На территории Владимирской области расположен старинный город Муром. История его существования неразрывно связана с многовековой историей Руси. Город находится на левом берегу Оки, разделяющей в этом месте современную Владимирскую и Нижегородскую области. В историческом центре Мурома расположен городской парк, на краю которого находится памятник былинному герою Илье Муромцу и смотровая площадка на Оку. За широким руслом реки хорошо виден противоположный берег, постепенно уходящий вдаль необъятной русской земли. Как будто охраняя родные просторы, смотрит за горизонт Илья Муромец. Он высоко поднял свой меч, словно предупреждая чужеземцев о защите родного города и всей Руси. Как многие другие поселения нашей страны Муром является небольшим городом России. По состоянию на 2022 год его население составляло чуть больше 100 тысяч человек. Здесь чтят русскую духовность и сказания, связанные с многовековой жизнью города. Чтобы прикоснуться к истории Руси, нужно пройтись по этим тихим старинным улочкам центральной части города. Посетить монастыри и храмы, удивляющие своей невероятной архитектурой, и мысленно перенестись в те неспокойные годы становления Руси.
История
В 9 веке нашей эры город был самым восточным поселением Восточные славяне в стране Финно-угорский народ называется Муромцы. В Первичная летопись упоминает об этом еще в 862 году нашей эры.[13] Таким образом, это один из старейших городов России. Приблизительно в 900 году нашей эры это был важный торговый пост из Волжская Болгария к Балтийское море.
Между 1010 и 1393 годами нашей эры он был столицей отдельного княжества, правителями которого были Святой Глеб, убит в 1015 г. и канонизирован в 1071 г., Святой Принц Константин Блаженный, и Святые Петр и Феврония Муромские , предметы опера к Римский-Корсаков. Считалось, что это родина самых знаменитых восточнославянских эпос герой Илья Муромец. В городе есть статуя, на которой изображен Илья, держащий рукоять меча в левой руке и крест в правой.
30 июня 1961 года Муром стал местом стихийного протеста и бунта против милиции и советских властей после смерти в милиции старшего мастера завода по имени Костиков.[14]
Состав городского округа[ | ]
№ | Населённый пункт | Тип населённого пункта | Население |
1 | Александровка | деревня | ↗607[9] |
2 | Дмитриевская Слобода | село | ↗1381[9] |
3 | Коммуна | деревня | 11[9] |
4 | Механизаторов | посёлок | ↘2227[9] |
5 | Муром | город, административный центр | ↘105 572[1] |
6 | Муромский | посёлок | ↘1071[9] |
7 | Нежиловка | деревня | ↗209[9] |
8 | Орлово | деревня | ↗781[9] |
9 | Фабрики им. П. Л. Войкова | посёлок | ↘1383[9] |
10 | Якиманская Слобода | село | ↗1486[9] |
Достопримечательности
- Три исторических аббатства в центре города
- Главный храм Троицкого женского монастыря (1642-1643 гг.)
- Живопись Иван Куликов 1914
- Вид города с воздуха в 2014 году
Муром до сих пор сохраняет многие следы старины. Спаситель монастырь, один из древнейших на Руси, впервые упоминается в 1096 г., когда Олег Черниговский осадил и убил Владимир Мономахтам похоронен сын Изяслав. В 1552 году монастырь посетили Иван Грозный который заказал каменный собор, за которым последовали другие церкви.
Троицкий женский монастырь, где похоронены мощи свв. Петра и Февронии, с прекрасным собором (1642–1643), Казанской церковью (1652), колокольней (1652), деревянной церковью Святого Сергия и каменными стенами. С ним конкурирует Благовещенский монастырь, основанный в годы правления Иван Грозный для размещения мощей местных князей и собора 1664 года. Два последних упомянутых собора, вероятно, работы одних и тех же мастеров, имеют много общего с Воскресенской церковью (1658 г.) в центре города. Совсем другое дело — шатровая церковь св. Космы и Дамиана, построенный в 1565 году на берегу Оки в память о русских покорение Казани.
МУ́РОМ
МУ́РОМ, город в России, в юго-вост. части Владимирской обл., центр одноимённого городского округа и Муромского муниципального р-на. Нас. 107,0 тыс. чел. (2019; 3-й по числу жителей город области после Владимира и Коврова). Расположен на левом берегу р. Ока (порт), на границе с Нижегородской обл. Узел железных и автомобильных дорог (М. связан с правобережьем ж.-д. и вантовым автомобильным мостами).
История
Впервые упоминается в «Повести временных лет» под 862. Др.-рус. город М. основан на Кремлёвской горе во 2-й пол. 10 в. выходцами из Ростово-Суздальского княжества. В пределах историч. культурного слоя города расположены Карачаровская верхнепалеолитич. стоянка (на территории быв. с. Карачарово), поселение раннего железного века, 2 грунтовых могильника муромы (7–11, 10–11 вв.), 3 др.-рус. селища (12–13 вв.). В кремле найден клад из 11077 куфических дирхемов и их обрезков (715–939); здесь же обнаружены остатки святилища муромы. Среди находок также предметы импорта – украшения из камня, стекла, керамич. изделия визант., булгарского и ср.-азиат. происхождения.
Ок. 988 М. передан киевским кн. Владимиром Святославичем во владение кн. Глебу Владимировичу (см. в ст. Борис и Глеб). В кон. 10 – нач. 11 вв. построена дерев. ц. Всемилостивого Спаса, вокруг которой сформировался Муромский Спасо-Преображенский монастырь. В 11 в. построен детинец; к гор. территории (протяжённость вдоль берега Оки ок. 1400 м; напольная граница в 700 м от реки) примыкали 4 курганных могильника. В 1054 перешёл во владение сыну киевского кн. Ярослава Владимировича Мудрого – черниговскому кн. Святославу Ярославичу, войдя в состав Черниговского княжества. В 1088 сожжён булгарами. В 1094–97 М. находился под контролем сыновей Владимира Всеволодовича Мономаха. На Любечском съезде 1097 закреплён за кн. Ярославом Святославичем. После окончат. выделения Муромо-Рязанского кн-ва из состава Черниговского (1127) стал его столицей. В сер. 12 – кон. 14 вв. столица Муромского княжества. Исследованы остатки дерев. наземных срубных построек с глинобитными печами, прослежена компоновка сооружений в усадьбы, участки дерев. мостовых. В 12 в., вероятно, возведён белокаменный собор Рождества Богородицы. Зимой 1239/40 М. был сожжён во время монголо-татарского нашествия. В 1281 и 1293 городецкий кн. Андрей Александрович дважды сжигал город. В 14 в., по-видимому, восстановлены дерев. укрепления кремля (350×120–160 м).
В 1392 вел. кн. московский Василий I Дмитриевич получил от хана Тохтамыша ярлык на Муромское кн-во, после чего город официально вошёл в состав Московского вел. кн-ва. Разорён во время набега Едигея 1408. В 1420-х гг. перестроен кремль и, вероятно, возведены укрепления посада М. (выявлены при раскопках). В 1444 хан Улуг-Мухаммед захватил М. и провёл здесь зиму. В 1458 город почти полностью сгорел. В 1467 служил базой для моск. войск во время 1-й казанско-рус. войны. В 1537 и 1540 безуспешно осаждался войсками казанского хана Сафы-Гирея. В 1552 служил одной из баз для Казанского похода (см. в ст. Казанские походы), после этого утратил воен. значение. В 1565 вошёл в состав земщины. В 1570-х. гг. Муром столкнулся с эпидемией моровой язвы и голодом, сильно сократившими население города. Во 2-й пол. 16 в. развивалось оружейное дело, к царскому двору из М. поставлялась рыба. Культурные напластования Муромского кремля 15–16 вв. богаты находками в отличие от городов Сев.-Вост. Руси.
В Смутное время муромское ополчение входило в состав Второго ополчения 1611–12. В кон. 1615 отряд А. И. Лисовского разграбил и частично сжёг город. В сер. – 2-й пол. 17 в. значительно расширилась гор. территория. В 1654, 1655, 1675 население М. страдало от моровых поветрий.
Уездный город Казанской (1708–14, 1717–19), Нижегородской (1714–17), Московской (1719–78) и Владимирской (1778–1929; до 1796 – Владимирское наместничество) губерний. В 18 – нач. 20 вв. важный торговый центр. По всей вероятности, в 1740–60-х гг. демонтированы деревянные укрепления кремля. Со 2-й пол. 19 в. развивалась пром-сть: открыты фабрика Т-ва Муромской мануфактуры льняных изделий в Дмитриевской слободе (1880), механический и чугунолитейный завод Валенкова (1887), фабрика Т-ва Муромской бумаготкацкой мануфактуры (1901), ж.-д. мастерские (1916; ныне «Муромтепловоз»). В 1880 введена в строй ж.-д. линия Муром – Ковров, в 1912 построен мост через Оку и открыто движение по ж.-д. линии Люберцы – Арзамас.
30.10(12.11).1917 установлена сов. власть. 8–10.7.1918 в М. произошло неудавшееся выступление сторонников Союза защиты Родины и свободы. Окружной (1929–30), районный (с 1929) центр Нижегородского (в 1932 переименован в Горьковский) края (1929–36), Горьковской обл. (1936–44; ныне Нижегородская область) и Владимирской области (с 1944). С 1939 город областного подчинения. С 1920-х гг. развивался как важный пром. центр региона. В 1997 в черту М. включён рабочий пос. Вербовский. С 2004 центр одноимённого городского округа, с 2005 – Муромского муниципального р-на.
В 2008 Совет Федерации РФ поддержал инициативу жителей М. и учредил День семьи, любви и верности 8 июля – в День памяти святых Петра и Февронии Муромских [25 июня ст. ст.; канонизированы в 1547; рядом исследователей отождествляются с известным по летописям муромским кн. Давидом Юрьевичем (ум. в апр. 1228) и его супругой].
Архитектура
Муром. Церковь Николы Набережного в Мережной слободе. 1700–14. Фото А. И. Нагаева
До 2-й пол. 18 в. город развивался по радиально-кольцевой системе вокруг кремля. В 1788 утверждён регулярный план (арх. И. М. Лем), по которому проложены прямые улицы с прямоугольными кварталами, застроенными малоэтажными домами с мезонинами по «образцовым» проектам. В 1852 спланирована территория кремля, в 1864 срыт оставшийся посадский вал, засыпан напольный ров кремля. Во 2-й пол. 19 в. создан генплан регулярной застройки вдоль осн. композиционной оси – р. Ока.
Муром. Собор Свято-Благовещенского монастыря. 1554–63. Перестроен в 1660-е гг. Фото А. И. Нагаева
В старой части города, расположенной на высоком, левом берегу Оки, сохранились ансамбли монастырей с постройками 16–19 вв., многие с памятниками нарядного муромского узорочья 17 в.: мужские Муромский Спасо-Преображенский монастырь и Свято-Благовещенский мон. на Старом городище [1553, закрыт в 1919, возрождён в 1991; 5-главый на подклете Благовещенский собор (1554–1563, в 1660-е гг. перестроен верх с ярусами кокошников, добавлены паперть, юж. крыльцо с 3-шатровым верхом и колокольня; иконостас – 1797; придел Святых муромских князей Константина, Михаила и Фёдора, погребённых здесь), надвратная Стефановская ц. (1716, пристройка – 1835–39)]; женские Свято-Троицкий Новодевичий [основан в 1642 на месте дерев. храмов, последовательно возводившихся в кон. 12–16 вв.; закрыт в 1921, возрождён в 1991; 5-главый Троицкий собор с поясами изразцов (1642–43, сев. придел Святых кн. Петра и кн. Февронии Муромских, 1996), надвратная Казанская ц. (1648–52; шатровая колокольня – 1652), настоятельский корпус (17 в., перестроен в 1861), дерев. ц. Св. Сергия Радонежского из с. Пьянгус (1715, перестроен в 1783)] и Свято-Воскресенский (основан не позднее 16 в., закрыт в 1764, возрождён в 2000; 5-главый Воскресенский собор с крытой обходной галереей и шатровым крыльцом, 1655–58 или 1646; одноглавая Введенская ц., 1659; шатровая колокольня, ок. 1674). У берегового обрыва расположены церкви Святых Космы и Дамиана (шатровая; между 1556 и 1564, вероятно, зодчий Постник Яковлев; шатёр обрушился в 1868) и Новая Космодамианская (Смоленская; 1804, колокольня – 1832, трапезная – 1838) на Подокстовье; 5-главая Николы Набережного в Мережной слободе (1700–14; трапезная – 1803, расширена в 1847), также фундаменты собора Рождества Богородицы на Воеводской горе (1555–57, разобран в 1939–40) и церкви Св. Георгия Победоносца в Кожевниках (17 в., разрушена в 1936). Из построек в стиле классицизма сохранились: торговые ряды (1816; во дворе – руины Николо-Зарядской ц., 1675–77), лавки и лабазы (18–19 вв.) на площади им. 1100-летия М.; многочисл. жилые дома, построенные после пожаров 1792 и 1805 (купцов Суздальцевых, 1826, Каратыгиных, Никитиных и др.).
Дальше от берега расположена новая часть М. с постройками 18–20 вв.: церкви – Вознесенская (1729), Успенская (1790, колокольня – 1835), Сретенская (1795, придел – 1829, трапезная – 1888–1892); водонапорная башня (1864), ансамбль зданий земской управы [1870; ныне Муромский ин-т (филиал) Владимирского технич. ун-та], здания реального уч-ща (1879), Т-ва Муромской мануфактуры льняных изделий (1880), духовного уч-ща (1881–83, арх. В. Ф. Афанасьев), кинотеатров «Люкс» (1911) и «Унион» (1913), ж.-д. вокзал в неорусском стиле (1912, арх. А. В. Щусев), жилая застройка сер. 19 – нач. 20 вв., в т. ч. дерев. дом Гундобиных с резьбой, дом драматурга А. К. Гладкова, дом купца В. П. Зворыкина в духе эклектизма (1908). В 1960-е гг. сооружены Дом Советов (1961–68, арх. Н. А. Беспалов) с памятником В. И. Ленину перед ним (1962, скульптор Ю. Г. Нерода) и Дворец культуры им. 1100-летия М. (1962, арх. Н. П. Куренной). На юж. окраине города, в быв. с. Карачарово (упоминается в 12 в. как родина Ильи Муромца), сохранились: усадьба Уваровых «Красная Гора» (кон. 18 – нач. 19 вв.), Троицкая ц. (1811–27), ц. Святых Гурия, Самона и Авива (1844–45). В микрорайоне Вербовский – Дом культуры (1961), кладбищенская ц. Прп. Ильи Муромца (1994–98). В 2000-е гг. построены часовня Архангела Михаила (2005–06), Крестовоздвиженская ц. (2008–09; на месте одноим. монастыря 12 в.), автомобильный вантовый мост через Оку (2008–2009).
Фото А. И. Нагаева Муром. Памятник Илье Муромцу. 1999. Скульптор В. М. Клыков.
Среди памятников: Н. Ф. Гастелло (1964, скульптор А. О. Бембель, арх. Н. А. Беспалов), «Былинный камень» (1967, худ. С. А. Николаев, арх. Беспалов), Неизвестному Солдату (1970), «Бронепоезд «Илья Муромец»» (1971, худ. Николаев, арх. Беспалов), авиаконструктору Р. А. Белякову (1984, скульптор В. Фетисов, арх. Ю. Арндт), Илье Муромцу (1999, скульптор В. М. Клыков, арх. Беспалов), мемориальные комплексы – землякам-воинам, погибшим в годы Вел. Отеч. войны (1957–85, худ. Р. А. Кутаев, арх. Беспалов, инж. В. Румянцева), в память пострадавших от политич. репрессий (1996, арх. В. А. Шепета).
Центры культуры
Историко-худож. музей [основан в 1918, совр. назв. с 1997; археологич. коллекция, иконы 14–19 вв., в т. ч. муромского художника 18 в. А. И. Казанцева; лицевое шитьё; зап.-европ. живопись 14–19 вв. и рус. живопись 18–19 вв. из собрания графов Уваровых; предметы купеч. быта; экспозиции – в доме купцов Зворыкиных (19 в.; здесь родился В. К. Зворыкин) и в здании гор. управы (1815); выставочный зал – в доме купцов Голубевых; филиал – Дом-музей худ. И. С. Куликова (1947)].
Хозяйство
Ведущая отрасль пром-сти – машиностроение. Заводы: «Муромтепловоз» (1916; продукция для строительства и обслуживания железных дорог, воен. техника, в т. ч. тренажёрные системы, техника для пожаротушения), стрелочный (1928; переводы, съезды и др. для ж.-д. путей), ремонтно-механический (запчасти и комплектующие для ж.-д. транспорта, дорожно-строит. техники), радиоизмерительных приборов (1949; в составе концерна ВКО «Алмаз-Антей»; радиолокац. станции обнаружения возд. целей, системы посадки самолётов), радиозавод (1946; аппаратура оперативной связи, оповещения, трансляции и сигнализации), научно-производственное предприятие «Звукотехника» (основано в 1953 как Специальное конструкторское бюро; комплексы связи), приборостроительный (1941; капсюли-воспламенители, патроны, электродетонаторы, измерительные приборы, средства инициирования для систем пожаротушения, пиротехнические изделия для военно-спортивных игр, сигнальные и спасательные средства, лекарственные средства под товарной маркой «ВербаФарм»), «Муромец» (в составе группы компаний «Азот-Взрыв»; средства инициирования зарядов для взрывных горных работ). Производство трубопроводной арматуры (Муромский завод трубопроводной арматуры), фанеры («Муром»), мебели («Муром-мебель»), стройматериалов, обуви (обувная фабрика «Буревестник»), матрасов ( «Вальсон», «Торис»), модифицированного крахмала («Декстринзавод»).
Окрестности
Близ М. расположены: в с. Чаадаево – городище Чаадаевский городок (8–11 вв.) – единственное известное укреплённое городище муромы; в с. Борисоглеб – быв. Борисоглебский на Ушне мужской мон. (предположительно нач. 12 в., упразднён в 1764; ц. Рождества Христова, сер. 17 в.); в с. Молотицы – Успенская ц. типа «восьмерик на четверике» (1754); в с. Панфилово – Вознесенская ц. (1791–1810), худож. галерея (1985; живопись уроженцев села В. В. Серова, С. И. Чиркова, И. В. Бесчастнова и др.); в дер. Бердищево – усадьба Кровкова (1-я треть 19 в.); в дер. Старые Котлицы – ц. Свт. Николая (1867–79); в дер. Алешунино – Музей Н. А. Некрасова.
Этноним
Название города Мурома упоминается в скандинавских сагах XIII века как др.-сканд. Móramar. Судя по фонетическим закономерностям волжско-финских языков, эта форма зафиксировала более древнее состояние слова, чем др.-рус. Муромъ. По тем же причинам, упомянутое в «Повести временных лет» слово мурома
скорее всего является древнерусским образованием от названия города. Древнейшую форму этнонима — *
morama
— В. С. Кулешов сравнивает с названием племени меря, которое, по его мнению, заимствовано из балтийского источника.
По мнению В. В. Напольских, название племени может рассматриваться как результат лабиализации (выявленной в муромской гидронимии) корневого гласного в общем самоназвании мери и марийцев *mari
, восходящем к праиндоир. *
marya-
«юноша, член молодёжного воинского союза». Часть
-ma
может быть суффиксом или аналогом фин. maa «земля».
«Повесть о водворении христианства в Муроме» (XVI век) предлагает народную этимологию: «создание града им стены каменны и мрамарны, и оттого нарицается Муром». Энциклопедический Лексикон Брокгауза и Эфрона переводит слово мурома по-русски «люди на суше» умалчивая, из какого именно финского языка происходит это слово.
Ареал расселения3
Мурома проживали на территориях современных Рязанской, Владимирской и Нижегородской областей.
На севере Мурома граничили с Меря, на востоке — с Эрзя и Мари, на юге — также с Эрзя, на западе — с Мещерой, бывшей долгое время в её политическом подчинении.
Основная часть археологических памятников муромы находится между притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей. В центре этой территории находится Муром. Это небольшой регион с размерами примерно 30 х 50 км. За его пределами находятся отдельные памятники, в которых элементы муромской культуры сочетаются с культурой окружающих племён, что позволяет говорить о смешанном характере населения.
Экономика и промышленность Мурома
Основу экономики Мурома составляют промышленность, сфера услуг и торговля. Промышленность города специализируется на машиностроении, металло-и деревообработке, производстве пищевой продукции. Важнейшее градообразующее предприятие – ОАО «Муромский приборостроительный завод» (производство средств инициирования для боеприпасов). Другие крупные предприятия промышленности:
- ОАО «Муромский стрелочный завод»;
- ОАО «Муромский радиозавод»;
- ОАО «Муромский ремонтно-механический завод»;
- ЗАО «Муромский фанерный завод»;
- ОАО «Муромский хлебокомбинат».
Численность населения Мурома на 2022 и 2022 год. Количество жителей Мурома
Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.
Количество жителей Мурома | Годы |
122 100 человек | 2006 год |
120 800 человек | 2007 год |
119 400 человек | 2008 год |
118 224 человек | 2009 год |
116 075 человек | 2010 год |
115 865 человек | 2011 год |
114 047 человек | 2012 год |
112 609 человек | 2013 год |
111 474 человек | 2014 год |
110 746 человек | 2015 год |
110 070 человек | 2016 год |
109 809 человек | 2017 год |
109 072 человек | 2018 год |
График изменения численности населения Мурома:
Общая численность населения города в 2014 году составила примерно 111,4 тысячи человек, а плотность — 2546.23 чел./км².
В период с 1959 по 1992 годы муромчан стало вдвое больше. В 60-х в СССР возникло такое явление, как снижение рождаемости, и поэтому население города возрастало в основном благодаря, переезду сельских жителей. В конце 80-х – 90-х годов тяжелая экономическая ситуация поспособствовала упадку рождаемости и одновременному возрастанию смертности.
Конкретные цифры такие: в 1999 году число родившихся составило 6,4/1000, умерших – 14,3/1000, естественная убыль – 8,4/1000. В 2001 – 7,2/1000, 15,6/1000 и 8,4/1000 соответственно. В 2003 – 8,2/1000, 18,1/1000 и 9,9/1000. В 2005 – 8,3/1000, 18,8/1000 и 10,5/1000. В 2006 – 8,7/1000, 17,8/1000 и 9,1/1000. В 2007 – 8,7/1000, 17/1000 и 8,3/1000.
Дополнительный стимул убыли населения придали планы постройки в 23 километрах от города Нижегородской атомной электростанции. Молодые семьи с детьми, испугались этого соседства и сказали, что возможно уедут из Мурома.
На 95% муромчане состоят из русских. Остальные 5% составляют белорусы, евреи, мордва, поляки, татары, украинцы, чехи и другие национальности. Этнохороним: муромлянин, муромец, муромчанин, муромлянка, муромчанка, муромляне, муромцы, муромчане.
День города Мурома 2016 ПРОГРАММА ПРАЗДНИКА
Лето продолжается и сулит нам еще много интересных и ярких выходных деньков! В предстоящую субботу мы с радостью приглашаем вас в Муром, который в этом году отметит свой 1154-й день рождения!
День города, запланированный на 6 августа, будет состоять из трех блоков. Первый блок – дневная часть — включает в себя множество интерактивных площадок. Все они объединены общим девизом — «Проведите День города с пользой».
— Мы хотим, чтобы в этот день люди могли прийти в центр Мурома с детьми, друзьями и одновременно и отдохнуть, развлечься, и научиться чему-то полезному,
— рассказал глава округа Муром Евгений Рычков на своем сайте. —
Для этого будет организован целый спектр разноплановых мастер-классов: спортивных, кулинарных, творческих – все, что будет не просто интересно, но и поможет приобрести какие-либо навыки буквально за 15-20 минут. Здесь же можно будет пофотографироваться в специально оборудованных фотозонах, просто погулять или зайти на ярмарку ремесленников, которых в этом году будет несколько сотен.
Второй блок – это международный этап Всеармейских соревнований инженерных войск «Открытая вода». Пройдет мероприятие в Карачарове – на родине Ильи Муромца. Третьим блоком станет вечерняя часть празднества на набережной Оки. Кстати, тут же традиционно проходит большой концерт на День семьи, любви и верности.
— А праздничный фейерверк будет?
– спросите вы.
Будет, да еще какой! В этом году решили провести конкурс фейерверков. Кстати, пройдет он в Муроме впервые.
— Предполагается, что участвовать в нем будут четыре команды, которые поборются между собой за главный приз,
— сообщил Евгений Рычков. —
Каждая команда готовит свою программу под музыкальное сопровождение, а муромцы затем отдадут свои голоса в поддержку тех конкурсантов, которые им понравятся больше. Голосование будет организовано на моем сайте в Интернете. Надеюсь, это станет еще одной муромской традицией и позволит сделать нашу набережную местом для проведения больших культурно-массовых мероприятий. Таких набережных мало, и мы хотим, чтобы она стала одним из брендов нашего города.
Программа мероприятий Дня города Муром
Кстати, а вы знаете, что 14 лет назад у Мурома появился свой собственный гимн? Да-да! Слова написал Андрей Мельгунов, музыку — Александр Демин.
Гимн города Мурома
Наш город Отчизне во благо, В нем удаль и мудрый покой. Славен трудом и отвагой, Красен широкой душой.
Муром, и поныне Над тобою не властны века. Муром-град — святыня, Наша вера в тебя велика!
Земле нашей многие лета! В ней семя побед проросло. Город, в былинах воспетый, Русь поднимал на крыло.
Муром, и поныне Над тобою не властны века. Муром-град — святыня, Наша вера в тебя велика!
А что еще интересного?
Мы знаем еще 15 причин приехать в Муром! Хотите узнать и вы? Вам сюда.
Фото на главной — book33.ru
Основание Мурома
Муром — один из древнейших русских городов. В Повести временных лет упоминание о нем относится к 862 году. Финно-угорское племя мурома, родственное мордве, составляло большую часть его населения. Расположение Мурома на торговом пути между Русью и Волжской Булгарией способствовало развитию города и торговли, именно из-за своего выгодного расположения Муром пережил множество войн и набегов, был неоднократно сожжён, приходил в запустение и вновь возрождался. Муром долгое время был пограничным городом — восточным форпостом Древней Руси. Культ языческих богов процветал в Муроме, влияние жрецов было велико.
Киевский князь Владимир дал в удел Муром своему сыну Глебу. Князь Глеб Владимирович, позже прославленный в лике святых, попытался обратить его население в христианство, но потерпел неудачу и был вынужден спасаться от недовольства в укрепленном дворе.
С 1054 года Муром становится владением черниговских князей, которые уже в 1097 году превращают его в столицу Муромо-Рязанского княжества.
В 1127 при князе Ярославе Святославиче Муромско-Рязанская земля выделилась из состава Черниговского княжества в самостоятельное. Именно князя Ярослава и его семейство историки и церковное предание отожествляют с крестившими муромскую землю святыми князем Константином, княгиней Ириной и их сыновьями княжичем Михаилом и княжичем Феодором, убиенными муромскими язычниками.
В 1129 году после кончины князя Ярослава Святославича на муромский стол сел его сын Юрий (Феодор) Ярославич, затем два года княжил третий сын Святослав, а позже внук Ростислав.
Славянская колонизация
В процессах славянской колонизации края важную роль играл Муром, как укреплённый пункт для утверждения княжеской власти. Славянское господство на нижней Оке было закреплено походом Святослава на Оку и Волгу в 965 году и Владимира Святославовича в 985 году. В 988 году в Муроме появился первый князь Глеб Владимирович. Согласно археологическим данным центральная укрепленная усадьба города была построена во второй половине X века на незаселённом ранее месте, находящемся в центре между муромскими и возможно славянскими селищами. Князь Глеб, которому назначен был в удел город Муром, употребил много усилий, чтобы овладеть им и склонить его жителей к принятию христианства, но не смог этого сделать и два года жил вдали от него на расстоянии двух поприщ (12 верст) на реке Ишне. После того, как святой Глеб был убит, Муром долго оставался без князя христианского, и язычество осталось там в силе. Между тем соседи, волжские болгары-мусульмане, старались распространить свои влияние и веру на Муром.
Хорошо известный Илья Муромец считается одним из былинных богатырей древнерусского эпоса.
Во второй половине X и XI веке по материалам Тумовского посёлка и могильникам начинает сказываться влияние славянской культуры, в частности керамики. Известны случаи парного существования муромских и славянских селищ. Судя по имеющимся славянским предметам первоначально на землю муромы селились кривичи.
Вятичи и Мурома быстро смешивались и селились в крае чересполосно. Муром и другие крупные пункты населены были как вятичами, так и муромой. Тесному сближению много способствовало то обстоятельство, что оба племени коснели в язычестве, по культуре мурома стояла, пожалуй, выше вятичей,
Культура муромы постепенно деградирует, теряет свою самобытность. Исчезают женские головные украшения. В первой половине XI века самобытность муромских предметов исчезает, хотя отдельные типично муромские предметы ещё сохраняются. Одним из признаков славянского влияния стало изменение положения покойников головой на запад, вместо прежнего головой на север.
Предметы муромского вооружения — наконечники копий и стрел, боевые топоры — по качеству изготовления и боевым характеристикам достигали лучших европейских образцов. Это свидетельствует о том, что версия советских историков о мирной ассимиляции муромы славянами, как минимум, неправдоподобна. На самом деле речь шла либо о военном противостоянии, либо о договорных условиях сюзеренитета с Киевом, после — Черниговом и Владимиром-Мерьским, вмонитровании Муромы и муромского народа в политическую систему Восточной Европы. Второй вариант представляется более убедительным.
К XII веку мурома уже не упоминалось в летописях как отдельный народ — к этому времени Киев и Чернигов предпочитали иметь дело с «географической областью», а не народом, неплохо освоившим славянскую речь как лингва-франка.
В 1192 году приближаясь к Мурому князь Константин послал сына своего Михаила убеждать муромцев, чтобы приняли князя без сопротивления. Упорные язычники убили посланного князя и бросили тело его за городом, а сами стали готовиться к бою. Когда князь Константин подошел к городу со своей большой дружиной, жители хотели сражаться, потом смирились, согласились принять князя, но заменить свое язычество на его веру не пожелали.