О непростой судьбе царей и фотографов. И о городе Аксае.
Эта история началась с фотографии тогда еще не города Аксая, а Аксайской станицы, сделанной с левого берега Дона в 1869 г.
Мы на Меотиде затеяли расследование на тему: где были ветряные мельницы, видимые на снимке. Одна из этих мельниц хорошо видна левее колокольни Троицкой церкви. Напомню, что ни Успенской, ни Одигитриевской в то время еще не было. Сейчас наоборот.
Эта мельница хорошо видна на аэроснимке времен войны. Даже тени от лопастей можно рассмотреть.
Решили, что стояла эта мельница на северо-западной стороне перекрестка улиц Советской и Луначарского. На этом снимке перекресток Советской с Чичерина, а мельница была чуть выше, на следующем перекрестке.
Но уже в середине спора меня больше стал занимать вопрос не о месте расположения мельницы, а о месте, с которого был сделан снимок.
Взял уже упомянутый аэроснимок и провел на нем линию от мельницы и колокольни к вероятной точке, где стоял фотограф.
С удивлением попал на остров Межонка.
На обсуждаемом снимке на переднем плане хорошо видна небольшая протока, отделенная от основного русла Дона.
На сайте администрации города нашел это фото острова. Точно, есть в его западной части низина, которая вполне могла выглядеть на снимке как протока.
И некие строения видны примерно в той точке, где стоял фотограф в 1869 г. Хотя ,конечно, между 1869 и 1943 годами прошло много времени.
И на современном снимке в этом месте острова видны какие -то развалины. Но для того, чтобы их связать с 19-м веком, пока оснований нет. И надо помнить, что силуэт низкого песчаного острова со временем менялся радикально.
Начал изучать историю снимка. Она оказалась любопытной. Сделан он в числе многих во время путешествия наследника престола, будущего императора Александра III, на юг.
Этому путешествию посвящен целый фотоальбом. Не исключено, что первый такой в отечественной истории.
Вот августейших супругов встречают на вокзале в Новочеркасске.
Для иллюстрации подобрал самые яркие портреты молодых супругов – цесаревича и цесаревны.
История самого путешествия такова.
В 1865 году умирает старший сын императора Александра II – Николай, которого отец тщательно готовил к управлению государством. Титул цесаревича переходит к младшему сыну – Александру. А вместе с титулом Александр Александрович «наследует» невесту умершего брата, хорошенькую датскую принцессу Дагмару.
И Александр II начинает спешно учить младшего сына управлять государством.
С цесаревичем занимаются лучшие ученые, историки и государственные деятели того времени. Александр II хорошо понимал свою ответственность и старался максимально подготовить сына к тяжелому бремени короны Императора Российского.
На фото будущий Александр III и его супруга Дагмара, в православии Мария Федоровна, в окружении государственных мужей. 1869 г.
В числе форм обучения – конечно же, поездки по стране. 13 июня 1869 г. молодые люди, Александру тогда было 24 года, а Марии – 21 год, отправляются в большое путешествие на юг, чтобы поближе познакомиться с народом, которым им предстояло управлять.
Подозреваю, что папаша Александр II пинками вытолкал сына и невестку в эту поездку. Года не прошло, как у молодой четы родился сынок Коленька, который потом трагически окончит свою жизнь в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге, а второго сына, Сашеньку, невестка императора родила меньше чем за месяц до поездки!
Суров был к своим детям царь-освободитель.
На этом снимке Александр Александрович и Мария Фёдоровна с тремя из шести своих детей. Старший – будущий император Николай II, стоит слева.
Как бы там ни было, супруги – цесаревичи проследовали на поезде до Нижнего Новгорода по дороге, осыпаемы любовью и благодарностью подданных, затем спустились на пароходе по Волге, пересели опять на поезд и добрались до Калача. Там они снова пересели на пароход и доплыли до нашего благословенного края. Естественно на всех остановках купаясь в славе, почете и внимании граждан империи всех сословий.
В Таганроге они в третий раз пересядут на пароход и отправятся в Крым.
Представьте себе «комфорт» середины 19-го века, пусть и императорский. Многочисленные пересадки, встречи, балы, приемы, парады, обеды, опять пересадки, поезда, пароходы, конные экипажи и поездки верхом, и все это по кругу много раз. И хрупкая датская принцесса, едва отошедшая от родов и разлученная с ребенком.
Девушки, мечтайте о чем угодно, только не об участи принцессы.
Итак, 31 июля путешественники достигли Аксайской станицы, где пересели на поезд и отправились в Новочеркасск. А 3-го августа выехали из Новочеркасска, Аксай проехали транзитом и остановились только в Ростове.
Когда придворный фотограф успел переправиться на Межонку, найти возвышенность, а фото явно сделано с высокого места, и сделать снимок огромным фотоаппаратом с треногой?
Герой!
Имя фотографа известно, это Антонопуло Иван Антонович. На паспарту его снимков можно встретить название городов: Ростов, Таганрог, Севастополь, Феодосия, Одесса.
На одном из одесских сайтов нашел такую информацию об этом фотографе.
Иван Антонопуло приехал в Одессу из Таганрога в 1871 году. Изначально его фотографическая мастерская размещалась на углу улиц Екатерининской и Дерибасовской, в доме Греческого училища. Здесь фотограф более десяти лет делал портреты и групповые фотографии одесситов. Интересно, что на паспарту ранних снимков Антонопуло (1874 года) нет ни наград, ни придворных званий, к тому же, отсутствует адрес.
Награды и медали не заставили себя долго ждать: в середине семидесятых , удачно сняв членов семей царствующих особ Европы, Антонопуло удостоился звания Придворного фотографа Ее Величества Греческой Королевы Хелены и особых наград Великого Князя России, ставшего в 1881 году Императором Александром III.
Это ссылка на сайт
А от себя добавлю, что на одной из фотографий мастера Антонопуло я нашел титул «придворный фотограф», хотя не понятно какого двора.
Но несомненно, что старания фотографа были оценены. И так же несомненно, что кортеж семьи наследника престола не стал бы ждать фотографа , переправляющегося с помощником на лодке на остров, потом искавшего или строившего там возвышенное место, громоздившего на него свой фотоаппарат и потом ломившегося с ним по зарослям камыша, чтобы успеть переправиться обратно к ожидавшему его поезду.
Смог!
Так или иначе, этот снимок- яркая память о непростой судьбе царей и фотографов. И о прошлом города Аксая, конечно.
Здесь весь альбом фотографий той части путешествия, которая прошла по нижнему Дону.