Генплан Курска до 2040 года: всё, что нужно знать о проекте

В начале мая был опубликован проект нового генплана Курска авторства института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», рассчитанный на реализацию до 2040 года. Губернатору Роману Старовойту его презентовали 25 мая: на мероприятии выступали руководитель проекта Ольга Енина и главный архитектор проекта Ирина Ратникова.

«Мы договорились, что будем готовиться к 1000-летию Курска. В рамках этой работы мы провели архитектурный конкурс на разработку архитектурной концепции реновации исторического центра города. И прежде, чем приступать к инженерному проектированию этих объектов, надо разработать и утвердить градостроительную документацию, коей, конечно, является градостроительный план Курска», — отмечал Роман Старовойт.

Проект вызвал споры среди горожан, а одним из самых проблемных моментов стала запланированная дорога через дачи и сосновый лес в районе КЗТЗ. Из-за возникшего социального напряжения (или по другим причинам) общественные слушания, запланированные на конец мая, перенесли на месяц. Как сообщал глава региона, за это время разработчики должны учесть ряд замечаний. О каких именно замечаниях идёт речь, пока не уточнялось.

Всех желающих попросили направлять свои замечания в комитет архитектуры и градостроительства Курска: для этого надо до 11 июня прийти на улицу Ленина, 69 или отправить их на электронную почту

Параллельно о готовности провести своё обсуждение заявили курские общественники Владимир Синельников и Олег Погожих из Инспекции общественного контроля: в прошлый раз такое мероприятие посвящалось судьбе трамвая. О точной дате и времени обещают сообщить в ближайшие дни.

Генплан — документ, в котором изложено планируемое состояние и назначение территорий муниципального образования. В нём утверждаются границы населённого пункта, функциональные зоны и схема размещения объектов местного значения.

Важно выделить два момента. Во-первых, в законодательстве нет никаких санкций за не реализацию намерений, заложенных в генплане, поэтому некоторые инфраструктурные проекты могут и не воплотиться, так и оставаясь «на бумаге». Во-вторых, функциональное зонирование в генплане не накладывает требований и ограничений на земельные участки, но готовит почву для разработки карты градостроительного зонирования в правила землепользования и застройки и градостроительных регламентов.

Подходит больше для деревенского образа жизни, чем для городского

На презентации проекта Ольга Енина поблагодарила чиновников за выданный карт-бланш, отметив отсутствие давления и возможность высказать точку зрения института на вариант развития города.

Изучая современное состояние Курска, разработчики отметили значительную протяженность города с севера на юг и преобладание индивидуальной застройки, «подходящей больше для деревенского образа жизни, чем для городского». Позже с наблюдением согласился и Роман Старовойт.

По данным «Гипрогора», из-за дефицита свободных территорий Курск тяготеет к экстенсивному развитию города с расширением своих границ, а точечный характер застройки лишь усугубляет ситуацию. Исторический облик, которому необходимо бережное отношение, «пострадал от хаотичной усадебной застройки».

Кроме исторического центра в Курске так и не сформировалось дополнительных точек притяжения и общественных пространств, дисбаланс есть и в обеспечении зелёными насаждениями разных районов.

В ответ на это разработчики предложили ориентацию на более компактное развитие в городской черте и усиление связей между существующими территориями. Концепция генплана, по словам сотрудников «Гипрогора», исходила из развития Курска без изменения текущих городских границ. В центральной части города запланировано повышение плотности застройки малоэтажным и среднеэтажным жилыми домами в соответствии с ранее разработанной стратегии социально-экономического развития города.

Отмечено, что обеспеченность горожан зелёными насаждениями сейчас в четыре раза меньше норматива: всего 4,2 кв. м на человека при необходимых 16. Для решения этой проблемы предлагается создать систему зелёных насаждений, в том числе — в спальных районах города, и реализовать концепцию «города-парка».

Но по большей части поставленную цель планируют достичь включением в зону «зелёных насаждений» для рекреакционных целей городских лесов — в том числе, 9 га в районе проспекта Энтузиастов и 27 га в урочище «Лог-3». Чтобы формально не уменьшать количество городских лесов, в них планируют включить земли урочища «Крутой лог» и территории природоохранного значения.

Карта Курска с домами. Особенности архитектуры и достопримечательности города

На территории Курска встречаются уникальные здания, относящиеся к архитектуре 19 века. Любители истории найдут в городе много интересных мест. С помощью маршрутов Курска на карте можно распланировать прогулку по городу, чтобы осмотреть все достопримечательности:

  1. Прекрасными образцами старинной архитектуры являются здание бывшего Дворянского собрания, усадьба купца Хлопонина, а также Казначейский дом.
  2. Совершая прогулку по городу, стоит посетить многочисленные музеи. Это музей археологии, краеведческий, литературный, зоологический, а также музей автомобильного транспорта и даже трамвая.
  3. На территории города с помощью карты Курска с улицами в хорошем качестве можно найти известный храм Успения Божьей матери и великомученика Никиты.
  4. Стоит посетить католический храм Успения Богородицы. Он был возведен в 19 столетии. Здание было выполнено в неоготическом стиле.
  5. В городе представлено множество театров. Карта Курска с улицами и домами поможет найти знаменитый театр кукол.
  6. Любители изобразительного искусства могут посетить картинную галерею. На ее территории располагается более восьми тысяч произведений искусства, относящихся к 16-20 столетиям. Также в коллекциях музея находятся разнообразные предметы живописи, скульптуры, а также народного и прикладного искусства. Галерею поможет найти карта Курска с номерами домов.
  7. Интересной достопримечательностью считается Триумфальная арка. Данный комплекс можно найти на проспекте Победы. Арка возвышается на высоту 24 метра. На прилегающей аллее находятся разнообразные виды военной техники.

Дорога через лес и СНТ

Момент, вызвавший наибольший общественный резонанс — строительство магистрали, соединяющей проспект Плевицкой и микрорайон Волокно. По проекту она должна пройти через лес в микрорайоне КЗТЗ. Разработчики объяснили, из чего исходили при проектировании дороги:

«Было предложено продолжение проспекта Надежды Плевицкой в южную часть города и соединение его с проспектом Ленинского комсомола. Нами прорабатывалась трассировка этого проекта общегородского значения, потому что сейчас город держится на одной связке, улице Энгельса. Вы сами знаете, что там в часы пик бывают пробки: для такого города нам необходим дублёр. Мы проложили эту трассировку там, где есть трасса ЛЭП, а на территории городских лесов есть просеки».

Исходя из пояснений сотрудников «Гипрогора», вырубка леса на этом участке будет минимизирована, так как дорога пройдёт по уже существующей просеке.

Несмотря на это, значительная часть курян выступает против новой магистрали: люди опасаются, что трасса уничтожит сложившуюся экосистему, лишит их места для прогулок, и отдыха, а леса в будущем отдадут под жилую застройку. Поддерживающие строительство трассы отмечают, что проблема соединения разных районов назрело давно, а других вариантов её решения нет.

«Где-то публикуют, что это уже утверждённый генплан, что лес вырубать будут. Вы мою позицию знаете: я лично за каждое дерево буду биться и стоять охранять его круглосуточно. Разного рода спекуляции абсолютно преждевременны, прошу относиться к этому именно так, надо спокойно обсуждать и искать компромиссные решения. Наша позиция — сохранить всё лучшее, что есть в Курске. Если строить — то только в ситуации, когда это поддерживается жителями», — отмечал Роман Старовойт на презентации проекта генплана.

Возмущены члены СНТ, находищихся вдоль улицы Сумская: помимо того, что дорогу запланировали провести через их территории, сами садовые участки должны перейти в земли под среднеэтажную застройку жилыми домами. Вскоре к ним присоединились отдельные представители политических партий и бизнесмены, чьи коммерческие площади располагаются как рядом с дачными участками, так и на самих землях, предназначенных для садоводства и огородничества.

В итоге 27 мая состоялась встреча дачников с чиновниками городского комитета архитектуры и мэром Виктором Карамышевым. Последний сообщил, что «никакие вопросы в градостроительной политике не будут решаться за счёт курян» и поделился своими подозрениями в эксплуатации вопроса некими политическими силами.

Представители СНТ «Дружба», «Моква» и «Коммунальник» рассказали, что в них располагается 1 200 участков, владельцы которых находятся в отчаянии: люди продавали квартиры, вкладывались в свою землю, но теперь не понимают, что с ней станет.

Виктор Карамышев сообщил, что ни о каком сносе речь не шла даже в проекте. Мэрия поделилась двумя альтернативными вариантами дороги: первый с подъездом к ней через железнодорожный мост, второй — с реконструкцией улицы Конорева.

Проектом запланировано строительство и других трасс: одна из них должна соединить улицу Садовую и улицу Нижний план, проходя через «курган» — небольшое зелёное «пятно» в центре города на берегу Кура.

Всего разработчиками на презентации было представлено развитие шести магистральных направлений:

Интересно, что на проекте нового генплана отсутствует ранее вызывавшая резонанс дорога через Хохлов лес, которая должна соединять улицу Сонина и кольцо на 2-й Новоселовке. По мнению ряда собеседников «Края», это стало одной из причин отправки генплана на доработку.

Экономика и уровень жизни

Экономическая ситуация в городе Курске стабильная. В населенном пункте хорошо развиты сельское хозяйство, промышленность и торговля. Экономика Курска представляет собой многоотраслевой комплекс, где функционирует около 15 000 хозяйствующих субъектов и около 20 000 индивидуальных предпринимательств.


Проходная ОАО «Электроагрегат», Курск

Самой значительной частью экономики является энергетика, она составляет около 32%. На машиностроение и металлообработку приходится 26%, нефтехимическую и химическую промышленность приходится 14%, пищевую и легкую промышленность – 11%.

Уровень безработицы в городе незначительный, он составляет около 1% относительно всего населения города.

Главным градообразующим предприятием Курска считается ОАО «Электроагрегат», на котором происходит производство источников электропитания, портативных радиостанций и двигателей.

Не менее значимыми являются предприятия:

  • ;
  • ЗАО «Курскрезинотехника»;
  • ОАО «Фармстандарт Лексредства»;
  • ;
  • кондитерский комбинат «Конти».

В Курске в настоящее время активно развивается космическая отрасль. Главнейшим поставщиков всех космических разработок является Юго-Западный Государственный университет. Учащиеся ВУЗа входят в коллектив ведущих ученых в области проектирования, исследования и разработки. На их базе создаются небольшие космические аппараты и перспективные пилотируемые космические системы.

Леса

Вопреки сложившейся у многих картине, новая дорога через СНТ не предполагает вырубку леса под строительство жилых домов. Вывод 36 га из городских лесов предлагают провести в других районах: 16 га в районе улицы Энгельса и 20 га под многоэтажное жильё на улице Малышева.

Часть территорий некоторых СНТ также предлагается перевести в жилые, но уже под ИЖС и среднеэтажную застройку. От прошлого генплана проект отличается понижением этажности: куда больше внимания предлагается уделить малоэтажной и среднеэтажной застройке, а потенциальное количество домов выше девяти этажей — уменьшить. Больше таунхаусов, меньше высоток.

Как и в прошлом (ныне действующем) генплане, Знаменская роща предназначена под зону специализированной общественной застройки.

Общественные пространства

«Гипрогор» предлагает сделать пешеходными улицу Почтовую — от улицы Семеновской до улицы Радищева — для создания там арт-пространства. Ещё одной пешеходной улицей планируется сделать улицу Луначарского.

Территорию вокруг улицы Дзержинского предлагают оставить торгово-развлекательной направленности, но создать пешеходную зону. Она может начаться на улице Гайдара, проходить через улицу Антокольского, переулок Чистый и до улицы Кривецкой. В конце маршрута, на реке Кривец, запланирована защита набережной от затопления для создания там «деревни ремёсел». Соответственно, проект предполагает создание пешеходных мостов на протяжении пешеходной зоны.

Кладбища

По просьбе мэрии были предусмотрены территории под расширения кладбищ. Северному предлагают добавить 22 га, ещё полгектара — мусульманскому кладбищу на улице Крымской.

Крематорий, как и сообщалось ранее, невозможно разместить в черте города из-за километровой охранной зоны: для него будет рассматриваться Курский район.

Стоит заметить, что куряне, столкнувшись с отсутствием разъяснений по проекту генплана и отсутствием «народной» презентации, изучают его своими силами: например, в паблике «Реновация соловьиного края» появился авторский разбор проекта по разным сферам.

Ян Ежов

  • #Генплан
  • #СНТ

Курск

Основная статья: История Курска

Курск впервые упоминается в Житии Феодосия Печерского (не ранее 1032, когда Днепровское левобережье перешло во владение Ярослава Мудрого). В указанной летописи Курск описывается как крупный город с развитой торговлей и значительным количеством жителей; входил в Черниговское, затем в Переяславское и Новгород-Северское княжества. Первое упоминание в Лаврентьевской летописи — под 1095 годом. 1095 год считается также годом основания Курского удельного княжества, существовавшего В XI—XIII веках[10].

Первым курским князем был Изяслав Владимирович, сын Владимира Мономаха. Изяслав построил в Курске крепость, и с конца XI века это — один из мощнейших форпостов на границе Киевской Руси (первоначальные курские укрепления разобраны в середине XVII века). Находка 40 свинцовых пломб дрогичинского типа середины XII века[11] свидетельствует о нахождении здесь военно-административного центра[12].

В 1185 году князь Всеволод Курский, правивший также в Трубчевске, направил дружину против половцев; этот неудачный поход русских князей описан в «Слове о полку Игореве». Позже куряне участвовали в битве на Калке.

В 1238 году город был полностью разрушен татаро-монголами, после чего Курским княжеством фактически управлял ханский баскак, откупавший у хана Золотой Орды дани княжества. В 1285 году Курск был снова разорён до основания ордой Ногая в ответ на выступление рыльского и воргольского князя Олега вместе с липецким князем Святославом против татарского баскака Ахмета в 1283 году.

Курск в составе Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и иных

С 1362 года (когда городом овладел литовский князь Ольгерд) по конец XV века Курск входил в состав Великого княжества Литовского, Русского, Жамойтского и иных. Как «Куреск на Тускоре

» он упоминается в летописном «Списке русских городов дальних и ближних» среди киевских городов [13] (с 1362 года[14] Киев и относящиеся к нему территории входили в состав Великого княжества Литовского). Как литовский город Курск упоминается в договоре с Тевтонским орденом 1402 года.

В конце XVI и в XVII веке Курск — важный оборонительный пункт Русского государства (вошёл в его состав в 1508 году) на границах с Речью Посполитой и Диким полем. Известны упоминания о Курске в «Книге Большого Чертежа» (1517 года), в указе Ивана IV Грозного (1582; государь приказывал ссылать «кромешников, мятежников, бунтарей» «в окраинные города Севск и Курск»). В XV — начале XVI века набеги крымских татар и ногайцев привели к запустению города.

Только спустя почти столетие после присоединения Курска к Русскому государству город возник заново на новом месте (на двух холмах, по правому берегу реки Тускори, при впадении в неё реки Кура); датой повторного основания Курска считается 1586 год[15]. В 1596 году была возведена новая крепость, в гарнизоне которой в 1616 году насчитывалось свыше 1,3 тыс. человек. В начале XVII века на Курск неоднократно нападали польско-литовские отряды (в 1612, 1616, 1617, 1634 годах), крымские татары, ногайцы, но при этом курская крепость так и не была взята. Особо тяжёлыми были осада 1612 года года и осада 1634 года. В Курск были переселены жители из Орла и других южнорусских городов (в 1678 году в Курске уже насчитывалось 2,8 тыс. жителей). Город развивался благодаря выгодному географическому положению (кратчайший путь из Москвы в Крым, отходящая от Курска дорога на Киев). Был организован литейный двор, развивались квасной и соляной промыслы. Велась активная торговля (главным образом, хлебная) с малорусскими землями (в середине XVII века построен Гостиный двор).

В 1708 году Курск был приписан к Киевской губернии, в 1727 году — к Белгородской губернии, а с 1779 года это — центр (главный город) Курского наместничества (первым наместником Курска был генерал-фельдмаршал П. А. Румянцев). В 1785 году, в год образования городской Думы, в Курске насчитывалось 7 590 жителей. С 1797 года он являлся центром (губернским городом) Курской губернии (первым губернатором был С. Д. Бурнашев). В XVIII веке Курск становится крупным торговым городом и окончательно теряет пограничное значение. В нём получили развитие кожевенное, кирпичное, известковое производство, строились многочисленные каменные сооружения (торговые ряды и др.). В Курске действовала судоходная компания (управлял ею сам губернатор), — торговые суда отправлялись вниз по Сейму в сторону Киева.

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии».

Главным событием города был (и до сих пор проводится) ежегодный крестный ход из Знаменского монастыря (основан в 1612 году) в Коренную пустынь, рядом с которой возникла Коренская ярмарка, одна из крупнейших в стране (в 1878 году переведена в Курск).

После большого пожара, опустошившего Курск в 1781 году, был принят новый генеральный план города, согласно которому центральное положение должны были занять торговые ряды (которые и были возведены на центральной площади, получившей название Красной). В 1768 году появилась каменная Ильинская церковь (была известна своим хором певчих), в 1778 году построен кафедральный Сергиево-Казанский собор в стиле барокко; к 1778 году был завершён Троице-Сергиевский собор с богатым внутренним убранством.

В 1780 году в городе была открыта первая школа, в 1783 году — благородное училище. В 1808 году была организована мужская гимназия, в 1817 году — духовная семинария. Женская гимназия открылась в Курске лишь в 1870 году.

Сергиево-Казанский кафедральный собор. Почтовая карточка начала XX века

В 1797 году в Курске заработала типография. Первоначально издавалась преимущественно художественная литература. В 1792 году в городе появился театр (частный, братьев Барсовых), на сцене которого в 1805 году дебютировал Михаил Щепкин[16].

В XVIII веке Курск имел следующие исторические районы и слободы:

  • Солдатская слобода;
  • Рассыльная слобода;
  • Подьяческая слобода;
  • Городовая слобода;
  • Черкасская слобода;[17].
  • Очаковская слобода;

Имелись ещё пригородные слободы, в черту города не входившие:

  • Стрелецкая слобода,
  • Пушкарная слобода,
  • Казацкая слобода,
  • Ямская слобода[17].

В XIX веке сформировался и был застроен исторический район Цыганский бугор.

В 1808 году в состав Курска были включены Солдатская Слобода, Рассыльная Слобода, Городовая Слобода, Черкасская Слобода (все 4 на южной окраине города), Кожевенная Слобода (на левом берегу Тускари).

В начале XIX века Курск — не только торговый, но и промышленный центр. В 1846 году в городе насчитывалось 70 фабрик и заводов. В начале XIX века в городе уже имелась гостиница (содержалась полковницей Полторацкой). В память о событиях 1812 года в городе был возведён Знаменский собор (освящён в 1826 году).

Городской вокзал (Курск II) на дореволюционной открытке. Здание не сохранилось.

С конца 1868 года Курск — узловая станция железных дорог (движение по железной дороге Москва — Курск было открыто 30 сентября 1868 года, когда Александр II, возвращаясь из Крыма, специальным поездом отправился из Курска в Москву[18]). В 1878 году от станции Курск, находившейся в Ямской слободе (сейчас часть Железнодорожного округа Курска), была отведена железнодорожная ветка в центр города, где был построен городской вокзал (Курск II)[19]. В конце XIX века Курск становится важным центром пищевой промышленности (мукомольной и сахарной); в 1883 был введён в эксплуатацию свечной завод (с 1935 — химфармзавод). Быстро развивалось городское благоустройство: 1874 годом датируется появление водопровода, 1897 — трамвайного движения (организованного бельгийским Акционерным обществом Железной дороги в Курске («Tramways de KOURSK»), которое также проводила работы по освещению улиц). После выкупной реформы 1861 в городе стали открываться банки — филиал Международного коммерческого, городской общественный и др.

Церковь на Флоровской улице (ныне улица Радищева) была построена в 1779—1781 годах. Закрыта и взорвана в 1935.

По состоянию на 1900 год город Курск благодаря своему расположению имел очень живописный вид. Масса зелени, все береговые склоны реки Тускори были заняты плодовыми садами, относительно небольшое количество фабрик и заводов, выгодно отличали его среди прочих губернских городов, расположенных в южной части средней России[5].

В 1903 году принял первых посетителей курский краеведческий музей. Вскоре в Курске появились первые кинотеатры («Иллюзион», «Мираж», «Гигант» и др.), крупная библиотека с читальным залом, два общественных сада — Лазаревский и «Ливадия», в последнем действовал летний театр. В 1896 году в городе был построен католический храм в неоготическом стиле, отреставрированный и вновь переданный Церкви в конце XX века. Всего в начале XX века в городе действовали 21 православная и одна единоверческая церковь, католическая церковь, две синагоги, лютеранские церкви, мужской и женский монастыри.

«План Курска, составленный и исполненный Кулжинским». «Курский сборник, с путеводителем по городу Курску и планом города» / под ред. Н. И. Златоверховникова. — Вып. 1. — 1901.

В начале XX века при доминирующей роли пищевой промышленности (в Курске действовал пивоваренный Завод № 1, один из крупнейших в России, принадлежавший А. К. Квилицу) получили развитие и другие отрасли промышленности; так, в 1900-е годы в городе появились 4 ситопробойные мастерские (из них крупнейшей была мастерская Тихонова, продукция которой отправлялась на внешний рынок — в Германию, Австро-Венгрию и др.). Было организовано несколько машиностроительных предприятий (в 1914 их насчитывалось 7, из них одно — железнодорожное). Условия работы на курских предприятиях были тяжёлыми, нередко поднимались забастовки (например, в 1901—1903 бастовали рабочие курских сахарных заводов). Курские рабочие участвовали во всеобщей политической стачке во время революции 1905—1907 годов; проведение стачки было организовано курскими железнодорожниками.

Московская улица (ныне улица Ленина) в Курске. Начало XX века.

26 ноября (9 декабря) 1917 года в городе была установлена советская власть.

20 сентября 1919 года в город вошли войска добровольцев под командованием генерала Деникина. 19 ноября 1919 Курск взяла Красная армия.

В 1932 году в состав Курска была включена Ямская Слобода, в 1935 году в неё был пущен трамвай. В 1936 году территория города Курска была разделена на Ленинский район (левый берег Кура), Дзержинский район (правый берег Кура) и Кировский район (Ямская слобода). В 1937 году был создан Сталинский район (южная окраина города). В 1939 году Казацкая Слобода, Пушкарная Слобода, Стрелецкая Слобода и окраина Села Рышково (железнодорожная станция и строительная площадка) вошли в состав Курска, при этом Казацкая Слобода в Дзержинский Район, Пушкарная Слобода в Ленинский Район, Стрелецкая Слобода в Кировский Район.

Великая Отечественная война

Схематический план города Курска 1941 года, составленный для нужд германской армии
В начале Великой Отечественной войны Курск обороняла не только Красная армия, но и народное ополчение. 29 августа 1941 года Курск подвергся первой бомбёжке немецкой авиацией. В Курске были сформированы 4 полка народного ополчения и несколько истребительных батальонов, которые приняли участие в оборонительных боях.[20] В начале ноября немецкие войска подступили к городу, 1 — 2 ноября шли оборонительные бои за город.; в ночь на 3 ноября Курск был сдан врагу (по другим данным 4 ноября[21]). Город сильно пострадал во время боёв при освобождении от немецкой оккупации, продолжавшейся до 8 февраля 1943, когда город освободила 60-я армия под командованием генерала И. Д. Черняховского; во время оккупации около трёх тысяч жителей города было расстреляно, почти десять тысяч — угнано в Германию, свыше 10 тысяч жителей Курска умерло от голода и эпидемий. Общий материальный ущерб от разрушений во время оккупации и боёв за город составил более 742 миллионов рублей[22].

Освобождён частями Воронежского фронта в ходе Харьковской наступательной операции, проводившейся 2 февраля — 3 марта 1943 года[21].

8 февраля

освобождён г. Курск войсками 121-й сд (полковник Бушин, Михаил Алексеевич), 132-й сд (полковник Шкрылев, Тимофей Калинович), 280-й сд (полковник Голосов, Дмитрий Николаевич), 322-й сд (подполковник Перекальский, Степан Николаевич), 248-й курсантской стрелковой бригады (полковник Гусев, Иван Андреевич); 79-й тбр (подполковник Высоцкий, Фёдор Прокофьевич) 60-й армии Воронежского фронта. Последние бои в Курске закончились 9 февраля.

Так же памятна Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, она же Битва на Курской дуге, в ходе которой Красная армия остановила фашистское наступление, подготовленное ими под названием операция «Цитадель» (нем. unternehmen Zitadelle), и, сама перейдя в наступление, «распрямила „Курскую дугу“», освободив земли на её флангах (в том числе города Орёл и Белгород). Курская битва по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Курская битва продолжалась сорок девять дней — с 5 июля по 23 августа 1943 года.

За время войны 245 курян стали Героями Советского Союза, 85 — полными кавалерами ордена Славы ВОВ.

Послевоенный период

Восстановление предприятий города началось уже в феврале 1943; тогда же возродилась и культурная жизнь города — 19 февраля открылся кинотеатр, 27 февраля — драматический театр. 6 октября 1949 года в состав города вошла территория , а уже в 1953 сюда был пущен трамвай. К 1950 городское хозяйство было полностью восстановлено. 24 февраля 1955 года в состав Курска были включены деревни 1-е Ламоново и 2-е Ламоново, входившие ранее в Рышковский сельсовет Стрелецкого района (ныне Курский район), деревни Дворецкая Поляна и 2-е Цветово, входившие ранее в Ново-Поселёновский сельсовет Стрелецкого района. 17 августа 1956 года Сталинский район переименован в Промышленный район, а Дзержинский район упразднён, его территория была разделена между Промышленным и Ленинским районами. 12 июня 1972 года в состав Курска были включены деревни Поповка и Мурыновка, входившие ранее в Сапоговский сельсовет Стрелецкого района, сёла 1-е Нижнее Гуторово и 2-е Нижнее Гуторово, входившие ранее в Ворошневский сельсовет Ленинского района, деревни 3-е Цветово и 4-е Цветово, входившие раннее в Ново-Поселёновский сельсовет Стрелецкого района, западная часть села Рышково Рышковского сельсовета Стрелецкого района.

Ещё в 1930-х в городе появилось несколько крупных образовательных учреждений: в 1934 — педагогический институт (ныне Курский государственный университет), в 1935 — медицинский (ныне Курский государственный медицинский университет). Развитие системы образовательных учреждений продолжилось и в послевоенные годы: в 1956 начал работу сельскохозяйственный институт (ныне Курская государственная сельскохозяйственная академия), в 1964 — политехнический (ныне Юго-Западный государственный университет[23]).

Курские радиолюбители с 1935 года могли принимать телевизионные передачи из Москвы. В 1960 году был образован Комитет по радиовещанию и телевидению при Курском облисполкоме. Первая передача местного телевидения вышла в эфир 14 января 1961 года[24].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1980 года город Курск за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, награждён орденом Отечественной войны I степени[21].

До 2010 года Курск имел статус исторического поселения, однако Приказом Министерства Культуры РФ от 29 июля 2010 года № 418/339 город был этого статуса лишён[25].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]