День города Муром 3 августа 2022 программа мероприятий, салют. Куда пойти с ребенком

На территории Владимирской области расположен старинный город Муром. История его существования неразрывно связана с многовековой историей Руси. Город находится на левом берегу Оки, разделяющей в этом месте современную Владимирскую и Нижегородскую области. В историческом центре Мурома расположен городской парк, на краю которого находится памятник былинному герою Илье Муромцу и смотровая площадка на Оку. За широким руслом реки хорошо виден противоположный берег, постепенно уходящий вдаль необъятной русской земли. Как будто охраняя родные просторы, смотрит за горизонт Илья Муромец. Он высоко поднял свой меч, словно предупреждая чужеземцев о защите родного города и всей Руси. Как многие другие поселения нашей страны Муром является небольшим городом России. По состоянию на 2022 год его население составляло чуть больше 100 тысяч человек. Здесь чтят русскую духовность и сказания, связанные с многовековой жизнью города. Чтобы прикоснуться к истории Руси, нужно пройтись по этим тихим старинным улочкам центральной части города. Посетить монастыри и храмы, удивляющие своей невероятной архитектурой, и мысленно перенестись в те неспокойные годы становления Руси.

История

В 9 веке нашей эры город был самым восточным поселением Восточные славяне в стране Финно-угорский народ называется Муромцы. В Первичная летопись упоминает об этом еще в 862 году нашей эры.[13] Таким образом, это один из старейших городов России. Приблизительно в 900 году нашей эры это был важный торговый пост из Волжская Болгария к Балтийское море.

Между 1010 и 1393 годами нашей эры он был столицей отдельного княжества, правителями которого были Святой Глеб, убит в 1015 г. и канонизирован в 1071 г., Святой Принц Константин Блаженный, и Святые Петр и Феврония Муромские , предметы опера к Римский-Корсаков. Считалось, что это родина самых знаменитых восточнославянских эпос герой Илья Муромец. В городе есть статуя, на которой изображен Илья, держащий рукоять меча в левой руке и крест в правой.

30 июня 1961 года Муром стал местом стихийного протеста и бунта против милиции и советских властей после смерти в милиции старшего мастера завода по имени Костиков.[14]

Состав городского округа[ | ]

Населённый пунктТип населённого пунктаНаселение
1Александровкадеревня↗607[9]
2Дмитриевская Слободасело↗1381[9]
3Коммунадеревня11[9]
4Механизаторовпосёлок↘2227[9]
5Муромгород, административный центр↘105 572[1]
6Муромскийпосёлок↘1071[9]
7Нежиловкадеревня↗209[9]
8Орловодеревня↗781[9]
9Фабрики им. П. Л. Войковапосёлок↘1383[9]
10Якиманская Слободасело↗1486[9]

Достопримечательности

  • Три исторических аббатства в центре города
  • Главный храм Троицкого женского монастыря (1642-1643 гг.)
  • Живопись Иван Куликов 1914
  • Вид города с воздуха в 2014 году

Муром до сих пор сохраняет многие следы старины. Спаситель монастырь, один из древнейших на Руси, впервые упоминается в 1096 г., когда Олег Черниговский осадил и убил Владимир Мономахтам похоронен сын Изяслав. В 1552 году монастырь посетили Иван Грозный который заказал каменный собор, за которым последовали другие церкви.

Троицкий женский монастырь, где похоронены мощи свв. Петра и Февронии, с прекрасным собором (1642–1643), Казанской церковью (1652), колокольней (1652), деревянной церковью Святого Сергия и каменными стенами. С ним конкурирует Благовещенский монастырь, основанный в годы правления Иван Грозный для размещения мощей местных князей и собора 1664 года. Два последних упомянутых собора, вероятно, работы одних и тех же мастеров, имеют много общего с Воскресенской церковью (1658 г.) в центре города. Совсем другое дело — шатровая церковь св. Космы и Дамиана, построенный в 1565 году на берегу Оки в память о русских покорение Казани.

МУ́РОМ

МУ́РОМ, го­род в Рос­сии, в юго-вост. час­ти Вла­ди­мир­ской обл., центр одноимённого городского округа и Му­ром­ско­го муниципального р-на. Нас. 107,0 тыс. чел. (2019; 3-й по чис­лу жи­те­лей го­род об­лас­ти по­сле Вла­ди­ми­ра и Ков­ро­ва). Рас­по­ло­жен на ле­вом бе­ре­гу р. Ока (порт), на гра­ни­це с Ни­же­го­род­ской обл. Узел же­лез­ных и ав­то­мо­биль­ных до­рог (М. свя­зан с пра­во­бе­режь­ем ж.-д. и ван­то­вым ав­то­мо­биль­ным мос­та­ми).

История

Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в «По­вес­ти вре­мен­ных лет» под 862. Др.-рус. го­род М. ос­но­ван на Крем­лёв­ской го­ре во 2-й пол. 10 в. вы­ход­ца­ми из Рос­то­во-Суз­даль­ско­го кня­же­ст­ва. В пре­де­лах ис­то­рич. куль­тур­но­го слоя го­ро­да рас­по­ло­же­ны Ка­ра­ча­ров­ская верх­не­па­лео­ли­тич. сто­ян­ка (на тер­ри­то­рии быв. с. Ка­ра­ча­ро­во), по­се­ле­ние ран­не­го же­лез­но­го ве­ка, 2 грун­то­вых мо­гиль­ни­ка му­ро­мы (7–11, 10–11 вв.), 3 др.-рус. се­ли­ща (12–13 вв.). В крем­ле най­ден клад из 11077 ку­фи­че­ских дир­хе­мов и их об­рез­ков (715–939); здесь же об­на­ру­же­ны ос­тат­ки свя­ти­ли­ща му­ро­мы. Сре­ди на­хо­док так­же пред­ме­ты им­пор­та – ук­ра­ше­ния из кам­ня, стек­ла, ке­ра­мич. из­де­лия ви­зант., бул­гар­ско­го и ср.-ази­ат. про­ис­хо­ж­де­ния.

Ок. 988 М. пе­ре­дан ки­ев­ским кн. Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­ви­чем во вла­де­ние кн. Гле­бу Вла­ди­ми­ро­ви­чу (см. в ст. Бо­рис и Глеб). В кон. 10 – нач. 11 вв. по­строе­на де­рев. ц. Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са, во­круг ко­то­рой сфор­миро­вал­ся Му­ром­ский Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь. В 11 в. по­стро­ен де­ти­нец; к гор. тер­ри­то­рии (про­тя­жён­ность вдоль бе­ре­га Оки ок. 1400 м; на­поль­ная гра­ни­ца в 700 м от ре­ки) при­мы­ка­ли 4 кур­ган­ных мо­гиль­ни­ка. В 1054 пе­ре­шёл во вла­де­ние сы­ну ки­ев­ско­го кн. Яро­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча Муд­ро­го – чер­ни­гов­ско­му кн. Свя­то­сла­ву Яро­сла­ви­чу, вой­дя в со­став Чер­ни­гов­ско­го кня­же­ст­ва. В 1088 со­жжён бул­га­ра­ми. В 1094–97 М. на­хо­дил­ся под кон­тро­лем сы­но­вей Вла­ди­ми­ра Все­во­ло­до­ви­ча Мо­но­ма­ха. На Лю­беч­ском съез­де 1097 за­кре­п­лён за кн. Яро­сла­вом Свя­то­сла­ви­чем. По­сле окон­чат. вы­де­ле­ния Му­ро­мо-Ря­зан­ско­го кн-ва из со­ста­ва Чер­ни­гов­ско­го (1127) стал его сто­ли­цей. В сер. 12 – кон. 14 вв. сто­ли­ца Му­ром­ско­го кня­же­ст­ва. Ис­сле­до­ва­ны ос­тат­ки де­рев. на­зем­ных сруб­ных по­стро­ек с гли­но­бит­ны­ми пе­ча­ми, про­сле­же­на ком­по­нов­ка со­ору­же­ний в усадь­бы, уча­ст­ки де­рев. мос­то­вых. В 12 в., ве­ро­ят­но, воз­ве­дён бе­ло­ка­мен­ный со­бор Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы. Зи­мой 1239/40 М. был со­жжён во вре­мя мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия. В 1281 и 1293 го­ро­дец­кий кн. Ан­д­рей Алек­сан­д­ро­вич два­ж­ды сжи­гал го­род. В 14 в., по-ви­ди­мо­му, вос­станов­ле­ны де­рев. ук­ре­п­ле­ния крем­ля (350×120–160 м).

В 1392 вел. кн. мо­с­ков­ский Ва­си­лий I Дмит­рие­вич по­лу­чил от ха­на Тох­та­мы­ша яр­лык на Му­ром­ское кн-во, по­сле че­го го­род офи­ци­аль­но во­шёл в со­став Мо­с­ков­ско­го вел. кн-ва. Ра­зо­рён во вре­мя набега Еди­гея 1408. В 1420-х гг. пе­ре­стро­ен кремль и, ве­ро­ят­но, воз­ве­де­ны ук­ре­п­ле­ния по­са­да М. (вы­яв­ле­ны при рас­коп­ках). В 1444 хан Улуг-Му­хам­мед за­хва­тил М. и про­вёл здесь зи­му. В 1458 го­род поч­ти пол­но­стью сго­рел. В 1467 слу­жил ба­зой для моск. войск во вре­мя 1-й ка­зан­ско-рус. вой­ны. В 1537 и 1540 без­ус­пеш­но оса­ж­дал­ся вой­ска­ми ка­зан­ско­го ха­на Са­фы-Ги­рея. В 1552 слу­жил од­ной из баз для Ка­зан­ско­го по­хо­да (см. в ст. Казанские походы), по­сле это­го ут­ра­тил во­ен. зна­че­ние. В 1565 вошёл в состав земщины. В 1570-х. гг. Муром столкнулся с эпидемией мо­ро­вой яз­вы и го­лодом, силь­но со­кра­тившими на­се­ле­ние го­ро­да. Во 2-й пол. 16 в. раз­ви­ва­лось ору­жей­ное де­ло, к цар­ско­му дво­ру из М. по­став­ля­лась ры­ба. Куль­тур­ные на­пла­сто­ва­ния Му­ром­ско­го крем­ля 15–16 вв. бо­га­ты на­ход­ка­ми в от­ли­чие от го­ро­дов Сев.-Вост. Ру­си.

В Смут­ное вре­мя му­ром­ское опол­че­ние вхо­ди­ло в со­став Вто­ро­го опол­че­ния 1611–12. В кон. 1615 от­ряд А. И. Ли­сов­ско­го раз­гра­бил и час­тич­но сжёг го­род. В сер. – 2-й пол. 17 в. зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лась гор. тер­ри­то­рия. В 1654, 1655, 1675 на­се­ле­ние М. стра­да­ло от мо­ро­вых по­вет­рий.

Уезд­ный го­род Ка­зан­ской (1708–14, 1717–19), Ни­же­го­род­ской (1714–17), Мо­с­ков­ской (1719–78) и Вла­ди­мир­ской (1778–1929; до 1796 – Вла­ди­мир­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во) гу­бер­ний. В 18 – нач. 20 вв. важ­ный тор­го­вый центр. По всей ве­ро­ят­но­сти, в 1740–60-х гг. де­мон­ти­ро­ва­ны де­ревянные ук­ре­п­ле­ния крем­ля. Со 2-й пол. 19 в. раз­ви­ва­лась пром-сть: от­кры­ты фаб­ри­ка Т-ва Му­ром­ской ма­ну­фак­ту­ры льня­ных из­де­лий в Дмит­ри­ев­ской сло­бо­де (1880), ме­ха­нический и чу­гу­но­ли­тей­ный за­вод Ва­лен­ко­ва (1887), фаб­ри­ка Т-ва Му­ром­ской бу­ма­го­ткац­кой ма­ну­фак­ту­ры (1901), ж.-д. мас­тер­ские (1916; ны­не «Му­ром­те­п­ло­воз»). В 1880 вве­де­на в строй ж.-д. ли­ния Му­ром – Ков­ров, в 1912 по­стро­ен мост че­рез Оку и от­кры­то дви­же­ние по ж.-д. ли­нии Лю­бер­цы – Ар­за­мас.

30.10(12.11).1917 ус­та­нов­ле­на сов. власть. 8–10.7.1918 в М. про­изош­ло неудав­шее­ся вы­сту­п­ле­ние сто­рон­ни­ков Сою­за за­щи­ты Ро­ди­ны и сво­бо­ды. Ок­руж­ной (1929–30), рай­онный (с 1929) центр Ни­же­го­род­ско­го (в 1932 переименован в Горь­ков­ский) края (1929–36), Горь­ков­ской обл. (1936–44; ныне Нижегородская область) и Вла­ди­мир­ской об­лас­ти (с 1944). С 1939 город областного подчинения. С 1920-х гг. раз­ви­вал­ся как важ­ный пром. центр ре­гио­на. В 1997 в чер­ту М. вклю­чён ра­бо­чий пос. Вер­бов­ский. С 2004 центр одноимённого городского округа, с 2005 – Му­ром­ско­го муниципального р-на.

В 2008 Со­вет Фе­де­ра­ции РФ под­дер­жал ини­циа­ти­ву жи­те­лей М. и уч­ре­дил День се­мьи, люб­ви и вер­но­сти 8 ию­ля – в День па­мя­ти свя­тых Пет­ра и Фев­ро­нии Му­ром­ских [25 ию­ня ст. ст.; ка­но­ни­зи­ро­ва­ны в 1547; ря­дом ис­сле­до­ва­те­лей отож­де­ст­в­ля­ют­ся с из­ве­ст­ным по ле­то­пи­сям му­ром­ским кн. Да­ви­дом Юрье­ви­чем (ум. в апр. 1228) и его суп­ру­гой].

Архитектура

Муром. Церковь Николы Набережного в Мережной слободе. 1700–14. Фото А. И. Нагаева

До 2-й пол. 18 в. го­род раз­ви­вал­ся по ра­ди­аль­но-коль­це­вой сис­те­ме во­круг крем­ля. В 1788 ут­вер­ждён ре­гу­ляр­ный план (арх. И. М. Лем), по ко­то­ро­му про­ло­же­ны пря­мые ули­цы с пря­мо­уголь­ны­ми квар­та­ла­ми, за­стро­ен­ны­ми ма­ло­этаж­ны­ми до­ма­ми с ме­зо­ни­на­ми по «об­раз­цо­вым» про­ек­там. В 1852 спла­ни­ро­ва­на тер­ри­то­рия крем­ля, в 1864 срыт ос­тав­ший­ся по­сад­ский вал, за­сы­пан на­польный ров крем­ля. Во 2-й пол. 19 в. соз­дан ген­план ре­гу­ляр­ной за­строй­ки вдоль осн. ком­по­зи­ци­он­ной оси – р. Ока.

Муром. Собор Свято-Благовещенского монастыря. 1554–63. Перестроен в 1660-е гг. Фото А. И. Нагаева

В ста­рой час­ти го­ро­да, рас­по­ло­жен­ной на вы­со­ком, ле­вом бе­ре­гу Оки, со­хра­ни­лись ан­самб­ли мо­на­сты­рей с по­строй­ка­ми 16–19 вв., мно­гие с па­мят­ни­ка­ми на­ряд­но­го му­ром­ско­го узо­ро­чья 17 в.: муж­ские Му­ром­ский Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь и Свя­то-Бла­го­ве­щен­ский мон. на Ста­ром го­ро­ди­ще [1553, за­крыт в 1919, воз­ро­ж­дён в 1991; 5-гла­вый на под­кле­те Бла­го­ве­щен­ский со­бор (1554–1563, в 1660-е гг. пе­ре­стро­ен верх с яру­са­ми ко­кош­ни­ков, до­бав­ле­ны па­перть, юж. крыль­цо с 3-шат­ро­вым вер­хом и ко­ло­коль­ня; ико­но­стас – 1797; при­дел Свя­тых му­ром­ских кня­зей Кон­стан­ти­на, Ми­хаи­ла и Фё­до­ра, по­гре­бён­ных здесь), над­врат­ная Сте­фа­нов­ская ц. (1716, при­строй­ка – 1835–39)]; жен­ские Свя­то-Тро­иц­кий Но­во­де­ви­чий [ос­но­ван в 1642 на мес­те де­рев. хра­мов, по­сле­до­ва­тель­но воз­во­див­ших­ся в кон. 12–16 вв.; за­крыт в 1921, воз­ро­ж­дён в 1991; 5-гла­вый Тро­иц­кий со­бор с поя­са­ми из­раз­цов (1642–43, сев. при­дел Свя­тых кн. Пет­ра и кн. Фев­ро­нии Му­ром­ских, 1996), над­врат­ная Ка­зан­ская ц. (1648–52; шат­ро­вая ко­ло­коль­ня – 1652), на­стоя­тель­ский кор­пус (17 в., пе­ре­строе­н в 1861), де­рев. ц. Св. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го из с. Пьян­гус (1715, пе­ре­строен в 1783)] и Свя­то-Вос­кре­сен­ский (ос­но­ван не по­зд­нее 16 в., за­крыт в 1764, воз­ро­ж­дён в 2000; 5-главый Вос­кре­сен­ский со­бор с кры­той об­ход­ной га­ле­ре­ей и шат­ро­вым крыль­цом, 1655–58 или 1646; од­но­гла­вая Вве­ден­ская ц., 1659; шат­ро­вая ко­ло­коль­ня, ок. 1674). У бе­ре­го­во­го об­ры­ва рас­по­ло­же­ны церк­ви Свя­тых Кос­мы и Да­миа­на (шат­ро­вая; меж­ду 1556 и 1564, ве­ро­ят­но, зод­чий По­ст­ник Яков­лев; ша­тёр об­ру­шил­ся в 1868) и Но­вая Кос­мо­да­ми­ан­ская (Смо­лен­ская; 1804, ко­ло­коль­ня – 1832, тра­пез­ная – 1838) на По­док­сто­вье; 5-гла­вая Ни­ко­лы На­бе­реж­но­го в Ме­реж­ной сло­бо­де (1700–14; тра­пез­ная – 1803, рас­ши­ре­на в 1847), так­же фун­да­мен­ты со­бо­ра Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы на Вое­вод­ской го­ре (1555–57, ра­зо­бран в 1939–40) и церк­ви Св. Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца в Ко­жев­ни­ках (17 в., раз­ру­ше­на в 1936). Из по­стро­ек в сти­ле клас­си­циз­ма со­хра­ни­лись: тор­го­вые ря­ды (1816; во дво­ре – руи­ны Ни­ко­ло-За­ряд­ской ц., 1675–77), лав­ки и ла­ба­зы (18–19 вв.) на пло­ща­ди им. 1100-ле­тия М.; мно­го­числ. жи­лые до­ма, по­стро­ен­ные по­сле по­жа­ров 1792 и 1805 (куп­цов Суз­даль­це­вых, 1826, Ка­ра­ты­ги­ных, Ни­ки­ти­ных и др.).

Даль­ше от бе­ре­га рас­по­ло­же­на но­вая часть М. с по­строй­ка­ми 18–20 вв.: церк­ви – Воз­не­сен­ская (1729), Ус­пен­ская (1790, ко­ло­коль­ня – 1835), Сре­тен­ская (1795, при­дел – 1829, тра­пез­ная – 1888–1892); во­до­на­пор­ная баш­ня (1864), ан­самбль зда­ний зем­ской упра­вы [1870; ны­не Му­ром­ский ин-т (фи­ли­ал) Вла­ди­мир­ско­го тех­нич. ун-та], зда­ния ре­аль­но­го уч-ща (1879), Т-ва Му­ром­ской ма­ну­фак­ту­ры льня­ных из­де­лий (1880), ду­хов­но­го уч-ща (1881–83, арх. В. Ф. Афа­нась­ев), ки­но­те­ат­ров «Люкс» (1911) и «Уни­он» (1913), ж.-д. во­кзал в нео­рус­ском сти­ле (1912, арх. А. В. Щу­сев), жи­лая за­строй­ка сер. 19 – нач. 20 вв., в т. ч. де­рев. дом Гун­до­би­ных с резь­бой, дом дра­ма­тур­га А. К. Глад­ко­ва, дом куп­ца В. П. Зво­ры­ки­на в ду­хе эк­лек­тиз­ма (1908). В 1960-е гг. со­ору­же­ны Дом Со­ве­тов (1961–68, арх. Н. А. Бес­па­лов) с па­мят­ни­ком В. И. Ле­ни­ну пе­ред ним (1962, скульп­тор Ю. Г. Не­ро­да) и Дво­рец куль­ту­ры им. 1100-ле­тия М. (1962, арх. Н. П. Ку­рен­ной). На юж. ок­раи­не го­ро­да, в быв. с. Ка­ра­ча­ро­во (упо­ми­на­ет­ся в 12 в. как родина Ильи Му­ром­ца), со­хра­ни­лись: усадь­ба Ува­ро­вых «Крас­ная Го­ра» (кон. 18 – нач. 19 вв.), Тро­иц­кая ц. (1811–27), ц. Свя­тых Гу­рия, Са­мо­на и Ави­ва (1844–45). В мик­ро­рай­оне Вер­бов­ский – Дом куль­ту­ры (1961), клад­би­щен­ская ц. Прп. Ильи Му­ром­ца (1994–98). В 2000-е гг. по­строе­ны ча­сов­ня Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла (2005–06), Кре­сто­воз­дви­жен­ская ц. (2008–09; на мес­те од­но­им. мо­на­сты­ря 12 в.), ав­то­мо­биль­ный ван­то­вый мост че­рез Оку (2008–2009).

Фото А. И. Нагаева Муром. Памятник Илье Муромцу. 1999. Скульптор В. М. Клыков.

Сре­ди па­мят­ни­ков: Н. Ф. Гас­тел­ло (1964, скульп­тор А. О. Бем­бель, арх. Н. А. Бес­па­лов), «Бы­лин­ный ка­мень» (1967, худ. С. А. Ни­ко­ла­ев, арх. Бес­па­лов), Не­из­вест­но­му Сол­да­ту (1970), «Бро­не­по­езд «Илья Му­ро­мец»» (1971, худ. Ни­ко­ла­ев, арх. Бес­па­лов), авиа­кон­ст­рук­то­ру Р. А. Бе­ля­ко­ву (1984, скульп­тор В. Фе­ти­сов, арх. Ю. Арндт), Илье Му­ром­цу (1999, скульп­тор В. М. Клы­ков, арх. Бес­па­лов), ме­мо­ри­аль­ные ком­плек­сы – зем­ля­кам-вои­нам, по­гиб­шим в го­ды Вел. Отеч. вой­ны (1957–85, худ. Р. А. Ку­та­ев, арх. Бес­па­лов, инж. В. Ру­мян­це­ва), в па­мять по­стра­дав­ших от по­ли­тич. ре­прес­сий (1996, арх. В. А. Ше­пе­та).

Центры культуры

Ис­то­ри­ко-ху­дож. му­зей [ос­но­ван в 1918, совр. назв. с 1997; ар­хео­ло­гич. кол­лек­ция, ико­ны 14–19 вв., в т. ч. му­ром­ско­го ху­дож­ни­ка 18 в. А. И. Ка­зан­це­ва; ли­це­вое ши­тьё; зап.-ев­роп. жи­во­пись 14–19 вв. и рус. жи­во­пись 18–19 вв. из со­б­ра­ния гра­фов Ува­ро­вых; пред­ме­ты ку­печ. бы­та; экс­по­зи­ции – в до­ме куп­цов Зво­ры­ки­ных (19 в.; здесь ро­дил­ся В. К. Зво­ры­кин) и в зда­нии гор. упра­вы (1815); вы­ста­воч­ный зал – в до­ме куп­цов Го­лу­бе­вых; фи­ли­ал – Дом-му­зей худ. И. С. Ку­ли­ко­ва (1947)].

Хозяйство

Ве­ду­щая от­расль пром-сти – ма­ши­но­строе­ние. За­во­ды: «Му­ром­те­п­ло­воз» (1916; про­дук­ция для строи­тель­ст­ва и об­слу­жи­ва­ния же­лез­ных до­рог, во­ен. тех­ни­ка, в т. ч. тре­на­жёр­ные си­сте­мы, тех­ни­ка для по­жа­ро­ту­ше­ния), стре­лоч­ный (1928; пе­ре­во­ды, съез­ды и др. для ж.-д. пу­тей), ре­монт­но-механический (зап­ча­сти и ком­плек­тую­щие для ж.-д. транс­пор­та, до­рож­но-стро­ит. тех­ни­ки), ра­дио­из­ме­рительных при­бо­ров (1949; в со­ста­ве кон­цер­на ВКО «Ал­маз-Ан­тей»; ра­дио­ло­кац. стан­ции об­на­ру­же­ния возд. це­лей, сис­те­мы по­сад­ки са­мо­лё­тов), ра­дио­за­вод (1946; ап­па­ра­ту­ра опе­ра­тив­ной свя­зи, опо­ве­ще­ния, транс­ля­ции и сиг­на­ли­за­ции), научно-производственное предприятие «Звукотехника» (основано в 1953 как Специальное конструкторское бюро; комплексы связи), при­бо­ро­строительный (1941; капсюли-воспламенители, патроны, электродетонаторы, измерительные приборы, сред­ст­ва ини­ции­ро­ва­ния для систем пожаротушения, пиротехнические изделия для военно-спортивных игр, сигнальные и спасательные средства, лекарственные средства под товарной маркой «ВербаФарм»), «Му­ро­мец» (в со­ста­ве груп­пы ком­па­ний «Азот-Взрыв»; сред­ст­ва ини­ции­ро­ва­ния за­ря­дов для взрыв­ных гор­ных ра­бот). Производство тру­бо­про­вод­ной ар­ма­ту­ры (Муромский завод трубопроводной арматуры), фа­не­ры («Му­ро­м»), мебели («Му­ро­м-мебель»), строй­ма­те­риа­лов, обу­ви (обувная фабрика «Буревестник»), матрасов ( «Вальсон», «Торис»), модифицированного крахмала («Декстринзавод»).

Окрестности

Близ М. рас­по­ло­же­ны: в с. Чаа­дае­во – го­ро­ди­ще Чаа­да­ев­ский го­ро­док (8–11 вв.) – единственное из­ве­ст­ное ук­реп­лён­ное го­ро­ди­ще му­ро­мы; в с. Бо­ри­со­глеб – быв. Бо­ри­сог­леб­ский на Уш­не муж­ской мон. (пред­по­ло­жи­тель­но нач. 12 в., уп­разд­нён в 1764; ц. Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, сер. 17 в.); в с. Мо­ло­ти­цы – Ус­пен­ская ц. ти­па «вось­ме­рик на чет­ве­ри­ке» (1754); в с. Пан­фи­ло­во – Воз­не­сен­ская ц. (1791–1810), ху­дож. га­ле­рея (1985; жи­во­пись уро­жен­цев се­ла В. В. Се­ро­ва, С. И. Чир­ко­ва, И. В. Бес­ча­ст­но­ва и др.); в дер. Бер­ди­ще­во – усадь­ба Кров­ко­ва (1-я треть 19 в.); в дер. Ста­рые Кот­ли­цы – ц. Свт. Ни­ко­лая (1867–79); в дер. Але­шу­ни­но – Му­зей Н. А. Не­кра­со­ва.

Этноним

Название города Мурома упоминается в скандинавских сагах XIII века как др.-сканд. Móramar. Судя по фонетическим закономерностям волжско-финских языков, эта форма зафиксировала более древнее состояние слова, чем др.-рус. Муромъ. По тем же причинам, упомянутое в «Повести временных лет» слово мурома

скорее всего является древнерусским образованием от названия города. Древнейшую форму этнонима — *
morama
— В. С. Кулешов сравнивает с названием племени меря, которое, по его мнению, заимствовано из балтийского источника.

По мнению В. В. Напольских, название племени может рассматриваться как результат лабиализации (выявленной в муромской гидронимии) корневого гласного в общем самоназвании мери и марийцев *mari

, восходящем к праиндоир. *
marya-
«юноша, член молодёжного воинского союза». Часть
-ma
может быть суффиксом или аналогом фин. maa «земля».

«Повесть о водворении христианства в Муроме» (XVI век) предлагает народную этимологию: «создание града им стены каменны и мрамарны, и оттого нарицается Муром». Энциклопедический Лексикон Брокгауза и Эфрона переводит слово мурома по-русски «люди на суше» умалчивая, из какого именно финского языка происходит это слово.

Ареал расселения3

Мурома проживали на территориях современных Рязанской, Владимирской и Нижегородской областей.

На севере Мурома граничили с Меря, на востоке — с Эрзя и Мари, на юге — также с Эрзя, на западе — с Мещерой, бывшей долгое время в её политическом подчинении.

Основная часть археологических памятников муромы находится между притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей. В центре этой территории находится Муром. Это небольшой регион с размерами примерно 30 х 50 км. За его пределами находятся отдельные памятники, в которых элементы муромской культуры сочетаются с культурой окружающих племён, что позволяет говорить о смешанном характере населения.

Экономика и промышленность Мурома

Основу экономики Мурома составляют промышленность, сфера услуг и торговля. Промышленность города специализируется на машиностроении, металло-и деревообработке, производстве пищевой продукции. Важнейшее градообразующее предприятие – ОАО «Муромский приборостроительный завод» (производство средств инициирования для боеприпасов). Другие крупные предприятия промышленности:

  • ОАО «Муромский стрелочный завод»;
  • ОАО «Муромский радиозавод»;
  • ОАО «Муромский ремонтно-механический завод»;
  • ЗАО «Муромский фанерный завод»;
  • ОАО «Муромский хлебокомбинат».

Численность населения Мурома на 2022 и 2022 год. Количество жителей Мурома

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.

Количество жителей МуромаГоды
122 100 человек2006 год
120 800 человек2007 год
119 400 человек2008 год
118 224 человек2009 год
116 075 человек2010 год
115 865 человек2011 год
114 047 человек2012 год
112 609 человек2013 год
111 474 человек2014 год
110 746 человек2015 год
110 070 человек2016 год
109 809 человек2017 год
109 072 человек2018 год

График изменения численности населения Мурома:

Общая численность населения города в 2014 году составила примерно 111,4 тысячи человек, а плотность — 2546.23 чел./км².

В период с 1959 по 1992 годы муромчан стало вдвое больше. В 60-х в СССР возникло такое явление, как снижение рождаемости, и поэтому население города возрастало в основном благодаря, переезду сельских жителей. В конце 80-х – 90-х годов тяжелая экономическая ситуация поспособствовала упадку рождаемости и одновременному возрастанию смертности.

Конкретные цифры такие: в 1999 году число родившихся составило 6,4/1000, умерших – 14,3/1000, естественная убыль – 8,4/1000. В 2001 – 7,2/1000, 15,6/1000 и 8,4/1000 соответственно. В 2003 – 8,2/1000, 18,1/1000 и 9,9/1000. В 2005 – 8,3/1000, 18,8/1000 и 10,5/1000. В 2006 – 8,7/1000, 17,8/1000 и 9,1/1000. В 2007 – 8,7/1000, 17/1000 и 8,3/1000.

Дополнительный стимул убыли населения придали планы постройки в 23 километрах от города Нижегородской атомной электростанции. Молодые семьи с детьми, испугались этого соседства и сказали, что возможно уедут из Мурома.

На 95% муромчане состоят из русских. Остальные 5% составляют белорусы, евреи, мордва, поляки, татары, украинцы, чехи и другие национальности. Этнохороним: муромлянин, муромец, муромчанин, муромлянка, муромчанка, муромляне, муромцы, муромчане.

День города Мурома 2016 ПРОГРАММА ПРАЗДНИКА

Лето продолжается и сулит нам еще много интересных и ярких выходных деньков! В предстоящую субботу мы с радостью приглашаем вас в Муром, который в этом году отметит свой 1154-й день рождения!

День города, запланированный на 6 августа, будет состоять из трех блоков. Первый блок – дневная часть — включает в себя множество интерактивных площадок. Все они объединены общим девизом — «Проведите День города с пользой».

Мы хотим, чтобы в этот день люди могли прийти в центр Мурома с детьми, друзьями и одновременно и отдохнуть, развлечься, и научиться чему-то полезному,

— рассказал глава округа Муром Евгений Рычков на своем сайте. —
Для этого будет организован целый спектр разноплановых мастер-классов: спортивных, кулинарных, творческих – все, что будет не просто интересно, но и поможет приобрести какие-либо навыки буквально за 15-20 минут. Здесь же можно будет пофотографироваться в специально оборудованных фотозонах, просто погулять или зайти на ярмарку ремесленников, которых в этом году будет несколько сотен.
Второй блок – это международный этап Всеармейских соревнований инженерных войск «Открытая вода». Пройдет мероприятие в Карачарове – на родине Ильи Муромца. Третьим блоком станет вечерняя часть празднества на набережной Оки. Кстати, тут же традиционно проходит большой концерт на День семьи, любви и верности.

А праздничный фейерверк будет?

– спросите вы.

Будет, да еще какой! В этом году решили провести конкурс фейерверков. Кстати, пройдет он в Муроме впервые.

Предполагается, что участвовать в нем будут четыре команды, которые поборются между собой за главный приз,

— сообщил Евгений Рычков. —
Каждая команда готовит свою программу под музыкальное сопровождение, а муромцы затем отдадут свои голоса в поддержку тех конкурсантов, которые им понравятся больше. Голосование будет организовано на моем сайте в Интернете. Надеюсь, это станет еще одной муромской традицией и позволит сделать нашу набережную местом для проведения больших культурно-массовых мероприятий. Таких набережных мало, и мы хотим, чтобы она стала одним из брендов нашего города.
Программа мероприятий Дня города Муром

Кстати, а вы знаете, что 14 лет назад у Мурома появился свой собственный гимн? Да-да! Слова написал Андрей Мельгунов, музыку — Александр Демин.

Гимн города Мурома

Наш город Отчизне во благо, В нем удаль и мудрый покой. Славен трудом и отвагой, Красен широкой душой.

Муром, и поныне Над тобою не властны века. Муром-град — святыня, Наша вера в тебя велика!

Земле нашей многие лета! В ней семя побед проросло. Город, в былинах воспетый, Русь поднимал на крыло.

Муром, и поныне Над тобою не властны века. Муром-град — святыня, Наша вера в тебя велика!

А что еще интересного?

Мы знаем еще 15 причин приехать в Муром! Хотите узнать и вы? Вам сюда.

Фото на главной — book33.ru

Основание Мурома

Муром — один из древнейших русских городов. В Повести временных лет упоминание о нем относится к 862 году. Финно-угорское племя мурома, родственное мордве, составляло большую часть его населения. Расположение Мурома на торговом пути между Русью и Волжской Булгарией способствовало развитию города и торговли, именно из-за своего выгодного расположения Муром пережил множество войн и набегов, был неоднократно сожжён, приходил в запустение и вновь возрождался. Муром долгое время был пограничным городом — восточным форпостом Древней Руси. Культ языческих богов процветал в Муроме, влияние жрецов было велико.

Киевский князь Владимир дал в удел Муром своему сыну Глебу. Князь Глеб Владимирович, позже прославленный в лике святых, попытался обратить его население в христианство, но потерпел неудачу и был вынужден спасаться от недовольства в укрепленном дворе.

С 1054 года Муром становится владением черниговских князей, которые уже в 1097 году превращают его в столицу Муромо-Рязанского княжества.

В 1127 при князе Ярославе Святославиче Муромско-Рязанская земля выделилась из состава Черниговского княжества в самостоятельное. Именно князя Ярослава и его семейство историки и церковное предание отожествляют с крестившими муромскую землю святыми князем Константином, княгиней Ириной и их сыновьями княжичем Михаилом и княжичем Феодором, убиенными муромскими язычниками.

В 1129 году после кончины князя Ярослава Святославича на муромский стол сел его сын Юрий (Феодор) Ярославич, затем два года княжил третий сын Святослав, а позже внук Ростислав.

Славянская колонизация

В процессах славянской колонизации края важную роль играл Муром, как укреплённый пункт для утверждения княжеской власти. Славянское господство на нижней Оке было закреплено походом Святослава на Оку и Волгу в 965 году и Владимира Святославовича в 985 году. В 988 году в Муроме появился первый князь Глеб Владимирович. Согласно археологическим данным центральная укрепленная усадьба города была построена во второй половине X века на незаселённом ранее месте, находящемся в центре между муромскими и возможно славянскими селищами. Князь Глеб, которому назначен был в удел город Муром, употребил много усилий, чтобы овладеть им и склонить его жителей к принятию христианства, но не смог этого сделать и два года жил вдали от него на расстоянии двух поприщ (12 верст) на реке Ишне. После того, как святой Глеб был убит, Муром долго оставался без князя христианского, и язычество осталось там в силе. Между тем соседи, волжские болгары-мусульмане, старались распространить свои влияние и веру на Муром.

Хорошо известный Илья Муромец считается одним из былинных богатырей древнерусского эпоса.

Во второй половине X и XI веке по материалам Тумовского посёлка и могильникам начинает сказываться влияние славянской культуры, в частности керамики. Известны случаи парного существования муромских и славянских селищ. Судя по имеющимся славянским предметам первоначально на землю муромы селились кривичи.

Вятичи и Мурома быстро смешивались и селились в крае чересполосно. Муром и другие крупные пункты населены были как вятичами, так и муромой. Тесному сближению много способствовало то обстоятельство, что оба племени коснели в язычестве, по культуре мурома стояла, пожалуй, выше вятичей,

Культура муромы постепенно деградирует, теряет свою самобытность. Исчезают женские головные украшения. В первой половине XI века самобытность муромских предметов исчезает, хотя отдельные типично муромские предметы ещё сохраняются. Одним из признаков славянского влияния стало изменение положения покойников головой на запад, вместо прежнего головой на север.

Предметы муромского вооружения — наконечники копий и стрел, боевые топоры — по качеству изготовления и боевым характеристикам достигали лучших европейских образцов. Это свидетельствует о том, что версия советских историков о мирной ассимиляции муромы славянами, как минимум, неправдоподобна. На самом деле речь шла либо о военном противостоянии, либо о договорных условиях сюзеренитета с Киевом, после — Черниговом и Владимиром-Мерьским, вмонитровании Муромы и муромского народа в политическую систему Восточной Европы. Второй вариант представляется более убедительным.

К XII веку мурома уже не упоминалось в летописях как отдельный народ — к этому времени Киев и Чернигов предпочитали иметь дело с «географической областью», а не народом, неплохо освоившим славянскую речь как лингва-франка.

В 1192 году приближаясь к Мурому князь Константин послал сына своего Михаила убеждать муромцев, чтобы приняли князя без сопротивления. Упорные язычники убили посланного князя и бросили тело его за городом, а сами стали готовиться к бою. Когда князь Константин подошел к городу со своей большой дружиной, жители хотели сражаться, потом смирились, согласились принять князя, но заменить свое язычество на его веру не пожелали.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]