Правда и мифы Никольского торфяного болота

В Пензенскую область стоит приехать, чтобы своими глазами увидеть землю, давшую миру столько неординарных личностей. Пенза гордится литераторами В. Г. Белинским, М. Ю. Лермонтовым, Д. В. Давыдовым, композитором А.А. Архангельским, режиссером В. Мейерхольдом. В городе родился и вырос знаменитый актер немого кино И. И. Мозжухин. Пензенская земля – родина великого историка В. О. Ключевского, автора «Курса русской истории».

Пенза, на первый взгляд, тихий провинциальный городок, даже носила звучное название «Новые Афины», по уровню своей образованности уступая лишь столичным городам.

Многие явления культурной жизни впервые происходили именно в Пензе. Город – родина русского цирка. В 1873 году состоялось выступление, представленное русскими антрепренерами — братьями Никитиными.

Географическое положение области тоже незаурядно. Она находится в центре европейской части России, на стыке трех природных зон: лесной, степной и лесостепной.

Города и села

Пенза

Начиналась Пенза с оборонительной крепости, построенной для защиты рубежей Московского княжества. В начале 19 века это уже крупный город, центр губернии.

Ниже мы коротко пройдемся по главным пензенским местам, но если вы собираетесь посетить этот город — почитайте обзор всех его важных достопримечательностей.

Современная Пенза не оторвалась от своего прошлого. В городе сохранены кварталы купеческой застройки. Даже тот факт, что Пенза носит звание самого зеленого города Поволжья, имеет исторические причины. А начиналось все с визита в город императора Александра Второго, который, осмотрев памятные места и обнаружив на месте крепости руины и запустение, остался очень недоволен и предложил разбить сквер. Сегодня это Лермонтовский сквер, им начинается центральная улица Пензы — Московская, пензенский Арбат.

  • Памятник Первопоселенцу. Необычно для 1980 года было открыть памятник не политическому деятелю или крупному военноначальнику, а Первопоселенцу — тому, кто защищал родную землю и осваивал ее в мирное время. Скульптурная композиция посвящена 600-летию Куликовской битвы.
  • «Росток». На набережной Суры стоит 25-метровый монумент Славы, имеющий народное название «Росток». Он символизирует развитие города и страны. Рядом – подвесной мост «Дружба» — лучшее инженерное сооружение советского времени.
  • Светофорное дерево. В сквере напротив железнодорожного вокзала есть светофорное дерево. Этот арт-объект состоит из 36 старых светофоров, отработавших свое время на улицах города. С наступлением темноты светофоры включаются и переливаются цветами в такт музыке. Идея этой инсталляции принадлежит бывшему мэру города Роману Чернову, который увидел подобное дерево в Лондоне.
  • «Кружка пива». Московская улица приводит к Фонтанной площади, примечательной своим светомузыкальным фонтаном и репродукцией картины Мане «Кружка пива». Эта внушительных размеров мозаика была сделана из 55 тысяч пивных пробок и установлена в 2000 году.
  • «Кукушка». Рядом с Фонтанной площадью в маленьком скверике находятся башенные часы с кукушкой, как памятник настенным часам, обычным в домах прошлого столетия. Этот скверик в городе — место дружеских встреч и романтических свиданий.

Музеи Пензы

  • Музей одной картины имени Г. В. Мясникова. Само здание музея – памятник 19 века, бывший дом полицмейстера. В музее нет постоянных больших экспозиций. Там выставляется по одной картине. Ее показ предваряется фильмом или рассказом об авторе произведения. В нашей стране таких музеев больше нет.
  • Музей сценического искусства имени В.Э. Мейерхольда. Музей был открыт в 1984 году и стал первым мемориальным памятником Мейерхольду в России и за рубежом. Открытие музея совпало со 110-ой годовщиной со дня рождения режиссера. В здании семья Мейерхольдов жила до 1898 года. Музей интересен еще существованием драматического «театра Доктора Дапертутто». Спектакли играются в маленьком зале, бывшей гостиной. Артисты находятся в метре от зрителей. Все восемь актеров театра – мужчины. Они же играют женские роли, выступают как работники сцены. Во всех театральных постановках развиваются идеи Мейерхольда.
  • Музей народного творчества. Музей расположен в усадьбе пензенского лесопромышленника С. Л. Тюрина. Усадьба – настоящий резной терем, в котором собраны предметы народного творчества: резные вазы из дерева, соломенные куколки, изделия из лозы, абашевские свистульки.
  • Музей В. О. Ключевского. Открыт в 1991 году. Состоит из двух деревянных домов. Экспозиции музея рассказывают о пензенском периоде жизни историка и о его научной и общественной деятельности.
  • Мясной пассаж — памятник архитектуры. Ему уже более 100 лет. Сначала там располагались торговые ряды, потом хотели сделать из пассажа картинную галерею, но сырость подвалов подвела. Сейчас там спортивные клубы.

Кузнецк

Будет интересен как образец уездного городка 19 века. Стоит прогуляться по исторической части города, где сохранились постройки в стиле «русский классицизм».

  • Вознесенский кафедральный собор. Деревянная церковь была построена в 1699 году. Каменным собор стал в 1856 году. Силами верующих после советского упадка храм возродился. Сегодня здесь проходят богослужения, существует воскресная школа, занятия по иконописи, хранятся православные книги.
  • Церковь Казанской иконы Божьей матери. Примечательна тем, что в советское время не была разрушена и даже не была закрыта. Построена в «русском» стиле. Храм интересен колокольней в виде трехъярусного шатра.
  • Часовня Святой Параскевы Мученицы. Стоит на месте видения верующими иконы святой мученицы Параскевы. Средства на постройку часовни выделили местные купцы. Сейчас здесь есть оборудованный подход к источнику, можно набрать святой воды, окунуться в купальню.

Стоит упомянуть еще об одной достопримечательности Кузнецка. В сквере у городской администрации стоит камень таганаит, привезенный с Урала. Горожане называют его камнем солнца и любви.

Никольск

Город ранее носил название Николо-Пёстровка. В середине 18 века поселок объединили с поселением Малая Пёстровка. Так образовался новый город. Всемирную славу Никольску принес хрустальный завод.

  • Музей стекла и хрусталя. Коллекция была основана в 1789 году. Признана искусствоведами лучшей коллекцией стекла в России. Начиналась коллекция как образцовая комната при Никольско-Бахметевском заводе. Три поколения семьи Бахметевых собирали образцы, созданные умельцами их завода, изделия богемских, французских мастеров. В советское время . Коллекция продолжала пополняться стараниями директоров завода, а в настоящее время – благодаря частным лицам.
  • Казанская церковь. Выстроена в византийском стиле, имеет необычную деревянную колокольню.
  • Музей писателя А. Я. Яшина. Экспозиция на первом этаже посвящена военной истории. Представлены также чучела животных, элементы сказок. Второй этаж музея представляет сохранившийся интерьер 19-20 веков. Есть в музее и нумизматическая коллекция.

В городе есть вантовый пешеходный мост через реку Юг. Ради любопытства можно попробовать пройтись по нему.

Лермонтово

Село относится к так называемым лермонтовским местам. В селении, которое раньше называлось Тарханы, находилась усадьба бабушки поэта Елизаветы Арсеньевой.

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»

Адрес: Белинский район, село Лермонтово, улица Бугор 1/1 Телефон: Сайт: www.tarhany.ru Режим работы: 09:00 – 16:00 пн-вс, вт – выходной день Стоимость: 100 рублей

В Тарханах провел детство М. Ю. Лермонтов. Здесь захоронен прах поэта, привезенный из Пятигорска.

В музейном комплексе проводят постоянные экскурсии, устраивают выставки, театрализованные представления. Можно посмотреть само поместье, мебель, утварь того времени, личные вещи Лермонтова. Есть даже настоящая работающая ветряная мельница.

Каменка

Родина хирурга, академика Н.Н. Бурденко, поэтов М.И. Кириллова и М. А. Фельдмана. Семнадцать Героев Советского Союза воспитала маленькая Каменка.

Посмотреть в городке можно усадьбу графа Войенкова, предназначенную для царевича Алексея. С именем Войенкова связано развитие Каменки. Стараниями графа через город прошла железная дорога.

Занимался Войенков разработкой и распространением минеральной воды «Куваки» из местного источника. На царевича Алексея, как считалось, вода оказывала благотворное влияние.

Ныне воду добывают до сих пор, а усадьба в запустении разрушается.

Дорога от Пензы до Никольска все время идет через красивейшие лесные массивы. Немногие населенные пункты, которые встречаются на пути сплошные исторические места — бывшие имения Шуваловых, Голициных, Обленских.А вот и сам Никольск. Город уютно расположился по обеим берегам р. Вырган (бассейн р. Инзы, Суры). Возник он из двух сел: Никольского (Николо-Пёстровки), известного с 1668, и Пестровки (Малой Пестровки), основанных в 1680-х гг. В 1761 оба села оказались в руках одного владельца Алексея Ивановича Бахметьева.

Алексей Иванович Бахметьев – будучи человеком энергичным завел у себя в имении, в селе Никольском , парусиновую фабрику и винокуренный завод. Но эти производства его не удовлетворяли. Алексей Иванович, решил строить стекольный завод. Ведь село со всех четырех сторон окружено сосновыми лесами, что немаловажно было для стекольного производства в 17 веке. Поскольку лес – это топливо, а для плавки стекла нужна температура под 1000 градусов! Так что с лесом обходились здесь бережно, чтобы надолго хватило, иначе, зачем дело заводить? Тогда Бахметьев обратился к Екатерине II с просьбой разрешить ему основать такой завод. 3 августа 1763 года по указу императрицы Екатерины II из Мануфактур-коллегии на его имя было получено разрешение «хрустальную и стеклянную фабрику завести и позволить, на которой делать хрустальную и стеклянную посуду самым добрым мастеровым». Капитал А.И. Бахметьева, вложенный в дело, составил три тысячи рублей. Алексей Иванович из Европы, с большой осторожностью, провозит по бездорожью французское и богемское стекло. Впервые в жизни Никольскому мужику было позволено протянуть руку и потрогать диковинные предметы барской роскоши. Да и узнать, что составляющие стекла: мел, сода, мышьяк, песок… А если добавить к ним 18 – 24% окиси свинца, оно приобретет тяжесть и переливчатость, прозрачность и звонкость… Потому что при температуре 14000 превратится в хрусталь. Здесь выпускали сотни образцов посуды, светильников, парфюмерных принадлежностей, элементы церковного убранства и утвари. Однако, после Пугачевского бунта 1775г., все предприятия были разорены и сожжены дотла. Бахметьев обратился к государству за помощью , которая ему была оказана и со временем Алексей Иванович наладил свое дело. Он оказался весьма предприимчивым хозяином. Умер А.И. Бахметьев в 1779 году, но порядок, заведенный им, сохранился и при вдове Агафоклее Ивановне.

Вдова Бахметьева – Аграфоклея Ивановна сумела увеличить производство. Работали уже три хрустально – стекольных завода, где изготовляли: стекло листовое, штофы, бутылки и разную посуду на общую сумму сорок тысяч рублей в год. Торговали в Москве и на Макарьевской ярмарке. Самыми дорогими считались графины по семьдесят копеек за штуку и хрустальные фужеры по пятьдесят копеек. На фабриках числились 184 рабочих и два смотрителя.

Николай Алексеевич Бахметьев, продолживший дело отца, обращает внимание на улучшение качества хрустальных изделий. С начала 19 века завод становится одним из лучших в стране, выполняет престижные заказы, неоднократно получает право изображения на своей продукции Государственного Герба России. При Николае Алексеевиче были построены большие каменные здания для печей, шлифовальная и другие мастерские. Появились замечательные мастера-стеклоделы. Они проходили обучение в Санкт-Петербурге на Императорском Стеклянном заводе. Бахметьев лично испытал все тяготы войны 1812 года, когда была сожжена его усадьба и временно прекращено стекольное производство. В продукции Никольско-Бахметьевского завода долгое время была популярна тема, отражавшая события наполеоновских войн и ее героев.

С 1836 по 1861 годы у руля фамильного производства стоял сын А.Н. Бахметьева, Алексей Николаевич. Предприятие достигло наивысшего процветания. Выпускаемая здесь продукция отличалась индивидуальностью, изяществом и ювелирной отделкой.

Сын Н. Бахметьева, Алексей, изучал технологию производства стекла в Лейпциге и работал на стекольных фабриках мастеровым. В царствование Николая I Алексей продолжил семейное дело. Заводы выполняли заказы и для казны, Императорского Двора. Чистый доход от каждого завода достигал восемнадцати тысяч рублей в год. В 1829 году на первой в России выставке мануфактурных изделий в Петербурге, продукция Бахметьевых, удостоена большой золотой медали. Образцы работ были взяты в музей Департамента мануфактур. На последующих пяти всероссийских выставках, вплоть до 1896 года, продукция Бахметьевых отмечалась наивысшими призами – правом изображения Государственного герба.

В знак особого доверия Бахметьеву поручили наладить производство предметов, «могущих иметь сбыт в Персии и Турции». С большим усердием Алексей Николаевич берется за выполнение заказа. Изучение технологии производства стекла в городе Лейпциге, дало ему огромный опыт и оказало помощь в таком сложном деле.

А.Н. Бахметьев был женат на дочери графа Толстого – Анне Петровне. Алексей владел заводом в течение 25 лет. Заводская кладовая пополнилась образцами, среди которых много прекрасных подарков от князя Петра Михайловича Волконского и графини Орловой-Денисовой. По заказу графа Панина были изготовлены дверные ручки с шарами из чистого хрусталя. Интересные накладки для университетской церкви в Москве. Большого внимания заслуживал спецзаказ персиянина Каримова – молочники – изящной и тонкой работы.

Алексей Николаевич, будучи в своем Пензенском имении, лично объявил крестьянам и мастеровым об отмене крепостного права. Скончался внезапно. Было ему тогда 63 года. После внезапной смерти А.Н. Бахметьева, дело осложнилось. Детей у Бахметьева не было. Родовое имение Алексея разделили между собой его сестры-княгини Трубецкая, Горчакова и Волконская. Однако, опасаясь, что завод в селе Никольском погибнет, хозяин оставил завещание, где говорилось, что предприятие переходит в полную собственность Александру Дмитриевичу Оболенскому, который был сыном его родной племянницы княжны Дарьи Петровны Оболенской, урожденной Трубецкой.

До вступления в наследование Александра Дмитриевича, все дела легли на плечи вдовы А.П. Бахметьевой. Но она не могла справиться с управлением заводом. Однако решила, во что бы то ни стало спасти производство – дело всей жизни мужа.

Завод продолжал работать, но качество продукции ухудшилось, были утрачены рынки в Москве.

В 1884 году, после смерти вдовы, в дело вступил последний владелец – Оболенский.

Он чувствовал себя обязанным перед памятью и доверием двоюродного деда. Три обстоятельства помогли поднять производство: во-первых, личные средства князя позволяли весь доход от завода тратить на техническое перевооружение, во-вторых, осуществлялся грамотный подбор высшего технического персонала, в-третьих, ряд благоприятных обстоятельств. Одной такой причиной стала новая железнодорожная ветка Московско-Казанской дороги, которая проходила недалеко от предприятия. Это намного улучшило положение с сырьем и рынками сбыта. В 1896 году завод участвует в Нижегородской ярмарке, где его изделия занимают достойное место. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже хрусталь Оболенского получает Большую Золотую Медаль. Сумев поднять производство, Алексей Дмитриевич стал следить за покупательским спросом. Скоро он понял, что большую прибыль может дать миниатюрная посуда – флаконы для лекарств, духов, лосьонов, жидкого мыла. Очень быстро наладили выпуск посуды для аптек и парфюмерии. В 1913 году товара вырабатывалось почти на восемьсот тысяч рублей.

В 1917 году князь Оболенский избирается главой Союза стеклозаводчиков России.

Частная мануфактура Бахметьевых славилась своими высококлассными мастерами: А.Вершинин, К.Селиверстов, И.Головачев, ПЯ. Куликов и многие другие. В 1779 г. А.И. Бахметьев устроил при фабрике специальную кладовую, в которой откладывались и накапливались для будущих поколений лучшие образцы бахметьевской посуды. Так, с 1789 года, образовался золотой фонд музея стекла и хрусталя.

В трудные годы революции и гражданской войны рабочие смогли не без помощи наследников-сыновей кн. Оболенского (умер в ноябре 1917 г.) – сохранить завод и сберечь музейный фонд. С 1918 по 1924 г. на заводе было коллегиальное управление. Предприятие стало государственным. Постепенно, пережив сложные

20-30-е годы, завод стал одним из самых крупных в стране. В 1945 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Он единственный поставлял в течение всей войны заготовки всех марок оптического стекла для нужд обороны страны. С середины XX века занимал ведущее место по качеству и экспорту хрусталя, заводские мастера продолжали традиции изготовления изделий сложной ручной работы.

В советское, и особенно в постсоветское, время стали исчезать рабочие династии на Никольском заводе. Производство стало упрощаться, грозя вовсе исчезнуть. Сейчас Завод к сожалению не работает.

Здание заводоуправления. Постройка Оболенских.

Умолкшие печи и разбитые стекла заводских цехов.

На его территории в одном из цехов бывшего завода работает не большое стекольное предприятие «Бахметьевская артель» , которое пытается возродить былую славу Никольских стеклодувов.

Дом Князей Оболенских.

Здание , которое построили Оболенские для своего народного хора. Конечно в советские времена его перестроили, добавили колонны по фасаду, но основа остала прежней.

Традиция, собирать лучшие экземпляры стекла и хрусталя, которую заложили Бахметьевы и Оболенские продолжается до настоящего времени. Все эти необыкновенные предметы можно увидеть в заводском музее, в который мы сейчас и отправимся.

Пензенская обл. г. Никольск, ул. Комсомольская, 21, (841-65) 4-55-24

Заранее прошу прощения за качество фотографий. Снимать хрусталь в зеркальных шкафах и через стекло очень трудно. Но мне очень хотелось, что бы Вы тоже увидели необыкновенную красоту, которую создавали наши мастера.

Скульптура мастера Вершиниа, произведения которого не может повторить ни один современный стеклодув.

Инструменты стеклодува. А дальше пошла экспозиция музея, посмотрите ее самостоятельно, перейдя на страничку музея.

Храме Воскресенья Христова который был построен еще Бахметьевыми

и посетили еще некоторые достопримечательности города.

Один из ранних в России памятников В.И. Ленину (1926) . Владимир Ильич изображен здесь в свой настоящий рост. А так как роста он был невысокого, то впечатление от памятника прямо скажу странное. Кажется, что на пьдестале стоит ребенок.

Ну и конечно не обошли мы своим вниманием оптовый рынок стекла и хрусталя, который располагается на окраине города. Никто не ушел оттуда без подарков для себя или близких, т.к. цены там в разы ниже магазинных. Как сказали москвичи — ну просто смешные.

Счастливые и довольные отправились мы в Пензу.

Историко-культурные памятники

Усадьба Устиновых

Адрес: Пензенская область, село Грабово Как добраться: автобус №165 «Пенза — Грабово»

В селе Грабово, одном из старейших в области, находится усадьба Устиновых. Это очень красивое большое строение 19 века — копия дома М. М. Устинова в Петербурге и части Зимнего дворца.

Главный дом находился в парке. Кроме церкви, фруктового сада на территории усадьбы существовали заводы — винокуренный, кирпичный и крахмальный, ветряная мельница.

Сохранился только главный дом с остатками парка и два здания конюшен.

В усадьбе теперь находится психо-неврологический диспансер.

Усадьба Зубрилово

Адрес: Тамалинский район, село Зубрилово

Усадьба князей Голицыных-Прозоровских в селе Зубрилово сейчас разрушается.

Была приобретена князем в подарок супруге. По желанию князя усадьбу сделали похожей на Павловский дворец.

Во дворце была обширная библиотека, коллекция фарфора. Усадьба располагалась в парке, а парк окружали леса. В парке был выложенный природным камнем бассейн, куда по аллеям ходили купаться обитатели дворца.

По тогдашней моде на окраине парка была построена башня-руина. Верхняя часть ее стен выглядела разрушенной. Башня использовалась как смотровая площадка во время зимних охот.

В усадьбе гостили знаменитости. Бывали Державин, Вяземский, Лажечников. Баснописец И. А. Крылов был учителем детей князя.

Музей-усадьба Белинского

Адрес: г. Белинский, улица Белинского, 9 Телефон: 8(41253)2-16-57 Сайт: www.museum.ru/M 1908 Режим работы: 10:00 – 18:00 пн – вс Как добраться: автобусы «Пенза – Белинский», «Каменка – Белинский»

Мемориальный музей семьи Белинских. Здесь будущий великий критик жил, возвращался в родительский дом, когда учился в Пензе. В экспозиции много предметов времен Белинских, есть подлинные книги из библиотеки критика.

Усадьба Владыкиных

Адрес: Каменский район, село Владыкино

Сейчас можно увидеть остатки былого величия. Усадьба в заброшенном состоянии, разрушается и зарастает.

К началу 19 века было три помещичьи усадьбы. К концу века село украшала центральная усадьба Степана Владыкина, на юге села располагалась усадьба его брата Николая, купленная у бабушки М. Ю. Лермонтова (в годы коллективизации дом разрушен).

В селе рассказывают предание о жившей здесь в 1917 году помещице Надежде Николаевне Щетининой-Владыкиной, которая по своей инициативе раздала крестьянам землю.

Владелица усадьбы Л. Я. Визард-Владыкина была первой русской женщиной-врачом. В усадьбе гостили В. Г. Белинский, филолог Ф. И. Буслаев, физиолог И. М. Сеченов.

За селом на правом берегу реки есть родник. Его считали святым, так как в 1909 году здесь нашли лик Богородицы, изображенный на камне. Находку перенесли в домашнюю церковь Владыкиных. До наших дней святыня не дожила. Возможно, авторами образа были старообрядцы, скрывавшиеся в лесах в 17 веке еще до возникновения села Владыкино.

Парк Легенда

Адрес: Рамзай, улица Оздоровительная, дом 1 Телефон: Режим работы: 09:00 – 18:00 пн –вс Стоимость:

  • взрослым – 300 рублей
  • студентам – 100 рублей
  • школьникам – 50 рублей

Скульптурный парк — самая большая коллекция изваяний под открытым небом.

Здесь проводятся скульптурные симпозиумы, творческие встречи. Для школьников проводят квесты. На территории есть кафе и кинозалы.

Золотаревское городище

Координаты: 53° 05’ 05” с. ш. 45° 17’ 19” в. д.

Археологический памятник 13 века. Здесь было масштабное кровопролитное сражение — первая попытка помешать вторжению татаро-монгольских орд на Русь. Все население (2000 человек) погибло если не в битве, то было сожжено захватчиками.

На месте городища был снят документальный фильм об этом знаменательном событии.

Мемориал «Разорванная звезда»

Адрес: Пенза, проспект Победы, рядом с домом №107

Памятник воинам-«афганцам». В День Памяти, 27 апреля (день «Апрельской революции» в Афганистане), здесь собираются ветераны всех локальных войн, чтобы отдать дань памяти своим товарищам.

Сегодня в памятный комплекс входят:

  • обелиск «Разорванная звезда»;
  • Памятник погибшим в локальных войнах;
  • Мемориальный знак «Звонница».

Голодяевский пруд

Адрес: Мокшанский район, село Нечаевка Координаты: 53°14’54» с.ш. 44°21’16» в.д

Здесь находится спортивный рыболовный клуб.

Местные эзотерики верят, что в окрестностях пруда особая энергетика.

В 90-е годы рядом с прудом замечали в небе странные огненные шары, которые вели себя достаточно осознанно. Они прятались от людей, пугали одиноких путников. Были и другие аномальные явления. Описывают необычное облачко, которое появлялось с одинаковой периодичностью и проливалось дождем.

Местные жители связывают появление таких «странных» объектов с нефтепроводом («тяготение» к линейной энергии).

Русеевский пляж

Адрес: берег реки Сура в черте города Пензы

На пляж специально завезен белый песок. Есть парковка, беседки, лавочки. Действует кабельный вейк-парк «Сура».

Шезлонги, беседки сдаются в аренду. Можно арендовать мангал.

Сурское водохранилище

Координаты: 53°01’45» с.ш. 45°15’35» в.д.

Самый крупный водоем всего Сурского бассейна. Его называют Сурским морем. Месторасположение – слияние рек Суры и Узы.

Можно отдохнуть с палатками, порыбачить. Вокруг водохранилища и в соседнем лесу проходят маршруты конных прогулок. Есть хороший песчаный пляж (недалеко от поселка Золотаревка).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]