Урок качества.
Тема: «Культура потребления продуктов питания»

Составила учитель биологии высшей категории МОУ СОШ № 25 станицы Платнировской МО Кореновский район Краснодарского края Шапошник Любовь Петровна.

Цель: пропаганда правовых знаний в потребительской сфере, повышение правовой культуры.

Задачи:

  1. Познакомиться с основными положениями Закона «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года.
  2. Научиться анализировать информацию о товарах, продавце, магазине, уметь пользоваться ею.
  3. Определять вид рекламы, рекламные приемы, их смысл и значение.

Формы и приемы проведения уроков: рассказ, беседа, игра, инсценировки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рисунки реклам, натуральные продукты питания: хлеб, пакет молока, банка сгущенного молока, рыбные и мясные консервы в банках, коробка конфет, чипсы, газированная вода, сок, памятки для выбора пищевых товаров; на доске плакат со  знаком качества «Качество Кубань»

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя

- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проведем необычный урок, где узнаем много нового о самых, казалось бы, простых вещах, научимся избегать досадных неприятностей в повседневной жизни и быту. Вспомните, кто из нас не возмущался обвесами, обсчетами, низким качеством купленного товара?

А ведь очень часто виноваты в этом мы сами – наша не внимательность, покорность, наша потребительская безграмотность. Мы обреченно смиряемся с нарушением наших потребительских прав, потому что не знаем их.

Между тем знание прав, которые нам гарантирует Закон «О защите прав потребителя», и за нарушение которых предусмотрены наказания нарушителям – важное условие порядков торговле.

(На экран проектируется внешний вид брошюры Закона «О защите прав потребителей»)

Учитель.

Наш урок пройдет в виде игры, в которой будет участвовать четыре команды: «Изготовители товаров», «Продавцы товаров», «Покупатели товаров», «Правозащитные органы». Прошу членов команд занять надлежащие им места. (В классе у доски организован прилавок магазина.) На столах разложены продукты питания с ценниками, на доске развешены рисунки реклам продуктов. Столик для покупателей оформлен корзинками, пакетами, кошельками. На столике правозащитных органов находятся образцы Закона «О защите прав потребителей», памятки для выбора пищевых продуктов. На столике производителей знак «Качество Кубань» разных размеров.

Учитель.

Итак, наша задача научиться правильно покупать продукты питания определять их качество, правильно оценивать возможности рекламы и защищать свои потребительские права. Первое слово я предоставляю «Правозащитным органам», прошу вас ознакомить собравшуюся публику с историческою справкой.

Выступают члены команды «Правозащитные органы».

Первый. Противоборство потребителей против недобросовестной торговли зародилось в глубокой древности. Когда древний человек, обменяв у соседа каменный топор на глинный горшок и, обнаружив в последнем трещину, кидался на обманщика с дубиной – он тем самым защищал свое потребительское право на качество полученного товара. Постепенно методы борьбы становились более цивилизованными. (Проекция человека с дубиной).

Второй. В городе Екатеринодаре в 1793 г. кошевой атаман Захарий Чепега принял ордер, в котором предписывалась необходимость надзора за торговлей «дабы во всем были меры и весы справедливы и в продаже товары производили в самой точности, без малейшего примешательства и дороговизны». (Проекция портрета Захария Чепеги)

Третий. В России первое потребительское общество – клуб потребителей возникло в городе Ленинграде 1988г. Тогда же появились организации потребителей в Волгограде, Ростове, Свердловске и Москве. 7 февраля 1992г. был принят, а с апреля вступил в силу Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», где указывалось, что потребитель – это любой гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает работы для личных бытовых нужд.

Учитель.

Благодарю «Правозащитные органы» и прошу «Продавцов» и «Покупателей товаров» закрепить понятие «Потребитель». (Команды «Продавцов» и «Покупателей» разыгрывают сценки. А «Правозащитники» комментируют и объясняют ситуацию.)

Сценки.

  1. Покупатель подходит к прилавку, осматривает товар и просит показать документы, подтверждающие качество и безопасность товара, так как имеет на это право. Продавец заявляет: «Если купишь покажу, а так – с какой стати? Все вы туту будете о своих правах говорить. Раз сами не покупаете, значит и прав у вас нет».
  2. Валя испекла пирожки и угостила Таню, в пирожке Таня обнаружила муху. Может ли Таня предъявить Вале требование обменять пирожок? Кто из них является потребителем? Валя испекла пирожки и продает их на рынке. Мальчик, купивший у нее пирожок, обнаружил в нем муху и требует обменять пирожок или вернуть деньги. Является мальчик потребителем и правомерно его требование?

Ответ правозащитников.

Первый. По Закону любой гражданин, обратившийся к продавцу с просьбой показать товар, рассказать о его свойствах, о производители товара, уже является потребителем и обладает правами, защиту которых гарантирует Закон «О защите прав потребителей».

Учитель.

Переходим ко второй части нашей встречи. Часто приходиться слышать жалобы «Покупал сметану – ем кисляк, покупал масло – ем маргарин…». Покупка некачественного товара не редкость. «Куда делось качество?» - возмущаются покупатели.

Качество…

С этим понятием мы сталкиваемся ежечастно, ежедневно. Попросим производителей рассказать, что к чему.

Выступают члены команды «Производители товаров»

Первый. Огорчения от приобретения некачественного товара потребители испытывают во всех странах и во все времена. С давних времен общество, государство искали меры борьбы с некачественными товарами. Эти меры были жестокими.

Второй. Во Франции, например в 16 веке, покупателям, которым продали протухшие яйца, предписывалось закидать этими яйцами их продавца.

Третий. На Кубани торговца некачественным молоком заставляли съесть всю крынку самому.

Четвертый. В древнем Вавилоне такая же участь постигала фальсификаторов пива – их либо топили в бочках с пивом, либо заставляли пить некачественный напиток, пока не упадут замертво. Со временем меры борьбы стали более цивилизованными.

Пятый. На Кубани по инициативе губернатора края А.Ткачева проводятся месячники качества, принята целевая программа «Качества», задачами которой являются контроль за качеством товара и услуг, реализация права граждан на приобретения и потребления безопасной, качественной продукции. Учрежден также знак «Качество Кубань» использовать который имеют право только участники краевой программы качества.(проекция знака)

Первый. Уважаемые потребители! Предлагаем вашему вниманию памятку которую вы можете использовать при покупке товаров – например, продуктов питания.

Памятка

  1. Покупая мясо, колбасу, сосиски проверьте на этикетке наименование, место нахождения изготовителя, дату изготовления, условия хранения, срок годности, пищевую ценность и состав продукта. Все должно соответствовать указанным нормам и четко просматриваться на этикетки.
  2. Чтобы купить «Настоящую» тушенку нужно помнить, что в ее составе должны быть указаны только: мясо, соль, специи и все. Отдавайте предпочтение продукции отечественных производителей.
  3. Если вы покупаете макаронные изделия, то в маркировке обязательно проверьте: наименование предприятия-изготовителя, наименования макаронных изделий, их группу и сорт, срок хранения, дату изготовления.
  4. Чтобы купить, любимую всеми нами, газированную воду необходимо рассмотреть на этикетки: дату розлива, срок хранения, рекомендации по хранению, проверить герметичность укупоривания.

Будьте внимательны и осторожны при покупке любых продуктов питания!!!

(«Производители раздают всем участникам « памятки» и «знаки качества»)

Учитель.

И в заключение нашей встречи, несколько слов о рекламе.

Всем известно, что качественный товар не нуждается в рекламе, и без нее он всегда пользуется потребительским спросом, как бы отвечает сам за себя. Но не все производители добросовестно преподносят свой товар. Чтобы сбыть с рук некачественную продукцию, они прибегают к различного рода уловкам, тратят не малые деньги на не всегда правильную информацию о своем товаре. Очень часто реклама оказывается в лживой, опасной, неграмотной и рассчитывается на доверчивых и сведущих покупателей.

Предостережение.

Прежде чем купить широко разрекламированный товар, особенно, если это продукты питания, купите его немножко и затем сделайте выводы: подходит он вам или нет. Помните, что вернуть утраченное здоровье очень трудно.


Текст данного урока Вы можете скачать в формате Microsoft Word.