Остовы кораблей в бухте у острова Русский Владивосток основан всего 161 год назад, то есть моложе даже современной Австралии. Чуть раньше появиться он не мог: не было подходящей геополитики. Появись он чуть позже — и там был бы Китай или Япония. А так нам в какой-то момент очень понадобилась торговля с Востоком и защита региона. Выбирали главный город на Тихом океане, были варианты из Петропавловска, Хабаровска, Николаевска-на-Амуре, но именно Владивосток был выбран как военно-морская база: конфигурация островов и полуострова прекрасно подходила для выстроения эшелонированной обороны, а бухта почти не замерзала зимой.
А когда появляется военная база таких масштабов и торговля, туда надо везти много припасов и материалов, а обратно — товаров. Так появился Транссиб, который соединил в логистическую цепь полмира. Такая стройка требует серьёзных ресурсов, и параллельно регион очень хотели развивать. Произошла ещё одна волшебная вещь: объявили режим порто-франко. То есть беспошлинной торговли. В случае нового города это, фактически, означает, что город тут же сделали неким аналогом опенсорс-сообщества. Можно было с нуля пилить любой проект для города — и личный финансовый успех означал выгоду для города. Экономика была отдана в руки сообщества.
Следующая особенность связана с водопроводом. В городе не было нормальных источников воды. В результате кучи факторов воду решили доставлять не традиционной шиной, а микротранзакциями. Но дронов тогда не было, и нужна была дешёвая рабочая сила, которая, фактически, стала бы инфраструктурными системами города. Владивосток открыли для мигрантов из ближайших стран: Китая, Кореи и Японии. Так был разыгран быстрый старт для города и добавлены ресурсы для предпринимательства.
В результате мы имеем взрывной рост экономики, торговлю с половиной мира через крайне удачный транспортный узел и довольно особенный менталитет жителей. Добро пожаловать в пятничный урбанизм — и во Владивосток.
Увидеть вантовые мосты
Во Владивостоке есть три новых моста, которые должен увидеть каждый. Все они были построены во время подготовки к саммиту АТЭС, который проходил во Владивостоке в 2012 году. И если один из них, низководный мост через Амурский залив можно «проскочить», не заметив, по дороге из аэропорта (хотя он является одним из самых длинных мостов в России — его протяженность составляет 4364 метра), то на два других не обратить внимание невозможно. Оба они — вантовые и находятся в центре города.
Золотой мост — вантовый мост через бухту Золотой рог к северу от пролива Босфор Восточный. Тут, конечно, важно не перепутать Владивосток со Стамбулом, хотя сходство удивительное — и названий, и конструкций мостов, и даже акваторий. Проезжая по мосту, можно увидеть в бухте Золотой рог два порта, торговый и рыбный, а также предприятия по ремонту судов.
И еще один мост — Русский, такой грандиозный, что его изображение даже разместили на новой купюре номиналом 2000 рублей. У него самый большой в мире пролет среди вантовых мостов — 1104 метра. Соединяет Русский мост через пролив Босфор Восточный Владивосток с островом Русский, который в советские годы был закрытым военным объектом, где располагались воинские части. С появлением моста все изменилось — на острове площадью 97 км2 был построен кампус Дальневосточного федерального университета и Приморский океанариум, похожий на огромную летающую тарелку.
Владивосток 2000, наконец-то, можно подержать в руках
Иностранное влияние
Владивосток рядом с Кореей, Японией и Китаем. Про Японию и б/у машины оттуда, вы, наверное, знаете. В общем, японцы покупают машину, ездят на ней примерно до 70-90 тысяч километров, а потом продают это старьё. Жители Владивостока покупают эти прекрасные новые машины и продают дальше по стране.
Леворульную машину в городе называют «с атипичным расположением руля».
Владивосток, на самом деле, был городом, который очень сильно советский… Здесь рыболовецкий флот, флот торговый, заводы, которые делают всё, начиная от часов и заканчивая кораблями. Не только Владивосток, но и ближайшие к нему города, агломерация. Очень сильно это всё [развал СССР] подействовало на город, потому что практически ни один завод не поднялся. Практически ни один завод не продолжил существование так, как это было. Они очень быстро загнулись. Владивосток очень долго жил исключительно морем. Причём поскольку у нас не строили корабли, даже не ремонтировали их, на самом-то деле… При этом весь город жил благодаря автомобилям. Автомобили привозили, автомобили продавали, автомобили чинили, автомобили перегоняли в другие города под заказ. Громадный рынок, который сейчас, конечно, не имеет ничего общего с прошлым своим видом. Сейчас это как раз сайты, это продажи через интернет. Тогда это громадная совершенно часть города, которая полностью сравняла с землей один из фортов Зелёный угол… Каждый в городе так или иначе зависел от автомобильного бизнеса. Ольга Ермошина
Упрощая, история такая. Сначала машины доставались морякам. Можно было раз в год привезти в трюме машину. Естественно, она там покупалась, потом продавалась уже в России. Когда стало понятно, насколько это выгодно, некоторые получали паспорт моряка только ради такого рейса: по документам это был член экипажа, по факту — карго. Потом некоторое время возили машины отдельно от двигателей для последующей модификации. Когда тему с запчастями прикрыли, стали пилить автомобили и сваривать во Владивостоке: распил с точки зрения таможни был металлоломом, а с точки зрения счастливого нового владельца — иногда смертельной ловушкой. Первые транспортники с ними загружали так, что случайный шторм мог утопить парковку. В общем, тут постоянно придумывают какие-то схемы, направленные трёхсторонне: ввести в заблуждение государство, японцев (это недавние технологии) и, конечно, конечного покупателя. Чтобы правильно купить машину во Владивостоке, надо иметь квалификацию автомастера — потому что вам попадётся если не ихтиандр, то хотя бы скрутыш.
Вместе с машинами традиционно возили и другую контрабанду, и товары народного потребления. Контрабанду и сейчас нет-нет, да можно встретить на том же рынке (точнее, происхождение товаров ряда магазинов не удастся проверить). А из товаров народного потребления самое вам знакомое — это аниме. Точнее, первый культурный шок вызвали те разновидности аниме, которые сейчас злят РКН-тян. Но и обычное аниме на кассетах также пошло гуляют по стране из Владивостока. Сейчас, кстати, в городе есть устойчивые гик-сообщества, и някающие люди — достаточно частое явление. Косплееров много, и они довольно хорошо организованы.
Китай связан с городом огромным количеством трудовых мигрантов. Именно эти люди привнесли во Владивосток то, на что моряки тратили деньги: азартные игры (которые после исчерпания кредита должника заканчивались игрой «на мясо», то есть на палец или кусок живота), другие досуговые дома — ну и кучу китайских товаров. Сейчас в центре города есть квартал Миллионка с антуражем ушедших китайцев, а точка концентрации нынешних — рынок на Спортивной, который с каждым годом цивилизуется, но всё ещё со всех сторон слышны крики в духе «Подходи, подлюка, тебе халясо трусы!». Там действительно клёво, особенно, с учётом нейминга заведений китайской кухни в духе «Добрыня и Аня», потому что китайцы берут себе имена той страны, куда приезжают.
Следы корейской культуры тоже можно заметить. Милкис и пянсе — это то, что надо обязательно попробовать в городе. Можно ещё запить кофе «Доширак» и заесть дошираком.
Много иностранцев в ДВФУ. Всего 20 тысяч студентов, из них 3,5 тысячи — иностранные. То есть это большинство населения острова Русский.
Главный корпус ДВФУ
Сам по себе остров, кстати, был дикими землями, где почти не было дорог и машин с номерами до момента строительства эпического моста к эпическому саммиту. Потом там построили новый университет, и это стал остров студентов, военных и уже потом местных жителей. Обучение у нас на русском, поэтому многие студенты из Азии сначала год учат язык, а уже потом проходят основные дисциплины:
Самые популярные специальности у них – это, прежде всего, медицина и физика. Студенты из Индии едут изучать ядерную физику, а также физику наноматериалов. У Китая очень популярны международные, менеджерские, экономические, гуманитарные программы и направления. Студенты из Средней Азии и Европы, США и Великобритании едут к нам изучать медицину. Александр Крестов
Я на всякий напомню на примере ПЦР-лаборатории ДВФУ, что смысл такой: один раз обучив группу врачей работе с нашими протоколами, на нашей технике и с нашими тест-системами, мы получаем мощное лобби на закупку этого всего у нас, соответственно. Поэтому иностранные студенты — это маркетинг отечественного производства, а не бизнес про обучение.
Кубсат студентов
И на это всё едет куча туристов. Японцам тур во Владивосток продают как «Европа в двух часах», потому что центр города во многом немецкой архитектуры. Корейцы просто познают загадочную русскую душу, но при этом по крауд-путеводителям. В смысле, съездила одна пара, запостила маршрут, посещённые рестораны и магазины с конкретными купленными товарами — и теперь все примерно так и делают, потому что из их маршрута ещё и взяли данные для официального путеводителя. Специально для корейских девушек делали квартиры для Букинга и AirBnB в мишках и розовых тонах, а для мальчиков — в стилистике победившего коммунизма со старой мебелью и портретами Ильича. Сейчас это всё уже пропало с рынка из-за пандемии.
Почему центр немецкий? Потому что немцы и американцы открывали свои торговые компании. Первый супермаркет на Руси был создан Кунстом и Альберсом. Они просто привозили товары в город, продавали их из специально построенного здания напротив конторы — и покупали в городе пушнину и другие товары на экспорт, чтобы везти обратно. На них же работала первый тревел-блогер Элеонора лорд Прей, которая написала невероятное количество совершенно прекрасных писем про город со всеми деталями. Книгу издали небольшим тиражом в местном издательстве, и она выстрелила. Очень рекомендую, особенности быта интересные.
Ну и очень много про взаимодействие с иностранцами можно найти у Арсеньева, в частности, в «Дерсу Узала». Эту книгу можно читать и как сказку, и как дневники исследователя края: там очень драматичный сюжет и очень плотная подача.
Ну и остались самые многочисленные туристы из иностранных. Китайцы двигаются по городу миниатюрными группами по 50-60 человек, тоннами покупают сгущёнку и птичье молоко (тут его делают на агар-агаре, и у фабрики нет права на это название, но это именно птичье молоко). Для них же тут есть совершенно странная штука — музей трепанга. Собственно, там немного музея и много торгового зала со всякой клюквой типа целебных когтей медведя и прочего. Это такой симметричный ответ китайским экскурсиям на производство, когда экскурсия занимает 30% времени, а 70% — магазин. Кстати, если раньше наше население ездило в Суйфыньхэ за одеждой, поесть и полечить зубы, потому что получалось дёшево, то теперь с падением рубля уже китайцы ездят к нам. Началось с ювелирных магазинов, быстро сделавших вывески на китайском. Потом присоединились магазины сладостей. Потом пришли уже исконные китайские магазины продавать азиатские товары, потому что это же лучшее место что-то купить, верно?
Отдельно про Суйфыньхэ надо сказать, что именно там в декабре 2013 по решению Госсовета КНР стал официально использоваться рубль (вместе с юанем). А вторая вещь — это целый бизнес по беспошлинному перевозу товаров через границу: предлагались туры выходного дня с багажом 5 килограмм за счёт «импортёров». «Импортёры», соответственно, давали вам багаж для проноса через границу: 30 пар джинсов для личного пользования родственникам, пачку лифчиков и так далее. В итоге народ ездил даже стричься в Суньку, потому что получалось дешевле.
Прогуляться по Светланской улице
Главная улица Владивостока — Светланская, названная в честь фрегата «Светлана», на котором в 1873 году в город прибыл Великий князь Алексей Александрович. Забавно, что до этого улица называлась Американской. Местные жители говорят, что она похожа на Невский проспект — возможно, это связано с тем, что для застройки Владивостока в конце XIX века приглашались архитекторы, в основном, из Петербурга.
Расположена Светланская улица параллельно бухте Золотой рог, и здесь находится множество городских достопримечательностей: памятник Борцов за власть Советов на одноименной площади, Владивостокский цирк, здания торгового дома «Кунст и Альберс», дом первого гражданского жителя Владивостока, купца Якова Семенова, памятник знаменитой американке Элеоноре Прей, благодаря письмам которой существуют уникальные фотографии и описания жизни горожан начала XX века, памятник Владимиру Высоцкому, гостиница «Версаль», где находился первый ресторан города под названием «Золотой рог», Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева и другие. От променада можно получить большое удовольствие.
Вид на Светланскую улицу
Отзывы, советы и маршруты туристов
За три дня во Владивостоке гости успевают познакомиться с большинством визитных карточек города, изучить достопримечательности окрестностей и даже побывать в других городах Приморского края. Поездка на три дня нередко становится продолжением большого путешествия по востоку России и дополняет визит на Камчатку, Сахалин или в Хабаровский край, поскольку во Владивостоке некоторые авиакомпании стыкуют свои рейсы.
Следующие отзывы туристов познакомят с 3-4-дневными маршрутами по Владивостоку:
- «Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли» от Анны Поротниковой;
- «Автомобильное путешествие по Дальнему Востоку ч.1 — Приморский край» от Дмитрия;
- «Край, где ветер гнёт столбы — Владивосток» часть 1 и часть 2 от Наталии Конновой.
Обязательно загляните на основную страницу города, где вы найдете полезную информацию о транспорте, погоде, отелях, и в совет Что привезти из Владивостока.
Все отзывы туристов о Владивостоке на Туристер. Ру
Зайти во дворик ГУМа
Владивосток был основан как военный пост в 1860 году, а статус города получил лишь через двадцать лет. Все эти годы активно развивался порт, чуть позже началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, поэтому во Владивосток устремились предприниматели из Европы.
Одними из первых во Владивостоке появились Густав Кунст и Густав Альберс, которые в 1864 году открыли здесь главное подразделение своей фирмы и пригласили немецкого архитектора, отстроившего комплекс зданий из красного кирпича в стиле необарокко. В 1884 году был торжественно открыт первый европейский, невероятно роскошный универмаг во Владивостоке, где можно было приобрести разнообразные товары из Европы и Азии.
В советские годы торговый дом переименовали в ГУМ, а сейчас на территории его отреставрированного дворика расположены магазинчики, кафе и рестораны. Например, гастробистро Gusto, известное своими модными завтраками и винными ужинами, или эклерная «Вспышка» с изящными десертами и хорошим кофе.
Схема старого дворика ГУМа
Владивосток кто основал. История Владивостока
История Владивостока, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.
Город Владивосток является самым крупным в Приморском крае и на всем Дальнем Востоке России. Это не только самый крупный порт Тихоокеанского побережья России, но и развитый центр промышленности, науки, культуры, транспорта.
Владивосток был основан в 1860 году, 2 июля. Статус города он получил спустя почти 20 лет. Ранее территория современного Владивостока входила в состав государство Бохай (698—926 гг.). С 10 века Владивосток принадлежал киданям, позднее – чжурчжэням. С начала 13 века на территории Приморья располагалось уже несколько чжурчжэньского государства Восточное Ся, однако после татаро-монгольского нашествия все они были разрушены. Позднее территория стала совсем безлюдной и практически не упоминалась до 19 века.
Во времена Царской России территория сегодняшнего Приморского края принадлежала Китаю. После подписания договора в 1858 году она перешла во владения России.
Европе Владивосток, расположенный на побережье залива Петра Великого, стал известен только в 1852 году, случайно совершивших зимовку китобоев в 1й из бухт города. В 1856 бухта «Золотой рог» была посещена англичанами. В 1859 на эту бухту было обращено особое внимание генералом-губернатором Муравьевом-Амурским Н.Н. По его рекомендации она была названа также. Позднее военный пост на берегах бухты был назван Владивостоком.
2 июля пост получил уже официальное название Владивосток. Подтверждением тому служит запись в журнале вахты «Маньчжура». Солдаты и матросы начали постройку поста. Этот день и есть официальная дата основания Владивостока.
Через месяц после первого выхода к берегам бухты Золотого Рога прибыл корвет «Гридень» , задачей которого являлась охрана поста Владивосток и обеспечение его припасами.
Только с сентября 1991 года Борис Ельцин подписал указ, после заключения которого, город стал открытым.
После распада СССР происходят большие перемены: малые акционерные общества, смешанные компании увеличивают сферы своей деятельности, начинают сотрудничать с иностранными компаниями. Транспортная система начала активно развиваться, уменьшилась работа с рыбными предприятиями, береговыми. Жизненный уровень уменьшился – это повлияло и на экономику города.
Однако с началом нового тысячелетия изменяется обстановка в сфере экономики и социальной политики.
Но Владивосток сохраняет статус важнейшего торгово-финансового центра, транспортного, промышленного, это создаёт предпосылки для перспективного развития и роста города.
По оценкам на начало 2009 года население Владивостокского городского округа включало 605 тысяч . Основная часть (96%) — население непосредственно города Владивостока. Отсюда следует, что население города – около 580 990 жителей. Численность населения Владивостока начинает постепенно уменьшаться, но убыль почти полностью компенсируется при помощи иммиграции.
Съесть краба в ресторане Zuma
Масштабное гастрономическое знакомство с Владивостоком нужно начать с ресторана Zuma, известного своими крабами и гребешками не только на всю Россию, но и Азию. Именно сюда едут туристы из Японии, Китая, Южной Кореи и других стран, чтобы вдоволь наесться свежих морепродуктов и рыбы: крабов, гребешков, устриц, морских ежей, мидий, тунца, лосося и т.д. Даже роллы тут не простые, а золотые: совсем без риса, зато одновременно с крабом, тунцом, лососем, красной икрой и листиком сусального золота. Подачи блюд не менее эффектны — морепродукты окутываются облачками сухого льда, вагю на хвое обжигается горелкой и посыпается приправой с золотом, а синекорый тихоокеанский палтус прячется под тонкими слайсами груши.
Шеф-повар Егор Анисимов и управляющая Мария Иноземцева за 11 лет работы создали крепкий ресторанный проект, который многие называют «гастрономической витриной России» в Азии. И если раньше сюда было сложно попасть из-за ажиотажа азиатских гостей, то теперь туристы со всей России спешат во Владивосток, чтобы отведать вкусного камчатского краба в Zuma. Уже несколько лет ресторан является организатором и хэдлайнером фестивалей «Держи краба» и «На гребне», во время которых рестораны во многих городах России представляют авторские блюда шефов из дальневосточных морепродуктов.
Плато морепродуктов
Широта крымская, долгота колымская
Приморский край несколько изолирован и в плане флоры и фауны, тут довольно много эндемиков. Такой «затерянный мир» получился из-за Сихотэ-Алиня, барьерного хребта, перегородившего путь леднику. Поэтому тут не было последнего резкого климатического скачка, и далеко не всё успело повымереть. Сейчас природа — это смешение южного и северного набора растений и животных. Добавьте к этому теплоаккумулятор в виде океана, практическое отсутствие крупных рек, холодное течение рядом и получите как раз Владивосток. Зима тут несуровая, хрустящий снежок, скорее, редкость, но это не те -40, что в безветренной Сибири, а те -15, которые ощущаются как ледяной ад из-за ветра. Ну и если что, ледяные дожди тоже никто не отменял. Последний вот перекрыл дорогу на остров Русский, пока лёд сбивали с вантов моста. Военные быстро организовали поставки продуктов в магазины и переправу для медиков, но это совсем не то же самое, что мост или старые паромы, которые были до него. А так обычно только глазированные машины.
Несмотря на количество машин в городе (540 машин на 1000 жителей на 2022 год), бензином не пахнет, потому что сильный ветер просто всё это выдувает в море. В обмен, правда, городу достаются тайфуны и цунами.
Это на мысе Тобизина на Русском
Так что приезжайте смотреть туманы. Город ими славен, и часто покрывается весь. Хотя солнечных дней довольно много, главные два слова в описании ситуации — туман и ветер. Выглядит это безумно красиво, если вы приехали на пару недель или показываете японцу самый прекрасный город на Земле с его эстетической точки зрения, но местных жителей немного достаёт влажностью и ветерком. Особенно зимой.
Теперь отмотаем чуть назад, на момент освоения региона. Исторически тут искали женьшень и потом собирали его. То есть как: находили росток, делали в голове геометку и возвращались к нему через 3-5 лет, надеясь, что его не взял кто-то другой. Было много охоты и рыбалки. Собственно говоря, китайское название города — «залив трепанга» (американское — Порт Май). Сейчас трепанга можно встретить не только в музее, но и на фермах.
Трепанг — морской огурец, или, как называют его китайцы на жаргоне, морской хрен (где хрен — отнюдь не растение, поскольку огурец любит расти вертикально в определённые моменты своей жизни). Возможно, это одна из причин, почему название города не переводилось с китайского впрямую.
Ферма трепанга, тут он ещё маленький и растёт в кассетах
На Русском в бухтах выращивают ещё мидию и гребешка.
Моллюск, кстати, обладает отличной механикой глаз: они у него пока однопиксельные, зато распределённые. Это, по сути, фотодиоды. Когда над ним проплывает хищник, глаза в кластере по очереди быстро затеняются, но не все сразу. В ответ гребешок как можно быстрее закрывает створки и сидит боится.
Камчатский краб живёт тут рядом в Японском море. Его выносят поздороваться с гостем до того, как готовить. При заказе стейка с телёнком так не делают.
Ещё в регионе живёт амурский тигр, которым все очень гордятся. Особенно Амуром, который прославился дружбой с козлом. Тут надо, опять же, развеять пару мифов. Дело в том, что козёл для тигра — это обогащение среды, то есть спортивно-игровой инвентарь в первую очередь и пища во вторую.
Если б козёл не наглел бы, то он бы жил и жил. Тигра будить даже я не додумался бы, а он его копытом пом-пом — вставай и вставай! Алексей Аносов, ветеринарный врач сафари-парка
Кучу поломанных животных из края и соседних областей можно увидеть в этом самом сафари-парке. Там есть программные животные для сохранения (те же тигры) и есть приют для тех, кого спасли в том или ином виде. Алексей вот подобрал грифа в кафе, нашёл харзу с загнивающей лапой в дикой природе и так далее.
В природе абсолютно здоровых животных невозможно встретить в принципе… это паразиты абсолютно разнообразные, инфекционные заболевания, в том числе и передающиеся человеку. К нам поступает очень много травмированных животных, то есть это или травмы какие-то в результате жизнедеятельности, или ДТП-шные они. Я вообще про природу говорю в целом. К нам обычно поступают животные, те, которых привозят люди, они все либо когда-либо были повреждены, либо это ещё свежие травмы. У нас в основном травматизм идёт. Или крайняя степень, терминальная стадия заболевания какого-либо инфекционного или тех же паразитарных инфекций, которые их уже довели до крайней степени истощения. Животное даже не может убежать от человека. Алексей
Второй чертовски важный объект — это океанариум. Интересен он далеко не шоу дельфинов, а тем, что содержит очень много животных в экспозиции и вне экспозиции, причём с ними ведётся научная работа. Собственно, он выставляет наружу API, позволяющее провести какой-то опыт над животным и получить результаты удалённо. То есть кто-то где-то на планете придумывает задачу, её исполняют в океанариуме и присылают результат.
Из самых интересных экспериментов — изучается разумность ларг (они решают логические задачи и сортируют массивы), выделяют мультипотентные стволовые клетки из кожи рыб, есть куча программ по размножению разных рыб в неволе (и результаты там отличные), плюс, что меня особенно удивило (но это уже привычная история для океанариума) — там бодро размножаются пингвины.
Помять чебуречное облако
Еще одна ресторанная достопримечательность Владивостока — это первый в городе ресторан грузинской кухни «Супра». Тут два главных хита, за которыми круглый год выстраиваются очереди, — чебуречное облако, он же надутый чебурек из тонкого теста с разными начинками, поедание которого — целый перфоманс (сначала его нужно сдуть, потом скрутить), и хинкали. Тесто для них делают из особенной «усиленной» японской муки, поэтому они нежные с глянцевой поверхностью, начинки — разнообразные: есть с креветками, гребешками, крабом, бараниной, соусом том ям и с вишней. «Супра» даже попала в Книгу рекордов Гиннесса — к настоящему моменту тут было съедено 5 миллионов хинкали!
Чебуречное облако
Пообедать в «чифаньке»
«Чифаньками» во Владивостоке называют недорогие кафе и ресторанчики, которые держат китайцы. Находятся они в центре города и в торговых центрах, там, где бойко ведется торговля разнообразными товарами из Китая. Посещают такие кафе не только китайцы — местные жители тоже относятся к ним с особым уважением: тут недорого, необычно и сытно. Порции большие, цены низкие, много жареных и острых блюд. На подходе к китайским кафе с отчего-то русскими названиями «Добрыня», «Надежда» и «Пятница» гостей громко встречают зазывалы — обещают самые хрустящие свиные ушки и самый сочный салат из папоротника.
Можно не ехать в Китай, а сходить в «чифаньку»
Купить странные китайские продукты
В поисках аутентичных китайских продуктов стоит отправиться на местный рынок — тут есть, на что поглядеть. Тем более, что глядеть можно бесконечно, ведь разобрать, что за многочисленные продукты разложены на полках, без посторонней помощи невозможно. На продавца за кассой рассчитывать не стоит — мало кто из них говорит на русском языке. Но только тут можно обнаружить мягкие «столетние» яйца, консервированные куриные лапки, глютамат натрия в килограммовых пакетах, зеленый ферментированный тофу, чай из муравьев, разнообразные маринованные овощи, приправы и соусы немыслимых мастей.
Ассортимент китайского магазинчика
Попробовать кухню Северной Кореи
Есть во Владивостоке удивительное кафе «Пхеньян», работающее уже 15 лет без громкой рекламы и ярких вывесок. Попадая в небольшое пространство с фотообоями на стенах, состоящее из общего зала и пары кабинок с вмонтированными в столы теппанами, никак не ожидаешь получить вкусные блюда. Тем более блюда суровой Северной Кореи. Яркое меню с картинками предлагает кимчи, бибимбап, дангмен забчэ, дуруб-намул, лепешки из картошки или зеленой сои, разные супы и ассортимент сырого мяса (свинины, говядины, утки) для приготовления на плите. Готовить мясо можно самостоятельно или попросить помощи у скромных официанток, которые плохо говорят по-русски, зато могут спеть на корейском. На десерт предлагаются бананы в глазури, кукуруза в кляре и маколи (корейский квас из риса). Стоит отдать должное — готовят здесь на совесть!
Скромный интерьер ресторана «Пхеньян»
Покататься на катере
Благодаря уникальному расположению Владивостока, город со всех сторон омывается заливами, входящими в акваторию Японского моря. Туристам предлагается множество маршрутов и предложений для путешествий по воде. Можно прокатиться вокруг полуострова на катамаране: пройти под вантовыми мостами, увидеть остров Скрыплева в форме сердца, маяк Токаревский. Или же отправиться на весь день в путешествие на катере по заливу Петра Великого в Хасанском районе, в сторону полуострова Гамова и Дальневосточного морского биосферного заповедника, где обитают симпатичные ларги (пятнистые нерпы).
Можно сделать остановку в бухте Витязь, где находится гребешковая ферма бывшего московского девелопера Василия Гребенникова. Фермер лично встречает гостей, угощает свежайшими гребешками и рассказывает историю здешних мест. В советские годы здесь находился научно-исследовательский центр базы Тихоокеанского флота, где тренировали боевых дельфинов, а еще на дне бухты покоятся обломки нескольких судов, которые привлекают осьминогов и дайверов.
Скала-слон
Посетить как можно больше маяков
Приморье — край маяков, увидеть которые можно и с воды, и на суше. Самый популярный маяк — Токаревский, расположенный в 20 минутах езды на автомобиле из центра города. Здесь любят встречать рассветы и провожать закаты местные жители и туристы. Стоит маяк с 1911 года на Токаревской кошке — этот термин не имеет отношения к животному, а обозначает вытянутую песчаную отмель. К действующему Токаревскому маяку, действительно, подойти на близкое расстояние можно только по узкой полоске земли длиной 160 метров, которая во время приливов скрывается под водой.
Еще три самых притягательных маяка: маяк Басаргина, который можно увидеть только с воды (это секретный военный объект), маяк Бюссе в поселке Славянка Хасанского района и маяк Рудный, находящийся в 540 км от Владивостока рядом со знаменитыми кекурами Два брата. Всего же в Приморском крае насчитывается около 40 маяков.
Токаревский маяк
Закрытие Владивостока для иностранцев
Стратегически важный восточный оплот СССР всегда был под пристальным вниманием высшего руководства страны, и с 1 января 1952 года город становится закрытым для посещения иностранцами. Даже если заграничные туристы знали, в какой области находится Владивосток, при попытке въезда их разворачивали обратно.
Помните фразу из песни Высоцкого: «Открыт закрытый порт Владивосток»? Владимир Семенович тогда имел в виду внутренние рейсы, а для иностранцев город открыл Борис Николаевич Ельцин только в 1991 году.
Последствия распада СССР сильно подорвали экономику города. Оборонная промышленность потеряла заказчиков, а морепродукты из «рыбной столицы» шли в Японию, процветало браконьерство, контрабанда леса и японских автомобилей. Жители города массово переезжали в центральные регионы, и только в начале XXI века Владивосток начал вновь становиться на ноги.