В подмосковном городе Зарайск находится самый маленький кремль, но дело не в размере, а в сильном впечатлении, которое он производит, великолепном музее, храмах и интересной истории: мал золотник, да дорог. А какие вокруг открываются пейзажи, словами не опишешь! Зарайский кремль является одним из наиболее сохранившихся на территории России. Построен итальянскими зодчими в первой трети 16-го века по указу Василия III.
Зарайский кремль Входит в так называемую Засечную Черту. Это комплекс населённых пунктов-крепостей, построенных для защиты границ государства от набегов кочевников. В него входят, к примеру, и тульский кремль, нижегородский и серпуховской (который не сохранился до наших дней). В 2022 году собираются праздновать 500-летний юбилей «Большой Засечной Черты». Дата весьма условная, поскольку строились все эти города-крепости не одномоментно и на окончательное оформление такой мощной границы ушло не одно десятилетие. Однако дата назначена (если верить интернету, то «привязана» она к юбилею тульского кремля) и к ней необходимо привести в порядок все сохранившиеся укрепления, входящие в неё.
Стены Зарайского Кремля
В частности, проводятся масштабные работы по реставрации Зарайского кремля. Реконструкция производится оригинально: все кирпичи исследуют, заменяют наиболее плохо сохранившиеся, а сверху наносят слой тёмно-красной краски. Издали смотрятся красиво, но вблизи ощущение кирпичной кладки, а с ним и старинной крепости пропадает. Кстати, издали он вообще шикарно смотрится. Прекрасные ракурсы открываются просто с обочин автомобильных дорог. Даже устанавливают специальные знаки «Зарайск» и делают «карманы» для остановки транспорта, чтобы можно было сделать фотографию, как открытку. Только пока идут работы по благоустройству, пейзаж выходит ужасным. На переднем плане оказываются кучи песка и щебёнки, которые портят кадры. Но это временно.
Панорама Зарайска
Вся территория Кремля – музей. По ней лучше ходить с экскурсоводом. Тем более, что гиды знающие и прекрасно рассказывающие историю данной местности.
История музея
Основали музей в 1918 году, почти сразу после Октябрьской революции. Он назван по главному объекту музейной экспозиции — Зарайскому кремлю. Это оборонительное сооружение, возведенное в XVI веке по распоряжению Василия II, Великого князя Московского.
Разместили главную экспозицию в здании бывших Присутственных мест на территории кремля. Там находится уникальная археологическая коллекция, она включает в себя уникальные памятники искусства первобытности — статуэтки бизона и «палеолитических Венер», их обнаружили на территории зарайской верхнепалеолитической стоянки1.
Экскурсия по стенам
Одним из самых интересных и зрелищных пунктов в программе посещения Зарайского кремля является подъём на его крепостную стену. Подняться наверх можно в сопровождении экскурсовода в рамках обзорной экскурсии по территории крепости.
У посетителей экскурсии есть возможность совершить прогулку по боевому ходу стены, а также побывать внутри Никольской башни, где размещена небольшая историческая экспозиция со схемами старых русских крепостей. В процессе экскурсовод рассказывает много интересного об истории Зарайского кремля и самого Зарайска, об особенностях фортификационной архитектуры, а также о хитростях и приёмах, которые позволяли обороняющимся сдерживать натиск неприятеля.
Со стены открывается великолепный вид на внутреннюю территорию крепости и расположенные на ней достопримечательности: Иоанно-Предтеченский собор, Никольский собор, здание Зарайского духовного училища и другие.
А вот виды наружу, в сторону города, не впечатляют. Если вы заинтересованы в хороших видах на город, вам стоит посетить местную водонапорную башню, с вершины которой весь Зарайск виден как на ладони.
Экспозиция
Музей богат на экспонаты, отражающие жизнь дворянского сословия — это и портреты, и предметы дворянского быта второй половины XVIII — начала XX веков, свезенные сюда из родовых гнезд Зарайского уезда. Есть тут и портреты местных купцов, и даже коллекция зарубежного искусства.
Частью музея является мемориальный дом А.С.Голубкиной. Голубкина была выдающимся скульптором своего времени. Еще одно выставочное пространство — усадьба Даровое, в ней в детстве бывал Достоевский.
Ещё одна большая экспозиция представляет коллекцию русского искусства трех веков — XVIII, XIX и XX. В первую очередь, это уникальная портретная живопись. Главным шедевром этой коллекции является парадный портрет графини М.А.Келлер кисти Леона Бакста.
Есть тут и искусство передвижников, таких как В.М.Максимов, И.И.Шишкин, В.К.Бялыницкий-Бируль, С.В.Иванов. Также тут находятся предметы декоративно-прикладного искусства.
В выставочном зале Дома А.С. Голубкиной открылась выставка “А.С. Голубкина и Париж” к 158-летию со дня рождения выдающегося русского скульптора.
Как следует из названия выставки, она посвящена весьма значимому периоду в жизни и творчестве зарайской художницы. В общей сложности, Анна Семеновна жила и работала в Париже около трех с половиной лет. Для нее это были годы интенсивного художественного образования, совершенствования мастерства; именно здесь, в Париже к ней пришел первый успех и настоящее признание ее творчества.
На открытии выставки в родном доме зарайского скульптора собрались почитатели ее таланта: сотрудники Государственной Третьяковской галереи, преподаватели зарайской ДШИ, представители управления образования г.о. Зарайск, потомки семьи Голубкиных, из частных собраний которых – ряд предметов, представленных в музее. Официальной церемонии в выставочном зале предшествовала лития в Благовещенском храме, также гости возложили цветы на могилу А.С. Голубкиной на зарайском кладбище.
Открывая выставку, директор ГМЗ “Зарайский кремль” К.В. Кондратьев подчеркнул, что музей продолжает уже сложившуюся традицию выставок-исследований, каждая из которых посвящается определенному этапу в биографии или направлению творческой деятельности А.С. Голубкиной. Настоящий проект – “А.С. Голубкина и Париж” – достаточно полно, по его мнению, отражает, несмотря на камерный объем, впечатления зарайского скульптора о Париже, своеобразной колыбели творчества российских художников того периода. С руководителем музея согласна и доктор искусствоведения, практически всю жизнь изучающая творчество Анны Семеновны, частый гость зарайского Дома А.С. Голубкиной О.В. Калугина. Ее поэтическое высказывание – “скульптуры Голубкиной в этом зале окутаны Парижем” – вызвало аплодисменты присутствующих.
С тематической структурой выставки гостей познакомила заведующая отделом “Дом А.С. Голубкиной” Н.А. Саломатина. Основными источниками для информационной составляющей выставки послужили письма и воспоминания современников А.С. Голубкиной из архивов ГМЗ “Зарайский кремль”, ряда российских музеев и частных собраний. Разделы выставки последовательно знакомят с ролью семьи в становлении личности художницы, рассказывают об учебе в Москве и Петербурге, раскрывают причины, побудившие художницу отправиться совершенствовать мастерство в Европу.
Отдельная часть иллюстрирует Париж рубежа XIX – XX вв. – место притяжения российских художников. В витринах представлены фотографии Парижа, сделанные М. Волошиным (знакомство его с А.С. Голубкиной состоялось именно там, в столице Франции), и зарисовки видов французской столицы художницей Н.Я. Симонович-Ефимовой, журнал французской моды того времени. Посетители увидят здесь фото произведений Огюста Родена, парижского наставника А.С. Голубкиной, а также фотографии работ парижского периода самой Анны Семеновны – тех самых, которыми она заслужила искреннее восхищение искушенных в искусстве парижан, а за одну из них – фигуру “Старость” – была удостоена бронзовой медали французской Академии литературы и искусства (цветное изображение этой награды также представлено на выставке). Причем весьма интересно сравнить – пусть и не “вживую”, а по фото – скульптуры двух великих мастеров: “Старость” А.С. Голубкиной и “Прекрасную Омиер” Огюста Родена, моделью для которых послужила одна и та же натурщица-итальянка.
Значительную часть выставочного пространства, естественно, занимает скульптура, дающая возможность познакомиться с творческой судьбой А.С. Голубкиной после ее возвращения из Парижа – скульптура, в которой чувствуется большая, по сравнению с допарижским периодом, свобода творчества. Это работы, сделанные по зарайским впечатлениям, а также портреты известных литературных деятелей того времени. Как писала в одном из писем родным Анна Семеновна, “Париж мне дал очень много” – именно это иллюстрирует настоящая выставка. Тех, кто уже бывал в Доме А.С. Голубкиной, ждет, думается, приятный сюрприз – скульптура племянника А.С. Голубкиной Мити в мраморе из частного собрания, которую ранее можно было увидеть только на фотографии.
Работа выставки “А.С. Голубкина и Париж” продлится до июля текущего года.
Театральный музей в Зарайске
Подмосковный Зарайск – родина Бахрушиных. В Зарайске предки основателя Театрального музея им. А.А. Бахрушина прожили более двух столетий. В 1821 г. основатель династии Алексей Фёдорович Бахрушин переехал на жительство в Москву, в замоскворецкие Кожевники. Весь путь семейство шло пешком, а нехитрый домашний скарб уместился на единственной подводе. Скопив денег, Алексей Фёдорович купил маленькую кожевенную фабрику, затем один за другим участки земли вокруг неё. К 1834 г. кустарная фабрика Бахрушина превратилась в завод, а в 1835-м его владелец уже числился в списках московского купечества.
Музей шёл к открытию филиала с 2002 г., когда состоялся I Бахрушинский благотворительный фестиваль. Годы сотрудничества музея с городом были плодотворными и успешными. Доверие к музею стало фундаментом решения администрации Зарайска и его депутатского корпуса передать музею здание бывшей городской гимназии в центре города для открытия филиала. Проект активно поддержало Министерство культуры РФ.
В настоящее время за счёт собственных средств музею удалось в небольшом масштабе провести научно-проектные работы. Выполнен проект здания, сделаны его обмеры.
Главные цели и задачи многофункционального музейно-театрального арт-:
– сохранение, развитие и популяризация идей благотворительности и меценатства;
– знакомство молодого поколения с художественными ценностями культурного отечественного наследия;
– представление и популяризация ГЦТМ им. А. А. Бахрушина в регионах и малых городах, как уникального памятника культуры;
– действенная помощь малым городам, их культуре, духовности; поиск новых направлений, способных повлиять на культурный климат городов.
Сотрудники музея, заместитель генерального директора ГЦТМ им. А. А. Бахрушина по научно-просветительской деятельности Александр Рубцов и научный сотрудник Лидия Постникова разработали концепцию постоянной экспозиции филиала. Она состоит из пяти разделов.
Первый посвящён Зарайску в контексте истории и современности. Вместе с экспонатами из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина в нём будут представлены материалы из Рязанского областного архива, семейных коллекций потомков рода Бахрушиных.
Второй раздел расскажет о Бахрушиных — промышленниках, меценатах, благотворителях, коллекционерах, о великолепном и гостеприимном доме Алексея Александровича и Веры Васильевны Бахрушиных, «Версале на Зацепе», построенном выдающимся архитектором Карлом Карловичем Гиппиусом.
Третий раздел «Средняя полоса России — заповедный край русской литературы» познакомит посетителей с богатейшим литературно-театральным наследием русской классики. Алексей Александрович Бахрушин изначально создавал свой музей как литературно-театральный, а Зарайск и вся средняя полоса России — места, напрямую связанные с известными именами и замечательными литературными произведениями, нашедшими прекрасное сценическое прочтение в творчестве выдающихся театральных актёров, режиссёров и художников.
Четвёртый раздел получил манящее название «Мир театрального закулисья». Он включает интерактивные блоки, максимально вовлекающие посетителей в процесс «за сценой»: «Артистическая гримуборная», «Костюмерная», «Сценическая машинерия. Шумовые машины». История Бахрушинского благотворительного фестиваля в Зарайске будет представлена в пятом разделе постоянной экспозиции.
Временные выставки, просветительские и образовательные проекты, программы, направленные на поддержку творческих объединений Зарайска — всё это входит в сферу устремлений и планов «Театрального музея в Зарайске». Отдельное внимание в концепции уделено инфраструктуре: помимо обязательных в современном музейном пространстве благоустроенной территории, комфортного визит-центра, зон Wi-Fi, кафе и сувенирной лавки планируется открытие арт-отеля с номерами, оформленными в разной художественной стилистике, связанной с темами литературы и театра.
«Театральный музей в Зарайске» также призван увеличить туристическую привлекательность Зарайска, включённого в список главных объектов культурного туризма Московской области.
Концепция филиала «Театральный музей в Зарайске»
Контакты:
Куратор филиала, зам. начальника отдела по региональному развитию – Александр Рубцов.
Тел.: +7 /499/ 484 77 77 доб. 1107
Старший администратор – Виктор Насекин
Тел.: +7 /968 /823 08 23; +7 /499/ 484 77 77 ; 8/800/7777484
E-mail: [email protected]
Перейти к афише
Как добраться и экскурсии
Самостоятельно посетить Кремль и музей тоже можно. При сборе группы от 5 человек проводят экскурсии: — по кремлю в будние дни в 13-00, в выходные и праздничные в 12-00 и 14-00 — по музею в выходные и праздничные дни в 13-30 и 15-30 — по всем объектам в среду, четверг, пятницу в 12-00, в выходные в 13-00 Кремль закрыт в понедельник, вторник и последнюю пятницу месяца. Добраться можно своим ходом от метро Котельники автобусом №330, на машине по Рязанскому или Каширскому шоссе. Адрес: г. Зарайск, ул. Музейная, кремль, сайт https://museumzaraysk.ru/
История Зарайского кремля
Кремль в небольшом селении Новогородок-на-Осётре построили по приказу Василия III в 1531 году. Уже через два года укрепление подверглось первому нападению крымских татар, но благополучно выстояло. За последующие полвека крепость пять раз осаждали войска крымского хана, но так и не смогли ее взять. С XVI по XIX век Новогородок-на-Осётре несколько раз менял названия: Заразск, Никола Заразской-на-Осётре, Зорайск, Зарайской. Современный топоним окончательно утвердился только в XIX веке. Саму крепость стали называть Зарайским кремлем.
Стены укрепления сложены из кирпича. Во время строительства между ними оставляли пространство, которое заполняли мелкими речными камнями и строительным раствором: такая конструкция лучше всего выдерживала удары таранов, а позднее — пушечных ядер. По углам крепости располагаются четыре двенадцатигранные глухие башни — в них нет ворот, они предназначались только для обороны кремля. Три проезжие башни четырехугольной формы были построены в северной, южной и западной стенах. Ворота с восточной стороны появились только в 1789 году. К этому времени кремль утратил оборонное значение, а небольшой городок Зарайск превратился в крупный центр купеческой торговли, а затем и промышленности.
Экспозиции музея
В музее можно ознакомиться с интересными коллекциями живописного искусства, скульптуры и графики, с декоративным и прикладным искусством, представленным образцами мебели, изготовленной русскими и западноевропейскими мастерами. Пользуются заслуженным вниманием у посетителей музея выставки, представленные фарфоровыми, стеклянными и бронзовыми произведениями искусства. Среди экспозиций, посвященных истории и этнографии края можно увидеть различные образцы творчества народных мастериц: вышивка, ткачество, предметы крестьянской повседневной и праздничной одежды.
Кроме экспозиций, расположенных в здании Троицкой церкви, у посетителей музея есть возможность заказать экскурсию по территории Зарайского Кремля, в ходе которой можно узнать историю создания, боевое предназначение и различные особенности, связанные со строительством Кремля.