Сценарий классного часа «Путешествие по древним курским городам»


История Курского края

История Курского края. Средневековье.

Начиная с I тысячелетия до н. э. восток области был кочевничьим, скотоводческим, запад же — оседлым, земледельческим. Так же было и в последующие века, и в эпоху Киевской Руси, и позже, вплоть до второй половины II тысячелетия: восточнее Курска жили степняки-кочевники, западнее — оседлая земледельческая Русь. Первая граница между ними проходила по рекам Снове, Тускарю, далее через Беседино, Обоянь. Здесь находилась и первая линия славянорусских крепостей, большая часть которых обосновалась на древнейших, еще скифских времен, городищах. Крепости эти созданы были славянами Северского союза в конце VIII — начале IX века.

С 882 года Северская земля, включая весь запад Курской земли, вошла в состав единого Древнерусского государства. И с тех пор в течение многих веков курские «городки» и курские воины — кмети — порубежным щитом стояли между Русью и степью, принимая на себя первые удары сперва хазар, потом печенегов, половцев. Это заставляло князей постоянно заботиться об усилении линий пограничных крепостей. В области такие линии тянулись по Тускарю (городища Курское, Шуклинское, Переверзевское, Свободенское), по Сейму (Липинское, Коробкинское, Артюшковское, Юрасовское и др.), по Курице (Гнездиловское, Северное Нартовское), по Свапе (Ратманское, Старогородское, Мойсеевское, Красный Курган, Мухинское), по Пслу (Обоянское, Гочевское, Горнальское, Суходольское и др.). Всего в VIII — IX веках на курской земле возникло не менее 60 славяно-русских городищ.

Судьба этих крепостей-городищ сложилась по-разному. Часть их была оставлена нашими предками и запустела еще до монголо-татарского нашествия, другие в эпоху Киевской Руси превратились в укрепленные усадьбы феодалов, третьи оставались пограничными крепостцами до Батыева разгрома. И лишь некоторые стали настоящими городами.

До наших дней дожили только два домонгольских города: Рыльск и Курск.

Рыльск неоднократно упоминается в летописи, начиная с 1152 года. Он был центром небольшого Рыльского княжества. Археологические разведки на горе Ивана Рыльского, которая находится в самом городе, показали, что Рыльск как городище возник еще в I тысячелетии до н. э. Как славянская крепость он возродился в конце VIII века. Когда началось дробление Киевской Руси на ряд самостоятельных княжеств, Рыльск и Рыльское княжество стали частью более крупного и независимого Черниговского, а затем Новгород-Северского княжества. Во время монголо-татарского ига Рыльское княжество и рыльские князья продолжали существовать как феодально зависимые от Золотой орды.

Первое письменное упоминание о Курске мы находим в написанном еще до монголо-татарского нашествия «Житии» крупного политического и церковного деятеля Киевской Руси Феодосия Печерского.

Как видно из «Жития», Феодосий еще ребенком приехал с отцом в Курск. В это время в Курске были уже рынки, хлебопекарни, феодалы и властелин (князь или княжий наместник). Были кирпичные церкви. В «Житии» описывается картина уже сформировавшегося древнерусского города.

Точно известно, что Феодосий умер в 1074 году. Летописный Устюжский свод сообщает, что скончался Феодосий в возрасте 82 лет. Значит, родился он в 992 году, а в Курск, следовательно, приехал в конце X века.

Есть и другие древние упоминания о домонгольском Курске в летописях. Но были сомнения в том, находился ли он на том же месте, где сейчас, или перенесен сюда в более поздние времена.

Сейчас многочисленными археологическими находками доказано, что Курск испокон веков стоял там, где находится сейчас. Об этом, в частности, говорят в большом числе найденные в черте города куски стеклянных браслетов. Такие браслеты носили только в домонгольской Киевской Руси, и только горожанки. Да и само название города «Курск», явно произошедшее от названия реки Кур, показывает, что на другой реке искать его было бы неразумно.

В двух местах в черте Курска обнаружены скопления плинфы — особой формы домонгольского древнерусского кирпича. Плинфа изготовлялась только в городах и шла исключительно на постройку городских церквей. Кстати, плинфа, найденная в Курске, относится к X веку. Значит, во второй половине этого века Курск уже безусловно был настоящим городом. И мы можем праздновать тысячелетие нашего славного города-воина.

Как город, как центр Курского княжества Курск со времени феодальной раздробленности Киевской Руси находился под властью то Черниговских, то переяславских, то даже далеких суздальских князей. И куряне, как и жители других княжеств, постоянно вовлекались в усобицы между князьями.

В начале XIII века курские кмети в составе русских дружин героически сражались с монголо-татарами в битве на Калке.

О судьбе Курска и курян во время нашествия Батыя летописи не говорят. Но о ней рассказала археология. Несколько лет тому назад при прокладке газопровода южная часть Красной площади была прорезана глубокой траншеей. В траншее, на глубине около полутора метров, обнаружено громадное скопление костей и черепов взрослых людей и детей. Длина костища более 10 метров, толщина — до полуметра. Это могла быть только братская могила жертв монголо-татарского нашествия.

Истории известно, что монголо-татары истребляли всех взрослых и детей в тех городах, которые отказывались подчиниться захватчикам и оказывали им вооруженное сопротивление. Доказательством именно такого героического сопротивления и служит страшное костище на Красной площади Курска.

Курск времен Российской империи

Впрочем, уже в 1727 году Курск был включен в состав Белгородской губернии. Но в 1779 году при Екатерине Великой эта губерния была расформирована, и город стал центром Курского наместничества. Его первым главой был знаменитый фельдмаршал Румянцев. В 1781 году в городе случился большой пожар, после чего он стал перестраиваться. В 1797 году наместничество преобразовали в губернию. С этих пор Курск стал губернским городом.

С расширением границ Российской империи Курск теряет значение приграничного города, но в нем интенсивно развивается торговля. Город рос и расширялся, в нем стала активно развиваться промышленность, в 1808 году была открыта гимназия. С расширением Курска за реку связана история улицы Заречной. Город Курск стал достаточно крупным региональным центром. Во второй половине XIX века появился централизованный водопровод, было открыто трамвайное движение.

Советские времена

В первой четверти XX века круто изменилась история горда Курска. Краткое содержание событий тех времен состоит в том, что в конце 1917 года в город пришла советская власть. Впрочем, это было только началом Гражданской войны. В сентябре 1919 года Курск был захвачен белой армией генерала Деникина, но уже в ноябре его отбила Красная армия. С тех пор город вошел в состав Советской России, а затем и СССР.

В 1928 году Курская губерния прекратила свое существование. Курск стал административным центром одного из трех округов Центрально-Черноземной области, а с 1934 года центральным городом Курской области.

Во время Великой Отечественной войны город был занят немецко-фашистскими войсками в ноябре 1941 года, хотя его обороняла не только армия, но и ополчение. Освобождение города произошло через полтора года — в феврале 1943 года. В июле — августе недалеко от Курска состоялось одно из самых масштабных сражений Второй мировой войны – Битва на Курской дуге.

Через год после освобождения Курск стали восстанавливать, хотя война ещё продолжалась. В 1953 году по улицам города уже начали курсировать трамваи. В городе восстанавливались заводы и фабрики.

Вверх ▲ — Отзывы читателей (2) — Написать отзыв ▼ — Версия для печати

e-mail, город: Краснодар

Очень интересно и познавательно. Спасибо, с удовольствием прочитаю продолжение.

Климков Сергей Валентинович4 июня 2022, 16:07:29
e-mail, город: владимир

поселения на северной и центральной части европейской России появились очень давно. Этому свидетельствует и Владимирский Сунгирь, который, кстати полностью и не был исследован вследствие развития города в районе с. Доброе. Всё таки, наверное, это были ещё не славяне в том виде как это сейчас понимают большинство обывателей, но это были (я о курянах) люди, которые заложили генофон славян наравне с племенами, проживавшими на территории Новгорода, Пскова. Архангельса, Суздали.

Значение истории Курска

Чтобы понять современных жителей конкретного населенного пункта, нужно изучить его историю. Прошлое и современность постоянно перетекают друг в друга, образуя непрерывную цепь событий. Все происшедшее сегодня было возведено на фундаменте, заложенном вчера. Поэтому так важна история города Курска. Краткое содержание для детей и взрослых тех исторических событий, которые произошли в данном городе, изложено выше. Но, несомненно, этого мало, если вы хотите узнать о Курске более подробно. В статье изложены только основные исторические вехи. А для более пристального изучения требуется использовать главным образом первоисточники.

Согласно образовательной программе, история города Курска для 2 класса включена в состав уроков по окружающему миру. Безусловно, это способствует ознакомлению детей с прошлым родного города. Но про историю своего края не должны забывать и взрослые. Более того, жители других городов России тоже должны интересоваться событиями, которые в прошлом произошли в различных населенных пунктах страны. Ведь из таких частей мозаики складывается в единое целое история всей нашей родины.

Забытые деревни: тайны Курской области

Эксклюзив

Места, где гуляли Фет и Чайковский, поселения старообрядцев, источник, обладающий чудесной целительной силой… Всего в 40 км от Курска, они стали незаслуженно забытыми и заброшенными.

— Вы уже были в Донском? — спрашивает меня помощник настоятеля местного храма Алексей Лямин.

— Нет еще.

— Надо ехать!

— Надо ехать, — соглашаюсь я, мысленно представляя снежные заносы и бездорожье. Это летом хорошо путешествовать за город, наслаждаясь зеленью за окном. А зимой ты никогда не знаешь, в каком сугробе увязнет твоя машина.

До Донского недалеко, чуть меньше 50 км в сторону Золотухино, минуя местечко Свобода. Чтобы добраться до поселка, нужно свернуть с трассы налево на поселок Солнечный. Дорога грязная, навстречу один за другим ползут КамАзы. В Солнечном работает сахарный завод, дым от его труб виден издалека. Вокруг завода и вырос поселок с многокварирными домами. Но работа на заводе сезонная, и уже через несколько дней дыма не будет.

А поселок — классический советский: серые панельные дома, пустующие качели, куцая вывеска «Парикмахерская» на пристройке с угрюмыми металлическими дверями. Но зато есть школа, детский сад и даже больница. Раньше в Солнечном было много людей и много работы, поселок процветал. Сейчас — гораздо меньше, упали объемы производства, ухудшилась экология. В 2013 году из-за неработающих очистных произошел масштабный сброс в реку, погибло много рыбы. Тухлую рыбу видели даже посетители Коренной.

От Солнечного до Донского — по грунтовке. Но я не ищу легких путей, ошибаюсь поворотом и проезжаю мимо гаражей и заснеженных огородов, по оледеневшей колее. Местные внимательно провожают взглядом машину с некурскими номерами. Донское неожиданно выныривает из-за поворота. Вокруг безлюдно, и даже не у кого спросить, где же тот самый храм, который в 2013 году неравнодушные люди начали восстанавливать своими силами. Но обернувшись, вижу купол церкви и направляюсь туда.

Дома в Донском вполне хорошие и крепкие, но их немного. Возле церкви снега — по щиколотку, видно, что ходят сюда нечасто. Меня встречает лаем лохматая собака. Хрипло надрываясь, она ругается на незваную гостью, пока я не скрываюсь за деревянной развалюхой. Там, за покосившимся сараем, вырыт старинный колодец, и уходит вдаль аллея с белоснежными березами.

Несмотря на лай собаки, из соседнего с храмом дома никто не выходит, а сама церковь выгдит безлюдной. Дергаю за ручку — так и есть, заперто. У этого храма история длиной в 122 года.

Храм зачатия праведной Анны был построен здесь в 1896 году.

— Храм уникален своим расположением, — рассказывает мне Алексей Лямин, с которым мы беседуем накануне моей поездки. — Он в 40 км от Курска, в 12 — от Коренной Пустыни. По преданию здесь жила семейная пара, которая не могла иметь детей. Супруги дали обет Богу и пообещали, что если он пошлет им ребенка, то они построят храм. Вскоре родилась девочка, которую назвали Марией в честь Девы Марии. Супруги сдержали слово и построили храм, названный в честь зачатия праведной Анны.

До революции село Донское входило в Уколовскую волость Щигровского уезда. В эту же волость входила знаменитая 1-я Воробьевка, где жил и работал Афанасий Фет (здесь написаны «Вечерние огни»), Уколово — где находилось поместье Чайковских. Здесь у брата нередко гостил сам великий композитор Петр Ильич Чайковский, в Уколово, например, писалась Симфония №6 и «Иоланта».

Здесь же, в Уколовской волости, располагались старообрядческие деревни 2-я Воробьевка, Никулино, Реутово. Старообрядцы, гонимые за свои служения, переселялись в том числе и в Курскую область, где более лояльно относились к приверженцам старого устава. Село Донское по преданию тоже носит свое название неслучайно. Один из старообрядцев был выходцем из донских казаков, с его подачи место получило такое название. Казаки облюбовали поселок.

В советское время купола и колокольня храма были разрушены.

— Еще одна особенность храма — два престола: в честь зачатия праведной Анны и в честь иконы Донской.

В 2013 году настоятелем храма был назначен отец Олег. Вместе с ним сюда стала приезжать и команда единомышленников.

— Сперва мы поставили купол, затем новый фундамент, потому что здание разрушалось, — говорит Алексей Лямин. — Ходили по разным организациям, просили: кто сколько даст. С 1992 года храм не красился, мы его покрасили, привели в порядок. Местные сюда редко ходят, из города приезжают разве что на родительскую субботу. Тут в округе человек сто едва наберется. Поразительно, конечно, что в 10 км в Свободе идут ярмарки с размахом и помпой, а здесь медленно умирает и ветшает всеми забытое село. Там показуха, а здесь все очень плохо.

Историей этих краев Алексей и другие казаки, которые сегодня восстанавливают храм в Донском, заинтересовались в 2004 году. Все началось с деревянного храма в Уколово. Здесь когда-то молились Афанасий Фет и его жена Мария Боткина, Николай Чайковский. Чудом этот храм не пострадал в советское время. Видимо, из-за того, что к нему нет асфальтированной дороги, а только грунтовка. Алексей показывает мне снимки, сделанные летом в Уколово.

Мария Боткина была богомольной и посещала уколовский храм, была крестной матерью крестьянских детей ( своих никогда не имела). Афанасий Фет дружил с князем-поэтом Константином Романовым. А племянник Марии Петровны был замучен с царской семьей.

Так сейчас выглядит старинный храм в Уколово

Храм в Уколово восстанавливали долго и тоже силами небезразличных людей.

У Донского — своя история, и по мнению тех, кто трудится в храме, своя судьба.

— Мы хотим сделать Донское старорусским поселением, где будут жить по исконным традициям. Ведь по всей России очень много людей, уставших от урбанизма и мегаполисов, они могут приезжать сюда. В нашей стране уже есть такие уголки, но в Курской области пока нет. Мы хотим возродить здесь старообрядчество, ведь еще Серафим Саровский говорил старообрядцам, что их вера — это лодка на канате у большого корабля православия. Сегодня именно старообрядцы — это носители русского культурного кода.

— Сегодня мы — пустые, мы утратили свою связь с традициями. Русские остались без дома. А возрождая свою культуру, мы возвращаемся домой. У нас и земель-то своих скоро не останется, вся курская земля продана москвичам.

Во 2-й Воробьевке из старинного деревянного старообрядческого храма сделали школу, здесь не больше 15 учеников. Сама деревня выглядит удручающе — развалюхи-дома, старики, доживающие здесь свою жизнь.

Старообрядческий храм сохранился только в рисунках

Сейчас здесь школа

Алкоголизм — верный спутник безработицы в деревнях

— А как доехать до 2-й Воробьевки? — спрашиваю я в Донском у жительницы. Женщина стирает белье возле колодца.

— А тебе зачем туда?

— Хотела храм посмотреть.

— Милая, да храма нет уж очень давно. Там школа сейчас, до этого конюшня была. Вон у нас в Донском тоже храм есть, старинный.

В пяти минутах ходьбы от храма зачатия праведной Анны стоит крест, спускаюсь пониже и вижу источник. Возле воды сидит мужчина, а рядом — два пакета с пустыми бутылками.

— А вы из Донского?

— Нет, я из Солнечного. Раньше мы за водой в Коренную ездили, а потом внук этот источник нашел, попробовали, а вода вкуснее, чем в Коренной. Теперь сюда пешком хожу, здесь километра три.

— Это непростой источник, — рассказывает мне Алексей Лямин. — Я тут с 2013 года, и за это время было 15 случаев исцеления от бесплодия. Когда врачи разводят руками, а женщины приезжают к нам, молятся в храме, пьют воду из источника и вскоре рожают. И детей привозили сюда, и малыши исцелялись. Здесь места с невероятной энергетикой.

Я осторожно спускаюсь к источнику и набираю в ладони ледяной воды, действительно вкусная. Вокруг — звенящая тишина. Удивительные места со своими историями, тайнами и загадками.

Надежда СУРГИНА.

Популярные темы сообщений

  • Атмосфера
    Атмосфера это объем газа, которая состоит из разных смесей, на земле они считаются воздухом. Сам воздух состоит из молекул кислорода и с наибольшим участием азота. Незначительный процент разделяют другие газы — это пар,
  • Люксембург
    Люксембург – это одно из самых маленьких государств в Западной Европе. Имеет статус великого герцогства. Столицей является одноименный город. Население около 600 тысяч человек почти половина которых иностранцы. Официальный язык
  • Свойства льда
    Каждый человек, хотя бы раз в жизни видел лёд. Но не все знают , при какой температуре лёд начинает таять, где больше всего льда на планете и какие же свойства он имеет. Сегодня мы попытаемся узнать об этом холодном и скользком веществе чуть больше.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]