Как много прекрасных мест на Липецкой земле! Здесь было много великих людей, каждый из которых оставил здесь свою историю. Эта история проявляется не только в преданиях и летописях, но и в архитектуре. Много исторических архитектурных памятников дошло до наших дней. Эта статья расскажет вам о знаменитых людях и архитектурных памятниках Липецкой земли.
- Баловнево
- Вознесенский собор г.Ельца
- Древне-Успенская церковь
- Дом Губина
- Знаменское
- Пальна-Михайловка
- Полибино
- Усадьба Шереметевых в селе Борки
- Христорождественский собор
Баловнево
Село Баловнево находится в семи верстах к юго-западу от города Данкова, бывшего в Рязанской губернии (ныне Липецкой области). Название села впервые встречается в писцовых книгах 1626 г. Названо по имени владельца данковского и атамана Баловнева.
Существующий в настоящий момент усадебный комплекс сложился в последней четверти XVII — начале XIX века. Строительство его начато Матвеем Васильевичем Муромским, генералом-поручиком, первым тульским губернатором. Затем усадьбой последовательно владели Муромцевы: Матвей Матвеевич, Леонид Матвеевич, Николай Леонидович, а с 1900 г. — известный живописец Е.Е. Волков-Муромцев, наследник по материнской линии.
Приступив к строительству усадьбы, М.В. Муромцев пригласил для ее создания лучших специалистов. Не случайно многие считают автором проекта усадебного дома В.В. Растрелли, а проект храма относят к творчеству В.И. Баженова. Усадьба Муромцевых напоминала одну из летних царских резиденций. Говорили, что все это было построено для приема Екатерины, личным секретарем и фаворитом которой был М.В. Муромцев.
В настоящее время из сохранившихся построек в селе Баловнево особое внимание привлекает Владимирская церковь, расположенная неподалеку от дворца. Церковь построена в классическом стиле, но имеет необычную объемно-пространственную композицию и некоторые детали декоративного убранства. Особенность храма — отсутствие апсиды, а трапезная, равная по ширине храмовой части, с высокой, до уровня третьего яруса храма кровлей, что придает церкви сходство с постройками Западной Европы. Сходство усиливает наличие двух колоколен.
После революции имение было разграблено. В 1918 г. сгорел дворец, а затем его разобрали на кирпич. В 1920 г. были разрушены хозяйственные постройки. В 1930-х г. снято железо с кровли Владимирской церкви и поломана церковная ограда. В храме устроили зерносклад. В склепе Муромцевых был ледник.
В последние годы усадебный комплекс, являющийся памятником федерального значения, медленно гибнет. Заброшены и разрушаются флигели дворца, вырубаются сад и парки.
Список литературы
Баловнево / / Липецкая Энциклопедия : в 3 т. / ред.-сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. — Липецк, 1999. — Т. 1. — С. 78. Владимирская церковь / / Путешествие по Липецкой области / сост. В.Ф. Полянский, Н.В. Марков, А.Ф. Мартынов. — Воронеж, 1971. — С. 140 — 143. Клоков, А.Ю. Баловнево. Усадьба Муромцевых / А.Ю. Клоков / / Русские провинциальные усадьбы / сост. Р.В. Андреева, А.Ф. Попова. — Воронеж, 2001. — С. 324 — 332. Константинов, В. Храм возрождается : [возрождение храма в с. Баловнево] / В. Константинов / / Заветы Ильича. — 2004. — 23 сент. — С. . Мерлев, А. Как умирал храм божий : [бедственное положение Владимирской церкви в Баловнево] / А. Мерлев, А. Косякин / / Липецкая газета. — 2002. — 27 февр. — С. 2 — 3. Овчарова, Т. Две жемчужины Баженова : [церковь Знамения в Вешаловке и Владимирская в Баловнево] / Т. Овчарова / / Металлург. — 2001.—13 июля. — С. 30. Рудаков, Л.Е. По следам легенд / Л.Е. Рудаков. — Воронеж, 1980. — С. 112 — 114. Старинные усадьбы (Баловнево, Полибино) / / Путеводитель по Липецкому краю / сост. З. И. Есипова, Г. В. Тарасова.— Липецк, 2003. — С. 48. Тамбовская, А. Деревья умирают стоя… : [бедственное положение парков Полибино, Троекурово, Трубетчино, Баловнево] / А. Тамбовская / / Липецкая газета.— 2003. — 15 окт. — С. 4.
Вознесенский собор г.Ельца
Вознесенский собор, памятник архитектурного зодчества. Расположен в г.Ельце Липецкой области. Размещается на Красной площади — центральной части г.Ельца. Строился с 1845 по 1889 г. Автор проекта — К.А. Тон. Высота Вознесенского собора вместе с крестом — 74 м, длина — 84 м, ширина 34 м. Строился 44 года, но так и остался неоконченным. Колокольня, запроектированная на 10 метров выше основания купола, осталась недостроена.
Вознесенский собор состоит из кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковидную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах; из трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть Вознесенского собора имеет три полукруглые апсиды. Храм — четырехстолпный, одноэтажный. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, килевидные кокошники, колонны-дудочки, наличники в виде ромашек. В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма.
Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А.В. Каминского. В целом Елецкий Вознесенский собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К.В. Лебедева и А.И. Корзухина.
Около 150 художественных произведений насчитывает ныне убранство трапезной. Несомненно, разные по своим художественным достоинствам, по манере исполнения, стенные росписи и иконы собора являются уникальным историческим и художественным достоянием Ельца.
Список литературы
Вознесенский собор / / Елец / под ред. В.П. Горлова. — Воронеж, 1978. — С. 143 — 144. Вознесенский собор / / Липецкая Энциклопедия : в 3 т. / ред.—сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. — Липецк, 1999. — Т.1. — С. 212—213. Вознесенский собор / / Путеводитель по Липецкому краю / сост. З.И. Есипова, Г.В. Тарасова. — Липецк, 2003. — С. 82. Горлов, В. Внутреннее убранство : [убранство Вознесенского собора] / В. Горлов / / Красное знамя. — 1991. — 17 июля. Гришаев, А. Великокняжеский символ древнего города : [Вознесенский собор] / А. Гришаев / / Золотой ключик. — 1998. — N 14. — С. 5. Тягунов, В. Неосуществленный замысел зодчего : [Вознесенский собор] / В. Тягунов / / Ленинское знамя. — 1991. — 20 февр. Федорова, О. Возрождение : [ О Вознесенском соборе в городе Ельце ] / О. Федорова / / Липецкие известия. — 1998. — 28 авг. — С. 12.
Древне-Успенская церковь
Древне-Успенская церковь — памятник архитектуры республиканского значения конца XVII века — самая древняя постройка на территории города. Расположена на ул. Салтыкова-Щедрина — бывшей слободе «Монастырка», получившей название по монастырю «Паройская пустынь», основанному в начале XVII века.
Храм безколокольный — восьмерик на двусветном четверике с полукруглой апсидой и приделом Святого Николая Чудотворца. Строился в несколько этапов, что прослеживается по кладке. Год постройки неизвестен. Северо-западный придел Святого Николая Чудотворца освящен рязанским митрополитом Стефаном (Яворским) в 1701 г.
Особенности храма: алтарь ориентирован на северо-восток, имеется подземный ход. К северу от храма на склоне стояла деревянная колокольня (сохранились фундаменты),построенная в 1885 г. С северной и западной сторон располагался некрополь. С юго-восточной стороны в 1878 г. по проекту А. Андреева была построена деревянная часовня над источником, где чудесно явилась икона Божьей Матери «Живоносный источник». По преданию, на этом источнике бывал Петр I. С юго-западной стороны от храма стоял двухэтажный причтовый дом постройки второй половины XIX века.Монастырь «Паройская пустынь» упразднен в 1764 г. Сохранившаяся Успенская церковь была без прихода.
Церковь закрыта в 1938 «по требованию санинспекции»,после чего была сильно разрушена, полностью утратила иконостас, роспись и детали интерьера. Реставрация храма, начавшаяся в 1970-е , закончена после передачи его областному музею в 1991 г. До 1996г. в помещении церкви размещалась экспозиция, посвященная истории металлургического производства и металлообработки в крае.
Список литературы
Гришаев, А. Подземная тайна города : [подземные ходы Древне-Успенской церкви] / А. Гришаев / / Золотой ключик. — 1994. — N 12. — С. 7. Древне-Успенская церковь Липецка / / Липецкая Энциклопедия : в 3 т. / ред.-сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шашов. — Липецк, 1999. — Т. 1. — С. 358. Древне-Успенская церковь в Липецке / / Рудаков Л.Е. По следам легенд / Л.Е. Рудаков. — Воронеж, 1980. — С.99 — 104. Икона из воды попала в храм : [история Древне-Успенской церкви] / / Де-факто. — 1998.—17 — 22 апр.—С. 1. Медведев, В.А. Дорога к храму : [Древне-Успенская церковь] / В.А. Медведев / / Липецкая газета. — 2002.—21 февр.—С. 6. Памятник архитектуры — Древне-Успенская церковь / / Колтаков В.М. Памятные места Липецка / В.М. Колтаков. — Воронеж, 1976.—С. 5 — 7. Памятник архитектуры — Древне-Успенская церковь / / Путешествие по Липецкой области / сост. В.Ф. Полянский, Н.В. Марков, А.Ф. Мартынов. — Воронеж, 1971.—С. 28 — 29. Тягунов, В. Еще несколько материалов о Древне-Успенской церкви в г. Липецке / В. Тягунов / / Русь Святая. — 1994.—29 сент. Тягунов, В. Никольскому приделу Древне-Успенской церкви — 300 лет / В. Тягунов / / Де-факто.—2001.—18 — 20 дек.—С. 2. Шурыгина, Т. Древне-Успенская церковь / Т. Шурыгина / / Золотой ключик. — 1999.—N 3. — С. 5.
Дом Губина
На улице Ленина в Липецке есть одно старинное здание с колоннами, известное как дом генерала Губина. История сооружения его уходит в далекое прошлое: конца XIII — начала XIX веков. Исторические документы поведали о том, что еще предки А.С. Пушкина по материнской линии начали строительство этого здания. Здесь была их городская усадьба, а летняя «дача» находилась в селе Кореневщино. В начале XIX века Пушкины окончательно перебралис в Москву, затем в Петербург. А липецкую усадьбу приобрела вдова вдова уездного стряпчего Гришина. Вдова, в свою очередь, перепродала разобранный дом штабс-лекарю липецкого курорта Ф.И. Туровскому, который выстроил лучший по тогдашним временам в Липецке дом и окружил его большим парком с прудами. Туровские владели этим домом до 1890—х годов. По документам за 1896г., усадьба находилась в собственности А.М. Губина.
В 1917г. дом генерала Губина был конфискован и перешел в ведение Совета местных народных судей, а в 1918г. туда переехал военный комиссариат. В 30-х годах генерал Губин проживал в Ельце. Его дочь Евгения Александровна Глинка рассказывала елецким краеведам, что на Липецком курорте в один из модных летних сезонов побывал А.С. Пушкин. Танцевал он в их доме, на балах, которые давали Туровские. Федор Иванович был некоторое время директором Липецких минеральных вод. Пушкин А.С. приезжал сюда еще до своей женитьбы для встречи с некоей артисткой Качановой. В это же время он ездил и в село Капитанщино Бутырской волости к Н. Замятину, его выходили встречать все жители села, некогда принадлежавшего прадеду поэта Алексею Федоровичу Пушкину. Насколько правдоподобно это сообщение — судить трудно. Евгения Александровна Глинка давно умерла.
В 1974г. постановлением Совета министров РСФСР здание было взято под охрану государства как памятник истории и культуры федерального значения. В 2001г. в этом здании было решено разместить картинную галерею. В здании идут реставрационные работы.
Список литературы
Дом Губина / / Путешествие по Липецкой области / сост. В.Ф. Полянский, Н.В. Марков, А.Ф. Мартынов. — Воронеж, 1971.—С. 40 — 41. Клоков, А.В ожидании фуршета: [Дом Губина; реставрация здания] / А. Клоков / / Липецкиеизвестия. — 2005. — 9 марта. — С. 5. Кукрак, С. Легенды и были старого дома : [Дом Губина и знаменитости] / С. Кукрак / / Липецкаягазета. — 1997. — 6 июля. — С. 5. Памятник — картинной галерее: [Дом Губина] / / Де-факто. — 2001.—20 — 22 февр. — С. 2. Смирнов, Н. Еще раз о доме Губина : [реставрация] / Н. Смирнов / / Липецкая газета. — 2005. — 16 апр. — С. 6.
Знаменское
Усадьба Знаменское располагается на территории Липецкого района Липецкой области в селе Вешаловке (бывшее село Знаменское Липецкого уезда Тамбовской губернии, после 1917 г. вошло в состав села Вешаловка).
История села Знаменское прослеживается документально со второй половины XVII века и принадлежит древнему роду Татищевых. Род Татищевых ведет свое начало от смоленских князей Соломерских. В 1804 г. Татищевы продают имение Знаменское капитану артиллерии Ивану Иосифовичу Кожину. После смерти И.Ф. Кожина Знаменское достается Михаилу Ивановичу Кожину. После смерти М.И. Кожина хозяином имения станет его старший сын Александр Михайлович Кожин. После смерти А.И. Кожина (43 от роду) имение наследует его жена Маргарита Семеновна ( владела им до 1917 г.).
Место усадьбы в селе Знаменском было выбрано на высокой северной стороне оврага. В левой ее части высилась церковь во имя Знамения иконы Божией Матери, правее, в 300 метрах, стоял усадебный дом. Началом застройки усадьбы считается 1768 г., когда была заложена церковь. Построена она в 1784 г. Окончательной датой постройки считают 1794 г.
Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов. Архитектура церкви необычна для средней полосы России: она построена в псевдоготическом стиле и напоминает больше храм Западной Европы.
Построена была усадьба на землях с близким залеганием грунтовых вод, поэтому вокруг построек были проложены дренажные каналы. С юга располагался каскад прудов. В 300-х метрах к востоку от усадебного дома, за прудом, был заложен большой плодовый сад. Хозяйственные постройки и службы находились за плодовым садом. В 1918 г. сгорел усадебный дом. Липецкая уездная власть распродала усадьбу на слом.
Усадьба Знаменское прекратила свое существование в 20-е годах прошлого века. До наших дней дошла только ее часть: церковь Знамения, часовня с родовой усыпальницей Кожиных (последние владельцы усадьбы), угловая башня большого дворца, запущенный плодовый сад, остатки парка, размытые плотины прудов.
Знаменское является памятником архитектуры XVII — XIX веков федерального значения, но «охраняется» пока лишь на бумаге.
Список литературы
Вешаловка / Липецкая Энциклопедия : в 3 т./ ред.-сост.Б.М. Шальнев, В.В. Шахов.—Липецк, 1999.—Т. 1. — С. 197—198. Памятник архитектуры в селе Вешаловка / / Путеводитель по Липецкому краю / сост. З.И. Есипова, Г. В.Тарасова. — Липецк, 2003. С. 25 — 26 Рудаков, Л.Е. По следам легенд / Л.Е. Рудаков.—Воронеж, 1980. — С. 111 — 112. Селезнев, Н.П. Знаменское / Н.П. Селезнев / / Русские провинциальные усадьбы / сост. Р.В. Андреева, Л.Ф. Попова.—Воронеж, 2001.—С. 310 — 315. Усадьба “Знаменское” / Липецкая Энциклопедия : в 3 т. / ред.-сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. — Липецк, 2001. — Т. 3. — С. 394. Шедевр в Вешаловке / / Путешествие по Липецкой области / сост. В.Ф. Полянский, Н.В. Марков, А.Ф. Мартынов.—Воронеж, 1971. — С. 138 — 140.
Пальна-Михайловка
Одним из «редких оазисов культуры» является село Пальна-Михайловка, расположенное в 15 км севернее города Ельца. Близ этого села, на реке Пальне находится старая помещичья усадьба, которая еще с конца XVIII столетия принадлежала известному масону М.В. Перваго. М.В. Перваго очень любил декоративное искусство и сам распланировал большой парк и сад на 26 десятинах в Пальновской усадьбе. В стиле русского ампира был построен дом. Его проект составил знаменитый архитектор А.Л. Витберг. Пальновский дом Витберга вошел в историю отечественной архитектуры как показательный памятник деревянного классицизма первой трети XIX века. Дворец дважды горел, перестраивался, но все же сохранил обаяние своеобразного, неоклассического стиля благодаря тому, что в Пальну был приглашен популярный мастер декоративной живописи Д.Б. Скотти. Росписи Скотти гризайлью (в один — два тона) отличались скульптурной четкостью и создавали иллюзию барельефа. В настоящее время росписи не сохранились, так как дом дважды горел. В этой же усадьбе находится и другая интересная постройка. Это небольшая церковь-мавзолей, построенная по плану знаменитого московского зодчего Д.И. Джилярди (1788—1845г.г.). Это круглое глухое здание с куполом на барабане, украшенное одним портиком с западной стороны. Строгой простотой, тяжеловесной монументальностью оно напоминает римский Пантеон.
Впоследствии напротив старого дворца на противоположном берегу реки был возведен другой двухэтажный дворец в готическом стиле. Он сильно пострадал в войну (1941—1945 г.г.), но еще не утратил своего оригинального вида. Готический стиль этой усадьбы подчеркивают пирамидальные дубы.
Как яркий провинциальный очаг российской культурной жизни Пальна-Михайловка стала известна в середине XIX века, когда усадьбой владели Михаил Александрович (1820—1858г.г.) и Александр Александрович (1830—1913) Стаховичи. Самой яркой личностью здесь был, конечно же, Михаил Александрович Стахович — поэт, писатель — драматург, фольклорист, музыкант-теоретик, краевед. Часто в гостях у хозяев усадьбы бывали выдающиеся писатели, поэты, художники, актеры.
Список литературы
Елецких, А. Род Стаховичей и Тербунский край / А. Елецких / / Маяк. — 2003. — 23 сент. — С. 2. Краснова, С. Дворянское гнездо Пальна-Михайловка / С. Краснова / / Земля Липецкая : историческое наследие : культура и искусство / гл. ред. А.М. Тарунов. — СПб, 2003. — С. 160—165. Краснова, С. Пальна-Михайловка — редкий оазис культуры / С. Краснова / / Русские провинциальные усадьбы XVIII —начала XX века. — Воронеж, 2001. — С. 242-258. Пальна-Михайловка и Стаховичи / / Путешествие по Липецкой области / сост. В.Ф. Полянский, Н.В. Марков, А.Ф. Мартынов. — Воронеж, 1971. — С. 145—158. Становлянский район. Усадьба в Пальна-Михайловке / / Путеводитель по Липецкому краю : в 2 ч. / сост. З.И. Есипова. — Липецк, 2004. — Ч. 2. — С. 102—104. Старинный парк не должен запустеть: [старинный парк усадьбы Стаховичей] / / Звезда. — 2003. — 16 дек. — С. 3. Усадьба Стаховичей в селе Пальна-Михайловка / / Путеводитель по Липецкому краю / сост. З.И. Есипова, Г.В. Тарасова. — Липецк, 2003. — С. 87—89.
Полибино
Усадебный комплекс в селе Полибино (Сторожевое) Данковского района Липецкой области, бывшего Данковского уезда Рязанской губернии. Село расположено на правом берегу реки Дон, напротив старого Данковского городища. Впервые упоминается в переписных книгах Данковского уезда 1676 г., название по имени владельца, стольника Б.Ф. Полибина. Позже усадьба переходит к семье Нечаевых.
Дворянский род Нечаевых происходит от Федора Нечаева, боярина великого князя Симеона Гордого (1300г.). С именем трех представителей этого дворянского рода непосредственно связана история усадьбы: Дмитрий Степанович Нечаев, его сын Степан Дмитриевич Нечаев и сын С.Д. Нечаева Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Новые владельцы села, Нечаевы, отстраивают здесь усадебный комплекс с дворцом «растреллиевской архитектуры» и обширным парком. В усадьбе находился первый музей истории Куликовской битвы, где были собраны находки с Куликова поля. Эту достопримечательность усадьбы отметил П.П. Семенов-Тян-Шанский.
Достопримечательность усадьбы — водонапорная башня сетчатой конструкции высотой 45 метров, с резервуаром емкостью 9.500 ведер, выполненная по проекту выдающегося инженера В.Г. Шухова. Куплена Ю.С. Нечаевым-Мальцевым на Нижегородской промышленной выставке в 1896 г. Это первое в истории технической мысли сооружение сетчатой конструкции.
Постепенно на протяжении XVIII—XIX веков в Полибино создается редкий по красоте и исторической значимости усадебный комплекс. В состав комплекса, полностью сформировавшегося к концу XIX века, входили: дворец, английский парк, огромный сад и каскад прудов, хозяйственные постройки, в том числе манеж и конюшня, водонапорная башня и насосная станция, прачечная с сушилкой и другие постройки. Все это создавалось тремя поколениями владельцев (Нечаевых).
2 ноября 1971 г. усадьба объявлена памятником республиканского значения. В этом же году усадьба Полибино объявлена памятником федерального значения и, несмотря на разрушения и утраты, включена в экскурсионный маршрут.
На сегодняшний день в аварийном состоянии находится дворец и водонапорная башня Шухова. Манеж полностью разобран на кирпич, разрушена конюшня. Садово-парковые постройки сегодня находятся в бесхозном состоянии или разрушены. Садово-парковый комплекс, являющийся памятником природы, медленно погибает: парк застраивается, большая часть сада раскорчевана еще в 1976 г.
Охрана дворца на общественных началах ведется краеведом Иваном Кузьмичем Лактионовым.
Список литературы
Клоков, А. Полибино / А. Клоков / / Липецкая Энциклопедия : в 3 т. / ред.—сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. — Липецк, 2001. — Т. 3. — С. 80. Клоков, А. Полибино. Усадьба Нечаевых / А. Клоков / / Русские провинциальные усадьбы / сост. Р.В. Андреева, Л.Ф. Попова. — Воронеж, 2001. — С. 274—282. Мелихова, Г. Загадки Полибино / Г. Мелихова / / Заветы Ильича. — 2001. — 23 янв., 30 янв., 6 февр., 13 февр. Рудаков, Л.Е. По следам легенд / Л.Е. Рудаков. — Воронеж, 1980. — С. 114—115. Старинные усадьбы (Баловнево, Полибино) / / Путеводитель по Липецкому краю / сост. З.И. Есипова,Г. В. Тарасова. — Липецк, 2003. — С. 49. Тамбовская, А. Деревья умирают стоя… : [бедственное положение парков Полибино, Троекурово, Трубетчино, Баловнево] / А. Тамбовская / / Липецкая газета. — 2003. — 15 окт. — С. 4.
Усадьба Шереметевых в селе Борки
Усадебный комплекс в селе Борки — это памятник архитектуры последней четверти XIX века, построенный в романовском стиле.
Сохранился дворец, возведенный из бутового камня и серого мореного песчаника, использованного для изготовления элементов дворца, наиболее подверженных атмосферному воздействию. Сохранились выполненные в таком же стиле хозяйственные постройки. Южный фасад дворца, центром объемно—пространственной композиции которого являлся двухэтажный корпус с круглой башней, обращен к склону глубокого оврага, занятого плодовым садом. Парк спланирован в английском стиле, украшен экспозициями из крупных ледниковых валунов серого песчаника. Парк выходит на крутой берег реки Олым.
Усадьба являлась центром имения Шереметевых с развитым полеводством, конным заводом. На территории имения с 1893 г. располагался земский лесопитомник, где выращивали саженцы различных пород.
Интерьеры дворца погибли в 1941 г. в результате пожара. Позднее заложена арка дворца, видоизменены кровля и часть оконных проемов. Тогда же вырублен самовосстановившийся парк. В настоящее время хорошо прослеживается его центральная аллея. Долгое время в усадебном доме размещалась борковская средняя школа.
Список литературы
Елецких, А. Гибель замка : [история замка в с. Борки] / А. Елецких / / Маяк. — 2003. — 1 апр, 5 апр. Елецких, А. У Шереметевского замка / А. Елецких / / Труд —7. — 2001. — 19 июля. — С. 20. Замок в Борках / / Земля Липецкая : историческое наследие : культура и искусство / гл. ред. А.М. Тарунов. — М, 2003. — С.183. Усадьба Шереметевых в селе Борки / / Путеводитель по Липецкому краю. — Липецк, 2003. — С. 71—72.
Христорождественский собор
Этот памятник архитектуры в целом формировался с 1791 по 1842 г. В соответствии с традиционной схемой собор имеет три составные части: собственно церковь, трапезную и колокольню. Колокольня построена в 1825 — 1835 годах. Трапезная — после 1839 г. И освящена в 1842 г. Престолов пять.
В высокоторжественные дни в соборе собиралось до 2500 человек. Собор имел необыкновенно богатое внутреннее убранство. Внутри собор напоминал картинную галерею. На стенах было около 30 картин кисти известных художников итальянской школы. До 1917 г. в соборе имелись: водопровод, паровое отопление с паровым насосом, электрическое освещение с 800 лампочками. Церковь была обнесена железной, на кирпичном фундаменте, оградой с двумя воротами и тремя калитками.
После 1917г. собор подвергся разграблению и 26 июня 1931 г. был закрыт. До 50-х годов собор использовали как склад, но было решено обветшавшее здание передать краеведческому музею. С 1957 г. началась его реставрация, и долгие годы в соборе размещался краеведческий музей. В 1991 г. по требованию жителей Липецка собор был передан верующим. 8 января 2001 г. в Христорождественский собор были перенесены мощи 82 святых подвижников Киево-Печерских.
Список литературы
Александрова, Д.В. Центре города — в центре истории : [Соборная площадь. Христорождественский собор] / Д. Александрова / / Молодежный вестник.—2005. — 22 апр. — С. 12. Колесниченко, Г. Новое соло для часов с боем : [на Христорождественском соборе снова заработают главные городские часы] / Г. Колесниченко / / Липецкая газета. — 2004. — N 47.—С. 3. Медведев, В.А. Дорога к храму : [Христорождественский собор] / В.А. Медведев / / Липецкая газета. — 2002. — 21февр. — С. 6. Памятник архитектуры — Собор — Рудаков Л.Е. По следам легенд / Л.Е. Рудаков.—Воронеж, 1980.—С. 130 — 135. Памятник архитектуры Собор на площади Ленина / / Путешествие по Липецкой области / сост. В.Ф. Полянский, Н.В. Марков, А.Ф. Мартынов.—Воронеж, 1971.—С. 41 — 44. Сайко, С. Послужит и правнукам : [из истории Христорождественского собора] / С. Сайко / / Липецкие известия.—1997.—19 дек.—С. 15. Соборы. Христорождественский собор / / Липецкий Энциклопедический Соварь / сост. В.В. Шахов. — Липецк, 1994.—С. 402.
На фото вступительной части материала — Липецкое епархиальное управление на ул.Ленина, 34
Баловнево
Село Баловнево находится в семи верстах к юго-западу от города Данкова, бывшего в Рязанской губернии (ныне Липецкой области). Название села впервые встречается в писцовых книгах 1626 г. Названо по имени владельца данковского и атамана Баловнева.
Существующий в настоящий момент усадебный комплекс сложился в последней четверти XVII — начале XIX века. Строительство его начато Матвеем Васильевичем Муромским, генералом-поручиком, первым тульским губернатором. Затем усадьбой последовательно владели Муромцевы: Матвей Матвеевич, Леонид Матвеевич, Николай Леонидович, а с 1900 г. — известный живописец Е.Е. Волков-Муромцев, наследник по материнской линии.
Приступив к строительству усадьбы, М.В. Муромцев пригласил для ее создания лучших специалистов. Не случайно многие считают автором проекта усадебного дома В.В. Растрелли, а проект храма относят к творчеству В.И. Баженова. Усадьба Муромцевых напоминала одну из летних царских резиденций. Говорили, что все это было построено для приема Екатерины, личным секретарем и фаворитом которой был М.В. Муромцев.
В настоящее время из сохранившихся построек в селе Баловнево особое внимание привлекает Владимирская церковь, расположенная неподалеку от дворца. Церковь построена в классическом стиле, но имеет необычную объемно-пространственную композицию и некоторые детали декоративного убранства. Особенность храма — отсутствие апсиды, а трапезная, равная по ширине храмовой части, с высокой, до уровня третьего яруса храма кровлей, что придает церкви сходство с постройками Западной Европы. Сходство усиливает наличие двух колоколен.
После революции имение было разграблено. В 1918 г. сгорел дворец, а затем его разобрали на кирпич. В 1920 г. были разрушены хозяйственные постройки. В 1930-х г. снято железо с кровли Владимирской церкви и поломана церковная ограда. В храме устроили зерносклад. В склепе Муромцевых был ледник.
В последние годы усадебный комплекс, являющийся памятником федерального значения, медленно гибнет. Заброшены и разрушаются флигели дворца, вырубаются сад и парки.
Дом Губина
На улице Ленина в Липецке есть одно старинное здание с колоннами, известное как дом генерала Губина. История сооружения его уходит в далекое прошлое: конца XIII — начала XIX веков. Исторические документы поведали о том, что еще предки А.С. Пушкина по материнской линии начали строительство этого здания. Здесь была их городская усадьба, а летняя «дача» находилась в селе Кореневщино. В начале XIX века Пушкины окончательно перебралис в Москву, затем в Петербург. А липецкую усадьбу приобрела вдова вдова уездного стряпчего Гришина. Вдова, в свою очередь, перепродала разобранный дом штабс-лекарю липецкого курорта Ф.И. Туровскому, который выстроил лучший по тогдашним временам в Липецке дом и окружил его большим парком с прудами. Туровские владели этим домом до 1890—х годов. По документам за 1896г., усадьба находилась в собственности А.М. Губина.
В 1917г. дом генерала Губина был конфискован и перешел в ведение Совета местных народных судей, а в 1918г. туда переехал военный комиссариат. В 30-х годах генерал Губин проживал в Ельце. Его дочь Евгения Александровна Глинка рассказывала елецким краеведам, что на Липецком курорте в один из модных летних сезонов побывал А.С. Пушкин. Танцевал он в их доме, на балах, которые давали Туровские. Федор Иванович был некоторое время директором Липецких минеральных вод. Пушкин А.С. приезжал сюда еще до своей женитьбы для встречи с некоей артисткой Качановой. В это же время он ездил и в село Капитанщино Бутырской волости к Н. Замятину, его выходили встречать все жители села, некогда принадлежавшего прадеду поэта Алексею Федоровичу Пушкину. Насколько правдоподобно это сообщение — судить трудно. Евгения Александровна Глинка давно умерла.
Вознесенский собор г.Ельца
Вознесенский собор, памятник архитектурного зодчества. Расположен в г.Ельце Липецкой области. Размещается на Красной площади — центральной части г.Ельца. Строился с 1845 по 1889 г. Автор проекта — К.А. Тон. Высота Вознесенского собора вместе с крестом — 74 м, длина — 84 м, ширина 34 м. Строился 44 года, но так и остался неоконченным. Колокольня, запроектированная на 10 метров выше основания купола, осталась не достроена.
Вознесенский собор состоит из кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковидную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах; из трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть Вознесенского собора имеет три полукруглые апсиды. Храм — четырехстолпный, одноэтажный. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, килевидные кокошники, колонны-дудочки, наличники в виде ромашек. В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма.
Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А.В. Каминского. В целом Елецкий Вознесенский собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К.В. Лебедева и А.И. Корзухина.
Около 150 художественных произведений насчитывает ныне убранство трапезной. Несомненно, разные по своим художественным достоинствам, по манере исполнения, стенные росписи и иконы собора являются уникальным историческим и художественным достоянием Ельца.
Древне-Успенская церковь
Древне-Успенская церковь — памятник архитектуры республиканского значения конца XVII века — самая древняя постройка на территории города. Расположена на ул. Салтыкова-Щедрина — бывшей слободе «Монастырка», получившей название по монастырю «Паройская пустынь», основанному в начале XVII века.
Храм безколокольный — восьмерик на двусветном четверике с полукруглой апсидой и приделом Святого Николая Чудотворца. Строился в несколько этапов, что прослеживается по кладке. Год постройки неизвестен. Северо-западный придел Святого Николая Чудотворца освящен рязанским митрополитом Стефаном (Яворским) в 1701 г.
Особенности храма: алтарь ориентирован на северо-восток, имеется подземный ход. К северу от храма на склоне стояла деревянная колокольня (сохранились фундаменты), построенная в 1885 г. С северной и западной сторон располагался некрополь. С юго-восточной стороны в 1878 г. по проекту А. Андреева была построена деревянная часовня над источником, где чудесно явилась икона Божьей Матери «Живоносный источник». По преданию, на этом источнике бывал Петр I. С юго-западной стороны от храма стоял двухэтажный причтовый дом постройки второй половины XIX века.Монастырь «Паройская пустынь» упразднен в 1764 г. Сохранившаяся Успенская церковь была без прихода.
Церковь закрыта в 1938 «по требованию санинспекции»,после чего была сильно разрушена, полностью утратила иконостас, роспись и детали интерьера. Реставрация храма, начавшаяся в 1970-е , закончена после передачи его областному музею в 1991 г. До 1996г. в помещении церкви размещалась экспозиция, посвященная истории металлургического производства и металлообработки в крае.