По своей колее: в Шахунье отметили 78-й день рождения города


Происхождение названия

Город Шахунья получил название от близлежащей деревни, которая, в свою очередь, названа по имени протекавшей неподалеку реки. Название речки пошло от древнерусского «шаха» — обман (Шахунья» — «обманщица»). Причиной такому названию является изменчивость русла: торфяные берега Шахуньи в дождь или половодье легко размывала вода, что делало невозможной постройку постоянного моста. Кроме того, краевед В. В. Смирнов озвучил другую версию: речка в былые времена была узка, и в любом месте её легко было перешагнуть («перешахивать»), эта же версия упоминается в Нижегородском топонимическом словаре как легенда.

Виртуальное паломничество. (Посещаем храмы в городах и сёлах)…

.Шахунья. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. m.ok.ru/pokrovaboz Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1994 год. Адрес:Россия, Нижегородская область, Шахунский район, Шахунья. В городе Шахунья присутствует только православная церковь в честь Покров Божьей Матери расположенная на территории городского Парка Культуры. Шахунья – молодой городок, здесь нет древних храмов, но есть недавно построенная Покровская церковь и несколько часовен. Долгое время в городе не было своего собственного храма, и образовавшаяся в 80-е православная община Шахуньи проводила религиозные обряды и моления в молитвенном доме. В 90-х в городе было решено построить церковь. Это кирпичное сооружение, построенное в традиционном стиле: прямоугольный четверик в два этажа, завершенный пятиглавием. Рядом – колокольня, выстроенная в том же стиле. Белизна стен Покровской церкви оттенена нежно-голубым покрытием кровли, как на самом церковном здании, так и шатровой кровли колокольни. При ней же находится воскресная школа. Шаху́нья это город с 1943 года в Нижегородской области, Россия. Основан в 1921 году как поселение строителей железнодорожного пути Нижний Новгород — Котельнич. Город расположен к северо-востоку от Нижнего Новгорода в 264 километрах по шоссе и в 240 километрах по железной дороге Нижний Новгород — Киров. Город Шахунья получил название от близлежащей деревни, которая, в свою очередь, названа по имени протекавшей неподалеку реки. Название речки пошло от древнерусского «шаха» — обман, Шахунья» — «обманщица». Причиной такому названию является изменчивость русла: торфяные берега Шахуньи в дождь или половодье легко размывала вода, что делало невозможной постройку постоянного моста. Мелкое переселение в эту местность началось в тридцатых годах XIX века с перевода государственных крестьян из ряда мест Костромской губернии. В 1870 году починок Шахунья насчитывал семнадцать жителей. В 1921 году основан пристанционный посёлок, где расположились строители железной дороги Нижний Новгород — Котельнич. За период с 1923 по 1927 год построено железнодорожное депо, вокзал и электростанция. 21 октября 1943 года посёлку присвоен статус города.В 1970-х годах Шахунья стала городом новостроек. В 1972 году на окраине Шахуньи основан завод по производству сухого обезжиренного молока с цехом маслоделия и цельномолочной продукции. В советские годы продукция этого завода вышла на мировой рынок и продавалась в Нидерландах, Польше и Афганистане. Возде железнодорожной станции строятся пятиэтажные жилые здания — хрущёвки, обживаются окраины, а облик города преображают широкие зеленые улицы.

Экономика

Крупнейшим и градообразующим предприятием города является ОАО «Молоко», в общем объёме отгруженной продукции доля предприятия составляет 44,3 %. Предприятие функционирует с 1971 года, а с 2003 года является агрохолдингом с одиннадцатью сельхозпредприятиями по приёмке и переработке молока; и двумя торговыми домами. Выпускает бренд «Северная долина».

Стоявшая у истоков истории города железная дорогая представлена тремя предприятиями: вагонным депо, локомотивным депо, депо по ремонту контейнеров и непосредственно железнодорожным вокзалом. Вагонное депо на 2014 год выпускает колесные пары и контейнеры для вагонов и ремонт товарных вагонов.

Для обработки лесных ресурсов запущены в производство деревообрабатывающие предприятия: ОАО «Агат», Шахунский промкомбинат, ООО «Рубикон», ООО «Профиль».

Район располагает в достатке фермерскими хозяйствами, среди которых страусиная ферма (ОАО «Арфа») и птицефабрика. Первая занимается разведением страусов и продажей яиц, вторая же производит куриные яйца и мясо. Город производит мясные продукты. Мясокомбинат ООО «Апис» производит мясо птицы, крупного рогатого скота, свиней, овец, коз и лошадей. Страусовая ферма и птице фабрика производят мясо и яйца.

Ткаческая фабрика (ООО «Тканые узоры»).

История[править]

Быстрое развитие поселка и всего этого района началось после Октябрьской революции в связи со строительством железной дороги. В 1933 году Шахунья стала рабочим поселком, а в 1943 году рабочий поселок уже преобразован в город.

Название дано по названию речки Шихунья. Так назывался и первый починок.

Город начал свою жизнь на месте дремучего леса, но быстро обогнал по численности населения Ветлугу и взял на себя роль организационного центра северо-востока Горьковской области, так называемого Заветлужья, выделяясь не только как административный центр и крупный узел на Горьковской железной дороге, но и как организующий межрайонный центр. Этому способствовало положение Шахуньи на полпути между двумя областными центрами – Горький и Киров.

Они росли вместе – станция и город Шахунья. И это наложило отпечаток на историю развития далёкого лесного края, на судьбу людей его преобразующих. В основном жители Шахуньи – это высоко-профессиональные железнодорожники, специалисты лесного и лесохимического комплекса, а также их дети и внуки. Здесь живут влюблённые в свой край люди, которые сохранили и берегут традиции первых поселенцев Шахунской земли, они настойчивы, целеустремлённы, жизнелюбивы и, самое главное, верят в свой край, в его светлое будущее.

Возникновение и развитие Шахуньи связано со строительством железной магистрали Нижний Новгород — Котельнич, начавшимся ещё до Октябрьской революции 1917 года. На одном из участков трассы железнодорожная магистраль прошла рядом с деревней Шахуньей, в трёх километрах от которой, согласно проекту, была поставлена станция, названная по наименованию деревни. Так ещё до рождения города возникло его название. Местоположение станции было определено между двумя небольшими речками Чёрной и Самарихой. Железная дорога перпендикулярно пересекала обе речки. Местность была равнинной, низкой, в некоторых местах заболоченной.

Большое значение для развития посёлка Шахунья имело строительство паровозного депо, которое продолжалось около четырёх лет, и в 1927 году было закончено. Это было первое крупное предприятие Шахуньи, куда требовалось много рабочих рук: слесарей, токарей, кузнецов, которые значительно увеличили население посёлка. Одновременно с паровозным депо в Шахунье была выстроена электростанция: в квартирах железнодорожников загорелись лампочки Ильича.

В 30-е годы в Шахунье создаётся ещё множество железнодорожных предприятий и организаций. Шахунья превращается в крупный железнодорожный узел на Горьковской железной дороге. Быстро растёт и посёлок железнодорожников. В военные годы значение Шахуньи на Горьковской железной дороге возрастает и 21 октября 1943 года посёлку присваивают статус города.

В память о тех поколениях железнодорожников, что самоотверженно трудились с начала основания депо, на привокзальной площади станции Шахунья на вечную стоянку установлен паровоз серии «ЛВ» — последнее техническое слово российского паровозостроения. Он напоминает о первых поколениях железнодорожников.

Молодой город в первые послевоенные пятилетки в короткие сроки превратился в крупный промышленный, торговый центр севера области. Ускоряет темпы роста промышленность Шахунского района. Строятся новые промышленные предприятия в Шахунье и районе, наряду с ними продолжают рост и ранее созданные.

Семидесятые годы особенно знамениты для Шахуньи. Она стала городом новостроек. В 1972 году на окраине Шахуньи вырос завод по производству сухого обезжиренного молока с цехом маслоделия и цельномолочной продукции, которая пользуется спросом не только в Горьковской области, но и за её пределами. Продукция завода вышла на мировой рынок и продаётся за рубеж в Голландию, Польшу, Афганистан. В эти годы сильно изменяется облик Шахуньи. В центре строятся пятиэтажные жилые здания, обустраиваются окраины города. В городе выстроены уютные кварталы, широкие зелёные улицы, а сами шахунцы следят за их чистотой и порядком, занимаются дальнейшим благоустройством своего родного города.

Архитектура и достопримечательности

В центре города расположен культурный и торговый ансамбль. В центре города, в 1968 году, построена площадь Советская, к ней примыкает бывшее здание Дома Советов, сейчас это здание местной администрации. С боку к площади примыкает ТРЦ «Моя семья», бывший разобранный широкоэкранный кинотеатр «Октябрь» из стекла и бетона. Напротив него расположен Дом связи. Напротив здания администрации расположен продмаг и библиотека.

Генеральный план города Шахуньи был утвержден в 1966 году исполкомом Горьковского областного Совета депутатов трудящихся, а Ленгипрогор разработал проект детальной планировки центра города.

Памятники

Памятник войнам-землякам павшим в Великую Отечественную войну. Представляется собой статую из трех солдат, один из них запечатлен в падении, на подиуме в 2,5 метра в высоту. Летом 2013 года ансамбль памятника обновлен. Заменены мемориальные доски со списками участников ВОВ вышедших из Шахуньи.

Памятник Дмитрию Евлампиевичу Комарову, представляет собой стелу на вершине, которой расположен бюст Д. Е. Комарова. Изначально установлен напротив клуба имени М. С. Плаксина, но впоследствии[уточнить] перенесен к школе № 1.

В память о тех поколениях железнодорожников, что самоотверженно трудились с начала основания депо, на привокзальной площади станции Шахунья на вечную стоянку установлен паровоз серии «Л» с номером 2162 — одного из лучших и массовых советских паровозов. Он напоминает о первых поколениях железнодорожников.

В 2011 году в гимназии и СОШ № 1, установлены мемориальных доски, посвященные участникам афганской войны учившимся в школе. Сергею Николаевичу Миронову погибшему в Афганистане. Награждён орденом Красной звезды.

Карта

Шахунья: карты

Шахунья: фото из космоса (Google Maps)Шахунья: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Шахунья. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние
можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1Тоншаево24 (28)В
2Тонкино33 (44)Ю
3Кикнур (Кировская область)53 (57)ЮВ
4Ветлуга53 (61)СЗ
5Урень54 (53)ЮЗ
6Шаранга55 (70)Ю
7Ленинское (Кировская область)76 (229)С
8Поназырево (Костромская область)78 (177)С
9Тужа (Кировская область)79 (136)В
10Свеча (Кировская область)84 (251)СВ
11Яранск85 (99)ЮВ
12Санчурск (Кировская область)89 (157)ЮВ
13Варнавино96 (148)З
14Килемары (Республика Марий Эл)98 (242)Ю
15Арбаж (Кировская область)100 (160)В
16Шарья101 (129)СЗ
17Ветлужский (Костромская область)104 (131)СЗ
18Красные Баки105 (111)ЮЗ
19Ветлужский105 (117)ЮЗ
20Оршанка (Республика Марий Эл)113 (150)ЮВ
21Пижанка (Кировская область)116 (143)В
22Воскресенское116 (153)ЮЗ

Краткая характеристика

Город расположен в Заветлужье, в 240 км к северо-востоку от Нижнего Новгорода. Ж.д. станция. Узел автомобильных дорог.

Территория (кв. км): 2588

Информация о городе Шахунья на русском сайте Википедии

Исторический очерк

Основан в 1921 г. как посёлок при ж.д. станции Шахунья (открыта в 1927 г.) при строительстве железной дороги Нижний Новгород — Котельнич в 3 км от деревни Шахунья. Название деревни связывают с фамилией первопоселенца Шахунский.

В 1920 г. построено несколько бараков, в 1927 г. построены вокзал, паровозное депо, в 1930-х гг. — электростанция. С 1933 г. рабочий посёлок, с 1943 г. город Шахунья.

Экономика

Предприятия деревообрабатывающей, пищевой промышленности. Художественная фабрика (выпускает швейные, тканые изделия и др.).

В Шахунском районе выращивают зерновые, картофель, лён-долгунец. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец.

Культура, наука, образование

Обелиск в честь воинов-земляков, павших в Великую Отечественную войну 1941-45.

Архитектура, достопримечательности

Город застроен 2-5-этажными типовыми жилыми домами.

Численность населения по годам (тыс. жит)
192610.2199222.7200721.4201520.4
193910.2199623.4200821.4201620.2
195921.3200023.6201021.3201720.2
196720200123.5201120.9201820.0
197020.1200321.7201220.8201919.8
197921.0200521.6201320.7202019.7
198922.3200621.4201420.5202119.6

Образование и наука

В городе 7 муниципальных детских садов

  • МОУ Шахунская СОШ № 1 им. Д. Е. Комарова с преподавательским составом из 40 человек. В 2012 году школе исполнилось 75 лет, а первый выпуск был в 1940. За время существования школа сменила 8 директоров. В соответствии с Лицензией, в школе реализуются образовательные программы трех ступеней образования.
  • МБОУ «Шахунская гимназия им. А. С. Пушкина» с преподавательским составом в 38 человек[69]. Создана в 1994 году. Учреждение повышенного статуса реализует программы начального общего, основного общего и среднего(полного) образования, а также дополнительное образование и программы углубленного изучения русского языка, литературы и английского языка.
  • МОУ Шахунская СОШ № 14 основана в 1919 году. С 2000 года открыт профиль естественно-математического класса. МОУ СОШ № 14 по праву считается самой крупной школой в районе. На данный момент насчитывает более 700 учеников. Ежегодно в школу приходят около 60 первоклассников. Выпускники школы поступают в ведущие ВУЗы России. МОУ Шахунская СОШ № 2 работает с 1962 года.
  • ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум» основан в 1941 году как Железнодорожное училище. Имеет три филиала в Тонкино, Урене и Шаранге. На хозяйственной базе располагается филиал Нижегородского университета им. Лобачевского.

Транспорт

Транспортная система города представлена следующими видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, таксомоторным. Имеется развитое пригородное и междугороднее автобусное и железнодорожное сообщение. В Шахунье расположен железнодорожный вокзал. В непосредственной близости от города проходит автодорога регионального значения Р159 соединяющая Нижний Новгород и Яранск. Железнодорожный путь Нижний Новгород — Котельнич сквозной и в настоящий момент по нему курсируют пассажирские фирменные поезда.

Улично-дорожная сеть

Городу Шахунья присуща прямоугольная схема улично-дорожной сети. Достоинством такой схемы является отсутствие чётко выраженного центрального транспортного узла, сравнительно равномерная транспортная нагрузка всех улиц и высокая пропускная способность всей системы в целом, благодаря наличию дублирующих связей. Недостатком схемы является отсутствие кратчайших связей в наиболее активных диагональных направлениях, но этот недостаток не оказывает существенного влияния на функционирование городской транспортной системы в целом.

Общественный транспорт города представлен автобусом и такси. Сеть городского транспорта имеет развитую часть, связывающую все части города между собой: от поселка Январи до поселка Красный Кирпичник. От Яранского шоссе до микрорайона Лесхоз.

Пригородные и междугородные автобусы

Пригородные и междугородные автобусы уходят с автовокзала, который расположен рядом с железнодорожным вокзалом. Имеется развитая маршрутная связь со всеми городами и поселками городского округа города Шахунья, а также междугородние рейсы до городов Яранск, Вахтан. До крупных городов (Киров, Нижний Новгород, Йошкар-Ола) автобусы не ходят. Эти маршруты проходят по пригородному сообщению железной дороги.

Автобусы для города предоставляет Пассажирское автотранспортное предприятие (ПАП).

Шахунья

(Нижегородская область)

Код ОКАТО:
22458
Основан:
1921
Поселок городского типа с:
1933
Город с:
1943 Город областного подчинения
Центр:
Шахунский р-н
Посёлки городского типа, численность населения на 1.01.2021

Вахтан4.6Сява3.5
Телефонный код (справочный телефон)
83152*****22-1-21

Отклонение от московского времени, часы:
0
Географическая широта:
57°40′
Географическая долгота:
46°37′
Высота над уровнем моря, метров:
150 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Шахунья

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]