Урок качества: «Защита прав потребителя».

Составила учитель технологии МОУ СОШ №25 станицы Платнировской МО Кореновский район Краснодарского края Зубова Ольга Владимировна.

Цель урока: познакомить с понятиями потребитель,  изготовитель, продавец,  права, товар.
Дать представление о правах потребителя.
Научить использовать их в обыденной жизни.

Оборудование урока:  брошюра  «ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ»,  карточки с заданиями по теме урока.

Ключевые слова и понятия: закон, права, товар,  товарный чек.

Ход урока.

Актуализация знаний.

В беседе по следующим вопросам выяснить, что ребята знают по теме урока.

  1. Кто может называться  потребителем?
  2. Когда человека можно назвать покупателем?
  3. Что такое товар?
  4. Часто ли вы посещаете магазин и с какой целью?
  5. Приходилось ли вам сталкиваться с проблемами при покупке товара?
  6. Знаете ли вы свои права как покупатель?

Заслушав ответы учеников, подвести итоги.

Трудно представить себе человека, который никогда бы ни сталкивался с проблемами при покупке товара. Довольно часто бывает так: к современной дорогой  бытовой иностранной технике нет инструкции на русском языке, или у новых туфлей через пару недель сломался каблук, а продавец  наотрез отказывается  признавать  товар некачественным.

Закон о защите прав потребителя  может вам помочь в подобных ситуациях.

Новое на уроке.

Для начала познакомимся с основными понятиями.

ПОТРЕБИТЕЛЬ - гражданин имеющий намерение приобрести для личных нужд товар.

ИЗГОТОВИТЕЛЬ - организация или фирма, предприниматель производящий товары для продажи потребителям.

ПРОДАВЕЦ - организация реализующая товары.

БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРА - безопасность товара для жизни и здоровья , имущества  потребителя, окружающей среды при обычных условиях его использования.

СУЩЕСТВЕННЫЙ НЕДОСТАТОК ТОВАРА - неустранимый недостаток товара.

Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. призван защищать права потребителей и вы должны знать основные его статьи и уметь ими пользоваться.

  • Потребитель имеет право на просвещение в области защиты прав потребителя.
  • На товар изготовитель обязан установить срок службы и нести ответственность за существенные неполадки.
  • На продукты питания, парфюмерно-косметические средства, медикаменты изготовитель обязан установить срок годности.
  • Продажа товара по истечению установленного срока годности запрещается.
  • Изготовитель вправе устанавливать на товар  гарантийный срок.
  • Потребитель имеет право на то , чтобы товар  был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды.
  • Потребитель вправе потребовать представление информации об изготовителе , режиме работы на русском языке
  • Изготовитель обязан довести информацию до сведения потребителя фирменное название организации, место ее нахождения и режим работы.
  • Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать: сведения об основных потребительских свойствах  товара, в отношении продуктов питания сведения о составе ( в том числе наименование используемых в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов ,полученных с применением генно- инженерно- модифицированных  организмов)
  • Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного  вреда.
  • Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать:  замены товара  аналогичной марки, модели, артикула, потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
  • Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека , удовлетворяющего факт  и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
  • Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести   проверку качества товара.
  • Потребитель вправе предъявить требования к продавцу в  отношении недостатков товара, если они обнаружены в течении гарантийного срока или срока годности.
  • Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар  у продавца, у которого этот товар  был приобретен, если  указанный товар не подошел по форме , габаритам, фасону, расцветке,  размеру. Обмен может быть произведен в течении 14 дней со дня покупки. Обмен может быть произведен, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а  также имеется товарный чек или кассовый чек.

Закрепление материала.

  1. Какая информация содержится в товарном чеке?
  2. С какой целью необходимо сохранять товарный чек?
  3. Что такое гарантийный срок?
  4. Обязан ли продавец предоставлять информацию о составе продукта, его изготовителе по требованию покупателя?
  5. На каком языке должна быть напечатана информация о товаре, инструкция по использованию?
  6. Что такое моральный ущерб и чем его можно возместить?

Давайте рассмотрим несколько проблемных ситуаций.

Ситуация  1.

Таня испекла печенье и пригласила подругу на чашку чая. Кто из них потребитель?

Варианты ответа:

  • Подружка
  • Таня
  • Они обе потребители

Ситуация 2.

Вы купили конфеты в коробке, пришли домой, открыли ее и оказалось, что они испорчены.  Ваши действия?

Варианты ответа:

  • Ничего не стану предпринимать
  • Обменяю в магазине на другую коробку
  • Отнесу в магазин и потребую вернуть деньги за покупку

Ситуация 3.

Мама купила вам  без примерки костюм. Оказалось, что он вам не подходит по размеру. Что делать, если со дня покупки прошло больше недели, но у вас сохранился товарный чек и с покупки вы не срезали  товарные ярлыки?

Варианты ответа:

  • Вернуть в магазин  и попросить  заменить на другой
  • Вернуть в магазин и потребовать деньги за покупку обратно
  • Положить на полку в шкаф

В конце нашего разговора о правах потребителя хочется еще обратить ваше внимание на  то, что в мае 2006 года губернатором нашего Краснодарского края  А.Ткачевым была принята целевая программа «Качества».  Был издан указ о присвоении товарного знака  качества кубанским товарам.

Кубанское – значит качественное.

И мы как потребители  можем быть спокойны, покупая товары со знаком «Качества». Значит они экологически чистые, изготовлены с соблюдением  правил технологии, из качественных материалов.

Губернатор Краснодарского края вместе с производителями, предпринимателями заботится о качестве продукции, а значит и о нас с вами – потребителях.


Текст урока Вы можете скачать в формате Microsoft Word.