Суздаль: достопримечательности, что посмотреть за один день

Суздаль — один из красивейших городов Золотого кольца. Прежде я уже бывала здесь не раз. Но то были короткие однодневные поездки. А в конце мая прошлого года приехала сюда на целых три дня! Мне казалось, что этого времени будет предостаточно, чтобы осмотреть весь город несколько раз. Однако оказалось, что и этого времени мало, чтобы увидеть все достопримечательности!

♦ По теме: Экскурсии по городам Золотого кольца России


Суздальский кремль и Ильинская церковь со стороны Ильинского луга

Суздаль: краткое описание города

Суздаль находится во Владимирской области в 38 км от областного центра и в 224 км по трассе от Москвы. В нем проживает более 10 тысяч человек. Площадь — 15 км2.

Город небольшой, экологически чистый, поскольку крупных промышленных предприятий в нем нет. Единственное исключение — медоваренный завод, на котором производят несколько видов медовухи. Она славится особой технологией изготовления с использованием натуральных продуктов. Редко кто уезжает без этого традиционного сувенира.

Экономика его основана на туризме, поэтому процветает гостиничный бизнес. Уделяется внимание развитию сети пищевой промышленности: ресторанов, кафе, предоставлению банковских услуг. Есть швейные мастерские.

Город Суздаль с высоты птичьего полета

В Суздале отсутствуют многоэтажные строения. Существует запрет местных органов на строительство зданий выше 2 этажа. Большая часть домов построена из дерева или отделаны деревом. Принимаются все меры, чтобы город сохранил средневековой стиль. Его визитная карточка — белокаменные стены монастырей в сочетании с натуральным деревом.

Режиссеры неоднократно выбирали город для съемки известных фильмов: «Юность Петра», «Женитьба Бальзаминова», «Баллада о солдате»,»Мертвые души», «Метель», «Царь», «Андрей Рублев».

Суздаль — место ежегодного Открытого российского фестиваля анимационного кино.

Историческое обоснование, названия города Суздаль

Ученые-историки не одно десятилетие пытаются раскрыть тайну названия города. Пока единого мнения нет.

О его создании есть легенда, рассказанная летописцем Федоровым. Она повествует о трех братьях из племени Иафета, родившихся по окончании всемирного потопа. Двое из них положили начало городам в Русских землях на берегу Варяжского моря, а третий исследовал новые земли лесов и топей. На тех местах вырос Суздаль.

Лаврентьевская летопись 1024 года содержит строки, упоминающие о поселении Суждаль, что означало «основатель судил быть тут городу». Поселение состояло из ремесленников и земледельцев. Согласно одной из наиболее обоснованной версии слово Суждаль произошло от «съзьдати», что в Древней Руси означало «создавать из глины». Суздаль — город, сделанный из глины.

Другая группа ученых придерживается теории, что это слово угро-финского происхождения, как и большинство географических названий этой местности. Эта версия недостаточно научно обоснована, но именно ее упоминают в краеведческих изданиях.

Есть еще несколько предположений:

  • Отдельные историки настаивают, что в основу взято греческое слово «Суз дулус» («раб твой»).
  • Еще одна версия — название города произошло от слова «сушидало» («осушаемое место»).

Суздаль от «создание»

Публикация подготовлена братией Сретенского монастыря на основании материала, собранного во время поездки в Суздаль в феврале 2005 года.

Суздаль – город монастырей. C высоты птичьего полета видно, что третью часть старого города занимают церкви и монастыри. За всю историю в Суздале было пятнадцать монастырей, не считая приходских храмов. Не все из них сохранились. С начала XIII века Суздаль был резиденцией епископов. При каждом епископе основывались монастыри, а бывало, что и по два. Они сохранялись на протяжении веков, но некоторые были разорены татарами в XIII веке. Так, например, в 1238 году разрушен Введенский девичий монастырь. А некоторые были разрушены поляками, в смутное время с 1608 по 1610 год. Суздаль несколько раз разорялся польскими отрядами, литовцами и даже казацкой вольницей. По Васильевской улице можно пройти в Кидекшу. Улица названа в честь монастыря. Монастырь, храм которого освящен в честь свт. Василия Великого, был основан в XIII веке. Определенной даты основания нет, но основание монастыря связывают с именем удельного князя Василия Ростовского. Возможно, князь и основал этот монастырь на окраине Суздаля. Но есть неподтвержденные версии, что в X веке Владимир Креститель, приходя сюда, основал монастырь. Более достоверные версии свидетельствуют о существовании монастыря с XIII века. Археологи говорят, что культурный слой сохранился там с XIII века. Сам монастырь был действующим до времен Екатерины II. Но после секуляризации церковных земель, а почти все богатейшие земли в округе принадлежали монастырям и архиерейскому дому, многие монастыри потеряли свои крупные владения. Поэтому некоторые монастыри упраздняли, превращали в приходские храмы. Васильевский монастырь был приписан к Спасо-Евфимиеву монастырю. Таким образом, были совмещены два мужских монастыря. Храм в Васильевском монастыре был построен в XVII веке. В конце XVII века уже не использовали старые технологии построек, позакомарные покрытия, древние конструкции. А возводили более простые сомкнутые своды, плоские крыши. Над Васильевским собором сохранился световой барабан. Храм этот особенный для Суздаля – он двухстолпный. Что немного изменяет старую традицию строить четырехстолпные или шестистолпные храмы. Колокольня была построена уже позже, в XVIII веке. Сейчас монастырь действует. Братия живет в небольших домиках. Сретенская трапезная церковь тоже передана монастырю, но не вся территория монастыря передана братии. Там есть и дом коммунального хозяйства, это наследие старых времен. В Суздале все действующие монастыри – Васильевский, Покровский, Ризоположенский, – занимают лишь половину монастырской территории. В Покровском монастыре располагается гостиница. В Ризоположенском монастыре находится тоже гостиничный комплекс, спорткомплекс, и есть даже небольшой коммунальный городок. Но постепенно идет процесс возвращения церковной собственности в монастырские владения. Конечно, по сравнению с былым количеством, монастырей у нас сохранилось немного, всего лишь пять. Но зато два из них, Спасо-Евфимиев и Покровский – одни из самых знаменитых и богатейших монастырей в России. Вся округа, все поля, через которые проезжают в Кидекшу, принадлежали либо Спасо-Евфимиеву, либо Покровскому монастырю. Часть земель принадлежала и архиерейскому дому, он был третьим здесь по богатству и по состоятельности. Более пяти с половиной тысяч крепостных дворов по этой дороге принадлежало архиереям суздальским. Мимо их владений мы проедем сейчас в древнее село Кидекшу. Кидекша – место удивительное. Оно сохранилось, как поселение со второго тысячелетия до нашей эры, там были обнаружены стоянки древних людей. Потом там появились финно-угорские поселения. Возможно, само название Кидекши, как и название Суздаль связано с финноуграми. На финском наречии, на наречии языка меря, Кидекша – это каменистый рукав, каменистый приток. То есть, это второе дославянское название Каменки. Каменка – главная река Суздаля, небольшая и неглубокая, но всегда полноводная благодаря особой хитрой системе ее наполнения. Она всегда использовалась как торговый путь. А более крупная река, Нерль, протекает чуть дальше, на берег ее мы, конечно, выйдем, она связывала Суздаль водным путем с Ростовскими землями, с Владимиром, Москвой. Эти реки являлись достаточно оживленными артериями, не только летом, но и зимой по ним ходили торговые караваны. Однако, кроме торговых караванов, по этим рекам перемещались и вражеские полчища. На окрестности Суздаля еще с конца XI, в начале XII века несколько раз нападали волжские булгары. И вообще, крепость, резиденция князя Юрия Долгорукого в XII веке, служила как бы форпостом на подступах к Суздалю. Отсюда предупреждали горожан о приближении врага, так что было возможно предусмотреть оборону. Несколько раз волжские булгары, врывавшиеся сюда, терпели поражение от суздальских ратей. От крепости Кидекши ничего не осталось, и практически ничего – от самих валов. Они находились на территории современных огородов и были перепаханы.Но сохранилась белокаменная церковь св. Бориса и Глеба, и более того, если бы в XIX веке проводились более тщательные исследования этого места, то, может быть, открытий было бы больше. Ведь упоминается, что в XIX веке рядом с церковью св. Бориса и Глеба были обнаружены остатки мрамора. Мрамора не в современном понимании – были обнаружены белые камни. Эти остатки белокаменных строений относились к дворцу князя Юрия Долгорукого. Князь не просто так здесь основал свою резиденцию. Место было очень удобно для обороны. Здесь слияние рек – Каменка впадает в Нерль. А еще на этом месте, раньше, во времена Мономаха воздвигалась другая каменная постройка. Остатки плинфенных строений были обнаружены археологами. Возможно, и Мономах в начале XII века строил на этом месте храм. Существующий храм построен на месте легендарном, относится оно к личностям Бориса Ростовского и Глеба, брата его. В честь этих мучеников, первых русских святых, был освящен и престол храма. По легенде, они встречались здесь незадолго до своей гибели. Так что это место было освящено поистине историческими личностями. Белокаменный храм в Кидекше считается одним из самых древних белокаменных построек здесь, на северо-востоке. Эту храмовую постройку можно считать началом белокаменного зодчества на северо-востоке. И именно со времен Юрия Долгорукого начинается белокаменное строительство, но, пользуясь дружбой с Волынскими князьями, он первоначально приглашает мастеров с Волыни. С запада они приходили сюда и учили местных мастеров, как строить из белого камня. Прежде этого со времен Мономаха использовалось дерево, конечно, и кирпич. Вот он, белокаменный храм, и мы сейчас его посетим, кроме него здесь еще большой комплекс. Здесь после времен Юрия Долгорукого с конца XII века, с начала XIII века возникает мужской Борисоглебский монастырь. Он существовал как действующий монастырь до XVIII века. Несколько раз он разорялся, а храм Бориса и Глеба пострадал во время нашествия Батыя. Его полчища шли с южной и юго-восточной стороны к Суздалю и переправлялись через Нерль, и, конечно, разорили все села на своем пути, в том числе и Кидекшу. Все деревянные строения сгорели, храм тоже горел. Его восточная сторона обрушилась после пожара, мощные белокаменные своды и мощная белокаменная глава раздавили часть стен. Их, конечно, восстановили, немного изменив форму храма. Из почти правильного куба он превратился в такой немного усеченный, уменьшенный прямоугольник. Ну а верх восстанавливался позже и перестраивался даже из кирпича в XVIII веке. Сохранились остатки позакомарных покрытий, полукружие как раз видно хорошо. И сохранились остатки окон, древних щелевидных окон сделанных, как бойни. И вот большое окно, растесанное в XVIII веке. В начале XVIII века суздальскими епископами жертвуются деньги в этот монастырь, на укрепление его и обустройство. Епископская кафедра существовала здесь до середины XVIII века, последние епископы в конце XVIII века жили и в Суздале, и во Владимире. А с 1799 года резиденция епископов переносится полностью во Владимир, и Суздаль сохраняет свои старые монастырские традиции, значение бывшего монастырского и религиозного центра. Но постепенно все приходит в упадок, и большей частью на средства купцов, местных жителей, восстанавливаются и поновляются храмы. Храм в честь великомученика Стефана, дьякона иерусалимского, был построен в конце XVIII века. Храм действующий.Настоятель, отец Андрей, проживает здесь, дом его находится рядом. Колокольня построена ориентировочно в 70-е годы XVIII века. Через несколько лет после оседания почвы, она стала заваливаться. Конечно, уникальное для нас строение, падающая колокольня, с конца XVIII века сохраняется. Реставраторы в XX веке, в год создания единого Владимиро-Суздальского музея-заповедника, укрепляли часть фундамента, чтобы колокольня окончательно не завалилась. Но крен ее потихоньку, миллиметр за миллиметром, все-таки увеличивается. Президент выделил средства, более миллиона рублей, на реставрацию храма и всего комплекса, как уникального памятника. В VIII веке монастырь был упразднен, храм стал сельским. До 1923 года все суздальские храмы, и монастыри, и храмы окрестных сел – были действующими. После подписания декрета о национализации церковного имущества, часть храмов передается в ведение городских властей. В Суздале, например, было разрушено двадцать две храмовые постройки XVIII и XIX веков, на кирпич старались разбирать храмы именно этого периода. На северо-западной стороне были найдены остатки этой постройки. Одно окно в храме заложили, заложили выходы на переходы во дворец князя. Здесь сохранились галереи, хоры. На хорах были выходы на эти переходы, которые связывали храм с княжеским дворцом. Храм с тремя входами, или с тремя порталами, крестовокупольный храм, сохранялся до XVIII века. После того, как перестраивали кровлю, делая ее кирпичной, на западной стороне храма возвели трапезную, небольшой придел. Использовали старый материал, белый камень и кирпич. И затем расписали в новом стиле. Здесь изображены дни творения. Храм летний и зимой закрывался, служба проходила в соседнем зимнем храме. Отопления не было никогда и, предположительно, не будет. Роспись покрывается инеем, что, конечно, ее портит. У входа в сам храм, как полагается, нас встречают архангел Гавриил и архангел Михаил. Эти росписи тоже XVIII века. Внутри храма сохранились фрески XII века, причем сейчас происходит реставрация и поновление фресок. Открываются части старого письма, и все больше и больше узнаешь древний облик храма. Конечно, храм поновлялся и в XVIII веке, и стены эти выглядели совсем не так, но часть старого письма здесь сохранилась, а часть была счищена. Проводили пробные расчистки и обнаружилось, что не везде сохранилось письмо XII века. Изображения Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи в росписи XII века сохранились над могилой сына Юрия Долгорукого Бориса Георгиевича, который был похоронен здесь в XII веке. Но уже в XIX веке саркофаг, не тронутый ранее никем, стал исследоваться, изучаться. Один из местных краеведов, сдвинув крышку гробовой доски, увидел сохранившиеся останки человека, одетого в дорогие одежды, вышитые золотом. На груди у был вышит золотой орел, что напоминало о древней византийской традиции. Орел – символ божественной воли. В подражание византийским басилевсам, князья украшали свои одежды орлами. Такие изображения можно встретить и на Золотых Воротах в сокровищнице, в Суздале. Встречались изображения не только одноглавого орла, но и двуглавого, как символа власти. Куда делось это одеяние, неизвестно. Самого Бориса перезахоронили, убрали под спуд, под плиты. Здесь можно увидеть только гробницу и надгробие.

Напротив, у северной стены, было захоронение его жены и матери, Марии и Евфросиньи, которые были похоронены под одной аркосолью. Над захоронением сохранилась роспись XII века, над ней изображается св. Мария, покровительница жены князя Бориса. И изображается еще некая женщина, в очень дорогих богатых, видимо, византийских одеждах. Есть такое предположение, что это изображение матери Бориса Георгиевича, жены князя Юрия Долгорукого, княжны Евфросиньи, умершей в 1161 году.

На южной стене сохранилось несколько евангельских изображений, а также изображение двух всадников. Есть предположение, что это святые Флор и Лавр. А поскольку они предстают русоволосыми, со светлыми глазами, подобно местным жителям, есть и гипотеза, по которой это символическое изображение святых Бориса и Глеба. Ведь само место отождествлялось с местом прибытия этих двух князей, и росписи видимо были посвящены им. Сам храм частично ушел под землю, и культурный слой XII века находится достаточно низко
.
Но строение храма, форма его, почти не изменилась с того времени. Только алтарная часть, за столпами, была чуть- чуть опущена, поскольку верх был разрушен во время пожара, и его перестраивали. Сама алтарная часть небольшая, алтарная преграда находилась, видимо, где-то здесь, но потом при перестройке ее отнесли чуть в сторону. И соответственно, каменный амвон, подлинный, того времени, XII века, был вынесен вперед.Даже соединявшие стены стяжки частично сохранились, но их заменили при реставрации на кованые стяжки, чтобы стены совсем не разошлись. Во время реставрации также укрепили столпы, провели расчистку, переложили в некоторых местах пол. Над гробницей князя Бориса, на западной стене, мы можем увидеть тусклые фрески XII века, которые очень слабо просматриваются. Здесь изображен рай: фрагменты райского сада в образе орнаментальной растительности, райские птицы. Остальные росписи, весь богатый интерьер храма – все это кануло в лету. А сам храм стоит, регулярная служба, конечно, здесь не проходит, но часто бывают здесь группы паломников. Лишь только в день памяти св. Бориса и Глеба здесь проходит служба. Храм открыт сейчас как музей.

Строительный материал, из которого построен собор, не местного происхождения. Это белый камень. Его доставляли сюда, видимо, водным путем, по системе рек, и он был очень дорогим материалом. Из какого места его привозили, достоверно не известно. Есть предположения, что его доставляли из Подмосковья, с большого карьера Мячино. Есть еще находки белокаменных залежей под Гусем Хрустальным Владимирской области. Но считается, что там более поздние карьеры, а более древние находились все-таки в Подмосковье. Система рек позволяла перевозить камень, но это было очень дорого. По себестоимости это мероприятие могло разорить местных князей. Возможно, было найдено более близкое месторождение камня, недостаточно богатое, видимо, выработанное настолько, что до сих пор не могут его найти. Ведь храм в Кидекше, храмы в Суздале, во Владимире, постройки Спасо-Евфимиева монастыря, не только храмовые, но и гражданские, дворцовые, которые были возведены на этой земле – все требовало больших месторождений и огромного количества белого камня.

При оформлении фасадов храма использовалась европейская система. Церковь в то время не велела помещать на стенах храма украшения в виде изображений зверей, людей, птиц. Видно, что наружный декор храма очень скромен. Эта традиция сохранялась в основном до середины XII века. И уже во времена постройки храма Покрова на Нерли, Дмитриевского собора во Владимире, начинается новая эпоха строительства дворцовых и соборных храмов, где позволялось использовать декоративный рельеф. Во времена Юрия Долгорукого при постройке храмов в качестве украшения использовался лишь аркатурный поясок. Этот поясок соответствовал линии хоров, куда именно и выходил князь.

Поднявшись на смотровую площадку с видом на реку Нерль, мы можем увидеть, как хорошо просматривается вся окрестная территория.Низ крепости выводил прямо к реке. Можно видеть остатки естественных природных «насыпей», валы крепости находились с другой стороны, там, где теперь все распахано на огороды. Видимо, вал был еще выше, пролегал вдоль крутого берега. Нерль сливается с Каменкой в том месте, где стоит сейчас село Новоселка. Название села говорит само за себя – новое село. На этом месте археологи провели раскопки и установили, что здесь уже в VIII-IX веках появились переселенцы. В основном, это были переселенцы с западных земель, в том числе, из Смоленска. Могущественное племя кривичей расселялось вниз по течению Волги и выходило сюда, на реки Волжского бассейна. В дальнейшем через Суздаль стал проходить один из важнейших торговых путей, который стал известен как «путь из Варяг в Греки». Вот почему Суздаль в XII веке, в месте с ним и Кидекши, стали одними из самых известных торговых центров не только на Руси, но и в Европе. Суздаль в то время считался мегаполисом в своем роде, население его насчитывало около десяти тысяч человек. Территория Кремля, посада, ближайшие окрестности – все было заселено. Плотность населения велика из-за плодородия земли. Черноземный слой почвы достигает в некоторых местах 70 сантиметров. Площадь этой богатейшей, плодородной земли – порядка 1000 квадратных километров. Прежние владения князей постепенно передавались в монастырские владения, на помин души. Вклады делали все княжеские потомки Юрия Долгорукого: князья Шуйские, Пожарские, Горбатовы, Бельские, Скопины. Все они считались суздальскими князьями, хотя уже и не проживали в самом Суздале. Здесь у них были лишь постоялые, так называемые, осадные дворы. А сами они жили в Москве, в Ярославле и в других городах. Сюда они приезжали, делали постоянные вклады. Таким образом, монастыри и стали владельцами почти всех земель и лесов в округе.

Леса здесь и начинаются собственно за полем, за Нерлью. Но есть и искусственные посадки, там, где были раньше поля. Здесь есть села с интересными названиями: Заполицы, Березницы, Ляховицы. Эти названия говорят о том, откуда люди переселялись сюда. В основном, с белорусских земель. Высокий лес был монастырским. Сохраняется лес, видимо, с XVII века, ничего там не вырубалось никогда, есть огромные сосны. Этот лес был владением Спасо-Евфимиева монастыря. И многие озера, небольшие ручьи, являлись рыбными угодьями суздальских монастырей. Вообще место здесь живописное, но многое у нас остается без внимания. Если посмотреть в сторону села Новоселки, то можно увидеть разрушающийся храм, который не восстанавливается. И ведь разрушается прямо на глазах. Колокольня этого храма еще в прошлом году стояла с крестом. Средства на восстановление храмов, конечно, выделяются, но они уходят на реставрацию городских церквей. Сельские же храмы в большинстве остаются в запустении.

Храм св. Бориса и Глеба – это начало начал каменного белокаменного зодчества здесь, на северо-востоке. Это основная форма четырехстолпного храма, с линией аркатурного пояска – она послужила затем основой при создании храмов во Владимире и здесь, в Суздале, собора Рождества Богородицы. Рождественский собор был построен предположительно при князе Юрии Долгоруком чуть раньше, чем церковь Бориса и Глеба, в 1147 году, – храм практически ровесник Москвы. Храм неоднократно перестраивали, в XIII веке украсили пышной каменной резьбой.

По последней переписи, население Суздаля составляет 12.000 человек. Население в основном пожилое.Есть и предприятия в городе, «гигантом» легкой промышленности в Суздале является Молокозавод. На нем работают около 120 человек. Имеются маленькие фабрики, деревообрабатывающие, строительные конторы. Главным «предприятием» Суздаля можно считать его огороды. Третью часть города как раз занимают приусадебные участки. Так, если над Суздалем пролететь, то кроме храмов и монастырей можно увидеть сады и огороды. Еще в XIX веке в народе сложилась поговорка: «А что за суздальский купец? Это – хрен, чеснок, да огурец». Огурец прославил наш город и теперь ежегодно на территории Музея Деревянного Зодчества проходит праздник – День Суздальского Огурца. Этот праздник был учрежден всего лишь несколько лет назад. Но огурец прославляется здесь даже в местных летописных сводах. В XVIII веке говорилось, что в Суздале произрастает преизобильно овощей: лука, чеснока, а наипаче огурцов по чистоте воздуха и по благодатности почвы. Князь Юрий Долгорукий сделал Суздаль столицей Ростово-Суздальского княжества. Со всех окрестных земель он собрал сюда купцов и ремесленников. Суздаль в то время процветал, он был известен и в Персии, и в Византии.И на Торговой площади города, начиная с XII века, собирались купцы со всех этих земель. В Персии и Византии Суздаль называли по другому, «Суздулус», звучал он по-гречески. Это слово буквально означает: «Твой раб». Почему возник такой перевод – неизвестно. Есть версия названия скандинавская, варяжская: «Суждалар». Это и вовсе непереводимо. А «Суждали» – как говорили в старину, это название с славянского означает – создание, т.е. суждали, зиждели. Созданиями называли в ту пору только глиняные постройки, глинобитные валы, которые окружают Кремль и посад, сам кирпичный храм, кирпичи которого сделаны из обожженной глины, или кувшины. Буквально все, что сделано из глины – все называлось созданием. Но есть другая версия названия, финно-угорская, «Суждали» – песнь дев.

Часть II: СУЗДАЛЬ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Часть III: СУЗДАЛЬ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Исторические сведения о Суздале

При раскопках археологами найдено много инструментов, древних монет и разнообразных материалов, подтверждающих древнее существование Суздаля. В Новгородском кодексе упоминается о монахе Исаакие, направленном служить в Суздаль еще в 999 году. Летопись 1024 года знакомит с событиями, связанными с восстанием волхвов, подавлять которое приезжал князь Ярослав Мудрый. Развитие и укрепление города началось при Владимире Мономахе.

Поселение расположилось очень удачно. Территорию с севера ограждал обрывистый берег реки Каменка, с других сторон — холмы. Дополнительно возвели земляные валы и рвы, заполненные водой. Началось возведение крепости — Кремля для защиты города от неприятелей. Появился Успенский собор и первый монастырь.

Сын Владимира Мономаха — Юрий Долгорукий продолжил работы по укреплению, строительству и развитию города. Далее правителями становятся: Андрей Боголюбский, Всеволод III, Юрий Всеволодович.

Во времена монголо-татарского набега город сильно пострадал от пожаров и грабежей: погиб князь Юрий Всеволодович, большую часть населения захватили в плен. Из строений уцелел Ризоположенский монастырь. В нем прятались оставшиеся в живых жители. В это же время ведутся междоусобные войны между князьями за власть. Для защиты города возводят монастыри, служившие крепостями: Покровский и Спасо-Евфимиев.

Начало XIV века — время лучшей поры Суздаля, он становится центром Суздальско-Нижегородского княжества. Процветают ремесла. Выпускают свои монеты. Но вскоре в междоусобице побеждает московский князь, город становится наделом Московского княжества, теряет свою политическую значимость. Расцвет сменяется периодом упадка, поскольку торговые пути располагались вдалеке.

Город становится центром культуры и религии. XVI век — время появления иконописцев, чеканщиков, возведения более 10 монастырей.

На долю жителей выпало немало испытаний:

  • двойное вторжение польско-литовских интервентов;
  • грабежи крымских татар;
  • пожары;
  • эпидемия чумы.

В годы правления Петра I Суздали присваивается статус уездного города. При Екатерине II ведется интенсивное строительство зданий из камня гражданского назначения. Благодаря торговому пути из Москвы в Архангельск и Петербург, проходящему через город, развивается торговля. Проводятся ежегодные ярмарки, на которых присутствует много приезжих купцов.

Когда построили Николаевскую железную дорогу, минувшую Суздаль, торговля пошла на спад, остались мелкие ремесленные цеха.

В Список Всемирного наследия ЮНЕСКО занесены: Суздальский Кремль, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, церковь Бориса и Глеба в Кидекше.

С каждым днем возрастает число гостей, прибывающих со всего мира познакомиться с сохранившимся наследием Древней Руси. Даже индивидуальные туристы могут воспользоваться услугами экскурсоводов.

Краткая история

Вырос Суздаль на месте одного из древнейших поселений Северо-Восточной Руси, где проживали выходцы из новгородских земель, искавшие плодородные места и «широкое раздолье». Впервые город упоминается в 1024 году в повести летописца Нестора в связи с восстанием земледельцев-смердов

.

Спасо-Евфимиев монастырь

Восстание было вызвано голодом. Волхвы, одобряемые языческим народом, захватывали хлеб и убивали вождей-старейшин, утверждая, что племенная знать (старая чадь) не даёт пролиться дождю, задерживая рост зерна. В первый век своего существования Суздаль был уделом киевских князей, потом переяславских; им правили помощники князя (наместники).

В 1125 году после раздела Руси между сыновьями Владимира Мономаха Суздаль получил в удел Юрий Долгорукий и объявил его стольным градом Ростово-Суздальского княжества. Стремясь к единогласному правлению, Юрий воздвиг свой княжеский двор отдельно от места поселения родовитых бояр, вблизи Суздаля, в Кидекше. После смерти Юрия его сын Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир, в результате чего Суздаль утратил значение политического центра.

Ризоположенский монастырь

С ростом и усилием Московского княжества суздальские князья объединились с нижегородскими и образовали Нижегородско-Суздальское княжество со столицей в Нижнем Новгороде. Однако Суздалю не удалось сохранить самостоятельность, и в 1392 году он был присоединён к московским владениям. В 1565 году Суздаль в числе других городов вошёл в опричнину Ивана Грозного. В XVII веке для города наступили трудные времена: Суздаль ещё не успел оправиться после набегов польско-литовских захватчиков, как в 1634 году на него совершили набег крымские татары.

В городском посаде осталось всего 78 дворов, а через 10 лет пожар испепелил часть города, смежную с кремлём. В 1654 — 1655 годах эпидемия моровой язвы погубила почти половину городского населения, то есть более 1000 человек. Но после всех бед Суздаль возродился из пепла, и в конце XVIII века превратился в тихий уездный город Владимирской губернии.

Александровский мужской монастырь

Суздальский Кремль

Большинство экскурсий начинается именно отсюда. Его отличие — отсутствие стен.

Суздальский кремль с высоты птичьего полета

Территория Кремля послужила началом строительства города. Предположительная дата его появления — X век. Он являлся резиденцией князей. За последующие два столетия крепость укрепили земляным валом и стенами протяженностью до 1,5 км. До настоящего времени сохранился вал со рвом. Можно пройтись по протоптанной тропинке и сверху полюбоваться красивыми пейзажами. Пожар 1719 года уничтожил деревянные постройки. Часть строений (Никольская церковь, Рождественский собор, Архиерейские палаты) сохранились в хорошем состоянии.

На территории Кремля привлекает внимание здание Никольской церкви, похожее на старинную избу благодаря необычной конструкции. Построено оно еще в 1766 году в селе Глотово. В 1960 году было принято решении о переносе его из села в Кремль и размещении его за Архиерейскими палатами.

Никольская церковь на территории Суздальского кремля

При строительстве церкви не использовали гвозди, только дерево.

Эпизод со свадьбой в фильме «Метель» снят в этом месте.

Рождественский собор построен в XII столетии при Владимире Мономахе. Это самое древнее строение Суздальского Кремля. Он два раза подвергался реконструкциям. В его облике заметно влияние различных стилей. Нижняя часть здания сохранилась с XIII века, а верхняя — с XVI. На фасаде просматриваются элементы каменной резьбы. Украшение собора — пять громадных куполов синего цвета с 365 золотыми звездами (символизирующих дни года).

Богородице-Рождественский собор в Суздале

Внутри собора представлены фрески на стенах, относящиеся к разным периодам (XIII- XVII веков), высокий иконостас. Гостей собора встречают Златые врата с изображением евангельских сюжетов на медных пластинах. Привлекают внимание необычные ручки в виде 2 массивных колец, торчащих из пасти львиной маски.

Собор являлся усыпальницей для представителей известных княжеских, боярских семейств, высшего духовенства. В нем покоятся: Бельские, Шуйские, Шуйские-Скопины.

С южной стороны от собора возведена колокольня с восьмигранным шатром на вершине. Позже добавлены куранты с часами, обозначенными буквами. Они звонят каждые 15 минут. Галереи и переходы соединяют здание с митрополичьими покоями. Реставраторам удалось полностью их восстановить после разрушений, нанесенных пожаром.

В западной части Кремля находится Архиерейский двор. В нем разместились жилые и хозяйственные постройки, дошедшие к нам из XVII столетия. Крестовая палата предназначалась для приема высокопоставленных гостей. В Архиерейских палатах проживали церковные чины. Сейчас в них помещаются музей и ресторан.

Крестовая палата Суздальского кремля

Желающие могут познакомиться с Кремлем каждый день с 10 до 18 часов, кроме вторников. В последнюю пятницу месяца — комплекс не работает. Местонахождение его — улица Кремлёвская, 20. Детям, пенсионерам и студентам стоимость билетов снижена. Посещение Рождественского собора оплачивается дополнительно.

Суздаль во время правления Андрея Боголюбского

Сын Долгорукого Андрей Юрьевич, по прозванию Боголюбский, стольным городом княжества делает Владимир. По примеру отца, построившего Кидекшу, он тоже строит себе загородную резиденцию-замок: Боголюбово у устья Нерли. Ведется строительство величественных белокаменных храмов и зданий как в Боголюбове, так и во Владимире. Боголюбский тоже «воюет» Киев. Но его политика носит принципиально иной характер. Мудрый человек и политик, он активно ищет пути преодоления раздробленности русских земель, княжеских междоусобиц, стремится всю власть сосредоточить в одних крепких руках. Князь при этом руководствуется исключительно общерусскими интересами. Так, в Киев он пришел во главе объединенных войск одиннадцати феодалов, чтобы окончательно утвердить значение нового политического центра.

Владимиро-Суздальское княжество постепенно становится средоточием русской жизни, здесь достигает высокого расцвета культура и искусство. Бурно застраивается новая столица княжества-Владимир, а Суздаль как бы оттесняется на второй план. Но ему по-прежнему светские иерархи уделяют много внимания. При великом князе Всеволоде III был отстроен и украшен Богородице-Рождественский собор— главный храм города; территория кремля обнесена новыми крепостными сооружениями; земляные валы стали выше и мощнее, на их гребне позднее была построена деревянная ограда с 15 башнями. Главная из них-Ильинская—приобрела красивое завершение в виде двуглавого золоченого орла.

Спасо-Евфимиев монастырь

Первоначальная роль мужского монастыря — защита Суздаля с севера от набегов врага. Время его основания — XIV столетие. Деревянные сооружения не сохранились. В XVII веке после польско-литовского вторжения монастырь был сожжен. Неоднократно проводились восстановительные работы.

Монастырю всегда покровительствовали богатые и знатные люди. Храмы монастыря возводились на пожертвования царей — Василия III, Ивана Грозного, князей Пожарских и разных бояр.

Стены монастыря очень мощные, но штурмы их миновали. Они на большой протяженности видны туристам, проезжающим по центральной улице Ленина и Спасской.

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. (Панорамный вид стен монастыря.)

На его территории расположена гробница Дмитрия Пожарского. У стен монастыря похоронен первый его архимандрит — Евфимий Суздальский, вознесенный в лик святых.

Императрица Екатерина Великая приказала преобразовать монастырь в тюрьму. В ней содержали епископа Алимпия, предсказателя Авеля, Шаховского. Позже в комплексе находились изолятор НКВД для политических заключенных, тюрьма для военнопленных, исправительное учреждение для малолетних.

Спасо-Преображенский собор — главный собор Спасо-Евфимиева монастыря. В нем уцелели фрески с XVI века с изображением жития святых.

Спасо-Преображенский собор на территории Спасо-Евфимиевского монастыря

Вблизи собора расположилась Успенская церковь с примыкавший к ней трапезной палатой. В ней помещены мощи Арсения Суздальского.

В настоящее время в зданиях монастыря находятся музеи, фондохранилища, подсобные помещения. На колокольне до сих пор каждый час звонят колокола.

Со смотровой площадки рядом с монастырем открывается вид с прекрасными пейзажами реки Каменки, домов и храмов, Покровского женского монастыря.

Адрес Спасо-Евфимиевского монастыря — улица Ленина, 146.

Суздаль на рубеже XII—XIII столетий

На северо-востоке от кремля развивается торгово-ремесленный посад. Всеволод III укрепил и его. Насыпаются валы, по их периметру строится деревянная стена. Суздальцы искусственным рвом соединяют русло Каменки и Гремячки. В этом же месте ставится Ризположенский монастырь. Возле устья Гремячки, на юго-восточном углу посада, епископ Иоанн основал мужской монастырь в честь святых покровителей кузнецов Козьмы и Демьяна.

Таким становится Суздаль на рубеже XII—XIII столетий.

Лазаревская церковь в Суздале

Идя от Кремля по главной улице, всегда обращаешь внимание на Лазаревскую церковь — одну из самых красивых в центральной части Суздаля.

По внешнему виду она подобна другим посадским храмам города тех времен. Но у этой пятиглавый церкви угловые главы не глухие, а с окнами. Широкий карниз украшен изразцами.

Церковь Лазаря Праведного Воскрешения или Лазаревская церковь

Внутреннее убранство в советскую эпоху было вывезено, сломаны царские врата. Сделан ремонт, но внутренний интерьер пока отстает от фактурных фасадов.

Ризоположенский монастырь в Суздале

Он находится по улице Ленина вблизи Лазаревского храма. Основан в 1207 году. Сначала это была девичья обитель, а рядом располагался вдовий Троицкий монастырь. Но затем их объединили. От Троицкой обители сохранились только Святые врата и угловая башня ограды.

Ризоположенский монастырь — один из древнейших монастырей Руси

В монастыре стоит обратить внимание на:

  • Самое старое здание монастыря- Ризоположенский собор, основанный в середине XVI века. Его особенность — наличие трех глав. В русском зодчестве трехглавые храмы встречались редко. Внутреннее убранство храма не сохранилось. Главная его значимость — мощи прп. Евфросинии Суздальской, хотя уцелела их небольшая часть. К ним приходят люди помолиться с просьбой родить ребенка, приобрести телесное и духовное здоровье.
  • Святые ворота из кирпича с 2 арками, которые украшены плиткой и каменной резьбой. Над арками стоят два шатра, увенчанных небольшими главками.
  • Преподобенская колокольня в высоту достигает 72 метров. За небольшое пожертвование монастырю можно подняться на нее, полюбоваться окружающими видами и сфотографировать их.
  • Рядом с колокольней — Сретенская трапезная церковь.

В годы советской власти монастырь сильно пострадал, на его территории создали электростанцию. Высоковольтное оборудование повредило внутреннее убранство собора. В Святых вратах разместили склад горючего, в трапезной церкви — кинотеатр.

Проведенными реставрационными работами мастера попытались вернуть собору прежний вид. Обитель доступна для посещения туристами. Вход свободный.

Музей деревянного зодчества в Суздале

Музейные экспонаты расположены на открытой площадке на берегу речки Каменка. На ней можно увидеть церкви, старинные крестьянские избушки и дома купцов, сараи, колодцы, ветряные мельницы.

Музей деревянного зодчества в Суздале

Все строения собраны по деревням, перевезены в одно место и отреставрированы. Мастера старались создать интерьеры, в соответствии с представленным столетием.

Посетить музей можно в теплые периоды года. Работники музея, одетые в национальные костюмы, рассказывают об обычаях, работе крестьян, их инструментах. Разрешается поработать за ткацким станком или гончарным кругом.

Музей находится почти за городом по улице Пушкинской. Часы работы — с 9 до 16 часов, в летнее время до 21 часа.

Допустимо снимать видео и делать снимки.

День Огурца в Суздале

В летнее время на площадке проводятся всевозможные ярмарки, фестивали и массовые гуляния. Своей необычностью привлекает ежегодный «День Огурца».

Отмечают его в третью субботу июля. Присутствует до 18 тысяч туристов, не только с городов России, но и других стран. Праздник отличается интересными сценариями, каждый год новыми.

Ежегодный праздник «День огурца» в Суздале

Посетителям предлагают отведать огурцы в засолке, жареном, вареном, печеном, пареном видах и варенье из них. В «Засолочной» учат рецептам засолки, в «Обжорном ряду» угощают различными блюдами, а в «Ремесленном ряду» продают сувениры, обучают, как вырезать оригинальные рисунки на овощах и самостоятельно изготовить оберег Акилы-огуречника.

Существует поверье, что эта кукла, изготовленная из натуральных материалов, помогает сохранять засолочные огурцы. Секрет этой куклы — голова, наполненная семенами горчицы. Эту голову помещают в рассол с огурцами. Результат — замедляется возникновение плесени.

В программу фестиваля включены соревнования, конкурсы, игры, выступления фольклорных коллективов, концерты звезд эстрады. Гостям предлагают сделать фото в костюме огурца. Праздник заканчивается тем, что куклу-огурец воздушные зеленые шарики поднимают в небо.

Суздаль во время нашествия монголо-татар

После смерти Всеволода вспыхнула борьба за великокняжеский престол между его сыновьями Константином и Георгием (Юрием II). Дело дошло до кровопролития.

В 1217 году в битве на Липецком поле (близ города Юрьев-Польского) верх взял Константин. Два года спустя, Георгий Всеволодович все же стал великим князем. В 1225 году он построил в Суздале новый белокаменный собор Рождества на фундаменте старого. При нем главные входы в собор были украшены «Золотыми вратами»— шедевром русского искусства 30-х годов XIII века.

В феврале 1238 года Суздаль пережил нашествие монголо-татар. Лаврентьевская летопись свидетельствует: «…татарове станы свое урядив у города Володимеря, а сами идоша взяша Суждаль. И двор княж огнем пожгоша и монастырь святаго Димитрия пожгоша а прочия разграбила… и люди все иссекоша».

Жестокому разорению от монголо-татар Суздаль подвергался в течение XIII века еще дважды— в 1281 и 1293 годах. Тяжелые испытания выпали на долю города и его жителей, но они находили в себе силы и для борьбы: так, в 1262 году Суздаль, наряду с городами Ростовом, Владимиром, Муромом, принял участие в восстании против монголо-татарских сборщиков дани.

Музеи: «Щурово городище» и восковых фигур

На этом месте готовились декорации для съемки фильма «Царь». После окончания работ построенное селение решили не убирать, поскольку оно реально передавало историю Киевской Руси. Для ознакомления представлены:

  • жилые избы;
  • оружейная;
  • кузница;
  • загоны с живым скотом;
  • огород.

Здесь можно поучаствовать в сельхозработах, подоить корову,посетить зоопарк, обучиться ратному мастерству.

Музей живой истории «Щурово городище» в Суздале

Местонахождение комплекса: улица Коровники, 14. Время работы — выходные дни с 11 часов (в субботу — до 16 часов, а в воскресенье — до 14). За отдельную плату можно воспользоваться дополнительными развлечениями: покататься на лошади, пострелять из лука, освоить правила владения мечом.

Началом создания музея восковых фигур послужили экспонаты выставки из парка Сокольники. Коллекция постепенно пополняется новыми работами. Интерес представляют фигурки исторических личностей: царей, военачальников, политических деятелей, писателей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]