Об административно-территориальном устройстве Республики Адыгея

1 регион на автомобилях обозначает то, что транспорт имеет регистрацию в Республике Адыгея. Датой основания считается 27 июля 1922 года. Субъект имел расположение на базе Майкопского и Екатеринодарского отделов Кубано-Черноморской области.

Этапы образования региона:

27.07.1922г.Адыгейская (Черкесская) автономная область
Август 1928г.Адыгейская автономная область
03.07.1991г.Республика Адыгея

Федеральный округ

Территория области является частью Южного федерального округа, в который также входят:

Субъект РФ
1.Республика Адыгея
2.Астраханская область
3.Волгоградская область
4.Республика Калмыкия
5.Краснодарский край
6.Ростовская область
7.Республика Крым
8.Город Севастополь

Яндекс.КартыЮжный федеральный округ — Яндекс.Карты

Герб республики

Внешний вид главного символа региона –герба Республики Адыгея имеет следующие черты: круг со светло-коричневой каемкой, внутри полукругом белыми буквами на черной ленте на двух государственных языках надписи (русском и адыгейском): «Республика Адыгея» и «Адыгэ Республик». Между этими надписями большая светло-коричневая с белым звезда, означающая единение и братство многонационального состава области.

Справа внизу по краю листья дуба и клёна зелёного цвета с золотистыми колосьями пшеницы, символизирующих природное богатство края. А слева внизу, тоже по краю, изображены початки кукурузы. У основания символы Российской федерации: «РФ», между буквами голова быка, говорящие о золотых сокровищах Майкопского кургана, а над ним нарисован национальный стол субъекта — анэ с хлебом и солью.

Ну и в центре герба изображен главный герой нартского эпоса Саусэрыкъо с пылающим факелом в руке, оседлавший огненного коня, парящего в воздухе над орлом. Это означает, что республика стремится к прогрессу. За ним виден рассвет –солнышко и 12 исходящих от него лучей с двенадцатью звездочками на концах, символизирующих 12 адыгских племён.

Гузерипль

У подножия Главного Кавказского хребта, на высоте 670 метров над уровнем моря расположился поселок Гузерипль (Адыгея), со всех сторон окруженный горными хребтами, что создает здесь особый, благоприятный для здоровья микроклимат. Поселок Гузерипль находится в семи десяти шести километрах от столицы Адыгеи – Майкопа, и в сорока шести километрах от ж/д станции Хаджох и поселка Каменномостский. Сам поселок расположен на границе с Кавказским биосферным заповедником, а рядом с поселком создан кордон заповедника.

Национальности

Больше 60% населения приходится на русских, остальные приведены в процентном соотношении в таблице.

НациональностьДоля от населения, %
Русские63,6
Адыгейцы25,2
Армяне3,7
Украинцы1,4
Курды1,1
Черкесы0,6
Прочие национальности2,3
Не определившиеся с национальностью или не указавшие информацию2,1

Литература

  • Джанашвили М. Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России: Сб. для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1897;
  • Кулаковский Ю. Где был построен императором Юстинианом храм для авазгов // Археологические известия и заметки. М., 1898. Т. 5. № 2. С. 33-37;
  • Прозрителев Г. Н. Древние христианские памятники на Северном Кавказе. Ставрополь, 1906;
  • Лавров Л. И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев: Исслед. и мат-лы по вопросам первобытных религ. верований. М., 1959;
  • Панеш Э. Х. Этапы и характер распространения христианства среди адыгов (V-XII вв.) // Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М., 1990. Вып. 1;
  • Агеева Р. А. Какого мы роду-племени?: Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М., 2000. С. 26-30.

Административно-территориальное деление

Территория административно делится на 7 районов и 2 республиканских городских округа республиканского значения (48 сельских поселений и 3 городских поселения)

Майкопский республиканский городской округ
Адыгейский республиканский городской округ
Гиагинский район
Кошехабльский район
Красногвардейский район
Майкопский район
Тахтамукайский район
Теучежский район
Шовгеновский район

Экономика

Адыгея — индустриально-аграрная республика. Сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений развития экономики. Ведущее место занимают выращивание и переработка зерна, сахарной свеклы, масличных культур, овощей и плодов, выращивание крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы, племенное коневодство.

Здоровый климат и плодородная земля обеспечивают экологическую чистоту и безупречное качество сельскохозяйственной продукции. Особая гордость – самый северный чай в мире. А уж адыгейский сыр знают во всем мире.

Основные отрасли промышленности — машиностроительная, металлообрабатывающая, пищевая, лесная и деревообрабатывающая. В малом предпринимательстве доминируют торговля и общественное питание.

Транспорт

Транспортная инфраструктура республики Адыгея больше всего развита в сфере автомобильного, железнодорожного и трубопроводного.

Воздушный

Майкопский гражданский аэропорт прежде всего предназначен для пассажирских авиаперевозок и почты и в 1997 году зарегистрирован, как международный. Сейчас авиасообщение работает со столицей России Москвой и заграницей.

Автомобильный

Через республику проходят следующие трассы:

  • A146 «Краснодар — Верхнебаканский»;
  • М4 «Дон»;
  • Р-217 «Кавказ».

Автотранспорт имеет важное значение в отрасли, как в прочем во всех регионах. Но география Адыгеи такова, что огромный поток грузо- и пассажироперевозок ложится на автомобильный транспорт. Общие автодороги с твердым покрытием растягиваются более 3 тыс. километров.

Яндекс.КартыА-146 — Яндекс.Карты

Железнодорожный

Протяжённость железных дорог республики насчитывает 170 км. Самую первую линию построили в 1947 из Краснодара в Туапсе, которое имеет очень большое экономическое значение для региона. Для жителей Адыгеи важно то, что есть возможность ездить на море оздоравливаться.

Главные ветки:

  • Новосибирск – Краснодар;
  • Армавир – Туапсе;
  • Белореченская — Майкоп – Каменномостский.

Связь с другими регионами:

  • Ростовской областью;
  • Краснодарским краем;
  • Ставропольским краем;
  • другими районами Северного Кавказа.

Железнодорожные грузовые перевозки включают в себя продукцию с/х, стройматериалов, древесины, нефти, деревообрабатывающей промышленности.

Водный

В республике есть речной порт.

Трубопроводный

Этот субъект Российской федерации имеет ещё один вид транспорта –трубопроводный. Осуществляет он доставку газообразных и жидких продуктов. Этот узкоспециализированный вид транспорта очень перспективный для области.

Религия

Большинство населения Адыгеи являются православными, около четверти населения мусульмане-сунниты ханифитского толка, незначительное число католиков и приверженцев других религий. На территории республики действуют 16 исламских организаций, старообрядческая община, армянская церковь «Святого Воскресения», три баптистских общины и община Адвентистов седьмого дня.

Русская Православная Церковь

В 1829 году была образована Донская епархия в состав которой вошла территория Адыгеи. С 4 апреля 1842 года Адыгея находилась в пределах новоучрежденной Кавказской и Черноморской (Ставропольской) епархии.

С 1919 года указом Временного Церковного управления на Юго-Востоке России была образована самостоятельная Кубанская епархия. В 1920-х годах было учреждено Майкопское викариатство Кубанской епархии.

28 марта 1991 году было создано Майкопское благочиние Краснодарской епархии с центром в Майкопе.

26 февраля 1994 года была учреждена самостоятельная Майкопская епархия на территории Республики Адыгея и тринадцати районах Краснодарского края. 28 декабря 2000 года из состава епархии были выделены приходы находящиеся в пределах Краснодарского края.

По состоянию на март 2022 года в Республике Адыгея действуют 59 приходов и один монастырь Русской Православной Церкви [1].

Язычество

Языческие верования адыгов существовали длительное время. Божества, которым поклонялись адыги, — великий бог Тхьэшхо, бог души Псатхьэ, бог грома Шыблэ, бог плодородия Тхьэгъэлэдж, бог леса и покровитель охотников Мэзытхьэ и др. В среде адыгов сохраняются реликты языческих верований.

Распространение христианства

Распространение христианства среди адыгов было связано с политикой Византии на Кавказе. К веку относится сведение о присутствии еп. Дамиана Зихского на Константинопольском Соборе 526 года, хотя существует мнение о более раннем (I в.) распространении христианства в регионе от Черного моря до Дагестана [2]. По мнению исследователя Э. Х. Панеш, в -VII веках имел место расцвет христианства среди адыгов. Христианство пришло через греч. черноморские колонии, а также через соседей адыгов, христианскую Абазгию. По крайней мере в веке существовала Фанагорийская кафедра: ее епископ значится в числе присутствующих на I Вселенском Соборе; в дальнейшем она не упоминается. В VIII веке продолжается распространение христианства среди адыгов прибрежных районов. Была основана архиепископия в области Зихия с кафедрой в Никопсии. Позже появляется Матрахская кафедра (Тамань): впервые она фиксируется под названием Таматарха как епископия Готской митрополии [3]; в веке отмечается как архиепископия в составе Константинопольской Патриархии [4].

В X-XI веках распространению христианства среди адыгов способствовали связи с Русью. Известно [5], что кн. тмутараканский Мстислав крестил сыновей адыг. кн. Редеди.

Впоследствии адыги испытывают влияние со стороны Грузии. Груз. летописи сообщают, что «Католикос Грузии коронует царей и посвящает пастырей всех народов и стран от Черного моря до Дербенда, включая сюда и Овсетию и Черкесию» [6]. По Э. Х. Панеш, «христианство стало проникать к адыгским племенам уже в первые века нашей эры, первоначально из греческих колоний, имевших постоянные торговые сношения с горцами и профессиональных проповедников христианства. В дальнейшем на христианизацию адыгов повлияли христианские народы Кавказа — грузины и армяне, а также соседние аланы и Тмутараканская Русь»

. Но христианство не возобладало в X-XII веке, по-прежнему основным верованием оставалось язычество.

Католичество принесли на Кавказ миссионеры в XIV веке. Его принимали в основном адыгейские владетели. В первой половине века в регионе был католический архиепископ и два епископа, действовали католические церкви и монастыри.

В XVI веке необходимость борьбы с Крымским ханством приводит к развитию военно-политических контактов адыгов с Россией. Приезжающие князья вместе со своими людьми принимают св. Крещение. Никоновская летопись упоминает, что в 1552 году царь Иоанн IV «черкаских князей отпустил по их челобитию в Черкасы, и крест государю целовали на том, что им со всею землею черкаскою служити государю до своего живота: куды их государь пошлет на службу, туда им ходити»

, в 1555 году приехали «из Черкас князи черкаские Сибок-князь да брат его Ацымгук князь Жаженьские, Черкаские государи, да Тутарык-князь, Езъболуев княжей сын; да с Сибоком-князем приехал сын его Кудадик, а людей с ними их полтораста человек. …И били челом князи Черкаские ото всей земли Черказкие, чтобы государь пожаловал, дал им помочь на Турского городы и на Азов, и на иные городы и на Крымского царя, а они холопи царя и великого князя и з женами и з деприехали князи черкаские»
[8]. В 1559 году «приехали из Черкас ко царю великому князю Темирюковы княжиа дети болшово князя из Кабарды Булгерук Мурза да Салнук Мурза бити челом, чтобы государь их жаловал, своих холопей и оборонь учинил от Шевкалского государя»
[9].
«По лете же едином послал государь с воеводами своими попов християньских в Черкасы Карбатиньские по умолению их, яко хотяху креститеся»
[10].

Ислам

Ислам среди адыгейцев стал распространяться с XVI века. В 1822 году на народном собрании представителей абадзехов, шапсугов и натухайцев был введен суд по шариату. Однако позиции ислама среди этих субэтносов не были достаточно прочными: в массовом сознании преобладали прежние религ. представления. Упрочение позиций ислама среди западных адыгов в XIX веке связано с деятельностью (в 1842-1859) наибов Шамиля — Хаджи-Мухаммеда, Сулеймана-эфенди и Мухаммеда Эмина.

К 1920 году во всех адыгейских аулах были мечети, которые в 1920-1930-х годах были закрыты, служители культа репрессированы.

С началом 1990-х годов наблюдается оживление религиозной жизни: увеличивается количество мечетей, подготавливаются служители культа. С 1993 года действует Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края. На религиозную жизнь мусульман оказывает влияние диаспора (после поражения в Кавказской войне значительная часть адыгов была вынуждена переселиться на Ближний Восток).

Достопримечательности

Туризм здесь предназначен для любителей адреналина и ярких впечатлений, а также любителей очень красивой дикой природы. Это и пещеры и бурные реки, вершины. Можно полетать на дельтоплане, погонять на квадрацикле, по ущельям верхом на коне поскакать.

Одни из самых популярных достопримечательностей Республики Адыгея( и это далеко не весь список):

  • Хаджохская теснина реки Белой
  • Лаго-Наки
  • Водопады реки Руфабго
  • Савранская Канатная Дорога
  • Таинственные дольмены
  • Веревочный парк приключений «Тетис»
  • Свято-Михайло-Афонский монастырь
  • Скала Чертов палец
  • Ущелье и водопады реки Мишоко
  • Музей природы Кавказского Заповедника
  • Гранитное ущелье реки Белой
  • Лагонакское нагорье (плато Лаго-Наки)
  • Пещеры Лагонакского нагорья
  • Фишт-Оштенский горный массив
  • Долина аммонитов

Майкоп

Расположенный на правом берегу реки Белой, у северных предгорий Кавказского хребта, город Майкоп справедливо считается одним из красивейших городов Северного Кавказа. Его выделяет не только чистота и широта ровных улиц, удобство проезда и идеальная планировка, но и удивительная красота, ведь Майкоп – это город-сад. Впервые адыгский топоним Мыекъуапэ упоминается в русских документах периода Кавказской войны и относится к 1825 году. В настоящее время в городе Майкопе сконцентрирована большая часть промышленности Адыгеи.

Подразделы:

Достопримечательности

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]