Главные достопримечательности Кохмы с фото и описанием


Музей истории городского округа Кохма

В процессе становления Кохмы есть ещё много занимательных подробностей, узнать которые можно посетив музей истории городского округа Кохма. Он основан в 2008 году в здании училища Ясюнинских.

В музее множество экспонатов, которые помогут лучше понять этот город, да и весь округ в целом. Это доподлинные документы, фотографии, книги, альбомы, картины, предметы быта и многое другое.

Вышеупомянутый музей расположен в здании училища, построенного купцами Ясюнинскими в конце девятнадцатого столетия. Изначально это было приходское училище, затем по ходатайству купцов его преобразовали в двухклассное министерское учреждение народного просвещения. В 1889 году по инициативе Ясюнинских было возведено и торжественно открыто новое здание, сохранившееся до сих пор.

Местоположение: улица Советская — 30.

Население

Численность населения
1859[12]1897[13]1905[14]1931[15]1939[16]1959[17]1967[15]1970[18]1979[19]
1125↗3337↗5663↗13 600↗18 983↗20 252↗22 000↗22 323↗25 239
1989[19]1992[15]1996[15]1998[15]2001[15]2002[10]2003[15]2005[15]2006[15]
↗26 831↗27 000↗27 300↗27 600↗28 500↗28 761↗28 800↘28 600→28 600
2007[15]2009[11]2010[19]2011[15]2012[20]2013[21]2014[22]2015[23]2016[24]
→28 600↘28 591↗29 411↘29 400↗29 414↘29 405↘29 389↘29 258↗29 770
2017[25]2018[26]2019[27]2020[28]2021[1]
↗30 316↗30 500↘30 220↘30 161↗30 336

На 1 января 2022 года по численности населения город находился на 496-м месте из 1116[29]городов Российской Федерации[30].

Усадьба Ясюнинского

В городе есть ещё одно здание, принадлежащее когда-то купцу Василию Никитичу Ясюнинскому. Это фамильная усадьба с обсерваторией на крыше, где впоследствии жили и наблюдали за звёздами дети и внуки купца. Позже в здании располагались местный райком партии, редакция газеты и типография, техникум, интернат, школа рабочей молодёжи и, наконец, школа искусств, которая действует по сей день.

Местоположение: улица Ивановская — 8.

Когда может пригодиться расчет расстояний?

Бесплатный расчет расстояний между городами показывает точное расстояние между городами и считает кратчайший маршрут с расходом топлива. Он может быть востребован в следующих случаях:

  • Сервис расчета расстояний помогает проложить маршрут автопутешественнику, например, для летнего отдыха с семьей или при планировании деловой поездки на автомобиле. Зная расход бензина и среднюю цену за литр топлива, нетрудно рассчитать обязательные финансовые затраты в поездке.
  • Водителю-дальнобойщику расчет расстояния между городами позволяет проложить маршрут на карте при подготовке к дальнему рейсу.
  • Калькулятор расстояний пригодится грузоотправителю, чтобы определить километраж и в соответствии с тарифами транспортной компании оценить стоимость грузоперевозки.

Здание администрации

Один из внуков Василия Никитича, а именно Василий Арсеньевич в самом начале двадцатого века построил в городе ещё одну усадьбу, состоящую из жилого дома, ворот, ограды и конюшен с каретником.

Изначально он планировал поселиться в усадьбе сам, но что-то не срослось, и он стал её сдавать. До 1917 года там жил немецкий колорист Мецгер со своим семейством, а после революции обосновался Городской Совет. Начиная с 1998 года и до наших дней, в усадьбе В. А. Ясюнинского располагается администрация Кохмы.

Местоположение: улица Советская — 23.

Примечания

  1. 123
    www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года / Составители В. А. Дударев, Н. А. Евсеева. — М.: Изд-во «Известия Советов народных депутатов СССР», 1980. — 702 с. — С. 122.
  3. 12
    [www.ivanovoobl.ru/departmentregulation.aspx?id=55 Устав городского округа Кохма]
  4. [www.rk37.ru/index.php?go=one_news&id=3066 Вотчина героя Смутного времени]
  5. 12
    [statehistory.ru/1937/Formirovanie-fabrichnogo-goroda-Kokhma/
    Водарский Я. Е.
    Формирование фабричного города Кохма]
  6. «Владимирская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 г.», Санкт-Петербург, 1863 г. [kartolog.ru/2009/11/spiski-naselennyx-mest-rossijskoj-imperii/]
  7. 12345678910111213
    [www.MojGorod.ru/ivanovsk_obl/kohma/index.html Народная энциклопедия «Мой город». Кохма]. Проверено 2 июля 2014. [www.webcitation.org/6QlskfRhY Архивировано из первоисточника 2 июля 2014].
  8. [demoscope.ru/weekly/ssp/rus59_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOghWC9 Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
  9. [demoscope.ru/weekly/ssp/rus70_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOiMstp Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
  10. 123
    [ivanovo.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ivanovo/resources/4ce371004da3f783837cf741cd117b4b/itogi_vpn2010_table_volume_1.pdf Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, том 1. Численность и размещение населения Ивановской области]. Проверено 8 августа 2014. [www.webcitation.org/6Rfo0NidC Архивировано из первоисточника 8 августа 2014].
  11. [www.perepis2002.ru/ct/doc/1_TOM_01_04.xls Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более]. [www.webcitation.org/65AdCU0q3 Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012].
  12. [www.gks.ru/bgd/regl/B09_109/IssWWW.exe/Stg/d01/tabl-21-09.xls Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года]. Проверено 2 января 2014. [www.webcitation.org/6MJmu0z1u Архивировано из первоисточника 2 января 2014].
  13. [www.gks.ru/free_doc/doc_2012/bul_dr/mun_obr2012.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года]. Проверено 31 мая 2014. [www.webcitation.org/6PyOWbdMc Архивировано из первоисточника 31 мая 2014].
  14. [www.gks.ru/free_doc/doc_2013/bul_dr/mun_obr2013.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов)]. Проверено 16 ноября 2013. [www.webcitation.org/6LAdCWSxH Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013].
  15. [www.gks.ru/free_doc/doc_2014/bul_dr/mun_obr2014.rar Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года]. Проверено 2 августа 2014. [www.webcitation.org/6RWqP50QK Архивировано из первоисточника 2 августа 2014].
  16. [www.gks.ru/free_doc/doc_2015/bul_dr/mun_obr2015.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года]. Проверено 6 августа 2015. [www.webcitation.org/6aaNzOlFO Архивировано из первоисточника 6 августа 2015].
  17. с учётом городов Крыма
  18. [www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года. Таблица «31. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2016 года». RAR-архив (1,0 Mб)]
  19. [commfy37.ru/company/3414365 ОГОУ «Кохомская школа-интернат VI вида» — Ивановская область]

Казарма с Народным домом

Эти казармы были построены специально для одиноких рабочих мануфактур. Кроме самого жилья, здесь имелись столовая и библиотека. А также театр, который занимал весь верхний этаж и включал в себя большой зрительный зал со сценой, гримёрные комнаты и склады для реквизита.

Театр очень ценился фабрикантами, в нём имелась своя труппа, состоящая из рабочих. Об этом говорит и то, что на центральном фасаде казармы выложена надпись «ТЕАТРЪ». К его появлению приложил свою руку другой внук купца Ясюнинского, а именно Николай Арсеньевич.

После революции семнадцатого года в здании казармы уже никто не жил, а размещались разные организации. Сначала там был клуб одного из предприятий города, затем школа, госпиталь и районная больница, а сегодня это лишь старинный памятник.

Местоположение: улица Ивановская — 36.

Отрывок, характеризующий Кохма

– Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа… – Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки. Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее. – Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками. Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку. – Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе. Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа. Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d’en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным. Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии. На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ? Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется. Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.

Кинотеатр «Восток»

В Кохме очень много архитектурных достопримечательностей, одним из которых является кинотеатр «Восток», хотя изначально он назывался «Союзкино».

Кинотеатр был выстроен в 1931 году в связи с тем, что Кохма получила статус города. Это было всеми любимое место, фойе представляло собой зелёный сад, разбитый ещё фабрикантами Щербаковыми, в нём играл духовой оркестр, люди наслаждались музыкой и танцевали. Там же постоянно проводились выставки и творческие вечера. Так продолжалось до 1990 года, в котором по причине отсутствия выгоды кинотеатр был закрыт. А с 2001 года в здании располагается производство пуговиц. Прекрасный сад, несмотря на статус памятника природы, к сожалению, заброшен.

Местоположение: Октябрьская площадь — 16.

Набойная Мануфактура

Ещё одним старейшим представителем архитектурного и исторического наследия Кохмы является здание набойной мануфактуры, построенное на стыке 18 и 19 веков. Оно входило в комплекс фабричных строений, принадлежащий купцам Чернышёвым, отчего жители города называют это место «Чернышевский двор».

Местоположение: улица Октябрьская — 30.

Храмы и часовни

В начале 20 столетия в Кохме имелось пять православных храмов, а также некоторое количество часовен, являющихся на тот момент основным архитектурным и культурным украшением города. Было бы здорово на них посмотреть, но они, к сожалению, в конце этого же века по ряду причин были разрушены. Но зато появляются новые, не менее красивые и интересные. Например, Свято-Благовещенский Храм (ул. Октябрьская — 1, на фото выше), который начал строиться в 1998, а освящён в 2011 году.

На первом этаже храма работает своеобразный музей, точнее «Духовно-просветительский центр». Там выставлены любопытные и редкие экспонаты — старинная церковная утварь и прошитое золотыми нитками облачение священнослужителей, серебряные монеты, исторические книги, документы и многое другое. Посетить стоит, очень интересно и необычно. Ещё в городе имеется Часовня Иконы Божьей Матери «Утоли мои печали» (ул. Рабочая — 13, на фото выше), построенная и освящённая чуть ранее, а именно в 1997 году.

Кохма. Город в Ивановской области. По легенде, поселение существовало здесь ещё «во времена татар». Первое письменное упоминание – 1519 год. В конце 16-нач.17 вв. – село во владении князей Скопиных-Шуйских. В сер. 17-нач.18 вв. – церковное владение. С 1720 г. – один из центров полотняного производства. К 1917 г. – крупный фабричный посёлок. С 1925 г. – город. Предприятия: хлопчато-бумажный комбинат «Кохма-текстиль», льно-прядильно-ткацкая фабрика «Ленок», завод строительных машин «Строммашина». Население – 29,4 тыс.чел.

Intro. «Кохма ила»

Пару лет назад на «Битловской» улице Эбби Роуд в Лондоне появилась надпись «Кохма ИЛА». Типа того что «Кохма жива». Написано-то фанатами кохомской бит-группы Г.Р.К. было «Кохма СИЛА». Но на картинке веб-камеры одна буква оказалась закрыта створкой ворот. И люди во всём мире вот так невзначай приобщились к нашему родному мерян каляк. Прикольно получилось!

Кохма. Загадка имени.

Что выражает собой название города Кохма, с точностью никто не скажет. За последние десятилетия выдвигалось несколько правдоподобных и не больно версий.

Некоторые говорят о «земле Коха», не пытаясь даже выяснить этимологию этого имени.

Другие убеждены, что это «гористая, холмистая земля» или даже «Вершина Земли». В подтверждение приводятся косвенные данные: то, что Кохма расположена на холмах (Майская горка, Любимая горка, Монастырская горка, Капкас (Кавказ)), то, что селения со схожими названиями в Карелии и Финляндии (Кухмо, Кухмойнен) тоже расположены на высоких местах, а так же то, что Кохма находится в верховьях реки Уводь (Увать). Однако, близких параллелей в лингвистике эта версия не находит. Кроме разве что аллюзии с германским «хох». Вот такая хохма!

«Родноверы» усматривают здесь славянскую фразу «кохане място» (в «кох.-мя»), что подаётся как «любимое/ чудесное место». Место действительно чудесное: зелёная долина с пышными кронами ивняка, обрамлённая холмами с сосновым лесом. Но с лингвистической точки зрения эта версия не выдерживает критики: не в природе славянских (да и других) языков так «аббревиатурно» урезать слова при образовании топонимов…

Более продуктивным представляется вариант, связывающий название Кохма с прибалто-финским лексическим пластом. Отсюда происходит версия, что название родилось из восклицания: «вот земля!». Здесь перекличка идёт, к примеру, с эстонским «кохт»/ «коха» — место, участок, — плюс «маа» — земля, область. Термины близкие и частично пересекающиеся по смыслу. Поэтому их сочетания дают понятия с оттенками смыслов. «Кохт маа» — место земли. «Коха маа» — «из земли, из страны». «Маа кохт» — земли помещение. «Маа коха» — земельный участок. «Маакохт» / «Маакоха» — сельская местность.

Исходя из этих вариантов, можно предполагать первоначальный смысл названия. Быть может, имелось в виду «место для сходки жителей сельского округа». А может – «пограничная для суздальских меря местность». Либо, если словопостроение у меря было несколько более вольное, чем уприбалто-финнов, — «удел», «поместье».

Кохма — на приволье.

Любопытна так же современная полная самоиронии топонимическая хохма: «Кохма – столица Японии». Смешную «разгадку» этой хохмы дадим в конце очерка. Здесь же для нас интересен её этнографический подтекст. Люди замечали, насколько необычно для русского уха звучит название их городка, сталкивались с вопросом «А где это?!», и понимали, что живут в необычном месте. Отсюда и самоирония, и попытка «перевести стрелки» смешной «разгадкой». В этой связи добавим, что одна из частей села Кохма (к северо-западу от ист.центра – за ручьём, в сторону Иванова) вплоть до середины 20 века называлась «Чудской край».

Кохма — таинственный уголок.

Кохомский художник Александр Лебедев и его творение.

Кохма. Удел князей Скопиных-Шуйских.

На высоком угоре в самом центре Кохмы расположен старинный квартал необычной округлой (яйцеобразной) формы. Здесь некогда (в 16-нач.17 вв.) располагался центр удела князей Скопиных-Шуйских, которым в Шуйском уезде принадлежала Кохомская волость, включавшая тогда и земли нынешнего города Иваново. Судя по всему, это была небольшая крепостца, внутри которой находились дворище (усадьба) князя и церковь. Вокруг крепости выросло село. Оно как бы «обнимало» исторический центр с северо-запада и северо-востока.

Погост Кохма (податный округ местных славяно-мерян) издревле являлся частью Шуйского удела князей Суздальско-Нижегородской династии. При Иване Грозном эта местность перешла в разряд казённых земель («Опричнину»). Некоторое время они были под управлением шурьев Ивана Васильевича — князей Черкасских. Но вскоре были переданы представителям одной из ветвей князей Шуйских — Скопиным-Шуйским.

Иван Васильевич «Скопа» Шуйский (кон.15 – 2/4 16 вв.) положил начало династии Скопиных-Шуйских.

Фёдор Иванович Скопин-Шуйский (начало 16 в. – 1557) – видный военачальник своего времени.

Василий Фёдорович Скопин-Шуйский (2/4 16в. – 1595) – видный военачальник и администратор.

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586 – 1610) – выдающийся полководец, организатор освободительного похода на Москву. Молодой князь отличался здоровьем, большой физической силой и был страстным охотником. Заведённая им в селе Кохма охота (псари, охотничьи собаки) славилась даже в Москве.

Леонид Константинов. Князь М.В.Скопин-Шуйский в окружении своих воевод и шведских наемников.

Акты конца 1610-х — начала 1630-х годов фиксируют сёла Иваново и Кохма во владении княгинь Анны Петровны и Александры Васильевны Скопиных-Шуйских, матери и жены Михаил Васильевича. По завещанию «старицы княгини Анисьи Петровны» Скопиной, Иваново с деревнями отошло к Ивану Ивановичу Пуговка-Шуйскому, — последнему представителю рода Шуйских, а Кохма — в дом суздальских архиепископов.

С этого времени село стало называться по имени церкви: Рожествено. Впрочем, церковным владением оно оставалось лишь до 1719 г. На картах начала 19 века указано и его прежнее название. В ходе земской реформы 2-й половины 19 века селу было возвращено его старинное имя — Кохма. Кроме того, было ещё и при-монастырское сельцо Кохма, расположившееся рядом – к юго-востоку от центра, вдоль реки Уводь, по дороге на Шую. Тогда же, во 2-й пол.19 в. село и сельцо слились в один посёлок.

Слева — «Чудской край». В центре — древнейшая часть Кохмы. Справа — купеческая «Новая» улица, быв.при-монастырское сельцо Кохма. фото нач.20 в.

Кохма. Загадка Рождественской колокольни.

Как известно, алтарную часть православных храмов устраивают в восточной стороне. А звонницу или колокольню – в западной. Отклонения бывают, как правило – в сторону линии С.-З. – Ю.-В. В новейшее время подобные отклонения чаще диктуются необходимостью учёта архитектурного окружения. Однако, первоначально они имели под собой календарный смысл: при отклонении на юго-восток лучи солнца на вечернюю службу в те или иные летние праздники проникали через открытые двери и падали на алтарь. Однако, в Ивановской области нередко встречается отклонение на северо-восток. Причём, чаще среди наиболее старинных храмов. Обычно, отклонение небольшое. Поэтому здесь можно предположить особое почитание в старину цикла осенних праздников. Любопытна в этой связи параллель с данными из Ветлужского региона, отличающегося сохранением ряда архаических этнографических явлений. Там «свои, домашние» осенние праздники противопоставлены «официальным» весенним.

В Кохме же храм и удивительной красоты шатровая колокольня расположены строго по линии юго-запад – северо-восток. Подобная ориентация крайне необычна. Думается, разгадка кроется в названии храма: Христо-Рождественский. Этот праздник календарно приближен к зимнему солнцестоянию, когда солнце садится на юго-западе. Солнечные лучи должны были освещать иконостас и алтарь на вечерней службе именно в середине зимы!

Учитывая, что в большинстве случаев наиболее старинные храмы мерянской земли ставились на месте мерянских святилищ, и что Кохма – одно из таких мест, можно предположить некоторую связь между названием храма и его необычной ориентацией – и прежней местной мерянской традицией. Здесь можно проследить связь с общим для многих финно-угорских народов праздником зимнего солнцестояния и «нового солнца». У марийцев это Шорык Йол. По фински Рождество – Йоулу-пайвя.

Кстати, ещё одна загадка: с острого конца «яйца» ист.центра на высоком угоре колокольня горделиво смотрела на речную долину. Слева и справа её обрамляли торговые ряды (сохранившиеся до нашего времени). Не припомню, где бы ещё колокольня была бы встроена в торговые ряды?! В таком соседстве больше уж на каланчу похоже. Их в 18 веке немало понастроили. Но это всё же колокольня. В целом, подобная компоновка напоминает крепостные формы, намёк на некогда существовавший на этом меcте кремль княжеской усадьбы. На месте выстроенных полукругом торговых рядов – крепостные стены. На месте колокольни с воротами – крепостные ворота.

Колокольня перед разрушением. Начало 1960-х гг.

Момент разрушения колокольни. 1960-е гг.

Продолжение следует.

Васка Шёмтолгай. Кохма. «Metsa Kunnta»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]