По числу жителей Якутия на 57 месте среди регионов России
Численность постоянного населения Якутии на 1 января 2021 года составила 982 тысячи человек, в том числе в городах и поселках городского типа — 651,1 тысяча человек (66,3%), в сельской местности – 330,9 тысяч человек (33,7%). По числу жителей республика занимает 57 место среди регионов России и 5 место по Дальневосточному федеральному округу, сообщили ЯСИА в Саха(Якутия)стате.
По сравнению с началом 2022 года численность населения республики увеличилась на 9975 человек (или на 1,0 %), в том числе городского — на 8362 человека (или на 1,3 %), сельского — на 1613 человек (или на 0,5%). Доля горожан выросла с 66,1% до 66,3%, сельских жителей – снизилась с 33,9% до 33,7%.
Рост численности населения республики происходит за счет миграционного и естественного приростов.
По итогам 2022 года миграционная убыль сменилась на прирост, превышение над естественным приростом составило 1943 человека.
Естественный прирост в республике сохраняется за счет превышения числа родившихся над числом умерших. За 2022 год число родившихся превысило число умерших на 44,2 % (в 2022 г. – в 68,6%).
Численность населения по сравнению с началом 2022 года увеличилась: в ГО «город Якутск» на 7518 человек, ГО «Жатай» (159), в Нерюнгринском (981), Мегино-Кангаласском (493), Сунтарском (256), Намском (209), Хангаласском (179), Верхневилюйском ( 161), Горном (161), Нюрбинском ( 130), Ленском (128), Вилюйском (125), Чурапчинском (107), Таттинском (84), Олекминском (79), Момском (77), Жиганском (67), Амгинском (61), Томпонском (57), Усть-Алданском (52), Эвено-Бытантайском (34), Аллаиховском (29), Усть-Янском (27), Анабарском (19) районах.
При этом в ГО «город Якутск», в Мегино-Кангаласском, Сунтарском, Намском, Хангаласском, Горном, Оленекском, Момском, Жиганском, Томпонском, Эвено-Бытантайском, Аллаиховском, Усть-Янском районах население увеличилось за счет естественного и миграционного приростов, в Верхневилюйском, Нюрбинском, Вилюйском, Чурапчинском, Таттинском, Амгинском, Усть-Алданском, Анабарском районах — за счет превышения естественного прироста над миграционным оттоком.
В остальных 12 муниципальных районах численность населения снизилась. Наибольшее сокращение отмечено в Алданском районе (на 333 человек), Мирнинском (303), Усть-Майском (213), Олекминском (98), Верхоянском (70), Кобяйском (64), Абыйском (33), Нижнеколымском (32), Оймяконском (21),Среднеколымском (20), Верхнеколымском (19), Булунском (12).
В 7 районах население сократилось за счет превышения миграционного оттока над естественным приростом — в Булунском, Верхоянском, Кобяйском, Мирнинском, Нижнеколымском, Оймяконском, Усть-Майском районах.
Всероссийская перепись населения, которая пройдет в сентябре 2021 года актуализирует данные о численности населения в целом по республике и по каждому муниципальному образованию, входящему в ее состав.
Население Якутии увеличилось почти на десять тысяч человек
ИА SakhaNews. По числу жителей Якутия занимает 57-е место среди регионов России и пятое место в ДФО. По сравнению с началом 2022 года численность населения увеличилась на 9 975 человек (или на один процент), сообщает территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РС(Я).
Городское население выросло на 8 362 человека (или на 1,3 процента), сельского — на 1 613 человек (или на 0,5 процента). Доля горожан выросла с 66,1 до 66,3 процента, доля сельских жителей снизилась с 33,9 до 33,7 процента.
Рост численности населения республики происходит за счет миграционного и естественного приростов. По итогам 2022 года миграционная убыль сменилась на прирост, превышение над естественным приростом составило 1 943 человека. Естественный прирост в республике сохраняется за счет превышения числа родившихся над числом умерших. За 2022 год число родившихся превысило число умерших на 44,2 процента.
Численность населения по сравнению с началом 2022 года увеличилась в ГО «город Якутск» на 7 518 человек, ГО «Жатай» (159), Нерюнгринском (981), Мегино-Кангаласском (493), Сунтарском (256), Намском (209), Хангаласском (179), Верхневилюйском ( 161), Горном (161), Нюрбинском (130), Ленском (128), Вилюйском (125), Чурапчинском (107), Таттинском (84), Олекминском (79), Момском (77), Жиганском (67), Амгинском (61), Томпонском (57), Усть-Алданском (52), Эвено-Бытантайском (34), Аллаиховском (29), Усть-Янском (27) и Анабарском (19) районах.
В Якутске, Мегино-Кангаласском, Сунтарском, Намском, Хангаласском, Горном, Оленекском, Момском, Жиганском, Томпонском, Эвено-Бытантайском, Аллаиховском и Усть-Янском районах численность населения выросла за счет естественного и миграционного приростов, в Верхневилюйском, Нюрбинском, Вилюйском, Чурапчинском, Таттинском, Амгинском, Усть-Алданском и Анабарском районах — за счет превышения естественного прироста над миграционным оттоком.
В других двенадцати муниципальных районах численность населения снизилась. Наибольшее сокращение отмечено в Алданском районе (на 333 человек), Мирнинском (303), Усть-Майском (213), Олекминском (98), Верхоянском (70), Кобяйском (64), Абыйском (33), Нижнеколымском (32), Оймяконском (21), Среднеколымском (20), Верхнеколымском (19) и Булунском (12).
В Булунском, Верхоянском, Кобяйском, Мирнинском, Нижнеколымском, Оймяконском, Усть-Майском районах население сократилось за счет превышения миграционного оттока над естественным приростом.
Саха(Якутия)стат: В республике проживают представители более 120 национальностей
Сегодня, 4 ноября, в России отмечается День народного единства – праздник, олицетворяющий сплочен-ность и национальное согласие всех народов, населяющих страну. Для Якутии эта дата имеет особое значение. Ведь по последней переписи населения 2010 года на ее территории в мире и согласии проживают представители более 120 национальностей, которые развивают экономику республики, стремятся к повышению качества жизни населения, имеют достижения в области культуры, образования, здравоохранения, науки, физкультуры и спорта, сообщили ЯСИА в Саха(Якутия)стате.
За период между переписями 2002 и 2010 годов под общим влиянием перемен социально-экономической ситуации в стране в национальном составе республики произошли заметные изменения.
Якутское население является наиболее многочисленным и составило 466,5 тыс. человек или 49,9% в общей численности населения республики (97,6% в общей численности якутов, проживающих в Российской Федерации). По сравнению с 2002 годом его численность и доля увеличились на 34,2 тыс. человек и 3,2 процентного пункта, соответственно. Доля некогда многочисленных представителей славянских национальностей сократилась: русских – с 41,2% до 36,9%, украинцев – с 3,6% до 2,1%, что связано, в основном, с их миграционным оттоком за пределы республики.
По данным переписи 2010 года численность русских составила 353,6 тыс. человек. До переписи 2002 года они являлись наиболее многочисленной национальностью (по переписи 1989 года — 550,3 тыс. человек или 50,3%).
Численность украинцев по переписи 2010 года по сравнению с 2002 годом сократилась на 14,3 тыс. человек (в 1,7 раза) и составила 20,3 тыс. человек.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года увеличилась численность коренных малочисленных народов Севера: эвенков с 18,2 до 21,0 тыс. человек, эвенов – с 11,7 до 15,1 тыс.человек, долган с 1,3 до 1,9 тыс.человек, юкагиров с 1,1 до 1,3 тыс. человек, чукчей с 602 до 670 человек. Выросла также их доля в общей численности населения республики – с 3,5 до 4,2%. Немаловажную роль в увеличении численности северных народов сыграло изменение национального самосознания.
Доли коренных малочисленных народов Севера, проживающих в республике, в общей численности указанных национальностей в Российской Федерации составили: эвенков – 55,5%, эвенов – 67,3%, долган – 24,2%, юкагиров – 79,9% и чукчей – 4,2%.
Также под влиянием, главным образом, трудовой миграции, за 2002-2010 годы увеличилась численность киргизов – в 3,5 раза, узбеков – в 2,8 раза, таджиков – в 2,4 раза, армян – на 33,5%.
По данным переписи 2010 года по сравнению с 1989 годом у всех национальностей в Якутии увеличилась доля лиц, указавших своим родным русский язык. В 1989 году из 1000 якутов свой родной язык знали 951 человек, а в 2010 году цифра уменьшилась до 940 человек. Большая часть эвенков и эвенов считают своим родным якутский язык.
Точные данные по численности населения, его национальному составу и владению языками, уровню образования, источникам средств существования и другим характеристикам населения, будут получены по итогам Всероссийской переписи населения 2022 года.
Перепись покажет национальный состав Якутии
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РС(Я) отмечает, что единственным источником выявления национального состава населения являются переписи населения.
За период между переписями 2002 и 2010 годов под общим влиянием перемен социально-экономической ситуации в стране произошли заметные изменения в национальном составе республики.
Согласно последней переписи населения 2010 года в Якутии в мире и согласии проживают представители более 120 национальностей, которые развивают экономику, стремятся к повышению качества жизни населения, имеют достижения в области культуры, образования, здравоохранения, науки, физкультуры и спорта.
Якутское население является наиболее многочисленным и составило 466,5 тыс. человек или 48,7% в общей численности населения республики (97,6% в общей численности якутов, проживающих в Российской Федерации). По сравнению с 2002 годом его численность и доля увеличились на 34,2 тыс. человек и 3,2 процентных пунктов, соответственно. Доля некогда многочисленных представителей славянских национальностей сократилась: русских – с 41,2% до 36,9%, украинцев – с 3,6% до 2,1%, что связано, в основном, с их миграционным оттоком за пределы республики.
По данным переписи 2010 года численность русских составила 353,6 тыс. человек. До переписи 2002 года они являлись наиболее многочисленной национальностью (по переписи 1989 года — 550,3 тыс. человек или 50,3%).
Численность украинцев по переписи 2010 года по сравнению с 2002 годом сократилась на 14,3 тыс. человек (в 1,7 раза) и составила 20,3 тыс. человек.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года увеличилась численность коренных малочисленных народов Севера: эвенков с 18,2 до 21,0 тыс. человек, эвенов – с 11,7 до 15,1 тыс.человек, долган с 1,3 до 1,9 тыс.человек, юкагиров с 1,1 до 1,3 тыс. человек, чукчей с 602 до 670 человек. Выросла также их доля в общей численности населения республики – с 3,5 до 4,2%. Немаловажную роль в увеличении численности северных народов сыграло изменение национального самосознания.
Доли коренных малочисленных народов Севера, проживающих в республике, в общей численности указанных национальностей в Российской Федерации составили: эвенков – 55,5%, эвенов – 67,3%, долган – 24,2%, юкагиров – 79,9% и чукчей – 4,2%.
Также под влиянием, главным образом, трудовой миграции, за 2002-2010 годы увеличилась численность киргизов – в 3,5 раза, узбеков – в 2,8 раза, таджиков – в 2,4 раза, армян – на 33,5%.
По данным переписи 2010 года по сравнению с 1989 годом у всех национальностей в Якутии увеличилась доля лиц, указавших своим родным русский язык. В 1989 году из 1000 якутов свой родной язык знали 951 человек, а в 2010 году цифра уменьшилась до 940 человек. Большая часть эвенков и эвенов считают своим родным якутский язык.
Точные данные по численности населения, его национальному составу и владению языками, уровню образования, источникам средств существования и другим характеристикам населения, будут получены по итогам Всероссийской переписи населения 2022 года.
Якутия: народ, которому удалось снова стать большинством на своей земле
YAKUTIA.INFO. На белорусском новостном сайте «Наша нiва» вышла статья о Якутии, предлагаем вам ознакомиться с ней.
Якутия — гигантская территория. 3 миллиона квадратных километров — в 15 раз больше Беларуси. И представьте себе: в 1989 году якутов в Якутии оставалось всего 33%. На сегодня же их доля возросла до 53%! Они снова стали большинством на собственной земле, что дает им новые исторические шансы.
Россия не только является страной с самой большой в мире территорией, но и некоторые ее субъекты являются такими огромными, что даже опережают большинство стран по площади. Например, Республика Саха (Якутия) занимает 18% территории России. Если бы Якутия была независимым государством, она бы стала восьмым по площади государством в мире, совсем немного уступая по площади территории Индии.
Правда, в Индии проживает около 1,3 миллиарда человек, в Якутии на почти идентичной площади нет и миллиона. Это уникальное образование в составе России имеет чрезвычайно низкую плотность населения, прежде всего из-за лютого климата: зимой температура опускается до минус 60, а летом поднимается до +40. И вот в таких условиях якуты создали самобытную культуру.
Эта республика уникальна не только невыносимым климатом и богатыми запасами полезных ископаемых, но и тем, что во времена перестройки и в 1990-е Якутия пережила настоящее национальное возрождение. И как отголосок тех времен, здесь до сих пор высокий процент якутских школ, национальное телевидение и радио вещают преимущественно на языке саха и создают на этом языке телесериалы, существует довольно развитая эстрада и популярный кинематограф на якутском языке. При этом численность якутов не превышает 500 тысяч человек.
Якуты гордятся тем, что они пришли с берегов Байкала на земли, ставшие Якутией, приблизительно в XII—XIV вв., ассимилировали малочисленные местные племена и создали сильную, устойчивую культуру. Они даже вывели приспособленные к жизни в условиях севера породы «якутской коровы» и «якутской лошади».
Однако в ХХ в. якутам удалось сделать даже больше, чем другим народам России.
В чем секрет успеха немногочисленного, но расселенного на огромной территории народа? С какими проблемами сталкивается якутское национальный движение? «Наша Нива» обсудила эти вопросы с автором якутской «Википедии» и популяризатором якутского языка Николаем Павловым.
Николай Павлов
НН: В чем секрет относительного успеха Якутии, особенно если сравнивать вас с другими народами России, где с национальным самосознанием похуже ситуация?
МП: Никакого особенного секрета нет. С началом перестройки во всех национальных окраинах России происходили процессы роста национального самосознания. Пружина, пребывавшая под политическим давлением в годы СССР, внезапно распрямилась. Произошло культурное возрождение почти всех населяющих Россию этносов.
Особенность я вижу в сохранении национальной якутской школы в советские времена. В отличие от большинства других республик России, в Якутии всегда высокой оставалась доля национальных школ. Все предметы с 1 до 10 класса преподавались на якутском языке. Поэтому рост национального самосознания во времена перестройки оказался существенным. Многие жители республики, в том числе не саха, начали изучать язык самостоятельно. Родители старались обеспечить детей образованием на якутском языке.
Правда, сейчас чисто национальных школ в России, в том числе в Якутии, практически не осталось, так как Единый государственный экзамен [аналог белорусского ЦТ] теперь можно сдавать только на русском языке. Тем не менее, в большинстве школ Якутии существует так называемый «национальный компонент». Преподавание полностью на якутском языке существует только в начальной школе.
Поэтому сейчас, на мой взгляд, якутский язык все же сдает свои позиции. Но, как вы метко отметили, по сравнению с другими республиками ситуация не такая уж и плохая. Сохранение образования в начальной школе на якутском языке было ключевым фактором.
Якуты — малочисленный этнос, но почти все владеют разговорным и письменным языком. Существует большое количество журналов, газет и книг по-якутски. Мы подсчитали, что в прошлом году наше главное издательство выпустило около 400 книг на якутском языке. Это не те тиражи, которые были в годы СССР, но спросом эти книги пользуются.
Существует несколько общереспубликанских газет, и они также относительно популярны, с учетом малой численности населения Якутии. Например, якутская газета «Кыым» уже долгое время сохраняет самый высокий тираж среди национальных газет народов России и даже опережает татарские издания. Хотя татар раз в 10 больше, чем нас.
Что касается национального телевидения «НВК Саха», оно вещает круглосуточно и выпускает программы преимущественно на якутском языке. Эта же компания имеет и радиостанцию. И там эфир, за небольшим исключением, на якутском языке.
В 90-е годы произошел настоящий бум кинематографа. У нас снималась, да и сейчас снимается, большое количество самых разных фильмов и сериалов по-якутски. Жанры самые разные: и фильмы ужасов, и комедии, и мелодрамы, и философские притчи. Правда, пока не совсем понятно, что будет в будущем. В России сейчас решили существенно повысить налоги с кинопроизводителей, что может оказаться неподъемным для малых игроков. Наши кинематографисты находятся в растерянном состоянии, потому что такие условия сделают прокат якутских фильмов невозможным.
Но я все же хотел бы отметить, что использование языка в повседневной жизни, особенно в сочетании с сохранением традиционного хозяйства (а якуты являются самыми северными скотоводами), развитие медиа, различных жанров литературы и развитие других культурных институтов очень важно.
Но самое главное — наличие национальной школы. Лишь средняя школа может обеспечить людей не только навыками устной ежедневного речи, но и научить их письменному языку, привить навыки чтения, понимания высоких стилей литературного языка, чтобы такие люди в будущем могли потреблять продукцию писателей и журналистов.
НН: Как якутский язык чувствует себя в интернете?
МП: Действительно, мы начали обращать внимание на интернет как на среду для новых поколений саха. Понятно, что если язык не попадет в интернет, молодежь от своего языка будет отходить. Действуем мы с переменным успехом. До сих пор существует не так много ресурсов, которые были бы полностью на языке саха.
Если мы не обеспечим представительство языка в интернете — он станет аутсайдером. Языками великих народов занимаются корпорации. А языками малых народов вынуждены заниматься самостоятельно сами малые народы.
Приоритетным направлением мы выбрали Википедию. Она востребована людьми и многими используется. Статьи пишутся добровольцами. К сожалению, не все знают, что каждый человек может наполнять этот ресурс. Наша цель — объяснить людям, что это можно делать, а также показать, как это сделать правильно.
Социолингвисты говорят, что языки, у которых нет Википедии, не имеют и будущего. Наличие собственной энциклопедии означает наличие людей, которые готовы сохранять и развивать свой язык. Также это говорит о том, что в языке развит терминологический аппарат, что позволяет писать научные статьи.
Немаловажным является и вопрос престижа языка. Если язык становится непрестижным, родители перестают учить ему своих детей. А наличие Википедии способствует повышению престижа в глазах простых людей.
НН: Якутское национальное возрождение времен перестройки и 1990-х являлось исключительно языково-культурным или оно поднимала и политические вопросы? Существовали ли идеи создания независимого якутского государства?
МП: Конечно, любой народ не монолитный. Различные мнения всегда были и будут. Такие политические заявления тогда тоже звучали. Но это не нашло поддержки у большинства якутов.
С одной стороны, среди нас всегда было стремление к большей самостоятельности, чтобы самостоятельно определять свое будущее. Это естественно, это можно понять. Но заявления о полной независимости от России никогда не пользовались большой популярностью. Якутский народ не видит такой возможности, чтобы сколько-нибудь серьезное движение за независимость могло возникнуть.
НН: На ваш взгляд, русификация, которая происходила и происходит в российских республиках, — объективный процесс, вызванный политическими и социальными причинами, или целенаправленная политика Москвы?
МП: Следует понимать, что федеральная власть неоднородна. Там существует масса разных движений, разных людей, которые мыслят по-разному. Одно крыло хочет русификации, чтобы предотвратить в стране возможные проявления сепаратизма. Другое крыло, напротив, понимает, что Россия может быть конкурентоспособной лишь тогда, когда она сумеет сохранить свою разнообразие. Если человек чувствует, что его язык и его культура ценятся, уважаются государством и поддерживаются, то сепаратизм не может развиваться. Надеюсь, что это понимание в конце концов возобладает на федеральном уровне.
НН: Какие отношения у якутского национального движения, популяризаторов якутского языка с местными властями?
МП: Сохранение культуры востребовано народом. Поэтому и чиновники вынуждены культуру поддерживать, особенно с учетом того, что среди чиновников немало этнических саха. Другое дело, что не всегда есть понимание того, как правильно это делать. Иногда не хватает средств, чтобы что-то осуществлять. Иногда мешают отдельные законы, принимаемые в силу политических факторов.
НН: Якутский язык относится к тюркским. Как относятся в Якутии к пантюркизму?
МП: Относятся абсолютно нормально. Мы как тюркский народ питаем родственные чувства к остальным тюркам. Но и нельзя сказать, чтобы Якутия очень активно в этом участвовала. Во-первых, наш язык, как и чувашский, довольно давно ответвился от общетюркского, поэтому мы не понимаем других тюрков. А они, соответственно, не понимают нас. Во-вторых, мы живем довольно далеко от остальных тюрков. Ну и третье, большая часть тюрков — мусульмане, а мы, якуты, сочетаем православие с нашей традиционной религией.
Давно, когда я еще был школьником, я бывал в Беларуси. Я ощутил высокую цену, которую заплатил ваш народ в годы Второй мировой войны. Я радовался, что люди узнавали нас, якутов, и сразу спрашивали о вольной борьбе, потому что наши олимпийские чемпионы из Якутии тренировались тогда у белорусских тренеров. У меня есть белорусские друзья, с которыми я служил в армии, учился в университете и работал в одной компании. В Якутии работает много белорусской техники. Позвольте передать вашим читателям якутский алгыс (пожелание): Кэскилгит кэҥээтин, ойбоҥҥут уолбатын! (Пусть не иссякнут ваши источники, а будущее будет широким!)
Источник: m.nn.by
Республика Саха (Якутия)
Республика Саха (Якутия) — субъект Российской Федерации. Относится к Дальневосточному Федеральному округу. Административный центр город Якутск. Республика Саха — самый крупный регион России. Площадь Якутии — 3 083 523 кв км, что составляет 1/5 часть всей России или почти 2/3 площади Западной Европы. Население, по состоянию на 2016 год — 959,7 тысяч человек, из которых 63% живут в городах. Регион расположен в трех часовых поясах. Большую часть занимают горные хребты. Климат резко континентальный, с длинной зимой и коротким летом.
Якутию по праву называют сокровищницей недровых богатств. Известны месторождения алмазов и золота в бассейнах рек Алдан, Индигирка и Яна. Республика богата природными ископаемыми, более 90% алмазов и 40% золота России добывается здесь. Множество людей со всего мира интересуются древним животным миром, особенно его ярким представителем — мамонтом. В недрах региона обнаружена значительная часть всех известных в мире уникальных находок мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, овцебыков, пещерных львов и других животных давно минувшей эпохи. Якутия — это страна древних охотничьих и рыболовных традиций. Это одно из редчайших мест на планете, где сохранилась чистота природы и разнообразие животного и растительного мира.
Одним из самых привлекательных для туристов мест является Природный парк «Ленские столбы». Это уникальное явление природы находится прямо на берегу великой реки Лены. В причудливой форме столбов можно увидеть колоннады, башни, арки, соборы, зубчатые стены. На территории республики, в Оймяконе, находится Полюс холода Северного полушария планеты, где зафиксирована самая низкая температура (-71,2С) на заселенной земле. Там же находится легендарное озеро Лабынкыр. Знаменито оно сведениями о якобы обитающих здесь «северных динозаврах» — родичах «шотландки» Несси.
Туристы могут посетить комплекс «Царство вечной мерзлоты», который представляет собой огромный ледник внутри горы, оформленный командой профессиональных ледовых скульпторов. Недалеко от самой высокой точки долины Туймаада, расположен этнографический комплекс «Чочур Муран», построенный в память казакам первопроходцам. Работает круглогодичный зоопарк «Орто-Дойду», коллекция которого состоит из более чем 120 видов животных различных географических зон. Неизменный интерес вызывает фольклор, творчество, национальные промыслы, символы религиозно-мировоззренческих установок якутов.