Чердынь – один из древнейших городов Урала. Приезжая в Чердынь, словно переносишься на машине времени в прошлое. Гуляя по местным улочкам, кажется, что оказался в XIX или начале XX века. Здесь, как нигде на Урале, сохранилось очень много старинных зданий. А во многом и уклад жизни.
А еще часто обращают внимание, что Чердынь, как Рим, стоит на семи холмах. «На семи холмах лежал древний Рим. На семи холмах селилась старая Москва. По такой же причуде истории Чердынь — старейший город Урала — расположена на семи холмах правого берега Колвы», — пишет профессор Г.Н. Чагин. Каждый холм имеет название: Вятский, Троицкий, Воскресенский, Богоявленский, Монастырский, Посадский и Старокладбищенский.
Высокий берег Колвы рассечен глубокими оврагами, которые образуют несколько высоких мысов. На них стоят церкви Чердыни.
История Чердыни
Первое поселение на этом месте возникло еще в VIII-IX веках. В X-XV веках на Троицком холме существовало укрепленное городище, относящееся к родановской культуре.
С XIV века Чердынь стала центром территории под названием Пермь Великая. Но она несколько раз меняла свое местонахождение. Считается, что это уже ее третье место, а раньше Чердынь была на месте Пянтега и Покчи.
Через Чердынь шли дороги за Урал. Она имела крупные торговые связи с другими странами. В обмен на ценную пушнину сюда шли в том числе изделия из серебра. Так родились легенды о закамском серебре. О богатстве этих мест наглядно свидетельствуют многочисленные находки кладов. Некоторые из них можно увидеть в музее Чердыни.
Точная дата основания города неизвестна. Первое письменное упоминание Чердыни относится к 1451 году (Вычегодско-Вымская летопись). Тогда московский князь Василий II назначил наместником в Чердынь вереинского князя Михаила Ермолича. Этот год официально считается датой рождения города.
Борцы за православие склоняли жителей Чердыни к христианству. В 1455 году для епископа Питирима эта попытка окончилась неудачей – он был убит вогулами.
В 1462 году епископом Ионой в Чердыни был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь и заложена деревянная церковь Иоанна Богослова.
В 1472 году Пермь Великая присоединилась к Московскому государству.
В 1505 году в Чердынь назначили московского наместника, после чего население города становится преимущественно русским.
В 1535 году на Троицком холме была построена деревянная крепость. С трех сторон ее надежно защищали глубокие овраги, а с четвертой стороны соорудили ров и высокий земляной вал длиной 130 метров. Крепостной вал прекрасно виден и сейчас, поражая своими размерами. Крепость выдержала 11 крупных нападений татар и вогул. В 1535 году Чердынь получила официальный статус города.
Но в 1595 году появилась более короткая Бабиновская дорога через Соликамск. Чердынь оказалась в стороне и ее значение стало снижаться.
В 1781 году образован Чердынский уезд, просуществовавший вплоть до 1923 года. Чердынский уезд был самым большим в Пермской губернии, охватывал обширную территорию площадью 70 790 км2.
В 1783 году утвержден герб города Чердынь. Символ города – лося – можно увидеть в виде арт-объекта на площади перед автовокзалом. В наши дни разработан и брендбук города с лосем.
В 1792 году город сильно пострадал от опустошительного пожара. Сгорели крепость, церкви, дома. Осталось лишь 35 построек. Чердынские купцы участвовали в восстановлении города, выделяли средства на постройку новых общественных зданий и церквей.
В 1970 году Чердынь включена в список 116 исторических городов России.
В настоящее время численность населения города около 4,7 тысяч человек. Это один из самых маленьких городов страны.
Чердынские памятники архитектуры
Древняя Чердынь была городом деревянных домов. Многочисленные пожары уничтожили практически все старые здания, поэтому большинство уцелевших памятников архитектуры относятся к 18-19 векам, когда в городе началось каменное строительство.
Дом купца Ремянникова
- Адрес: ул. Успенская, 55.
Красивый каменный особняк Семена Ремянникова находится в самом сердце Чердыни – на Успенской улице. Двухэтажное здание в классическом стиле было построено в 19 веке. Дом купеческого семейства соединяется каменными проездными воротами с лавкой, в которой Семён Егорович торговал обувью.
До Революции в усадьбе также были хозяйственные постройки и сад, однако они были уничтожены в советские годы. Большевики раскулачили зажиточных владельцев и национализировали все их имущество. Во времена СССР в памятнике архитектуры работал Госстрах, в наши дни в здании размещаются ЗАГС и паспортно-визовая служба.
Женская гимназия
- Адрес: ул. Юргановская, 60.
Здание бывшей женской гимназии легко найти на одной из центральных улиц города – Юргановской. Учебное заведение открылось в 1880-е годы. Изначально это было двухклассное училище, затем его преобразовали в четырехклассную прогимназию.
В учебное заведение принимали девочек из разных сословий. К 1908 году в гимназии было уже 8 классов. Выпускницы работали учителями в родном городе и других населенных пунктах. После 1917 года образование вновь поднялась на уровень выше, теперь гимназию реформировали в педагогический техникум.
Во время Великой Отечественной войны в двухэтажном строении разместился эвакогоспиталь. После здание отдали школе-интернату. Сегодня в памятнике архитектуры работает выставочный зал Краеведческого музея.
Здание больницы
- Адрес: улица Прокопьевская.
Ещё один известный памятник архитектуры позапрошлого столетия располагается на Прокопьевский улице. Простое двухэтажное здание больницы прославилось на всю страну благодаря знаменитому пациенту – опальному поэту Осипу Мандельштаму.
Стихотворец был сослан в Чердынь за острые высказывания против советской власти и антисталинскую эпиграмму «Мы живем…». Ссылка морально раздавила литератора, однажды он не выдержал душевных терзаний и попытался покончить с собой, выпрыгнув из окна второго этажа. Спустя годы на здании появилась табличка в память об этом событии.
Водонапорная башня
- Адрес: Юргановская ул., 92.
Чердынская «водонапорка» – это не просто практичное сооружение, но и красивый образец инженерной мысли конца 19 столетия. Огромная восьмигранная башня в три этажа была построена в 1899 году на благотворительные средства.
Автором проекта выступил выдающийся инженер Александр Гансберг. Изначально строение из красного кирпича было увенчано деревянной башенкой со шпилем, но со временем она была разобрана. Примечательно, что водопровод в Чердыни появился на два года раньше, чем в главном городе губернии – Перми.
В 1913 году Сергей Прокудин-Горский, самый знаменитый фотограф Российской Империи, сделал с башни цветные снимки городка. Водопроводная башня прослужила более ста лет и лишь недавно отправилась на заслуженный покой.
В тему: Самые интересные места Пермского края
Достопримечательности Чердыни
В Чердыни много достойных достопримечательностей. Расскажу о некоторых из них.
Обозначения на схеме:
1 – Вятское городище и роща в честь 200-летия дома Романовых. 2 – Троицкое городище с валом, Ильинской церковью, башней и «Полюдовым следом». 3 – Часовня Спаса Нерукотворного Образа 4 – Успенская церковь (Музей веры), рядом застава 5 – Воскресенский собор и церковь Спаса Преображения 6 – Богоявленская церковь 7 – церковь Иоанна Богослова, старинные захоронения 8 – больница, в которой содержался Осип Мандельштам 9 – Выставочный зал краеведческого музея им. А.С. Пушкина 10 – Краеведческий музей им. А.С. Пушкина 11 – Автостанция г. Чердыни.
Троицкий холм
Отсюда начиналась Чердынь. Это сердце города, его начало. Еще в XII-XIII веках на этом месте стояло Чердынское (Троицкое) городище. Археологи нашли черепки посуды и бронзовые шумящие подвески родановской культуры.
На месте городища в XV году и появилась Чердынь с деревянной крепостью. Здесь прекрасно виден земляной вал. Он поражает своими объемами. Остановившись рядом, задумайтесь сколько земли и сколько сил ушло на то, чтобы насыпать его вручную в те давние времена!..
Здесь же, встроенная в вал, есть небольшая экспозиция, воспроизводящая кольчугу тех времен, наконечники копий, фигурки пермского звериного стиля, древнее блюдо.
Рядом построена деревянная церковь Ильи Пророка. А на краю холма воспроизведена одна из башен крепости – Спасская.
Около нее стоит импровизированное копье с щитом и огромный булыжник с выбитым на нем огромным следом человека. След воспроизводится по тому, что есть на вершине горы Полюдов Камень (Полюд). «Встав на сей камень нужно рукою взяться за древко копья, а ногой встать в след богатыря Полюда и тогда часть силы его всегда с тобой будет», — гласит надпись.
Кстати, Полюд прекрасно виден на горизонте, за рекой Колвой, напоминая по форме гигантскую застывшую волну. Считается, что при приближении неприятелей на Полюде зажигали сигнальный костер, и в Чердыни были готовы к появлению врагов.
Внизу течет река Колва. В прошлом она активно использовалась купцами как водный путь. На берегу реки стояли купеческие амбары и склады.
Вятский холм
По соседству с Троицким, чуть южнее, находится Вятский холм. Здесь было Вятское городище. Археологами найдены остатки металлургического производства, а также клад с предметами пермского звериного стиля.
К 200-летию дома Романовых на холме высажена роща.
Храм Иоанна Богослова
Самая старая каменная постройка Чердыни, возведенная в 1704–1718 годы. Интересно, что здание строили пленные шведы-каменщики по приказу Тобольского генерал-губернатора князя Гагарина, который посещал Чердынь проездом.
В 1751 году архимандритом Ионой Иоанно-Богословского монастыря были крещены последние язычники Вишерского края — манси.
Внутри двухэтажного храма сохранился старинный иконостас, выполненный известными мастерами-иконописцами Дмитрием и Григорием Федоровыми. Это один из трех таких иконостасов, сохранившихся на всю Россию.
За оградой, у стен храма сохранились старинные памятники и надгробные плиты XIX века над захоронениями видных жителей города.
Адрес: ул. Мамина-Сибиряка, 15.
Часовня Спаса Нерукотворного (или часовня «Убиенных родителей»)
Напоминает о тех смутных временах, когда на Чердынь нападали неприятели. Стоит над могилой 85 чердынцев, павших в 1547 году в бою с ногайскими татарами. Имена погибших перечислены на надгробной плите.
Надписи на старославянском языке у входа гласят: «Сия часовня освящена в честь Нерукотворного Образа Гда Бга и Спса нашего Иса Хса» и «Построена в память о 85 воинах избиенных на брани от нагайских татар в 1547 год генваря 6-го дня».
Спасская часовня была утрачена в советское время и восстановлена в 2007 году. Сейчас в ней работает музей «Часовня Спасская».
Собор Воскресения Христова
Строился с 1750 года, освящен в 1754 году. Внутри ведется реставрация. Колокольня Воскресенского собора служит главной высотной доминантой города. Сюда можно подняться и посмотреть на Чердынь с высоты птичьего полета. Подъем происходит по винтовой металлической лестнице. В одном месте на рельсе можно увидеть надпись «Демидова Н.Т. завод 1877 года».
Адрес: ул. Мамина-Сибиряка, 47.
Воскресенский собор образует единый ансамбль со стоящей рядом церковью Спаса Преображения.
Неподалеку находится здание Богоявленской церкви (1751-1761). Она лишилась своих куполов, но сохранила на стенах художественный орнамент. Сейчас здесь размещается хлебозавод.
Также дошли до наших дней Успенская церковь (в ней сейчас Музей истории веры) и Всесвятская церковь (1815-1817), что на кладбище в северной части города.
Музей истории веры в Успенской церкви находится по адресу ул. Успенская, 59. Здесь можно увидеть собрание икон, церковной утвари, узнать о храмах Чердынского района.
А в 2010 году из Ныроба в Чердынь перевезена часовня Михаила Архангела, стоявшая над ямой Михаила Романова. В ней памятный камень, надпись на котором гласит: «Гражданам всех сословий и званий, чьим трудом и попечением стоит город Чердынь. Благодарные потомки. 1451-2011 г.». Она стоит в сквере близ Музея веры и заставы.
Интересные места Чердыни: где погулять в городе
В каждом уголке небольшого города чувствуется дыхание ушедших эпох. Пройдясь по улицам и окрестностям, можно, как по пластам почвы, изучить разные эпохи в истории Чердыни.
Семигорье
Малонаселенный городок, словно древний Рим, лежит на семи холмах. Местные жители называют возвышенности горами. Названия пяти холмов церковные: Троицкий, Всесвятский, Вознесенский, Монастырский, Богоявленский. Каждая из этих гор, кроме Монастырской, названа в честь храма, который был построен на ее вершине.
В стороне возвышаются Таёжный и Вятский холмы. Троицкий холм – колыбель Чердыни, именно здесь археологи обнаружили следы первого городища. С этой возвышенности начинается большинство экскурсий по городу.
Река Колва
- Координаты: 60.401352, 56.492947.
Чердынь протянулась вдоль берега прекрасной уральской реки Колва. Столетия назад по реке ходили торговые судна, а на берегу шла оживленная торговля продуктами и ценной пушниной. Река была свидетелем не только мирной жизни, но и жестоких битв.
Так, в 1472 году в пяти километрах от Чердыни, возле села Покча, произошло сражение между московским и великопермским войсками, которое окончилось поражением местных воинов.
На противоположной стороне реки открываются бескрайние просторы чудесной уральской природы. Извилистая Колва имеет бойкий характер, но рядом с городом становится смирной и спокойной.
Купеческие улицы
Улицы Успенская и Юргановская – исторический центр Чердыни, куда в далёкие дореволюционные времена селилась городская элита, в частности, зажиточные представители купеческого сословия.
На Успенской улице жили купцы Ремянниковы, Сандаловы, Сусловы, Бутаковы, Головины, Зыряновы и другие известные горожане. Здесь находятся целые усадьбы с купеческими особняками, торговыми лавками и домиками для прислуги. Успенская и Юргановская идут параллельно друг другу и похожи, как родные сестры.
Чердынцы сохранили дореволюционные названия и отчасти восстановили первоначальный облик центра: каждый памятник архитектуры отмечен специальной табличкой, а на некоторых магазинах висят таблички в дореформенном стиле, с буквой «Ъ» в конце слова.
Троицкое городище
- Координаты: 60.400720, 56.488921.
Древнее городище на Троицкой горе – праотец современной Чердыни. Останки самых первых построек датируются 12 веком. В 16 веке на берегу Колвы выросла русская крепость. Первый деревянный кремль сгорел в 1504 году, а новый город, возведенный на пепелище, просуществовал до 18 века. От городища остался земляной вал.
На холме не раз проводились раскопки, самым успешным стал 2003 год, когда археологи обнаружили более 120 древних бытовых предметов: серьги, шумящие подвески, металлические наконечники стрел, монеты, замки, осколки посуды, орудия. Одна из самых ценных находок – бронзовый крест-мощевик, созданный, по подсчётам учёных, в 15-16 веках.
Вятское городище
- Адрес: улица Воскресенская.
Ещё один ценный памятник археологии был обнаружен на Вятском холме к югу от Троицкого городища. Вятское городище – остатки древнего поселения, той самой первоначальной Чердыни, что некогда являлась столицей Перми Великой.
Найденные артефакты указывают на крупные размеры и богатство древней крепости. Среди реликвий – металлические предметы, выполненные в так называемом пермском зверином стиле. В 1913 г. на возвышенности высадили рощу в честь 300-летия дома Романовых.
Литературный сквер
- Адрес: угол улиц Соборная и Юргановская.
В 2015 году в Чердыни открыли удивительный сквер в честь местной поэтессы Светланы Володиной. По краям круглой площадки расставлены мраморные памятники в виде раскрытых книг на подставках.
На одной странице начертан отрывок из стихотворения или высказывание о Чердыни, а на соседней странице изображен его автор.
Всего книг три: одна посвящена Светлане Юрьевне, остальные две отданы знаменитым гостям города – Осипу Мандельштаму и Дмитрию Мамину-Сибиряку. Между каменными книгами стоят удобные деревянные скамейки, в центре разбита большая цветочная клумба.
Чердынская застава
- Адрес: угол улиц Советская и Успенская.
На въезде во двор Успенской церкви посетителей встречает настоящая застава в старинном стиле. Тесная деревянная каморка и шлагбаум окрашены в полоски черного и белого цвета. Застава воссоздана на прежнем месте и в прежнем виде, именно здесь до конца 16 века пролегал торговый тракт в Сибирь. Реконструкция состоялась в 2011 году.
Как добраться до Чердыни?
Чердынь находится на севере Пермского края. GPS-координаты Чердыни (Троицкий холм): N 60º24.024´; E 56º29.219´.
Сюда можно попасть на автомобилях через Пермь, Березники, Соликамск. Из Перми до Чердыни ходят рейсовые автобусы.
Расстояние от Перми до Чердыни – 300 километров, от Екатеринбурга – 660 километров.
© Павел Распопов
UraloVed.ru
Смотрите также:
Старые фотографии Чердыни
Чердынь в литературе
С.М. Прокудин-Горский. Моя поездка в Чердынь
Покинутый мир чердынских манси
Город Чердынь (Пермский край) на карте:
Поддержать «Ураловед»
Команда Кочующие
Че́рдынь — город в России, расположенный на севере Пермского края, на правом берегу реки Колвы. Вместе с прилегающей территорией образует Чердынское городское поселение и является административным центром Чердынского района. Чердынь является одним из древнейших городов Урала и входит в Перечень исторических городов России. Население — 4920 человек (2010). Расстояние до ближайшей железнодорожной станции Соликамск — 102 км, до административного центра Пермского края, города Перми — 308 км.
ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ — ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ — ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ — ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ — ТУТ!
ПЕЩЕРЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ — ТУТ!
КЛАДЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ — ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ — ТУТ!
город Чердынь, река Колва
Происхождение названия Название города происходит, согласно гипотезе, выдвинутой А. С. Гантман, от двух коми-пермяцких слов: чер — «приток» и дын — «устье», — то есть «поселение, возникшее при устье ручья». Согласно другой версии, название поселению дала расположенная с северной стороны города небольшая речка, которая до прихода русских называлась «Чер», а поселение, расположенное в её устье, именовалось «Чердын» («дын» в данном случае переводится с коми-пермяцкого как «место около чего-либо»). Современное название речки — Чердынка — вторично, дано по названию города. В писцовых книгах XVI—XVII веков, в государевых грамотах и других указах Чердынь называли Пермью Великой, отождествляя её с наименованием исторической области.
Город Чердынь История
Основание города Точных сведений о дате основания Чердыни нет. Существуют гипотезы, согласно которым город первоначально располагался южнее, на месте села Пянтег. Позднее Чердынь будто бы переместилась на север, в район села Покчи, а затем оказалась на своём современном месте. Первоначально на месте Чердыни существовало Чердынское (Троицкое) городище, которое относят к родановской культуре. При его раскопках обнаружены обломки глиняной посуды и бронзовые шумящие подвески XII-XIII веков. На месте городища в XV веке был основан собственно город Чердынь. Обнаруженные археологами остатки деревянных укреплений русского кремля датируются XVI-XVII веками. Считается, что Чердынь была центром исторической области Перми Великой, которая в X—XII веках вела обширную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и северными народами (Югрой). В эту эпоху с Пермью поддерживали тесные торговые и политические отношения новгородцы, которые следовали на восток древним торговым путем по притокам Северной Двины, попадая с Вычегды волоком на Колву. Чердынь и расположенное в семи километрах к северу другое важное селение Покча были основаны на высоком правом берегу Колвы близ её впадения в Вишеру напротив горы Полюд, самой высокой точки в этой части Уральских гор. Отсюда далее на юг проходил путь на Каму и Волгу, а на восток — по Вишере — в Сибирь. Новгородцы получали дань с местных жителей (вероятно, название горы Полюд происходит от полюдья, то есть дани, которую здесь собирали для Новгорода) и числили край среди своих административных округов, но данных о наличии русского населения в Чердыни до конца XV века нет. Даже местные князья, которых летописи называют русскими именами и числят среди родственников верейских князей из Московии, в настоящее время по национальности считаются пермяками. Экономическое и политическое значение Перми Великой — Чердыни достигло пика в XV веке. Кроме пушнины, высоко ценившейся в Европе, в Пермском крае сосредотачивалось так называемое закамское серебро, то есть высокохудожественные серебряные изделия Сасанидской Персии, Византии и Великой Моравии, издавна стекавшиеся сюда по торговым путям в обмен на меха; это серебро составляло значительную часть дани, уплачиваемой русскими землями Золотой Орде. Начиная с Ивана Калиты, московские князья пытались оспорить политическое господство Новгорода над Пермским краем, но лишь Василию Темному удалось назначить в Чердынь своих ставленников.
город Чердынь, река Колва
Первые упоминания Наиболее достоверные сведения о Чердыни относятся ко второй половине XV века — времени начала вхождения Перми Великой в состав Великого княжества Московского. Первым из найденных через прошедшие пять веков описанием исторических событий в Чердыни является Вычегодско-Вымская летопись, которая начинает упоминать город с 1451 года: Лета 6959 прислал князь великий Василей Васильевич на Пермскую землю наместника от роду вереиских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной. Так великопермские князья стали вассалами московских, но вассалами непокорными. В частности, во время войны Москвы с Казанью в 60-х годах XV века они отказались участвовать в походе, но без разрешения великого князя заключали военные союзы с соседями, вятчанами, против вогулов (манси). Не разрывала Чердынь и своих отношений с Великим Новгородом. После войны с Новгородом 1471 г., за которой последовало его окончательное включение в Великое княжество Московское, Иван III воспользовался некими обидами, нанесенными в Чердыни московским купцам, в качестве предлога для вторжения. Весной 1472 московские полки под командованием воеводы стародубского князя Фёдора Пёстрого разбили пермское войско и взяли в плен князя Михаила Ермолаевича.
Собор Иоанна Богослова Богословского монастыря
Крещение Чердыни В 1455 году епископом Питиримом была предпринята попытка «крестити ко святей вере чердынцев», оказавшаяся неудачной — Питирим был убит вогулами, которые активно сопротивлялись принятию христианства. В 1462 году епископ Иона предпринимает «добавное» (повторное, дополнительное) крещение чердынцев. В этом же году в Чердыни был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь, при котором был заложен первый на Западном Урале христианский храм — деревянная церковь Иоанна Богослова. 1472—1535 года В 1472 году, после похода устюжского воеводы князя Фёдора Пёстрого на Чердынь, административный центр Перми Великой временно переносится в Покчу[6]. Князь Михаил, доставленный в Москву, выразил покорность Ивану III и вскоре прибыл назад. Его потомки княжили в Чердыни и Покче до 1505, когда княжество было упразднено, и в Чердынь был назначен московский наместник. С этого момента население Чердыни и Покчи становится преимущественно русским, в то время как пермяцкое население сохранилось лишь в отдельных деревнях и на территориях Коми-пермяцкого национального округа, расположенного к западу от р. Камы. В 1481 году Чердынь переживает атаку манси (вогуличей), которым не удалось взять город. Устюжский летописный свод доводит до нас сведения о том, что в 1504 году «город згорел Чердынь и князь Матфей Михайлович великопермьский поставил город на Почке новый». В 1535 году на Троицком холме города под наблюдением московского мастера — дьяка Семёна Курчова — был возведён деревянный кремль, переживший одиннадцать крупных осад. В этом же году сгорела Покча, и Чердынь возвращает себе статус административного центра Перми Великой. Кроме того, в 1535 году Чердынь официально признана городом.
Преображенская церковь и Воскресенский собор
Известно описание Чердыни, составленное воеводой Петром Нащокиным в 1613 году: город Чердынь деревянный и на городе шесть башен, а мосты и обломы на городе и на башнях сгнили и кровли обвалились, а у города четверо ворота, да тайник завалился; а на городе наряду пушка медная 12 пядей в станку, а станок и колеса ветхи и худы После выделения южной части пермских земель в вотчину Строгановым административный центр края также сместился на юг, и Чердынь утратила прежнее политическое значение. Экономика края развивается преимущественно за счёт разработки месторождений поваренной и калийной солей вокруг городов Соликамск и Березники, для вывоза которых в Чердыни и Покче до начала XX века строили баржи. Строительство железных дорог также ограничилось южной частью Пермской области, и Чердынь с областным центром в настоящее время соединяет только шоссе и речной транспорт.
Всесвятская кладбищенская церковь Город Чердынь
Чердынь и Покча до сих пор сохраняют облик старинных русских городков с типичными усадебными хозяйствами и не имеют многоэтажной застройки. Значительная часть населения края придерживается старообрядческого христианства, хотя церкви преимущественно находятся в ведении Московского патриархата. Чердынь — центр распространения уникальной деревянной скульптуры, в целом нехарактерной для убранства русских церквей. Происхождение этого обычая неизвестно, не исключено, что он, как и обычай украшать церковные здания луковицами, привнесен много веков назад из Скандинавии. Древнейшие скульптуры, сохранившиеся до наших дней, датируются XVII веком и находятся в Пермской художественной галерее (г. Пермь). Чердынь известна также как место первой ссылки Осипа Мандельштама.
Население По итогам Всероссийской переписи 2010 года население Чердыни составило 4920 человек, из них 2234 мужчин и 2686 женщин (45,4 % и 54,6% соответственно). По национальному составу наибольший процент среди жителей города составляют: русские — 94,6%, украинцы — 1,4%, татары — 0,7%.
Город Чердынь Краеведческий музей В 1899 году в городе был открыт общеобразовательный музей в ознаменование 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. В этом же году в городе был создан археологический музей. В 1918 году оба музея слились в один Общеобразовательный музей имени А. С. Пушкина, с 1922 года получивший своё современное название — Чердынский краеведческий музей имени А. С. Пушкина. Музейное собрание составляет более 110 тыс. ед. хранения и включает в себя следующие коллекции: археологическую, пермской деревянной скульптуры, старопечатных и рукописных книг XVI—XVIII веков, коллекции иконописи, этнографии, клады восточных монет. Музей имеет два филиала: Выставочный зал и Музей истории веры.
Интересные факты В русской историографии XIX века древнерусский топоним Пермь Великая отождествлялся со скандинавским топонимом Биармия, центр которой, как полагали, находился в районе Чердыни. Основное действие романа Алексея Иванова «Сердце Пармы» разворачивается в Перми Великой, в Чердыни и её окрестностях. Второе, авторское название романа — «Чердынь — княгиня гор». С Чердынью связаны жизни известных писателей: М. Е. Салтыкова-Щедрина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Осипа Мандельштама, Леонида Южанинова и других.
Преображенская церковь и Воскресенский собор
ЧЕРДЫНЬ СЕГОДНЯ Приятно сознавать, что к седой старине и к делам недавно минувших лет протянулись прочные нити современности. Более чем на 20 тыс. кв. км раскинулась территория Чердынского района, занимая почти всю северную часть Пермской области. А районный центр г.Чердынь имеет особое место среди городов Урала. В 1970 году Чердынь отнесена к числу 116 исторических городов России. Без преувеличения город можно назвать своеобразным музеем под открытым небом. Здесь взято на государственный учет и охраняется более 100 памятников истории и культуры. Некоторые из них просто уникальны. Земля Чердынская хранит немало бесценных реликвий. Некоторые из них сегодня известны всему миру: пермский звериный стиль, пермские деревянные «боги», уникальные иконы…
С 1947 года продолжаются целенаправленные археологические исследования на территории города и района. На Вятском холме были найдены остатки металлургического производства – медные и железные шлаки, а также яма-кладовка, заполненная черепками посуды, костями животных, предметами, относящимися к пермскому звериному стилю. Троицкая гора всегда привлекала самое пристальное внимание археологов – еще ни одна из проведенных здесь экспедиций не обошлась без ценных находок. Вот и ныне, летом 2003 года, на небольшом по площади раскопе обнаружено более 120 находок. Был найден комплект бытовых предметов – наружные замки, наконечники стрел, ножи, серьги, монеты… особое место среди находок занимает бронзовый крест-мощевик, датируемый ХV-ХVI вв. В городе осуществляется восьмилетняя программа по комплексному историко-археологическому изучению Троицкого городища и превращения его в историко-культурный центр. Троицкий холм уникален тем, что это единственное незастроенное историческое место, которое можно использовать для воссоздания древнего кремля. Далеко за пределами края известен краеведческий музей им. А.С.Пушкина, являющийся гордостью города. В 1998 году ему исполнилось 100 лет.
В Чердынском районе удивительная по своему составу флора и фауна. Здесь можно встретить редкие экземпляры животных и растений. А слава о Дивьей пещере (длина ее около 10 км), могучем былинном богатыре-камне Ветлан, реках Колве, Березовой, Каме и Вишере, богатой рыбой, идет не только в нашей области, но и по всей стране.
Город Чердынь
Древнейший город Урала становится известным туристским центром Прикамья. Из Чердыни отправляются в походы на Дивью пещеру, на отроги Уральских гор, сплавляются по рекам Березовой, Колве, Вишере. А для тех, кто хоть однажды прошел по Чердынским таежным тропам, совсем по-иному начинают звучать старинные названия селений: Покча, Вильгорт, Янидор, Камгорт, Искор, Ныроб, Колва, Полюд… Чердынский край привлекает многих людей разных профессий, возрастов и поколений. В последние годы он превратился в место массового туризма и паломничества в том числе и гостей из-за рубежа.
Богатое историческое прошлое района вмещает в себя развитую сеть народных промыслов и ремесел. Здесь развивались резьба и роспись по дереву, узорное ткачество, вышивка, вязание, плетение, металлообработка и гончарное производство. С целью возрождения прежних традиций создано муниципальное учреждение «Центр сохранения народных промыслов и ремесел», расположенное в бывшей лавке купца Черных. Особенно привлекает туристов салон-магазин «Народные промыслы и ремесла», где всегда широкий ассортимент товара мастеров гончарного производства, узорного ткачества, резчиков по дереву. В последнее время широкой популярностью среди гостей пользуются вновь открытые Никольская (зимняя) и Прокопьевская (летняя) ярмарки, на которых предлагаются исключительно изделия народных умельцев не только Чердынского района, но и соседних с ним районов. С недавнего времени в чердынском районе стал действовать центр памяти М.Н. Романова и получил широкую популярность как среди местного населения, так и в области. Основной темой работы стали реальные трагические события, имевшие место в конце 16 начале 17 вв., распространение знаний об историческом наследии. На основе исторических фактов составляются сценарии для театрализованного действия «Исторического театра», что позволяет приобщить к духовному наследию не только специалистов, но и общественность, подрастающее поколение, население края, туристов. Работа в этом направлении ведется постоянно. Об этом свидетельствуют проводимые Центром областные и районные мероприятия. Благодаря театрализованным действиям профессиональных и самодеятельных артистов Вы сможете совершить увлекательное путешествие в 16 век.
ВУЗ В ГЛУБИНКЕ ВУЗ в глубинке или удачный пример того, когда образование отвечает экономическим потребностям региона. Российскую высшую школу часто ругают за то, что она не отвечает потребностям рынка и зачастую готовит специалистов, которые не востребованы на рынке труда. В Пермском крае появился пример того, когда подготовка специалистов ведется с учетом экономических потребностей Северо-западного региона края. Инициаторами проекта выступили представители бизнес-сообщества, заинтересованные в подготовке необходимых специалистов. В 2007 году в г. Чердынь, что в Пермском крае, произошло событие, заставившее по новому взглянуть на проблемы получения высшего образования в российской глубинке. В 2007 году начал действовать совместный проект ЮниКредит Банка, ОАО «Соликамскбумпром», администрации Чердынского района и ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». Цель проекта – обеспечение Чердынского района специалистами в области туристического менеджмента.
Чердынь — уникальный город Для начала было бы уместно рассказать о специфике региона и, собственно, о причинах, почему возникла необходимость заняться подготовкой менеджеров по туризму для Чердыни. Чердынь – небольшой город в Пермском крае, расположенный в 470 км к северу от Перми. Городок примечателен своей историей, берущей начало в XV веке. Тогда Чердынь была столицей Великой Перми, а в 1472 г. вошла в состав Московского государства. Сегодня город известен широкой аудитории, благодаря роману пермского писателя Алексея Иванова «Сердце Пармы», в котором описаны исторические события, происходившие в Чердыни во второй половине XV века. Здесь сохранилось множество исторических и археологических памятников XVIII-XIX вв., а также функционирует Краеведческий музей, основанный в 1899 году. Чердынский район давно известен кладоискателям, потому что именно здесь князья и купцы прятали свои сокровища, скрываясь от врагов, нападавших на Пермские земли во время междуусобиц. Наиболее ценные находки были перевезены в петербургский Эрмитаж, а остальное – хранится в краеведческом музее.
На протяжении последних двух лет в Чердыни проходит ставший традиционным фестиваль «Сердце Пармы» и межрегиональный форум «Русский мир». В рамках этих мероприятий в городе устраиваются научно-культурные конференции, сценические представления, направленные на формирование имиджа Чердынского района как потенциального туристического центра Прикамья. Любители истории располагают богатым краеведческим материалом, который ложится в основу научных трудов местных исследователей Чердынской земли. Жители города с особым трепетом относятся к истории своего края и тверды в намерении сохранить культурно-исторические памятники. Администрация Чердыни разработала стратегию развития туристической инфраструктуры до 2010 года, включающую смелые планы по привлечению средств в местный бюджет от туризма и по занятости населения в данной сфере.
Чердынь, Богоявленский собор
Легенды города Чердынь О Полюде Гадал неприятель, в смятении великом пребывая, отчего непобедима Чердынь, в чем сила ее? Не знали вороги, что жил за Колвой-рекой, средь лесов в пещере огромной каменной славной богатырь по имени Полюд. Дорога была ему Чердынь, оттого и охранял ее богатырь. Чуть завидит он вдалеке вражье войско – разводит у пещеры своей высокий костер, чтобы заметили этот сигнал чердынские стрелки. Но однажды пришла на Чердынь несметная орда. И решил Полюд сам вступить в бой. Три дня шло сражение жестокое, но неприятель не отступал, подобно черным волнам. Рассердился тогда Полюд, топнул ногой о землю, и закачалась она, застонала, вышла из берегов Вишера-река и потопила в бурных водах своих вражье войско. Мало кто спасся, а и те, кому выжить довелось, долго вспоминали потом о непобедимом богатыре Полюде. Рассказывает предание, что спустя годы окаменел богатырь, обернувшись горой на Чердынском горизонте. С тех пор минули века, а Полюд все так же красив, горд и мил сердцу каждого жителя этой легендарной стороны.
Спасская часовня, вдали гора Полюд
Дивий камень (по реке Колва) С этим камнем связана легенда о какой-то девице, которая управляла чудью. Дева эта, гласит легенда, управляла чудским народом и жила в неприступной крепости на вершине горы, где до сего дня видны следы древнего городища. Дева славилась умом и красотою. Чудской народ под ее управлением был богат и счастлив и вел торговлю с другими «чудаками», обитавшими в Искоре. В хорошие дни Дева сидела на вершине своей скалы и сучила шелк для тенет, которым ее подданные ловили пушных зверей. Когда веретено у нее опрастывалось, она перебрасывала его на Бобыкский Камень, в подарок тамошним девицам. Д.Н.Мамин-Сибиряк. 1888г.
Другая легенда о Деве-красавице и богатыре Ветлане. Будто в незапамятные времена на одной скале жила Дева изумительной красоты, а на другой стороне Колвы жил молодой богатырь Ветлан. Они безгранично любили друг друга, но река преграждала им путь. Однажды Дева бросилась к Ветлану, но не смогла перепрыгнуть через реку и разбилась. От печали окаменел Ветлан.
Никольская церковь (пос. Ныроб) Люди, увидевшие эту церковь первыми, долго не могли поверить, что она строилась человеческими руками. Ее и назвали явленной за то, что никто не видел, как она возводилась. Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты возникла легенда, которая рассказывает, что Никольская церковь строилась мастерами, «неизвестно кем нанятыми, неизвестно откуда пришедшими», но присланными будто бы родственниками Годунова. К этому народная фантазия прибавила, что церковь возводилась без лесов и подъемных механизмов. И то, что делалось днем, за ночь уходило в землю (по другой версии, возводили церковь будто бы не на глазах у жителей, а глубокими ночами), поэтому каждый раз кладка велась от уровня земли. Когда же работы были закончены и поставлены главы с крестами, церковь «вышла» на поверхность и, как корабль, поплыла над морем тайги.
О святой Параскеве Пятнице (с. Искор) С древних времен живет в народе легенда о православной святой Параскеве Пятнице, которая особенно почиталась местными жителями. Во время одного из вражеских набегов Параскева обороняла городок вместе с другими защитниками. Врагам удалось полонить ее. Надеясь, что страдания мученицы устрашат русских воинов, и они сдадутся, израненную женщину с разбитыми в кровь ногами водили вокруг крепости, затем подняли по «узкой улочке» на вершину скалы. Но недруги просчитались – мученический подвиг Параскевы Пятницы укрепил дух защитников крепости, и они храбро отразили все приступы. С тех пор эта святая считается покровительницей Искора, в память об этих событиях в ХIХ веке там построена часовня.
О богатыре Бухоне Особенно популярным предание стало на севере Чердынского уезда. Прототип героя – Ивашко Сидоров – сын Бухонин – родился в погосте Вильгорт, и более 30 лет содержал на арендных началах транзитный путь по водоразделу-волоку между реками Молог (приток Березовки, бассейн Камы) и Нем (приток Вычегды). Волок получил второе название – Бухонин (первое название – Немской). По нему чердынские купцы в течение нескольких веков перебрасывали свои товары на Вычегду. Предание записал в 1821 году В.Н.Берх со слов 105-летнего М.Д.Пономарева: «…Вызван был как-то Бухонин в Москву. Забавлял шутками своими великого князя весьма много, раз пришли на княжий двор семь немцев, которые показывали разные чудеса, но Бухонин их всех поглотил». В легендарном предании о Бухоне повторяется широко распространенный в мировом фольклоре мотив об избавлении, который обладает необычайной силой.
Покчинский родник Говорят, что обязательная примета любой значимой исторической местности – наличие двух источников – живой и мертвой воды. Мертвая лечит человеческое тело, а живая – душу. Так вот, мертвый родник древней Чердынской земли находится на окраине села Покча. Легенды гласят, что на этом самом месте был казнен захватчиками покчинский князь вместе с женой и пятерыми детьми. А на другой день из пропитанной кровью земли потекли семь ручейков, слившихся в маленькое круглое озерцо. И сегодня, если присмотреться, можно заметить, как на поверхность хрустальной воды восходят пузырьками семь подземных струй – две побольше, а пять поменьше.
__________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО: Команда Кочующие https://cherdyn.permonline.ru/ https://fotki.yandex.ru/ сайт Википедия. Энциклопедия Пермской области. Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. — Пермь, 2004. Семенов О. В. Становление и эволюция системы местного управления на Урале во второй половине XV — первой половине XVII в. — Екатеринбург, 2006. https://northural.ru/ https://cherdyn59.narod.ru/
Вложение | Размер |
46.81 КБ | |
73.34 КБ | |
97.66 КБ | |
122.53 КБ | |
89.38 КБ | |
216.39 КБ | |
106.11 КБ | |
68.93 КБ | |
44.42 КБ | |
104.48 КБ | |
77.93 КБ | |
83.71 КБ |
Герб Чердыни в 1997-2009 гг.
В верхней части щита герб Пермский, который представляет собой изображение серебряного медведя, идущего влево (геральдический вправо), помещенного на червленом (красном) геральдическом щите, несущего на спине Евангелие в золотом окладе, над ним серебряный четырехконечный, равносторонний крест с расширяющимися концами. В нижней части щита в серебряном поле лось, означающий, что жители оного города промысел имеют звериною ловлею и за что платят ясак (подать) лосиными кожами.
Фактически при использовании часто герб изображался без верхней части.
Утвержден
в 1997 г., переутвержден Решением Думы Чердынского городского поселения от 28 марта 2006 г. №26 (с изменениями по решению Думы Чердынского городского поселения от 28.12.2006 № 99).