Любань Вольная энциклопедия Поездом, автобусом, велосипедом, пешком. Cо смартфоном Redmi Note. Агрогородок. Центр сельсоветаОктябрьский район | Гомель

Любань

, город в России, в составе Тосненского района Ленинградской области, административный центр Любанского городского поселения, в пределах Тосненского благочиния Гатчинской епархии. Расположен у южного подножья Балтийско-Ладожского уступа, на реке Тигода притоке реки Волхов, в 85 км к юго-востоку от Санкт-Петербурга. Железнодорожная станция на линии Санкт-Петербург-Москва. Население — 4,6 тыс. чел. (2018)

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Впервые упоминается в новогородских писцовых книгах в 1500 году как торговое поселение Любань. Название образовано от распространённой топонимической основы люб-

с помощью суффикса
-ань
.

2 января 1711 года был учреждён почтовый путь между Санкт-Петербургом и Москвой, проходящий через Любань. Одна из глав книги Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» посвящена Любани.

Весной 1843 года между Санкт-Петербургом и Москвой началось строительство железнодорожной магистрали, в 1849 году через Любань прошёл первый пассажирский поезд, а в 1850 году построено здание железнодорожного вокзала.

В 1867 году рядом с вокзалом была построена Петропавловская церковь по проекту архитектора К. А. Тона, которая является единственным в России храмом железнодорожников. В 1868 году была построена первая железнодорожная школа.

С середины XIX века Любань становится волостным центром Новгородского уезда Новгородской губернии, и одни из популярных дачных мест для жителей Санкт-Петербурга.

В 1912 году Любань получила статус города.

С 1917 по 1927 год — административный центр Любанской волости Новгородского уезда Новгородской губернии.

С 1927 по 1930 год — административный центр Любанского района Ленинградской области.

В 1930 году вошла в состав Тосненского района Ленинградской области.

25 августа 1941 года, во время Великой Отечественной войны, был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Освобождён 28 января 1944 года войсками Волховского фронта в ходе Новгородско-Лужской операции.

С 1 февраля 1963 года город подчинён Тосненскому городскому совету.

1 января 2006 года образовано муниципальное образование «Любанское городское поселение», и Любань стала его административным центром.

Денис Блищ. Частное мнение

▶︎ Нескучный инстаграм о закоулках Минска, Беларуси и всего мира! ◀︎
В 2004-м году я заканчивал журфак БГУ и как и все бюджетники проходил процедуру распределения. К процедуре подготовился: в кармане лежало гарантийное письмо от БелТА, а трудовая книжка уже давно хранилась в этом самом агентстве. Но некоторые мои однокурсники о “гарантийке” не позаботились и получали путевку в жизнь с заднего двора: так Саша Иванов заимел на два года перспективу работать редактором на Любанском районном радио. Он честно оттарабанил свой срок от звонка до звонка, и за эти два года я пару раз мотался к нему по командировочным делам – мы пили водку в его общажной комнате, на следующий день он бежал на радио, я по деревням за материалом. Так я познакомился с городом Любань, но счастливо о нем позабыл, когда Саша вернулся в Минск. Черт побери, это один из самых невзрачных белорусских городов! Трудно придумать, зачем сюда ехать без конкретной цели: здесь настолько нет ничего, что самое красивое здание – многоэтажка из белого кирпича на окраине. Моим краеведческим долгом было пройтись по улицам райцентра. Я прошел.

Любани не досталась железная дорога, поэтому основным окном в мир является автовокзал. Сюда прибывают автобусы из Минска и Солигорска, а также есть несколько проходящих. В принципе сообщение с внешним миром не очень хорошее, что объясняется наличием рядом стотысячного города шахтеров. Все внимание ему, там все пассажиропотоки.

У вокзала сиротливо гниет киоск “Табакерки”. Везде, где я их видел, они остаются неработающими. Исключение лишь Жабинка, но тамошняя “Табакерка” показалась мне сданной в наем какому-то коммерсу.

Через город проходит пару шоссе республиканского уровня. Ничего особенного, глухомань…

В коллекцию нейминга. Надеюсь, Влад и Елена все так же вместе!

Не посмотрел что, но что-то про лесное хозяйство. Об этом свидетельствуют горельефы в виде диких животных и ужасающая белочка, выточенная из ствола упавшего дерева.

Центральная улица прекрасного города Любань – Первомайская.

Благоустройство

Дворы

Плошадь, но не центральная, а рядом с ней. На таких бывают периодические рынки или что-то такое.

От нее улица к главной улице, а там розовый дом культуры с аркой типичного провинциального сталианса. Впрочем, мне нравится.

Самый гуманный суд в мире – белорусский суд.

Пехота на месте!

Это “программный” памятник погибшим воинам-интернационалистам, самым бессмысленным жертвам советской военщины :(

Еще когда я бывал в Любани дюжину лет назад, там на площади уже стояли портреты советских солдат, оставшихся на полях Второй мировой. Так и стоят до сих пор.

Доска почета:

Почта, телеграф, телефон, “Ами мебель”.

Несколько необычный исполком, кажущийся малюткой на фоне размеров площади. Откуда эта страсть к гигантизму?

В Любани у меня было полно времени, так как автобус дальше планировался лишь через два часа. Карта обещала вдалеке от центра зону отдыха с озером и островом на нем, а еще дальше и спальный район. Постоянные читатели моего блога знают, что меня хлебом не корми дай посмотреть на спальный район.

Короче, я углубился в Любань несмотря на оглушающую жару и пот, застилающий глаза.

Аккуратное здание гимназии. Плох только козырек подъезда из поликарбоната. Боже, ну зачем так?

Частный сектор, утопающий в июньском зное:

И вот она – зона отдыха! Позорнейшее место с заросшими берегами, убогими лавками и карикатурным уютом. Плевок в лицо жителям от местной власти.

А вот и микрорайончик! Если идти от центра, смотрится нормально, архитектор не ковырял в носу.

В Любани нашелся проект повторного применения спортзала. Такой же есть на Сурганова в Минске и где-то еще, но забыл уже где.

Просто почувствуйте как было жарко…

Паркуны как всегда.

Зной заставил всех попрятаться по домам. По улицам ходили только блогеры.

А вот это самое красивое здание Любани:

А эти не оч:

Что-то сельскохозяйственное в нативном кабанчике времен ускорения и перестройки:

Все.
Не хотите пропускать мои посты? Подпишитесь на сообщества в Фэйсбук, Вконтакте или Одноклассниках. Хотите больше? В Инстаграме, Телеграме и Ютьюбе то, что не попадает в блог!
Ваш бизнес может стать партнером моих путешествий по Беларуси, СНГ, всему миру. Узнайте подробности >>

Кстати, у меня есть другие посты из регионов Беларуси. Выбирай на карте:
▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал «Минск и минчанин». ◀︎

Достопримечательности


Ратуша
Ратуша — историческое здание 16 века в стиле архитектуры Возрождения с красивой барочной башней. Представляет собой трехэтажное здание прямоугольной формы с шатровой крышей. На главном фасаде ратуши расположены два портала, которые принадлежат к наиболее интересным произведениям силезского Возрождения.

Рядом расположена древняя Крамарская башня — реликвия первой ратуши, построенной в первой половине 13 века. Сама башня, скорее всего, была возведена в 14 столетии. Ратуша пострадала в результате пожара 1487 года и пришла в упадок. Затем здание было снесено. Снос не коснулся башни, вокруг которой были построены жилые дома.

Городские стены Любани

Любань была окружена стенами в 14 веке. Они были построены из базальтового камня, который добывали из близлежащих карьеров. Изначально городские укрепления были окружены рвом. В двойном кольце стен находились четверо главных городских ворот. До нашего времени участки средневековых городских стен сохранились на улице Podwale.


Брацкая башня

Брацкая башня — каменная средневековая башня 14 века и одна из главных достопримечательностей Любани. Когда-то башня была частью Брацких городских ворот, демонтированных в 19 веке.

Соляной дом

Соляной дом — старый амбар 16 века, входящий в комплекс оборонительных стен города. Здание, первоначально задуманное как склад соли и зерна, было построено в 1537-1539 годах по инициативе городского совета.

После частичного разрушения во время пожара в 1554 году здание было расширено в конце 17 века, а затем частично реконструировано в 19 столетии, когда оно было приспособлено для использования в качестве тюрьмы и пожарного депо. Сегодня сооружение никак не используется.


Тринитарская башня

Тринитарская башня — звонница средневековой церкви святой Троицы, единственное, что сохранилось от этого древнего сооружения. Точная дата постройки церкви святой Троицы неизвестна, но предполагается, что это произошло в первой половине 13 века, скорее всего, после того, как Любань получила городские права. В 1760 году церковь была уничтожена сильным пожаром и позже снесена.


Костел святой Троицы

Костел святой Троицы — внушительная неоготическая кирпичная церковь, построенная во второй половине 19 века.


Церковь Девы Марии

Церковь Девы Марии — небольшая старинная церковь, основанная в 14 веке и разрушенная гуситами в 1427 году. Нынешнее здание было построено в 1452 году.

История

Любань выросла из небольшого западно-славянского поселения, основанного, вероятно, в 9 веке. В 10 веке эти земли были покорены Саксонией. С 1002 по 1031 годы Любань входила в состав Польши, затем — Священной Римской империи. В 12 веке Фридрих Барбаросса передал поселение чешским королям, под властью которых Любань превратилась в крупный торговый центр и в 1220 году даже получила городские права.

В Средневековье центром города был квадратный рынок с перпендикулярными улицами, ведущими к четырем воротам. В 13 веке здесь была основана первая пивоварня. К слову, местное пиво славилось на всю Силезию. В 14 веке Любань стала частью союза шести лужицких городов (Баутцен, Гёрлиц, Каменец, Любау и Циттау). Однако дважды, в 1427 и 1431 годах, гуситы полностью разрушали город. Хотя после этого его быстро восстанавливали.


Любань. Старый город

В 1469 году город вошел в состав Венгрии, но уже в 1490 году снова стал частью Богемии (Чехии). Любань пришла в упадок после Тридцатилетней войны и в 1635 году была передана Саксонии. После наполеоновских войн в 1815 году лужицкие территории были аннексированы Прусским королевство и после Венского конгресса включены в состав Силезии. Фактически Любань входила в состав Германии до окончания Второй мировой войны.

г. Любань, Минская область

Расположение, административное деление, население г. Любань:

Любанский район расположен на юго-востоке Минской области и занимает площадь в 1,9 тыс.кв.км. Граничит с Солигорским, Житковичским, Октябрьским, Глусским, Стародорожским и Слуцким районами. Образован 17 июля 1924 года. В административно-территориальном отношении район делится на 10 сельских Советов. Проживает на территории района 373 тыс.чел. в 126 населенных пунктах. Районный центр — город Любань с населением 11.7 тыс.чел. Находится на реке Ореса в 152 км на юг от Минска, в 25 км от железнодорожной станции Уречье.

История развития г. Любань:

Первое упоминание о местечке Любань относится к 1566 году. Земли края в это время принадлежали белорусским князьям Олельковичам, а с 17 в. Владельцами земель по Орессе стали Радзивиллы. В 1635 г. в имении Уречье Радзивиллы основали стекольную мануфактуру. На протяжении почти 200 лет крепостные мастера изготавливали на мануфактуре зеркала, стеклянные и хрустальные бокалы. Район образован 17 июля 1924 года с районным центром в местечке Любань, которое в 1938 году получило статус городского посёлка.

Природные и климатические условия Любанского района:

Северная часть района находится на Центральноберезинской равнине, южная — в Припятском Полесье. Наивысшая точка — 190 м — возле д.Юшковичи. Из полезных ископаемых есть торф, сапропель, мел, калийная и каменная соли, горючие сланцы, песчано-гравийный материал, строительные пески, глины, минеральные воды.

Средняя температура января -6.3 С, июля 18.2 С. За год выпадает 597 мм осадков. По территории района протекает река Ореса с притоком Талица. Есть озера Вечера, Бояничское. На Оресе создано Любанское водохранилище.

Лесистость 38%. Созданы гидрологические заказники местного значения Островки, Вежень, Загальский массив.

Хозяйственная деятельность г. Любань и Любанского района:

На предприятиях города и района выпускаются кирпич, стеновые блоки, железо-бетонные изделия, льноволокно, швейные изделия, молочная продукция, хлебобулочные и колбасные изделия, спирт, крахмал. Промышленный потенциал района представлена 9 предприятиями: «Любанский сыродельный , «Любанский комбинат строительных материалов», «Любанский завод стеновых блоков», «Любанская швейная фабрика», «Любанский кооппром», филиал Любанский крахмальный завод и филиал Уречский спирт, «Любанский РКБО». Наибольший удельный вес в объёме производства промышленной продукции района занимает «Любанский сыродельный завод»,

Экономическое и социально-культурное развитие района базируется на сельскохозяйственном производстве. В состав агропромышленного комплекса Любанского района входят 12 сельскохозяйственных производственных кооперативов. Хозяйства специализируются в основном на производстве молока, мяса и зерна.

Транспортные коммуникации г. Любань и Любанского района:

Любань расположен в 25 км от железнодорожной станции Уречье на линии Барановичи — Осиповичи. Автодороги соединяют город с Глуском, Житковичами, Солигорском, Слуцком, Красной Слободой. Перевозка пассажиров в пригородном сообщении осуществляется по 22 маршрутам, в междугороднем — 7 маршрутам, которые связывают г. Любань почти со всеми, как самыми отдалёнными населёнными пунктами района, так и крупными городами. Ежедневно выполняется 130 рейсов. Обслуживают маршруты 31 автобус.

Туристический потенциал г. Любань и Любанского района:

Культурно-историческое наследие района представлено в основном археологическими памятниками (около 50) и памятниками, связанными с событиями Великой Отечественной войны. О истории и культуре края можно узнать в Любанском государственном музее народной славы.

В 18 км от Любани расположен санаторий «Рассвет», для желающих отдохнуть на природе или поохотиться функционирует дом охотника «Любанский».

Полезные ссылки:

Любанский районный исполнительный комитет

Отдел образования, спорта и туризма Любанского райисполкома

Туристические маршруты

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]