своих путевых дневниках девственную природу Пестовского края, посетив наши места.
Близ с. Охона родители Г. Улановой снимали дачу, куда дважды приезжала и сама известная балерина.
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.
Рельеф Пестовского района имеет пологоволнистую структуру. Преобладают высоты 100-200 метров над уровнем моря. Наибольшее значение в формировании рельефа сыграло последнее Валдайское оледенение. Крупных месторождений полезных ископаемых не обнаружено. Встречаются месторождения торфа, песка, глины. На территории района около 40 торфяных месторождений общей площадью 8026 гектаров.
Климат Пестовского района.
Умеренно-континентальный, близкий к морскому. Зима умеренно-холодная, лето умеренно-тёплое. Средняя температура самого тёплого месяца (июля) +16,8 C. Самый холодный месяц – январь. Средняя температура -10,3 C. Среднегодовое количество осадков 648 мм..
Растительность и животный мир.
Исключительна и разнообразна природа Пестовского края. Для любителей рыбалки и охоты – это поистине сказочный край. Главное богатство района – это леса. Преобладает ель и сосна с примесью мелколиственных пород – осины, берёзы, ольхи. В подлеске рябина, ива, можжевельник. В лесах изобилие клюквы, земляники, брусники, черники, морошки, голубики, очень много грибов. В лесах встречаются бурые медведи, рыси, волки, зайцы, лисы, ласки, кабаны, лоси. Маленькие речушки и тихие заводи облюбовали бобры и ондатры. Среди птиц наиболее распространены клест, глухарь, большой перистый дятел, поползень, синица, тетерев, куропатка, утки различных видов, рябчик, вальдшнеп, зяблик, сова, филин. Из хищных встречается ястреб-тетеревятник. В реках и озёрах водятся: щука, лещ, ряпушка, окунь, плотва, ёрш, судак, карп. На нерест приходит снеток.
Земельные ресурсы.
Земельные ресурсы района 211.000 га., из них сельхозугодия – 18%, леса – 71%.
Поселок Пестово в военные годы
В годы войны Пестово и прилегающие районы входят в прифронтовую полосу. Через поселок движутся потоки беженцев из западных районов страны. Маленький поселок на берегах Мологи приютил 20 тысяч детей голодного Ленинграда. Эвакуированных размещались в школах и других учебных заведениях. Трудоспособные работали на предприятиях района. В первые дни военных действий сотни пестовчан ушли на фронт. Молодежь допризывного возраста и пожилые люди тоже не остались в стороне. Они организовывали батальоны, задачей которых была борьба с диверсантами и диверсионными группами. В 1941 году на территорию поселка было вывезено несколько швейных фабрик из Ленинграда. Расположившись на новом месте, они выпускали продукцию так необходимую для фронта.
Деревня миллионеров. Как поселок Пестово стал столицей национального вагончикостроения
Автор: Елена Яровикова
13.28, 13.29, 13.30… С Ленинградского вокзала Москвы трогается скоростной «Сапсан». В бизнес-классе — гладко выбритые мужчины с дорогими ноутбуками и женщины с идеальными стрижками. На пассажиров, которые сходят в промежуточной Окуловке, не доехав от одной столицы до другой, они взирают с едва заметным сочувствием. Воздух здесь напоен совсем другими запахами — грубее и проще. Задание написать репортаж о деревне долларовых миллионеров, расположенной где-то в этой местности, кажется неудачным розыгрышем редактора.
— В Пестово? Да, у них там по дорогам одни «хаммеры» да «мерседесы» ездят! Даже собак селят в специальных ВИП-будках: две комнаты, коридорчик, стеклопакеты — я сам видел! — У прилавка в станционном магазинчике про соседний поселок рассказывают в былинном стиле. Правда, в отличие от аналогичного эпоса про подмосковную Рублевку сказания про Пестово не рождают никакого социального протеста даже в душе рассказчиков. Может быть, потому что финал у них один и тот же:
Алексей Майшев для «РР»
— Но зато и вкалывают там ребята будь здоров! Колотят свои бытовки с утра до вечера. Когда спят, когда едят — вообще непонятно.
Бытовки — те самые временные домики-вагончики, в которых обитают рабочие на любой строительной площадке в любом городе России. И почти все — отсюда, из Пестова.
— Морды толстые, здоровые, веселые! — Посетитель станционного магазина все никак не может успокоиться насчет собачьего счастья. И всю дорогу до Пестова у меня перед глазами стоят веселые толстые мордахи пестовских псов.
Рывок Кузина
Если хочешь разобраться в феномене местного экономического чуда, первым делом нужно найти бизнесмена Олега Кузина — это он начал частный бизнес на бытовках.
— Да, с меня все и началось, — кивает бизнесмен Кузин.
Двадцатилетним худеньким пацаном Олег нутром почуял золотую жилу, взял молоток, гвозди, доски и стал вручную «колотить бытовки». Эти два слова с тех пор стали здесь синонимом слова «успех».
Вот так делается строительная бытовка. Просто, но очень выгодно Алексей Майшев для «РР»
«Колотить бытовки» — значит много работать, много зарабатывать и вообще получить от жизни все. Кузин до сих пор их колотит и продает, только масштабы и география продаж увеличились в разы. Сейчас он реальный долларовый миллионер, магнат и владелец своей империи — группы .
…Уже вечер, около восьми. Обычно в такое время провинция вымирает, а здесь работа кипит: в цехах копошатся рабочие, дворник метет территорию, а Кузин и не думает покидать рабочее место. Мы сидим в его просторном директорском кабинете, и я пытаюсь понять, как так получилось, что посреди великоновгородской безнадеги сам собой, без всякой государственной опеки возник целый архипелаг экономического роста и благополучия.
— В советское время в Пестове было два градообразующих предприятия — лесокомбинат и опытно-механический завод, — начинает издалека Кузин. — Лесокомбинат производил пиломатериал, а заодно побочную продукцию — деревянные бытовки, так называемый домик лесника. А ОМЗ делал металлические бытовки для строителей, они же блок-контейнеры. Это было мощное производство, продукцию продавали в Алжир, Гвинею-Бисау, Монголию, Ирак, на Кубу. Денег было много, и на технологии не экономили — бытовки оснащали всем, вплоть до кроватей и холодильников.
А потом наступила перестройка. Крупные предприятия затрещали и быстро пришли в упадок.
— Я сам на лесокомбинате работал: сначала в лесцехе сортировал пиломатериал, потом водителем был, — продолжает Кузин. — Но в 1992 году пошли задержки зарплаты по три-четыре месяца. Я тогда только год как женился, сын уже родился, а денег нет. В общем, хлебнул горя по полной. Тут по телевизору стали малый бизнес пропагандировать, челноки в Москву и Питер стали ездить закупаться, первые частные магазинчики пооткрывались. Мы с женой пошли работать в пункт приема бутылок к местному предпринимателю. А потом подумали: а мы чем хуже?! И на пару с другом я открыл первый продуктовый ларек. Затем второй, третий. Пришли первые деньги, оборотка. Но потолок этого бизнеса низкий, вкладывать в него новые деньги просто некуда: поселок маленький, покупательская способность у людей низкая, ассортимент скудный. А куда вложить?
Ответ пришел сам собой. Лесокомбинат и ОМЗ уже дышали на ладан, но по привычке в Пестово продолжали ездить московские закупщики и снабженцы.
— Они искали бытовки по более низким ценам, чем могли предложить госпредприятия, а потому уезжали ни с чем, — вспоминает отец-основатель местного бизнеса. — Я подумал-подумал да и выкупил небольшую территорию на улице Шмидта, соток двадцать. Нанял двух помощников, и стали мы колотить первые бытовки — самые простенькие, без наворотов. Мы упростили технологию, удешевили ее. Частникам проще, чем большим заводам: тут подвинулся, там скидку сделал. Штук двадцать-тридцать бытовок собственноручно сколотил, а потом смотрю — дело идет, нанял работников, стал снабжением заниматься, сбытом…
В 1993 году никакой ясновидящий не мог предсказать, что развалившаяся страна начнет потихоньку строиться, а затем и вовсе наступит строительный бум и недорогие деревянные строительные бытовки станут насущной необходимостью.
— Никто не ожидал, что будет такой ажиотажный спрос, — говорит Кузин. — Товар уходил влет. Мужики смотрят: ага, у Кузина дела на лад идут. Ага, Олег машину купил, новенькую 99-ю. Затем «Мицубиси Лансер». Потом смотрю — вслед за мной один знакомый тоже бытовки начал колотить, второй подтянулся, третий. Рабочие, кто у меня трудился, свой бизнес начали. Веером. Так и пошло.
Девяностые годы были для российского бизнеса временем непростым, но каким-то чудом пестовские бизнесмены выходили из передряг и даже обращали свои проблемы в новые возможности.
— В «черный вторник» в 1998 году мне просто повезло, как Прохорову в 2008-м, — смеется Кузин. — Именно в тот момент московская организация купила у меня большую партию блок-контейнеров, и я смог кризис пересидеть. Но и другие как-то выстояли, из пестовского бизнеса выкосило всего двух-трех человек. Тогда мы четко осознали, что надо расширять бизнес, делать его более разносторонним. Не пойдут бытовки — прибыль принесут магазины, строительные бригады, развлекательный центр. Нельзя класть все яйца в одну корзину.
День победы
История быстрого и оглушительного успеха пестовского бизнеса разворачивалась на глазах у всех. Жизнь закипела, по дорогам носились грузовики, груженные бытовками. Одни — в сторону Москвы, другие — в сторону Питера.
— Пестово расположено на полпути между двумя столицами, 470 километров до Москвы, 480 — до Санкт-Петербурга, — говорит еще один пестовский тяжеловес, руководитель Олег Стерхов. — В конце 90-х мы проторили дорожку на стройки Москвы и области. В начале 2000-х проснулся Питер, грузовики пошли на северо-запад. Десятки пестовчан стали представителями фирм в обеих столицах. А в середине нулевых мы один за другим пооткрывали свои сайты в интернете — и поток покупателей со всей страны вообще зашкалил.
В этой уникальной ситуации, когда весь город, по сути, занимается одним и тем же бизнесом, делает один и тот же продукт, удивительным образом не разгорелась конкурентная война.
— Нет, какая конкуренция! — недоуменно возражает Кузин. — Всем работы хватает. Одному этот рынок просто не осилить. Более того, когда у тебя затишье, а у конкурента вал заказов, он обращается: «Олег, помоги!» — «Да пожалуйста!» И наоборот. Мы ж все здесь выросли, с детского сада знаем друг друга как облупленных.
— Они друг другу не мешают, и это легко объяснимо, — говорит начальник межмуниципального отдела МВД РФ «Пестовский» Юрий Егоров. — Если б реализация только в Пестове была, возникла бы конкуренция. А так им делить нечего, страна огромная. У всех сайты в интернете, продают кто в Читу, кто в Самару, кто на Украину, а кто и в Испанию. Они, наоборот, объединяются, чтоб заказы не упустить. За все время, что я здесь работаю, никогда между предпринимателями не было недоразумений. Когда люди богаты, чего им нервничать?
Сейчас пестовские бытовки стоят и в тундре, и в тайге, и в море, на нефтяных платформах. Так постепенно пестовчане захватили всю территорию страны, вплоть до Крайнего Севера.
— Из Пестова их отправляют сначала до Архангельска по железной дороге, затем на теплоходе до Игарки, потом самолетом до самого поселка нефтяников, — излагает транспортную логистику Олег Стерхов. — Расходы на перевозку до миллиона рублей доходят, а сами блок-контейнеры 140 тысяч стоят. Но нефтяники все равно заказывают: один блок-контейнер — это не только жилье, но и готовая оборудованная баня, заходи и мойся, мы там даже дрова в качестве бонуса складываем, потому что в тундре дров не найдешь. А один наш предприниматель, чтобы оптимизировать расходы на доставку, недавно построил во Владивостоке сборочный цех: ему удобнее по железной дороге доставлять комплектующие, собирать блок-контейнеры на месте и развозить оттуда по всему Дальнему Востоку. Много заказов везут и в Сочи для олимпийских объектов, и в Чечню… да проще сказать, куда не везут.
— Помните тот момент, когда поняли: это победа? — спрашиваю я у Олега Кузина.
— А! Конечно, помню, — улыбается он. — Когда пошел вал заказов из интернета, такое чувство удовлетворения наступило: ну все, жизнь удалась. Как будто и вправду война закончилась.
Деньги пахнут
Когда в город хлынули деньги, жизнь стала меняться на глазах. И пропасть, отделяющая Пестово от соседних городков, с годами становится все глубже и глубже.
Предприниматель из Пестова миллионер Олег Стерхов в новгородском салоне красоты Алексей Майшев для «РР»
По некоторым показателям уровня жизни поселок уже переплюнул… Москву. Например, по количеству автомобилей на душу населения — почти вдвое: в столице на пять человек приходится две машины, в Пестове на четырех человек — три. Причем в основном иномарки. Когда пестовские приезжают в автосалоны в Новгород, Тверь или Боровичи, у тамошних продавцов обостряются сомнения насчет перспективности собственной профессии. «Да что там у вас за Клондайк в Пестове?» — «Да так, молотками стучим помаленьку».
— Прежде, в 80-е годы, у нас люди по улице в фуфайках да в тапочках ходили, а сейчас в столичных бутиках принято одеваться, — не врут и не краснеют пестовчане. — Дети учатся в Москве и Питере, там же квартиры покупаем, но жить и работать пока предпочитаем здесь, на родине. Одних продуктовых супермаркетов в Пестове — две «Пятерочки», три «Магнита», два «Дикси». А уж строительных магазинов — пятнадцать штук.
Еще один показатель, по которому поселок конкурирует с крупнейшими городами страны, — это количество бизнесменов. По данным экономического отдела администрации Пестовского муниципального района, в поселке зарегистрированы 938 предпринимателей. Плюс порядка двух тысяч человек занимаются выездным строительством. И это на 16 000 жителей.
— Если составить у вас местный список «Форбс», сколько человек в него войдут?
— Минимум десять, максимум пятьдесят, — уверенно отвечает Олег Стерхов. — Конечно, долларовых миллионеров, не рублевых. Наши рублевые миллионеры — это рядовые строители, которые на выезде работают. Сезон поколотил бытовки, бани, дачи — вот он уже на новой машине за миллион ездит. Сварщик на блок-контейнерах в день по две-три тысячи рублей зарабатывает. Водитель за один рейс в Москву — три-четыре тысячи. Работа есть, ее немало. Заехал в гости товарищ из Архангельска, посмотрел, понюхал: «Да у вас даже воздух деньгами пропах!» Но людей уже не хватает, по крайней мере местных.
…Утро. Улицы и дворы залиты солнцем. Пытаясь осмыслить выданные мне накануне цифры, я методично, улицу за улицей объезжаю Пестово. Что же такого особенного в этом местечке, что пачками превращает простых людей в успешных бизнесменов-миллионеров? В другом месте и при других обстоятельствах они бы уже благополучно спились, а здесь процветают.
Внешне этот провинциальный городок почти ничем не отличается от сотен захолустных российских городков и деревень — те же деревянные избы на , такие же серые улицы без тротуаров, страшные разбитые дороги сплошь в ямах, редкие прохожие да свежий вкусный воздух.
Ну да, много машин. Ну да, много новых домов, больших и крепких. Есть даже своя Рублевка с кирпичными особняками и высоченными заборами — деревня Попово. Но по сути Пестово осталось просто крепкой зажиточной деревней. Ну, может быть, очень-очень зажиточной.
— Городом Пестово стало только в середине 60-х годов прошлого века, — объясняет мне 54-летний руководитель «Пестовоэкспортлеса» Олег Стерхов. — Потому — видите отличие — здесь очень ровные широкие улицы и большие земельные участки, потому что до 1965 года в сельской местности выделяли по 20 соток на дом. А как только получили статус города, стали не больше шести соток давать. Представьте, площадь Пестова — 50 квадратных километров. Это очень много! Для сравнения: площадь Москвы в пределах МКАД — тысяча квадратных километров.
Совесть как инвестиция
Олег Стерхов — самый первый частный предприниматель Пестова. Когда Олег Кузин еще работал на заводе, Стерхов уже вовсю торговал на ленинградской «Товарно-фондовой бирже “Санкт-Петербург”». День рождения его бизнеса — 3 декабря 1990 года. Сейчас, спустя 22 года, половина питерских строительных магазинов продает стерховские стройматериалы. В Испании, в Андалузии, в городке Убеда, стоит построенный Стерховым поселок из 27 каркасно-щитовых двухэтажных домов. Ему известна вся подноготная пестовского бизнеса. Поэтому именно ему я адресую самый болезненный для предпринимателей в России вопрос. И получаю неожиданный ответ.
— Знаете, нет у нас коррупции, — говорит Олег Стерхов.
— Ну да, конечно, — подыгрываю я.
— Да я серьезно! Можете не верить, но у нас законы реально работают. А почему? А потому что когда люди работают, тогда и законы работают. А когда люди ничего не делают, когда у них нет никаких реальных интересов, они их не отстаивают — тогда и начинается беспредел. Да и с кого тут взятки брать, с кого деньги вымогать? Все свои. Ты украл — через час весь город знает. В суде один председатель попытался ввести обычай на лапу с бизнесменов брать — пришлось ему уехать из города. А раз не берут в суде, и в прокуратуре молодые ребята на бизнес не наседают.
— Ну а гаишники — что, тоже не берут?
— У местных точно не берут, — включается еще один гигант, 60-летний владелец предприятия «Камстрой» Алексей Колосов. — Если и возьмут, то, может, у иногороднего — начальству же не объяснишь, что на бензин тоже деньги нужны. Но когда местных останавливают, даже не заикаются — мы ж их всех как облупленных знаем.
Так, может, весь секрет успеха пестовского бизнеса именно в этом — все друг друга знают, и никто никому не мешает? Когда они начинали свой бизнес, государству было просто не до них. А потом «поезд ушел»: местная буржуазия уже окрепла, да и совесть в маленьком городке все-таки реальный экономический фактор, не то что в большом.
Сейчас главная забота пестовских предпринимателей — чтобы город не рос. Иначе все преимущества маленького городка, а по сути большой деревни, будут утрачены. Как только люди перестанут друг друга знать как облупленных, исчезнет главный ингредиент пестовского успеха — обычная пацанская порядочность.
Изобретатели велосипеда
Пока бизнес процветает. Большинство пестовских предпринимателей вышли на предкризисный уровень 2008 года. Значит, в строительном бизнесе России, а следовательно, и во всей экономике дела идут неплохо. Потому что Пестово — лучший барометр. Идет вал заказов — есть в стране развитие, нет заказов — остерегайтесь вкладывать деньги в долгосрочные проекты.
Но далеко не все флагманы пестовской экономики уверены, что их царствование на рынке бытовок будет вечным.
— Я думаю, что скоро мы не выдержим конкуренции, — говорит руководитель строительной Сергей Трушков. — Слишком мы удалены от Москвы и Питера, много расходов съедает дорога. Если где-то ближе к Москве, к примеру, появится компания, которая будет качественно делать бытовки, безусловно, она окажется в более выгодном положении. Но пока почему-то никто не попробовал.
Видя всеобщее процветание в Пестове, взялись было за выгодный бизнес соседи. Но не вышло: кому-то не хватило опыта, кому-то — качества, кого-то сгубила жадность.
— Пытались после нас заняться в Рыбинске производством блок-контейнеров, не заладилось у них, — рассказывает Кузин. — Вологодская фирма начинала бизнес, но заломила такие неподъемные цены, что недолго просуществовала: если наши блок-контейнеры с отделкой вагонкой и МДФ стоят от 44 до 55 тысяч рублей, то у них цены были под 100 тысяч. Кому нужно переплачивать вдвое?
Хотели составить конкуренцию пестовчанам и в соседних Боровичах — тоже дело не пошло.
— А все дело в том, что пестовские предприниматели цены снизили до предела, — уверен пестовский бизнесмен Алексей Колосов. — Сейчас максимальная прибыль с каждого блок-контейнера — 1500 рублей. По-настоящему выгодны только крупные заказы. А кто тебе их подарит, если ты только входишь в этот бизнес? Они появляются, когда ты уже имя себе заработал… Мы как тот велосипед, который успел вовремя разогнаться. Машина, конечно, ездит быстрей, но ее еще построить надо.
Прощай, советский человек
Хозяин «Камстроя» Алексей Колосов в смысле бизнеса уже давно дорос до национального масштаба, но остался при этом стопроцентным местным. Начинал с бытовок, со временем перешел к строительству восьми- и шестнадцатиквартирных домов по собственному ноу-хау. Его жена Екатерина — директор двух магазинов со взаимоисключающей специализацией: винно-водочного и спортивного.
Раньше муж был механиком на сельхозпредприятии, главным инженером в колхозе, три года отработал на газоперекачивающей станции — куда партия направляла, там и пахал. А жена 22 года возглавляла отдел статистики.
По их судьбе можно проследить ту пресловутую трансформацию сознания от советского до «пестовского» человека. Супруги поят меня чаем и вслух размышляют о жизни.
— Когда мне из-за конфликта с начальником пришлось уволиться из администрации за два года до пенсии, для меня это было катастрофой, — вспоминает Екатерина, и, несмотря на срок давности, глаза ее влажнеют. — Хорошо, что Леша занимался бизнесом. Он сразу дал мне два своих магазина и сказал: «На, занимайся полностью ими». Так что я теперь сама предприниматель. Да и все население перестроилось, все ушли в частный бизнес. И знаете, лучше жить стало, больше стабильности.
Будни миллионера. Магнат Олег Кузин меняет резину на своем автомобиле Алексей Майшев для «РР»
— А как же советская «уверенность в завтрашнем дне»?
— Да какая там уверенность! Знаете, как было? Раньше мы оба при должностях были — отвечали за все, а получали-то крохи. Муж — директорскую зарплату 200 рублей, а его рабочие — по 600. По совместительству работать не имели права. А у меня так и вовсе 140 рублей. Не от хорошей жизни мы каждый отпуск ходили за клюквой — две-три тонны за сезон с детьми сдавали. Так стенку купили, первую машину — «трешку». Сейчас тоже суеты хватает, но все как-то логичней и спокойней.
Жизнь изменилась кардинально, денег стало больше. Но бросать их на ветер с купеческим размахом пестовчане так и не научились — ни роскошных свадеб, ни пышных юбилеев с приглашением мировых звезд в Пестове не закатывали. Народ здесь вообще прижимистый. Единственное, в чем пестовские дают себе волю и безудержно хвастаются друг перед другом, — фейерверки.
— Ой, в новогоднюю ночь что творится — зарево над поселком, как днем! — улыбается Екатерина Колосова. — Один перед другим выступает. Я в прошлом году у себя торговала фейерверками — самыми ходовыми стали по 150 зарядов. Небо аж горит!
А так все заработки пестовские бизнесмены вкладывают в бизнес. Ну и еще разве что в путешествия.
— В отпуске давно были?
— Да стараемся хоть на пару неделек вырваться отдохнуть, — улыбаются супруги. — В Египте, на Бали, в Таиланде были. Нынче во Вьетнам собрались.
— Но, если честно, не нравится мне там, — признается Алексей Колосов. — И еда мне их не нравится. Я знаете как еду? С собой копченую колбаску, селедочку везу, водку, девчонкам — сухонькое. И скучаю по дому. Вот в Европу я б съездил. Или на Байкал, на Соловки. А еще лучше — дома бы лечь, отключить телефоны и выспаться…
Карта
Пестово: карты |
Пестово: фото из космоса (Google Maps)Пестово: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Пестово. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Сандово (Тверская область) | 37 (96) | ЮВ |
2 | Лесное (Тверская область) | 39 (52) | ЮЗ |
3 | Устюжна | 44 (52) | СВ |
4 | Чагода (Вологодская область) | 69 (173) | СЗ |
5 | Мошенское | 72 (96) | З |
6 | Молоково (Тверская область) | 73 (139) | ЮВ |
7 | Хвойная | 81 (101) | СЗ |
8 | Весьегонск | 84 (110) | В |
9 | Бабаево | 87 (143) | С |
10 | Максатиха (Тверская область) | 89 (132) | Ю |
11 | Удомля | 92 (275) | ЮЗ |
12 | Красный Холм | 96 (164) | ЮВ |
13 | Кадуй (Вологодская область) | 100 (190) | СВ |
14 | Бежецк | 104 (184) | ЮВ |
15 | Боровичи | 113 (129) | З |
16 | Суда (Вологодская область) | 117 (183) | СВ |
17 | Сонково (Тверская область) | 120 (217) | ЮВ |
Краткая характеристика
Расположен на Молого-Шекснинской низменности, на р. Молога (бассейн Волги), в 314 км к востоку от Великого Новгорода.
Ж.д. станция.
Территория (кв. км): 15
Информация о городе Пестово на русском сайте Википедии
Исторический очерк
Основан в 1918 г. как ж.д. станция Пестово при строительстве Октябрьской железной дороги; название по деревне Пестово. Ойконим от русского прозвищного имени Пест, часто встречающегося в новгородских актах 15-16 вв.
Первый поезд прошёл через Пестово в 1919 г. В 1924 г. в посёлке при станции открылся лесопильный завод.
С 19.09.1927 рабочий посёлок Пестово. С 1965 г. город Пестово.
Экономика
АО «Пестовский механический завод».
В Пестовском районе выращивают зерновые культуры, лён-долгунец, картофель, многолетние травы. Разводят крупный рогатый скот, свиней.
Основные предприятия
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ОАО «Пестовский опытно-механический завод»
174510, Новгородская область, Пестовский р-н, г. Пестово, Устюженское ш., 4
Предлагает:
Сборно-разборные здания и сооружения, блок-контейнера
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1931 | 3.1 | 1996 | 16.2 | 2008 | 15.8 | 2017 | 15.5 |
1939 | 7.9 | 1998 | 16.2 | 2010 | 15.7 | 2018 | 15.3 |
1959 | 14.2 | 2000 | 16.3 | 2011 | 15.9 | 2019 | 15.1 |
1967 | 16 | 2001 | 16.2 | 2012 | 15.9 | 2020 | 15.0 |
1970 | 15.8 | 2003 | 16.0 | 2013 | 15.8 | 2021 | 14.8 |
1979 | 15.5 | 2005 | 15.8 | 2014 | 15.8 | ||
1989 | 15.9 | 2006 | 15.8 | 2015 | 15.7 | ||
1992 | 16.1 | 2007 | 15.7 | 2016 | 15.6 |
Город Пестово является административным центром Пестовского района Новгородской области. Город раскинулся на реке Молога на восточных отрогах Валдайской возвышенности. Находится на расстоянии 320 км от областного центра, г. Великого Новгорода.
Численность населения города в 2010 г. составила 15652 чел.
Город Пестово один из самых молодых в Новгородской области, хотя история возникших здесь поселений корнями уходит в далекое прошлое.
Первый поезд прошёл через станцию Пестово в 1919 году. Станция получила своё название от села Русское Пестово, расположенного в двух верстах от неё. Вблизи станции находилась деревня русское Пестово – старое поселение с многовековой историей. Отбросив первое слово, вторым назвали новую железнодорожную станцию. О самом происхождении названия имеется две версии. Более века назад в здешних нетронутых местах водилось много медведей-пестунов. Отсюда, как утверждают некоторые старожилы, происходит название поселка. Другое предположение таково. Жители Русского Пестова издавна занимались деревообработкой – делали ступы и песты к ним, чем прославились в округе. От слова «пест» якобы и пошло название деревни.
До постройки ныне действующей железной дороги (ее строительство началось в 1915 году) главной транспортной артерией, по которой шли разнообразные грузы для промышленных центров страны, была река Молога, впадающая в Весьегонское плесо Рыбинского водохранилища. Устюженская верфь поставляла грузовой транспорт.
В 1922 году в новом просторном здании разместилась аппаратура дежурного по станции и телеграф, зал ожидания. Вскоре вступил в строй клуб железнодорожников. Через три с половиной года на станции появилось новое здание вокзала.
В 1924 году по концессионному договору с Германией на берегу Мологи — появилось лесопильное предприятие. Его строительство стало началом зарождения рабочего посёлка Пестово.
Построили четырехрамный лесопильный завод в Пестове. В рабочей силе недостатка не было. У ворот компании ежедневно стояли толпы людей в надежде получить работу. Но приказчики отбирали только молодых и сильных. Из крестьян, нанятых концессионерами для работы в лесу и на заводе, постепенно сложился костяк кадровых рабочих, составивших основную массу населения Пестова.
Конечно, заботы о людях, об их жилищных условиях, о механизации технологического процесса концессионеры не проявляли. На нынешней Производственной улице, где стоят старые кирпичные двухэтажные дома, были построены два барака.
К середине 1929 года через Мологу перекинулся железнодорожный мост. Предприятие стало государственным и перешло к деревообрабатывающему тресту «Севзаплес».
В те годы на берегу Мологи, в сосновом парке, открылся клуб с комнатами для занятий коллективов художественной самодеятельности и библиотекой, стадион, также появились детские ясли, столовая, летний театр, на производственной улице поднялись двухэтажные дома для рабочих завода. На лесозаводе и при сельских советах заработали школы по ликвидации неграмотности.
На восточной окраине Пестова в 1939 году появилось здание ремонтной мастерской «Энерголесзага», где работало всего 63 рабочих, занимавшихся капитальным ремонтом машин, было 2 токарных станка. Потом эта мастерская стала опытно –механическим заводом (ОМЗ) производственно технического предприятия «Энерготехпром».
В суровые годы Великой Отечественной войны Пестово и его район стали прифронтовыми. Летом 1941 года из Ленинграда в Пестово пришли эшелоны с оборудованием швейных предприятий. Вместе с ними прибыли те, кто не мог с оружием в руках громить врага. А в марте следующего года швейная фабрика имени 8 марта выпустила первую продукцию для нужд армии.
В 1958 году ОМЗ начал производить автофургоны. С 1973 года на заводе начался выпуск сборно-разборных конструкций. Затем ОМЗ освоил производство около ста видов новых машин и оборудования. Когда-то , как мы помним продукция завода шла во многие города, области и даже республики СССР , к примеру в Тольятти. А марка «Сделано на Пестовском ОМЗ» действительно ценилась даже в Сибири.
12 января 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Пестово стал городом районного подчинения.
В 1981 году инженер Власов ввел новую технологию отливки колес, что позволило экономить 10 тонн металла в год. Некоторые рабочие завода, такие как Геннадий Рослов, Василий Пузерев особо отмечены авторами книги о развитии Пестова.
Развивалась и местная швейная фабрика — костюм для мальчиков получил госзнак качества. Мебельная фабрика «Молога» поставляла в города Северо-Запада школьно-лабораторное оборудование, книжные шкафы. Так же развивалось производство маслосыродельного завода.
На правом берегу реки Меглинки был построен льнозавод, рядом с ней, инкубаторско-птицеводческая станция.
В настоящее время (с 22 декабря 2004 года) город Пестово является административным центром Пестовского городского поселения.
Город пересекают железная дорога, связывающая Москву с Санкт-Петербургом, шоссейная дорога Валдай — Вологда.
Из достопримечательностей города можно отметить:
Водонапорная башня на станции Пестово
Церьковь Покрова Пресвятой Богородицы сер. XIX в.
Много археологических достопримечательностей (посмотреть список)
Телефонный код: +7 81669
Не официальный сайт города: www.pestovo.net
Официальный сайт администрации ГП: www.pestovo-goradmin.ru
Пестово
(Новгородская область)
Код ОКАТО:
49232501
Основан:
1918
Поселок городского типа с:
1927
Город с:
1965 Город районного подчинения (Пестовский р-н Новгородской области)
Центр:
Пестовский р-н
Телефонный код (справочный телефон)
81669***** | — |
Отклонение от московского времени, часы:
0
Географическая широта:
58°36′
Географическая долгота:
35°49′
Высота над уровнем моря, метров:
125 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Пестово