Урок

"Права потребителей. Программа «Знак «Качество Кубани»".

Составила учитель географии, кубановедения и обществознания высшей категории МОБУ СОШ № 25 станицы Платнировской МО Кореновский район Краснодарского края Горбатюк Наталья Эдуардовна.

Цель: Познакомить учащихся с правами потребителя, ролью программы «Знак «Качество Кубани».

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование представления об основных правах потребителя в соответствии с «Законом о защите прав потребителей»;
  • Развитие умения самостоятельной работы с документами:
    • читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать;
    • для повышения потребительской культуры школьников, осознанию учащимися собственной потребительской позиции.

Воспитательные:

  • Акцентировать внимание учащихся на здоровом образе жизни (на примере лимитированного (рационального) потребления товаров и услуг)

Развивающие:

  • формировать у учащихся рациональное потребительское поведение;
  • развить интуицию, самостоятельность, гибкость мышления;
  • научить отстаивать права потребителя;
  • показать знания основ экономической теории;
  • повторить статьи Закона “О защите прав потребителей”.

Тип учебного занятия  - комбинированный урок.

Форма проведения (в соответствии с основным способом подачи нового

материала): урок - лабораторное занятие (учащиеся работают с текстом

«Закона о защите прав потребителей», выполняют учебные познавательные

задания, оформляя в тетради результат).

Методы обучения:

  • печатно-словесный метод обучения: анализ документа, выписывание понятий, вычленение  смысловых единиц;
  • проблемный метод обучения: усвоение знаний через активную мыслительную деятельность,  т.е. через решение ситуационных задач;
  • наглядный метод обучения (предметная наглядность - мультимедийная
  • презентация).

 Оборудование:

  • текст «Закона о защите прав потребителей» (отдельные статьи) - для каждой  группы;
  • раздаточный материал «Азбука потребителя» и ситуационные задачи у каждого  ученика;
  • презентация к уроку;
  • ПК, проектор, экран.

Ход урока:

I. Оргмомент.

1. Вступительное слово учителя.

Грамотность потребителя – это тема для очень серьезного разговора. Актуальность ее возрастает по мере интеграции страны во Всемирную Торговую организацию. С переходом на принятые во всем мире правила взаимоотношений между покупателем, продавцом и производителем, роль государства в этом процессе уменьшается. Сегодня каждый должен быть грамотным потребителем, должен уметь отстаивать свои права. Насколько грамотно Вы будете вести себя с продавцом, настолько цивилизованной станет наша система торговли и общественного обслуживания населения.

2. Викторина “Можешь ли ты защитить права сказочных героев?”.

Вспомните отрывок из стихотворения С.Михалкова “Как старик корову продавал”:

Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!

Вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?

Ответ: ст.4 Закона “Качество товара” гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

Ст.10 “Информация о товарах” гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Ст.12 “Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре”.

Вспомните сказку “По щучьему велению”.

Вопрос: Что вправе установить изготовитель при продаже печки Емеле?

Ответ: ст.5 “Права и обязанности изготовителя в области установления срока службы товара” гласит, что на товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы (до 10 лет).

Вспомните сказку “Курочка Ряба”: дед и баба яйцо били, били, не разбили.

Вопрос: Какие права потребителей были нарушены?

Ответ: ст. 18 “Последствия продажи товара ненадлежащего качества” гласит, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать замены товара на аналогичный или расторжения договора купли-продажи.

Вспомните сказку “Теремок”, когда дом разрушился при первом прикосновении к нему медведем. Хозяева при этом пострадали.

Вопрос: Каким правом обладает потребитель при приобретении товара?

Ответ: ст.7 “Право потребителя на безопасность товара” гласит, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.

Ст. 29 “Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы” указывает на то, что потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы, в пределах пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

III. Изучение нового материала:

Беседа: - Кто же такой потребитель?  Попробуйте сформулировать сами это определение. Кто такой исполнитель? (работа с понятиями).

Итак, потребитель - гражданин, купивший или имеющий намерение заказать, приобрести товары, услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Исполнитель - организация, независимо от ее формы  собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

С изготовителями, исполнителями, продавцами мы как потребители сталкиваемся в своей повседневной жизни. И, обладая суверенитетом, то есть независимостью в выборе товаров, услуг, мы часто сталкиваемся с давлением на нас продавцов, изготовителей. Всеми  правдами и неправдами (тщательно изучая потребности потребителя, скрывая и искажая информацию, обманывая потребителя) продавцы стараются заманить его в свои «сети».  Таков рынок!

- Сообщение учащегося о способах воздействия рынка на нас как потребителей.

Действительно,  выбирать и покупать товары, пользоваться услугами исполнителей не так просто, как кажется. Специалисты считают, что покупка должна быть осознанной и продуманной.  -_Что это значит, как вы думаете? (надо сравнить цены на аналогичный товар в разных магазинах, проверить его качество, получить полный объем информации  о нем).

- Попробуйте определить положительные и отрицательные стороны покупки товаров в следующих местах:

А) в супермаркете; Б) в магазине с традиционным обслуживанием; В) на вещевом рынке.

Учитель: -В своих размышлениях мы выяснили, что ограничивает  суверенитет потребителя.

Что же это, давайте сформулируем.

  1. Непрофессионализм потребителя;
  2. Чаще всего потребитель юридически безграмотен;
  3. Активное использование рекламы.

Таким образом, суверенитет, благополучие человека как потребителя,  зависит от его собственного грамотного поведения, от существующих на рынке обычаев, от действующих законов. В первую очередь потребителю нужно знать - что? Свои права.

В нашей стране сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей:

Гражданский кодекс РФ
Закон «О рекламе»
Закон «О сертификации»
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»
Закон Краснодарского края «О потребителях».
Краевая программа «Качество».

Но наиболее подробно этот вопрос рассматривается в «Законе о защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года.

Ребята, проведем экспресс-опрос: кто из вас не знал, что такой закон в России есть?

А кто изучал текст закона? (учащиеся поднимают руки).

Принято выделять следующие основные права потребителей (учащиеся коллективно под руководством учителя  работают с раздаточным материалом):

  1. право на выбор - суверенитет потребителя, то есть свободный выбор потребителями видов и количества товаров и услуг;
  2. право на безопасность - товар или услуга при соблюдении правил использования не должны причинять вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и окружающей среде;
  3. право на информацию:
    • потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о товаре (услуге) и изготовителе (продавце);
    • потребитель должен быть информирован о правилах использования товара или услуги;
  4. право на качество:
    • срок службы - это период времени, в течение которого изготовитель обязан обеспечить потребителю возможность использования товара; установление срока службы - это право, а  не обязанность изготовителя; если срок службы не установлен, то считается 10 лет;
    • срок годности - период времени, по истечении которого товар (услуга) считается непригодным для использования (исчисляется со дня изготовления);
    • гарантийный срок - это время, в течение которого изготовитель (или продавец) отвечает за недостатки товара (исчисляется со дня продажи или установки); если гарантийный срок не установлен, то считается 2 года;
    • товар ненадлежащего качества - несоответствие товара требованиям, наличие недостатков;
    • товар надлежащего качества - товар соответствует требованиям;
  5. право на возмещение ущерба:
    • материальный ущерб - денежные затраты потребителя;
    • моральный вред - переживания, которые испытывал потребитель из-за нарушения его прав.

Давайте назовем эти основные права «Азбука потребителя» - в условиях современной экономики  знать меньше потребитель уже не может себе позволить.

Учитель:

Сейчас вокруг подделок тьма,
Чтоб человек здоровым был
Программу “Качества” не зря
Нам департамент предложил.
Будь то кефир, вода иль чай,
На этикетку только глянь
Стоит знак “Качества Кубань” –
Без опасенья покупай!

В Краснодарском крае по инициативе губернатора А.Н.Ткачёва принята целевая программа “Качество”, задачами которой является контроль за качеством товаров и услуг.

В рамках программы “Качество” администрацией края разработан и осуществляется целый ряд мероприятий по защите потребительского рынка края и принято решение ввести в обращение индивидуальный защитный знак, который наносится на этикетку и упаковку продукции.

Знак “Качество Кубань” выполнен в виде синей ленты, расположенной по окружности, и двух лент красного цвета – в нижней части знака. В центре – надпись “Качество Кубань”, а по внешней стороне проходит микротекст.

Право использовать этот знак имеют только участники краевой программы “Качество”, продукция которых прошла идентификацию.

Знак “Качество Кубань” служит гарантом качества продукции. Прежде чем нанести этот знак, продукция тщательно проверяется на соответствие нормам и требованиям качества. Подделать этот знак практически невозможно.

Товарам со знаком “Качество Кубань” вы можете смело доверять. Поэтому, приобретая товары со знаком “Качество Кубань”, вы делаете правильный выбор: отличное качество и безопасность продукции вам гарантированы.

2. Защита прав потребителей.

Учитель: Итак, с азбукой потребителя мы познакомились. Но эти права нужно уметь защищать.

  • Каков механизм защиты наших прав  как потребителей?

Существует три основных пути защиты:

Первый путь - гражданин может защитить свои права сам, не обращаясь в другие органы. (Иметь документ, подтверждающий заключение договора купли - продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги, подтверждающий заключение договора купли-продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину.)

Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки или услуги, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания.

Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные качества  товара  или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину, мастерской (продавцу, исполнителю).

В случае отказа необходимо написать претензионное письмо, изложить суть, указать факт отказа.

Второй путь - обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей.

В соответствии со статьей 45 ФЗ "О защите прав потребителей", общественные организации потребителей имеют право:

  • проводить проверку качества и безопасности товаров (работ, услуг);
  • проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;
  • участвовать в контроле  за применением регулируемых цен;
  • вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к ответственности  лиц, виновных в нарушении прав потребителей;
  • предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.

Третий путь - обращение потребителя за защитой к специальным государственным    органам .                               

В случае, когда потребитель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, его государство защищает. В органах местного самоуправления, отделах внутренних дел работают инспектора по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. К ним вы можете обратиться в случае нарушения ваших прав как потребителя. Если это обращение не поможет, вы вправе обратиться в суд с иском о нарушении ваших прав.

А теперь давайте поучимся отстаивать свои права как потребителей на примере конкретных  жизненных ситуаций!

При этом необходимо помнить определенный алгоритм:

  1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация)
  2. Определить сущность претензии (ненадлежащее качество, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
  3. Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Учащиеся переходят к работе с текстом закона и ситуациями - в группах:

  • разбор ситуаций, анализ соответствующих статей Закона, обсуждения результатов работы;
  • оценивает, корректирует ответы эксперт  из учащихся, который получил опережающее  задание.  Затем учитель обобщает данный вопрос, подводит итоги урока:  Сфера услуг - важная  отрасль нашей экономики, но, к сожалению, ещё не достаточно развита.

В жизни часто возникают проблемные ситуации.

Важно понять, что если возникли проблемы в мастерской, в магазине, ателье, то доброжелательный тон и улыбка - это необходимое условие  общения. Отстаивание своих прав и предъявление претензий ни в коем случае не должны сводиться к унижению  продавца или  исполнителя. Закон всегда на стороне потребителя, но если вам предлагается уладить  конфликт самостоятельно, на приемлемых условиях, то лучше согласиться.

IV. Закрепление:

3. Блиц – турнир.

(Вопросы задаются каждой команде по очереди. Команда должна дать мгновенный ответ).

1. С какого момента наступает гарантийный срок товара?

(С момента передачи товара потребителю).

2. Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека?

(Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя).

3. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара?

(Замена некачественного товара происходит в семидневный срок).

4. Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности.

(Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические).

4. Комментарии к ситуациям.

1. Магазин продал Петрову буфет с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке буфет попал под дождь и был сильно испорчен. Петров отказался принять покупку и потребовал возвратить деньги или доставить другой буфет. Администрация магазина заявила, что покупатель является собственником товара с момента уплаты за него денег. Поэтому сам должен нести последствия порчи буфета от случайных причин.

Прокомментируйте правомерность действий магазина в данной ситуации.

2. Сидорова в 1986 году купила в магазине “Цель” цветной телевизор отечественного производителя. Гарантийный срок на телевизор составлял 2 года. В 1988 году Сидорова продала телевизор Петрову, а тот Малахову. В результате этих манипуляций документы на телевизор были утеряны. В 1994 году телевизор загорелся. В результате самовозгорания телевизора полностью выгорел дом. Малахов потребовал от магазина, продавшего телевизор, возместить убытки, причиненные некачественным товаром. Магазин отказался удовлетворить требования Малахова. Завод, изготовивший телевизор, также отказался возмещать убытки.

Прокомментируйте правомерность действий магазина–продавца и завода–изготовителя в данной ситуации.

5. Сказка. (Посвящается потребителям).

Автор:
Яга на лавочке сидела,
Яга на улицу глядела,
То пела, то молчала,
То головой качала.

Дело было вечером,
Делать было нечего.

Леший в гости к ней пришел,
Леший разговор завел:

Леший:
Ой, беда у нас, Карга!
Разорились мы дотла.
Пенсию не получаем,
И в кармане пустота.

Яга: Нужно что-то предпринять.
Во! Предпринимателями стать!

Леший: Кем? Неприличными словами попрошу не щеголять!

Яга: Вот уж неуч, вот беда!
Слушай, Леший, ты сюда.
Дело мы с тобой откроем:
Ты – помощник, я – глава.

Леший: Что за дело? Не пойму.
Научи меня уму.

Яга: Мы откроем лавочку
По продаже чая.
Деньги заработаем
Быстро, отвечаю.
Веток наломаем,
Листиков насушим,
Быстро все смешаем,
Можно даже кушать.

Леший: Ну, Яга! Ну, голова!

Автор: В лес пошли предприниматели,
Наломали дров приятели,
Листьев ворохи набрали
И в коробки паковали.

Яга и Леший: Подходи, народ, купи!
Чай наш новый посмотри!
В нем вся кладезь витаминов,
Завари и оцени.

Лиса: Милый, чая мне возьми!

Леший: Не скупись, братан, бери!

Волк: Вот мотовка, вот достала!
Ладно, милая, купи!

Автор: Дома чай они попили и готовились ко сну…

Лиса: Ой, - Лиса вскричала громко. –
Ты, волчок, мне помоги!
Ой, в живот стрельнуло больно,
И в глазах одни круги.

Волк: Дорогая, потерпи!
Дорогая, не кричи!
Скорая сейчас приедет!
Потерпи же, потерпи!

Автор: Вот пришел к ним птица-грач,
Он отличный был ветврач.
Спинки им он всем послушал
И в рецепте написал:

Грач: Воду пить с сертификатом,
Чай приобретать со знаком
“Качество” его зовут
И гласит он там и тут:

Знак “Качество”:
В руки ты товар бери,
Этикетку рассмотри.
Там название предприятия,
Адрес, факс и телефон.
Номер ГОСТа, номер партии
И, конечно, годен до…
Если пачка протекает
Или криво там и тут,
Неизвестно кто хозяин,
Где искать и как зовут,
Позвони в госторгинспекцию,
О подделке расскажи.
Специалисты вам помогут
И виновных враз накажут,
Предприятие закроют,
Не творите безобразие.

Все: Будьте грамотны!
Будьте бдительны!
Дети, школьники
И их родители!

V. Домашнее задание: Группе уч-ся - составить памятку потребителя. Другой группе - составить  ситуации для проверки знания своих прав как потребителей.

По желанию - составить претензии к исполнителям.

Приложение 1 - Ситуации.

Ольга увидела в каталоге фирмы костюм, о котором давно мечтала. Через две недели Ольга получила посылку, оплатив заказ и его доставку. Костюм из посылки разочаровал Ольгу, так как он оказался ей совсем не к лицу. Какие права имеет в данном случае потребитель?

Гражданин Федотов купил часы, но вскоре они сломались и их пришлось отдать в ремонт. Когда Федотов пришел в назначенный день, чтобы забрать часы, то оказалось, что часы утеряны. Какая ответственность предусматривается для часовой мастерской?

Во время лечения в платной стоматологической поликлинике гражданину удалили не тот зуб. Врач, проводивший операцию, просто извинился. Ваши советы пострадавшему.

Покупательница приобрела холодильник, который сломался  через 19 месяцев при гарантии 2 года.  Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 6 месяцев. А потом требовали оплаты  ремонта под предлогом, что гарантийный  срок холодильника кончился. Работники мастерской в данной ситуации не правы дважды. Докажите это.

Светлана Григорьевна купила сыну ботинки. Когда сын их надел, то оказалось, что ботинки велики и фасон их не понравился подростку. Можно ли вернуть ботинки в магазин, если с момента покупки прошло 10 дней, но ботинки подросток не носил, и сохранилась упаковка товара?  Денис купил джинсы. Поскольку он ранее уже покупал одежду этой фирмы, Денис без примерки  взял джинсы того же размера, что и месяц назад. Срезав дома все товарные ярлыки, он обнаружил, что джинсы ему малы. В магазине Денису отказали обменять купленный товар. Прав ли продавец?

Покупательница приобрела холодильник, который сломался  через 19 месяцев при гарантии 2 года.  Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 6 месяцев. А потом требовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный  срок холодильника кончился. Работники мастерской в данной ситуации не правы дважды. Докажите это.


Презентацию Вы можете скачать в формате Microsoft PowerPoint.

Текст урока Вы можете скачать в формате Microsoft Word.